Суханов сергей оттович генеральный конструктор

Обновлено: 01.05.2024

Генеральным директором Корпорации "Туризм.РФ" назначен Сергей Суханов, сообщили в пресс-службе заместителя председателя правительства России Дмитрия Чернышенко.

"Сергей Суханов хорошо знаком с проблемами туристической отрасли и имеет опыт их эффективного решения. Под его руководством на посту вице-мэра курортной столицы России была разработана Концепция развития Сочи, как горноклиматического курорта. Она же потом легла в основу программы строительства объектов к Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 года. Он отлично разбирается в проектировании и строительстве туристической инфраструктуры. Уверен, что благодаря грамотному управлению Сергея Суханова, Корпорация совместно с Ростуризмом в короткие сроки выведут внутренний туризм на новый уровень", - приводит пресс-служба слова Чернышенко

Сергей Суханов отвечал за координацию строительства и обеспечение надежного энергоснабжения олимпийских объектов, организацию транспортного обслуживания, внедрение "Экологической программы "Сочи 2014". Также он участвовал в разработке стандартов доступности для маломобильных групп населения при проектировании зданий и сооружений, утвержденных в 2011 году Министерством регионального развития Российской Федерации.

Корпорация по туризму была создана по решению председателя правительства Михаила Мишустина на базе АО "Курорты Северного Кавказа". Главной задачей корпорации станет развитие внутреннего туризма в России. Совместно с субъектами она займется мастер-планированием территории страны, формирование туристических кластеров, инвестированием в создание инфраструктуры, расчетом будущих турпотоков.

Сергей Суханов поступил на муниципальную службу в 2001 году. В 2003 - назначен на должность заместителя главы администрации города Сочи. В 2009 году стал старшим вице-президентом Оргкомитета "Сочи 2014". В 2015 году возглавил ООО "Волга Груп Строй" - дочернюю компанию ООО "Волга Груп". С 2018 года Сергей Суханов был генеральным директором специальной проектной компании ООО "СШХ", что реализует, в том числе совместно с ОАО "РЖД", проект по финансированию, строительству и эксплуатации железнодорожного участка Обская - Салехард - Надым.

Награжден орденом "За заслуги перед Отчеством" IV степени и медалью "За безупречный труд и отличие" III степени Министерства транспорта Российской Федерации, является кавалером Серебряного Олимпийского ордена Международного олимпийского комитета.


Избран генеральным директором АО «ЦКБ МТ «Рубин» решением Годового общего собрания акционеров от 29 июня 2012 г.

Родился 1 февраля 1956 года в Ленинграде.

После окончания в 1979 году кораблестроительного факультета Ленинградского кораблестроительного института был направлен на работу в Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин» (ныне АО «ЦКБ МТ «Рубин»).

Пройдя в организации по всем ступеням конструкторских должностей – от инженера-конструктора до начальника отдела, в 2005 году становится главным конструктором по специализации – начальником отделения корпусных конструкций и судовых устройств. Принимал участие в создании подводных лодок II, III, IV поколений. Под его непосредственным руководством реализован ряд новаторских конструктивных решений, примененных впервые в отечественной практике при создании прочного корпуса и основных корпусных конструкций подводных лодок, техники гражданского назначения: ледостойких морских платформ для добычи нефти и газа, сооружений комплекса защиты Санкт-Петербурга от наводнений.

В 2007 году И.В. Вильнит назначен заместителем генерального директора – главным инженером, а в 2010 году – первым заместителем генерального директора – главным инженером.

И.В. Вильнит - доктор технических наук, действительный член Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова.

Кавалер орденов "За морские заслуги" (2019), "За военные заслуги" (2017).

Производственные и научные заслуги И.В. Вильнита отмечены присвоением в 2001 году почетного звания "Заслуженный конструктор РФ", присуждением в 2002 году и в 2019 году премий Правительства РФ в области науки и техники. И.В. Вильнит награжден Почетной грамотой Министерства промышленности и торговли РФ, ему присуждены почетные звания "Почетный судостроитель" (2015) и "Почетный машиностроитель" (2020).

В составе комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений введен в эксплуатацию плавучий затвор с механизмами перекрытия поступления воды в акваторию Невской губы при наводнении. По обеим сторонам судоходного канала расположены две плавучие створки затвора с батопортами, закрывающие канал (главный корабельный фарватер) при угрозе наводнений. Батопорты спроектированы ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор – В.А.Чернецов.


Судопропускное сооружение С-1 комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений


Батопорт судопропускного сооружения С-1 комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

Решением годового общего собрания акционеров ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» от 29 июня 2012 года генеральным директором организации избран И.В.Вильнит.

Подписан приемный акт по головному ракетному подводному крейсеру стратегического назначения "Юрий Долгорукий" проекта 955, разработанному ЦКБ МТ “Рубин”. Разработка проекта была начата под руководством генерального конструктора ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, академика РАН С.Н.Ковалева, воспитавшего целую плеяду талантливых инженеров-кораблестроителей. В их числе — В.А.Здорнов, которому принадлежит важная роль в принятии основополагающих организационных решений по формированию целевой комплексной программы создания ракетоносцев. Под руководством В.А.Здорнова был разработан архитектурно-компоновочный облик и основные кораблестроительные элементы корабля, приняты и реализованы оптимальные проектно-технические решения. Непосредственное участие в решении ключевых вопросов проектирования корабля принимал академик РАН И.Д.Cпасский.с 2007 года руководителем проекта стал главный конструктор С.О.Суханов.


РПК СН проекта 955 "Юрий Долгорукий"

Это первый лайнер за более чем полвека, заходя в салон которого, вы будете точно знать, что находитесь именно в МС-21, а не в Аэрбас или Боинг.

Недавно «Корпорация «Иркут» (входит в ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех) в кратком пресс-релизе сообщила о том, что МС-21 начал полеты в гражданские аэропорты в рамках заключительной фазы сертификации.

И это не шутка. Поверить в это действительно сложно, мы же привыкли думать, что в России плохой сервис, климат и вообще всё.

Вступайте в другие наши группы и добавляйте нас в друзья :)

По планам, озвученным Минобороны РФ, российские кораблестроители до конца 2013 года должны сдать второй в серии атомный стратегический ракетоносец "Александр Невский" (проект 955 "Борей"), третий в серии "Владимир Мономах" и головную многоцелевую подлодку "Северодвинск" (проект 885 "Ясень"). Однако неудачный пуск ракеты "Булава" на госиспытаниях "Невского" приостановил процесс сдачи "Бореев".

Войдут ли подлодки в состав флота в этом году, или их приемка все-таки перейдет на следующий год? Как идет создание серии "Бореев"? Какой может быть подлодка пятого поколения?

— Сергей Оттович, первая серийная атомная подлодка проекта 955 "Борей" по плану должна быть передана ВМФ РФ в середине ноября этого года. Не задержат ли передачу "Александра Невского" дополнительные пуски ракеты "Булава"?

Главком поздравил экипаж, отметил, что кораблем доволен и его можно принимать в состав флота. В дальнейшем, по результатам работы комиссии по расследованию причин неудачного пуска было определено, что корабль отработал штатно.

— А как же официально озвученная в Минобороны информация о том, что должны быть произведены пять дополнительных пусков?

— Просто есть определенная процедура — каждая партия ракет должна подтверждаться практическим пуском. Если что-то случилось, то количество дополнительных пусков определяет комиссия. Действительно, Минобороны приостановило испытания второго и третьего "Бореев" Но сейчас, с учетом выводов комиссии, эти решения корректируются. Сколько будет пусков — это будет определено отдельно. И по крайней мере не с "Александра Невского".

Задача "Невского" сейчас — поднять флаг и в этом году уйти к основному пункту базирования. Экипажу надо будет сдавать задачи боевой подготовки. Это достаточно длительный процесс — нужно походить в море, выполнить все положенные нормативы.

— Успеет ли "Владимир Мономах" пройти до конца этого года госиспытания?

— "Мономах" сегодня завершает заводские ходовые испытания и по плану, в декабре, он должен провести госиспытания. В принципе, времени хватает, поскольку это серийный корабль, и программа испытаний у него немного отличается от программы испытаний головного.

Если все пройдет по плану и не подведет погода, в конце декабря "Мономах" будет завершать госиспытания. Вместе с тем, возможно, с учетом дополнительных пусков окончание испытаний "Мономаха" перейдет на 2014 год.

— Насколько вероятен вариант, что сдача второго "Борея" "уедет" на следующий год?

— Я сейчас не берусь это прогнозировать, но в плане обеспечения готовности техники и корабля в целом мы прикладываем все усилия, чтобы сдача подлодки могла быть произведена до 2014 года.

— Ледовые условия в Белом море, кстати, позволят работать в ноябре?

— Бывали случаи, что и в январе в Белом море ходили. Это зависит от ледовой обстановки. Если зима более суровая придет, то и в ноябре уже нельзя будет самостоятельно пробиться сквозь льды.

— Получается, что небольшой сдвиг по срокам закладки "Бореев" все равно сохраняется?

— Закладка корабля — это вещь условная, потому что процесс строительства, в частности, состоит из предварительного корпусообрабатывающего производства: изготовления деталей металлоконструкций, формирования секций, и этот процесс уже запущен на всю серию. Это стандартная практика. Другое дело — торжественная церемония закладки корабля. Закладка "Князя Владимира" была осуществлена в срок.

— Значит, неудачи с "Булавой" не помешают "Бореям" нормально вступать в строй?

— Неудач с "Булавой" не было никогда. У ракет тоже свой цикл создания. Прежде чем серийная ракета попадет на корабль, она проходит цикл испытаний, в том числе летные испытания с наземного и морского стенда. В советское время у ВМФ был морской стенд в Балаклаве, и на нем проходили испытания все те ракеты, которые стоят на атомоходах третьего поколения. Там они падали, с ними тоже что-то случалось.

Поскольку теперь стенда у нас нет, было принято решение для испытаний использовать ракетоносец "Дмитрий Донской", опытная "Булава" проходила летные испытания на нем. Она падала, был резонанс в прессе, но мало кто знает, что у нее соотношение в пользу успешных пусков гораздо лучше, чем у ракет предыдущих поколений, то есть летные испытания она, по сути дела, прошла "на ура".

— Устраивают ли моряков бытовые условия на "Бореях"?

— Бытовые условия жизнедеятельности моряков вполне устраивают. Есть кают-компания, столовая, комфортные каюты. По некоторым показателям у американцев на лодках условия гораздо скромнее наших.

— Согласны ли вы с критикой Минобороны относительно многообразия головных моделей кораблей, например, тех же самых "Бореев"? Когда наша промышленность сможет перейти к единообразию?

— Это давнишняя мечта, но пока реализовать ее не получается во всем мире. Всегда будут разные типы кораблей для разных задач. Нет необходимости доказывать, что специализированное изделие (в данном случае — корабль) всегда обладает более высокой эффективностью в решении конкретных задач, чем универсальный образец.

Информация о том, что "Бореи" разные, не соответствует действительности. Мы сделали "Юрия Долгорукого", он сейчас служит, и следующие за ним лодки идут совершенно одинаковые. Другое дело, что на них внедряются определенные улучшения, которые мы отрабатывали на головном корабле.

— Каким будет подводный корабль пятого поколения?

— От первого до третьего поколения размеры лодок росли, и апофеозом стал наш проект "Тайфун", который занесен в книгу рекордов Гиннесса как самая большая подлодка в мире. То же самое относится и к многоцелевым — "Ясень" довольно большой корабль, превосходящий по размерам своих предшественников.

Дальше, я полагаю, размеры лодок все-таки будут уменьшаться как в связи с большим технологическим совершенством, так и для удешевления их создания. Насколько и как — вопрос открытый.

Корабль пятого поколения будет гораздо менее заметен, чем даже нынешние лодки. Что касается силовой установки, то они могут быть нового типа, в том числе полностью электрическими. Изменения могут коснуться и других подсистем подводной лодки, которые на кораблях пятого поколения могут изменить свой традиционный облик.

— От использования ядерной энергии возможно отказаться?

— Такой вариант в перспективе может быть, поскольку параллельно с атомной энергетикой развивается тема неатомных лодок. На них создаются воздухонезависимые энергетические установки (ВНЭУ) различных типов. Автономность лодок с такими установками может быть вполне достаточна — месяц и более.

— В ЦКБ "Рубин" уже работают над созданием подлодок пятого поколения?

— Предпроектные работы по перспективным кораблям постоянно ведутся как ЦКБ "Рубин", так и другими конструкторскими бюро.

— Когда пятое поколение может быть реализовано "в железе"?

— Сейчас сдан головной "Борей". По завершению его срока службы необходимо будет поднять флаг на корабле пятого поколения. Так всегда было у четырех предыдущих поколений.

Чтобы это произошло, предпроектные работы должны вступить в фазу разработки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. На это нужно несколько лет. И потом уже будет этап проектирования, разработки рабочих чертежей и строительства — не менее семи-восьми лет.

Закладка корабля пятого поколения, согласно таким нормативным расчетам, наверное, может произойти лет через десять — пятнадцать. Отвечая на ваш вопрос, скажу так: пятое поколение может быть реализовано "в железе" своевременно.

Читайте в Дзене

В Объединённой двигателестроительной корпорации Ростеха смотрят в будущее, и поэтому заговорили о создании гибридной силовой установки (ГСУ).

Эту силовую установку планируют использовать в вертолетах Ансат, VRT-500 и Ка-226Т, где сейчас используются импортные двигатели.

Сахалин даже в XXI веке был изрезан "наследием" японкой оккупации словно шрамами на теле. Эти шрамы можно было видеть на любой карте.

Конструктор ракетного щита итогов не подводит даже в юбилей

3 ноября академику Юрию Соломонову исполняется 75 лет. В его главном активе как генерального конструктора - ракетные комплексы "Тополь-М", "Ярс", "Тополь-Э", "Булава-30" и "Рубеж". Системы вооружения, созданные под его руководством, полностью отвечают вызовам, которые существуют сегодня

"Тополь-М", "Булава", "Ярс" - это главные вершины, что уже за спиной академика и конструктора Юрия Соломонова, которому 3 ноября исполняется 75 лет.

Татьяна Андреева

За день до своего юбилея он назначает встречу журналисту "Российской газеты": утром в рабочем кабинете на Березовой аллее. То есть в Московском институте теплотехники, где остается и по сей день генеральным конструктором.

Мы в ответ: у нас по приказу - дистанционный режим, а в Москве карантинные ограничения - "65 плюс" и прочее. Не можем нарушать. Предлагаем через помощников: возьмем интервью по телефону. Можем по скайпу или в Zoom. Ничего не нарушим и время сэкономим…

Не согласился. Хотя временем больше нашего дорожит.

Такой он - ученый, конструктор, руководитель особого проектного коллектива в системе ОПК, инициатор и вдохновитель большой научно-производственной кооперации по созданию стратегических ракетных комплексов. А рядом и параллельно с этим - созданные в МИТ тактические ракетные системы для Сухопутных войск, авиации, ВМФ и Воздушно-космических сил: "Луна", "Темп-2С", "Вихрь", "Медведка" и те, о которых пока не пришло время рассказать в газете.


Юрий Соломонов во время заседания Совета при президенте РФ по науке и образованию. 2018 год. Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Понятно, что над их созданием не одно десятилетие работал и продолжает работать большой коллектив ученых и конструкторов МИТа, куда выпускник МАИ Юрий Соломонов пришел молодым инженером полвека назад - в 1971-м. На разных этапах и в разном качестве участвовал в разработке легендарного комплекса "Пионер" и последующих модификаций - "Пионер-УТТХ", "Горн", "Сирена", "Скорость", "Курьер".

А в его главном активе, уже как генерального конструктора - ракетный комплекс "Тополь-М" шахтного и мобильного базирования, ракетный комплекс "Ярс" (шахтный и мобильный), испытательный ракетный комплекс "Тополь-Э", ракетный комплекс морского базирования "Булава-30" и подвижный грунтовый ракетный комплекс "Рубеж" - как перспективное развитие проекта "Ярс", но уже с новыми управляемыми боевыми блоками для прорыва противоракетной обороны.

- Системы вооружения, созданные под руководством Юрия Соломонова, находятся на очень высоком уровне и полностью отвечают тем вызовам, что существуют сегодня в мире и могут возникнуть завтра, - отмечает академик-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН Владимир Фортов. - Многочисленные испытания, которые проходили в последние годы, убедительно показали, что машины Соломонова ничуть не уступают тому, чем располагают США или кто-то иной. Это щит, который создает условия для независимого развития нашей страны.

По словам академика Фортова, который много лет и на разном уровне взаимодействует с МИТ и его генеральным конструктом, Юрий Соломонов обладает талантом сплачивать вокруг себя талантливых людей.


За общий результат работы большой кооперации всегда отвечал и отвечает генеральный конструктор - академик Юрий Соломонов. Фото: Игорь Зотин / ТАСС

- Большой коллектив работает с ним - десятки тысяч человек. И в Академии наук он пользуется авторитетом, избран членом президиума РАН. Его выступления всегда яркие, точные и не всегда лицеприятные. Бывает, что с ним не соглашаются. Но он таких ситуаций не боится: если б не было споров, не было бы прогресса.

С 1997-го по 2009 год Юрий Соломонов возглавлял Московский институт теплотехники в качестве директора и добился, чтобы на руинах советского ВПК, но уже в масштабах России как суверенного государства была создана мощная и организационно слаженная кооперация предприятий-разработчиков ракетных комплексов стратегического назначения. В 2010 году институт, имевший до этого форму ФГУП, был преобразован в открытое акционерное общество "Корпорация "МИТ", куда вошли еще восемь организаций-разработчиков и производителей ракетных систем.

В том числе Воткинский завод в Удмуртии (производство ракет "Тополь-М", Р-30 "Булава", РС-24 "Ярс", "Искандер"), машиностроительный завод "Вымпел" (Москва), ижевский мотозавод "Аксион-холдинг", научно-производственные центры "Алтай" (Бийск) и "Титан-Баррикады" (Волгоград) - они "завязаны" на компоненты ракетного топлива, производство особых композитных материалов, создание пусковых и транспортных установок для ракет, включая самоходные на базе восьмиосного шасси Минского завода колесных тягачей.

Сейчас должность Юрия Соломонова официально называется так: генеральный конструктор по разработке стратегических ракетных комплексов с твердотопливными ракетами, генеральный конструктор АО "Корпорация "Московский институт теплотехники". По данным из открытых источников, он же - генеральный конструктор ракетно-космических комплексов семейства "Старт". В апреле 2015 года за особые трудовые заслуги перед государством и народом ему присвоено звание Герой Труда Российской Федерации.


Генеральный конструктор ракетного комплекса "Тополь-М" Соломонов Ю.С., 1997 год. Фото: Юрий Набатов/ ТАСС

- В профессиональном отношении это очень информированный специалист и опытный организатор, - отметил в диалоге с "РГ" академик Владимир Фортов. - Если возникают трудности, что-то не получается с первого или второго раза - а в сложной, новаторской работе без этого не бывает, он как человек целеустремленный, позиций не сдает. И мнения своего на ходу не меняет. Напротив - способен открыто и прямо возразить большому начальнику, когда уверен в своей правоте, сделанном выборе или техническом решении. Знаю, что так бывало, и не раз. К примеру, с той же "Булавой". Руководителей, что в какой-то момент усомнились и были готовы проект свернуть, мы уже не видим, а ракету от детских болезней излечили, и она стоит на вооружении.

На этот же факт обращают внимание и в Центральном конструкторском бюро "Рубин", где спроектированы подводные ракетоносцы четвертого поколения, вооруженные "Булавой".

- Ваш вклад в создание стратегического оружия для грунтовых подвижных комплексов и новейших подводных лодок "Борей" вызывает уважение и признание коллег и специалистов, - отмечают генеральный директор "Рубина" Игорь Вильнит и его коллеги, генеральные конструкторы направлений Владимир Здорнов и Сергей Суханов. И вместе с поздравлениями выражают надежду продолжить совместную работу для укрепления обороноспособности страны.


Директор и Генеральный конструктор Московского института теплотехники академик Юрий Соломонов и исполняющий обязанности премьер-министра РФ Сергей Кириенко во время посещения Московского института теплотехники. 1998 год. Фото: Сергей Величкин/ ТАСС

В 2009-м, когда о капризах "Булавы" особенно много писали ("РГ" в том числе) Юрий Соломонов выпустил дерзкую и по существу автобиографическую книгу "Ядерная вертикаль". Очень по-разному такой шаг расценили. И только немногие поняли.

- Коллеги уважают его за деловые качества, доброжелательность, умение быстро, без волокиты вникнуть в сложные вопросы, которые находятся на стыке науки, техники и производства, - говорит академик Фортов. - Нашей ракетной отрасли повезло, что во главе очень важного направления стоит такой выдающийся ученый. С ним легко и приятно работать. Еще и потому, что он человек творческий - пишет стихи, глубоко разбирается в истории, причем весьма далекой от нас и нашего времени, это находит отражение в его поэтических книгах.


Президент России Владимир Путин и генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов на церемонии вручения золотых медалей "Герой труда РФ" в Кремле. 2015 год. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Академик Георгий Рыкованов, научный руководитель Российского федерального ядерного центра ВНИИ технической физики, Герой Труда Российской Федерации:

- Жизнь свела два наших предприятия - Московский институт теплотехники и РФЯЦ-ВНИИТФ - в начале 2000-х. В те годы начиналась разработка нового морского стратегического ядерного комплекса. Конкурировали два направления - жидкостное (ГРЦ им. Макеева) и твердотопливное (МИТ). Военно-морской флот и Министерство обороны отдали предпочтение тому, что предлагал коллектив во главе с Ю.С. Соломоновым. Началась совместная работа по компоновке ядерного боеприпаса в головной части ракеты, согласование алгоритмов работы автоматики боеприпаса и комплекса, а также по многим другим направлениям, которые традиционно присутствуют в процессе совместного проектирования.

Надо ли говорить, в каком состоянии находился оборонно-промышленный комплекс после десяти лет выживания в отсутствии реальной загрузки и необходимого финансирования? Работы по морскому стратегическому комплексу объединили многие предприятия ОПК, помогли восстановить их возможности, а в целом способствовали развитию науки, технологий, общему подъему промышленного производства в России. И как это принято, за общий результат работы большой кооперации отвечал и отвечает генеральный конструктор - академик Соломонов.

Мне пришлось участвовать в испытаниях "Булавы", видеть, как Юрий Семенович радуется успешным экспериментам и тяжело переживает неудачные пуски.

Но никогда не уходит от ответственности, не теряет самообладания, оперативно стремится понять причины неудач и найти пути их преодоления. Эти качества генерального конструктора обеспечивали слаженную работу большого числа институтов, КБ и предприятий, а в конечном счете привели к созданию и постановке на боевое дежурство новейших стратегических ракетных комплексов ВМФ и РВСН.

В день 75-летия хочется пожелать Юрию Семеновичу новых свершений!

Академик Юрий Соломонов о создании ПГРК "Тополь-М":

- Жизненный цикл существующих ракетных комплексов "Тополь" составляет от 10 до 15 лет, где-то он может быть продлен на более длительный срок путем пролонгации сроков эксплуатации, но процесс их морального устаревания уже необратим. Группировка МБР требует периодического обновления, исходя из жизненного цикла ракетных систем. И этот 10-15-летний цикл обновления как раз пришелся на конец 1980-х годов.

Именно тогда закладывался ракетный комплекс "Тополь-М". Определяющей была идея создания ракетного комплекса в соответствии с принципом внутривидовой унификации - как комплекс двойного базирования, шахтный и мобильный. Возможность эксплуатации ракетного комплекса (в данном случае комплекса "Тополь-М") на базе подвижной пусковой установки по аналогии с существующим ракетным комплексом "Тополь", - это направление исторически было прерогативой Московского института теплотехники.

Заместитель генерального конструктора МИТ Лев Соломонов о рождении "Булавы":

- В 1997 году под руководством генерального директора и генерального конструктора Ю.С. Соломонова МИТ выставил на конкурс разработку новой баллистической ракеты морского базирования - "Булава-30". По результатам его рассмотрения, а также рассмотрения в 1998 году конкурса аванпроектов выбор был сделан в пользу предложений МИТ. При проектировании "Булавы-30" были не только использованы достижения, реализованные в ракете "Тополь-М", но и применены уникальные конструктивно-схемные решения: например, компоновочная схема, ранее не использовавшаяся ни на одной отечественной или зарубежной ракете.

Новая морская ракета "Булава-30" в значительной степени унифицирована с ракетой "Тополь-М", однако не является ее прямой модификацией, поскольку с позиций проектирования - это принципиально разные подходы. Речь идет об унификации, во-первых, отдельных элементов комплекса, во-вторых, об унификации технологий. В БРПЛ "Булава-30" внедрены реализованные в МБР "Тополь-М" мероприятия, направленные на повышение боевой эффективности, в том числе в условиях развертывания перспективной противоракетной обороны.

Сокращенный по времени и протяженности активный (разгонный) участок траектории, а также возможность осуществления противоракетного маневра сводят к минимуму уровень потерь от воздействия ракетных перехватчиков и других средств космического эшелона ПРО, а также от средств ПРО морского и передового наземного базирования.

В 2011-2014 годах произведены пуски БРПЛ "Булава-30" с АПРК "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах" из акваторий Белого и Баренцева морей, в том числе залповый пуск двумя ракетами. Один из пусков был на максимальную дальность по акватории Тихого океана в район Гавайских островов.

Читайте также: