Триумф и трагедия энергии размышления главного конструктора

Обновлено: 25.04.2024

Видел и первый пуск "Энергии" и второй пуск "Энергия-Буран" собственными глазами. И помню, как весь Ленинск кричал "Ура!", когда "Энергия" пошла.
Но я не об этом хочу рассказать, а о том, как "Энергия-Буран" скончались, и вместе с ними скончались 8 стоителей, ремонтировавших крышу МИКа.
Хочу сразу сказать работникам ФСБ, которые могут прочитать мой комментарий. Я не помню напрочь, давал ли я какую-либо подписку о неразглашении. У меня есть проблемы с памятью, да и прошло почти двадцать лет. К тому же, я расскажу лишь о нескольких странных фактах, которые вряд ли являются гостайной. Если что не так - не судите строго бедного (в буквальном смысле) инвалида.
Небольшая преамбула. Трагедия произошла во второй половине весны, но весна была весьма необычная для Байконура. Чуть ли не каждый день лили сильные дожди. Вся степь покрылась зеленью. В полисаднике СБИК и в степи перед площадкой 2Б было полно шампиньенчиков (я их собирал в обеденный перерыв). Крыша МИКа разбухла и постоянно протекала. Поэтому наняли бригаду строителей (рабочие - казахи и бригадир - белорус) для срочного ремонта кровли.
Но вот первый странный факт. За несколько дней до трагедии Руководитель СБИК издал приказ: "Работ по ремонту кровли в выходные дни не проводить". Напомню, что трагедия произошла в выходной день (если мне не изменяет память - в субботу). Издал приказ и смылся с Байконура, оставив вместо себя исполняющим обязанности руководителя Главного инженера.
Но бригада строителей были ребята тоже бедные и стали слезно уговаривать Главного инженера разрешить им работать в выходные. А тот был человеком мягким, и разрешил-таки.
Едем далее. Небольшое пояснение. Так получилось, что на момент начала работы комиссии по выяснению причин катастрофы единственный рабочий ксерокс был в моем кабинете. Так что ксерокопии всех показаний очевидцев и прочих документов для комиссии делал я. Копировал и читал.
В показаниях очевидцев (три работницы ВОХР), находившихся внутри МИКа ничего странного нет - раздался грохот и гул, а потом стали падать плиты перекрытия.
Но вот второй странный факт. Все очевидцы, наблюдавшие трагедию снаружи, в один голос утверждали, что сначала крыша вспучилась и поднялась, а потом уже рухнула. Высота высокой зоны МИКа - 56 м, высота парапета - 700 мм, очевидцы находились от здания на расстоянии 30-40 м. Т.е. чтобы увидеть с земли, что крыша поднялась, она должна была приподняться и вспучиться весьма значительно.
И третий странный факт. Были приложены цветные фотографии МИКа в момент трагедии, сделанные случайным очевидцем (иностранцем, если мне память не изменяет - американцем), который в это время фотографировал природу, в нескольких сотнях метров от здания МИКа. Так вот на этих фотографиях в момент катастрофы над крышей МИКа черное облако дыма. Не рыжей байконурской пыли, а черного дыма.
P.S. Я не знаю истинных причин трагедии - секретных протоколов комиссии не читал. Но из приведенных мною фактов становится ясно, что они не те, что указаны в официальном заключении.
P.P.S. Допустил ошибку - не Главный инженер, а Зам. Главного инженера.

Видел и первый пуск "Энергии" и второй пуск "Энергия-Буран" собственными глазами. И помню, как весь Ленинск кричал "Ура!", когда "Энергия" пошла.
Но я не об этом хочу рассказать, а о том, как "Энергия-Буран" скончались, и вместе с ними скончались 8 стоителей, ремонтировавших крышу МИКа.
Хочу сразу сказать работникам ФСБ, которые могут прочитать мой комментарий. Я не помню напрочь, давал ли я какую-либо подписку о неразглашении. У меня есть проблемы с памятью, да и прошло почти двадцать лет. К тому же, я расскажу лишь о нескольких странных фактах, которые вряд ли являются гостайной. Если что не так - не судите строго бедного (в буквальном смысле) инвалида.
Небольшая преамбула. Трагедия произошла во второй половине весны, но весна была весьма необычная для Байконура. Чуть ли не каждый день лили сильные дожди. Вся степь покрылась зеленью. В полисаднике СБИК и в степи перед площадкой 2Б было полно шампиньенчиков (я их собирал в обеденный перерыв). Крыша МИКа разбухла и постоянно протекала. Поэтому наняли бригаду строителей (рабочие - казахи и бригадир - белорус) для срочного ремонта кровли.
Но вот первый странный факт. За несколько дней до трагедии Руководитель СБИК издал приказ: "Работ по ремонту кровли в выходные дни не проводить". Напомню, что трагедия произошла в выходной день (если мне не изменяет память - в субботу). Издал приказ и смылся с Байконура, оставив вместо себя исполняющим обязанности руководителя Главного инженера.
Но бригада строителей были ребята тоже бедные и стали слезно уговаривать Главного инженера разрешить им работать в выходные. А тот был человеком мягким, и разрешил-таки.
Едем далее. Небольшое пояснение. Так получилось, что на момент начала работы комиссии по выяснению причин катастрофы единственный рабочий ксерокс был в моем кабинете. Так что ксерокопии всех показаний очевидцев и прочих документов для комиссии делал я. Копировал и читал.
В показаниях очевидцев (три работницы ВОХР), находившихся внутри МИКа ничего странного нет - раздался грохот и гул, а потом стали падать плиты перекрытия.
Но вот второй странный факт. Все очевидцы, наблюдавшие трагедию снаружи, в один голос утверждали, что сначала крыша вспучилась и поднялась, а потом уже рухнула. Высота высокой зоны МИКа - 56 м, высота парапета - 700 мм, очевидцы находились от здания на расстоянии 30-40 м. Т.е. чтобы увидеть с земли, что крыша поднялась, она должна была приподняться и вспучиться весьма значительно.
И третий странный факт. Были приложены цветные фотографии МИКа в момент трагедии, сделанные случайным очевидцем (иностранцем, если мне память не изменяет - американцем), который в это время фотографировал природу, в нескольких сотнях метров от здания МИКа. Так вот на этих фотографиях в момент катастрофы над крышей МИКа черное облако дыма. Не рыжей байконурской пыли, а черного дыма.
P.S. Я не знаю истинных причин трагедии - секретных протоколов комиссии не читал. Но из приведенных мною фактов становится ясно, что они не те, что указаны в официальном заключении.
P.P.S. Допустил ошибку - не Главный инженер, а Зам. Главного инженера.

Видел и первый пуск "Энергии" и второй пуск "Энергия-Буран" собственными глазами. И помню, как весь Ленинск кричал "Ура!", когда "Энергия" пошла.
Но я не об этом хочу рассказать, а о том, как "Энергия-Буран" скончались, и вместе с ними скончались 8 стоителей, ремонтировавших крышу МИКа.
Хочу сразу сказать работникам ФСБ, которые могут прочитать мой комментарий. Я не помню напрочь, давал ли я какую-либо подписку о неразглашении. У меня есть проблемы с памятью, да и прошло почти двадцать лет. К тому же, я расскажу лишь о нескольких странных фактах, которые вряд ли являются гостайной. Если что не так - не судите строго бедного (в буквальном смысле) инвалида.
Небольшая преамбула. Трагедия произошла во второй половине весны, но весна была весьма необычная для Байконура. Чуть ли не каждый день лили сильные дожди. Вся степь покрылась зеленью. В полисаднике СБИК и в степи перед площадкой 2Б было полно шампиньенчиков (я их собирал в обеденный перерыв). Крыша МИКа разбухла и постоянно протекала. Поэтому наняли бригаду строителей (рабочие - казахи и бригадир - белорус) для срочного ремонта кровли.
Но вот первый странный факт. За несколько дней до трагедии Руководитель СБИК издал приказ: "Работ по ремонту кровли в выходные дни не проводить". Напомню, что трагедия произошла в выходной день (если мне не изменяет память - в субботу). Издал приказ и смылся с Байконура, оставив вместо себя исполняющим обязанности руководителя Главного инженера.
Но бригада строителей были ребята тоже бедные и стали слезно уговаривать Главного инженера разрешить им работать в выходные. А тот был человеком мягким, и разрешил-таки.
Едем далее. Небольшое пояснение. Так получилось, что на момент начала работы комиссии по выяснению причин катастрофы единственный рабочий ксерокс был в моем кабинете. Так что ксерокопии всех показаний очевидцев и прочих документов для комиссии делал я. Копировал и читал.
В показаниях очевидцев (три работницы ВОХР), находившихся внутри МИКа ничего странного нет - раздался грохот и гул, а потом стали падать плиты перекрытия.
Но вот второй странный факт. Все очевидцы, наблюдавшие трагедию снаружи, в один голос утверждали, что сначала крыша вспучилась и поднялась, а потом уже рухнула. Высота высокой зоны МИКа - 56 м, высота парапета - 700 мм, очевидцы находились от здания на расстоянии 30-40 м. Т.е. чтобы увидеть с земли, что крыша поднялась, она должна была приподняться и вспучиться весьма значительно.
И третий странный факт. Были приложены цветные фотографии МИКа в момент трагедии, сделанные случайным очевидцем (иностранцем, если мне память не изменяет - американцем), который в это время фотографировал природу, в нескольких сотнях метров от здания МИКа. Так вот на этих фотографиях в момент катастрофы над крышей МИКа черное облако дыма. Не рыжей байконурской пыли, а черного дыма.
P.S. Я не знаю истинных причин трагедии - секретных протоколов комиссии не читал. Но из приведенных мною фактов становится ясно, что они не те, что указаны в официальном заключении.
P.P.S. Допустил ошибку - не Главный инженер, а Зам. Главного инженера.

Губанов Борис. Триумф и трагедия Энергии. Размышления главного конструктора. Т. 3. Энергия - Буран

Книга воспоминаний и размышлений главного конструктора ракетно-космической системы «Энергия» Б.И.Губанова воспроизводит героические и драматические события, ставшие неотъемлемой частью истории нашей страны, когда освоение космоса было приоритетной задачей всего государства.
Успешная реализация программы «Энергия», в которой были задействованы тысячи самых передовых предприятий, сотни тысяч лучших специалистов СССР, была резко и неоправданно оборвана в силу ряда причин, анализируемых автором.
Книга предназначена для специалистов в области космонавтики, истории науки и техники, а также широкого круга читателей. В ней приведены уникальные фотоматериалы.

Новый вызов - "Спейс Шаттл".
Новая концепция ядерной войны.
Наш ответ на вызов.
"Энергия".
"Зенит".
Путь в остановленное время.
Прежде всего - о двигателе первой ступени РД-170.
Первая ступень - блок А.
Многоразовый блок А.
Аварийный слив окислителя.
О маршевом кислородно-водородном двигателе РД-0120.
Опять водород.
Система дожигания выбросов непрореагировавшего водорода.
Система пожаро-взрывопредупреждения.
Вторая ступень - блок Ц.
Стартово-стыковочный блок Я.
Авиация для "Энергии".
Надо ли проводить огневые предполетные испытания?
Универсальный комплекс стенд-старт.
Динамика старта.
Проблемы аэрогазодинамики и аэроакустики.
Динамические характеристики.
Бортовой комплекс управления.
Управление комплексами "ракета - старт".
Управление подготовкой "Энергии".
Некоторые особенности расчета на прочность ракеты-носителя.
И опять же надежность двигателей.
Надежность и безопасность.
Подтверждение надежности.
Доклад на Межведомственном совете (начало 1985 года).
6СЛ.
Сказано: "поехали!".
Из дневниковой записи.
"Энергия" становится "Энергией".
6СЛ в полете.
"Полюс".
"Новый этап в развитии."
Перспективный ряд ракет-носителей.
Многоразовые транспортные космические системы.
Двигатели для многоразовых систем.
Вариант "Энергия-2" или ГК-175.
Разгонные блоки.
Тучи над "Энергией" сгущались.
Проблемы экономики.
Идти вперед.
Из дневниковых записей 1987 года.
Наш доклад в Совете министров.
"Буран".
29 октября 1988 года.
Фотографии и иллюстрации.

Губанов Борис. Триумф и трагедия Энергии’'. Размышления главного конструктора. Том 2. Космос приоткрывает двери

Книга воспоминаний и размышлений главного конструктора ракетно-космической системы "Энергия" Б. И. Губанова воспроизводит героические и драматические события, ставшие неотъемлемой частью истории нашей страны, когда освоение космоса было приоритетной задачей всего государства.
Успешная реализация программы "Энергия", в которой были задействованы более тысячи самых передовых предприятий, сотни тысяч лучших специалистов СССР, была резко и неоправданно оборвана в силу ряда причин, анализируемых автором. Книга предназначена для специалистов в области космонавтики, истории науки и техники, а также для широкого круга читателей.

Смотри также

Губанов Борис. Триумф и трагедия Энергии. Размышления главного конструктора. Т. 3. Энергия - Буран

  • 5,51 МБ
  • добавлен 20.01.2015 14:16
  • описание отредактировано 25.09.2018 05:39

Губанов Борис. Триумф и трагедия Энергии. Размышления главного конструктора. Т. 4. Полет в небытие

  • 535,98 КБ
  • добавлен 20.01.2015 14:00
  • описание отредактировано 25.09.2018 05:39

Губанов Борис. Триумф и трагедия Энергии. Размышления главного конструктора. Том 1. Летящий огонь

  • 150,13 МБ
  • добавлен 22.09.2018 17:19
  • описание отредактировано 25.09.2018 05:39

Губанов Борис. Триумф и трагедия Энергии’'. Размышления главного конструктора. Том 3. Энергия - Буран, Том 4. Полет в небытие

  • 10,76 МБ
  • добавлен 22.09.2018 18:37
  • описание отредактировано 25.09.2018 05:39

Остапенко О.Н., Бармин И.В. и др. (ред.) История развития отечественной пилотируемой космонавтики

  • 43,46 МБ
  • добавлен 04.12.2016 18:30
  • описание отредактировано 17.08.2019 01:52

Рабинович Б.И., Брусиловский А.Д. От баллистической ракеты Р-1 до космического комплекса Энергия - Буран. О людях и свершениях

Москва, Инст. косм. исследований РАН, Издательский дом «Космос», 2009. — 483 с. — ISBN 5-98792-005-1. Настоящая книга выходит в свет, когда исполнилось 50 лет с начала космической эры, — запуска первого искусственного спутника Земли. В то же время приближается новая историческая дата: 50-летие со дня полета первого человека в космическое пространство — гражданина СССР Юрия.

Читайте также: