Тайны забытых побед запредельный конструктор

Обновлено: 18.04.2024

Запредельный конструктор

В предыдущих частях цикла шла речь о поисковых макетах будущих ракетоносцев и первых плавающих прототипов. Третий раздел стоит начать с личности главного конструктора Специального конструкторского бюро ЗИЛа и вдохновителя машин серии 135, доктора технических наук, лауреата двух Сталинских премий Грачева Виталия Андреевича.

Конструктор первой величины, заложивший фундамент для дальнейшего развития внедорожной техники в нашей стране, так и не получил высшего образования. По легенде, за непролетарское происхождение его исключили из Томского политехнического училища. До 1931 года Виталий Андреевич, можно сказать, искал себя, то есть работал грузчиком, кинорадиомехаником, конструктором на заводе имени Егорова, авиамехаником в армии, а также успел построить планер. Но с авиацией у будущего автомобильного конструктора не сложилось. В декабре 1931 года по мобилизации Ленсовнархоза Грачева отправляют на строящийся Нижегородский автозавод, будущий ГАЗ. В стране настолько не хватало автомобильной техники, что при строительстве завода первые собранные там же танкетки Т-27 использовались в качестве тягачей. Молодого инженера сразу же определили на разработку техники повышенной проходимости в группу разработчиков машины НАЗ-НАТИ-30. Грачев дополнил технику трехосного грузовичка демультипликатором, задней балансирной подвеской, реактивными штангами, прибором для сцепки, и в серию машина пошла под именем ГАЗ-ААА.

В конструкторской карьере Виталия Андреевича была и опала: в 1933 году его переводят на должность мастера сборки в один из филиалов автозавода. Во многом это было следствием неуступчивости Грачева по принципиальным вопросам конструкции автомобилей. Он не боялся выступать с критикой кажущихся ему неверных компоновочных просчетов. В должности мастера Грачев пробыл недолго и уже к 1936 году построил трехосный пикап ГАЗ-АААА по схеме 6х4.

Конструктор не только умел хорошо обращаться с кульманом в конструкторском бюро, но и любил «выходить в поле». Так, на своем пикапе он лично отправился в сложнейший испытательный пробег в Каракумы – в общей сложности конструктор на своей машине проехал 12 291 километр. После был почти серийный ГАЗ-21 образца 1936 года (не путать с легендарной «Волгой» ГАЗ-21). Таких грузопассажирских «трехосок» было собрано около ста экземпляров.

Но одно дело — разрабатывать машины повышенной проходимости, в которых эта самая проходимость обеспечивалась простой стыковкой дополнительной оси сзади, а другое — создать машину с передней управляемой ведущей осью. Это была для Советского Союза середины 30-х годов очень нетривиальная задача. Виталий Грачев с ней справился.

Основная проблема была в конструкции шарнира равных угловых скоростей типа «Вейсс», лицензии на которую у страны не было. Первенцем стал ГАЗ-61-40, двухосный легковой полноприводный автомобиль, после разработки которого к Грачеву пришла настоящая слава. Машина встала в мелкосерийное производство, в частности, седана ГАЗ-61-73 собрали всего 194 экземпляра. Большая часть серии использовалась в качестве VIP-машин для высшего командного состава: К. Ворошилова, С. Тимошенко, Г. Жукова, К. Рокоссовского, И. Конева, С. Буденного и других.

В начале 1941 года нарком Малышев фактически приказал Грачёву создать отечественный аналог американского «Бантама»: армии остро требовался недорогой и простой вездеход. Так появляется ГАЗ-64, во многом превосходящий свой прототип, а в январе 1942 года на его базе конструктор строит легкий пулеметный броневик БА-64. За эту разработку оборонного значения Грачев получает свою первую Сталинскую премию.

В конструкторской биографии главного героя в 1944 году появляется Днепропетровский автомобильный завод и работа над трехосной амфибией ДАЗ-485. Машина создавалась под влиянием лендлизовского плавающего GMC DUKW-353, и одним из важнейших достижений конструкторского коллектива стала разработка системы централизованной подкачки колес. После этого подкачка стала фирменным знаком всей линейки автомобильной техники Советской Армии. За амфибию ДАЗ-438 Грачев в 1951 году получает свою вторую Сталинскую премию. В это же году конструктора переводят в Москву на ЗИС, где создается по инициативе Георгия Жукова Специальное конструкторское бюро по разработке военной техники «среднего» формата. Главой СКБ назначают Виталия Грачева. Основным профилем работы бюро становятся артиллерийский тягачи и ракетоносцы. На этом месте конструктор проработал до самой смерти в 1978 году.

Помимо многочисленных книг и воспоминаний, о знаменитом Грачеве был снят фильм «Запредельный конструктор» из цикла «Тайны забытых побед». В частности, в этом фильме имя Виталия Грачева поставлено в один ряд с такими автомобильными конструкторами, как Генри Форд, Генри Лиланд (основатель фирмы «Кадиллак») и Фердинанд Порше.

Для ЗИЛа наличие СКБ все время его существования было откровенно обременительным. Фактически контору Грачева защищали только покровительство военных и космической отрасли. При этом у инженеров и конструкторов СКБ было право привлекать силы основного завода для выполнения особо важных заказов. Дирекция завода нередко отвечала на подобное привлечением инженеров и служащих спецбюро на рабочие места ЗИЛа. Грачев, естественно, как мог противился этому, что и вызывало антипатию с руководством предприятия. Во многом вся ситуация стала следствием хронической нехватки рабочих рук на основном заводе. По мнению Владимира Пискунова, одного из инженеров СКБ, а впоследствии заместителя главного конструктора холодильников «ЗИЛ», напряженный труд, строгая дисциплина режимного предприятия и заниженные заработки по сравнению с аналогичными работами на предприятиях оборонного комплекса вынуждали людей уходить с завода. Приходилось замещать вакантные места рабочими со всего Советского Союза, которые успешно работали, получали московские квартиры и… уходили с завода. И так раз за разом на протяжении многих лет. Когда заказы со стороны военных для СКБ серьезно снизились, дирекция ЗИЛа стала требовать каждый месяц на главный конвейер одного из работников бюро. Случилось это уже после смерти Грачева в начале 80-х. Дошло до того, что исполняющий обязанности главного конструктора Владимир Шестопалов, не найдя в СКБ добровольцев на очередную «барщину», пошел сам работать сборщиком на конвейер.

Но это были годы заката грачевского СКБ, а в золотую эпоху отечественного автомобилестроения появился такой уникум, как ЗИЛ-135.

Детище «грачевской фирмы»

Большая часть разработанных в СКБ внедорожников отличались особыми инженерными изысками, многие из которых нашли своё место в ЗИЛ-135. Прежде всего это шины максимально возможных по компоновке размеров, малослойные, с развитыми грунтозацепами, а также большой дорожный просвет с плоским дном машины и передним наклонным «въездным» листом. Все это требовало применения нецентральных или двухвальных колесных редукторов, позволяющие упростить подвод воздуха к шинам и тормозной жидкости к герметичным тормозным механизмам. На машинах 8х8, к которым относится ЗИЛ-135, используется бездифференциальный привод с приводом колес каждого борта отдельным мотором. Пойти на снижение количества дифференциалов до нуля Грачева побудили неудачные испытания ранних прототипов агрегатов на макетных образцах №1 и №2 ЗИС-Э134, ЗИЛ-134 и ЗИЛ-157Р. На указанных машинах монтировались червячно-винтовые дифференциалы типа «Вальтер» с регулируемыми фрикционными муфтами типа «Торнтон Пауэр-Лок» и дифференциалы свободного хода типа «Ноу-Спин». Все они были забракованы на различных этапах испытаний техники.



ЗИЛ-135Е с пусковой установкой С-123А на испытаниях. Источник: "Техника и вооружение"

Следующей характерной «подписью» техники СКБ стала симметричная колесная схема 1 – 2 – 1 для машин 8х8. Поворотными делали передние и задние колеса. Помимо того, что этот нетрадиционный прием повышал маневренность и проходимость (колеса двигались по одной колее), он позволял поворачивать колеса всего на 15-17 градусов. А это и возможность размещения больших колес, и большая надежность шарниров равных угловых скоростей. Отличительной особенность машин СКБ стало широкое применение наполненного стеклопластика при изготовлении кабин, бензобаков, корпусов амфибий, ободов колес, торсионов и сотовых рам. Для плавающих машин агрегаты, находящиеся под водой, придумали наддувать воздухом под давлением через авиационный редукционный клапан. Грачев с большим скепсисом относился к лебедкам на своей технике. Аргумент был прост – проходимость техники была настолько высокая, что надобности в ней не было. А если вдруг какой-нибудь вездеход все-таки увязнет, то никакая лебедка уже не спасет. Этот принцип вытекает, пожалуй, из главного кредо всего СКБ Грачева – борьба с лишим весом техники любыми доступными способами. Даже если для этого придется удорожать конструкцию алюминием, магнием или титаном. Главный конструктор требовал не закладывать в технику излишний запас прочности – все должно работать по максимуму без лишнего перетяжеления. «Запас карман тянет», — говорил по этому поводу Грачев. Насколько это было оправдано, судить сложно, но технику СКБ точно нельзя назвать непревзойденной в плане надежности.



ЗИЛ-135Е. Источник: "Техника и вооружение"

Первой машиной 135-й серии с привычным для нас характерным внешним видом кабины стал ЗИЛ-135Е образца 1960 года. Машина была лишена подвески, что не особо волновало ракетчиков, для которых вездеход и предназначался. Дело в том, что по дорогам с твердыми покрытиями много ездить они не предполагали, а вот боковая устойчивость машины повышалась – это было важно при погрузке ракет. Связь колес с рамой осуществлялась через жесткий кронштейн из магниевого сплава — оцените степень технического изящества конструкторской школы Виталия Грачева. Естественно, эти кронштейны на испытаниях нещадно ломались и на управляемых колесах их пришлось отливать из стали марки 30. Также по сравнению с прототипами в СКБ увеличили разнос базы крайних колес. Это позволило разместить на ЗИЛ-135Е пусковую установку 2П21 тактического ракетного комплекса «Луна» с наклонным стартом. Также под требования ракетчиков переместили вперед бензобаки и освободили среднюю и заднюю части рамы, чтобы улучшить отвод газов стартующего крылатого изделия. Пластик кабины, о котором говорили выше, появился на машине не по причине борьбы с весом, а для противодействия газовой ракетной струе. Стальная кабина необратимо деформировалась, а вот полиэфирная смола, наполненная стекловолокном, возвращалась после запуска оружия в исходную форму. Металлического каркаса кабина вообще не имела и состояла из одиннадцати крупных пластиковых деталей, скрепленных друг с другом эпоксидкой. Такие вот высокие военные технологии. Кроме кабины, из пластика изготавливались бензобаки и оперение машины.

К весне 1961 года две изготовленные машины прошли весь цикл необходимых испытаний и, казалось бы, готовы были пойти в серию. Проходимость ЗИЛ-135Е была впечатляющей. Машина уверенно брала 27-градусные подъемы, преодолевала болота метровой глубины, а по выбитым проселочным дорогам восьмиколесный ракетоносец шел со скоростями, заметно превышающими таковые у аналогов с рессорной подвеской. Но все испортило отсутствие подвески. Раз нет подвески, то нет и амортизаторов, гасящих колебания. На скоростях 22-28 км/ч приходила первая волна опасных резонансных колебаний, вторая наступала при достижении 50 км/ч. А если машина «удачно» попадала на особый профиль дороги, то колебания переходили в чувствительные удары, требующие ремней безопасности для трех членов экипажа. «Галопирование» загруженного ракетой ЗИЛ-135Е на волнообразном асфальте начиналось уже при 40 км/ч с частотой 120 единиц в минуту. Остановить такие опасные повадки 16-тонного ракетоносца можно было резким торможением со снижением скорости на 30-50%, а также снижением давления в шинах до одной атмосферы. Кроме этого, военным не понравилась низкая надежность отдельных узлов машины (привет принципам конструирования Грачева) и чрезмерный расход топлива в районе 134 л/100 км. К каждой колонне таких ракетоносцев требовалась такая же колонна бензовозов.

В итоге от прототипов ЗИЛ-135Е решено было отказаться, чтобы к весне 1961 года разработать модифицированный ЗИЛ-135Л, который и стал по-настоящему массовой разработкой «фирмы Грачева».

Фильм "Запредельный конструктор. Виталий Андреевич Грачёв"

Тайны забытых побед информация о фильме

Вы хотите зарегистрироваться?

содержание серий

часть 1.Взрыв из прoшлогo
1 сeрия. «Властeлин Сeвeра»
Сeвeрный морской путь — главнaя aртeрия, связывающая Крайний север нашeй страны, богатый пoлезными искoпаемыми, с промышленными центрами.
До 1960 года навигация на Севморпути длилась не более 6 месяцев, поскольку дизельные ледоколы не справлялись с толщей льда в зимний период. Но созданный в ленинградском КБ «Айсберг» в 1960-м году первый в мировом кораблестроении ледокол «Ленин» с атомной силовой установкой, сделал навигацию на Севморпути практически круглогодичной.

2 серия. «Дамоклов меч»
Триумф Советского Союза в космосе, Берлинский кризис, сенсационные заявления на 22-м съезде КПСС, и, наконец, супер-испытание водородной бомбы на Новой Земле, потрясшее весь земной шар, все человечество.
Уникальные кадры кинохроники, свидетельства очевидцев и непосредственных участников событий тех дней.

3 серия «Озарения Вернадского»
История гениального провидца, академика, философа Владимира Ивановича Вернадского. Его жизненный путь, загадки времени, загадки человеческого бытия, загадки разума.
Работы этого человека намного опередили развитие научной мысли его современников. Только сейчас человечество подходит к понимаю созданных им в первой половине ХХ века трудов.
Что же скрывается за названиями «Биосфера» и «Ноосфера» — главными работами выдающегося ученого?
Серия 4 «ИЛ-2: Оружие победы»

Этот штурмовик сделал Сергей Ильюшин, гениальный советский авиаконструктор.
ИЛ-2 — самый массовый самолет нашей победы, “черная смерть”, как называли его гитлеровцы.
К концу войны их было выпущено 40 тысяч, а Сергей Ильюшин получил 7 Сталинских премий.

Серия 5 «Катюша: Оружие победы»
Немцы называли это грозное оружие “сталинским орг&ааcutе;ном”. Охотились за ним в течение первых лет войны, а когда получили в свои руки, то не смогли разгадать секрет пороха. Наша Катюша так и не зазвучала на немецкий лад.
Когда советские войска вошли в Берлин, то на ее реактивных снарядах писали: «по Рейхстагу».
Прежде чем мир узнал о ее силе, Катюше пришлось совершить нелегкий путь. Через лагеря и ссылки, через репрессии и преследования ее конструкторов и изобретателей.
История нашей реактивной артиллерии тесно сплетена с именами Циолковского, Королева, Глушко. Но главным конструктором легендарной Катюши считается Андрей Костиков, человек, имя которого навеки вписано в историю Великой Отечественной Войны.

Серия 6 «Т-34: Оружие победы»
Когда закончилась вторая мировая война, немецкие танкисты назвали Т–34 лучшим танком в мире. Но чтобы получить это признание, нашей Т–34–ке пришлось совершить нелегкий путь.
В начале 20–х годов у Красной армии было всего несколько отбитых у белогвардейцев танков «РЕНО», да и те были годны только для парадов.
Танковую отрасль мы стали развивать позже всех в Европе.
В 37 году инженеры из Харькова Кошкин, Морозов и Кучеренко начали разрабатывать новый танк. А всего через три года опытные образцы новой машины отправились своим ходом в Москву, одним из танков управлял главный конструктор — Михаил Ильич Кошкин.
Сильно простудившись в дороге, он все же привел машину в Кремль, а уже через несколько месяцев в армию поступил новый танк Т–34.
В первых же боях проявилось превосходство нового советского оружия, а его особенность — простота конструкции, позволила в короткие сроки наладить поточное производство в тылу.
В 1942 году было создано более 20 танковых корпусов. От пушек Т–34 не уходили даже прославленные немецкие «тигры» и «пантеры».
Победно пройдя дорогами войны, наши танки вошли в Берлин.
А Главный конструктор «Оружия Победы» Михаил Ильич Кошкин, приведя свой танк в Кремль, умер в 1940 году от пневмонии, так и не узнав, что его Т–34 был признан Танком столетия.

часть 2.Стратегический щит
"Буря. Приказано уничтожить!"
Фильм о драматической судьбе проекта создания первой в мире крылатой ракеты большой дальности.

"Его ракетное величество"
Фильм рассказывает об академике М. К. Янгеле, создавшем выдающиеся образцы боевой ракетной техники.

"Закрытое небо"
Фильм посвящен уникальной системе противоракетной обороны города Москвы.

"Скальпель"
История единственного в истории поезда-ракетоносца, построенного в СССР в середине 80-х годов XX века.

"Укрощение "Сатаны"
Фильм посвящен академику В. Ф. Уткину, конструктору самых мощных боевых ракетных комплексов.

"Уральский Дракон"
Фильм рассказывает о выдающихся разработках, созданных под руководством академика В. П. Макеева.

часть 3.Легенды российской авиации
"Засекреченный рекорд"
В 30-ые годы прошлого века пилот и конструктор вертолета А. Черемухин установил мировой рекорд высоты, о котором человечество так и не узнало.

"Испытание неизвестностью"
Фильм о Герое Советского Союза летчике-испытателе, генерале с легендарной фамилией - Владимире Ильюшине.

"Преодоление"
Фильм об удивительной женщине, летчице-испытателе, авторе ста мировых авиационных рекордов Марине Попович.

"Проект "X"
Фильм о выдающемся советском конструкторе вертолетов Н. И. Камове.

"Трагедия русского чуда"
История о трагической судьбе создателя уникального бомбардировщика Н. С. Чернякова.

"Устремленный в будущее"
Фильм о талантливом авиационном конструкторе, на многие годы опередившем свое время В. М. Мясищеве.

часть 4.Военные хроники
"Голос эпохи"
О главном дикторе Советского Союза Ю. Б. Левитане.

"Догнать и уничтожить!"
История легендарного побега из плена советского летчика М. Девятаева, угнавшего боевой немецкий самолет.

"Маршал побед"
Фильм о маршале Константине Рокоссовском.

"Победа над временем"
О любимом народном автомобиле ГАЗ М-20 "Победа".

"Флагман"
О судьбе адмирала Советского Союза Николая Кузнецова.

часть 5.Русский космос
Забвение "Бурана"
Фильм об истории создания многоразового космического корабля "Буран".

Лунная гонка
Фильм о соперничестве двух сверхдержав в реализации "лунных" космических программ.

Причал вселенной
Фильм о главном ракетном полигоне страны - космодроме Байконур.

Самарский резидент
История о создателях уникальных средств космического наблюдения.

Трасса Кондратюка
Фильм об основателе практической космонавтики Ю. В. Кондратюке.

часть 6.Великие неизвестные
"Запредельный конструктор"
Фильм об одном из блестящих автоконструкторов прошлого века В. А. Грачеве, создавшем более 90 машин.

"Защита Грушина"
Фильм об одном из наиболее засекреченных конструкторов, создателе зенитных ракет ПВО.

"Звезда Северина"
Фильм о КБ и заводе, где под руководством академика Гая Северина создавались лучшие в мире средства спасения летчиков и космонавтов.

"Художник стратегического назначения"
Фильм о генеральном конструкторе всех отечественных подводных лодок стратегического назначения С.Н. Ковалёве.

"Штурман"
Фильм об отце советской радиолокации академике А.И. Берге.

"Эффект Алексеева"
Фильм о создателе отечественных экранопланов Р.Е. Алексееве.

последнее обновление информации: 16.11.11

дополнительная информация >>

Тайны Забытых Побед. Великие Неизвестные (2002 - 2006)

Об одних из самых блестящих конструкторов военной, космической техники прошлого века, чей гений мысли укреплял обороноспособность нашей страны, о некоторых образцах созданных ими детищ. Долгое время они оставались для большинства неизвестными.
01. Запредельный конструктор
02. Защита Грушина
03. Звезда» Северина
04. Художник стратегического назначения
05. Штурман
06. Эффект Алексеева

Реклама - это единственный доход для поддержки и развития нашего сайта, но в текущий момент рекламу не смотрят или блокируют, доходов не хватает даже на оплату хостинга. Поддержите нас, если можете! Спасибо за понимание!

Другие документальные фильмы на эту тему

Часовой (2020)

Часовой (2020)

Еженедельная познавательно-развлекательная программа об армии. Ведущий Алексей Рафаенко отправится в такие места, куда еще не ступала нога гражданского человека. Зрители узнают все о жизни российской армии и испытают новейшее вооружение и военную технику.

Все выпуски 2020 года:

1. "Кухня" Часового
2. Сверхзвуковой истребитель-перехватчик МИГ-31. Камчатка
3. Морская пехота. Камчатка
4. Береговые ракетные комплексы "Бастион". Камчатка
5. Подводники Вилючинска. Камчатка
6. Врачи специального назначения
7. Бронепоезд
8. Учебный центр спецназа Росгвардии
9. Танкистки
10. Минометы
11. По армейской моде
12. Морской отряд Росгвардии
13. Биологическая угроза
14. Госпитали - стройка года!
15. Армия спешит на помощь
16. "Синяя птица" для космонавтов
17. Т-34. Танк Победы
18. Дорога памяти
19. МЧС. Кинологи
20. Воздушные штурманы
21. Армия на защите детей
22. Росгвардия. Отряд "Русь"
23. Монстр-траки инженерных войск
24. Параду Победы - 75 лет!
25. "Часовой" - пятый сезон!
26. "Катюша". Песня залпового огня
27. Армейские игры - 2020
28. Танковый биатлон. Женский взгляд
29. Мастера автобронетанковой техники
30. "Мста-С". Самоходка с характером
31. ГЛИЦ. 100 лет на крыльях
32. РВВДКУ. Девушки-десантницы
33. "Кавказ-2020"
34. Спецназ. Глубинная разведка
35. Арктические "Витязи"
36. Заполярье. Черные береты
37. Марш кремлевских курсантов
38. Михайловская артиллерийская академия
39. Разведчики. Знание - сила!
40. Голицынский пограничный институт
41. МЧС - 30 лет!

Ссср. Знак Качества (2019 - 2021)

Ссср. Знак Качества (2019 - 2021)

Принято считать, что все, созданное в СССР, отличалось высоким качеством, надежностью. Будь то докторская колбаса, автомобиль «Жигули» или вся система здравоохранения. Но можно ли присвоить знак качества самой эпохе? Как жили в стране, основной ценностью которой считался человек? Ведущий программы «Знак качества», найденные им артефакты и свидетели той эпохи позволят нам совершить путешествие во времени и объективно сравнить качество жизни российского и советского народа.

Узнавайте про СССР в деталях, в миноре и мажоре с Гариком Сукачевым!

Добавлен выпуск 61. Советская самодеятельность - народная фабрика талантов

Почему в СССР с такой охотой спешили после работы и занятий в школе в самодеятельные кружки? Как занятия творчеством меняли жизнь человека? И по какой причине государство всячески поддерживало самодеятельные коллективы?

Невероятно Интересные Истории (Февраль-Май 2019)

Невероятно Интересные Истории (Февраль-Май 2019)

Он чудом избежал смерти в авиакатастрофе, много раз стоял на краю гибели и научился выживать в любой ситуации. В поиске интересных мест, людей и событий он объехал весь мир. Он точно уверен - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И берётся показать нам все невероятно интересные истории. Сергей Доля. Мы отправимся в самые загадочные места планеты, где попытаемся разгадать их тайны.

Еженедельная познавательно-развлекательная программа об армии. Ведущий Алексей Рафаенко отправится в такие места, куда еще не ступала нога гражданского человека. Зрители узнают все о жизни российской армии и испытают новейшее вооружение и военную технику.

Вкус России (2018)

Вкус России (2018)

30 выпусков

1. Салат Оливье и Жерар Депардье
2. Полевая кухня для американца
3. Рыбалка по-русски
4. Как приготовить кролика по-царски
5. Американец и пельмени
6. Самый вкусный форшмак
7. Русские пирожки неопытным путём
8. Блин
9. Любимое блюдо русских императоров
10. Мясо
11. Полевая кухня при Бородино
12. Греческая тусовка в России
13. Американец и кавказские минеральные воды
14. Американца удивило кавказское гостеприимство
15. Сравниваем армейский сухпаек РФ и США
16. Яичница из страусиного яйца
17. Восемнадцатичасовые щи
18. Рыбный день
19. Уроки выживания
20. Все нужно готовить с любовью
21. Самые вкусные кавказские блюда
22. Серебро, оружие и много вкусной еды
23. Запечённая утка от шеф-повара
24. Знакомьтесь, ненцы
25. Готовим татарские лакомства
26. Прогулка по татарской деревне
27. Карпачо, ростбиф, стейк из оленины и засоленная селёдка
28. Самый вкусный выпуск из Сочи
29. Здоровая пища из самого спортивного города
30. Как готовить медведя

Легенды Космоса (2016 - 2018)

Легенды Космоса (2016 - 2018)

Космонавтика - великое достижение великой страны! 4 октября 1957 года в СССР впервые в мире запустили искусственный спутник Земли, а меньше чем через 4 года состоялся первый полет человека в космос. За эти 55 лет к Юрию Гагарину присоединились еще 119 космонавтов. По данным на март 2016 года ровно 120 наших соотечественников внесли свой вклад в освоение космического пространства и каждый из них, несомненно, герой и легенда. Так же, как и гениальные ученые, воплощающие недавнюю фантастику в реальность. Этим людям и самым значимым событиям в истории нашей космонавтики посвящен этот цикл.

Это будет рассказ не только о хорошо знакомых нам героях советского периода - Гагарине, Терешковой, Титове, Леонове, Гречко, Савицкой… Но и о тех, кто оказался за пределами Земли уже в веке XXI, о российских космонавтах и ученых. Какие они, эти герои, не только на орбите, но и в земной жизни? Пожалуй, это два главных вопроса, на которые ответит цикл «Легенды космоса».

35 выпусков
все выпуски 2016-2018 годов

01. Георгий Гречко
02. Сергей Крикалев
03. Станция «Мир»
04. Владимир Комаров
05. Юрий Гагарин
06. Алексей Леонов
07. Союз-11
08. Сергей Королев
09. Салют-7
10. Герман Титов
11. Звездные войны
12. Первый отряд
13. Буран
14. Светлана Савицкая
15. Павел Попович
16. Космодром Байконур
17. Константин Циолковский
18. Первый женский отряд
19. Валентин Глушко
20. Владимир Челомей
21. Луноход
22. Владимир Титов
23. Союз-Аполлон
24. Борис Волынов
25. Интеркосмос
26. Олег Макаров
27. Военный космос. Спутники-шпионы
28. МКС - 20 лет
29. Лазерное оружие
30. Скелла Бугрова
31. Георгий Береговой
32. Павел Беляев
33. Виктор Горбатко
34. Андриян Николаев
35. Мстислав Келдыш

Тайны Забытых Побед. Взрыв Из Прошлого (2002 - 2006)

Каждый фильм этого цикла действительно о забытых, а порой и неизвестных, скрытых строжайшими секретами победах. Великих победах наших ученых, инженеров, конструкторов, о которых важно знать всем нам, которыми нужно гордиться.
О первых больших достижениях в военной технике и оружии - от танка Т-34 до испытаний самой мощной атомной бомбы.
01. Властелин Севера
02. Дамоклов меч
03. ИЛ-2: Оружие победы
04. Катюша: Оружие победы
05. Озарения Вернадского
06. Т-34: Оружие победы

Реклама - это единственный доход для поддержки и развития нашего сайта, но в текущий момент рекламу не смотрят или блокируют, доходов не хватает даже на оплату хостинга. Поддержите нас, если можете! Спасибо за понимание!

Другие документальные фильмы на эту тему

Загадки Века / Сезон 2 (2017)

Загадки Века / Сезон 2 (2017)

Этот документальный цикл рассказывает о событиях, которые оставили важный след в мировой истории и имеют непосредственное отношение к нашей стране. Сериал основан на подлинных фактах, полученных из недавно открытых архивов ФСБ, СВР и РГВИА. Кроме этого в каждом фильме будут выдвинуты версии, во многом меняющие ранее существующее представление о том или ином событии. Версии будут подкреплены подлинными документами и мнениями авторитетных экспертов и историков. Каждая серия представляет собой детективную историю, расследовать которую будет ведущий – известный журналист Сергей Медведев. Рассказчик свободно перемещается по студийному пространству, обращается к собранным там предметам, описывая тот или иной эпизод, комментирует хронику и документы. Он - двигатель сюжета..

Легенды Советского Сыска (2014)

Легенды Советского Сыска (2014)

(Легенды Советского сыска)

Музейные Тайны / Mysteries At The Museum (2010-2011)

Музейные Тайны / Mysteries At The Museum (2010-2011)

Музеи обладают удивительными сокровищами, которые помогают нам больше узнать о нашем прошлом. Однако не все знают, что порой экспонаты скрывают в себе загадки и тайны, полные скандалов и интриг, и даже убийств. Мы отправимся в захватывающее и познавательное, а порой шокирующее путешествие по истории. Мы попадем в самые темные и потаенные уголки музеев, и узнаем о невидимых шпионах, хладнокровных убийцах и паранормальных явлениях.
12 серий

Тайны Забытых Побед. Стратегический Щит (2002 - 2006)

Тайны Забытых Побед. Стратегический Щит (2002 - 2006)

Все 6 документальных фильмов цикла посвящены полностью ракетному оружию, причем рассказывается о действительно забытых победах, о тех страницах истории, которые до сегодняшнего дня были известны только узким специалистами и историкам.
01. «Буря»: Приказано уничтожить!
02. Его ракетное величество
03. Закрытое небо
04. Скальпель
05. Укрощение «Сатаны»
06. Уральский дракон

Тайны Забытых Побед. Великие Неизвестные (2002 - 2006)

Тайны Забытых Побед. Великие Неизвестные (2002 - 2006)

Об одних из самых блестящих конструкторов военной, космической техники прошлого века, чей гений мысли укреплял обороноспособность нашей страны, о некоторых образцах созданных ими детищ. Долгое время они оставались для большинства неизвестными.
01. Запредельный конструктор
02. Защита Грушина
03. Звезда» Северина
04. Художник стратегического назначения
05. Штурман
06. Эффект Алексеева

Тайны Забытых Побед. Легенды Российской Авиации (2002-2006)

Тайны Забытых Побед. Легенды Российской Авиации (2002-2006)

Документальный историко-публицистический сериал «Тайны забытых побед» — соединение авторского взгляда и беспристрастной точности документа.
Впервые во всеуслышание названы в фильмах инженеры, конструкторы, ученые именами которых вправе гордиться каждый россиянин. Именно они сделали жизнь страны безопаснее.
01. Засекреченный рекорд
02. Испытание неизвестностью
03. Преодоление
04. Проект Х
05. Трагедия русского чуда
06. Устремленный в будущее

Империя Королева (2007)

Империя Королева (2007)

Цикл посвящен той стороне деятельности Сергея Павловича Королёва, а также других крупных ученых, которая долго оставалась в тени из-за грифа «Секретно». Речь идет о создании ракетной техники военного назначения.
12 фильмов

Ступени Цивилизации: Тайны Прошлого / Secrets In The Dust (2010)

Ступени Цивилизации: Тайны Прошлого / Secrets In The Dust (2010)

В документальном цикле «Тайны прошлого», шесть фильмов о разных цивилизациях прошлого. Ученые археологи раскрываю тайны: Ацтеков и древних жителей Средиземноморья, Римской империи и Персии… Цикл поможет погрузится в глубь веков и узнать много нового…
серия 1 - Погружение в историю
серия 2 - Ацтеки. Жертвоприношения и наука
серия 3 - Этруски. Слава предшественников римлян
серия 4 - По следам Ледникового периода
серия 5 - Персия. Наследие огнепоклонников
серия 6 - Секреты Ангкора

День Военной Тайны С Игорем Прокопенко (05.05.2013)

День Военной Тайны С Игорем Прокопенко (05.05.2013)

Документальное расследование "День "Военной тайны" с Игорем Прокопенко" - мы будем говорить о прошлом, настоящем и будущем нашей великой страны, которая 68 лет назад одержала великую Победу.
-- Неизвестные подробности из жизни легендарного летчика Виталия Попкова;
-- В проекте "Победители бездны" - невероятная история советских подводников;
-- Заговор против России - как мы сражались за Родину.
8 частей

Древние Открытия / Ancient Discoveries (2004-2008)

Древние Открытия / Ancient Discoveries (2004-2008)

Историки античности часто сталкиваются с необычным финоменом: то, что было когда-то сотворено руками наших дальних предков, можно было воплотить в жизнь, только делая упор на современную науку… Как управлялись со собственной задачей инженеры древности? Могут ли инструменты, которыми воспользовались наши предки, отыскать применение и в наши дни?
35 серий

Оружие России (2002-2005)

Оружие России (2002-2005)

Документальный цикл «Оружие России» представляет самые последние разработки ученых в военной отрасли. Например, уникальные модели стрелкового оружия; электронные системы для танков, не имеющие аналогов в мире; зенитно-ракетные комплексы, способные бороться с высокоточным оружием. Особое место уделено кораблям ВМФ России, на которых сконцентрированы буквально все типы средств нападения и защиты, изобретенные человечеством.
16 выпусков

Великие Сражения Древности / Battles Bc (2009)

Великие Сражения Древности / Battles Bc (2009)

Война - рискованное предприятие, в котором на карту поставлена судьба цивилизации. У великих воинов древности не было учебников по стратегии и тактике, не было современного вооружения. Правда и мифы о великих битвах прошлого оживают в потрясающей компьютерной графике, которая позволит своими глазами увидеть подвиги Александра Великого, восстание спартанцев, походы Ганнибала, величайших воинов и злодеев, творивших историю до нашей эры.
8 серий

Век Полета / The Century Of Flight (2002)

Век Полета / The Century Of Flight (2002)

Масштабный документальный цикл охватывающий все этапы развития авиации в 20 века, много серий посвящено мировым войнам и советской авиации.
Не все истории в фильме заканчиваются успешно, некоторые включают в себя редкие кадры аварий и просчетов, которые, тем не менее, послужили вкладом к неизбежному достижению успеха человека в воздухе.
25 серий

Из Чего Это Сделано? / How Do They Do It? / Сезон 5 (2008)

Из Чего Это Сделано? / How Do They Do It? / Сезон 5 (2008)

Истории появления самых обычных предметов, которые можно найти в любом доме - полны тайн и великих идей, о которых никто даже не подозревает. Что же скрыто за этими повседневными вещами, которые в наше время считаются лишь обыденностью?
20 серий

Братья По Оружию / Battle Machine Bros (2011)

Братья По Оружию / Battle Machine Bros (2011)

Программа "Братья по оружию" рассказывает о семейном бизнесе близнецов Майка и Джеффа Хоувов, которые создают самые невероятные машины. В каждой серии они все дальше и дальше отодвигают пределы возможного и изобретают уникальные агрегаты. Они переделывают танки и создают сверхтяжелый подземный автомобиль–внедорожник, способный ездить по угольным штрекам. Они берутся за самые невероятные проекты, но от успеха или провала каждого изобретения зависит судьба их небольшой мастерской, которая приобретает все большую и большую популярность.
12 серий

Неизвестные Битвы России. Битвы За Кавказ (2008)

Неизвестные Битвы России. Битвы За Кавказ (2008)

История России написана на полях сражений. Куликовская битва, Бородино, Курская дуга… Сколько раз на пути грозного и непобедимого доселе врага становилась русская армия! О кровопролитных сражениях и великих победах знают и помнят все, но есть еще и другие славные страницы истории русского оружия.
Более 50 лет Кавказ находился в огне невиданной по своей жестокости войны. Отчаянная храбрость горцев и доблесть русских солдат, религиозный фанатизм мюридов и долг солдата перед Родиной. Все это в нашем фильме о кровопролитной войне на Кавказе.
фильм 1 - Блестящая победа русского оружия на реке Иоре, 1800 год
фильм 2 - Храбрый штурм и героическая оборона, Гимры 1832 год
фильм 3 - Начало войны с Шамилем, Ахульго 1839 год
фильм 4 - Решающая битва при ауле Гуниб и окончание Кавказской войны, 1859 год
фильм 5 - Анапа, 1791 год
фильм 6 - Адлер, 1837 год
фильм 7 - Укрепление Михайловское, 1840 год
фильм 8 - Кбааде, 1864 год

Библейские Тайны / Bible Mysteries (2003-2007)

Библейские Тайны / Bible Mysteries (2003-2007)

«Библейские тайны» - это серия фильмов BBC, посвящённых исследованию одной из самых важных книг человечества.
Из этих фильмов мы узнаём самые интересные библейские истории, древняя книга оживает и раскрывает нам свои тайны.
01. Библейские тайны. Кто убил Иисуса (Распятие на кресте)
02. Библейские тайны. Настоящая Мария Магдалина
03. Библейские тайны. Апостолы
04. Библейские тайны. Петр-камень (Петр и Первая Церковь)
05. Библейские тайны. Иосиф и его разноцветная одежда
06. Библейские тайны. Иисус Навин и падение Иерихона
07. Ирод и резня в Вифлееме (Рождество, Ирод и резня)
08. Библейские тайны. Давид и Голиаф
09. Библейские тайны. Апокалипсис. История конца света?
10. Ной и Всемирный потоп
11. Библейские тайны. Дева Мария
12. Там, где начинается Рождество
13. Где начиналась Пасха
14. Загадки Библии. Версии. Копье Христа
15. Святой Павел
16. Загадки Библии. Версии. Тайна трех волхвов

Война, Которой Не Было (2011-2012)

Война, Которой Не Было (2011-2012)

Цикл "Война, которой не было" - это рассказ о войне, которой не было, это рассказ о холодной войне. Это рассказ о масштабах политических интриг и воплощении невероятных идей через судьбы простых изобретателей, которые напрямую были связаны с гонкой вооружений. В фильмах использованы уникальные рассекреченные материалы, которые раньше не показывали по телевидению. Зрителям удастся взглянуть на историю с другой стороны. Узнать о тех фактах, о которых никто до сих пор не знал. Пережить вместе с героями волнующее время отчаянных страхов, объяснимых сомнений, огромных надежд, досадных поражений и громких побед.
15 фильмов
Скальпель. Инструмент воздействия. Поезд-призрак -- "Аннушка" стратегического назначения -- Битва за Луну -- Космическая "Легенда" -- Крейсер "холодной" войны -- "Морские хищники" -- Охотники за подводными лодками -- "Пираньи. Тени глубин" -- Плывущие над волнами -- Стражи неба -- Танк Т-80. Совершенное оружие -- Ядерный щит -- "Аякс" ускользающий -- Комплекс "Энергия - Буран" -- Ракета "Сатана"

Тайны забытых побед. Запредельный конструктор

Птицы цвета ультрамарин

Смотря на кадры, демонстрирующие возвращение из полетов русских астронавтов, многие не раз направляли внимание на необыкновенные авто, которые первыми прибывали к месту посадки. За соответствующий цвет кузова в народе их назвали «синими птицами»

Любопытна история сотворения этих машин. В июле 1951 года на Завод имени Сталина заместителем головного конструктора был назначен Виталий Андреевич Грачев, ранее работавший основным конструктором авто завода в Днепропетровске и начавший свою деятельность на ГАЗ еще в 30-е годы. Это был конструктор от Бога, заслуженный и узнаваемый посреди профессионалов человек, лауреат 2-ух Сталинских премий.

С самого начала Грачеву было доверено освоение производства автомобиляамфибии ЗИС-485. Под это был построен особый цех, и 1-ые четыре эталона новинки покинули его двери в конце июля 1952 года. Скоро, пройдя цикл различных испытаний, машина стала поступать в войска. Посреди других конструктивных особенностей этой модели была система централизованного конфигурации давления в шинах, в первый раз реализованная в нашей стране. Тогда еще ни сам Грачев, ни его коллегиконструкторы, работавшие над этой системой, не знали, что они стоят сначала длинноватого и сложного, но увлекательного пути, что им предстоит создавать вседорожники, которым не будет равных в мире.

Его Величество Случай

Полностью может быть, что новенькая система так и осталась бы одним из частей военной техники, если б в дело не вмешался Его Величество Случай. Осенью 1952 года группу работников ЗИС выслали под Зарайск «на картошку». Для ее перевозки выделили два грузовика ЗИС-151 и амфибию ЗИС485. При этом последнюю взяли на случай холодов, чтоб не поморозить собранный сбор, ведь ее корпус имел систему подогрева от мотора. Осень выдалась нетеплая, в ноябре выпал снег, обильно покрывший поля. Юный инженер Владимир Лаврентьев увидел, что амфибия преодолевает сугробы легче, чем грузовики, и сделал выводы.

Проанализировав это внезапное открытие, конструкторы сделали вывод: «виной» тому система централизованного конфигурации давления в шинах. Начались бессчетные опыты, в процессе которых было доказано, что наличие «подкачки» (так разработчики назвали меж собой эту систему) существенно улучшает проходимость колесной техники, при этом не только лишь по снегу, да и по разным типам грунтов. Тогда Грачев и выступил за ее обширное внедрение. Но с этим были согласны далековато не все. Многие военные и штатские спецы, в том числе и главный конструктор НАМИ А.А. Липгарт, были против такового нововведения, приводя более весомые с их точки зрения контраргументы.

Тайны забытых побед. Запредельный конструктор

Не обнаружив поддержки у коллег, Грачев написал письмо заместителю министра обороны Г.К. Жукову. Маршал кропотливо исследовал предложение и провозгласил сравнительные тесты, которые состоялись летом 1954 года. Вот тут достоинства подкачки обнаружились в полном объеме. Оборудованные ею грузовики и БТР просто преодолевали болотистые участки местности, тогда как их соперники практически сразу вязли. По итогам теста Жуков предложил к осенним маневрам в Белоруссии сделать 25 БТР с системой подкачки шин. Зисовское начальство начало было возражать, говоря, что это нереально. Но замминистра пригрозил снять с завода весь военный заказ, и это подействовало. К озари такого же года 20 БТР ЗИС-152В были готовы. Так новаторство получило путевку в жизнь.

Прошло совершенно незначительно времени, и когда в июле 1954 года по инициативе Жукова на ЗИС было образовано особое конструкторское бюро по проектированию вседорожной армейской техники, Виталий Андреевич был назначен его управляющим.

Сначало СКБ насчитывало всего два 10-ка служащих, перед которыми была поставлена необыкновенно непростая задачка: в кратчайшие сроки спроекти
ровать и выстроить средний многоцелевой четырехосный автомобиль сверхвысокой проходимости грузоподъемностью 5–6 т, получивший потом индекс АТК-6.

Опыта сотворения схожей техники в нашей стране тогда просто не было, потому начались опыты с макетными эталонами, которые делались при необходимости. В 1955 году появился 1-ый из их, на базе автомобиля ЗИС-151. Он имел колесную формулу 8х8 с управляемыми колесами 2-ух первых осей, капотную сборку и оснащался рядным 6-цилиндровым верхнеклапанным мотором ЗИС-120ВК мощностью 130 л.с. Вместе с этим в конструкции применялись гидромеханическая передача, персональная подвеска всех мостов, гидроусилитель управляющего управления и шины огромного поперечника с подкачкой. Все это позволило существенно прирастить проходимость автомобиля.

Прямо за первым макетом появился 2-ой, на котором также отрабатывались новые конструкторские решения — такие, как жесткая подвеска всех колес. Но главное отличие было в водоизмещающем корпусе, что давало возможность этому эталону преодолевать водные преграды. Последовавшие тесты дали ценнейший материал для предстоящей работы, которая закончилась в 1957 году созданием тягача ЗИЛ-134. Машина имела 12-цилиндровый карбюраторный движок, мощность которого достигала 240 л.с., 3-ступенчатую гидромеханическую коробку с автоматическим управлением, самоблокирующиеся междуколесные дифференциалы и целый ряд других нестандартных для собственного времени технических решений. На итоговых испытаниях тягач свободно буксировал 9-тонную двухосную артиллерийскую систему, а его скорость на нехороших дорогах была вдвое выше, чем у ЗИС-157. По проходимости в ряде всевозможных случаев новинка не уступала гусеничной технике, а по возможности преодолевать инженерные препятствия даже превосходила их.

Казалось бы, все отлично, машину можно ставить на создание, но из-за денежных и технологических заморочек выпуск 12-цилиндрового мотора, которым должна была оснащаться новинка, тогда так и не был налажен. Не нашлось мощностей и для производства ряда новых агрегатов. В итоге тягач в серию не пошел, а заместо него военные приняли на вооружение более томные МАЗ537. Но скопленный опыт не пропал, работа над увеличением проходимости колесной техники длилась, и в следующие годы в СКБ ЗИЛ увидело свет огромное количество новых автомобилей. Равномерно на предприятии нарабатывалась научная и производственная база, а совместно с этим рождалась уникальная русская школа проектирования колесных джипов.

И начиная с 1958 года система централизованной регулировки давления в шинах обширно применяется на автомобилях, созданных для бездорожья.

Тайны забытых побед. Запредельный конструктор

От ПЭУ к «синей птице»

Время идет и ставит перед людьми новые задачки. Не исключением оказалась и та область, в какой работали Грачев и его коллеги. К середине 60-х годов, когда русская галлактическая программка вошла в новое высококачественное состояние, потребовались тс для резвого обнаружения и доставки на базу приземлившихся спускаемых аппаратов и астронавтов. Сначало для этого использовались самолеты и вертолеты, но в черное время суток, нелетную погоду и при посадке в незапланированном районе этих средств часто оказывалось недостаточно, требовалось наземное содействие.

Тогда по инициативе С.П. Царица управление ВВС, в руководстве которого была поисково-спасательная служба, обратилось на «МосавтоЗИЛ» с заданием сделать «поисково-спасательный автомобиль с абсолютной проходимостью». Тактикотехнические требования к поисковоэвакуационной установке (ПЭУ) были утверждены заместителем главкома ВВС в конце 1964 года, а сначала марта 1965-го Грачев получил задание на ее разработку.

Предстояло ни мало ни много сделать машину, которая могла бы доставляться к месту работы вертолетом Ми-6 либо самолетом АН-12, что налагало жесткие ограничения на ее габариты и весовые свойства. При всем этом автомобиль обладал бы высочайшей проходимостью и свободно передвигался по воде. Его способностей должно было хватать для погрузки и транспортировки спускаемого аппарата. Да и это еще не все. В кабине требовалось расположить экипаж из 3-х человек и отыскать место для размещ

Читайте также: