Умк сипр рф автоматизированный конструктор

Обновлено: 12.06.2024

Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ВложениеРазмер
itogovaya_rabota_kornienko_olga_nikolaevna_1.doc 384.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Специальная индивидуальная программа развития»

«Обучение и воспитание детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с тяжелыми множественными нарушениями развития в контексте требований ФГОС»

Исполнитель: Корниенко Ольга Николаевна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Покровская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Юдина М.В.

Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

2. Конституция РФ.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями).

4. Приказ Министерства образования РФ от 19.12.2014г № 1599 « Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

5. Конвенция о правах ребёнка.

6. Конвенция о правах инвалидов.

7. Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Целью реализации адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - обеспечение требований Федерального закона об образовании в РФ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Целью образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Особые образовательные потребности детей с умеренной умственной отсталостью диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для их обучения и воспитания.

Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
  • формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями;
  • формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
  • создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
  • формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Этим обоснован выбор данной образовательной программы, соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной умственной отсталостью.

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

Год обучения в : с 01.09.2010г

Ступень обучения: II

Группа (особые потребности) : 2

Заключение ПМПК: Тотальное недоразвитие (умеренное) высших психических функций, аффективно-возбудимый вариант. Недоразвитие речи тяжелой степени. Синдром Дауна. Обучение по АООП для детей с нарушением интеллекта, 2 вариант.

2. Характеристика обучающегося на начало учебного года.

Ребенок посещает образовательную организацию с 01.09.2010 года.

Семья полная, состоит из 4-х человек, проживает в благоустроенном частном доме. Мать – работает в поликлинике. Отец – пенсионер. Родители заботливо и доброжелательно относятся к сыну, заинтересованы в успешном развитии ребенка.

Мальчик часто болеет соматическими заболеваниями. Основные и прикладные двигательные навыки сформированы. Любит заниматься с ребятами в спортивном зале, повторяет все за детьми. Предположительно, состояние слуха и зрения соответствует норме.

Эмоциональное состояние мальчика устойчивое, но иногда может настойчиво требовать свое. Он выполняет простые речевые инструкции, в том числе сопровождаемые естественными жестами. Услышав громкие, резкие звуки, крик, не боится, а старается посмотреть. Это вызывает у него любопытство. Учащийся реагирует на имя, наблюдается понимание обращённой к нему речи. Не всегда реагирует на изменение интонации голоса и запрет.

Учебное поведение частично сформировано. Выполняет действия по образцу при значительной помощи педагога. Ведущая рука – правая. Трудность представляет поддержание правильной позы на занятиях. Обучающийся работает на занятиях 30 минут, проявляет интерес к занятиям. И. понимает обращённую речь на бытовом уровне. Выполняет простые речевые инструкции. В спонтанной речи употребляет отдельные слова: «привет», «хорошо», «нормально»; фразы «хочу пить», «как дела?», «пойдем гулять» и др. Речь невнятная, отмечаются нарушения слоговой структуры слов. Знает буквы, читает глобально знакомые слова.

В общении с взрослыми И. выделяет значимого для него. Нравятся совместные игры с детьми. Находясь рядом с ними, предпочитает играть вместе, с удовольствием играет в шариковом бассейне также с взрослыми в тактильные игры.

Навыки самообслуживания частично сформированы. Одевается и раздевается самостоятельно, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон предметов одежды, застегивании молнии, пуговиц. В туалет не просится, нужно напоминать и предлагать. Постоянно моет руки после посещения туалета.

Обучающийся группирует предметы по цвету, форме, считает до 10, знает цифры и пишет по образцу, различает предметы по величине (большой, маленький). Собирает картинку из 4-х частей. И. различает диких животных и домашних животных, овощи, фрукты. Показывает на себе части тела и лица. Предметы одежды, обуви, мебели различает слабо, допускает многочисленные ошибки.

Ребенок относится к 2 группе. Требуется постоянный присмотр и частичная эпизодическая помощь.

Аутизм и РАС © Autosanimus

Аутизм и РАС © Autosanimus

Аутизм и РАС © Autosanimus запись закреплена

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ /СИПР/

Важнейшей проблемой, с которой столкнулись школы после введение в действие ФГОСов для школьников с ОВЗ, является отсутствие навыка составления адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) и специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для детей с различными видами и выраженностью ограничений. Сейчас появился очень удобный ресурс, который может помочь в этом школьным специалистам: новый электронный Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития, созданный псковским Центром лечебной педагогики под руководством Андрея Царева. Разработчики надеются, что комплекс будет полезен в работе с особыми детьми, и просят присылать отзывы, замечания и предложения по улучшению учебного комплекса, чтобы совершенствовать и развивать данный ресурс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ /СИПР/

Учебно-методический комплекс (УМК) разработан в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом второго варианта примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП ИН-2).

УМК предназначен для специалистов, участвующих в разработке и реализации специальных индивидуальных программ развития (СИПР) для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). УМК может использоваться при разработке СИПР для обучающихся по IV варианту АООП начального образования детей с ОВЗ, на основе ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Предлагаемый в УМК материал поможет учителям и другим специалистам планировать и осуществлять образование детей нарушениями интеллекта с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и в соответствии с требованиями ФГОС.

Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка[1]. Согласно требованию стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребенка, обучающегося по второму варианту АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и по четвертому варианту АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Согласно п. 2.9.1. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями структура СИПР включает 9 разделов, самым объёмным среди которых является «Содержание образования в условиях организации и семьи». Именно в нем формулируются образовательные задачи, актуальные для развития ребенка в течение учебного года.

Основные задачи данного учебно-методического комплекса – во-первых, помощь педагогу в наполнении содержанием разделов СИПР, во-вторых – в выборе оптимальных средств – возможных приемов, методов, материалов – для решения поставленных образовательных задач.

УМК ПРЕДСТАВЛЕН В ВИДЕ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ:

выбрать ожидаемые результаты обучения по 10 предметам и 4- коррекционным курсам для включения их в СИПР из более, чем 1230 вариантов предложенных разработчиками УМК;
через образовательные задачи, внесенные в СИПР, отразить объективную структуру формируемых действий, и наметить субъективные шаги обучающегося в освоении отдельных операций конкретного действия;
наметить пути и способы достижения ожидаемых результатов с помощью методических рекомендаций, предложенных в УМК для каждой задачи;
просмотреть видео-иллюстрации примеров работы с детьми по некоторым из задач;
подобрать дидактический материал для работы с учащимися для достижения ожидаемого результата;
составить СИПР в режиме «он-лайн» с помощью программы-конструктора;
получить консультацию по разработке и реализации СИПР.

В СТРУКТУРУ УМК ВКЛЮЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БЛОКИ И РАЗДЕЛЫ:

1 блок – нормативно-правовой - содержит ФГОС образования обучающихся с нарушениями интеллекта, второй вариант примерной АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, примеры положений, приказов и других локальных актов, а также ссылки на иные нормативно-правовые документы.

2 блок – содержательный - включает 10 учебных предметов и 4 коррекционных курса. Каждый предмет и курс предваряется краткой пояснительной запиской и списком рекомендуемой литературы и полезными ссылками по соответствующей тематике. В блоке, в общей сложности, представлены 1 237 образовательных задач, сформулированных в форме возможных (ожидаемых) результатов и методических рекомендаций к ним по учебным предметам и коррекционным курсам для включения их в СИПР. Для удобства пользования образовательные задачи пронумерованы (например: «1.3.1.2», где первая цифра – номер учебного предмета или коррекционного курса, вторая – номер раздела программы учебного предмета или коррекционного курса, третья – номер подраздела (не всегда имеется) и последняя – номер образовательной задачи для внесения в СИПР). Для некоторых образовательных задач имеются ссылки на видеоматериал, иллюстрирующий возможные подходы к реализации образовательных задач. По ряду разделов учебных предметов «Окружающий природный мир» и «Окружающий социальный мир» приложен материал для создания заданий и рабочих тетрадей с целью формирования представлений у обучающихся. Кроме того, предлагаются фотографии примерного предметного и изобразительного материала, который может использоваться специалистами в ходе реализации СИПР.

3 блок – технологический - представлен алгоритмом по разработке СИПР в виде презентации и программой-конструктором, позволяющей сформировать содержательный раздел СИПР и вывести его в текстовом формате. Пользуясь данным инструментом, специалисты экспертной группы могут составлять и затем редактировать СИПР на своих обучающихся.

4 блок – приложения- АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области (ЦЛП); примеры специальных индивидуальных образовательных программ развития, используемых в ЦЛП; примеры календарно-тематического планирования и примеры авторских программ внеурочной деятельности обучающихся. Примеры СИПР, представленные в приложении, помогут педагогу сориентироваться в составлении как индивидуальной программы в целом, так и ее содержательного раздела в частности. Календарно-тематический план составляется на группу обучающихся, чьи образовательные задачи, включенные в СИПР, оказываются одинаковыми или близкими по сложности. Такие дети могут объединяться в одну группу для проведения совместных уроков (занятий). Примеры авторских программ внеурочной деятельности могут быть использованы для занятий с детьми или для составления других подобных программ организациями, в которых происходит воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ (СИПР)

Важнейшей проблемой, с которой столкнулись школы после введение в действие ФГОСов для школьников с ОВЗ, является отсутствие навыка составления адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) и специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для детей с различными видами и выраженностью ограничений. Сейчас появился очень удобный ресурс, который может помочь в этом школьным специалистам: новый электронный Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития, созданный псковским Центром лечебной педагогики под руководством Андрея Царева. Разработчики надеются, что комплекс будет полезен в работе с особыми детьми, и просят присылать отзывы, замечания и предложения по улучшению учебного комплекса, чтобы совершенствовать и развивать данный ресурс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ (СИПР)

Учебно-методический комплекс (УМК) разработан в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом второго варианта примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП ИН-2).

УМК предназначен для специалистов, участвующих в разработке и реализации специальных индивидуальных программ развития (СИПР) для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). УМК может использоваться при разработке СИПР для обучающихся по IV варианту АООП начального образования детей с ОВЗ, на основе ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Предлагаемый в УМК материал поможет учителям и другим специалистам планировать и осуществлять образование детей нарушениями интеллекта с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и в соответствии с требованиями ФГОС.

Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка[1]. Согласно требованию стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребенка, обучающегося по второму варианту АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и по четвертому варианту АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Согласно п. 2.9.1. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями структура СИПР включает 9 разделов, самым объёмным среди которых является «Содержание образования в условиях организации и семьи». Именно в нем формулируются образовательные задачи, актуальные для развития ребенка в течение учебного года.

Основные задачи данного учебно-методического комплекса – во-первых, помощь педагогу в наполнении содержанием разделов СИПР, во-вторых – в выборе оптимальных средств – возможных приемов, методов, материалов – для решения поставленных образовательных задач.

УМК ПРЕДСТАВЛЕН В ВИДЕ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ:

выбрать ожидаемые результаты обучения по 10 предметам и 4- коррекционным курсам для включения их в СИПР из более, чем 1230 вариантов предложенных разработчиками УМК;
через образовательные задачи, внесенные в СИПР, отразить объективную структуру формируемых действий, и наметить субъективные шаги обучающегося в освоении отдельных операций конкретного действия;
наметить пути и способы достижения ожидаемых результатов с помощью методических рекомендаций, предложенных в УМК для каждой задачи;
просмотреть видео-иллюстрации примеров работы с детьми по некоторым из задач;
подобрать дидактический материал для работы с учащимися для достижения ожидаемого результата;
составить СИПР в режиме «он-лайн» с помощью программы-конструктора;
получить консультацию по разработке и реализации СИПР.

В СТРУКТУРУ УМК ВКЛЮЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БЛОКИ И РАЗДЕЛЫ:

1 блок – нормативно-правовой - содержит ФГОС образования обучающихся с нарушениями интеллекта, второй вариант примерной АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, примеры положений, приказов и других локальных актов, а также ссылки на иные нормативно-правовые документы.

2 блок – содержательный - включает 10 учебных предметов и 4 коррекционных курса. Каждый предмет и курс предваряется краткой пояснительной запиской и списком рекомендуемой литературы и полезными ссылками по соответствующей тематике. В блоке, в общей сложности, представлены 1 237 образовательных задач, сформулированных в форме возможных (ожидаемых) результатов и методических рекомендаций к ним по учебным предметам и коррекционным курсам для включения их в СИПР. Для удобства пользования образовательные задачи пронумерованы (например: «1.3.1.2», где первая цифра – номер учебного предмета или коррекционного курса, вторая – номер раздела программы учебного предмета или коррекционного курса, третья – номер подраздела (не всегда имеется) и последняя – номер образовательной задачи для внесения в СИПР). Для некоторых образовательных задач имеются ссылки на видеоматериал, иллюстрирующий возможные подходы к реализации образовательных задач. По ряду разделов учебных предметов «Окружающий природный мир» и «Окружающий социальный мир» приложен материал для создания заданий и рабочих тетрадей с целью формирования представлений у обучающихся. Кроме того, предлагаются фотографии примерного предметного и изобразительного материала, который может использоваться специалистами в ходе реализации СИПР.

3 блок – технологический - представлен алгоритмом по разработке СИПР в виде презентации и программой-конструктором, позволяющей сформировать содержательный раздел СИПР и вывести его в текстовом формате. Пользуясь данным инструментом, специалисты экспертной группы могут составлять и затем редактировать СИПР на своих обучающихся.

4 блок – приложения- АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области (ЦЛП); примеры специальных индивидуальных образовательных программ развития, используемых в ЦЛП; примеры календарно-тематического планирования и примеры авторских программ внеурочной деятельности обучающихся. Примеры СИПР, представленные в приложении, помогут педагогу сориентироваться в составлении как индивидуальной программы в целом, так и ее содержательного раздела в частности. Календарно-тематический план составляется на группу обучающихся, чьи образовательные задачи, включенные в СИПР, оказываются одинаковыми или близкими по сложности. Такие дети могут объединяться в одну группу для проведения совместных уроков (занятий). Примеры авторских программ внеурочной деятельности могут быть использованы для занятий с детьми или для составления других подобных программ организациями, в которых происходит воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями.

Обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, с тяжелыми и множественными нарушениями развития), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

ВложениеРазмер
tehnologiya_razrabotki_sipr-doklad.doc 72.5 КБ
sipr.pdf 673.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технология разработки СИПР для обучающихся с ТМНР в условиях обучения на дому.

Учитель-логопед – Пискунова И.А.

Обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, с тяжелыми и множественными нарушениями развития), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

СИПР – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ТМНР в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Она (программа) реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения.

СИПР разрабатывается для следующих категорий обучающихся:

1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;

2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды;

3) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.

Индивидуальный образовательный маршрут – корректируемая часть СИПР действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения.

Особенности работы над СИПР:

  1. Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально.

Экспертная группа формируется учителем класса, в который зачислен обучающийся, в нее включаются специалисты (учитель класса, учитель музыки, учитель физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.), работающие с конкретным ребенком, и его родители (законные представители).

  1. Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год, четверть, полугодие,);
  2. По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же

предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана);

  1. Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;
  2. Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.

Программа в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов .

Определение службы сопровождения

- определяет , к какому учителю, и в какой класс поступает ребенок

- заключает договор с родителями обучающегося

Учитель, социальный педагог, педагог -психолог

проводит сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации об обучающемся и его семье

определяет, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду

деятельности службы сопровождения

разрабатывает локальные документы регламентирующие деятельность службы сопровождения: приказ о деятельности ПМПк, службы психолого-педагогического сопровождения и т.д.

Учитель и специалисты службы сопровождения

- изучают документацию обучающегося

- отбирают диагностический инструментарий для скрининговой диагностики обучающегося

Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования

Учитель и специалисты службы сопровождения

- проводят скрининговую диагностику обучающегося;

- готовят характеристику о психолого-педагогических особенностях обучающегося, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми

- определяют АООП (вариант1, вариант 2, СИПР)

Карта индивидуального сопровождения обучающегося, в которой прописываются необходимые обучающемуся специальные образовательные условия с учетом имеющихся нарушений и определяются возможности развития обучающегося

Учитель и специалисты службы сопровождения

принимают решение о необходимости разработки ИОП

Проектирование необходимых структурных составляющих ИОП

Учитель и специалисты службы сопровождения

- изучают АООП образовательного учреждения

- подбирают методики, техники и формы работы с обучающимся

- составляют индивидуальный образовательный маршрут обучающегося

- согласовывают образовательный маршрут с родителями обучающегося

ПМПконсилиум образовательного учреждения

-утверждает АООП, СИПР обучающегося

Определение временных границ реализации ИОП

Четкое формулирование цели ИОП

Определение круга задач в рамках реализации ИОП

Определение содержания ИП (коррекционный, образовательный компоненты)

Планирование форм реализации разделов ИОП

Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности

Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы

Учитель и специалисты службы сопровождения

- мониторинг развития обучающегося по итогам 1 четверти

-организуют деятельность обучающегося в соответствии с утвержденной АООП (1,2), СИПР;

- организуют мониторинг учебных достижений и социальной компетентности обучающегося;

- организация промежуточного мониторинга эффективности коррекционной работы по варианту АООП (1,»), СИПР

Анализ и коррекция

Учитель и специалисты службы сопровождения

- проводят итоговый мониторинг динамики развития обучающегося и эффективности коррекционной работы по варианту АООП (1,2), СИПР

- составляют итоговую характеристику обучающегося с рекомендациями

ПМПконсилиум образовательного учреждения

-анализирует эффективность работы службы сопровождения обучающегося,

-проводит анализ динамики развития и учебных достижений обучающегося;

- вносит коррективы в ИОП (при необходимости)

Основная задача администрации и сотрудников школы на предварительном этапе или этапе целеполагания – договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени – например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты, в развитии ребенка исходя из его возможностей - в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:

Пояснительная записка включает описание структуры и общую характеристику СИПР, разрабатываемой на основе АООП. Обязательным компонентом являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания ИОП на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития ребенка.

Структура СИПР должна включать:

1.Общие сведения о ребенке:

2 .Характеристику , включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка.

Имя, фамилия ребёнка:

Законный представитель (опекун):

3 . Индивидуальный учебный план – устанавливает доступный объем недельной нагрузки для обучающегося по актуальным учебным предметам, коррекционным курсам, внеурочной деятельности.

Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе учебного плана образовательной организации и включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП (вариант2), с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося.

4.Содержание образования в условиях организации и семьи.

Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.

5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

6.Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР

7.Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося предусматривает: психологическую поддержку семьи, консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку; просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка-инвалида; участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР; согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи; помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома; выполнение заданий, составленных специалистами Организации для занятий с ребёнком в домашних условиях; участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку; регулярные контакты родителей и специалистов в течение всего учебного года и др.

8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Ресурс также доступен на сайте УМЦ "Центр ФГОС".

Основные задачи данного учебно-методического комплекса – во-первых, помощь педагогу в наполнении содержанием разделов СИПР, во-вторых – в выборе оптимальных средств – возможных приемов, методов, материалов – для решения поставленных образовательных задач .

УМК представлен в виде электронного ресурса, который позволяет :

  • выбрать ожидаемые результаты обучения по 10 предметам и 4- коррекционным курсам для включения их в СИПР из более, чем 1230 вариантов предложенных разработчиками УМК;
  • через образовательные задачи, внесенные в СИПР, отразить объективную структуру формируемых действий, и наметить субъективные шаги обучающегося в освоении отдельных операций конкретного действия;
  • наметить пути и способы достижения ожидаемых результатов с помощью методических рекомендаций , предложенных в УМК для каждой задачи;
  • просмотреть видео-иллюстрации примеров работы с детьми по некоторым из задач;
  • подобрать дидактический материал для работы с учащимися для достижения ожидаемого результата;
  • составить СИПР в режиме «он-лайн» с помощью программы-конструктора;
  • получить консультацию по разработке и реализации СИПР.

В структуру УМК включены следующие блоки и разделы:

1 блок – нормативно-правовой – содержит ФГОС образования обучающихся с нарушениями интеллекта, второй вариант примерной АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, примеры положений, приказов и других локальных актов, а также ссылки на иные нормативно-правовые документы.

2 блок – содержательный – включает 10 учебных предметов и 4 коррекционных курса. Каждый предмет и курс предваряется краткой пояснительной запиской и списком рекомендуемой литературы и полезными ссылками по соответствующей тематике. 3 блок – технологический – представлен алгоритмом по разработке СИПР в виде презентации и программой-конструктором, позволяющей сформировать содержательный раздел СИПР и вывести его в текстовом формате. Пользуясь данным инструментом, специалисты экспертной группы могут составлять и затем редактировать СИПР на своих обучающихся.

4 блок – приложения АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области (ЦЛП); примеры специальных индивидуальных образовательных программ развития, используемых в ЦЛП; примеры календарно-тематического планирования и примеры авторских программ внеурочной деятельности обучающихся. Примеры СИПР, представленные в приложении, помогут педагогу сориентироваться в составлении как индивидуальной программы в целом, так и ее содержательного раздела в частности. Календарно-тематический план составляется на группу обучающихся, чьи образовательные задачи, включенные в СИПР, оказываются одинаковыми или близкими по сложности. Такие дети могут объединяться в одну группу для проведения совместных уроков (занятий). Примеры авторских программ внеурочной деятельности могут быть использованы для занятий с детьми или для составления других подобных программ организациями, в которых происходит воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями.

Вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями являются актуальными в педагогике и в системе профессионального образования. С 1 сентября 2016 года введены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. Предлагаю мой вариант СИПРа для детей с глубокой умственной отсталостью.

ВложениеРазмер
obrazets_sipr.docx 54.7 КБ

Предварительный просмотр:

Россия, Краснодарский край, город Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

Решением педсовета МОБУ СОШ № 24 протокол № 1 от « » августа 20 г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Возраст ребенка: 8 лет

  1. Индивидуальные сведения о ребёнке.
  2. Структура СИПР.
  3. Психолого-педагогическая характеристика.
  4. Индивидуальный учебный план.
  5. Таблица-сетка часов индивидуального учебного плана
  6. Индивидуальный образовательный маршрут.
  7. Расписание индивидуальных занятий со специалистами (указать дни и время):
  8. Содержание образования.

6.1. Базовые учебные действия.

6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

6.3. Нравственное воспитание.

6.4. Внеурочная деятельность.

  1. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
  2. Программа сотрудничества с семьей.
  3. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
  4. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

3. Психолого-педагогическая характеристика

А. А., 8 лет. Обучается в школе первый год. До школы посещал МДОУ №….

Семья полная, А. живет с мамой и папой. Мама и папа заботливо, доброжелательно относятся к ребенку, адекватно воспринимают трудности сына, заинтересованы в его успешном развитии.

По заключению ПМПК у А. последствия перинатального поражения ЦНС, с выраженным расстройством экспрессивной речи.

Физическое развитие . А. передвигается самостоятельно. Развитие общей и мелкой моторики не соответствует возрасту.

Сенсорное развитие. Состояние слуха соответствует норме. Нарушение зрения не диагностировано. А. может фиксировать взгляд на предмете и лице человека непродолжительное время. Затрудняется при прослеживании взглядом за перемещающимся предметом. Вестибулярная и тактильная чувствительность предположительно снижена, о чем свидетельствуют резкие, неритмичные движения, гиперактивность, любовь к сильным тактильным ощущениям, склонность к самоповреждениям не зафиксирована.

Речь и коммуникация. Понимание обращенной речи ограниченно. А. реагирует на свое имя, может выполнять простые речевые инструкции, сопровожденные жестом. Собственная речь представлена вокализациями, отдельными словами (при стимуляции другим человеком).

Избегает контакта с детьми. Находясь в хорошем настроении, соглашается на общение со знакомым педагогом, положительно реагирует на тактильный контакт, не избегает взгляда в глаза. Может самостоятельно подойти к учителю, взять за руку. При необходимости (например, если требуется помощь) берет взрослого за руку, тянет в нужном направлении.

Предпосылки к учебной деятельности. «Учебное поведение» не сформировано. Действия по подражанию не выполняет. Объем и концентрация внимания существенно сужены, наблюдается его быстрая истощаемость. Большое количество предметов, деталей приводит к пресыщению, нарастает двигательное и эмоциональное возбуждение, итогом которого может стать аффективный срыв. При выполнении учебного задания Артёму требуется посторонняя физическая и организующая помощь в связи со сниженной произвольностью действий.

Действия с предметами представлены неспецифическими манипуляциями. Понимание назначения бытовых предметов ограниченно.

Познавательная активность снижена. При группировке предметов по форме допускает ошибки. По цвету и величине предметы не группирует. Восприятие плоскостных изображений затруднено. Умение ориентироваться в схеме тела, во времени не выявлено.

К игровым материалам и игрушкам интереса не проявляет. По инициативе взрослого может собирать мозайку, азбуку (методом проб и ошибок).

А. иногда реагирует на похвалу, однако к результатам своей деятельности равнодушен. Выполняет задание, если есть понятный стимул.

Эмоциональное развитие. Эмоциональное состояние А. нестабильно. Эмоции не выражены, слабо дифференцированы. Наблюдаются частые аффективные срывы (2-3 в течение 4 часов), которые могут быть вызваны усталостью, чувством голода, изменением привычного распорядка дня, изменением среды (новые люди, помещения и т.п.), а также стремлением избежать занятий. В ряде случаев причины резкого изменения настроения остаются неочевидными.

Проблемы поведения. Присутствует немотивированный крик, смех. Эмоциональные вспышки не сопровождаются агрессией по отношению ко взрослым и детям.

Самообслуживание. Навыки самообслуживания сформированы частично. При одевании и раздевании требуется словесная инструкция. Просится в туалет жестом, в туалете действует самостоятельно, руки моет по словесной инструкции.

Читайте также: