Список конструкторов формулы 1

Обновлено: 22.04.2024

Передовые команды Ф1 за всю историю

На первых 5-ти позициях рейтинга чемпионата удается удержаться лишь признанным лидерам. В этот список попали те из них, на чьем счету числится наибольшее количество побед.

Самые успешные команды Формулы 1 за всю историю соревнований:

Ferrari. Со времен своей первой победы в Сильверстоуне (1950) эта итальянская команда выступает бессменным лидером в области автогонок. Успех и богатая история компании притягивают к себе толпы фанатов. Ежегодная прибыль бренда составляет 250 000 000 $, а ее стоимость – 1,15 миллиардов $.

McLaren. Дебют этой команды Ф1 состоялся на 16 лет позже предыдущей – в 1966 г. Выступает подразделением одноименного автомобильного концерна и уже более 50 лет презентует его на гоночных соревнованиях.

Williams. Двигателя и шасси этой команды Формулы 1 признаны одними из наиболее мощных. Третья команда в истории итальянского автоспорта, которой удалось одержать 100 побед в Гран При со времен дебюта в 1977.

Lotus. После ряда неудач в сезоне 1985 г. бренд поставлял моторы другим участникам. В чемпионатах после 2000 года наблюдается взлет в достижениях команды.

Brabham и Renault. Эту позицию делят между собой два бренда. Первый из них успешно дебютировал в 1964-м и продолжает делать успехи благодаря победам Нельсона Пике. Renault показала высший пилотаж на соревнованиях в 1979 г., затем в 1985 г. покинула соревнования и участвовала в автогонках после покупки Benetton. В 2016 г. вернулась в Ф1 под своим брендовым именем - Renault.

К лидерам чемпионата причисляют и другие команды: Benetton, Tyrell, British Racing Motors, Cooper, Alfa Romeo, Jordan, Honda, BMW и другие.

Секрет победы команд в Формуле 1 у каждого собственный: эффективные технические решения, грамотный менеджмент и мастерство пилотов. Без этих факторов заполучить Кубок Конструкторов невозможно, ведь конкуренция в чемпионате огромная.

Современные технические решения передовых команд Ф1 в разработке шасси, двигателей, аэродинамических элементов и других комплектующих болидов берутся на вооружение для производства авто.


10 лучших конструкторов Формулы-1


Аурелио Лампреди

Инженер-моторостроитель из авиационной промышленности Лампреди появился в конструкторском штабе Ferrari в 1946 году. Его техническим кредо были легкие, простые двигатели с большим крутящим моментом на средних оборотах. И первая такая машина Формулы-1 - Ferrari 375 - принесла Scuderia первый Гран При. Наиболее удачная конструкция Лампреди - Ferrari 500 - машина, на которой Аскари выиграл чемпионаты 1952 и 1953 годов. После этого успеха Аурелио еще несколько лет оставался на посту главного конструктора Ferrari, но его машины уже не достигали таких вершин. Уйдя в 1955 году из Ф-1, Лампреди продолжил карьеру в FIAT.


Джоакино Коломбо

Создателю первого чемпионского автомобиля Формулы-1, Alfa Romeo 158, по праву принадлежит место среди лучших конструкторов чемпионатов мира. И хотя многие коллеги Коломбо упрекали его в излишней сложности, склонности к теоретизированию, а порой даже в технических промахах, итальянский инженер, начинавший свою карьеру в 1924 году в Alfa Romeo, стал отцом 12-цилиндровых моторов Ferrari и вдохновителем еще одного чемпиона - Maserati 250F.


Колин Чэпмен

Необыкновенная техническая интуиция и инженерная смелость в сочетании с организаторским талантом, деловой хваткой и умением увлечь множество людей своим энтузиазмом сделали Энтони Колина Брюса Чэпмена самым замечательным конструктором в Формуле-1. Буквально каждая машина, выходившая из КБ Чэпмена, несла в себе передовые идеи и решения. Несущий кузов монокок в начале 60-х, аэродинамика шасси и «граунд-эффект» в 70-е, прообраз активной подвески в 80-е - вот наиболее значимые вехи технического прогресса, которые оставил Чэпмен в истории Ф-1.


Харви Постлтуэйт

Возможно, самый неоцененный конструктор Формулы-1. Свой путь в Ф-1 начал в команде лорда Хескета, создав Hesketh 308, на котором гонщики маленькой команды в 1974 году на равных боролись с грандами. Через три года следующая машина Постлтуэйта - Wolf WR1 - выиграла первую же гонку для новой команды - случай, не имеющий прецедентов в современной Ф-1. В середине 80-х Постлтуэйт пять сезонов проработал на посту шеф-дизайнера Ferrari. Scuderia завоевала два Кубка конструкторов. Последние годы своей карьеры и жизни Постлтуэйт провел в угасавшем Tyrrell, изредка удивляя мир Формулы-1 очередной новинкой в областях подвески и аэродинамики, в которых всегда был специалистом.


Гордон Коппак

Простота и надежность - таков был девиз этого английского инженера. Именно таким был McLaren М23 - один из лучших автомобилей в истории Ф-1, завоевавший 16 Гран При и два чемпионских титула - в 1974 и 1976 годах. Однако дальнейшая работа в командах March и Spirit лавров Коппаку не принесла. Сегодня 63-летний англичанин возглавляет технический штаб Arciero/Wells - коллектива заокеанской серии CART.


Гордон Марри

Великий выдумщик и хитрец - так называли инженера из Южной Африки в конце 70-х - середине 80-х. «Гоночный пылесос» Brabham ВТ46В, «припадавший на брюхо» ВТ49С, принесший Пике чемпионское звание в 1981-м, «плоская камбала» ВТ55, отнявшая жизнь де Анджелиса, и построенный на ее идее McLaren МР4/4, который выиграл 15 из 16 этапов сезона-88 - вот список созданий Марри.


Мауро Форгьери

25-летний выпускник университета Модены появился в Маранелло в 1959 году и почти за 30 лет пребывания в Scuderia создал великое множество самых разных конструкций. Его машины, начиная с чемпионки-64 Ferrari 158, никогда не имели подавляющего преимущества над соперниками и зачастую удачи чередовались с промахами. Тем не менее, именно конструкции Форгьери принесли Энцо Феррари три последних чемпионских титула - 312Т в 1975,312Т2 в 1977 и 312Т4 в 1979 годах.


Джон Барнард

Имя 53-летнего англичанина связывают с проникновением в автогонки авиакосмических технологий в 80-е годы. В прошлом - инженер-станкостроитель, он создал первый автомобиль Ф-1 с углепластиковым монококом, первую полуавтоматическую коробку передач с переключением на руле и углепластиковый картер КПП. Плоды творчества Барнарда - первые машины серии MP4 - трижды за те 6 лет, что Барнард проработал в McLaren, «привозили» своих пилотов к чемпионской короне. В успехах Benetton и Ferrari в 90-е годы тоже есть немалый вклад Джона Барнарда.


Эдриан Ньюи

«Чародей аэродинамики» и «покоритель воздуха», Ньюи впервые удивил Формулу-1 в 1988 году, когда спроектированные им March, несмотря на не самые мощные моторы, в некоторых гонках на равных боролись с лидерами - только за счет лучшей аэродинамики. В1991-1996 годах Ньюи работал в Williams, став соавтором успехов Мэнселла, Проста и Хилла. За то превосходство, которое имеют машины McLaren два последних года, Хаккинену с Култхардом в первую очередь стоит поблагодарить именно Ньюи.

Начиная с 1958 г., в битву за чемпионский титул в Формуле 1 включились команды. Среди них разыгрывается Кубок Конструкторов. Чтобы определить призера, FIA начисляет очки согласно действующей системе. Поэтому каждый пилот королевских автогонок сражается не только за личный результат, но и приносит баллы в копилку своей команды.

Согласно последним изменениям в регламенте (2010 г.), призовые очки за сессию получает первая десятка финишировавших пилотов. За первое место присуждают 25 баллов, за 10-е - всего 1. Поскольку от одной команды в соревнованиях участвуют 2 гонщика, то их результаты суммируются и учитываются при распределении позиций на подиуме.

Год Шасси
2019 Mercedes
2018 Mercedes
2017 Mercedes
2016 Mercedes
2015 Mercedes
2014 Mercedes
2013 Red Bull
2012 Red Bull
2011 Red Bull
2010 Red Bull
2009 Brawn
2008 Ferrari
2007 Ferrari
2006 Renault
2005 Renault
2004 Ferrari
2003 Ferrari
2002 Ferrari
2001 Ferrari
2000 Ferrari
1999 Ferrari
1998 McLaren
1997 Williams
1996 Williams
1995 Benetton
1994 Williams
1993 Williams
1992 Williams
1991 McLaren
1990 McLaren
1989 McLaren
1988 McLaren
1987 Williams
1986 Williams
1985 McLaren
1984 McLaren
1983 Ferrari
1982 Ferrari
1981 Williams
1980 Williams
1979 Ferrari
1978 Lotus
1977 Ferrari
1976 Ferrari
1975 Ferrari
1974 McLaren
1973 Lotus
1972 Lotus
1971 Tyrrell
1970 Lotus
1969 Matra
1968 Lotus
1967 Brabham
1966 Brabham
1965 Lotus
1964 Ferrari
1963 Lotus
1962 BRM
1961 Ferrari
1960 Cooper
1959 Cooper
1958 Vanwall

Лучшие команды Формулы 1

Первым владельцем Кубка Конструкторов стала "конюшня" Vanwall. Три гонщика - Стирлинг Мосс, Тони Брукс и Стюарт Льюис-Эванс помогли своей команде завоевать главную награду. В последующие годы, им не удалось закрепить лидерство, и кубок перешел к другому конструктору из Великобритании - Cooper.

За всю историю королевских автогонок, главный приз 14 раз менял своих владельцев. Дольше всех Кубком Конструкторов владела команда Ferrari. В ее активе 16 побед, в том числе 6 подряд. Williams (9) пытается составить конкуренцию, но пока занимает вторую строчку, а замыкает тройку лидеров McLaren (8).

Хотите узнать, кому достанется главный приз в этом году? Оставайтесь вместе с VERcity и следите за развитием событий в Формуле 1.

После объявления Марио Андретти о намерении его сына Майкла уже через два года прийти в Формулу 1 со своей командой мы решили вспомнить истории прежних новичков

Дюжина смелых. Как сложилась судьба 12 последних команд, пришедших в Ф1

Если верить протоколам, за три последних года в чемпионате Ф1 появилось сразу четыре новых участника. Совпадение или нет, но их названия начинаются на одну и ту же букву – это Aston Martin, Alpine, AlphaTauri и Alfa Romeo.

Однако понятно, что дебютантами все они были лишь формально: в каждом случае речь шла исключительно о переименовании уже существующих коллективов даже без смены их собственника. Поскольку это вовсе не дебют, такие случаи мы считать не будем.

Реальных новичков за десять последних лет было куда меньше. На самом деле, всего один – Haas. А чтобы набрать дюжину новых команд, пришлось заглянуть в историю аж на три десятилетия. Вот какой получился список:

Haas (2016)

Эстебан Гутьеррес, Haas VF-16, Гран При Бельгии 2016 года

Эстебан Гутьеррес, Haas VF-16, Гран При Бельгии 2016 года

Как пришла?

Американский предприниматель и владелец команды NASCAR Джин Хаас дал старт своему проекту шесть лет назад, сделав ставку на тесное техническое партнерство с Ferrari. Первую же гонку, Гран При Австралии 2016 года, Ромен Грожан закончил на шестой позиции.

Концепт машины Haas F1 2022 года

Концепт машины Haas F1 2022 года

Фото: Haas F1 Team

Что получилось?

Три первых сезона Haas явно прогрессировала и завершила сезон-2018 на пятом месте в Кубке конструкторов. Потом начался спад, и к 2021-му команда оказалась безоговорочным аутсайдером. Все надежды она связывает с новым сезоном, когда в Ф1 сменятся правила.

Virgin/Marussia/Manor, Lotus/Caterham и HRT (2010)

Тимо Глок, Marussia MR01 Cosworth, Хейкки Ковалайнен, Caterham CT01 Renault

Тимо Глок, Marussia MR01 Cosworth, Хейкки Ковалайнен, Caterham CT01 Renault

Как пришли?

На закате своего президентства в FIA Макс Мосли объявил о наборе в Ф1 новых команд, объявив о введении как для них, так и для всех остальных лимита бюджетов в 60 миллионов долларов. Желающих выступать на таких условиях оказалось предостаточно – в общей сложности было подано 15 заявок.

В итоге право выйти на старт получили британская Manor, малайзийская Lotus, испанская HRT и американская US F1. Последняя, правда, «сошла с дистанции» еще на стадии постройки машины.

Авария: Карун Чандок, HRT F110, и Ярно Трулли, Lotus T127

Авария: Карун Чандок, HRT F110, и Ярно Трулли, Lotus T127

Фото: Sutton Images

Что получилось?

Ничего. Существующие команды Ф1 наложили вето на ограничение расходов, и новички оказались в заведомо проигрышной ситуации. Ни одному из них, несмотря на все усилия, не удалось дотянуться хотя бы до середины пелотона. Manor вскоре сменила имя на Marussia и стала выступать под российским флагом, а Lotus превратилась в Caterham.

HRT сдалась первой – в 2012-м, еще через три года чемпионат покинула Caterham, а Virgin/Marussia продержалась дольше всех: после кончины в конце 2014-го она возродилась уже под именем Manor и продержалась до конца сезона-2016.

Super Aguri (2006)

Такума Сато, первые тесты Super Aguri F1

Такума Сато, первые тесты Super Aguri F1

Фото: Mike Lambert

Как пришла?

Дочерняя команда Honda, руководимая экс-пилотом Агури Сузуки, появилась в Ф1 во многом благодаря невероятной популярности на родине японского гонщика Такумы Сато. Тот потерял место в заводской Honda, но концерн инвестировал в создание нового проекта, который разместился на бывшей базе Arrows в Британии и провел дебютный сезон на старом шасси этой команды.

Энтони Дэвидсон, Super Aguri F1 SA07

Энтони Дэвидсон, Super Aguri F1 SA07

Фото: Sutton Images

Что получилось?

После очень слабого первого года Super Aguri ощутимо прибавила в следующем. На Гран При Канады в 2007-м Энтони Дэвидсон (на фото) имел реальные шансы подняться на подиум, но налетел на одного из местных сурков, по неосторожности вышедшего на асфальт, и сломал переднее крыло. Сато закончил ту же гонку шестым.

Toyota (2002)

Кристиано да Матта, Toyota TF103, 2003 год

Кристиано да Матта, Toyota TF103, 2003 год

Фото: Sutton Images

Как пришла?

Японский концерн не пожалел денег на Формулу 1 – Toyota заплатила $48 млн только за то, чтобы отложить дебют на год. Да и после этого ее бюджет, как поговаривали, оставался самым большим в пелотоне. Аналогичным был и подход к подбору персонала и инфраструктуры. Построенная на базе в Кельне аэродинамическая труба до сих пор остается одной из лучших в Ф1.

Старт Гран При Бахрейна 2009 года: Тимо Глок, Toyota TF109, Ярно Трулли, Toyota TF109, остальные пилоты

Старт Гран При Бахрейна 2009 года: Тимо Глок, Toyota TF109, Ярно Трулли, Toyota TF109, остальные пилоты

Что получилось?

Вложения позволили команде проявить себя: очки в первой же гонке, дебютный подиум и дебютный поул в 2005-м. При этом, несмотря на колоссальные траты, Toyota не удалось хотя бы раз одержать победу или закончить сезон выше четвертой позиции.

BAR (1999)

Презентация BAR: Жак Вильнев, глава команды Крейг Поллок, Риккардо Зонта

Презентация BAR: Жак Вильнев, глава команды Крейг Поллок, Риккардо Зонта

Фото: Sutton Images

Как пришла?

В конце 90-х доходы табачных кампаний были баснословными, а о жестких ограничивающих законах еще почти никто не слышал. Это и привело к появлению проекта British American Racing, движущей силой которого на деньги British American Tobacco стали чемпион Ф1 1997 года Жак Вильнев и его менеджер Крейг Поллок. Строить шасси наняли компанию Reynard – прежде ее машины выигрывали первую же гонку в каждом чемпионате, где стартовали. О поставке моторов договорились с Honda.

Строго говоря, команда BAR выкупила лицензию разорившейся Tyrrell – но все остальное включая базу, построила с нуля, потому ее можно с полным правом считать новой командой.

Сход: Оливье Панис, BAR 004 Honda, Гран При Австрии 2002 года

Сход: Оливье Панис, BAR 004 Honda, Гран При Австрии 2002 года

Что получилось?

Магия Reynard не сработала – надежность в дебютном сезоне вообще оказалась феноменально низкой, и Вильнев впервые добрался до финиша только в 12-м Гран При. Но команда вышла жизнеспособной, и постепенно результаты стали расти. В 2004-м BAR уступила в Кубке конструкторов только безоговорочным фаворитам из Ferrari – и в компании Honda решили выкупить проект, чтобы сделать своим заводским.

Что было дальше? Японцы вскоре покинули Ф1, испугавшись раскатов финансового кризиса, и команду за 1 фунт купил ее бывший руководитель Росс Браун. А еще через год в свою очередь продал. Кому – рассказывать не требуется.

Stewart (1997)

Рубенс Баррикелло, Stewart Ford SF-1

Рубенс Баррикелло, Stewart Ford SF-1

Фото: Sutton Images

Как пришла?

Трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт очень рассчитывал, что его сын Пол тоже станет сильным пилотом. И даже создал для того команду в Формуле 3000 (тогдашнем аналоге Ф2). Но с детьми гениев, как известно, не все так просто. Между тем сам Джеки, имеющий обширные связи в бизнесе, договорился с Ford о пятилетней программе в Ф1 – поначалу во избежание репутационных рисков решено было выступать под именем Stewart Grand Prix.

Джеки Стюарт, руководитель Jaguar F1

Джеки Стюарт, руководитель Jaguar F1

Фото: Jaguar Racing

Что получилось?

В первом же сезоне Рубенс Баррикелло поднялся на подиум в залитом дождем Монако, а к исходу третьего Джонни Херберт выиграл на «Нюрбургринге». Это окончательно убедило Ford, и Стюарт продолжил руководить проектом уже в темно-зеленой униформе Jaguar (на фото). А когда американский концерн, быстро наигравшись в Формулу 1, стал искать нового покупателя, на горизонте появился бизнесмен по имени Дитрих Матешиц. Это, впрочем, уже другая история…

Forti (1995)

Роберто Морено, Forti Corse

Роберто Морено, Forti Corse

Как пришла?

В середине 80-х новые команды появлялись в Ф1, как грибы после теплого дождя. Это были совсем небольшие проекты, руководимые энтузиастами, где зачастую работал один инженер да десяток механиков. Жизнеспособность таких команд была невысокой, и постепенно эта тенденция пошла на убыль. Последним примером стала итальянская Forti, попавшая в чемпионат на деньги бразильских спонсоров пилота Педро Диниса.

Авария Луки Бадоера, Forti FG01 95B Ford

Авария Луки Бадоера, Forti FG01 95B Ford

Что получилось?

Эпоха маленьких команд ушла безвозвратно. К тому же, у Forti была бесконечно слабая машина с механической (!) коробкой передач. На следующий год Динис нашел место получше, и судьба проекта была решена. Самому Гвидо Форти денег не хватило даже до конца второго сезона в Ф1.

Simtec и Pacific (1994)

Поль Бельмондо, Pacific PR01 Ilmor, 1994 год

Поль Бельмондо, Pacific PR01 Ilmor, 1994 год

Фото: Райнер Шлегельмильх / Motorsport Images

Как пришли?

Истории двух команд оказались словно под копирку списаны у Forti (хотя, следуя хронологии, в действительности было наоборот). Большие амбиции, не подкрепленные финансами, толкнули двух боссов, Кита Уиггинза и Ника Уирта, попытать счастья в чемпионате мира.

Доменико Скиатарелла, Simtek S951 Ford, 1995 год

Доменико Скиатарелла, Simtek S951 Ford, 1995 год

Фото: Эрколе Коломбо

Что получилось?

Для обеих команд рубеж третьего сезона также оказался непреодолимым. Имя Simtec, кроме того, обрело печальную известность, когда за рулем этой машины в Имоле-94 за день до Сенны разбился Роланд Раценбергер. На Pacific, в свою очередь, в Формуле 1 выступал Поль Бельмондо – сын знаменитого французского киноактера.

Sauber (1993)

Юрки Ярвилехто, Sauber C12, 1993 год

Юрки Ярвилехто, Sauber C12, 1993 год

Как пришла?

После долгой и успешной истории в гонках на выносливость Петер Заубер решился дебютировать в Ф1. В отличие от других искателей счастья, швейцарец всегда отличался мудростью – и заручился поддержкой Mercedes, с которой чуть ранее побеждал в «Ле-Мане». В ту пору в штутгартском концерне всерьез раздумывали о полноценных выступлениях в Больших Призах, но решили поначалу ограничиться ролью поставщика моторов, что устроило обе стороны.

Гуанью Чжоу, мул Alfa Romeo Racing C39

Гуанью Чжоу, мул Alfa Romeo Racing C39

Что получилось?

Увидим 23 февраля, когда новая Alfa Romeo C42 выйдет на трассу в Барселоне, – а также 28 февраля, когда команда из Хинвиля проведет официальную презентацию. Кто знает, может, послужной список из одной победы и 27 подиумов получится пополнить уже в этом сезоне.

АГС / AGS

АГС / AGS

Automobiles Gonfaronnaises Sportives (AGS) — французская автогоночная команда и конструктор, выступавшая в ряде гоночных серий, в том числе в Формуле-1. История команды началась в конце 60-х годов .

Альпин / Alpin

Альпин / Alpin

Alpine (англ. Alpine F1 Team) — французская автогоночная команда, созданная для участия в Формуле-1 на базе команды Рено. Команда создаётся для продвижения спортивных автомобилей Альпин. База команды .

Альфа Ромео / Alfa Romeo

Альфа Ромео / Alfa Romeo

Альфа Ромео на самом деле не имеет прямого отношения к автопроизводителю. Альфа — всего лишь генеральный спонсор швейцарской команды Заубер, которые известны своим долгосрочным пребыванием в среднем .

Альфа Таури / AlphaTauri

Альфа Таури / AlphaTauri

«Скудерия Альфа Таури», или просто «Альфа Таури» (итал. Scuderia AlphaTauri), — команда конструктор, выступающая в чемпионате «Формулы-1» начиная с 2020 года. Это одна из двух команд в «Формуле-1», .

Астон Мартин / Aston Martin F1 Team

Астон Мартин / Aston Martin F1 Team

Астон Мартин (англ. Aston Martin F1 Team) — британская автогоночная команда, созданная для участия в чемпионате мира Формулы-1 на базе команды Рейсинг Пойнт после покупки бизнесменом Лоуренсом .

АТС / ATS

АТС / ATS

ATS — немецкая спортивная команда, участница чемпионатов Мира по автогонкам в классе Формула-1. Название произошло от названия немецкого производителя колёс Auto Technisches Spezialzubehör. Команда .

АФМ / AFM

АФМ / AFM

AFM (акроним от Alexander von Falkenhausen Motorenbau (по другим источникам — М это Munich)) (Алекса́ндер фон Фалькенха́узен Мото́ренбау) — команда и конструктор «Формулы-1» из Германии. Выступала в .

БАР / BAR

БАР / BAR

British American Racing (BAR) — автогоночная команда, выступавшая в чемпионате мира Формула-1 с 1999 по 2005 год. Основана в 1998 году Крэйгом Поллоком и табачной компанией «British American .

Бенеттон / Benetton

Бенеттон / Benetton

Benetton — итальянская команда Формулы-1, принадлежавшая известной семье итальянских бизнесменов Бенеттон. Выступала с 1986 (с учётом Toleman — с 1981) по 2001 годы. В 2002 году преобразована в .

БМВ Заубер / BMW Sauber

БМВ Заубер / BMW Sauber

BMW Sauber F1 Team — германская автогоночная команда, принимавшая участие в гонках «Формулы-1» в 2006—2009 годах и представлявшая собой подразделение автомобильной компании BMW. База команды .

Читайте также: