В и близнюк главный конструктор

Обновлено: 26.04.2024

Валентин Иванович Близнюк (12 апреля 1928 — 30 декабря 2019) — советский авиаконструктор, сотрудник ОКБ Туполева, руководитель работ по созданию сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160. Лауреат Государственной премии СССР.

Главный конструктор Ту-160 Валентин Близнюк скончался в понедельник, 30 декабря, в возрасте 91 года. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в авиастроительной отрасли.

«Сегодня скончался авиаконструктор Валентин Иванович Близнюк», — рассказал источник.

Причины смерти авиаконструктора собеседник агентства не уточнил.

Валентин Близнюк родился 12 апреля 1928 года. С 1952 года он работал в Конструкторском бюро «Туполев». Здесь он, в частности, руководил работами по строительству сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160. В 1975 году он стал главным конструктором этого самолета. Следуя традиции давать имена каждому бомбардировщику, один из них в 2006 году назвали «Валентин Близнюк».

Ту-160 «Валентин Близнюк»

Ту-160 «Валентин Близнюк», названый в честь главного конструктора этого стратегического бомбардировщика-ракетоносца.

В конструкторском бюро Близнюк возглавлял отдел, который занимался разработкой технических проектов не только беспилотников, включая Ту-123, Ту-143, но и других самолетов. Авиаконструктор участвовал в создании орбитального пилотируемого летательного аппарата Ту-136 «Звезда» и сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.

Валентин Иванович внёс значительный вклад в разработку первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Он был начальником отдела «Общих видов» этого проекта, затем заместителем главного конструктора.

В 1975 году Близнюк как главный конструктор Ту-160 стал руководителем команды, занимавшейся разработкой стратегического бомбардировщика. Свой первый полет бомбардировщик совершил 18 декабря 1981 года. Шесть лет спустя, в 1987 году, его взяли на вооружение в ВВС СССР. В последние годы Близнюк был советником генерального директора ПАО «Туполев». Он руководил работами по модификации, модернизации, а также оснащению Ту-160.

«Зверь авиации»

В октябре американский журнал National Interest назвал разработанный Близнюком Ту-160 буквально «зверем авиации», одним из самых опасных российских бомбардировщиков. Наряду с Ту-95, Ту-22М и Перспективным авиационным комплексом дальней авиации (ПАК ДА).

По мнению специалистов, советский стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 является самым крупным и мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом. Как известно, он признан самым скоростным бомбардировщиком из находящихся на вооружении, на самолете установлено 46 мировых рекордов. Модифицированная версия ракетоносца является одним из звеньев ядерной триады России.

Валентин Близнюк.

В настоящее время в интересах дальней авиации ВВС России реализуется ряд программ. Наиболее знаковыми из них считаются возобновление серийного производства Ту-160, а также ремонт и модернизация действующего авиапарка этого самолёта.

Валентин Иванович пришёл в авиастроение через легендарную альма-матер – Московский авиационный институт. В конструкторское бюро Туполева он был принят на работу в 1952 году рядовым инженером-конструктором. Валентин Близнюк участвовал в разработке опытных и серийных самолётов Ту-91, Ту-95, Ту-22, Ту-16.
Отдельной строкой в биографии конструктора стало руководство разработками технических проектов специальных комплексов, включающих Ту-121, Ту-123, Ту-130, Ту-136, Ту-141, Ту-143. По оценкам экспертов, ряд конструктивных наработок и научно-технических решений, но уже с учётом новых технологий, материалов нашли применение и в современных проектах.
К работе над Ту-160 приступили в начале 1970-х годов. Валентин Близнюк принимал участие в ней с первых дней, а в 1975 году был назначен главным конструктором и руководителем работ по проекту. Валентин Иванович осуществлял общее руководство по созданию перспективного стратегического авиационного комплекса, а также непосредственно руководил разработкой аэродинамической схемы самолёта, его силовой установки, включая реализацию многих инновационных идей. В 1981 году авиационный комплекс впервые поднялся в воздух, а в 1987 году поступил на вооружение ВВС СССР.
В дальнейшем Валентин Близнюк руководил работами по модификации, модернизации и дооснащению Ту-160. При его непосредственном участии был проработан и реализован первый вариант модернизации самолёта, получившего в войсках негласное прозвище «Белый лебедь».
В последние годы жизни он трудился в «Туполеве» в должности консультанта в Совете старейшин, передавал свой опыт новым поколениям авиастроителей, участвовал в процессах совершенствования производственной и научно-исследовательской базы предприятия, проводил анализ перспективных разработок.
Заслуги Валентина Близнюка отмечены высокими государственными наградами. По оценке его коллег, это был выдающийся авиационный конструктор, талантливый организатор, отзывчивый и внимательный руководитель и друг. Валентин Иванович сделал огромный вклад в развитие отечественного авиастроения. Он создавал проекты и претворял их в жизнь, вкладывая свою энергию, знания и силы, свою искреннюю любовь к авиации и веру в её перспективы.

Поставки Ту-160М2 в соединения и части дальней авиации должны начаться в 2023 году

Штрихи к портрету «стратега»
Рассказ о легендарном стратегическом авиакомплексе не будет полноценным, если не упомянуть некоторые знаковые факты, связанные с историей его создания.
Начало 1960-х было сложным временем для отечественного военного авиастроения, шло существенное сокращение финансирования программ, связанных с пилотируемой авиацией. На высшем государственном уровне в плане обеспечения обороноспособности страны предпочтение отдавалось ракетостроению, которое порой превращалось в своего рода ракетоманию. Вместе с тем большое внимание уделялось развитию беспилотных комплексов для использования в воздушно-космической среде.
Тем не менее круг задач, решаемых при использовании ракетного вооружения, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов, помимо положительных сторон, имел и существенные ограничения. Они были обусловлены конструкциями изделий и главными отрицательными факторами считались: отсутствие у них возможности маневрирования на стратегическом, оперативном уровнях; невозможность вывода комплексов из-под ракетно-ядерного удара противника. Всё это нивелировалось при использовании авиации стратегического уровня.
Военными была сформулирована задача по созданию авиационного комплекса для дальней авиации. Изначальные тактико-технические характеристики для самолёта-носителя и его вооружения были весьма жёсткими. Об этом наиболее ярко свидетельствует требование выполнения полёта самолёта на скорости трёх Махов. Руководители ведущих конструкторских бюро, участвовавших в конкурсе, выражали свою озабоченность в плане реализации программы по финансовым затратам.
Лидирующую позицию в проводимом конкурсе заняло конструкторское бюро под руководством Павла Сухого. Как ни парадоксально звучит, но именно успехи авиаконструкторов его фирмы послужили довольно неожиданному решению на высшем государственном уровне. В целях практической реализации проекта необходимо было перепрофилировать казанское авиапредприятие, которое занималось выполнением заданий от конструкторского бюро Туполева. Негативные последствия от такого решения трудно просчитать и в наше время. Вполне понятно, что после перепрофилирования предприятия конструкторская школа патриарха советского самолётостроения Андрея Туполева де-факто перестала бы существовать. Это в то время, когда только-только улеглись негативные эмоции, связанные с потерей авиаконструкторских школ Владимира Мясищева и Семёна Лавочкина.
Вероятно, здесь в какой-то мере сработал и тот факт, что опытное конструкторское бюро Туполева вполне успешно реализовало проект первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Кстати, Валентин Близнюк принимал активное участие в этой программе и внёс значительный вклад в техническое проектирование. На начальном этапе проекта он был начальником отдела, затем стал заместителем главного конструктора.
Как бы то ни было, руководство страны приняло решение о проработке проекта нового «стратега» в ОКБ Туполева.


Самолёт инновационного прорыва
Практическому проектированию Ту-160 предшествовали серьёзные исследования новых концепций боевого применения стратегических авиационных комплексов.
Своеобразным базовым фундаментом при проектировании нового самолёта стала программа Ту-144, в ходе реализации которой специалисты ОКБ Туполева приобрели неоценимый опыт решения основных проблем сверхзвукового полёта. Был получен практический опыт в проектировании конструкций с большим ресурсом работы в условиях длительного сверхзвукового полёта. Помимо этого, имелись набор конструкционных теплостойких материалов с высокими физико-механическими характеристиками и внедрённая технология их применения на серийном заводе. На Ту-144 реализованы решения практических вопросов по: эффективной теплозащите самолёта, обеспечению термостабильности топлива, разработке всех самолётных систем, работающих в условиях длительного сверхзвукового полёта, обеспечению герметичности кессон-баков, использованию мощных реактивных двигателей с многорежимными воздухозаборниками, принципам динамической теплозащиты и применения систем кондиционирования воздушного цикла. Всё это дополнял опыт, полученный на самолётах типа Ту-22М: разработка систем вооружения и сложных авиационных ракетных комплексов, объединённых через сети вычислительных машин.
При этом Минобороны скорректировало свои изначальные требования с учётом мирового опыта научно-технического развития в области военной авиации и вооружения для неё. Если изначально во главу угла ставились требования межконтинентального радиуса действия самолёта и полёты на сверхзвуке, то впоследствии на главную роль стали выходить дозвуковые и маловысотные режимы полёта. В связи с этим приняли решение о продолжении работ на базе использования новейших технологий в варианте самолёта с изменяемой геометрией стреловидности крыла.
Были проработаны многочисленные варианты с различной компоновкой, при нескольких аэродинамических профилях. После детального анализа и сравнительной оценки за основу был выбран вариант с горизонтальной компоновкой самолёта. В ней сочетались чёткость и простота конструктивно-силовой схемы авиакомплекса, возможность гарантированного обеспечения необходимых объёмов для размещения топлива. Именно такая схема позволяла реализовать оптимальное сочетание характеристик многорежимного стратегического самолёта в широком диапазоне скоростей и высот полёта.
Работами по Ту-160 в СССР занималось около 800 предприятий, организаций различного профиля. 18 декабря 1981 года лётчик-испытатель Борис Веремей выполнил на самолёте первый полёт. В опытную эксплуатацию Ту-160 поступил в дальнюю авиацию весной 1987 года и 1 июня на машине выполнил первый полёт строевой экипаж.
В ходе проведения заводских, государственных испытаний и опытной войсковой эксплуатации проходила своего рода шлифовка авиационного комплекса. Ведь в нём реализовывались не только новейшие научно-технические идеи, технологии по использованию новых материалов, но и различные системы, спроектированные с учётом перспективного развития промышленности.
Всё это позволило создать машину с большим эволюционным потенциалом. Она в полной мере оправдала ожидания своих создателей, а её потенциал, помимо всего прочего, был продемонстрирован в полётах, признанных рекордными. Всего на «стратеге» за время его существования установлено 44 мировых рекорда.
Другим своеобразным свидетельством успешной реализации проекта стали попытки русофобов и прозападной, так называемой демократической, общественности возвести в абсолют недостатки, выявленные на Ту-160 в процессе эксплуатации, но давно успешно устранённые. Они из кожи вон лезут, пытаясь доказать ненужность машины, которой нет равных в мире.
На сегодняшний день по ряду характеристик и технических возможностей «стратег» считается уникальной машиной. Он способен совершать сверхдальние перелёты, и как показал опыт полётов, используя функцию дозаправки, может находиться в воздухе длительное время.
Осенью 2019 года два Ту-160 «Василий Решетников» и «Иван Ярыгин» приземлились на южноафриканском аэродроме Ватерклоф. Самолёты провели в воздухе более 13 часов, преодолев свыше 11 000 километров. Во время полёта экипажи выполнили дозаправку.
Минобороны пояснило, что в состав авиагруппы также входили самолёты военно-транспортной авиации Ил-62 и Ан-124 «Руслан».
– Целью данного мероприятия стали обмен опытом между лётным составом двух стран, организация взаимодействия между министерствами обороны России и ЮАР, а также подготовка и совершенствование боевой выучки лётных экипажей в выполнении полётов на длительные расстояния и в южных широтах, – заявил командующий дальней авиацией ВВС генерал-лейтенант Сергей Кобылаш.
Это не первый зарубежный визит самолётов российской дальней авиации в XXI веке. Ранее аналогичные полётные задания выполнялись в Венесуэле и Республике Никарагуа.
Необходимо отметить, что по меркам военных авиаторов упомянутые полёты не самые длительные для «Белых лебедей». В 2010 году на серийных Ту-160 «Илья Муромец» и «Алексей Плохов» был поставлен мировой рекорд по продолжительности полёта. В воздухе самолёты провели 24,5 часа. За сутки их экипажи совершили две дозаправки в воздухе, пролетев вдоль северного побережья Канады, над Северным Ледовитым и Тихим океанами.
Самолёт обладает и другими особенностями, имеющими большое значение. Так, при выполнении боевой задачи возможно использовать различные полётные профили как на сверхзвуковом, так и экономичном режиме с выполнением полёта на малых и предельно малых высотах с огибанием рельефа местности.
Авиакомплекс позволяет выполнять без дозаправки полётные задания на высотах более 21 000 метров на дальность около 14 000 км. Изменяемая геометрия крыльев позволяет ему развивать скорость на форсажном режиме до 2200 км/ч. Всё это делает «Белого лебедя» крайне сложной мишенью для противника.
На информационном поле порой звучат рассуждения о том, что боевые возможности Ту-160 сильно устарели. Минобороны России не делает официальных заявлений с детальным описанием возможностей авиакомплекса по выполнению какой-либо боевой задачи. Тем не менее, забегая вперёд, надо отметить, что в военном ведомстве считают некорректным сравнение «Белого лебедя», снаряжённого ракетами Х-55, Х-550 или даже Х-101, с создаваемым Ту-160М2. Новая модификация авиакомплекса получит новые высокоточные средства поражения, имеющие более высокие дальности и эффективность, которые оставят не у дел систему ПВО противника.

Осенью 2019 года два Ту-160 «Василий Решетников» и «Иван Ярыгин» приземлились на южноафриканском аэродроме Ватерклоф

В Подмосковье простились с легендарным авиаконструктором Валентином Близнюком. Именно он создавал самый крупный и мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет — стратегический ракетоносец Ту-160 ("Белый лебедь"). А еще он разрабатывал первый сверхзвуковой пассажирский лайнер — Ту-144.

Тихое прощание. Пришли те, кто ставили на крыло стратегическую авиацию. Провожают одного из лучших авиаконструкторов эпохи. Валентин Близнюк — создатель изящного и грозного "Белого лебедя".

"Был прекрасный человек, милейшей души, интеллигентный. Умел расположить к себе. Венцом его творчества стал межконтинентальный ракетоносец Ту-160, он его сопровождал от момента первого взлета и до конца своей жизни", — рассказал Анатолий Жихарев, бывший командующий дальней авиацией, заслуженный военный летчик РФ.

И всю свою жизнь Валентин Близнюк посвятил авиации — от студента МАИ до главного конструктора. Не самый известный факт, но он работал над Ту-144 — первым в мире сверхзвуковым пассажирским лайнером. Был заместителем самого Туполева на этом проекте. Занимался созданием беспилотников. Еще с конца 50-х! И, конечно, гигантский вклад — в становление дальней авиации.

"Он был очень упрямый, как многие талантливые люди. Упрямый именно в отстаивании своей точки зрения", — отметил Владимир Ригмант, директор музея ПАО "Туполев".

Эта спокойная уверенная мощь личности отражается в самолетах Валентина Близнюка. Первый советский стратег Ту-95 ("Медведь"). Во многом из-за его появления холодная война так и осталась холодной. Турбовинтовой взлетел в 1956-м. Но до сих пор блок НАТО воспринимает его всерьез. И уж тем более Ту-160, тот самый "Белый лебедь", неотъемлемый элемент российской ядерной триады. Самый мощный в мире стратегический бомбардировщик, способный нести ядерные заряды, пролетая без дозаправки 14 тысяч километров, а радиус поражения ракет — 7 тысяч километров, то есть практически любая точка земного шара.

"Равной этой машине нет, она достанет любую точку земного шара. Но это не для того, чтобы уничтожить кого-то, а для того, чтобы показать, что у нас есть защита, что потенциальный агрессор обязательно получит ответ", — отметил Валерий Солозобов, заместитель гендиректора ПАО "Туполев" по проектированию, НИР и ОКР.

"Белый лебедь" превосходит американские аналоги по большинству характеристик. Валентин Близнюк сам рассказывал об этом президенту, когда Владимир Путин во время учений совершил полет на стратегическом бомбардировщике. Это был именной Ту-160 "Павел Таран". А чуть позже такой же Ту-160 назвали именем его создателя. А значит, память о конструкторе будет жить еще много-много лет.


30 декабря 2019 года на 92-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни скончался Валентин Иванович Близнюк, руководитель работ, главный конструктор авиационного комплекса Ту-160 и его модификаций, лауреат Государственной премии СССР.

Валентин Иванович Близнюк посвятил конструкторскому бюро «Туполев» всю свою профессиональную жизнь. Окончив Московский авиационный институт, он пришел на предприятие в 1952 году рядовым инженером-конструктором. Валентин Близнюк участвовал в разработке опытных и серийных самолетов Ту-91, Ту-95, Ту-22, Ту-16, руководил разработкой технических проектов специальных комплексов, включающих Ту-121, Ту-123, Ту-130, Ту-136, Ту-141, Ту-143.

Валентин Иванович внес значительный вклад в техническое проектирование первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 — был начальником отдела, затем заместителем главного конструктора.
Работа над стратегическим авиационным комплексом Ту-160 началась в начале 1970-х годов с активным участием Валентина Ивановича. В 1975 году был назначен главным конструктором и руководителем работ по проекту Ту-160. Валентин Близнюк не только осуществлял общее руководство проекта, но и непосредственно руководил разработкой аэродинамической схемы самолета, его силовой установки, включая многие инновационные разработки. В 1981 году авиационный комплекс Ту-160 впервые поднялся в воздух, а в 1987 году поступил на вооружение ВВС СССР.
В 1990-е годы Валентин Иванович Близнюк был главным конструктором Ту-160, руководил работами по его модификации, модернизации и дооснащению. Кроме того, под его руководством разрабатывался проект грузового самолета Ту-330.

В последние годы жизни Валентин Иванович трудился на «Туполеве» в должности консультанта в Совете старейшин, передавал свой опыт новым поколениям авиастроителей, участвовал в процессах совершенствования производственной и научно-исследовательской базы предприятия, проводил анализ перспективных разработок.
Заслуги Валентина Ивановича Близнюка отмечены высокими государственными наградами.

Руководство и коллектив ПАО «Туполев» выражает глубокие и искренние соболезнования родным и близким Валентина Ивановича. Это был выдающийся авиационный конструктор, талантливый организатор, отзывчивый и внимательный руководитель и друг. В развитие отечественного авиастроения Валентин Иванович внес неоценимый вклад. Он создавал проекты и претворял их в жизнь, вкладывая свою энергию, знания и силы, свою искреннюю любовь к авиации и веру в ее перспективы. Авиационный комплекс Ту-160, созданный под непосредственным руководством Валентина Ивановича Близнюка, воплотил в себе огромный опыт и новейшие достижения отечественной авиационной промышленности и по сей день является флагманом российской Дальней авиации.

Советский авиаконструктор, главный конструктор авиационного комплекса Ту-160 и его модификаций, лауреат Госпремии СССР Валентин Близнюк скончался 30 декабря. Ему был 91 год. Причиной смерти стала тяжелая и продолжительная болезнь, сообщили в ПАО «Туполев», в котором Близнюк выступал консультантом в совете старейшин.


Биография

Валентин Иванович Близнюк родился 12 апреля 1928 года в селе Малороссийское Восточно-Казахстанской области СССР.

В 1953 году окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе. С 1952 года работал в конструкторском бюро А. Н. Туполева, где участвовал в разработке тактического ударного самолета Ту-91, серийного стратегического бомбардировщика Ту-95, тяжелого сверхзвукового опытного самолета фронтового бомбардировщика Ту-98, опытного прототипа сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22 (самолета «105»), опытного военно-транспортного самолета Ту-107 и др.

В 1957 году в ОКБ Туполева было создано подразделение беспилотной авиационной техники под руководством Алексея Туполева. В нем Валентин Близнюк руководил разработкой технических проектов беспилотных комплексов, включая Ту-121 «C», Ту-123 «Ястреб», Ту-143 «Рейс», Ту-141 «Стриж». В начале 1970-х он также возглавил работы по разработке ударного беспилотника Ту-130 «ДП» и грузопассажирского самолета Ту-136 «Звезда».

Авиаконструктор принял непосредственное участие в разработке первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Он выступал начальником отдела «общих видов» этого проекта, а в дальнейшем — заместителем главного конструктора.

Ту-160 «Белый лебедь».

Работа над стратегическим авиационным комплексом Ту-160, в которой Близнюк принимал активное участие, стартовала в конце 1960-х годов. В 1975 году он был назначен главным конструктором проекта и заместителем генерального конструктора ММЗ «Опыт» Алексея Туполева. На своем посту Валентин Близнюк осуществлял общее руководство проектом, а также непосредственно руководил разработкой аэродинамической схемы самолета, его силовой установки, включая многочисленные инновационные разработки.

В 1981 году прошли летные испытания Ту-160, а в 1987 году самолет поступил на вооружение ВВС СССР.

В последние годы Валентин Близнюк был главным конструктором, а в дальнейшем — консультантом в совете старейшин ПАО «Туполев». Он руководил работами по модификации, модернизации и дооснащению комплекса Ту-160. Под его руководством также создавался проект грузового самолета Ту-330.

За годы своей работы Валентин Близнюк был награжден орденами «Трудового Красного Знамени», «За заслуги перед Отечеством» IV степени и «Знак Почета», различными юбилейными медалями. Также являлся лауреатом государственной премии СССР и почетным авиастроителем.

Читайте также: