Ученые конструкторы руководившие созданием первых советских космических кораблей

Обновлено: 27.04.2024

Космос — загадка и последний бастион человечества. Зачем и как осваивать космическое пространство и стремиться к другим мирам? Подобные вопросы волнуют нас уже давно, но, наверное, никто не сможет назвать дату, когда человека впервые посетили эти мысли.

В преддверии Дня космонавтики открываем серию публикаций, посвященных космосу и его героям!

Однако мы можем точно сказать, что программа по освоению космического пространства СССР началась в 1955 году и просуществовала почти 35 лет, до 1991 года, когда распался Советский Союз. Именно в этот период она достигла невероятных высот: запуск первого и второго искусственных спутников Земли в 1957 году, первый в мире полёт человека в космос в 1961 году, а в 1965 году человек впервые вышел в открытый космос.

Даты для запоминания

Среди основных успехов космической программы СССР:

  • запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года;
  • запуск 3 ноября 1957 второго спутника с собакой на борту;
  • первое изображение обратной стороны Луны — Луна-3. 1959 год;
  • первый полет человека в космос (Ю.А. Гагарин) 12 апреля 1961 года;
  • первый выход человека в открытый космос (А. А. Леонов) 19 марта 1965 года;
  • первый в мире планетоход — «Луноход-1», 1970 год;
  • первая мягкая посадка на Венеру — Венера-7, 1970 год;
  • первая мягкая посадка на Марс — Марс-3, 1971 год;
  • создание на орбите земли первой многомодульной орбитальной станции «Мир», 1986 год;

С чего все начиналось

В 1920-е годы в Петропавловской крепости открылась «колыбель» советской космонавтики — Газодинамическая лаборатория (ГДЛ). Именно она положила начало отечественному космическому двигателестроению и стала первой в СССР научно-исследовательской и опытно-конструкторской организацией по разработке ракет. Организатором ГДЛ стал инженер-химик Н. И. Тихомиров, а покровительство оказывал начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) М. Н. Тухачевский.

Петропавловская крепость была выбрана не случайно — в те годы это был военный объект и попасть на ее территорию было крайне сложно. Лаборатория тогда подчинялась военным, которые не придавали особого значения освоению космоса. Ученые проводили разработку реактивных снарядов на порохе, а Н. И. Тихомиров уже тогда начал заниматься разработкой ракетных двигателей на бездымном порохе.



1929 год стал плодовитым временем. Во-первых, Н. И. Тихомиров подал заявку на патент под названием «Способ изготовления прессованного бездымного пороха на твёрдых растворителях». Во-вторых, в мае этого же года к коллективу ГДЛ присоединился молодой изобретатель Валентин Глушко, впоследствии прославившийся как создатель жидкостных двигателей для первых советских космических ракет.

Не стоит забывать, что первую идею полетов в космос высказал основоположник практической космонавтики, русский ученый Константин Циолковский. Его идеи начали воплощаться в 1933 году, когда при помощи Тухачевского в Москве был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Большим прорывом тогда стало испытание экспериментальной ракеты на гибридном топливе ГИРД-09 под руководством Сергея Королева. Ракета поднялась на высоту 400 метров и находилась в полете 18 секунд.


Памятная доска в честь первых членов Технического совета Реактивного научно-исследовательского института

К сожалению, 1937-1938 годы были тяжелыми для многих советских ракетчиков: арест М. Н.Тухачевского, С.П. Королева и других, РНИИ прекратил все работы со сроком завершения более трёх лет и сосредоточился на разработке реактивных снарядов и ракетных ускорителей для самолетов.

Как повлияла Великая Отечественная Война на изучение космоса в СССР

Обратить внимание на ракеты дальнего действия Советский Союз заставило применение вооружёнными силами нацистской Германии баллистической ракеты A-4, более известной как V-2 («Фау-2»). В 1944–1945 годах в стране формировались группы специалистов для изучения немецких трофейных материалов по ракете V-2.

А после победы в Великой Отечественной Войне СССР приступил к работе по созданию собственного ракетного оружия. 13 мая 1946 года утвердили государственную ракетную программу. В Министерстве вооружений была создана головная организация по разработке жидкостных ракет — НИИ-88. Административное руководство работами осуществлял Комитет по ракетной технике (впоследствии Специальный комитет № 2) при Совете Министров СССР во главе с Г. М. Маленковым. По линии МГБ СССР разработку ракет дальнего действия курировал заместитель Л. П. Берии Седов.

Запуск непилотируемых аппаратов

В 1957 году с нового космодрома в Байконуре успешно стартовала боевая межконтинентальная многоступенчатая баллистическая ракета «Р-7», спроектированная советским учёным Сергеем Павловичем Королёвым. Она была в длину около 30 метров и весом около 270 тонн. «Р-7» состояла из четырех боковых блоков первой ступени и центрального блока с собственным двигателем, служившего второй ступенью.


4 октября 1957 года, с помощью Р-7 в СССР был произведён запуск первого в мире искусственного спутника Земли, что позволило впервые измерить плотность верхней атмосферы, получить данные о распространении радиосигналов в ионосфере, отработать вопросы выведения на орбиту, тепловой режим и многое другое. Именно с этого космического аппарата, созданного Советским Союзом, началось освоение космического пространства человечеством.

Спутники Земли


Первый спутник Земли представлял собой небольшой шар диаметром 58 см и весом 83,6 кг. Внутри его находились два радиопередатчика и источник питания.


3 ноября 1957 года в СССР был запущен в космос второй спутник, но первый в мире биологический спутник. В истории Земли на околопланетной орбите побывало живое существо — собака по кличке Лайка. Второй спутник весил 508,3 кг и был оснащён герметичной кабиной для собаки. К сожалению, обратно четвероногий космонавт на Землю так и не вернулся. Но в истории мировой космонавтики остался навечно. В честь Лайки в СССР даже выпустили марку сигарет.

В мае 1958 года на околоземную орбиту вышел третий спутник, чья длина составляла 3,5 метра, а диаметр доходил до 1,5 метров. Вес третьего спутника составлял 1327 килограммов, из которых 968 кг приходилось на научную аппаратуру. Конструкция этого спутника разрабатывалась значительно тщательнее, чем в двух предыдущих случаях. Он был оснащён не только бортовым источником питания, но и солнечной батареей, благодаря чему эксплуатировался гораздо дольше своих предшественников.

Спутник находился в полёте 691 день. В январе 1959 года в сторону спутника Земли ушла автоматическая станция «Луна-1». В сентябре и октябре были запущены станции «Луна-2» и «Луна-3». Первая доставила на поверхность спутника Земли вымпел с изображением советского герба, а вторая — впервые в истории сфотографировала невидимую сторону Луны.



Человек в космосе

От автоматических полетов С. П. Королёв и его коллеги перешли к подготовке пилотируемого полета. Для этой цели была разработана ракета-носитель «Восток», и началось конструирование одноименного космического корабля. Самым главным оставалась выработка методики возвращения корабля на Землю. Прежде чем добиться желаемого результата, понадобилось семь раз запустить «Восток» в автоматическом режиме.


И вот 12 апреля 1961 года в 9 час. 07 мин. по московскому времени с космодрома Байконур состоялся запуск ракеты-носителя «Восток». Именно она вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток» с человеком на борту. Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин, чья продолжительность полёта составила 1 час 48 мин. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории Саратовской области. Приземлился Юрий Гагарин в 10 час. 55 мин. по московскому времени.

Первый полёт человека в космос имел важнейшее значение для дальнейшего развития космонавтики и всего человечества. Благодаря Юрию Гагарина 12 апреля принято считать Днем Космонавтики.



Советские космонавты слева направо: Павел Попович, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова в студии телевидения, Москва 1 января 1964 года

Следом за Юрием Гагариным с 6 на 7 августа 1961 года первый суточный космический полет на космическом корабле «Восток-2» совершил космонавт Герман Степанович Титов, а 11–15 августа того же года состоялся первый групповой полет двух кораблей — «Восток-3» с космонавтом Андриян Николаевич Николаев и «Восток-4» с космонавтом Павел Романович Попович.

А в июне 1963 года корабли «Восток-5» и «Восток-6» с Быковским и Терешковой на борту совершили полет на орбиту. В октябре 1964 года на орбиту вышел многоместный «Восход-1» сразу с тремя космонавтами на борту, а в марте 1965 года, в ходе полета «Восхода-2», впервые в истории был осуществлён выход человека в открытое космическое пространство (это сделал космонавт А. А. Леонов). Всего при жизни Королева на его космических кораблях побывало одиннадцать человек.


Летчики-космонавты СССР (в первом ряду, слева направо): Владимир Комаров (Восход-1), Юрий Гагарин (Восток-1), Валентина Терешкова (Восток-6), Андриян Николаев (Восток-3), Константин Феоктистов (Восход-1), Павел Беляев (Восход-2), во втором ряду: Алексей Леонов (Восход-2), Герман Титов (Восток-2), Валерий Быковский (Восток-5), Борис Егоров (Восход-1), Павел Попович (Восток-4) — в Звездном городке

Космическая программа СССР в 1970-х — 1980-х годах

В 1970 году с Байконура на траекторию полёта к Луне были выведены автоматические межпланетные станции «Луна-16» и «Луна-17», на борту последней находился аппарат «Луноход-1». В конце 1971 года спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции «Марс-3» совершил мягкую посадку на поверхности Марса.

В 1987 году с космодрома Байконур была успешно запущена ракета-носитель «Энергия», а в 1988 году — ракета-носитель «Энергия-Буран», выведшая на околоземную орбиту многоразовый корабль «Буран». Это устройство впервые в мире осуществило автоматическую посадку на Землю и по многим показателям существенно превзошло американские аналоги космической техники.

Вопрос о реструктурировании советской космонавтики неоднократно поднимался в конце 1960-х годов, однако реальные изменения в этом направлении появились после перестройки. В 1985 году было создано «Главное управление по созданию и использованию космической техники в интересах народного хозяйства, научных исследований и международного сотрудничества в мирном освоении космоса» (Главкосмос СССР). Первоочередной задачей стал поиск иностранных клиентов для коммерческого использования РКТ, то есть запусков иностранных спутников советскими носителями и полетов иностранных космонавтов на советских кораблях.

Стоит заметить,что начало радикальных экономических преобразований в стране ухудшило положение оборонной отрасли. Космическая программа оказалась в сложном положении. В 1990 году Верховный Совет СССР сократил расходы на космонавтику на 10%. А к концу 1991 года управление космической программой вместе со всей прежней структурой государственного управления прекратила существование. Министерства оборонно-промышленного комплекса были расформированы.

Изображения взяты из Википедии – свободной энциклопедии

Сто лет назад человечество ещё мечтало о том, что когда-то совершит полёт в космос. Сейчас полетами на Марс и на Луну уже никого не удивишь. Но произошло это благодаря великим людям, которые посвятили всю свою жизнь осуществлению космической идеи!

Константин Эдуардович Циолковский

Одним из таких мечтателей был известный русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, человек, заложивший теоретические основы космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский. Представитель польского дворянского рода, Циолковский с самого раннего детства начал проявлять незаурядный интерес к изобретательству. Его детство было непростым: рано потерял мать, после тяжелой болезни почти лишился слуха и был отчислен из гимназии. Но на его желание учиться это никак не повлияло. Позже в Москве ему приходилось голодать, чтобы покупать необходимые книги, приборы и химические препараты для опытов. Его образование — это самообразование. За короткий срок Циолковский освоил дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию, астрономию, механику и химию. Только третья научная статья Циолковского была посвящена космосу: в ней он изложил механизмы действия звезды на примере Солнца. С 1892 года Циолковским были написаны главные труды его жизни, посвященные космонавтике, теории реактивного движения, космической биологии и медицине, проект многоступенчатой ракеты с жидкостным реактивным двигателем. Во многом Циолковский опередил свое время и его идеи оказались по достоинству оценены только следующими поколениями.

О нашей Вселенной, космосе и Солнечной системе подробно вы сможете узнать из учебника «Астрономия. Базовый уровень. 10-11 класс».

Сергей Павлович Королёв

Будущему покорителю космического пространства Сергею Королёву тоже приходилось много заниматься самостоятельным образованием. Королёв с юного возраста интересовался техническими новинками той эпохи, особенно самолётами. Занимаясь в многочисленных кружках, будущий инженер сконструировал первую модель самолета уже в 17 лет! Причем проект был защищен перед комиссией и рекомендован к постройке. Поворотным моментом в жизни Королёва стала встреча с Циолковским в 1930 году: именно после общения с легендарным учёным, Королёв задумался о полётах в космос и о разработке ракетной техники. Создав инициативную группу и осуществив удачный пуск первой советской баллистической ракеты ГИРД-10, Королёв получил назначение в только что открывшийся «Реактивный научно-исследовательский институт». Казалось бы, впереди безоблачная карьера талантливого конструктора, но произошло событие, которое резко перечеркнуло всю его жизнь. Арест, шесть лет тяжелой работы в тюремных конструкторских бюро. После освобождения — десятилетия работы над ракетным вооружением Советского союза. В зените славы Сергей Павлович оказался дважды в 1957 и 1961 годах, когда под его руководством были запущены в космос первый искусственный спутник земли и первый человек — Ю.А. Гагарин.

Астрономия. 10-11 классы. Атлас.

Атлас предназначен для изучения курса астрономии в 10–11 классах. Содержание атласа соответствует учебной программе и позволяет его использовать со всеми учебниками, включенными в Федеральный перечень. Атлас отражает новейшие достижение науки, сочетая научный подход с доступностью изложения материала.

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский

Один из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и двух Сталинских премий Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский родился в семье потомственных украинских дворян. В 1920-е годы получил высшее образование в Харьковском механико-машиностроительном институте. Серьезно увлекаться авиацией Лозино-Лозинский начал, поступив на работу в авиационный институт, как инженер научно-испытательной станции. Здесь он создал первую в стране форсажную камеру для турбореактивного двигателя. После начала Великой Отечественной войны Глеб Евгеньевич получил назначение в ОКБ Микояна, где в течение нескольких десятилетий занимался разработкой и производством многих турбореактивных истребителей марки «МиГ»: от первого турбореактивного самолёта МиГ-9 до современных боевых машин. Благодаря своему незаурядному инженерному дарованию, Лозино-Лозинский внес свой вклад и в развитие советской космонавтики, встав во главе научно-производственного объединения «Молния». Самым знаменитым проектом этого предприятия является многоцелевой космический корабль системы «Буран»: передовая советская космическая разработка, во многом даже опережавшая своего американского конкурента системы «Спейс Шаттл».

Королев с собакой перед запуском ее в космос. Архивное фото

Основоположник практической космонавтики, ученый и конструктор в области космонавтики и ракетостроения, главный конструктор первых ракет‑носителей, пилотируемых космических кораблей Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в Житомире (Украина) в семье учителей.

В 1908 году Сергей Королев переехал с родителями в Киев (Украина). С 1910 года жил у родителей матери в Нежине (ныне Черниговская область, Украина), а в 1914 году вернулся в Киев. В 1916 году родители Сергея Королева развелись. С 1917 года он жил с отчимом и матерью в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. В 1922‑1924 годах учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

Сергей Королев увлекся воздухоплаванием после знакомства в 1921 году с летчиками военной авиации на Базе гидросамолетов в Хлебной гавани одесского порта. В июне 1923 года он вступил в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, а через месяц сам организовал кружки планеризма в одесском порту и на судоремонтном заводе. В 17‑летнем возрасте он создал свой первый проект летательного аппарата — "безмоторный самолет К‑5".

В августе 1924 года Сергей Королев поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета. Параллельно с учебой занимался в планерном кружке, где спроектировал несколько летательных аппаратов. Особенно его увлекали принципы реактивного движения и перспективы полетов в стратосферу.

В эти же годы Королев работал разносчиком газет, участвовал статистом в киносъемках, чинил крыши (ремесло черепичника он освоил еще в стройпрофшколе).

В 1926 году для продолжения учебы Сергей Королев перевелся на третий курс аэромеханического отделения механического факультета Московского высшего технического училища (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).

В марте 1927 года он окончил планерную школу при МВТУ, получив звание пилота‑планериста. Сергей Королев занимался еще и в аэродинамическом кружке им. Н. Е. Жуковского, где разрабатывал оригинальные планеры и легкие самолеты. В 1929 году он спроектировал и построил планер "Коктебель" (вместе с Сергеем Люшиным) и 15 октября 1929 года летал на нем на VI Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле. В ноябре того же года получил удостоверение пилота‑парителя, а в июне 1930 года окончил Московскую школу летчиков Осоавиахима, получив квалификацию "летчик".

С четвертого курса института Сергей Королев совмещал учебу с работой. С мая по ноябрь 1927 года работал в конструкторском бюро Государственного авиационного завода № 22 имени 10‑летия Октября, а затем в опытном отделе авиаконструктора Дмитрия Григоровича на заводе № 22. С октября 1928 года исполнял обязанности начальника конструкторской бригады центроплана этого отдела; в марте 1929 года был переведен в опытный отдел при заводе № 28, где участвовал в разработке торпедоносца Т0М‑1 под руководством Поля Эмэ Ришара.
В декабре 1929 года Королев защитил дипломный проект легкого самолета СК‑4 (руководитель Андрей Туполев), а в феврале 1930 года получил свидетельство об окончании МВТУ и присвоении квалификации "инженер‑аэромеханик".

После окончания МВТУ работал начальником бригады моторного оборудования в центральном конструкторском бюро (ЦКБ) на авиационном заводе № 39.

С марта 1931 года Королев начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где летал вместе с Михаилом Громовым, занимаясь, в частности, отработкой первого отечественного автопилота.

В сентябре 1931 года Сергей Королев принял участие в организации московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме СССР во главе с Фридрихом Цандером, а в мае 1932 года, оставаясь штатным сотрудником ЦАГИ, стал ее начальником. В августе 1933 года в подмосковном Нахабино он руководил первым в СССР летным испытанием ракеты с двигателем на гибридном топливе "ГИРД Р‑1", а 25 ноября ‑ ракеты на жидком топливе "ГИРД‑Х". Итогом его деятельности в ГИРДе стал врученный в декабре 1933 года нагрудный знак "За активную оборонную работу" ‑ высшая награда Осоавиахима СССР.

В 1933‑1938 годах Сергей Королев работал в Реактивном научно‑исследовательском институте Наркомата тяжелой промышленности (с 1937 года — НИИ‑3 Наркомата оборонной промышленности): заместителем начальника института, старшим инженером сектора крылатых ракет, начальником сектора, начальником отдела, начальником группы, старшим инженером группы. В этот период он разрабатывал ряд проектов летательных аппаратов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939 году).

В 1938 году по ложному обвинению Сергей Королев был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Наказание отбывал на Колыме. В сентябре 1940 года Королёв благодаря ходатайству Андрея Туполева был переведен в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР (ЦКБ‑29). Находясь в заключении, работал инженером‑аэромехаником в конструкторском бюро (КБ) Туполева, разрабатывавшем проект пикирующего бомбардировщика Ту‑2.

В июле 1941 года вместе с ЦКБ‑29 был эвакуирован в Омск, где до ноября 1942 года работал технологом КБ и помощником начальника сборочного цеха на авиазаводе № 166 (ныне ПО "Полет").

В ноябре 1942 года Королев был переведен в Казань на авиамоторостроительный завод №16, где в опытном конструкторском бюро спецотдела НКВД под руководством Валентина Глушко работал ведущим инженером ‑ главным конструктором группы реактивных установок, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями.

27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о досрочном освобождении Сергея Королева со снятием судимости.

С сентября 1945 года по январь 1947 года Королев находился в составе группы советских специалистов в Германии, где изучал немецкую трофейную ракетную технику. Работал сначала в специнституте "Рабе" в Бляйхероде в должности начальника группы "Выстрел", а позже первым заместителем начальника, главным инженером института "Нордхаузен".

В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором первой советской баллистической ракеты дальнего действия (БРДД), а также начальником отдела специального конструкторского бюро НИИ № 88 Министерства вооружения СССР (город Калининград Московской области, ныне город Королев). В 1947 году осуществлял техническое руководство первым пуском трофейной ракеты А‑4 на полигоне Капустин Яр. В 1948 году был проведен первый пуск БРДД Р‑1.

В мае 1950 года после реорганизации НИИ‑88 Сергей Королев был назначен начальником и главным конструктором опытного конструкторского бюро (ОКБ), а в сентябре 1951 года на него дополнительно возложили обязанность заместителя директора НИИ‑88.
С конца 1947 года до 1952 года по совместительству он был преподавателем кафедры реактивного вооружения МВТУ.
В 1956‑1966 годах — начальник и главный конструктор ОКБ‑1, выделенного из НИИ‑88 в самостоятельное предприятие (ныне Ракетно‑космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева).

Под непосредственным руководством Сергея Королева было обеспечено создание ракетно‑ядерного щита страны (разработка и сдача на вооружение первых отечественных ракет дальнего действия на высококипящих, низкокипящих и твердотопливных компонентах топлива), начато исследование космического пространства (первые высотные геофизические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый космический полёт человека ‑ Юрия Гагарина, первые научные спутники "Электрон", автоматические станции к Луне, Марсу, Венере, первый отечественный спутник связи "Молния‑1", спутник фотонаблюдения "Зенит"). Были осуществлены работы по программам пилотируемых кораблей "Восток", "Восход", начаты работы по пилотируемым лунным программам, велись проектно‑поисковые разработки по пилотируемым комплексам для полетов к планетам Солнечной системы и другие проекты.

Как инициатор создания и председатель Совета главных конструкторов Королев обеспечивал в 1945‑1965 годах техническое руководство и координацию работ предприятий и организаций страны по ракетным, ракетно‑космическим и космическим проектам, разрабатывавшимся при головной роли руководимого им предприятия.

Сергей Королев был доктором технических наук, действительным членом Академии наук СССР (1958), членом Президиума АН СССР (1960‑1966), дважды Героем Социалистического Труда (1956, 1961), лауреатом Ленинской премии (1957), был награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденом "Знак Почёта" (1945), медалями.

Королев был женат дважды. Первая жена (1931‑1948) — Ксения Винцентини. В 1935 году у них родилась дочь Наталья, но этот брак распался. Вторая жена (1949‑1966) — Нина Котенкова.

Сергей Королев скончался 14 января 1966 года (остановилось сердце после хирургической операции). Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль его имени "За выдающиеся работы в области ракетно‑космической техники".

Имя Королева носит Самарский национальный исследовательский университет, Военный институт в Житомире, Ракетно‑космическая корпорация (РКК) "Энергия", наукоград Королев в Московской области (переименован в 1996 году из Калининграда), центральный проспект этого города. Именем академика Королева названы улицы во многих городах СНГ. В честь Королева названы два научно‑исследовательских судна, кратер на Марсе, кратер на обратной стороне Луны, астероид 1855, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь‑Шане.

В Москве в доме, где в 1959‑1966 годах жил Королёв, в 1975 году был открыт мемориальный Дом‑музей Королёва. Мемориальные дома‑музеи есть в Житомире и на Байконуре.

Конструктор Сергей Павлович Королев

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителя гимназии. В 1909 году семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.

Сергей Королев сидит в кабине планера Коктебель

В 1927-1930 годах Сергей Королев участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа.

Модель самолета СК-4 конструкции Сергея Королева

В эти годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель. Работая в Центральном КБ завода им. В.Р.Менжинского, создал ряд конструкций планеров ("Коктебель", "Красная звезда" и др.).
На фото: модель самолета СК-4 конструкции Королева.

Сережа Королев - будущий конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики

В 1917 году Сергей Королев поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься дома по гимназической программе. В 1922-1924 годах будущий конструктор учился в стройпрофтехшколе.

© AFP 2022 / Files Pravda 4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете "Комсомольская правда" о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

Статья в газете Комсомольская правда о запуске первого искусственного спутника Земли. 1957 год

4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете "Комсомольская правда" о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

Конструктор Сергей Королев

В 1924 году Королев поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэромеханический факультет.

Вымпелы, доставленные советской космической ракетой на Луну в 1959 году

С 1959 года Сергей Королев руководил программой исследования Луны.
На фото: вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью "Союз Советских Социалистических республик. Сентябрь 1959 года", доставленные советской космической ракетой на Луну.

© Фото : Public domain В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: "Луна-2" – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

Луна-2 - первая в мире станция, достигшая поверхности Луны

В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: "Луна-2" – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

Королев с собакой перед запуском ее в космос

19 августа 1960 года на орбиту были отправлены советские собаки Белка и Стрелка – первые животные, совершившие космический полет.
На фото: Сергей Королев с собакой перед запуском ее в космос.

Академик Сергей Королев принимает экзамен по материальной части корабля Восток у кандидата в космонавты Юрия Гагарина

Академик Сергей Королев, основоположник практической космонавтики, принимает экзамен по материальной части корабля "Восток" у кандидата в космонавты Юрия Гагарина.

Юрий Гагарин в кабине космического корабля Восток-1 перед стартом 12 апреля 1961 года

12 апреля 1961 года был осуществлен первый полет человека в космос.
На фото: Юрий Гагарин, летчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство, перед стартом в кабине космического корабля "Восток-I".

Старт космического корабля Восток-1

Старт ракеты-носителя "Восток" с кораблём "Восток-1", на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин, первый человек в истории, совершивший полет в космическое пространство 12 апреля 1961 года.

Академик Сергей Королев во время запуска Востока с Юрием Гагариным

Сергей Королев, Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, Юрий Гагарин и Григорий Постников рассматривают портреты первого космонавта мира

Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Королев, член первого отряда космонавтов Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и скульптор Григорий Постников (справа налево).

© Фото : Роскосмос/Герман Титов Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова, 1961 год.

Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова. 1961 год

Космонавт Герман Степанович Титов готовится к старту космического корабля Восток-2

Летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля Восток-6

16 июня 1963 года начался космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
На фото: летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля "Восток-6".

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и Главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев.

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами - Валентиной Гагариной и Ниной Королевой во время отдыха в мае 1961 года.

Советский космонавт Алексей Леонов во время выхода в открытый космос

18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля "Восход-2", пилотируемого Павлом Беляевым.

Подготовка к полету космического корабля Восход-2

Врачи извлекают подопытных собак Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления

Врачи извлекают собак-космонавтов Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления.

Планер Красная звезда конструкции Сергея Королева

Макет ракеты ГИРД-09

В начале 1930-х годов Сергей Королев стал одним из инициаторов создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 года ракету ГИРД-09 на гибридном топливе.
На фото: макет ракеты ГИРД-09.

Автоматическая межпланетная станция Марс-1

Под руководством Сергея Королева был создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты.
На фото: автоматическая межпланетная станция "Марс-1".

Советский спутник связи Молния-1. Кадр из кинофильма Космический мост

Под его руководством также были созданы первые КА серий "Луна", "Венера", "Марс", "Зонд", ИСЗ серий "Электрон", "Молния-1" и некоторые ИСЗ серии "Космос".
На фото: cоветский спутник связи "Молния-1".

Сергей Люшин, Сергей Королев и Константин Арцеулов возле планера Коктебель

Советский ученый Сергей Королев (слева), советский авиаконструктор Сергей Люшин (в центре) и советский летчик Константин Арцеулов возле планера "Коктебель".

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Правила использования материалов
Политика конфиденциальности


Начало 2022 года выдалось богатым на космические юбилеи. Совсем недавно, 12 января, в России отметили 115-летие со дня рождения советского конструктора Сергея Королева — основоположника практической космонавтики, одного из крупнейших ученых XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.

Однако и сам Королев признавал, что добился успеха не в одиночку, а в команде единомышленников, в которую вошли самые талантливые и преданные делу специалисты. Одним из них был конструктор Олег Ивановский, во многом благодаря которому Советский Союз совершил самый главный космический прорыв — отправил на орбиту первого человека.

Фронтовая закалка

Олег Ивановский родился в поселке Тайнинка рядом с подмосковными Мытищами. С детства мечтал стать летчиком. В школе увлекался радиотехникой и авиамоделизмом, а в 1939-м стал курсантом аэроклуба. Однако осуществить детскую мечту Олег не успел — его призвали в армию, в пограничные войска НКВД СССР.

Операцию по захвату Перемышля осуществила 101-я легкая пехотная дивизия и часть 257-й Берлинской дивизии. Личный состав только 101-й дивизии насчитывал около 11 тыс. человек. На заставе №9, моей "девятке", легли все. Погибли все. Такая судьба им выпала

После войны Олег Генрихович Ивановский надеялся остаться в органах госбезопасности, и там его, конечно же, ждало большое будущее. Но военно-врачебная комиссия его забраковала. Сказались серьезные ранения, полученные в боях. Тогда Олег Генрихович и вспомнил о своей детской мечте — связать жизнь с авиацией — и решил воплотить ее в жизнь. Но для этого ему пришлось начинать все сначала

Дорога к звездам

В 1947 году Олег Ивановский устроился на работу в НИИ-88 Министерства вооружения СССР (ныне Ракетно-космическая корпорация "Энергия"). В качестве рядового радиотехника принимал участие в пусках баллистических ракет Р-1 и Р-2.

О ракете Р-1

Р-1 — первая крупная баллистическая ракета, созданная в Советском Союзе под руководством С.П. Королева. За основу была взята ракета A4 "Фау-2" немецкого конструктора Вернера фон Брауна.

28 ноября 1950 года в Советском Союзе был принят на вооружение первый комплекс с баллистической ракетой Р-1, послужившей основой для создания всех последующих отечественных боевых и космических ракет.

В начале 1950-х советская ракетно-космическая отрасль остро нуждалась в инженерах, которые могли бы не только работать над ракетами, но и создавать новые космические аппараты. В те годы самых талантливых и преданных делу работников Сергей Королев лично отправлял на факультет радиотехники Московского энергетического института (МЭИ), чтобы после учебы взять на работу уже в качестве конструкторов. В один из таких наборов попал и Олег Ивановский, которого после госэкзаменов в МЭИ приняли в легендарное королевское ОКБ-1.

Спутники, "лунники" и тысяча бутылок французского вина

В июле 1955 года президент США одобрил план запуска искусственного спутника Земли (ИСЗ). Он должен был стать вкладом США в программу МГГ. В Америке началось проектирование "Авангарда" — так предполагалось назвать первый американский спутник. В CCCР об этой работе знали, и вскоре советское руководство поручило Королеву догнать и перегнать Америку.

Ответственным за всю электронную начинку первого советского ИСЗ Сергей Королев назначил Олега Ивановского.

Сергей Павлович жестом остановил его и спросил меня: "Согласны?" Смутившись, я довольно бессвязно пролепетал, что все это для меня внове, что у меня нет опыта. "А вы полагаете, все, что мы делаем, для всех нас не ново? Спутники Земли делать не ново? Или вы думаете, у меня есть опыт полетов к звездам?" Я молчал. "Так что, беретесь за дело?" — "Берусь, Сергей Павлович". — "Вот и добро. Желаю успеха"

Работа по созданию первого искусственного спутника Земли была новой и непривычной для всех сотрудников ОКБ. Олег Ивановский вспоминал, что по первоначальным проектам ИСЗ должен был весить 1200 кг, но позже вес "первенца" сочли слишком тяжелым для ракеты-носителя и решили уменьшить его до 83 кг. Неизменной оставалась только его сферическая форма, внутри которой было установлено детище Ивановского — радиосистема с двумя диапазонами волн. Именно она уже во время полета спутника отправляла во Вселенную эти знаменитые на весь мир сигналы "бип, бип", ознаменовавшие 4 октября 1957 года начало космической эры.

Запуск первого Искусственного спутника земли

4 октября 1957 года в 22:28:34 мск был совершен успешный запуск ракеты-носителя "Спутник" (Р-7). Через 295 секунд после старта первый спутник был выведен на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 км, в перигее — 288 км.

ПС-1 стал первым искусственным объектом. Спутник летал 92 дня, совершил 1 440 оборотов вокруг Земли (пролетев около 60 млн км), а его радиопередатчики на батарейках работали в течение двух недель после старта.

В сентябре 1967 года Международная федерация астронавтики провозгласила 4 октября Днем начала космической эры человечества. Также дата запуска первого искусственного спутника Земли считается Днем космических войск. Именно частями запуска и управления космическими аппаратами был осуществлен запуск и контроль полета первого искусственного спутника Земли.

Затем был второй ИСЗ с собакой Лайкой на борту, третий и первые "Луны". На каждом из этих важнейших для мировой космонавтики проектов Олег Ивановский работал уже в качестве ведущего конструктора.

"Луна-1" — первая советская автоматическая межпланетная станция — была предназначена для изучения Луны и космического пространства. В конечный пункт назначения, на Луну, она так и не попала, но стала первым в мире космическим аппаратом, достигшим второй космической скорости — 11 км/с, преодолевшим притяжение Земли, и стала искусственным спутником Солнца.

"Луна-2" в 1959 году впервые в мире совершила межпланетный перелет на другое космическое тело, а "Луна-3" выполнила фотографирование невидимой с Земли обратной стороны Луны.


Позднее Олег Ивановский вспоминал, как после запуска третьей "Луны" его вызвал к себе Королев и со словами: "А это тебе к новогоднему столу!" — протянул две бутылки вина. Как выяснилось, в 1957 году, после запуска первого ИСЗ, французский винодел Анри Мэр поспорил с советским консулом, пообещав поставить тысячу бутылок вина тому, кто заглянет на обратную сторону Луны. В начале октября 1959 года это сделала "Луна-3". Анри Мэр слово сдержал, и вскоре в СССР прибыл необычный груз: 500 бутылок красного и 500 — белого игристого вина. "Проиграл мусье! Так что тысяча не тысяча, а две бутылки твои. С Новым годом!" — заключил Королев.

Корабль для Гагарина

Ждали сюрпризов и от невесомости — состояния, совсем непонятного в то время. В наземных условиях этого состояния добивались на летающих по определенным траекториям реактивных самолетах, но только на несколько десятков секунд. А как эта невесомость скажется на человеке при более длительном воздействии? Прогнозы теоретиков в то время были неутешительными.


О том, что это будет полет в неизвестность, знали все. И даже после запусков в космос животных никто не мог точно сказать, как поведет себя в новых сложнейших условиях человек. По воспоминаниям Олега Ивановского, все, кто был причастен к созданию "Востока", месяцами буквально жили на работе. Каждую мелкую деталь перепроверяли несчитаное количество раз. Подвести СП для каждого из его единомышленников было сродни госизмене. Королев, в свою очередь, тоже работал на износ. Бывало, после нескольких бессонных ночей мог сорваться на сотрудников ОКБ за любую мелочь. В один из тех горячих дней он в гневе дважды уволил и самого Ивановского.

"Я увольняю вас! Все! Больше вы у нас не работаете. " "Хорошо, Сергей Павлович", — миролюбиво ответил Ивановский. Часа через два главный снова навалился на него за то же самое или уже за какое-то другое действительное или мнимое упущение: "Я вам объявляю строгий выговор!" Ивановский посмотрел на главного и невозмутимо ответил: "Не имеете права". От таких слов Сергей Павлович чуть не задохнулся. Никто — ни гражданский, ни военный — на космодроме не осмеливался заявлять ему что-либо подобное. "Что?! Я не имею права? Я? Почему же это, интересно бы знать?" — "Очень просто: я не ваш сотрудник. Вы меня сегодня утром уволили"

12 апреля 1961 года Олег Ивановский готовил к старту ракету с первым кораблем-спутником "Восток". Утром в назначенное время на площадке появился "газик", из которого вышли Юрий Гагарин и Сергей Королев.

Сергей Павлович смотрел на Гагарина. Добрый, лучистый взгляд. Отец, провожающий своего сына в трудный и опасный путь, но ни взглядом, ни словом не выказывающий своего волнения, своей тревоги. "Ну, Юрий Алексеевич, пора, нужно садиться", — Королев еще раз обнял Гагарина

Читайте также: