Творческий дуэт реклам конструкторы 1920 составляли
Обновлено: 17.04.2024
Кто и зачем собирался вокруг Казимира Малевича, Александра Родченко, Павла Филонова и других художников, определявших направление творческой мысли в одно из самых важных десятилетий в развитии русского искусства
1920-е годы — период, когда в Советской России заявляли о себе и стремительно сменяли друг друга объединения художников. Большая часть организаторов и участников этих объединений училась у старшего поколения новаторов авангардного искусства в московских Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и петроградском Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин); многие были тесно связаны с деятельностью Музея живописной культуры и Государственного института художественной культуры (Гинхук, Петроград).
Если в 1910-х годах молодые бунтари из круга Ларионова, Машкова и Кончаловского, Матюшина использовали выставку, манифест и диспут как наиболее успешный жест с точки зрения самоутверждения в артистическом сообществе (тогда зарегистрировались только группы «Союз молодежи» и «Бубновый валет»), то в 1920-х годах таким жестом стала официальная регистрация объединений художников-единомышленников. Помимо прочего, это позволяло им получать государственные заказы (например, на оформление массовых праздников), участвовать в государственных выставках, бороться за право влиять на развитие советского искусства или просто вписывать свои имена в историю. Программные тексты, или уставы, официально зарегистрированных объединений были неотъемлемой частью их самопрезентации, давали возможность выделить свой коллектив среди современников и объяснить уникальность группового творческого пути, метода, выбор стилистической и сюжетной линии.
Все это художественное бурление и кочевание из одного объединения в другое закончилось резко — в 1932 году, когда ЦК ВКП(б) выпустил постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», согласно которому все объединения художников должны были прекратить существование, а их участники — влиться в единый Союз художников.
1. Бхаскаран Л. Дизайн и время: Пер с англ. - М.: Арт-родник, 2006.
2. Воронов Н В. Российский дизайн: Очерки истории отечественного дизайна. - М.: Союз Дизайнеров России, 2001. —Тт. 1 и 2.
3. Глазычев В. Дизайн как он есть: Изд. 2-е, доп. - М.: Европа, 2006.
4. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004.
5. Дизайн в высшей школе. - М.: ВНИИТЭ, 1994.
6. Дизайнерское образование в зарубежных странах: Информационно-аналитический обзор. - М.: ВНИИТЭ, 2005.
7. Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов. - М.: Архитекту- ра-С, 2004.
8. Кантор К. Правда о дизайне. - М.: АНИР, 1996.
9. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учеб. пособие. - М.: Омега-Л, 2005.
10. Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2006.
11. Михайлов С.М. История дизайна: Учебник для вузов. - М.: Союз Дизайнеров Рос сии, 2002, 2003. —Тт. 1 и 2.
12. Мусский СА. 100 великих чудес техники. - М.: Вече, 2005.
13. Мировой опыт государственной поддержки развития промышленного дизайна в экономически развитых странах. - М.: ВНИИТЭ, 2005.
14. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). Проблемы, тенденции, перспек тивы, региональные особенности. - М.: Союз дизайнеров России, 2002.
15. Руте В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учеб. посо бие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: М3 Пресс, 2005.
16. Сто дизайнеров Запада. - М.: ВНИИТЭ, 1984.
17. Хиллер Б. Стиль XX века: Пер. с англ. - М.: СЛОВО / SLOVO, 2004.
18. Хрестоматия по дизайну - Тюмень: Институт дизайна, 2005.
19. Энциклопедия автознаменитостей. Конструкторы. Дизайнеры. Предприниматели. - М.: За рулем, 2000.
20. Design of the 20 th Century / Charlotte, Peter Fiell. - TASCHEN, 1999.
21. Industrial Design A-Z / Charlotte, Peter Fiell. - TASCHEN, 2000.
22. Lavrentiev Alexander N., Nasarov Yuri V. Russian Design. Tradition and Experiment. 1920-1990. - Berlin: ACADEMY EDITIONS, 1995.
Рунге Владимир Федорович
ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ Книга вторая
Редактор И.В. Попова
Дизайн макета и верстка М.Г. Севастьяновой
Подписано в печать 10.05.2007. Формат 70x100 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Petersburg. Печать офсетная. Уел. печ. л. 34,83. Уч.-изд. л. 36,0. Изд. № А-194. Заказ № С-629.
Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного электронного оригинал-макета в типографии ОАО ПИК «Идел-Пресс». 420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2.
Реклам-конструкторы Маяковский-Родченко. Подлинным началом нового этапа в российской рекламе стали работы творческого дуэта «реклам-конструкторов Маяковский—Родченко. Это был этап новой визуальной культуры, целиком базирующийся на эстетике конструктивизма. В.Маяковский и А. Родченко одними из первых начали работать над фирменным стилем Моссельпрома. Введя ставшую крылатой фразу «Нигде кроме как в Моссельпроме» и организовав по единой схеме композицию из шрифта, знаков и плашек локальных цветов. 27. А. Родченко. Карамель Моссельпрома. Плакат, 1920-е.
Слайд 27 из презентации «Творчество владимира татлина»
Похожие презентации
«Жизнь и творчество Маяковского» - До Октября у Маяковского не было чёткой социальной перспективы. Цели работы. В 1902 году поступает в Кутаисскую гимназию. Маяковский учился в московской гимназии. Смерть поэта. Я – поэт. В 1906 году, после смерти отца, семья переехала в Москву. 20 лет работы. Обложка «Облако в штанах». Начало творчества.
«Маяковский творчество» - Отечества достойный сын. [Неоконченное] (1928 - 1930). «Принимать или не принимать? В. Маяковский. Маяковский… Лиля - люби меня. Маяковский. После смерти нам стоять почти что рядом: вы на Пе, а я на эМ. «Юбилейное» (1924). О, детская! Владимир Маяковский. 12 .IV. 30 г.». Хренов был тяжелейший сердечник… тяжёлая болезнь спасла Хренова.
«Жизнь и творчество В.В.Маяковского» - В.Маяковский. Прошлое тесно…”. Futurum - будущее) - авангардистское направление в европейском искусстве 1910-1920 годов. Футуризм (от лат. Ранняя лирика В. Маяковского. «А вы могли бы?» «Нате!» «Послушайте!» «Хорошее отношение к лошадям» «Скрипка и немножко нервно». Жизнь и творчество В.В.Маяковского.
«Сатира Маяковского» - Как от смерти рабочего спасти? Нельзя человека закупорить в ящик, жилище проветривай лучше и чаще. Первое "Окна РОСТА" исполнил в октябре 1919 М.М.Черемных. Маяковского сегодня лучше не трогать. Окна сатиры Роста. На работе волосы прячьте лучше: от распущенных волос - несчастный случай. Немедленно еще до прихода врача надо искусственное дыхание начать.
«Урок Маяковский» - Маяковский совершает несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; Работа тяжёлая, но люди не могут жить без света. Футуризм – от англ. «будущее», тип стихотворений, отличающихся по форме, лексикой от привычных, классических произведений. У обоих тяжёлая работа, но есть главное: поэт и светило противостоят тьме.
«Раннее творчество Маяковского» - Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч… с парохода современности. Только мы -- лицо нашего Времени. Долой ваш строй! «Я – ваш поэт». А вы могли бы? Долой ваше искусство! Долой вашу религию! Д.Бурлюк, А. Крученых, В.Маяковский, В.Хлебников (1912). На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.
«Диалог у новогодней елки», «Александра», «Под музыку Вивальди» - этот список можно продолжать бесконечно. Татьяна и Сергей Никитины – творческий и семейный дуэт двух настоящих физиков. Они вместе живут и поют вот уже полвека. Был период, когда ходили упорные слухи об их расставании и даже разводе. 23 января 2018 года они празднуют золотой юбилей своей семьи.
Студенческая любовь
Татьяна Садыкова поступила на физический факультет МГУ в 1964 году. Для первокурсников студенты устроили вечер-посвящение, на котором выступал ансамбль физиков. Руководил квинтетом Сергей Никитин. На симпатичную первокурсницу Сергей обратил внимание уже в момент первой встречи, но подойти сразу не решился.
Вместе с друзьями он стал заходить в гости в комнату, где жила в общежитии Татьяна с подругами. Ей казалось, что он пытается понравиться сразу всем. Ребята устраивали сеансы телепатии, а девчонки потом долго ломали головы, пытаясь разгадать, как же они это делают. Студентки физмата точно знали: должен быть какой-то знак. Симпатию к молодым, находчивым, да еще и музыкальным второкурсникам испытывали все представительницы прекрасного пола на физическом факультете.
Когда у него спрашивают, почему он выбрал в свое время Татьяну, Сергей Никитин скромно и смущенно говорит, что был просто очарован девушкой. Впрочем, Татьяна тоже не смогла устоять перед его скромным обаянием.
Семейное знакомство
Еще до свадьбы Сергей Никитин прилетел в Душанбе в гости к Татьяне знакомиться с будущими родственниками. Правда, папа будущей невесты был в то время на отдыхе и не знал, как себя вести. Ведь на востоке совсем не приняты такие визиты до свадьбы. Он пытался даже написать гневное письмо будущему зятю, но его остановил сосед по комнате. А после, когда Сергей и его будущий тесть встретились накануне свадьбы уже в Москве, то стали едва ли не лучшими друзьям буквально с первого взгляда.
Брата своей невесты Сергей покорил, едва сойдя с трапа самолета. Он показался ему настоящим столичным франтом. Особенно сразил его свитер цвета маренго, связанный кольчугой.
Позже оказалось, что свитер Сергею вязала совсем другая девушка, с которой он встречался до знакомства с Татьяной. Она же распустила его и связала заново, чтобы любимому ничего не напоминало о прошлых отношениях.
Мама, бабушка и сестры Сергея Яковлевича сразу приняли Татьяну. Пятилетняя племянница, впервые увидев девушку, тут же забралась к ней на колени.
Творческий дуэт физиков
Еще во время обучения в МГУ Татьяна стала петь в квинтете физиков МГУ под руководством Сергея Никитина. Фактически, их творческий дуэт существует чуть дольше, чем семейный.
После института они много выступали, а зрители даже не догадывались, что молодые и талантливые исполнители на самом деле совсем не профессионалы. Они оба успешно занимались научной деятельностью, защитили кандидатские диссертации в области физико-математических наук.
Татьяна и Сергей Никитины проводили исследования биологических молекул физическими методами. Она с помощью электронного парамагнитного резонанса, а Сергей – с помощью молекулярной акустики.
Сына Сашу помогала воспитывать мама Сергея Никитина, так как у молодых супругов, помимо работы были еще и многочисленные гастроли.
Они всюду появлялись вместе и в глазах зрителей стали абсолютно неразделимы. Татьяна и Сергей Никитины очень быстро стали популярны. Их песни были авторскими, но манера исполнения очень отличалась от традиционной авторской песни. На сцене Татьяна и Сергей понимали друг друга почти без слов.
Иногда казалось, что застенчивого и сдержанного Сергея Яковлевича полностью подавляет его живая, активная, очень энергичная супруга. Но за сдержанностью прячется сильный характер. Не зря Михаил Жванецкий, характеризуя Сергея Яковлевича, называл его «застенчивой наглостью».
Мнимый развод
В 2012 году почему-то очень активно стали плодиться слухи об их разводе, о том, что дуэта фактически уже давно нет. Поначалу ни Татьяна, ни Сергей эти слухи не комментировали. Татьяна и позже категорически отказывалась от интервью, а Сергей Яковлевич в одном из интервью во всеуслышание заявил, что не собираются они с Татьяной разводиться. После выяснилось, что возникли подобные слухи из-за одного из недобросовестных сотрудников Сергея Никитина.
Впрочем, если и был в семье какой-то кризис, то Татьяна Хашимовна и Сергей Яковлевич вполне успешно смогли его преодолеть без постороннего вмешательства.
«А знаешь, все еще будет…»
В последнее время супруги снова неразлучны, как в юности. Они вместе гастролируют, вместе летают навещать сына в США. Записывают новую музыку и новые песни.
Некоторые песни из репертуара своей юности Татьяна и Сергей Никитины петь отказываются, так как считают, что их голосов для этого уже недостаточно. За честность зрители еще с большим уважением относятся к своим любимцам: лучше слышать живые голоса, чем фонограммы.
Они поют вместе уже более полувека, их семье ровно 50 лет. И впереди еще много планов и творческих встреч.
Татьяна и Сергей Никитины смогли преодолеть трудности и остаться вместе. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Джон Леннон не смог сохранить брак со своей первой женой.
Александр Родченко — такой же символ советской фотографии, как Владимир Маяковский — советской поэзии. Западные фотографы, начиная с основателей фотоагентства Magnum и заканчивая современными звездами вроде Альберта Уотсона, до сих пор используют приемы, введенные Родченко в фотографический медиум. Кроме того, не будь Родченко — не было бы и современного дизайна, на который оказали огромное влияние его плакаты, коллажи и интерьеры. К сожалению, в остальном творчество Родченко забыто — а ведь он не только фотографировал и рисовал плакаты, но занимался живописью, скульптурой, театром и архитектурой.
Анатолий Скурихин. Александр Родченко на строительстве Беломорканала. 1933 год © Музей «Московский дом фотографии»
Александр Родченко. Похороны Владимира Ленина. Фотоколлаж для журнала «Молодая гвардия». 1924 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
Александр Родченко. Здание газеты «Известия». 1932 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
Александр Родченко. Пространственная фотомультипликация «Самозвери». 1926 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
Родченко и искусство
Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году в семье театрального бутафора. С детства он оказался вовлечен в мир искусства: квартира находилась прямо над сценой, через которую нужно было пройти, чтобы спуститься на улицу. В 1901 году семья переехала в Казань. Сначала Александр решает учиться на зубного техника. Впрочем, эту профессию он скоро бросает и становится вольнослушателем Казанской художественной школы (поступить туда он не мог из-за отсутствия свидетельства о среднем образовании: Родченко окончил только четыре класса церковно-приходской школы).
В 1914 году в Казань приезжают футуристы Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский. Родченко сходил на их вечер и написал в дневнике: «Вечер окончился, и медленно расходилась взволнованная, но , публика. Враги и поклонники. Вторых мало. Ясно, я был не только поклонником, а гораздо больше, я был приверженцем». Этот вечер стал переломным: именно после него вольнослушатель Казанской художественной школы, увлекающийся Гогеном и мирискусниками, понимает, что хочет связать свою жизнь с футуристическим искусством. В том же году Родченко знакомится со своей будущей женой, ученицей той же Казанской художественной школы Варварой Степановой. В конце 1915 года Родченко вслед за Степановой переезжает в Москву.
Родченко, Татлин и Малевич
Попав в Москву, через общих друзей Александр знакомится с Владимиром Татлиным, одним из лидеров авангарда, и тот приглашает Родченко принять участие в футуристической выставке «Магазин». Вместо вступительного взноса художника просят помочь с организацией — продавать билеты и рассказывать посетителям о смысле работ. Тогда же Родченко знакомится с Казимиром Малевичем, но к нему, в отличие от Татлина, симпатии не испытывает, да и идеи Малевича кажутся ему чужими. Родченко интереснее скульптоживопись Татлина и его интерес к конструкции и материалам, чем размышления Малевича о чистом искусстве. Позже Родченко напишет о Татлине: «Я от него учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему».
Александр Родченко. Из серии «Черное на черном». 1918 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / MoMA
В ответ на «Белое на белом» Малевича Родченко пишет серию работ «Черное на черном». Эти, казалось бы, похожие работы решают противоположные задачи: с помощью монохромности Родченко использует фактуру материала в качестве нового свойства живописного искусства. Развивая идею о новом искусстве, вдохновленном наукой и техникой, он вперые использует «нехудожественные» инструменты — циркуль, линейку, валик.
Родченко и фотомонтаж
Александр Родченко. «Мена всех». Проект обложки сборника поэтов-конструктивистов. 1924 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
Одним из первых в Советском Союзе Родченко осознает потенциал фотомонтажа в качестве нового вида искусства и начинает экспериментировать с этой техникой в области иллюстрации и агитации. Преимущество фотомонтажа перед живописью и фотографией очевидно: благодаря отсутствию отвлекающих элементов лаконичный коллаж становится самым ярким и точным способом невербальной передачи информации.
Работа в этой технике принесет Родченко всесоюзную известность. Он иллюстрирует журналы, книги, создает рекламные и агитационные плакаты.
«Реклам-конструкторы» Маяковский и Родченко
Родченко считается одним из идеологов конструктивизма, направления в искусстве, где форма полностью сливается с функцией. В качестве образца такого конструктивистского мышления можно привести рекламный плакат «Книги» 1925 года. За основу берется плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей белых», при этом Родченко оставляет от него только геометрическую конструкцию — треугольник, вторгающийся в пространство круга, — и наполняет его совершенно новым значением. Он больше не художник-созидатель, он — художник-конструктор.
Александр Родченко. Реклама Добролета. 1923 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / MoMA
Владимир Маяковский, Александр Родченко. Реклама часов «Мозер». 1923 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой
В 1920 году Родченко знакомится с Маяковским. После достаточно курьезного случая, связанного с рекламной кампанией «Добролёта» (Маяковский раскритиковал слоган Родченко, думая, что его написал второсортный поэт, тем самым серьезно Родченко обидев), Маяковский и Родченко решают объединить свои силы. Маяковский придумывает текст, Родченко занимается графическим оформлением. Творческое объединение «Реклам-конструктор „Маяковский — Родченко“» ответственно за самые яркие образцы советской рекламы 1920-х годов — плакаты ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других советских организаций.
Создавая новые плакаты, Родченко штудирует советские и иностранные фотографические журналы, вырезая оттуда все, что может пригодиться, тесно общается с фотографами, которые помогают ему в съемке уникальных сюжетов, и в конце концов в 1924 году покупает собственную камеру. И моментально становится одним из главных фотографов в стране.
Родченко-фотограф
Фотографировать Родченко начинает достаточно поздно, будучи уже сформировавшимся художником, иллюстратором и преподавателем ВХУТЕМАСа. Он переносит в новое искусство идеи конструктивизма, через линии и плоскости показывая в снимке пространство и динамику. Из массива этих экспериментов можно выделить два важных приема, которые Родченко открывает для мировой фотографии и которые актуальны до сих пор.
Александр Родченко. Сухаревский бульвар. 1928 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
Александр Родченко. Пионер-трубач. 1932 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
Александр Родченко. Лестница. 1930 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
Александр Родченко. Девушка с фотоаппаратом «Лейка». 1934 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
Первый прием — это ракурсы. Для Родченко фотография — способ донести обществу новые идеи. В эпоху самолетов и небоскребов это новое искусство должно научить видеть со всех сторон и показать привычные объекты с неожиданных точек зрения. Родченко особенно интересуют ракурсы «сверху вниз» и «снизу вверх». Этот один из самых популярных сегодня приемов в двадцатые годы стал настоящей революцией.
Второй прием называется диагональ. Еще в живописи Родченко выявил линию в качестве основы любого изображения: «Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще». Именно линия станет основным конструктивным элементом в его дальнейшем творчестве — фотомонтаже, архитектуре и, конечно же, фотографии. Чаще всего Родченко будет использовать диагональ, так как, помимо конструктивной нагрузки, она также несет в себе необходимую динамику; уравновешенная статичная композиция — это еще один анахронизм, против которого он будет активно бороться.
Родченко и соцреализм
В 1928 году в журнале «Советское фото» публикуется кляузное письмо, где Родченко обвиняется в плагиате западного искусства. Эта атака оказалась предвестником более серьезных неприятностей — в тридцатых годах деятелей авангарда одного за другим осуждают за формализм. Родченко тяжело переживал обвинение: «Как же так, я всей душой за советскую власть, я всеми силами работаю с верой и любовью к ней, и вдруг мы неправы», — писал он в дневнике.
В 1933 году Родченко выпадает шанс наладить отношения с властями. Ему предлагают оформить целый номер «СССР на стройке», посвященный строительству Беломорско-Балтийского канала. Родченко снимает очень сдержанно, оставив в прошлом идеи 1920-х. Хотя в этих фотографиях есть ракурсы и диагонали, больше они напоминают современные фотографии: это вспомогательный инструмент, а не вызов.
Александр Родченко. Фотомонтаж «Кризис». 1923 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
После этой работы Родченко снова попадает в милость. Теперь он среди создателей новой, «пролетарской» эстетики. Его снимки физкультурных парадов — апофеоз соцреалистической идеи и яркий пример молодым живописцам (среди его учеников — Александр Дейнека). Но с 1937 года отношения с властью снова разладились. Родченко не принимает входящий в силу тоталитарный режим, и работа больше не приносит ему удовлетворения.
Родченко в 1940–50-е
Александр Родченко. Акробатка. 1940 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
После войны Родченко почти ничего не создает — только оформляет книги и альбомы вместе с женой. Устав от политики в искусстве, он обращается к пикториализму — направлению, появившемуся в фотографии еще в восьмидесятых годах XIX века Фотографы-пикториалисты старались уйти от натуроподобности фотографии и снимали на специальные мягкорисующие объективы, меняли свет и выдержку, чтобы создать живописный эффект и приблизить фотографию к живописи. . Он увлекается классическим театром и цирком — ведь это последние области, где политика не определяет художественную программу. О настроении и творчестве Родченко в конце сороковых годов много говорит новогоднее письмо его дочери Варвары: «Папуля! Мне бы хотелось, чтобы ты в этом году рисовал к произведениям. Ты не думай, что я хочу, чтобы ты делал все в „соцреализме“. Нет, чтобы ты мог делать так, как ты можешь делать. И я каждую минуту, каждый день помню, что ты грустишь и не рисуешь. Мне кажется, что ты тогда был бы веселее и знал бы, что ты можешь делать такие вещи. Целую тебя и поздравляю с Новым годом, Муля».
В 1951 году Родченко исключают из Союза художников и только спустя четыре года благодаря бесконечной энергии Варвары Степановой восстанавливают. Александр Родченко умер в 1956 году, совсем немного не дожив до своей первой фотографической выставки, также организованной Степановой.
Материал был подготовлен совместно с Мультимедиа-арт-музеем к выставке «Опыты для будущего».
Читайте также: