Теория и практика создания тренинга конструктор для тренера

Обновлено: 02.05.2024

Конструирование новых тренингов — четкая последовательная технология, применяя которую можно создать многомодульный тренинг под любую задачу. В книге описаны и теоретические концепты, и практические алгоритмы, необходимые при разработке тренинга — от выяснения запроса заказчика до посттренингового сопровождения. Серьезным достоинством книги служит наличие кейсов, примеров готовых программ, полных сценариев тренинга и конкретных рекомендаций.

Книга предназначена как для начинающих тренеров, которые хотят освоить методологию создания бизнес-тренингов, так и для опытных профессионалов, стремящихся повысить свою эффективность.

Отзывы о книге

Сегодня, когда подходы к обучению резко и стремительно меняются, бизнес-тренер — это тот, кто собственным примером демонстрирует готовность перестраиваться, учиться на ошибках и внедрять новое в жизнь. Уверена: данная книга станет настоящей находкой как для начинающих тренеров, так и для тех, кто уже реализовался в профессии и ищет вдохновляющие идеи для инсайтов! Самое ценное, что к Гули всегда можно обратиться за тренерской консультацией. Неважно знакомы ли вы с ней лично, или нет.

Мария Хаустова-Негода,
руководитель направления управленческого обучения
и кадрового резерва «Почта России»

Если суммировать всё, что я получила от обучения по программе «Тренерское мастерство» у Гули Базаровой, то это: осознанное использование методологии, работа от группы, от ее запроса, внимание к каждому участнику и применение множества конкретных инструментов. Ну а самое главное — влюбленность именно в тренерскую профессию, высочайшая планка профессионализма, тот уровень, к которому нужно всегда стремиться! Я счастлива, что программа развивается теперь и благодаря моему активному участию.

Светлана Дяченко,
руководитель программ для бизнес-тренеров


Базарова Гули

В 1997 году окончила факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Кандидат психологических наук. Директор Московской школы практической психологии при Московском институте психоанализа. Президент Женской ассоциации СКОЛКОВО. Амбассадор Московской школы управления СКОЛКОВО.

Учредитель тренингово-консалтинговой компании «Бизнес консалтинг групп» для работы с топ-менеджерами в ситуации изменений и перехода компаний на новый уровень. Генеральный продюсер первого в России бизнес-форума для детей «БереZка».

Организатор центра психологической поддержки людей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

  • ЖАНРЫ 361
  • АВТОРЫ 287 632
  • КНИГИ 690 909
  • СЕРИИ 26 428
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 612 783

Теория и практика создания тренинга

Все права защищены. Воспроизведение всей книги или ее части в любом виде воспрещается без письменного разрешения издателя.

Теория и практика создания тренинга. Конструктор для тренера - i_001.jpg

© Базарова Г. Т., 2020

© Издание, оформление. Издательство «Олимп-Бизнес», 2020

Вступительное слово автора

Дорогие друзья, я очень долго шла к тому, чтобы важный и значимый период моей тренерской жизни оформился в осязаемый результат. Данная книга – краткий рассказ о том, чем я занималась 20 лет. Я безмерно счастлива, что этот день наступил, и, конечно, хочу посвятить свою книгу моим самым близким, тем, кто позволял мне реализовываться и развиваться в профессии. Я это очень ценю, даже если редко говорю об этом. Спасибо, что выдержали мой тренерский марафон, во время которого я чувствовала любовь и поддержку и могла без выходных работать 25 тренинг-дней подряд. Моим друзьям, которые все эти годы свои праздники подстраивали под мои выходные между тренингами. Моим выпускникам – вместе с вами я познавала нюансы профессии, на наших занятиях делались открытия и рождались инсайты. Для вас книга написана так, чтобы, читая, вы слышали мой голос и вспоминали описанные эпизоды.

Дорогая команда издательства, мои коллеги Юлия Сотникова[1] и Светлана Евдокимова[2], без вас невозможно было бы привести в порядок все мои материалы. Спасибо большое!

Приятно будет познакомиться с тем, у кого книга окажется в руках.

Гибкое и своевременное реагирование на изменения окружающей среды – одна из ключевых компетенций сотрудников и компаний в условиях постоянно растущей конкуренции и в ситуации непрерывно нарастающей неопределенности. По-настоящему успешные организации ориентируются в первую очередь на развитие, поддержание собственной репутации и экологичность внутренних и внешних отношений. Предприятия, цель которых не только «выживание», но и планомерный рост, давно признали, что их ключевой задачей при этом становится способность, словно «живой организм», быстро реагировать на любые изменения[3]. Следовательно, ориентация на развитие и сопутствующая ей динамичность реализуются, прежде всего, чтобы максимально эффективно адаптировать «командное поведение» к постоянно меняющимся условиям. Неважно, какой тип стратегии компания выбирает в качестве доминирующего – (а) реактивный («простой ответ» на внешний вызов) или (б) интерактивный («активное взаимодействие» и расширение), – их можно реализовать, только если руководство уделяет внимание «саморазвитию»[4]. Утверждение принципа «саморазвития» предполагает, что целенаправленные усилия необходимо предпринимать для актуализации ресурсов всей команды сотрудников[5].

В современной жизни, с ее непрерывными кризисами, разрешение которых зачастую непрогнозируемо, руководителям и сотрудникам компаний как никогда необходимо обучение. В статье «Особенности обучения взрослых»[6] мы сказали о том, что специалист в сфере управленческого консультирования Рег Реванс[7] сформулировал своего рода закон успешной бизнес-адаптации: «Организация (и сотрудники) будет процветать до тех пор, пока темп ее обучения выше (или равен) темпу изменения внешней среды».

Сегодня существует множество компаний, ориентированных на долгосрочные тренинговые программы. Они понимают, что формирование у сотрудника полноценного навыка со всем комплексом знаний невозможно без его глубокой проработки и закрепления, чего не достичь за один день, и нанимают собственных тренеров, а некоторые даже содержат целый штат корпоративных коучей.

Обучение людей требует ответственности каждого специалиста. Для начала необходимо позволить обучающимся делать самостоятельные шаги, а затем поддерживать их развитие инструктажем, обратной связью и последующим управлением достижениями и карьерным ростом. При этом важно отметить, что все люди учатся по-разному и каждый по-своему воспринимает и обрабатывает информацию. Если организация понимает и учитывает эти индивидуальные особенности сотрудников, то с большой долей вероятности она создаст необходимые условия, питательную среду для проявления и максимального раскрытия уникального потенциала каждого в единой команде. Во времена кризиса и стремительных перемен стабильны только те компании, которые осознают ценность обучения и развития и находят в этих непредвиденных обстоятельствах новые точки, возможности для роста, новые вызовы.

В настоящее время реальную пользу и эффективность тренинга оценили и руководители, и сотрудники предприятий. Это связано, во-первых, с тем, что у большинства сотрудников уже имеется позитивный опыт участия в тренингах, и поэтому они видят результаты такой формы обучения, реализуемой непосредственно в профессиональной среде. Во-вторых, если раньше мало кого интересовало мнение участников тренинга о том, что для них актуально, то теперь возросшая потребность в обучении персонала делает этот диалог «открытым» и необходимым, что помогает решать самые разные проблемы компаний. Подчеркнем: перечень проблем, разрешаемых с помощью психологического тренинга, с каждым годом всё увеличивается. Как мы указывали в своей статье «Принципы организации и проведения бизнес-тренингов»[8], с помощью обучения сотрудников организации могут решать различные задачи. Список направлений, способствующих оптимизации деловой деятельности, весьма внушителен. Приведем некоторые из них:

● повышение бизнес-показателей компании, улучшение статуса на рынке в условиях высокой конкуренции;

● повышение коммерческой целесообразности бизнеса (особенно важно для стартапов, которые выходят из какого-то крупного бизнеса);

● дополнительная диагностика сильных и слабых сторон в деятельности организации;

● формирование или укрепление «достойного имиджа» компании;

● формирование новых профессиональных знаний, навыков и умений у сотрудников;

● адаптация персонала к изменяющимся условиям труда;

● сплочение рабочих групп или команды предприятия в целом;

● возможность смены должностей и видов деятельности – например, при ротации или получении смежной профессии (это часто бывает в закрытых компаниях, которые хотят, чтобы у них в штате были транспрофессионалы[9]);

● взаимный обмен опытом и знаниями сотрудников друг с другом и руководства с сотрудниками;

● своевременное получение обратной связи об эффективности работы;

● управление талантами, лидерами;

● работа с кадровым резервом, его создание и развитие;

● снижение сопротивления сотрудников переменам, повышение готовности к ним;

● повышение трудовой мотивации и лояльности персонала компании;

● выявление и реализация потенциала сотрудников;

● оптимальное прохождение «кризисных» этапов в жизни организации;

● гармонизация социально-психологической атмосферы в коллективе;

● формирование обучающей корпоративной культуры – как правило, это происходит при длительных обучающих проектах с развитым в компании корпоративным университетом.


Конструирование новых тренингов – четкая последовательная технология, применяя которую можно создать многомодульный тренинг под любую задачу. В книге описаны и теоретические концепты, и практические алгоритмы, необходимые при разработке тренинга – от выяснения запроса заказчика до посттренингового сопровождения. Серьезным достоинством книги служит наличие кейсов, примеров готовых программ, полных сценариев тренинга и конкретных рекомендаций. Книга предназначена как для начинающих тренеров, которые хотят освоить методологию создания бизнес-тренингов, так и для опытных профессионалов, стремящихся повысить свою эффективность.

Оглавление

  • Вступительное слово автора
  • Введение
  • Основные теоретические концепты тренинга

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория и практика создания тренинга. Конструктор для тренера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Все права защищены. Воспроизведение всей книги или ее части в любом виде воспрещается без письменного разрешения издателя.


© Базарова Г. Т., 2020

© Издание, оформление. Издательство «Олимп-Бизнес», 2020

Вступительное слово автора

Дорогие друзья, я очень долго шла к тому, чтобы важный и значимый период моей тренерской жизни оформился в осязаемый результат. Данная книга — краткий рассказ о том, чем я занималась 20 лет. Я безмерно счастлива, что этот день наступил, и, конечно, хочу посвятить свою книгу моим самым близким, тем, кто позволял мне реализовываться и развиваться в профессии. Я это очень ценю, даже если редко говорю об этом. Спасибо, что выдержали мой тренерский марафон, во время которого я чувствовала любовь и поддержку и могла без выходных работать 25 тренинг-дней подряд. Моим друзьям, которые все эти годы свои праздники подстраивали под мои выходные между тренингами. Моим выпускникам — вместе с вами я познавала нюансы профессии, на наших занятиях делались открытия и рождались инсайты. Для вас книга написана так, чтобы, читая, вы слышали мой голос и вспоминали описанные эпизоды.

Дорогая команда издательства, мои коллеги Юлия Сотникова [1] и Светлана Евдокимова [2] , без вас невозможно было бы привести в порядок все мои материалы. Спасибо большое!


Конструирование новых тренингов – четкая последовательная технология, применяя которую можно создать многомодульный тренинг под любую задачу. В книге описаны и теоретические концепты, и практические алгоритмы, необходимые при разработке тренинга – от выяснения запроса заказчика до посттренингового сопровождения. Серьезным достоинством книги служит наличие кейсов, примеров готовых программ, полных сценариев тренинга и конкретных рекомендаций. Книга предназначена как для начинающих тренеров, которые хотят освоить методологию создания бизнес-тренингов, так и для опытных профессионалов, стремящихся повысить свою эффективность.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория и практика создания тренинга. Конструктор для тренера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Гибкое и своевременное реагирование на изменения окружающей среды — одна из ключевых компетенций сотрудников и компаний в условиях постоянно растущей конкуренции и в ситуации непрерывно нарастающей неопределенности. По-настоящему успешные организации ориентируются в первую очередь на развитие, поддержание собственной репутации и экологичность внутренних и внешних отношений. Предприятия, цель которых не только «выживание», но и планомерный рост, давно признали, что их ключевой задачей при этом становится способность, словно «живой организм», быстро реагировать на любые изменения [3] . Следовательно, ориентация на развитие и сопутствующая ей динамичность реализуются, прежде всего, чтобы максимально эффективно адаптировать «командное поведение» к постоянно меняющимся условиям. Неважно, какой тип стратегии компания выбирает в качестве доминирующего — (а) реактивный («простой ответ» на внешний вызов) или (б) интерактивный («активное взаимодействие» и расширение), — их можно реализовать, только если руководство уделяет внимание «саморазвитию» [4] . Утверждение принципа «саморазвития» предполагает, что целенаправленные усилия необходимо предпринимать для актуализации ресурсов всей команды сотрудников [5] .

В современной жизни, с ее непрерывными кризисами, разрешение которых зачастую непрогнозируемо, руководителям и сотрудникам компаний как никогда необходимо обучение. В статье «Особенности обучения взрослых» [6] мы сказали о том, что специалист в сфере управленческого консультирования Рег Реванс [7] сформулировал своего рода закон успешной бизнес-адаптации: «Организация (и сотрудники) будет процветать до тех пор, пока темп ее обучения выше (или равен) темпу изменения внешней среды».

Сегодня существует множество компаний, ориентированных на долгосрочные тренинговые программы. Они понимают, что формирование у сотрудника полноценного навыка со всем комплексом знаний невозможно без его глубокой проработки и закрепления, чего не достичь за один день, и нанимают собственных тренеров, а некоторые даже содержат целый штат корпоративных коучей.

Обучение людей требует ответственности каждого специалиста. Для начала необходимо позволить обучающимся делать самостоятельные шаги, а затем поддерживать их развитие инструктажем, обратной связью и последующим управлением достижениями и карьерным ростом. При этом важно отметить, что все люди учатся по-разному и каждый по-своему воспринимает и обрабатывает информацию. Если организация понимает и учитывает эти индивидуальные особенности сотрудников, то с большой долей вероятности она создаст необходимые условия, питательную среду для проявления и максимального раскрытия уникального потенциала каждого в единой команде. Во времена кризиса и стремительных перемен стабильны только те компании, которые осознают ценность обучения и развития и находят в этих непредвиденных обстоятельствах новые точки, возможности для роста, новые вызовы.

В настоящее время реальную пользу и эффективность тренинга оценили и руководители, и сотрудники предприятий. Это связано, во-первых, с тем, что у большинства сотрудников уже имеется позитивный опыт участия в тренингах, и поэтому они видят результаты такой формы обучения, реализуемой непосредственно в профессиональной среде. Во-вторых, если раньше мало кого интересовало мнение участников тренинга о том, что для них актуально, то теперь возросшая потребность в обучении персонала делает этот диалог «открытым» и необходимым, что помогает решать самые разные проблемы компаний. Подчеркнем: перечень проблем, разрешаемых с помощью психологического тренинга, с каждым годом всё увеличивается. Как мы указывали в своей статье «Принципы организации и проведения бизнес-тренингов» [8] , с помощью обучения сотрудников организации могут решать различные задачи. Список направлений, способствующих оптимизации деловой деятельности, весьма внушителен. Приведем некоторые из них:

● повышение бизнес-показателей компании, улучшение статуса на рынке в условиях высокой конкуренции;

● повышение коммерческой целесообразности бизнеса (особенно важно для стартапов, которые выходят из какого-то крупного бизнеса);

● дополнительная диагностика сильных и слабых сторон в деятельности организации;

● формирование или укрепление «достойного имиджа» компании;

● формирование новых профессиональных знаний, навыков и умений у сотрудников;

● адаптация персонала к изменяющимся условиям труда;

● сплочение рабочих групп или команды предприятия в целом;

● возможность смены должностей и видов деятельности — например, при ротации или получении смежной профессии (это часто бывает в закрытых компаниях, которые хотят, чтобы у них в штате были транспрофессионалы [9] );

● взаимный обмен опытом и знаниями сотрудников друг с другом и руководства с сотрудниками;

● своевременное получение обратной связи об эффективности работы;

● управление талантами, лидерами;

● работа с кадровым резервом, его создание и развитие;

● снижение сопротивления сотрудников переменам, повышение готовности к ним;

● повышение трудовой мотивации и лояльности персонала компании;

● выявление и реализация потенциала сотрудников;

● оптимальное прохождение «кризисных» этапов в жизни организации;

● гармонизация социально-психологической атмосферы в коллективе;

● формирование обучающей корпоративной культуры — как правило, это происходит при длительных обучающих проектах с развитым в компании корпоративным университетом.

Как мы указали в учебнике «Организационная психология», анализ перечисленных направлений говорит о том, что проведение тренингов обладает, как правило, полифункциональным эффектом. Удачно разработанный и проведенный тренинг косвенно влияет на следующие показатели:

эффективность работы всей компании за счет повышения производительности и качества работы значительной части сотрудников;

● обновление видения перспектив и повышение степени готовности организации к изменениям на рынке;

● создание адекватной кадровой политики при условии, что обеспечена полноценная обратная связь относительно профессионального потенциала сотрудников, прошедших обучение; это ложится в основу новых управленческих стратегий командообразования и принятия решений о карьерном продвижении;

● значительное повышение удовлетворенности деятельностью и мотивации сотрудников.

Систематическое внедрение тренинговых программ разного типа, таким образом, не только позитивно влияет на бизнес-показатели компании и стабильность ее жизни, но и активизирует главный человеческий ресурс «внутреннего роста» и саморазвития, повышая компетентность и работоспособность персонала. Когда мы говорим о массовом обучении, на ум приходит множество примеров, в которых оно помогало изменить корпоративную культуру организации в целом. И это уже вопрос не только обучения, но и элементов консалтинга. Так происходит, например, в крупных банках. Однако подобное обучение обходится довольно дорого и занимает много времени. Столь масштабный проект мы реализовали в Ташкенте: были подготовлены 32 тренера, которые сейчас успешно работают по регионам и обучают других слушателей и тренеров. Первая часть обучения была проведена нами в феврале 2018 года, вторая — в июле 2019 года.

За счет подобных проектов предприятия становятся саморазвивающимися и создают комфортную среду для развития сотрудников.

Одна из отличительных черт тренинга заключается в том, что необходимость его проведения должна быть осознана и инициирована руководством компании.

Знать, зачем предприятию обучение, тренер должен именно для того, чтобы предоставить определенные аргументы в пользу тренинга, с которым он идет к руководителю на этапе первичной встречи. Это особенно актуально для заказчика, уже побывавшего на нескольких обучающих программах, но в итоге не получившего прироста эффективности. Конечно, такому лидеру надо будет привести с десяток аргументов. И напротив, когда обучение в компании непостоянное, а часть руководителей говорит: «нам нужен тренинг, но мы не знаем какой», — тогда проявления инициативы ждут от самого тренера. В таком случае надо понимать, что вы можете предложить в той или иной ситуации. Вот почему любому тренеру необходим свой собственный список возможных целей обучения, чтобы заказчик изучил его, оценил имеющиеся варианты и выбрал то, что подходит конкретно ему.

Во многих компаниях, где мы проводили тренинг для тренеров, этот блок аргументов в пользу обучения оказался важным для самоопределения тренеров и их готовности к разговору с руководителем любого уровня.

Роль тренера, специализирующегося на проведении такого рода практики, не сводится просто к оказанию «оплаченных» услуг. Тренер — это учитель, который сам владеет необходимым багажом знаний, умений и навыков и готов их передать. Он также должен активно включаться и управлять процессом овладения участниками тренинга новой сферой деятельности, принимая на себя ответственность за результаты совместно проделанной работы.

Итак, чтобы быстро адаптироваться к происходящим изменениям и, более того, занять проактивную позицию по отношению к переменам, современные организации прикладывают серьезные усилия для развития персонала, используя прежде всего активные методы обучения. Именно поэтому за последние десять — пятнадцать лет особо популярным в обучении сотрудников стал тренинг, пользу которого уже оценили многие руководители.

Цель настоящей книги — вооружить читателя опытом других тренеров. Этот многолетний практический опыт поможет вам сделать свои тренинги более эффективными и успешными, научит разрабатывать и проводить новые обучающие программы, создавать собственный тренерский инструментарий — так называемый «чемоданчик тренера». Материал, изложенный в книге, пригодится в последующем самостоятельном конструировании обучающих тренингов для управленческих кадров под конкретную задачу или проект, а также для уверенного сценирования тренингов для тренеров. В книге полностью и максимально подробно изложена технология создания тренинга. Мы надеемся, что с помощью этой книги вы сможете разрабатывать бизнес-тренинги под любой запрос.

Мы находимся на рынке образования с 1995 года. Для нас проводником в мир тренинга стала Лариса Андреевна Петровская [10] , для которой реальной работой, конечно, был 21-дневный социально-психологический тренинг. В отечественной и зарубежной литературе фигурируют различные термины для его обозначения, например «лабораторный тренинг», «активная социально-психологическая подготовка», «активное социальное обучение» и другие. «Социально-психологический тренинг» — один из возможных. Он часто употребляется и, по-видимому, является более устоявшимся по сравнению с другими, хотя и не безусловно адекватным [11] . В Московской школе практической психологии самым длительным стал 10-дневный тренинг для тренеров. Даже представить такое в современной бизнес-реальности практически невозможно. Сегодня тренинг можно провести за один день и даже всего лишь за четыре или два часа. Однако множество компаний по-прежнему готовы обучать сотрудников в долговременных проектах, благодаря чему тренинги, длящиеся по несколько дней, до сих пор востребованы и актуальны. В данной книге мы делимся с читателем проверенными временем технологиями разработки тренинга. Сформулированные нами рекомендации по созданию и проведению тренингов действительно работают, о чем свидетельствует обратная связь многочисленных участников, прошедших обучение за весь период нашей тренинговой практики.

Конструирование новых тренингов – четкая последовательная технология, применяя которую можно создать многомодульный тренинг под любую задачу. В книге описаны и теоретические концепты, и практические алгоритмы, необходимые при разработке тренинга – от выяснения запроса заказчика до посттренингового сопровождения. Серьезным достоинством книги служит наличие кейсов, примеров готовых программ, полных сценариев тренинга и конкретных рекомендаций.

Книга предназначена как для начинающих тренеров, которые хотят освоить методологию создания бизнес-тренингов, так и для опытных профессионалов, стремящихся повысить свою эффективность.

Отзывы

Популярные книги

Страж. Тетралогия

Алексей Пехов Страж. Тетралогия Страж История первая Ведьмин яр Ворон на ржаном поле не.

Страж. Тетралогия

Следак 3

Пролог

Ранним вечером городской парк был почти безлюден. Наверно, из-за этого Ш.

Следак 3

Часовая битва

Наталья Щерба ЧАСОВАЯ БИТВА Спасибо Еве, Татьяне и Павлу — моим первым читателям, поверившим в.

Часовая битва

Сотня. Трилогия (ЛП)

СОТНЯ. После опустошительной атомной войны спасшиеся остатки человечества живут на космических .

Сотня. Трилогия (ЛП)

Назови меня своей

Я — игрушка, отданная за долги собственным отцом. Я — всего лишь человек, а они — из древней расы, к.

Назови меня своей

Убить пересмешника

Нелл Харпер Ли УБИТЬ ПЕРЕСМЕШНИКА Юристы, наверно, тоже когда-то были детьми. Чарлз Лэм ЧАСТЬ П.

Убить пересмешника

Дорогие друзья по чтению. Книга "Теория и практика создания тренинга. Конструктор для тренера" Базарова Гули произведет достойное впечатление на любителя данного жанра. Зачаровывает внутренний конфликт героя, он стал настоящим борцом и главная победа для него - победа над собой. В процессе чтения появляются отдельные домыслы и догадки, но связать все воедино невозможно, и лишь в конце все становится и на свои места. Что ни говори, а все-таки есть некая изюминка, которая выделяет данный masterpiece среди множества подобного рода и жанра. Грамотно и реалистично изображенная окружающая среда, своей живописностью и многообразностью, погружает, увлекает и будоражит воображение. Диалоги героев интересны и содержательны благодаря их разным взглядам на мир и отличием характеров. Попытки найти ответ откуда в людях та или иная черта, отчего человек поступает так или иначе, частично затронуты, частично раскрыты. Созданные образы открывают целые вселенные невероятно сложные, внутри которых свои законы, идеалы, трагедии. Основное внимание уделено сложности во взаимоотношениях, но легкая ирония, сглаживает острые углы и снимает напряженность с читателя. Темы любви и ненависти, добра и зла, дружбы и вражды, в какое бы время они не затрагивались, всегда остаются актуальными и насущными. Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к отгадке едва уловим, постоянно ускользает с появлением все новых и новых деталей. "Теория и практика создания тренинга. Конструктор для тренера" Базарова Гули читать бесплатно онлайн необычно, так как произведение порой невероятно, но в то же время, весьма интересно и захватывающее.

Читать Теория и практика создания тренинга. Конструктор для тренера

  • Размещено 25.09.2020
  • Тип размещения: Бесплатно

Новинки

Между небом и землей

Люблю влипать в необычные истории. Решила как то видами гор полюбоваться. Итог: Влюбилась — три.

Читайте также: