Вебинары лего конструирование в доу

Обновлено: 18.05.2024

Конструирование любимый вид деятельности детей. Это не только увлекательное, но и полезное занятие. Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Конструктор LEGO является наиболее предпочтительным современным развивающим материалом, который позволяет разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO-технологии является игра - ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Наборы Lego выпускает группа компаний LEGO Group, главная компания которой находится в Дании. Так же, в Дании, находится и самый большой Леголенд в мире — город, полностью построенный из конструктора LEGO. Компания была основана в 1932 году, создателем компании был датчанин Оле Кирк Кристиансен (плотник, столяр). Первоначально компания выпускала стремянки, гладильные доски и деревянные игрушки. Слово «LEGO», позже ставшее названием компании, появилось в 1934 году, от выражения «leg godt»«увлекательная игра».

Начиная с момента своего появления, элементы LEGO, во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом. Так, например, элементы созданные в 1963 году, по-прежнему стыкуются с элементами, выпущенными в 2010, несмотря на радикальные изменения в дизайне и форме элементов за эти годы. Наборы LEGO для маленьких детей совместимы с наборами для подростков. Все детали системы Lego изготавливаются с заданной степенью точности, которая позволяет соединять их без значительных усилий.

LEGO - самая популярная игра на планете. Британской ассоциацией торговцев игрушками конструктору присвоено звание «Игрушка столетия», так как этот конструктор соответствует следующим характеристикам:

• Неограниченный потенциал игры.

• Подходит для девочек и мальчиков.

• Подходит для всех возрастов.

• Подходит для любого сезона.

• Здоровые и спокойные игры.

• Можно долго играть.

• Развивает воображение и творческие способности.

• Чем больше кирпичиков LEGO – тем лучше.

• Качество видно в каждой детали.

Минусы конструкторов LEGO :

• Возрастные ограничения (на которые, к сожалению, зачастую педагоги и родители не обращают внимания).

Конструктор LEGO можно условно разделить на два больших класса: классическое мелкое LEGO и крупное LEGO Дупло.

Отличия линии. Кубики Дупло в 8 раз больше стандартных LEGO - деталей, и потому подходят даже для самостоятельной игры малышей. Такие бруски невозможно проглотить. Они удобны для пока еще не слишком послушных пальчиков.

На коробках стоит маркировка «с 1,5 до 5 лет», но, согласно многочисленным отзывам, даже 10-месячные крохи с удовольствием играют глянцевыми брусочками. С кубиками легко придумать много развивающих увлекательных игр для детей самого раннего возраста.

Детали Дупло окрашены в яркие насыщенные цвета: синий, красный, желтый, белый, черный, зеленый, серый и другие. Малыши легко выучат их в игре. Кубики приятны на ощупь и легко скрепляются – даже новичок с удивлением и восторгом откроет в себе способности к созиданию. Учась строить, ребенок перестает разрушать, то есть переходит на новую ступень развития. Собранные модели надежны – они не разваливаются даже в условиях активной игры. Дупло разнообразен. Поэтому интересен не только дошкольникам, но и старшие братья, сестры и даже родители с удовольствием творят и фантазируют вместе с малышами.

- безопасность: крупные детали без острых углов и граней изготовлены из экологически чистых и прочных материалов;

- продуманность конструкции каждой детали: кубики легко скрепляют даже годовалые малыши, а получившиеся конструкции отличаются надежностью;

- яркость и сочность цветов развивает цветовосприятие маленьких детей;

- функциональность: открывающиеся-закрывающиеся двери и окна, стреляющие пушки, сами ездящие и воспроизводящие звуки поезда и т. д. ;

- универсальность: в серии присутствуют наборы, созданные специально для мальчиков или для девочек, а также варианты «унисекс». DUPLO – долгоиграющий конструктор.

Серия конструкторов Lego Juniors предназначена для детей от 4-х лет и старше, она дополняет линейку LEGO, встраиваясь между серией Lego Duplo (из которых к 4-5 годам дети вырастают) и классическими наборами Lego (которые ребёнку в этом возрасте собирать ещё сложно).

Эти кубики по размеру как стандартные LEGO. Lego Juniors с Lego Duplo не стыкуются. Зато с обычным Лего стыкуются, потому что, по сути, Джуниор от обычного LEGO отличается лишь более простым дизайном и инструкциями, которые понятны детям младшего возраста, а также наличием некоторых специальных крупных деталей (например, часть стены).

Тематика наборов LEGO Джуниор различна и соответствует интересам детей указанного возраста: Супергерои, Городские службы, Пираты, Пляж, Ферма, наборы с принцессами для девочек. Наборы конструктора Lego Juniors состоят из классических кубиков и минифигурок LEGO (поэтому можно сочетать со всеми обычными наборами LEGO, но включают в себя и уникальные большие детали, которые упрощают сборку модели для детей.

Маленьким детям обычно не терпится начать играть, поэтому наборы Lego Juniors содержат некоторые предварительно собранные детали, например витрину или шасси автомобиля, чтобы упростить ребёнку процесс строительства, дать возможность сосредоточиться на самых интересных деталях и сразу начать играть. Обычно наборы Lego Juniors поставляются в пластиковой коробочке в виде чемоданчика или большого кубика LEGO. Прилагаются подробные и понятные для детей инструкции.

LEGO Креатор - это, пожалуй, самая необычная серия среди всех конструкторов LEGO. Слово «creator» переводится как «творец» или «создатель». С помощью лего креатор можно сконструировать экзотических животных, роботов, разнообразные домики, машины, самолёты, вертолёты. Данная серия разработана специально для детей от 4 до 12 лет. В этом возрасте юных творцов уже не интересуют крупные кубики, их привлекают функциональность и детализация, а также движущиеся модели. Для любителей одновременно созидать и разрушать представлен большой выбор LEGO креатор. Особенность: конструкторы креатор конкретных идей не имеют, а только задумки и подсказки. С помощью наборов данной серии можно сложить не менее трёх игрушек. Некоторые из наборов LEGO Креатор оснащены передатчиками или пультами дистанционного управления, что делает их еще более интересными. С наборов этой серии лучше всего начинать знакомство ребенка с классическим мелким LEGO.

LEGO Classic отличается от Creator и Juniors прежде всего тем, что основа здесь — классическое конструирование. Здесь намеренно нет какой-то тематики и даже намёка на неё, ребёнок может собирать всё, что захочет. Здесь нет героев любимых мультфильмов и заданных сюжетов: вы всё придумываете сами.

LEGO Сити. Здесь имеются только тематические наборы, связанные с городом (полицейские участки, пожарные, скорая помощь, поезда ит. д.)

Тематические наборы. LEGO постарались собрать все самые популярные увлечения детей в своих тематических наборах. Здесь есть серии по отдельным фильмам и мультикам, всевозможные роботы монстры трансформеры, ниндзя и космические корабли.

LEGO Ракерс - это наборы для сбора машинок, в которых есть инерционные механизмы.

LEGO Техник. 6+ Это очень интересные и очень сложные наборы, где модели собираются, в основном, не из кирпичиков, а из всевозможных втулок, шестерёнок и палочек. Благодаря этому, все модели имеют подвижные, механизированные части и дают хорошее представление о том, как работают рычаги, поршни, шестерёнки, как устроены машины изнутри.

Играть с LEGO нужно уметь. Чтобы уметь, нужно учиться.

Для использования LEGO в образовательной деятельности педагоги должны познакомить детей с основными деталями конструктора и способами их соединения.

Существует международная система названий деталей. С русскими названиями деталей всё не так просто: единой системы названий нет, обычно мы просто переводим оригинальные названия, а у переводов всегда есть вариации. Тем не менее, для обучения детей и для того, чтобы понимать друг друга в разговорах о строительстве из LEGO, названия вполне понятны, потому что такие слова, как "кирпичик", "кубик" и прочие, вполне однозначны.

Здесь мы рассмотрим самые распространённые детали - то, что чаще всего встречается в наборах.

Кубик/кирпичик. Кубик, он же кирпичик. Самый обычный кубик, может быть разных размеров: 1х2, 2х2, 2х4, и прочие. Хотя идея называть все детали LEGO кубиками кажется заманчивой, термин «кубик» на деле применим только к определённым элементам. Кубик 1x1 («один на один») — исходный стандарт для определения остальных размеров.

Рассматривая коллекции LEGO, можно увидеть детали, которые выглядят как пандус для крошечных машин. Они называются наклонными кубиками, поскольку одна или несколько их сторон расположены под углом к основанию. Наклонные кубики бывают с разным углом — от 18 до 75°. Наиболее распространены углы 33 и 45°.

Шип - часть почти любой детали LEGO, они располагаются сверху и служат для крепления деталей. Шип используется также для измерения длины и ширины детали. Именно по шипам мы и считаем, что это кубик, например, 2х4. У оригинального конструктора на каждом шипе имеется рельефная надпись LEGO.

Трубка. Это не деталь, но её часть, устройство. Трубка в детали помогает элементам соединяться вместе. Она захватывает шип. Трубки видны на нижней стороне кубиков.

Пластина. От кубика отличается тем, что в три раза тоньше. Тоже бывают разных размеров. Они необходимы для проработки деталей. Пластины бывают также круглыми и модифицированными.

Тайл. Гладкая пластина. Без шипов.

Большие стандартные пластины не нужно путать с маленькими базовыми или строительными платами.

Базовая плата - деталь со слегка рифлёной снизу поверхностью, к которой снизу нельзя присоединить другие элементы. Детали крепятся только на шипы на верхней части платы. Базовые платы даже тоньше, чем стандартная пластина. Они могут быть плоскими с равномерно расположенными шипами или с напечатанным рисунком (например, дорожной разметкой). Базовые платы могут использоваться как основание модели. Они полезны во всех случаях, когда нужна платформа для обеспечения устойчивости, транспортировки или показа.

Декоративные элементы. Когда приходит пора придать вашему творению некоторое своеобразие, можно использовать декоративные элементы, будь то окна, двери, деревья и т. п. Они часто представляют собой решение для строительства из одной детали и имеют множество форм.

Дополнительные детали. К ним относятся: балки (прямые и угловые, оси, цилиндры, шестеренки (зубчатые колеса, шины, блоки, рейки, арки и т. д.

Способы соединения деталей LEGO.

В основном используют три основных способа: стопкой, соединение внахлест или ступенчато (лесенкой).

Укладка стопкой. Хотя это и не самый распространенный способ строительства и обычно не самый прочный, иногда укладка кубиков друг на друга необходима.

Соединение внахлест. Ни одна строительная методика не укрепляет ваши модели настолько хорошо, как соединение внахлест. Эти соединения укрепляют структуру и не допускают ее разрушения. В моделях, содержащих стандартные кубики и пластины, почти всегда применяется один или несколько приемов соединения внахлест.

Ступенчатое расположение. Когда вы располагаете кубики ступенчато, то устанавливаете один их слой отступом от переднего края прилегающего слоя для создания ступенчатой модели. Такое построение позволяет, как правило, квадратным или прямоугольным кубикам, использованным в правильной комбинации, получить более органичные формы.

Формы организации обучения

1. Конструирование по образцу - (прямая передача готовых знаний, способов действий основанная на подражании). Детям дается образец постройки - способы воспроизведения.

2. Конструирование по модели. Детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных ее элементов. Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. Конструирование по условиям. Образца нет, рисунка (схемы) нет, способов возведения нет. Определяем только условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности.

5. Конструирование по замыслу. Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные ранее.

Использование LEGO в образовательном процессе.

LEGO - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и оказывает благотворное влияние на всестороннее развитие детей. Его можно включать как элемент в структуру организованной образовательной деятельности по «Речевому развитию», «Чтению художественной литературы», «Познавательному развитию» и др.

Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей дошкольного возраста отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей. Разнообразие LEGO конструкторов позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и различных образовательных возможностей.

В работе с детьми от 1 до 3 лет используются мягкие кирпичики, гигантский набор Дупло.

У детей 3-4 лет необходимо формировать умение выделять в предметах пространственные характеристики. Конструирование в этом возрасте осуществляется по образцу, по теме. Организовывая продуктивную (конструктивную) деятельность с дошкольниками, можно провести развивающие игры такого характера, как «Разложи по цвету детали конструктора», «Найди деталь такого же цвета», «Найди по описанию», «Передай по кругу деталь такой формы (такого цвета)» и др.

Результатом деятельности будет несложная LEGO - постройка (герой или неодушевленный предмет). Конечно, любая постройка должна обыгрываться, что способствует формированию творчества у детей.

С детьми 4-5 лет в процессе продуктивной (конструктивной) деятельности работа с LEGO - конструктором усложняется. В этом возрасте детям уже можно предложить карточки с цветным изображением будущей постройки, по которым они должны ее выполнить, что способствует развитию мышления у детей. Также дети могут конструировать по теме, по образцу, по замыслу, по простейшим условиям. Актуальными будут игры: «Найди такой же», «Угадай на ощупь», «Строим башню», «Разные дорожки», «Забор» и т. д.

Дети 5-7 лет в LEGO - играх более самостоятельны. Они могут брать на себя роль ведущего, самостоятельно распределять роли. Поэтому им доступны коллективные игры разного характера «Чья команда быстрее построит.», «Строим по схеме» и др. У детей этого возраста необходимо развивать чувство коллективизма, мышление, умение работать по карточкам, схемам, моделями индивидуально, в паре, обогащать содержание сюжетно - ролевых игр на основе созданных построек, использовать графические задания, усложненные схемы и модели будущих построек.

В организованной образовательной деятельности по познавательному развитию можно исследовать детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, прочность и плавучесть; использовать в самостоятельной деятельности, в сюжетно-ролевых играх.

В формировании математических представлений конструктор LEGO используется для закрепления знаний о счете, форме, пропорции, симметрии, развития сенсорных представлений, в дидактических играх и упражнениях: «Найди пару», «Найди все кубики», «Расскажи, где находится деталь», «Куда села бабочка», «Составь цепочку», «Найди по схеме», «Что сначала, что потом?»

По речевому развитию конструктор LEGO можно использовать на занятиях и в совместной деятельности с детьми для формирования грамматического строя, обогащения словаря, развития связной речи детей.

Созданные постройки широко используются в играх-театрализациях. При игре с конструктором LEGO педагоги обращают внимание на соблюдение техники безопасности, на поддержание порядка на рабочем столе. Эти навыки способствуют развитию областей образования «Социализация», «Безопасность».

Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным и в подготовке к обучению в школе: формируются необходимые предпосылки учебной деятельности: познавательное развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу.

На современном этапе, благодаря разработкам компании LEGO, появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Внедрение LEGO-технологий в дошкольной организации является одним из современных методов развития детского технического творчества.

Практическая часть: игры с использованием конструктора LEGO.

(сл.1) Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений практически во всех сферах деятельности человека.

В связи с этим современное общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Назрела необходимость вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.

(сл.2) Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются на разных уровнях власти. Развитие робототехники в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, которые определены Правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года».

Особую актуальность имеет реализация инициированной Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа» на основе паритетного партнерства и сотрудничества образовательных организаций всех уровней.

Возникает необходимость в организации образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования, направленной на удовлетворение потребностей ребёнка, требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса, т.е. начинать формировать инженерное мышление целесообразно начинать с первого уровня образования – дошкольного.

(сл.3) Для этого идеально подходит LEGO-технология.

LEGO – конструирование – это первый шаг к развитию технического творчества ребёнка, а значит, формированию инженерного мышления детей дошкольного возраста.

LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

LEGO - технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Работа с лего-конструктором позволяет ребенку исследовать мир через игру.

(сл.4) Использование LEGO -технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе и выбора профессии. Конструирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Воспитанники знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т.е. с историей Родины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.

Эффективность используемой технологии заключается в том, что у детей оттачиваются навыки конструирования, развиваются пространственное и конструктивное мышления, пополняются знания об окружающем мире, формируются умения думать, сотрудничать со сверстниками, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, создаётся установка на самостоятельный поиск, а это – главные составляющие успешности их дальнейшего обучения в школе .

(сл.5) Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать – а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. В соответствии с требованиями ФГОС, образовательная робототехника позволяет реализовать системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный на продукт деятельности.

LEGO технология позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.

(сл.6) Цель : Создание комплекса условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники.

(сл.7) Особое значение имеют следующие задачи :

создать комплекс максимально благоприятных условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста;

-навыки сотрудничества (работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре));

-умения самостоятельной проектной, исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности дошкольников;

-основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира (формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей);

- предпосылки универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники

- пространственное и конструктивное мышление

-умения постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

(сл.8) С троится на интегративных принципах .

доступность и наглядность

последовательность и систематичность обучения и воспитания

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

от простого к сложному

активности и созидательности

(сл.9) Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов :

Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

Частично – поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

Поисковый – самостоятельное решение проблем;

Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

(сл. 10) Виды конструирования:

(сл.11) 1. Конструирование по образцу (когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

(сл.12) 2. Конструирование по условиям ( образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по условиям способствует развитию творческого конструирования.

(сл.13) 3. Конструирование по замыслу предполагает , что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные ранее.

(сл.14) Л его-конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:

познавательное развитие: техническое конструирование – воплощение замысла из деталей лего-конструктора;

речевое развитие: работа на лего-пункте с учителем логопедом при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование;

художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование - создание замысла из деталей лего-конструктор;

физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Социально-коммуникативное развитие

создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Наборы Лего специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы.

Познавательное развитие

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

Речевое развитие

Развивая речетворчество дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.

Физическое развитие

Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

(сл.15) Оценку эффективности реализации Проекта можно выразить следующими показателями :

- сфомированность познавательных процессов (мышление, восприятие, воображение);

- развитие интегративных качеств (любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, сформированность представлений о себе, семье, мире и природе, овладение предпосылками учебной деятельности);

- сформированность коммуникативных навыков (умение общаться с детьми и взрослыми, умение сотрудничать в разных видах деятельности);

- сформированность произвольности, моторики и координации;

- сформированность характеристик одарённости (любознательность, целеустремлённость, способность к прогнозированию, способность рассуждать и мыслить логически, способность к оценке, словарный запас);

- сформированность интересов и предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством.

(сл.16) Уровни сформированности инженерного мышления ребенка дошкольного возраста

Автор: Мурикова Светлана Александровна

Организация: МАДОО ЦРР д/с «Радуга»

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Краснослободск

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности, и с егодня человечество практически вплотную подошло к тому моменту, когда роботы будут использоваться во всех сферах жизнедеятельности.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Развитие детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно. LEGO-конструирование и робототехника больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO-конструирование и робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым направлением обучения, воспитания и развития детей.

Идеи приобщения детей к данной технологии уже нашли отражение в концепции развития образования и стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также они актуальны в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования, потому что:

• позволяют осуществлять интеграцию образовательных областей

• дают возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;

• позволяют формировать познавательные действия, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, умение работать в коллективе;

• позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре).

Данная технология является на сегодняшний день лучшим способом обучения актуальным практическим навыкам воспитанников, позволяет на практике применить знания, полученные на занятиях по всем образовательным областям.

В рамках проекта « LEGO -конструирование и робототехника в ДОО – первый шаг к техническому творчеству» с детьми старшего дошкольного возраста проводится систематическая работа по LEGO-конструированию и робототехнике.

Цель: содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству посредством LEGO - конструирования и робототехники.(слайд3)
Задачи:

-обучать детей техническому конструированию;

- формировать у детей основы элементарного программирования;

- познакомить с робототехническим модулем «Cubetto» и комплектами LEGO;

- формировать представления детей о робототехнике;

- развивать конструкторские навыки;

- развивать творческие способности и логическое мышление;

- развивать мелкую моторику;

- развивать творческую инициативу, самостоятельность, интерес к технике, программированию, высоким технологиям.

- воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;

- воспитывать самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Настоящий проект ориентирован на организацию работы с детьми и родителями, направлен на развитие конструктивной деятельности, технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования конструктора ЛЕГО «Микс» и образовательного робототехнического модуля «Cub etto » (слайд 4)

В процессе работы над проектом с детьми проведены беседы на темы: «Робототехника, ее значение в жизни человека», « Что такое робот? Виды роботов», в ходе которых познакомили детей с понятием «робот», с многообразием роботов, которые в настоящее время нас окружают и их значением в жизни человека.(слайд 5)

На занятиях по Лего-конструированию используются разнообразные виды конструирования: (слайд 6)

Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям демонстрируется образец постройки, выполненных из деталей Лего- конструктора, и показываются способы их воспроизведения. И дети воспроизводят его. Конструируя таким способом, ребенок учится подражать, что в дальнейшем подталкивает ребенка к самостоятельности и развивает творческую составляющую. (слайд 7)

Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из деталей Лего-конструктора. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. То есть задача есть, а решения нет. Такой вид игры очень эффективное средство для развития мышления.

Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое еѐ назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку, способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. (слайд 9)

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

Ребенку предоставляются чертежи. И из деталей конструктора, создается настоящий объект. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей конструктора Лего воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности. (слайд 10)

Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как он будет конструировать. Это способствует развитию творческих талантов у детей, а так же стимулирует к самостоятельности.(слайд 11)

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику. (слайд 12)

В ходе реализации проекта, первое знакомство детей с робототехникой и формирование основ программирования происходит благодаря робототехническому модулю «Cubetto».(слайд 13)

В комплект которого входит: деревянный робот, интерфейсная доска, функциональные блоки и карты для путешествий.

Процесс программирования выглядит следующим образом: ребёнок вставляет в углубления на интерфейсной доске блоки, каждый из которых обозначает простую команду-движение, тем самым составляя программу, и затем нажимает на кнопку, чтобы робот эту программу выполнил, т.е. начал двигаться определённым образом по карте.

Понятие алгоритмов, последовательности действий, развитие логики и ориентации в пространстве, правила управления просты и понятны. В игровой форме юные программисты учатся первым азам в управлении техникой и создании последовательных программ для действия робота.

В ходе проекта, с робототехническим модулем «Cub etto » проведены занятия: «Опасные предметы», «Дикие и домашние животные», «Безопасная дорога в детский сад», «Увлекательная математика», и игры- путешествия : «В гости к бабушке», «Путешествие по любимому городу», «По страницам любимых сказок», «Космическое путешествие». (слайды 14-17)

В процессе работы над проектом также проводится работа с родителями. Для родителей были разработаны и проведены консультации:

«Развитие индивидуальных способностей ребенка и его познавательной активности с помощью LEGO-конструирования и робототехники», «Как правильно подобрать конструктор для ребенка», «Образовательная робототехника в детском саду», «Играем в Лего дома».

Оформлены буклеты: « 10 интересных фактов о конструкторах ЛЕГО», «Играйте с ЛЕГО правильно».

Организованы выставки детского творчества: «Новогодняя красавица» «Военная техника», «Подарок для мамы», «В мире роботов» (слайд 20)

Подготовлены фото отчеты для родителей о работе над проектом.

В ходе работы над проектом предметно- пространственная развивающая среда пополнена макетом робота, создан центр конструирования, создана картотека схем Лего- конструирования.(слайд 21)

В процессе работы над долгосрочным проектом « LEGO -конструирование и робототехника в ДОО – первый шаг к техническому творчеству» воспитанники учатся составлять программы для управления робототехническим модулем « «Cubetto», строить постройки из Лего - конструктора, используя при этом разнообразные виды конструирования , узнали о роботах, их многообразии и значении их в жизни человека.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием робототехники и конструкторов LEGO поможет воспитать будущих инженеров с детского сада, способствовать выявлению детей, проявляющих способности в области технического творчества и созданию условий для их дальнейшего развития.

Список используемой литературы:

1. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: Гардарики. 2008.

Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов. М.: ТЦ Сфера, 2019. 144 с.

Автор: Гуревичева Мария Александровна

Организация: МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комб. вида»

Населенный пункт: Республика Мордовия, Кемля

1. Тема педагогического опыта: «Внедрение LEGO-конструировaния и образовательной робототехники в образовательный процесс дошкольной организации с целью повышения кaчества образования дошкольников»

2. Автор: Гуревичева Мария Александровна, высшее образование, общий стаж 12 лет, в данной образовательной организации 4 года.

3. Актуальность: Современное время по прaву считается веком компьютеризaции и роботостроения. Нaучно-технический прогресс диктует новые требовaния к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации, которые благодaря приоритетному национальному проекту «Образование» aктивно поступают в российские образовательные учреждения. Детям с раннего возраста интересны различные устройства и механизмы: а именно, как они устроены, как сaмим конструировaть и собирать такие механизмы. При этом ребенку необходимо не только владеть определённым багaжом знаний, но и уметь добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими, трансформировать и адаптировать имеющийся опыт к быстро меняющимся условиям. Этим и обуславливается актуальность данной темы, перед педагогами стоят новые задачи в развитии технического творчества детей. Раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире – именно так определены цели современного образования в ФГОС ДО. В связи с этим возрастают требования ФГОС ДО к созданию развивающей предметно - пространственной среды, ориентированной на овладение детьми способами усвоения знаний на основе системно-деятельностного подхода. Это означает, что для развития детей необходимо организовать содержательную деятельность в структурированной развивающей предметно-пространственной среде детского сада. Такую стратегию обучения возможно реализовать в образовательной среде LEGO-конструирования и робототехники.

4.Основная идея моего опыта заключается в организации практической и методической помощи воспитателям, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня педагогов по данной теме и как следствие улучшение образования дошкольников.

5.Теоретическая база изучением вопросов о развитии конструктивной деятельности и ее значении для образного мышления мы наблюдаем в трудах Н.Н. Поддьякова, И.С. Якиманской, а для развития пространственного воображения МБ.Ребуса.

Психолого-педaгогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Зaпорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парaмонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создaние детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

Тaкже исходные теоретические положения опыта касаются исследований особенностей конструктивного мышления у дошкольников: непрерывное сочетaние и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т. В. Кудрявцев, Э. А. Фарапонова и др.); возможности решать задачу разными путями, связи конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, В. Ф. Изотова).

В основу опытa положены теоретические разработки в области компьютеризации образовaния (Я. А. Ваграменко, Б. С. Гершунский, Г. Л. Луканкин, А. Л. Семенов).

6. Новизна опыта заключается в создании эффективной обрaзовательной среды, в изменении подходов к организации конструктивной, познaвательно-исследовательской деятельности детей, а именно - внедрению в образовательный процесс современных комплексов игрового оборудования на основе образовательных технологий по роботехнике (Lego Duplo, Lego Education, Magformers, прогрaммируемых конструкторов Lego Education WeDo, Lego Education WeDo-2, «ROBO-KIDS»), что, в свою очередь, будет побуждать детей решать разнообразные познавательно-продуктивные и манипулятивно - конструкторские проблемы, способствовать авторскому воплощению замысла в автоматизированные модели и проекты; сформирует особенный тип мышления - исследовательский, творческий, креативный, инженерно-технический, создаст атмосферу полной вовлечённости дошкольников в созидaтельную деятельность. Интегрирование различных образовательных областей в проекте откроет возможности для овлaдения дошкольниками новых навыков, расширит границы социализации ребёнка в обществе, активизирует познавательную деятельность, направленную на пропаганду профессий инженерно - технической направленности.

7. Технология опыта

С 2017 года в МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» функционирует кружок технической направленности «Робототехника для дошкольников», руководителем, которого я являюсь по настоящее время. Работая с детьми по данному направлению, я задумалась о внедрении в образовательную практику педагогов нашего детского сада LEGO-конструкторов и образовательной робототехники. Данное направление ориентировано на организацию работы с детьми, родителями и педагогическими работниками ДОУ и направлено на развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 5-7 лет посредством использования конструкторов LEGO и программированных роботов.

В основу легла деятельность по разработке и реализации новой модели организации образовательного процесса (образовательной системы) через создание специальной LEGO-инфраструктуры. МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» единственный в районе детский сад, который имеет специально оборудованное помещение - интерактивную комнату, которую мы используем в качестве LEGO - студии, она оснащена интерактивной Smart-доской, ноутбуками, конструкторами LEGO Wedo 2.0 и LEGO DUPLO. В МБДОУ создана абсолютно новая система педагогической работы, взаимодействие с родителями, повышение профессиональной компетентности педагогов, взаимодействие учреждений образования, сотрудничество в рамках сетевого взаимодействия с ГБПОУ РМ Ичалковским педагогическим колледжем, в рамках проведения различных мероприятий разного уровня, направленной на развитие конструктивной деятельности, технического творчества детей 5-7 лет посредством LEGO – конструирования и робототехники.

В рамках обязательной части общеобразовательной программы МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» предполагается реализация образовательной деятельности с использованием LEGO-конструкторов и программируемых роботов (возрастная категория от 5 до 7 лет).
Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением конструкторов LEGO в регламент образовательной деятельности детского сада, реализуется в рамках образовательных областей:

Войти с помощью:

Инфоурок › Курсы повышения квалификации › Курс повышения квалификации «Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Курс повышения квалификации
«Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Образец удостоверения

Форма
обучения Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

Удостоверение о повышении квалификации установленного образца

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы "Инфоурок")

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 50.927 образовательным учреждениям. Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет "Инфоурок".

Для того, чтобы приступить к обучению, достаточно оплатить 25% от указанной стоимости (первый взнос). Остаток необходимо будет оплатить после прохождения первого модуля.

Среднее время обучения наших слушателей на данном курсе: 35 дней (минимальное время обучения: 14 дней)
В настоящий момент курс проходит 175 обучающихся из 42 регионов

Предусмотрена возможность ускоренного обучения по индивидуальному графику.
Срок обучения по программе 72 часа - от 2 недель до 4 месяцев.

Выдаваемый документ По окончании обучения слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Образец удостоверения

Совершенствование профессиональных компетенций старших воспитателей, методистов, воспитателей дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

    1. рассмотреть современные подходы к организации системы дошкольного образования в ходе реализации требований ФГОС ДО;
    2. освоить нормативно-правовое особенности внедрения робототехники в дошкольных образовательных организациях;
    3. усовершенствовать навыки слушателей в области использования современных подходов воспитания в рамках конструирования и робототехники в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации, организации коммуникации, совместной обработки информации, ее систематизации, разработки новых информационных ресурсов;
    4. проиллюстрировать реализацию развития детей дошкольного возраста через техническое конструирование и робототехнику их возможности в формировании портрета выпускника ДОО.

Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

    В результате обучения на курсе обучающиеся приобретут:

знания:
- основных нормативно - правовые документов, регламентирующие образовательную и воспитательную функции в дошкольной образовательной организации;
- о понятии образовательной робототехники в работе с детьми дошкольного возраста;
- основных целей внедрения технического конструирования и робототехники в дошкольной образовательной организации.

По окончании курса обучающийся получит печатное удостоверение о повышении квалификации установленного образца. .

Аннотация курса

Настоящее время по праву считается веком компьютеризации и роботостроения. Все сферы человеческой жизнедеятельности «пронизаны» техническими и робототехническими устройствами. Это бытовые приборы, игрушки, транспорт, строительные машины и другое. Детям с раннего возраста интересны различные устройства и механизмы: им интересно, как именно они устроены, интересно самим конструировать и собирать такие механизмы. Это является хорошей основой развития конструкторских и инженерных навыков. Во многих зарубежных странах эта особенность младшего дошкольного возраста не остается без внимания. В ряде европейских государств уже с детского сада дети имеют возможность посещать клубы и инновационные центры, посвященные робототехнике и высоким технологиям. В России же процесс внедрения робототехники в дошкольных образовательных организациях развит еще недостаточно, несмотря на то, что президентом РФ В.В. Путиным уже была поставлена задача подготовки инженерных кадров, а в школах происходит активное внедрение робототехники как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Все это делает актуальным вопрос внедрения робототехники в дошкольных образовательных организациях, а значит, и подготовки кадров к обучению детей основам лего-конструирования и робототехники. В курсе раскрыты основные методические аспекты организации занятий по лего-конструированию и робототехники в детском саду, рассмотрены основные виды образовательных конструкторов, ориентированные на использование в дошкольных образовательных учреждениях и их основные особенности, определена актуальность введения лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО. Курс повышения квалификации поможет сориентироваться специалистам системы дошкольного образования в рамках внедрения робототехники в дошкольных образовательных организациях.

Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Лекции Самостоятельная
работа
Кол-во часов
контроля
Тип
контроля
Модуль 1. Современные подходы к организации системы дошкольного образования в ходе реализации требований ФГОС ДО 14 4 8 2 Тест
Модуль 2. Теоретические основы реализации робототехники в образовательном процессе 14 4 8 2 Тест
Модуль 3. Основные виды образовательных конструкторов, ориентированные на использование в дошкольных образовательных учреждениях 14 4 8 2 Тест
Модуль 4. Формы организации обучения дошкольников конструированию и робототехнике 14 4 8 2 Тест
Модуль 5. Методики организации занятий по конструированию и образовательной робототехнике в разных возрастных группах с применением современных конструкторов 14 4 8 2 Тест
Итоговая аттестация 2 2 Итоговый тест
Итого часов 72 20 40 12

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы "Инфоурок")

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 50.927 образовательным учреждениям. Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет "Инфоурок".

Читайте также: