Статья про лего конструктор

Обновлено: 28.03.2024

Конструкторы Lego являются одними из самых востребованных игрушек в мире. Конструктором можно играть несколько часов подряд, и он не надоедает даже взрослому. Ведь при помощи разноцветных деталей можно легко воплотить самые разнообразные идеи. В чем секрет успешности Lego? Некоторые интересные факты создания и деятельности компании.

Компания Lego

Компания Lego была основана в 1932 году. Первая команда состояла всего лишь из 7 человек . Название «Lego» с датского языка собрано из двух слов Leg и Godt и переводится как игра и удовольствие, а с латинского переводится как «(я) собираю». Логотип Lego, белая надпись на красном фоне, не менялся с 1973 года. И он остается самым узнаваемым логотипом игрушек на сегодня. Первые выпускаемые игрушки Lego были деревянными. Сейчас численность персонала компании более 8 тысяч, а их офисы находятся в 28 странах мира, среди которых Российская Федерация, Австралия, Венгрия, Польша, Мексика, Швеция.

Леголенды

В мире существует 6 парков развлечения, полностью построенных из кубиков Lego, и называются они Леголенды . Первый Леголенд был построен на родине конструктора в Дании в 1968 году и является самым большим Леголендом в мире. Для строительства этого парка понадобилось 46 миллионов кубиков разного размера. В этом Леголенде несколько тематических зон, среди которых самые известные достопримечательности мира, аттракционы, кинотеатр, остров пиратов и замок с рыцарями и принцессами. Леголенд – второе место по популярности, после Диснейленда, куда желают попасть дети со всех уголков земли.

Кубики Lego

На главном заводе Lego в Дании, для производства кубиков используется 60 тонн пластика в день . Детали делают при помощи металлических форм, сделанных в Германии. Горячий пластик заливается в специальные отверстия, затем поступает в прессовочную часть, где застывает и кирпичики готовы. В результате работы, только на этом заводе изготавливают 21 миллиард кубиков в год. Всего в год производится 45,7 миллиардов деталей Lego. Любопытно, что каждый час изготавливается порядка 2 миллионов кубиков Лего. В каждую секунду изготавливается около 12 человечков. Каждый год производится 30 миллионов шин для машинок Лего. Если посчитать все созданные кубики на земле, для каждого человека на планете придётся 86 деталей Lego.

Пластмассовые детали, созданные за все время производства еще с 50х годов до сегодняшнего дня, подходят друг к другу. Этого добились, благодаря определенному стандарту, согласно которому детали изготавливаются с точностью до 10 мкм. Благодаря этому, все наборы совместимы между собой, и можно собрать огромную коллекцию наборов из разных серий. Специалисты компании Lego ведут статистику, согласно которой можно определить какие детали чаще теряются. Именно эти детали попадают в набор как запасные.

Высокая стоимость конструктора Lego объясняется его качеством. Кубики Lego надежно крепятся и легко отсоединяются даже после их длительного использования, поэтому эти игрушки может использовать несколько поколений детей. Несмотря на стоимость наборов Lego, эта игрушка пользуется огромной популярностью. Каждую секунду на планете покупают 7 наборов конструктора Lego, а во время зимних праздников это количество возрастает до 28 наборов конструктора в секунду.

Конструкторы Lego можно купить более чем в 140 странах мира. Самой большой популярностью пластмассовые кубики пользуются в Германии и США. Для США выпускается 130 новых тематических серий Lego. Если соединить все детали Lego, покупаемые в течение года, в одну цепочку, то она 10 раз обернет нашу планету.

Миничеловечки Lego

Первый человечек был создан, спустя 20 лет после пластмассового кубика. С 1978 года создано более 4 миллиардов минифигурок Lego. Большинство минифигурок выполнены с имитацией кожи в желтом цвете. Именно желтый цвет, по мнению создателей, является самым универсальным, чтобы выразить все разнообразие национальностей и рас. С 2003 года начали использовать разные цвета кожи для большего сходства с персонажами из фильмов. У маленьких человечков нет носов, так их лица кажутся более аккуратными. Первые человечки носили только шляпы, и 1979 года для них были придуманы парики. Размер минифигурок без головного убора равняется четырем кубикам.

В каждой минифигуре есть маленькое отверстие, оно сделано для безопасности ребенка. Если ребенок проглотит человечка, он сможет продолжать дышать. Также в состав пластмассы добавлен сульфат бария. Для организма ребенка это безопасное вещество, зато его прекрасно видно на рентгеновских снимках. При случайном проглатывании детали, ее местоположение легко можно обнаружить при помощи рентгена.

Секретное хранилище Lego

Существует хранилище Lego. Там содержатся экземпляры всех наборов конструктора, созданных с 1958 года. Сейчас насчитывают порядка 4720 наборов. Эти наборы используются не только как памятная коллекция, но и как доказательство для судебных разбирательств в патентных и авторских спорах.

Lego в Книге рекордов Гиннеса

Конструктор Lego множество раз попадал в Книгу рекордов Гиннеса. Башня из Lego высотой 34.76 м попала в Книгу рекордов Гиннеса в 2014 году. Любители Lego побили этот рекорд, построив из 550 тысяч кубиков башню высотой 35.05 метров. Самая длинная железная дорога из конструктора Lego была построена в Дании. Для строительства дороги было потрачено порядка 100 тысяч элементов и 6 часов времени. Ее длина составила 4 км. Самый большой дом на колесах из 3,3 миллионов деталей конструктора Lego создали 1000 человек в Великобритании. Конечно же, такое событие не осталось незамеченным и попало в Книгу рекордов Гиннеса.

Если есть темы, про которые надо написать, оставляйте заявки в комментариях!

Яркий конструктор Лего любят все дети. Из пластиковых элементов можно собирать бессчетное количество вариаций, проявляя фантазию. Компания выпускает наборы для детей любого возраста, а в сборке моделей с удовольствием принимают участие даже взрослые.

Однако многие и не подозревают, насколько весь мир увлечен Лего-манией. Мы собрали самые интересные факты о Лего конструкторе, которые непременно удивят.

25 интересных фактов о лего фото 1

1. Год основания компании Лего – 1932. Но так необычно: компания изначально производила доски для глажки и создавала деревянные игрушки. Первый патент на выпуск конструктора был получен только 28 января 1958 года.

2. Главный завод находится в Дании. Ежедневно на нем используют 60 тонн пластика для производства деталей. Общая площадь фабрик и офисов составляет 210 тыс. кв. м., а в 37 компаниях работает более 8 тысяч человек. Половина из них работает в Дании, остальные сотрудники находятся в США, Швейцарии, Южной Корее и Бразилии.

3. За все время существования компания выпустила более 485 000 000 000 деталей.

4. Если из всех деталей конструктора LEGO, которые продаются за год, сделать цепочку, она обогнет Землю около 10 раз.

5. Несмотря на то, что история конструктора Лего началась более 50 лет назад, все элементы легко соединяются между собой. Вне зависимости от даты их выпуска.

6. На заводе существует специальное хранилище, в котором собрано по одному экземпляру каждого выпущенного набора.

7. Компания LEGO – крупнейший производитель игрушечных шин. Ежегодно она выпускает более 300 млн. миниатюрных колесиков.

8. Из деталей Лего был сделан первый серверный стеллаж компании Google.

9. Каждый человечек Lego имеет небольшое отверстие в голове. Это сделано для того, чтобы ребенок мог дышать, если случайно проглотит игрушку и она застрянет в горле.

10. Выпущенными за всю историю человечками можно заполнить 170 бассейнов стандартных размеров.

11. Если все выпущенные элементы разделить среди жителей планеты, каждый бы получил не менее 64 деталей.

12. Ежесекундно в мире продается 7 коробок Лего.

13. Всего в мире выпущено около 4 млрд. человечков Lego. А первый из них был произведен в 1976 году – почти через 20 лет после выпуска первого конструктора.

14. Интересные факты о Лего занесены в Книгу Рекордов Гиннеса, например: железная дорога из конструктора с 3 локомотивами длиной 545 метров.

15. Дети всего мира проводят около 5 млрд. часов за игрой с Лего.

25 интересных фактов о лего фото 2

16. «LEGO» произошло от датской фразы «Leg godt», что в переводе означает «играть хорошо».

18. Ежегодно на фабрике в г. Билунд производится 23 млрд. элементов Лего. Это 24 млн. элементов в час и 40 000 – в минуту.

19. Существует 3900 разновидностей элементов Лего и 58 цветов.

20. Если соорудить пирамиду из 40 млрд. кубиков Lego, она достигнет Луны. Что интересно, если использовать одинаковые элементы, то нижний кубик сломается под тяжестью остальных, когда их количество в пирамиде составит 375 000.

21. В производстве пластик нагревают до 232 градусов, за счет чего он становится похожим на тесто.

22. На официальном сайте можно бесплатно скачать приложение Lego digital designer и спроектировать собственную уникальную модель конструктора.

23. Крупнейший в мире набор по состоянию на 2021 год – Карта мира на 11,6 тыс. фрагментов.

24. Счастливыми обладателями конструкторов Lego является более 300 миллионов детишек в 130 странах мира.

25. Сейчас выпускается более 600 комплектов конструкторов.

Однако факты о Лего – далеко не все интересное для поклонников этого конструктора. В мире существует 6 парков Legoland – это масштабные развлекательные центры, построенные из кубиков Lego.

Узнать о них вы можете из нашей статьи, посвященной паркам Legoland во всем мире.

Защелкивающиеся кубики из пластмассы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что сегодня словом LEGO часто называют модульную систему при описании сложных технических решений. При этом многие воспринимают знаменитый датский конструктор всего лишь как игру, пусть и развивающую. Однако уже 40 лет в школах разных стран мира созданные на его основе учебно-методические комплекты с успехом служат практическими пособиями на уроках физики, химии, биологии, математики, информатики и многих других дисциплин. В наши дни с помощью специально разработанных решений дети не только осваивают школьную программу, но и учатся справляться с задачами градостроения, робототехники и других областей «взрослого» знания.

Кубики, из которых построен мир: можно ли обучить ребенка с помощью игры

LEGO Education: история создания конструкторов для учебы

Использовать популярный конструктор на уроках школьные учителя начали еще в 60-х годах XX века. Присмотревшись к этому опыту, спустя два десятилетия компания создала специальный департамент развития образовательных решений и выпустила целую серию конструкторов для школы и внеклассного обучения. Сегодня все они производятся под брендом LEGO Education.

В состав этих наборов входят как детали из стандартных серий, так и некоторые уникальные элементы. Сложность и комплектация зависят от возрастной группы, для которой предназначен конструктор. Особенность учебных наборов заключается в том, что с их помощью можно строить модели для постановки опытов в рамках школьной программы, собирать различные механизмы по прилагаемой инструкции и конструировать собственные. Поэтому во всех учебных наборах, помимо кубиков, есть учебно-методические пособия различной тематики и на разных языках.

Многообразие конструкторов LEGO и идей, которые можно воплотить с их помощью, кажется поистине неисчерпаемым. Но в основе этой бесконечности лежит единственный краеугольный камень, он же самозащелкивающийся кубик. Прототип современных кирпичиков в 1949 году разработал основатель компании Оле Кирк Кристиансен. В 50-х годах XX века его сын Готфрид значительно усовершенствовал конструкцию: помимо шипов на верхней плоскости кубикам добавили трубочки в нижней полой части. Это сделало сцепление значительно более надежным и не теряющим прочности даже через много лет. Именно благодаря такой конструкции можно строить из кубиков LEGO очень большие и сложные модели. Кстати, все современные конструкторы полностью совместимы с кирпичиками, выпускавшимися начиная с 1958 года.

В 1998 году в рамках направления Education был выпущен первый конструктор LEGO MINDSTORMS для создания программируемых роботов. Одновременно появилось и специальное программное обеспечение для управления ими. В состав наборов этой серии входит модульный микрокомпьютер, который управляет роботами, сервоприводы и датчики различного типа и назначения. Создавать алгоритмы для микрокомпьютера позволяет особый язык программирования и специальное фирменное ПО, которое устанавливается на настольный ПК, ноутбук или планшет. Именно с этим решением в Россию пришло понятие образовательной робототехники, которая закладывает у ребенка прочные основы системного мышления и позволяет ученику применять знания информатики, математики, физики, естественных наук, технологии, а также на практике знакомиться с инженерным творчеством.

В будущее – прямо из-за парты

STEAM-обучение – образовательная концепция, основанная на прикладном междисциплинарном подходе: школьные дисциплины интегрируются в единую систему обучения, где дети решают единую задачу, используя знания и навыки из различных предметных областей. STEAM – это аббревиатура, образованная из первых букв названий дисциплин, преподаваемых в рамках концепции: S – science (естественные науки), T – technology (технология), E – engineering (инженерное дело), A – art (искусство), M – mathematics (математика). На сегодняшний день STEAM-обучение признано одной из наиболее прогрессивных и эффективных образовательных концепций.

Набор SPIKE Prime, увидевший свет в 2019 году, позволяет наилучшим образом реализовать STEAM-подход к обучению.

Задачи, которые ученики решают в процессе коллективной работы над учебными проектами, состоят из двух частей: моделирования роботов или механизмов и последующего программирования их функций в среде Scratch с помощью приложения SPIKE. Именно так сегодня работает большинство взрослых специалистов, в какой бы области знания они ни были заняты.

Приложение SPIKE дополнено учебными курсами, которые отвечают требованиям российских государственных образовательных стандартов. Большинство проектов рассчитано на 45 минут школьного урока. Это позволяет учителям использовать обучающую платформу для ежедневных занятий по стандартной или расширенной программе.

Юные инженеры преобразуют городскую среду

Дети любят не только играть, но и соревноваться, общаться с ровесниками, заниматься общим делом, причем делать это в непринужденной, свободной обстановке. Детское любопытство, тяга к творчеству и созиданию лежат в основе международной образовательной программы FIRST LEGO League (FLL) для ребят от четырех до шестнадцати лет.

FLL — самое популярное международное робототехническое соревнование, которое проводится на базе конструкторов LEGO. Сегодня в нем принимают участие более 90 тысяч команд из 103 стран мира, в состязаниях участвуют более миллиона обучающихся. Соревнования проводятся в трех возрастных группах: 4–6, 6–9 и 10–16 лет. Участники в начале учебного года получают практическую задачу, на решение которой отводится 3–6 месяцев. Затем проект нужно представить на региональном, потом на национальном, а в случае успеха – на одном из мировых чемпионатов FLL. Каждый год посвящен решению определенной актуальной мировой проблемы.

В России соревнования проводятся с 2012 года. В феврале 2020-го в Красноярске под эгидой некоммерческой общественной организации «Лаборатория по робототехнике "Инженеры будущего"» состоялся самый масштабный всероссийский чемпионат, темой которого стало градостроительство. В соревнованиях приняли участие 1200 школьников – 185 команд из 45 регионов России и четырех стран. Участникам предстояло подготовить проекты по темам «доступность городской среды для разных категорий населения» и «рациональное использование пространств при плотной городской застройке».

Дом для всех

Абсолютным победителем чемпионата стала команда «Морошка» из Архангельской области, состоящая из ребят 8–9 лет. Они представили на конкурс проект «Дом для всех», в котором удобно и комфортно и детям, и взрослым, и пожилым, и людям с ограниченными возможностями.

Чтобы добиться поставленной цели, школьникам пришлось немало потрудиться. «Работа над проектом началась со знакомства с основами строительства и проектирования зданий. Каждый из ребят брал на себя изучение определенной темы, после чего они делились добытыми знаниями друг с другом на занятиях. Затем появился первый чертеж дома, который постепенно превратился в модель из деталей LEGO. По мере сборки возникали новые идеи, что-то меняли, что-то убирали. Когда собрали дом полностью, решили показать его специалисту и пригласили в студию архитектора. Так ребята провели первую презентацию своего проекта, а заодно получили ответы на оставшиеся вопросы. После этого дом разобрали и собрали снова, уже с учетом новых знаний, исправив все ошибки», – рассказывает тренер команды Ирина Чашина.

Отличительными чертами собранной школьниками модели стали подъезды с широкой автоматической дверью, пандусом, удобной лестницей с перилами и лифты особой конструкции. Во дворе устроены безопасная пешеходная зона и детская площадка, включающая зону для детей с ограниченными возможностями и небольшой скейтодром. Интересно, что попасть на площадку можно прямо из дома, не выходя на улицу.

Модель полностью выполнена из деталей LEGO Education SPIKE Prime. Многие ее элементы механизированы. Самые простые механизмы – это качели для детей с ограниченными возможностями и наклонный пандус на входе в подъезд. Использован и целый ряд механизмов с моторами и передачами. К примеру, автоматическая дверь подъезда приводится в движение механизмом с тремя передачами – зубчатой, коронной и передачей с зубчатой рейкой. В конструкции лифтов и подъемного крана использована ременная понижающая передача, а карусель для детей с ограниченными возможностями, спроектированная таким образом, чтобы она находилась на одном уровне с поверхностью земли, приводится в движение с помощью коронной понижающей передачи.

При этом все движущиеся механизмы управляются компьютером. Алгоритм их работы ребята программировали в приложении LEGO Education WeDo 2.0, а управление моделью осуществляется с помощью входящих в учебный набор датчиков и с клавиатуры ноутбука.

Кровля для жизни

Интересную градостроительную идею предложили школьники из Нижнего Новгорода – участники команды MeGAZ. Ребята спроектировали и построили из конструктора LEGO Education девятиэтажный четырехподъездный жилой дом с эксплуатируемой кровлей, на которой расположены зоны отдыха и спортивные площадки, перемежающиеся участками зелени.

Перед тем как приступить к реализации своей идеи, школьники провели опрос и выяснили, что жители их города хотели бы видеть на крышах своих домов. Исследование проводилось по всем правилам: были подготовлены опросные листы, после чего каждый из участников команды провел интервью со своими одноклассниками, жителями своего дома и прохожими на близлежащих улицах. В соответствии с результатами исследования и осуществлялась планировка крыши, которая состоит из четырех модульных зон: детской игровой площадки, спортивной площадки с игровым полем, беговой дорожкой и тренажерами, зоны отдыха с искусственным водоемом, газонами и летним кинотеатром, а также гостевой зоны, доступ в которую открыт как жителям дома, так и гостям. По сути, гостевая зона – это коммерческая территория, от которой ТСЖ может получать прибыль. Доступ в каждую зону обеспечивают лифты, выведенные на крышу прямо из подъездов. В перспективе ребята собираются добавить к проекту отдельный панорамный лифт, установленный на боковой стене здания для доступа в гостевую зону.

После опроса жителей участники команды встретились со специалистами Нижегородского строительного университета (ННГАСУ) и обсудили с ними свои идеи. В результате к первоначальному замыслу добавились новые детали: ограждения, лифтовые шахты с выходом на крышу, вентилируемое покрытие кровли и т. д.

«По замыслу ребят перед началом строительства дома будущие жильцы могут самостоятельно выбрать принцип зонирования кровли в соответствии со своими предпочтениями. Еще одна идея – большое количество зеленых насаждений на крыше. Это должно улучшить экологию города и снизить концентрацию углекислого газа в воздухе. А предустановленные системы очистки крыши от воды и снега позволят использовать природные осадки для повседневных нужд ТСЖ», – рассказывает куратор команды Людмила Федосова.

Этот проект реализует одну из наиболее востребованных концепций современного градостроения, которая пользуется популярностью в мегаполисах с плотной застройкой и дефицитом свободных площадей. Сегодня подобные архитектурные решения все чаще можно встретить в Китае, крупных городах США и Канады. С недавних пор озеленение и благоустройство крыш практикуют и российские архитекторы.

Безбарьерная городская среда

Проект команды Siberian Hearts красноярской средней школы № 149 решает одну из наиболее острых проблем современного города – организацию пешеходных переходов для людей с ограниченными возможностями. Ребята нашли оригинальный подход – прикрепили к пешеходному мосту монорельс, по которому перемещается подвесная кабина, похожая не те, что используются на канатных дорогах.

«Перед ребятами стояла задача: найти в городе проблемные точки и предложить решение. Поэтому свою работу они начали с консультации с руководителем проекта "Шаг за шагом" Натальей Каптелининой, которая и привлекла их внимание к проблеме, не имеющей решения уже много десятков лет: человек, передвигающийся на коляске, фактически не имеет возможности пересечь главную транспортную артерию города – улицу Вейнбаума», – рассказывает куратор команды Максим Турушев.

Проблема заключается в том, что конструктивные особенности пешеходного моста, соединяющего Театральную площадь с площадью перед зданием городской администрации, не позволяют оборудовать пандус или лифт. Юные инженеры предложили интересную альтернативу – закрепленный на несущей конструкции моста дугообразный монорельс с механизмом канатной передачи, который будет перемещать над дорогой оборудованную автоматическими дверями кабину. Останавливаться она будет на уровне тротуара, а для вызова горизонтального «лифта» достаточно просто нажать кнопку. При этом пользоваться необычным средством передвижения смогут не только люди с ограниченными возможностями, но и пешеходы с детскими колясками, велосипедам и т. д.

Участники команды уверены, что предложенное ими решение универсально и его можно использовать на любом пешеходном мосту. По мнению красноярских проектировщиков, проект имеет все шансы после некоторой доработки быть реализованным. Мэр города Сергей Ерёмин высоко оценил работу школьников и рассказал о намерении обсудить проект на совещании в городской администрации.

Конструкторы, обучающие материалы и образовательные программы LEGO Education помогают детям не только изучать предметы школьного курса, но и постигать их взаимосвязь, а также учиться командной работе и решению проектных задач. Такой формат образования как нельзя лучше готовит школьников к жизни в современном мире, где взрослым каждый день приходится решать тысячи задач на стыке дисциплин и использовать цифровые модели.

Всем привет! Наверное, все мы в детстве играли в лего, я тоже не стал исключением. Прошли годы, и Лего вернулось в мою жизнь: я начал коллекционировать наборы. Сейчас у меня их уже (или всего) 650. Хочу вам рассказать, как пришел к этому хобби и почему для меня оно стоит того, чтобы тратить на него огромную часть свободного времени и денег. Ну и, само собой, похвастаюсь любимыми наборами :)

Первый набор Лего мне подарила бабушка в 1995 году. Он был совсем маленький, с фигуркой космического шпиона на звездолете. А чуть позже, на Новый год, родители вручили комплект «Космический порт» с камазом и вертолетом. Эти наборы у меня сохранились, но сейчас они разобраны, поэтому вот фото коробок:

И второй. Это реалистик-набор: техника предназначена для строительства «настоящего» космопорта, поэтому выглядит довольно привычно

Меня до сих пор переполняют эмоции, когда вспоминаю, как собирали с отцом на зимних каникулах этот набор с грузовиком. Было чудесно! Потом случился бум, когда все скупали «Волшебные сундучки» Лего и Milky Way. Они стоили дорого, но родители заметили мой интерес и по мере возможности покупали то один набор, то другой. Мы с друзьями постоянно собирались у кого-то дома: каждый притаскивал свои детали и мы строили и перестраивали комплекты, создавая миллион разных сценок. Потратили на эти игры просто бесконечное количество часов.

Затем наступили «темные годы» — Dark Age, как говорят любители Лего. Это тот период, когда ты забрасываешь конструктор: вроде бы повзрослел, играть уже не так интересно, а к идее коллекционирования еще не пришел. У меня он начался в 11-12 лет. Тогда появился компьютер, я начал играть в онлайн-игры, а дальше — как у всех: окончание школы, армия, университет.

А лет в 20 я понял, что хочу вернуться к своему детскому хобби, только уже на более продвинутом уровне. К тому же у меня перед глазами был пример отца: он собрал небольшую, но классную коллекцию монет. Мне нравилось разглядывать эти монеты, зарисовывать их, подмечать, чем они друг от друга отличаются. Не побоюсь сказать, что именно папина коллекция помогла сформироваться мне как коллекционеру и личности.

Поворотный момент, разделивший жизнь на до и после, случился во время встречи с другом. Мы гуляли и обсуждали, как классно живется тем, у кого есть интересное хобби. Тут друг спрашивает:

— А вот тебе что больше всего нравится? Чем бы ты мог заниматься прямо всю жизнь?

Я подумал и ответил:

— Слушай, наверное, это Лего. Я в детстве обожал их наборы. Но это как-то несерьезно, что ли…

Мы шли, разговаривали об этом, а буквально через пару минут нашли на дороге редкую большущую деталь лего!

На меня находка произвела огромное впечатление, да и на друга тоже. Мы решили, что это знак, и начали обсуждать вопрос коллекционирования уже всерьез. Больше всего меня смущало, что Лего недешево стоит — я ведь тогда был студентом и еще не работал. На это друг возразил: зачем покупать дорогие новые наборы, если можно брать классные бэушные на том же Авито?

«Разумно», — подумал я и в тот же день полез в интернет искать подержанные комплекты. Так начался новый этап моей жизни.

Скоро я понял, что начать с площадок вроде Авито и Юлы — отличная идея, и не только из-за дешевизны. Типичная закупка была такой: я находил объявление, где продавали сразу много деталей Лего из разных наборов, покупал все это богатство и потом чистил его и сортировал, выкидывал поврежденные детальки.

Из нескольких кило деталей я собирал несколько комплектов, и это был непередаваемый кайф. Представьте: раздобыл мешок деталей, вымыл их, перебрал — и вдруг понимаешь, что сможешь сейчас восстановить старый редкий набор, о котором мечтал в детстве, листая с друзьями каталоги и огорченно вздыхая при виде цен! Это невероятный экспириенс, которого ты никогда не испытаешь, если покупаешь только новенькие комплекты в магазине. Я считаю, что нет смысла начинать коллекционировать лего, если процесс промывки деталей не доставляет удовольствия.

Один из таких наборов — «Шаттл Дискавери STS-31» 2003 года (полный обзор в моем блоге). Это лимитированный набор, выпущенный совместно с научно-популярным каналом «Дискавери». Внутри шаттла — телескоп «Хаббл», элементы которого встречаются всего лишь в десяти других комплектах Лего.

Еще я горжусь «Городским аэропортом» 1994 года, это бриллиант моей коллекции — один из самых редких наборов (на него тоже делал обзор):

Вот роскошный «Полицейский штаб и государственная тюрьма» 1996 года (обзор здесь). Это один из самых функциональных и разнообразных наборов для игр, там огромное количество техники — мотоциклы, грузовик для перевозки преступников, вертолет и катер.

Примерно 65% моей коллекции — это раритеты 90-х и 2000-х годов, которые уже не производят: подводные лодки, космические звездолеты, пиратский остров и другие. В старых наборах есть особая ламповость, поэтому очень люблю их.

Часто продавцы разделяют свои наборы Лего: беспорядочно сваливают детали в несколько пакетов и продают двум-трем разным людям. Понятно, полный набор тут не собрать. Оставалось одно: все равно покупать детали и отправлять их в запас. Когда запасных деталек накапливалось достаточно много, я старался найти и купить соответствующие наборы даже с обгрызенными, потерянными или испорченными деталями, чтобы заменить их своими резервными. Это процесс долгий, надо набраться терпения, но так вынуждены делать все коллекционеры старых наборов.

В общем, львиную долю своей коллекции я приобрел на вторичном рынке.

Охотиться за б/у наборами — классно, но требует слишком много времени и сил. После университета у меня появилась постоянная работа (я техник по обслуживанию медицинского оборудования), плюс я завел блог про Лего, а он тоже требует времени. Поэтому теперь в основном покупаю новые наборы.

Я фанат Гарри Поттера, поэтому у меня полно наборов из этой серии. Самые дорогие в моей коллекции — «Замок Хогвартс» и «Косой Переулок», в каждом больше 5 500 деталей. Я не богач и не могу сметать наборы из всех серий, которые мне нравятся, но все, что относится к Гарри Поттеру, покупаю без раздумий.

«Хогвартс» — самый большой набор серии и третий по величине среди всех наборов Лего. Там классные детали и фигурки, но есть и минусы: замок не совсем соответствует книжному, а некоторые элементы довольно хлипкие

«Косой Переулок» занимает чуть больше метра в длину. Лицевые стороны зданий сделаны классно, но вообще я считаю половинчатые здания изжившей себя идеей — более интересны раздвижные, цельные, которые выглядят законченно и намного больше внутри

Про «Косой Переулок» подробно рассказал в серии статей — почитайте, если тоже любите мир Гарри Поттера: первая часть, вторая и третья.

Еще я люблю знаковые серии Лего — «Биониклы», «Техник» и «Город». «Город» особенно нравится детям, прежде всего мальчикам: там много машинок. «Биониклы» — это просто серия, которая спасла компанию в свое время и привлекла очень много фанатов. А что касается «Техника», то это самая поразительная серия. Меня до сих пор удивляет, какие там создают механизмы: огромные движущиеся экскаваторы, грузовики и так далее.

Кстати, «Аполкалипсбург» прекрасно иллюстрирует, как улучшается качество мини-фигурок Лего со временем. Как я уже говорил, я люблю старые наборы, но фигурки — не лучшая их сторона. А здесь ими можно любоваться: отличная детализация, много уникальных, не встречающихся в других наборах.

650 наборов — это много, и в собранном виде я их почти не храню. После промывки, сборки и сортировки фотографирую их, разбираю, упаковываю в пакетики, которые сортирую по сериям и укладываю в ящики. Ящики стоят на балконе от пола до потолка. Места не хватает, и это уже становится большой проблемой.

Так выглядят наборы в разобранном виде внутри коробок:

Коллекционирование наборов Лего — дорогое хобби. Интересных, достойных наборов выходит великое множество в год, но стоят они порой просто невероятных денег. Чтобы покупать Лего за полную цену, надо быть миллиардером. Или сидеть круглые сутки на Авито, как я раньше. Иногда бывает, что кто-то находит в шифоньере старый набор в отличном состоянии и выкладывает его задешево, не зная цен. Но это редкость, да и покупают такие наборы почти моментально.

Поэтому я стараюсь брать наборы по акциям и жду ежегодных распродаж в «черную пятницу» и под Новый год. Могу полгода ничего не покупать, а потом приобрести детали и наборы раз шесть за месяц, потому что появились выгодные предложения. Так долго ждать — это боль, но ничего не поделаешь. Раритетные наборы я уже специально не ищу, потому что слишком многие мне хотелось бы иметь в коллекции, слишком дорого они стоят и слишком быстро разлетаются после поступления в продажу.

Дороговизна — наверное, главная причина, по которой коллекционирование Лего в России слабо развито. Не то чтобы коллекционеров совсем нет: например, недавно проходил фестиваль Лего в Таганроге, на котором был и я. Но на западе проводят в разы больше мероприятий, и их уровень гораздо выше. Там целая индустрия: участники иногда по несколько лет собирают огромные самоделки из 400 тысяч деталей! На Реддите фото своих работ выкладывают буквально сотни тысяч фанатов. Видимо, это потому, что Лего для них доступнее, чем для россиян.

Плюс Лего в том, что наборы, как правило, не теряют в цене со временем. По моим наблюдениям, дешевеют только наборы из детских серий вроде «Ниндзяго»: их регулярно перевыпускают. А вот другие только дорожают. В основном рост стоимости незначителен и компенсируется инфляцией, но все же наборы не обесцениваются.

Хорошо прибавляют в цене большие наборы, которые мало кто мог себе позволить, и культовые серии — те же «Гарри Поттер», «Властелин Колец», «Хоббит». То же относится к наборам из серий, которые закрылись, — некоторые из них с годами колоссально выросли в цене. Например, цена набора со статуей Свободы 2000 года выпуска варьируется от 1 400 до 3 000 долларов (103 тысячи и 220,8 тысячи рублей соответственно).

В 2018 году я решил рассказывать о своем хобби и завел канал в Яндекс.Дзене. Там много обзоров разных наборов, старых и новых, но время от времени я делаю аналитические материалы. Вот те статьи, которыми горжусь:

    : все о том, какими были первые фигурки 60-х годов и как они эволюционировали вплоть до наших времен.
  • Как развивались фигурки зверей, фантастических монстров и различных тварей. Рассказываю, когда появилась каноничная акула, какая серия подарила нам редких черных скатов и рыбу-пилу и как выглядят ездовые варги и король гоблинов из «Властелина колец».
  • Я люблю серию биониклов, и у меня есть несколько статей, где я разобрал их историю и легенды.
  • Ну и еще разное интересное, например, как телеведущий шоу Top Gear Джеймс Мэй строил дом из Лего, а рыбак потратил три года на изготовление линкора «Миссури» (7,4 метра в длину!).

Может, кто-то здесь тоже увлекается Лего? Скидывайте фото своих наборов в комментариях :)

Их давали нам, чтобы не мешали старшим чтобы котелок и мелкая моторика шли рука об руку. Но фишка конструкторов не только в этом.


Для начала, что называть конструктором? Например, пирамидки, паззлы, сортеры (когда детальке надо найти формочку), матрешки — это не конструкторы. Они называются «дидактическими игрушками» и учат работать по шаблону. Это, конечно, полезно и важно, но как тренировка. Поэтому иногда так хочется дать по рукам подтолкнуть ребенка, чтобы «закончили упражнение».

Настоящие конструкторы задумывались такими, чтобы человек работал в своем темпе и не до конца следовал шаблону.

Например

Первый массовый металлический конструктор «Меккано» (Англия) исходно вообще не содержал определенных схем.


«Меккано» — это тот самый «металлический конструктор» из детства. Просто в СССР он был известен под общим именем «Конструктор». И креативный подход в нем был — помните альбомы с самоделками, которые можно было собирать из комплектов таких вот деталей?

Давайте посмотрим, как мог повлиять на вас такой набор. Для тех, кто рос уже в эпоху Lego — тоже будет много интересного.


Говорят британские ученые и педагоги

Исследования, доказывающие практическую пользу конструкторов для человека (скажем, влияние на развитие моторики), проводились много где начиная с 1970-х. Чаще всего в них применялись блочные пластмассовые конструкторы по типу «Лего». Мы отобрали несколько интересных, а иногда просто забавных фактов из них.


1. Интерес к конструкторам влияет на способности к математике

Связаны ли развитие пространственного мышления, которое происходит с помощью конструкторов, и развитие способностей к математике и STEM вообще? То, что увлечение конструкторами в дошкольном возрасте влияет на дальнейшие успехи в математике, смогли показать сразу несколько специалистов.

А) В 1982 году группа исследователей наблюдала за четырехлетними детьми и тем, как и во что они играют. В 1998 году ученые взяли и проанализировали школьные ведомости тех детей. Оказалось, что с возраста 11-12 лет наблюдалась прямая корреляция между тем, как ребенок успевал по математике, и его детским интересом к конструкторам.

Результаты этой работы были опубликованы в 2001 году — их можно найти по запросу: «Block play performance among preschoolers as a predictor of later school achievement in mathematics».

Б) Джулия Буллард из университета Западной Монтаны пришла к аналогичным выводам. Своими исследованиями она занимается с 1989-го, фокусируясь на воспитании детей до 8 лет.

Вопросу развития математических способностей через игры и конструкторы она посвятила целую главу в своей научно-популярной книге «Creating Environments for Learning: Birth to Age Eight».

В) Если брать малый возраст, есть интересное исследование про связь между умением собирать конструктор и умением оперировать с числами у детей 3-4 лет. Если коротко, чем лучше ребенок управляется со сборкой, тем лучше знает счет.


На скрине результирующая таблица из исследования. Полностью исследование на 12 страниц доступно в онлайне, как невычитанная копия (uncorrected proof — могут быть пропущены запятые, например).

Г) Похожее исследование проводилось в более старшем возрасте. Ученые наблюдали за группой шестиклашек (это 10-11 лет) в голландской школе. И нашли связь между тем, сколько времени дети играли в конструкторы и способностью решать математические задачки.


2. Помимо моторики и математических способностей, конструктор развивает:

А) Логику и самостоятельность при решении задач, способность находить разные пути.

Б) Речь и навыки социализации — конструкторы используют даже при лечении речевых нарушений и аутизма: дети в процессе объясняют, что делают, отвечают на вопросы, начинают чаще использовать прилагательные. О том, как конструкторы работают с обычными детьми — в пункте 3 (“А что в России?”).

В) И наше любимое — интерес к технике и творчеству. Об этом мы тоже еще поговорим.


3. А что в России?

О пользе строительных игр, в которых можно что-то конструировать, писала еще Крупская, жена Ленина (Н.К. Крупская, “О дошкольном воспитании”). Её, естественно, много цитировали.

А если серьезно, чтобы получить актуальный и полезный список книг о влиянии конструкторов на развитие ребенка, сегодня достаточно зайти в любой нормальный детский садик (для интересующихся, список в первом комментарии).

Штука в том, что с 2010 года есть целая рекомендованная программа «Конструирование и ручной труд в детском саду». И по ней в садиках делают свои исследования. В феврале 2016-го, например, закончился эксперимент в одном из садиков в Ямало-Ненецком округе. У них очень структурированное исследование. Почитайте как-нибудь (ссылка в первом комментарии), а мы пока расскажем результат.

Исходно педагоги выявили в группе большой процент детей с низким уровнем социально-коммуникативного развития (41%) и «недостаточным уровнем сформированности конструктивных умений» (45%).


Так было. Показатель “социально-коммуникативные навыки” замерялся по 10 параметрам (далее для группы “низкий” будет оцениваться снижение параметра, для остальных — его рост).

Педагоги предложили детям 13 коротких занятий с простым пластмассовым конструктором — помогали собрать робота, ракету или домик, причем часть времени дошкольники работали самостоятельно. По итогам, показатели улучшились в среднем на 12%. Т.е. почти на 1 пункт лучше за каждые полчаса игры.


Всего лишь возня с конструктором, Карл!


4. Ученые говорят сами за себя

А вот пример из серии: «Совпадение?! Не думаю!» В 1880-х немцы стали выпускать «каменный», из смеси кварца и мела, конструктор. Он был как “Лего”, только реалистичней: из блоков нужно было собирать копии зданий, но в то же время — и делать что-то свое. В детстве такой конструктор был у Альберта Эйнштейна, Макса Борна и Роберта Оппенгеймера.


«Конструктор как у Эйнштейна» назывался Anker-Steinbaukasten. Оригинальное производство прекратилось в 1963 году, но торговая марка используется до сих пор.


То есть, конструкторы делают из нас «я у мамы инженера»?

А) Индийские психологи считают, что да:


Подчеркнуто красным: «Увлечен конструкторами и читает инженерные журналы — технарь!» — Спасибо, кэп! (скрин из книги General Psycology, 2003)

Б) Советский педагог Макаренко считал аналогично: «Игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет». Звучит логично, но…

В) На самом деле, мы не знаем. И ради интереса провели мини-исследование у себя. Опросили где-то треть сотрудников. Половина — разработчики и системные администраторы (20 человек), половина — управленцы, маркетинг, дизайнеры, юристы и бухгалтерия (20 человек).


Задавали четыре вопроса. Два в анкете были обязательными. Выше ответы на первый обязательный вопрос.

А вот ответы на второй обязательный вопрос:


Перейдем к разбивке “технари” и “не технари”.

В «технической» группе 16 человек в детстве часто играли с конструктором. Десять уверены, что на выбор профессии это повлияло («начал с конструкторов, потом стал собирать компьютеры, сайты и т.д.»), трое — что точно нет. Остальные не определились.

В «нетехнической» группе конструкторы в детстве любили почти так же — 15 человек. Пятеро видят связь «начал с конструкторов, стал собирать компьютеры, сайты и т.д.» — это дизайнеры и менеджеры проектов. Семеро не видят связи между выбором профессии и детскими увлечениями.

Г) Интересно, а вы чувствуете связь между тем, во что играли в детстве, и кем стали? Расскажите, пожалуйста — мини-опрос в конце поста.

Что делать, когда вы выросли

Конструкторы полезны для детей. Иногда это даже сказывается на их будущем. А что делать, если вы испытываете недостаток в конструировании после 18? Мы собрали несколько советов, проверенных собой, временем и Гиктаймсом.

Играть с детьми. Это беспалевный способ попробовать кучу конструкторов. Кстати, говорят, что конструирование — это хорошая профилактика болезни Альцгеймера.

Завести хобби. Инженер Apple Эндрю Кэрол сделал рабочую копию «Антикитерского механизма», воспользовавшись все тем же Lego.


И не скажешь же, что потратил время зря.

Сделать бизнес. Это отличный вариант конструктора с непредсказуемым результатом.
Можно даже сделать свой конструктор — и продавать его.

Если останетесь в нише малого бизнеса, мы придумали конструктор сайтов для вас.

Конструировать сайты. Вариант хорош тем, что с нынешним уровнем развития технологий подходит многим — знать тот же HTML больше не обязательно.

Завести Ардуино. Этот метод описывается на Гиктаймсе в среднем раз в сутки.

Ностальгировать. Когда мы делали опрос внутри компании, люди вспоминали, как хранили и передавали по наследству детские конструкторы, мастерили из палок и веревок и… как “любая вещь после разборки превращалась в конструктор”.

Читайте также: