Уголок лего конструирования в детском саду

Обновлено: 28.04.2024

В настоящее время общество остро нуждается в высококвалифицированных специалистах технической направленности. В дошкольном образовательном учреждении технологическое направление может быть реализовано через развитие познавательно-творческих способностей в конструктивно-модельной деятельности старших дошкольников, содействие их творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.

Среди разных видов технического конструирования – конструкторы LEGO вызывают особый интерес и популярность у детей дошкольного возраста. Разнообразие конструкторов по сложности позволяет заниматься конструктивной деятельностью с детьми разного возраста, начиная с самого раннего. Игры с Лего-конструкторами долго не надоедают малышу, т. к. обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению, объединяют в себе игру и экспериментирование.

Конструкторы Лего - незаменимый материал для организации самостоятельной детской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Они выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Играя с конструктором, дети исследуют мир вокруг себя, подражают взрослым, пробуют свои силы, фантазируют, экспериментируют. Поэтому особенно важно создать необходимые условия для самостоятельного детского конструирования из лего-конструкторов

Формы организации Лего-конструирования

Конструирование по образцу:

- Детям дается образец постройки и способы воспроизведения.

2. Конструирование по модели:

-Детям дается в качестве образца модель, но скрывающая

от ребенка очертание отдельных ее элементов.

3. Конструирование по условиям:

Образца нет- рисунка (схемы).

Нет- способов возведения.

Определяем только условия которым должна

соответствовать постройка, ее практическое

4. Конструирование по простейшим чертежам и

5. Конструирование по замыслу:

- Дети сами решают, что и как будут конструировать.

1. Конструирование из лего осуществляется в помещении группы, но уже широко действуют ЛЕГО-кабинеты, лего-центры, леготеки (игровой центр; город ЛЕГО).

2. В групповом пространстве необходимо выделить специальное место для хранения лего-конструкторов. Место для конструирования желательно оборудовать в стороне от постоянного движения детей и взрослых. Сами детали располагаются в контейнере (полупрозрачном, цветном) или любой другой эстетически привлекательной емкости, что позволяет сохранить интерес детей к конструированию.

3. Наличие мелкого (настольного) и крупного (напольного) Лего-конструкторов, имеющих различные по сложности способы соединения деталей.

4. Наличие различных по конфигурации пластин (квадратные, круглые, треугольные, овальные, многоугольные и др., т. к. обычно в конструкторских наборах их предусматривается ограниченное количество, что порой не позволяет детям в полной мере реализовать задуманную постройку. Дополнительные пластины должны быть выполнены из безопасных материалов - фанеры, оргстекла, оргалита, плотного картона и др. Желательно подобрать пластины разной формы и величины.

5. Наличие наглядного материала - рисунков, иллюстраций, фотографий, чертежей, схем, моделей, способствующих самостоятельному возведению построек детьми.

3.1 Серия детских конструкторов lego Duplo разрабатывается специально

для детей в возрасте от 2-х до 5-ти лет

3.2 Серия конструктора legocityвсем известные «городские» наборы, представляющие из себя элементы для возведения типично городских зданий таких как полицейский участок, больница, пожарная станция и прочие профессионально-ориентированные наборы, имитирующие жизнь большого города, с соответствующими сюжетами и персонажами. Все наборы можно смешивать и создавать собственные города с развитой инфроструктурой.

3.4 Серия лего Криэйторсамый универсальный набор. Выбрать его можно для ребенка, которого не увлекают стандартные модели, или же для дополнения других наборов. Отличаются от остальных тем, что из одного набора можно выполнить несколько различных моделей.

Ссылка на сайт лего-конструирования в МДОУ ЦРР № 20 п. Рощино.

Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие.

Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до»

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год»

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год» Ко Дню огорода на подоконнике на МААМ. Приглашаем народ: – Заходите в огород! Огород мы садим с ребятами каждый год. Как же без огорода.

Создание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментирования

Создание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментирования В работах многих учёных — педагогов и психологов предметное окружение определяется как основа структуры образовательной среды. Соприкасаясь.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Создание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленности

Создание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленности В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре общеобразовательной программы дошкольного.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирский детский сад № 30 « Снегирёк»

уголка конструирования средней группы № 5 « Радуга»


Составили: Майданюк О.Н.

Г. Новосибирск 2020 г.


Место проведения . Средняя группа № 5 «Радуга».

Цели уголка конструирования:

- Повышение интереса детей к созданию конструкций и моделей;

- Совершенствование конструкторских умений и навыков;

- Развитие творческого потенциала детей;

- Предоставление дошкольникам возможности посредством творческой деятельности выразить своё отношение к окружающему миру.


Основные задачи:

- Приобщение к конструированию, развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

- Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

- Формирование у дошкольника познавательной и исследовательской деятельности, стремление к умственной деятельности, приобщение к миру технического и художественного изобретательства.

Пояснительная записка

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение.

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.

Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.

Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Прежде всего - это средство развития детских способностей (творческих, интеллектуальных, художественных). В связи с этим основной задачей программы по данному разделу являются формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, стремления к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.

Методика конструирования и художественного труда выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности и активно включается в целостный воспитательно-образовательный процесс (в ознакомление с окружающим, в развитие речи, в формирование математических представлений и др.). Поскольку, как и все виды творческой деятельности, конструирование и ручной труд основываются на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно-образовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразными строениями, которые ребята имеют возможность постоянно видеть. Дети сначала рассматривают, а затем конструируют из разного материала жилые дома, школы, театры, дворцы и т.д. Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающийся в конструкциях, постройках, поделках.

Типы и виды конструирования в детском саду:

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не столько отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «сердитый волк», «прекрасный принц». К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Рассмотрим специфику работы с детьми среднего возраста 4-5 лет.

Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг детского сада. На прогулках, в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть форму частей и расположение по отношению к самой большой части. Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах – стены, вверху – перекрытие, крыша; в автомобиле – кабина, кузов и т.д.).

Учить, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек.

Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому – окна, двери, трубу; к автобусу – колеса; к стулу – спинку). Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала ( коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

Особенности оформления уголка по конструктивной деятельности в нашей группе.

Чтобы занятия конструированием и моделированием в нашем уголке приносили воспитанникам только радость и пользу, при его организации мы учли такие моменты:

1. Безопасность – каждый конструктор, как пластиковый, так и деревянный, постоянно просматривается в процессе обработки и мытья, так как на деталях бывают заусеницы, сколы и тому подобное, образовавшиеся в процессе пользования. Некачественные детали строительного материала убираем .

Для самостоятельного творчества ребятам предлагаем материалы, которые не представляют опасности: шишки, грецкие орехи, каштаны, листья, крылатки клёна. Поделки с использованием мелких материалов (желудей, ракушек, семян фасоли, подсолнечника и т. д.), а также веточек, палочек, хвои дети изготавливают под контролем педагога.

С детьми обязательно проводим беседы о правилах пользования природным материалом, мелкими деталями конструктора, ножницами, клеем и т.д. приучая их управлять своим поведением и заботиться о собственном здоровье.

2. Доступность и удобство для детей. Расположен уголок в таком месте, чтобы дети могли легко подойти к нему, имеют возможность брать весь материал и пользоваться им. Соблюдаем правило: более тяжёлый и крупный строительный материла храним ниже, чем маленький и лёгкий.

3. Храним конструкторы в открытых ящиках, в пластиковых контейнерах, куда дошкольники сами могут его сложить.

4. Наполнен уголок материалами в соответствии с возрастом детей и с требованиями программы к этому виду деятельности .

Учитывая это, уголок конструирования нами наполнен следующими игровыми материалами:

Строительный набор – это разновидность кубиков из пластмассы и дерева. Они разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства, как отдельных деталей, так и целого замка.

Конструкторы типа «Лего» - такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений.

Магнитный конструктор состоят из палочек и шариков намагниченных, которые «прилипают» друг к другу. Предназначен для детей после трех лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.

Мягкие конструкторы – материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.
Сюжетные наборы - «Зоопарк», «Город», «Дом», «Транспорт» и т. д.. Такие конструкторы, которые уже предполагают некоторую площадку для игры. В такие наборы входят не только материалы для сборки, но и фигурки человечков, мебели, животных.

Блочные конструкторы – «Блоки Дьёныша», «Самоделкин», «Весёлая ферма», « Цветные счетные палочки Кюизенера» , « Кубики Никитина». Это прекрасные и увлекательные пособия для развития интеллектуальных способностей детей. С их помощью, можно создавать различные задания для ребят разного уровня сложности.

Конструкторы-мозаики - п редусмотрена сборка по образцу или личному эскизу. Элементы поочередно соединяются, и в итоге получается изображение, подобно мозаичному. Детали плоские с прорезями для креплений. Собранные фигуры получаются объемными.

Вкладыши, пазлы, шнуровки, игры с прищепками - способствуют развитию у детей сенсомоторной координации пальцев рук и сенсорных представлений.

Плоскостные конструкторы - «Танграм», набор плоских геометрических фигур из дерева - представляют собой набор разноцветных геометрических фигур (квадраты, треугольники, прямоугольники). Позволяют сформировать: способность к логическим операциям (анализ, синтез, сравнение), представление о геометрических фигурах, цвете. Развивает наблюдательность, творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Дидактические игры: «Найди отличия»; «Лабиринт»; «Геометрическая мозаика»; «Разрезные картинки»; «Домино»; « Найди тень»; «Чей хвост»; « «Весёлая логика»; « Что к чему?»; «Игра - обучалка со счетными палочками» и т. д.. Игры развивают наблюдательность, творческое воображение, память, логическое мышление, речевую активность мелкую моторику пальцев рук.

Набор мелких игрушек, включающих в себя животных, человечков, транспорт, посуду. Такие фигурки оживят игру и вызовут желание детей придумывать новые ситуации, сюжеты.

Материалы для конструирования из бумаги: прямоугольники и квадраты разных цветов, детали для декорирования. Дети могут самостоятельно изготовить открытку в подарок родным, украсив её букетом, орнаментом из фигур, изображением сказочного героя, выбрав из предложенного разнообразия декор по душе, альбомы, цветная бумага, бархатная бумага, гофрированная бумага, фольга, оберточная бумага, картон.

Природный материал:

Кора деревьев, семена, шишки сосны и ели, засушенные листья, солома, желуди, ракушки, палочки, крупы, скорлупки от орехов.

Бросовый материал: мелкий (тарелки и стаканчики одноразовые, катушки, коробочки из-под чая, продуктов) и крупный (коробки из-под обуви, ящики из-под конфет и печенья). Из мелкого материала дети мастерят поделки, а крупный используют для создания и обыгрывания построек наподобие корабля, самолёта, города для кукол. Большие коробки для более эстетичного вида обклеивают остатками обоев, цветной бумаги.

Вспомогательные материалы .

Пластилин, клей, проволока, элементы декорирования поделок, ножницы, спички, линейка, карандаши.

Наглядные пособия, литература .

Схемы построек из конструкторов - «Лего», «Мягкие конструкторы», блочные конструкторы – «Блоки Дьёныша», «Самоделкин», «Весёлая ферма», «Цветные счетные палочки Кюизенера», « Конструкторы-мозаики», для строительного набора.

Альбом - «Образцы поделок из бумаги в технике оригами». Альбом со схемами к игре « Танграм», игре со счётными палочками.

Книги с образцами по лепке из пластилина, глине, по конструированию из природного материала, технике рисования.

Простые схемы, рисунки поделок и построек, изображения зданий разного назначение (жилой дом, театр, детский сад, поликлиника).

Лего-конструирование

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Конструирование с малышами

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Конструирование в средней группе

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

Конструирование в старшей группе

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Фестиваль по конструированию

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
    • воспитатель;
    • дети и родители.

    Свободная игра с конструктором

    Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

    Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

    В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

    • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
    • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
    • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

    Сюжетно-ролевая игра с конструктором

    Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

    Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

    Присяжная Татьяна Викторовна

    Воспитатель МДОУ «Ясли-сад №327 г.Донецка»

    ЛЕГО ПРЕДМЕТНО ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

    Аннотация. В статье представлен способ создания предметной среды с использованием ЛЕГО конструктора при интеграции ЛЕГО технологии в систему работы дошкольного учреждения. Создание ЛЕГО центров и площадок способствует социально-личностному развитию ребенка в современном образовании.

    Ключевые слова: ЛЕГО технологии, ЛЕГО развивающая среда.

    Проблема создания условий для реализации развития детей имеет большую актуальность. Для того чтобы дошкольник эффективно развивался

    необходимо создание предметно-пространственной организации его жизни-это потенциал развивающих игрушек, которые будут формировать его психику и служить источником социального опыта и знаний.

    Система условий, обеспечивающая комплексное развитие ребенка - это предметное окружение, которое включает в себя базовые компоненты для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Такая система условий предоставляет ребенку возможность для творческого развития. Создавая предметную среду, с опорой на принципы обогащенности и наукоемкости, при которых возможна разнообразная деятельность. С помощью среды мотивируется личностное развитие, которое стимулирует личные способности.

    Под развивающей предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом [2]. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в группе, а главное объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс [1].

    О.А. Артамонова, Т.М. Бабунова, М.П. Полякова [3] в своих работах, раскрыли педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды. С.Л. Новоселова [6] в методических рекомендациях, отмечала, что при создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

    С.Л. Новоселова [6] также подчеркнула значение единства стилевого решения всех помещений с учетом их функционального взаимодействия и наполнения.

    Создавая развивающую среду с использованием ЛЕГО технологии, мы предполагаем развитие современного образовательного пространства, а именно как определяет Государственный образовательный стандарт - формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности [1]. Ребенок может играть с поделками из конструктора, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры. Используя конструктор ЛЕГО, у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает психическое состояние успеха. А вот рисунок, аппликация или поделка из пластилина могут «не получиться», так как рисование, лепка или аппликация являются более сложными видами работы. Конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу. Конструктор безопасен - нет риска порезаться, попасть в глаз карандашом или проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро. Элементы конструктора будут использоваться во всех видах деятельности ребенка. Воспитателю при организации ЛЕГО среды следует обратить внимание на объяснение важности и преимущества командной работы, заинтересовывать и мотивировать на дополнения моделей и усложнение, а не спешить давать готовые ответы, решения. Поддерживать ребенка в его стремлении создать необычную модель, никогда не осуждать неудавшуюся постройку.

    Целью статьи является возможность показать, что созданная предметная среда с использованием ЛЕГО конструктора, а так же интеграция ЛЕГО технологии в систему работы дошкольного учреждения удачно раскрывают цели и задачи дошкольного воспитания и является фактором социально-личностного развития дошкольника. А именно:

    - формирования у детей активности и участия в создании своего предметного окружения;

    - стабильность – динамичность, которая предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями;

    - эстетическая организация среды, которая сочетает привычные и неординарные элементы;

    - открытость – закрытость, тем самым готовность среды к изменению, корректировке, развитию.

    Можно создать ЛЕГО-центр, как отдельное помещение, а можно организовать ЛЕГО-площадку в группе детского сада. Современные конструкторы ЛЕГО обладают большим разнообразием: есть варианты и для самых маленьких, и для старших дошкольников. Для каждого возраста разработаны удобные по размеру детали (крупные - для малышей, более мелкие - для детей постарше). Возможна постройка домов, конструирование различной техники. В наборах обычно есть дополнительные детали в виде окон, колес и т.п. Сделанная из такого конструктора машинка будет легко катиться по столу или полу, а построенный дом не развалится. Блочные конструкторы также могут быть тематическими и содержать фигурки людей и животных. Малыш может играть, а из деталей конструктора по необходимости создавать новое пространство для игры. Характерной особенностью таких конструкторов является совместимость деталей с любыми аналогичными наборами данной фирмы. Это позволяет значительно расширить игровые и строительные возможности конструктора.

    В работе с ЛЕГО конструктором, используются тематические наборы «Ферма», «Пожарная станция», «Цирк», «Железная дорога», «Стройка», и другие.

    Важным условием является доступность к наборам конструктора, использование в любых видах деятельности (занятия, игры, оформление группы), игровое пространство.

    При организации ЛЕГО среды можно обозначить для работы с конструктором площадки, которые делятся на четыре маркера:

    Первый-маркер для хранения конструктора. Как правило - это открытый шкаф, с полками, на которых свободно размещены контейнеры с конструктором.

    Желательно чтобы элементы конструктора – кубики, части дома, животные, человечки, пластины, хранились в отдельных контейнерах, так как это облегчает работу поставленной задаче с конструктором.

    Мелкий конструктор, целесообразно хранить в закрытых контейнерах, особенно в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

    Второй-маркер выставка. Полка, стол, где выставляются лучшие индивидуальные и коллективные работы детей по заданной теме, может размещаться как в группе, так и в холле детского сада. Здесь же представлена «Волшебная книга – ЛЕГО фантазии», в которой собраны фотографии лучших поделок и сочиненных детьми загадок к ним. Так же в центре размещены рисунки с тематикой построек, медали победителей конкурсов конструирования. Выставочный центр может быть как тематический, так и ситуационный. Можно выставить постройку настроения, желания или грусти.

    Третий-маркер творческое пространство. Конструированием дети занимаются стоя, сидя за столами на ковре. На мольберте подставке находятся схемы и алгоритмы необходимые для занятия, можно использовать проектор или ноутбук. В работе с детьми старшего дошкольного возраста по определенным темам: «Здания», «Мосты», «Транспорт», применяются рисунки, иллюстрации, фотографии, чертежи, схемы. Они используются в качестве образцов. Это чертежи типа «Дострой здание», «Найди ошибку в чертеже»; изображения сложных построек, показывающих ребенку этапы их сооружения; чертежи, дающие лишь схему предмета, и др. Так же на мольбертах дети могут нарисовать здания, машины, мосты, а затем использовать свои рисунки как образцы для конструирования. Для речевой творческой деятельности (сочинения рассказов, сказок, загадок) предусмотрены: планшеты и наборы фломастеров по количеству детей. Во время работы с конструктором желательно ставить коробки с наиболее часто использующимися деталями (кирпичиками, кубиками, пластинами) ближе к месту, где дети конструируют. Расстояние между творческим полем и материалом не должно превышать 1 м, чтобы не тратить время на лишнее хождение - это удобно тем, что коробки со строительным материалом не мешают детям работать, и увеличивается полезная площадь для конструирования, облегчается анализ сооружений, поскольку все они на виду (опустевшие коробки не загораживают постройки).

    Четвертый-маркер обыгрывание постройки. Созданные ЛЕГО-постройки дети охотно используют в сюжетно-ролевых играх. Для этого в группе есть мини-городок, который дает детям возможность окунуться в свою придуманную реальность. Кроме этого, для конструктивной деятельности детей необходимы различные дополнительные материалы и игрушки. Учитывая, что при конструировании из строительных материалов значительная часть деталей уходит на изготовление перекрытий, а порой ограниченное их количество не позволяет сооружать перекрытия в соответствии с детским замыслом, можно использовать различные по конфигурации пластины (квадратные, круглые, треугольные, овальные, многоугольные и др.). Делают их из фанеры, оргалита, плотного картона и других материалов. Необходимо только учитывать, чтобы пластины для мелкого строителя умещались в обычный ящик от строительного материала, а пластины для крупного строителя не превышали по длине самую длинную деталь в наборе. Если в строительных наборах не хватает цилиндров (колес), то их делают из плотного картона или пластика. Можно использовать детали, вырезанные из пенопласта и окрашенные в разные цвета (в основном для украшения построек).

    Результат созданной ЛЕГО среды – это сплоченный детский коллектив, доброжелательное отношение друг к другу, так как дети учатся совместно решать задачи, умение договариваться при распределении ролей, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

    Используя ЛЕГО технологию, развиваем у детей не только навыки конструирования (технические навыки), а создаем условия для всестороннего развития ребенка, включая критическое мышление, смелость, уверенность в себе, ответственность, умение работать как самостоятельно, так и в команде. При этом ключевым методом, положенным в основу обучения с помощью ЛЕГО технологии есть игра, а игра - это именно та среда, где ребенок развивается гармонично.

    Список литературы

    2. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.

    3. Артамонова О.В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. – Тольятти: Издательство инф.-тех.центра,1994. – 54 с.

    4. Козлова С.А., Дошкольная педагогика. /С.А. Козлова, Т.А. Куликова.– М.: 2010. – 256 с.

    5. Лего-энциклопедия: практическое пособие Губанова Н.В., Пятница И.А., Котова Л.Н. и др. - Донецк: Истоки, 2017. - 98 с.

    6. Новоселова, С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.

    7. Петровский В.А, Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.,1993. – 102 с.

    8. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. / Сост. Нищева Н. В. – СПб, Детство-Пресс, 2009. – 128 с.

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

    Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

    LEGO конструирование в детском садуСоставил: воспитатель 1 категории Ставыщен.


    Курс повышения квалификации

    Использование индивидуально-ориентированной методики Сесиль Лупан для детей дошкольного возраста через развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы


    Курс повышения квалификации

    Особенности развивающих методик раннего развития детей


    Курс повышения квалификации

    Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста


    «Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Космос»

    • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
    • Повысим гибкость и раскованность в общении

    Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

    Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    LEGO конструирование в детском садуСоставил: воспитатель 1 категории Ставыщен.

    LEGO конструирование в детском саду
    Составил: воспитатель 1 категории Ставыщенко Галина Викторовна

    LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических с.

    LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
    LEGO - технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Её можно использовать в работе с детьми от 3 до 7 лет.

    Цель LEGO - конструированияСодействовать развитию у детей дошкольного возраст.

    Цель LEGO - конструирования
    Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO -конструированием.

    Задачи: Обучающие: содействовать формированию знаний о цвете, счёте, форме.

    Обучающие:
    содействовать формированию знаний о цвете, счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
    создать условия для овладения основами конструирования;
    способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
    Развивающие:
    создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
    способствовать развитию творческой активности ребёнка;
    способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
    Воспитательные:
    содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
    содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
    создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

    Принципы LEGO - конструирования - от простого к сложному; - учет возрас.

    Принципы LEGO - конструирования

    - от простого к сложному;
    - учет возрастных особенностей детей
    - учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
    - активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
    - комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
    - результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

    Формы организации обучения дошкольников конструированию 1. Конструирование.

    Формы организации обучения дошкольников конструированию

    1. Конструирование по образцу
    2.Конструирование по модели
    3. Конструирование по условиям
    4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
    5.Конструирование по замыслу
    6.Конструирование по теме
    При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

    Использование LEGO в образовательном процессе Лего - конструирование легко ин.

    Использование LEGO в образовательном процессе
    Лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей. Его можно включать как элемент в структуру НОД по «Речевому развитию», «Чтению художественной литературы», «Развитию элементарных математических представлений», и др.
    Наглядные модели создаются в ходе разных видов деятельности. Созданные Лего - постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх- театрализациях. Они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
    Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие. Например:«Чудесный мешочек», «Запомни и повтори» и др.
    Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей дошкольного возраста отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.

    Разнообразие LEGO конструкторов позволяет заниматься с обучающимися разного в.

    Разнообразие LEGO конструкторов позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и различных образовательных возможностей.

    от 1 до 3 лет
    Мягкие кирпичики
    Гигантский набор Дупло

    С детьми 3-4 лет используются LEGO - наборы, преимущественно крупного размера.

    С детьми 3-4 лет используются LEGO - наборы, преимущественно крупного размера, имеющие несложные соединения деталей.
    На первом этапе необходимо провести знакомство с лего-деталями. Далее научить детей классифицировать элементы конструктора, показать варианты скрепления, совмещения, пространственного расположения деталей. Дети в этом возрасте должны уметь выполнять словесные инструкции педагога в процессе действия с лего-конструктором. Определенная постройка может быть не всегда результатом продуктивной (конструктивной) деятельности на этом этапе.
    На втором этапе, акцентируя внимание детей на процессе конструирования, необходимо формировать у них умение выделять в предметах пространственные характеристики: "высокая башенка - низкая башенка", "толстый кирпичик - тонкая пластинка", а также цвет деталей, построек (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, коричневый и др) и форму (квадрат, прямоугольник).
    Конструирование детьми 3-4 лет осуществляется по образцу педагога, по теме. Организовывая продуктивную (конструктивную) деятельность с дошкольниками по принципу возрастной адекватности, можно провести развивающие игры такого характера, как «Разложи по цвету детали конструктора», «Найди деталь такого же цвета, как у меня на карточке», «Найди по описанию деталь конструктора», «Передай по кругу деталь такой формы и такого цвета» и др.
    Результатом продуктивной (конструктивной) деятельности на втором этапе будет несложная лего-постройка (герой или неодушевленный предмет). Конечно, любая лего-постройка должна обыгрываться. Чаще всего она может служить началом сюжетно-ролевой игры. Обыгрывание лего-постройки будет способствовать формированию у детей субъектной позиции и творчества.

    С детьми 4-5 лет в процессе продуктивной (конструктивной) деятельности рабо.

    С детьми 4-5 лет в процессе продуктивной (конструктивной) деятельности работа с лего - конструктором усложняется. Используются конструкторы среднего размера, с усложняющимися соединениями деталей. В этом возрасте детям уже можно предложить карточки с цветным изображением будущей постройки, по которым они должны ее выполнить, что способствует развитию мышления у детей. Также дети могут конструировать по теме, по образцу, по замыслу, по простейшим условиям. Актуальными будут игры: “Найди такой же”, “Угадай на ощупь”, “Строим башню”, “Разные дорожки”, “Забор” и т.д.

    В старшем дошкольном возрасте используются самые разнообразные виды лего-кон.

    В старшем дошкольном возрасте используются самые разнообразные виды лего-конструкторов (от крупных с несложным соединением деталей до более мелких с усложненной степенью соединения деталей). В силу возрастных особенностей детей этого возраста можно использовать графические задания, усложненные схемы и модели будущих построек, конструирование по условиям, по замыслу, по теме.
    Дети 5-7 лет в лего - играх более самостоятельны. Они могут брать на себя роль ведущего, самостоятельно распределять роли. Поэтому им доступны коллективные игры разного характера «Чья команда быстрее построит…», «Строим лего - постройку по схеме» и др. У детей этого возраста необходимо развивать чувство коллективизма, мышление, умение работать по карточкам, схемам, моделями индивидуально, в паре, обогащать содержание сюжетно-ролевых игр на основе созданных построек.
    Детей старшего дошкольного возраста знакомят с программируемыми мини-роботами «Умная пчела». Используют в образовательной деятельности интерактивное оборудование, микроскопы, фотоаппараты, видеокамеры.

    Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

    Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и контроля деятельности являются участие детей в проектной деятельности и в выставках творческих работ обучащихся.

    Легоконструирование - эффективное воспитательное средство, которое помогает о.

    Легоконструирование - эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

    Читайте также: