Вернер фон браун конструктор

Обновлено: 04.05.2024

Всем известно, что с начала 50-х годов минувшего столетия СССР и Штаты соревновались в так называемой космической гонке. Но не все знают, что отцом-основателем американской космической программы был беглый штурмбанфюрер СС, тайно вывезенный из Германии в 1945 году. Чем прославился и что скрывал этот во многом примечательный инженер-конструктор?

Аристократ, гений, эсэсовец, чуть не уничтоживший мир

Имя Вернера фон Брауна известно каждому, кто всерьез или на досуге увлекается космосом. Биография его пестра и неоднозначна. Выходец из аристократической семьи, дальний родственник прусских королей, фон Браун в детстве не был силен ни в физике, ни в математике. Но в 16 лет он прочел книгу «Ракета для межпланетного пространства» и заболел идеей космических полетов. Возможно, именно тогда он решил посвятить свою жизнь ракетостроению.

Правда, в 30-40-е годы прошлого века он разрабатывал прежде всего ракетное вооружение для Вермахта. Фон Брауна не смущало, что он работает на режим, идеология которого строится на конспирологических расовых теориях и угнетении «недолюдей». Он вступает в НСДАП, становится членом СС и в конце концов получает звание штурмбанфюрера.

Главным детищем фон Брауна эпохи его работы на Третий рейх считается первая в мире баллистическая ракета дальнего действия V-2 («Фау-2»). Сам инженер будет потом оправдывать разработку этого смертоносного оружия тем, что на самом деле он создавал аппарат для полетов в космос. Одна из самых известных приписываемых ему фраз, якобы сказанная после бомбежки Лондона только что построенными «Фау-2»: «Ракета показала себя великолепно. Только упала не на ту планету».

Кто знает, что ждало бы Землю, успей гитлеровцы оснастить V-2 ядерной боеголовкой. Но история рассудила иначе, и в 1945 году Рейх пал, а фон Брауна вместо того, чтобы судить… оперативно и без шума вывезли в Штаты. Потому что будь ты хоть трижды эсэсовец, использовавший на своих фабриках рабский труд (сам фон Браун потом говорил, что знал об этом, но был бессилен что-то изменить), а полезными инженерами разбрасываться не принято.

Даже кухонный нож и тот может стать оружием, если попадет в руки неправильного человека. Что уж говорить о высоких и прорывных технологиях, которые чаще всего становились оружием массового поражения, прежде чем закрепиться в виде мирной технологии, работающей во благо человечества. Так было с ядерными разработками и ракетами. Сегодня, в годовщину высадки человечества на Луне мы расскажем, как бывший нацист и отец «Фау-2» стал натурализованным американцем и героем лунной гонки.

«Времена не выбирают, в них живут и умирают», — писал поэт Александр Кушнер. Вернеру фон Брауну, с одной стороны, посчастливилось жить на заре эпохи ракетостроения, быть передовым ученым, рукастым и мозговитым. А с другой — его становление как ракетчика проходило в нацистской Германии, где во главе угла стояла смертоносная эффективность ракетных технологий. Кто знает, как сложилась бы история и кто был бы первым на Луне, родись фон Браун в другой географической точке и при отсутствии всех тех обстоятельств, которые привили ему заочную любовь к космическим путешествиям.

Вернер фон Браун обрел известность благодаря двум совершенно разным достижениям: немецкой управляемой ракете «Фау-2» и лунной ракете «Сатурн-5». Страшное оружие войны стало предшественником удивительного транспортного средства, которое доставило человека на Луну.


Одно известно точно: военная разработка Вернера фон Брауна не имела решающего значения в исходе Второй мировой. Управляемая баллистическая ракета «Фау-2» добавила к многомиллионному списку жертв войны около 9 тыс. человек, погибших от ее атак, и еще около 12 тыс. заключенных концлагерей, которые трудились над ее созданием. Как кощунственно бы ни звучало, но это лишь капля в море по сравнению с другими злодействами военного времени.


Тем не менее об этом условно маленьком зле Вернера фон Брауна позабыли, стоило такому ценному специалисту и сотням его помощников попасть в американский плен, следом за которым началась его новая трудовая жизнь во благо США и американского народа. Забыли и о вступлении фон Брауна в СС и НСДАП. Мы хотим сосредоточиться как раз на этом периоде, который привел к космической гонке между СССР и США и высадке американских астронавтов на Луну.

Первый спутник США

Вернер фон Браун и его коллеги не хотели оказаться в плену у СССР, а потому к концу войны, когда советские войска подобрались на расстояние 160 километров к Пенемюнде, где находился центр разработки и создания «Фау-2», немецкие конструкторы предпочли сдаться американцам и их союзникам. Те, в свою очередь, были только за. Обе будущие сверхдержавы понимали, насколько важно захватить не только образцы перспективного немецкого вооружения, но и людей, которые его разрабатывали. А потому многие немецкие инженеры после войны успели потрудиться во благо как советской, так и американской промышленности.

В Штаты в период с 1945 по 1959 год было перевезено около 1,6 тыс. немецких ученых, инженеров и механиков. Эмиграцией в рамках секретной операции «Скрепка» заведовали разведчики. Примечательно, что основой для этого перечня перспективных ученых послужил список немца Вернера Озенберга, который отбирал политически благонадежных ученых для возвращения с фронта и с тыловых работ обратно к интеллектуальному труду — в частности, над постройкой «Фау-2» в Пенемюнде. Этот список в марте 1945 года случайно обнаружил польский лаборант в туалете университета Бонна. В американском же списке Вернер фон Браун был на первом месте по важности.


Биографии рекрутированных немецких ученых были отбелены, где следует, а самих их переправили в США в форт «Блисс» — большую военную базу в Техасе. Условия содержания там, конечно, отличались от немецких, им было запрещено покидать форт без военного эскорта, но работа оставалась прежней.

В рамках проекта «Гермес» (американского ответа немецким «Фау-2») захваченные инженеры должны были отремонтировать, собрать и запустить ряд ракет, привезенных из Германии. Но в основном работа сводилась к изучению дальнейшего потенциала ракет для военных нужд. А потому про этот период работы фон Брауна в США информации совсем мало.

Известно, что к 1958 году немецкие ракетные инженеры поставили на вооружение американцам баллистическую ракету малой дальности PGM-11 Redstone, которая была прямым наследником «Фау-2». Это была первая американская ракета с ядерной боеголовкой, а на ее исторических испытаниях присутствовал и главный инженер Вернер фон Браун.

На вооружении ракета пробыла всего лишь шесть лет, но она сыграла значительную роль в американской космонавтике. В качестве директора департамента развития Армейского агентства по баллистическим ракетам в Алабаме Вернер фон Браун модифицировал «Редстоун» и на ее основе разработал четырехступенчатую ракету-носитель «Юнона-1». Именно она сумела доставить на орбиту первый американский спутник.


Это была довольно интересная ракета-носитель, которая первоначально имела название «Юпитер-С», но была переименована фон Брауном, который не хотел связывать ее мирный запуск с военным прошлым. В отличие от военной модификации, «Юнона-1» состояла из четырех ступеней. И если первая использовала для старта жидкое топливо, то три другие были оснащены ракетными двигателями Sergeant на твердом топливе. Вторая ступень состояла из кольца 11 уменьшенных копий этого двигателя, третья представляла собой кластер из трех таких двигателей, а верхняя, четвертая ступень — это, по сути, еще одна ракета Sergeant с неотделяемой полезной нагрузкой.


После успешного запуска советского «Спутника» и череды американских неудач ракета Вернера фон Брауна стала той самой палочкой-выручалочкой, которая включила США в космическую гонку. Сперва президент Дуайт Эйзенхауэр не хотел, чтобы баллистическая ракета, предназначенная для военных целей, несла первый американский спутник. Но когда в декабре 1957 года ракета Vanguard после старта взорвалась перед камерами, он передумал: все-таки читать про Kaputnik в заголовках новостей было обидно.

Что касается фон Брауна, то для него этот запуск стал билетом в мирное ракетостроение, так как Америка нуждалась в конструкторе, способном потягаться с Королевым.

На Луну и обратно

Следом за успешным запуском первого спутника Штаты создают Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), а спустя два года агентство открывает Центр космических полетов имени Джорджа Маршалла. Туда-то и переходит из армии команда Вернера фон Брауна, чтобы заниматься научно-исследовательской деятельностью по покорению космоса.

До этого команде фон Брауна в 1958 году предоставили возможность разрабатывать многоступенчатую гигантскую ракету «Юнона-5». Однако спустя год военные свернули эту разработку, так как не увидели перспективы применения столь гигантской ракеты. Позже фон Браун называл этот нереализованный проект «Сатурном»-младенцем. Дорабатывать его под новым именем он продолжил уже в NASA.

А времени было в обрез. В 1961 году Советский Союз отправил в космос первого человека — Юрия Гагарина. США проигрывали гонку по всем фронтам. Оставался последний вариант: первыми покорить Луну.


«У нас есть отличные шансы одержать победу над Советами, совершив первую высадку экипажа на Луне… Если мы предпримем ударную программу, эта задача может быть выполнена в 1967—1968 годах», — так Вернер фон Браун убедил президента в необходимости ввязаться в лунную гонку.

В это время в NASA было, по сути, два проекта того, как достичь Луны, и опирались они на два концепта ракет: «Нову» — разработку NASA — и «Сатурн» — проект фон Брауна. Согласно первому, большой космический аппарат выходил на околоземную орбиту, а потом разгонялся до Луны и садился на спутнике. Фон Браун же хотел сократить массу выводимой за раз нагрузки и предлагал собирать корабль по частям уже на орбите. Но ни один из этих вариантов не был идеальным: требовалось либо слишком много запусков, либо слишком высокая тяга.


Пока конкретный путь доставки человека на Луну не был выбран, фон Браун с немецкими коллегами (у многих из которых, включая самого Вернера, уже несколько лет как было гражданство США) приступил к проектированию экспериментальной ракеты-носителя «Сатурн-1». Она могла выводить около 10 тонн на низкую опорную орбиту и, по сути, была экспериментальной. На ней обкатывалась работа общих с последователями узлов. Тем не менее все 10 пусков ракеты оказались успешными.

На усовершенствованной версии этой ракеты-носителя «Сатурн-1Б» испытывали корабль «Аполлон», который и должен был доставить астронавтов к Луне, а также водородный двигатель. Все девять запусков этой двухступенчатой ракеты также признаны успешными.

Стоит отметить, что разработка и запуски всех этих ракет, включая «Сатурн-5», шли почти параллельно: лунная программа США постепенно отрабатывала каждый свой элемент, дабы не допустить ошибки на каком-либо из этапов.

Перед «Сатурном-5» и его конструкторами стояла сложная задача: корабль нужно не просто вывести на орбиту Земли, а закинуть его поближе к Луне. При этом сама ракета-носитель была размерами с 40-этажный дом, а ее масса в снаряженном состоянии достигала 3000 тонн.

На первой ступени ракеты были установлены уникальные двигатели F-1, которые развивали тягу в 680 тонн. Они был действительно гигантскими — 5,9 метра в высоту каждый. В таком огромном устройстве было сложно добиться устойчивого горения из-за высокочастотных колебаний в камере двигателя, что на этапах испытаний ранних прототипов приводило к авариям. Каждая секунда работы сжигала 2578 килограммов жидкого кислорода и керосина. В целом же разработка этого двигателя заняла около семи лет.

Вторая ступень ракеты была оборудована пятью двигателями J-2 на топливной паре жидкого водорода и жидкого кислорода. Аналогичный двигатель был установлен на третьей ступени, которая, по сути, была полезной нагрузкой с кораблем «Аполлон».

Все это венчал корабль, состоявший из трех частей: командного модуля, модуля обслуживания и лунного модуля, который и совершал посадку на спутник.


Вернер фон Браун умер в 1977 году в госпитале после двух лет борьбы с раком. По этому поводу Белый дом выпустил заявление: «Для миллионов американцев имя Вернера фон Брауна было неразрывно связано с нашим исследованием космоса и творческим применением технологий. Не только люди нашей нации, но и люди по всему миру получили выгоду от его работы».

А что с семьей?

Дети фон Брауна отмечали его маркетинговые способности.

— Я думаю, что одним из его наибольших талантов были способности продавца. Он уговорил Конгресс дать нам денег на полет к Луне. Это была тяжелая работа.


Судя по воспоминаниям его детей, Вернер фон Браун был замечательным отцом, который, несмотря на серьезную должность и загруженность, много времени уделял их воспитанию. В США у Вернера и Марии фон Браун родилось трое детей. Судя по информации из открытых источников, все они живы, но крайне редко соглашаются общаться с прессой.

Средняя дочь, Маргарет Сесилия фон Браун, в 2012 году выступала на мероприятиях, посвященных 100-летнему юбилею со дня рождения ее отца, давала интервью для СМИ, где делилась своими детскими воспоминаниями.

— Мы знали, что наш отец много работал. Он любил работать, и у него была мечта. Но когда он был с нами, это было единственным, что имело для него значение, — отвечала дочь конструктора, когда ее спрашивали о соревновании с Saturn V за отцовское внимание.

По ее словам, Вернер фон Браун любил спагетти и китайскую кухню, жарить стейки по выходным и купаться в озере. Огромную роль в бытовом укладе семьи фон Браун играла музыка. Это и неудивительно, ведь еще в детстве глава семейства получил серьезное музыкальное образование. Он сочинял прелюдии и короткие пьесы для фортепиано и виолончели и, вероятно, стал бы профессиональным музыкантом, если бы отец не отговорил его от этого.

Ни один из детей фон Брауна не вошел в «семейный бизнес». Но ближе всех оказалась Маргарет, которая стала профессором и инженером-экологом.

Что подумал бы Вернер фон Браун о столь замедлившемся покорении дальнего космоса?

— Я думаю, что если бы он был жив, то испытывал бы какое-то разочарование в том, что дела не пошли так быстро, как он ожидал. Но как человек с большой мечтой, он воспринимал бы это как временную задержку, — заключила дочь конструктора.

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Вернер фон Браун

Вернер фон Браун – немецкий ученый, конструктор, разработчик ракетно-космических аппаратов. Известен как один из главных мировых разработчиков ракетостроения.

Ранние годы

Вернер фон Браун (в центре) со своими братьями Магнусом (слева) и Сигизмундом (справа)

Вернер фон Браун (в центре) со своими братьями Магнусом (слева) и Сигизмундом (справа)

Будущий ученый родился в 1912 году в довольно известной семье города Вирзец в Пруссии. Его отец имел высокий статус в городе, являясь министром продовольствия. Мать была известна своим королевским происхождением с обеих сторон.

В раннем возрасте Вернер получил от матери дорогой подарок – телескоп. Несмотря на то, что в семье было три сына, особой любовью матери пользовался именно Вернер. В нем женщина видела незаурядный ум и талант. Этот подарок стал толчком для развития собственного увлечения космонавтикой, которое уже в те годы овладело мальчиком.

После Первой мировой войны семья была вынуждена перебраться в Германию, где и оставалась долгие годы.

Образование

В подростковом возрасте Вернер мечтал стать композитором и музыкантом. Он играл на нескольких музыкальных инструментах, обладал отличной памятью. Однако особые успехи парень делал в области точных наук.

Высшая техническая школа Берлина

Высшая техническая школа Берлина

В 1919 году его отдали в Гумбинненскую Фридрихшулу, где проучился Браун полтора года. С 1925 года его образование проходило в школе-интернате Эттерсбурга, а затем в интернате Германа Литца. Там парень познакомился с удивительной книгой «Ракета для межпланетного пространства», после прочтения которой он загорелся идеей космоса, ракетостроения и конструирования. С этого момента будущий ученый всецело стал отдаваться изучению точных наук, часами просиживал в библиотеках, читая по несколько раз инженерные разработки известных людей.

В начале 30-х годов фон Браун стал студентом высшей технической школы Берлина. Уже там он стал участвовать в испытаниях ракетного двигателя на основе жидкости. После окончания школы в 1932 году Вернер был зачислен в экспериментальную лабораторию, занимающуюся созданием реактивных двигателей. Уже через несколько месяцев подающий большие надежды парень стал ведущим конструктором ракет школы.

Начало пути

Через год после прихода к власти Гитлера фон Браун получил степень доктора физических наук в области ракетостроения. В тот период разработка новых совершенных моделей оружейных ракет была весьма интересна власти.

Профессор доктор фон Браун со своей семьей, около 1957 года.

Профессор доктор фон Браун со своей семьей, около 1957 года.

Именно поэтому Вернер и его теоретико-практические разработки стали привлекать все больший интерес со стороны власти.

Молодой ученый стал активно заниматься созданием ракет Aggregat, в основу которых легли разработки американского физика Роберта Годдарда. Сам фон Браун не скрывал, что пользовался в своей работе его трудами и разработками.

Зимой 1934 года Вернером фон Брауном был организован и осуществлен первый запуск двух ракет на жидком топливе. Аппараты поднялись в воздух на высоту 2000 м и полностью повторили заданную траекторию.

Достижения в самолетостроении

Спустя два года плодотворной работы, Вернер фон Браун выдвинул теорию о том, что жидкостный реактивный двигатель можно устанавливать на самолет. Идея была поддержана всей командой ученого. Для проведения эксперимента властями страны было выделено два истребителя, а также приглашен лучший летчик-испытатель Эрих Варзиц. Он активно поддержал идею поучаствовать в данном полете.

В 1937 году был проведен первый экспериментальный полет. Самолет поднимался в воздух на собственном двигателе, затем выключалось зажигание, и включался ракетный двигатель, на котором продолжался полет.

Эксперимент закончился «жестким» приземлением, однако было зафиксировано, что в самолете может быть использован двигатель, применяемый в ракетах.

Послевоенная карьера

Вернер фон Браун с несколькими немецкими офицерами в Пенемюнде, март 1941 г.

Вернер фон Браун с несколькими немецкими офицерами в Пенемюнде, март 1941 г.

Известно, что с 1940 года Вернер фон Браун был офицером на войне. Однако германские власти заподозрили ученого в пораженческом настроении и приняли решение арестовать фон Брауна. Причиной этому также стало то, что летчик умел летать и имел соответствующий диплом, а также отлично разбирался в устройстве современных немецких ракет. Это могло усложнить положение Германии в случае побега Вернера в Англию.

В 1945 году Брауном и частью его команды было принято решение сдаться в плен американцам. После провозглашения решения госсекретаря США, ученый переехал жить и продолжать свою деятельность в Америку. Там он стал руководителем центра проектирования оружия армии, а после работал в числе лучших разработчиков над созданием аппарата «Редстоун».

В 1945 году Брауном и частью его команды было принято решение сдаться в плен американцам.

Вернер фон Браун и Кеннеди

Вернер фон Браун и Кеннеди

После провозглашения решения госсекретаря США, ученый переехал жить и продолжать свою деятельность в Америку. Там он стал руководителем центра проектирования оружия армии, а после работал в числе лучших разработчиков над созданием аппарата «Редстоун».

Параллельно ученый занимался разработкой проекта станции, позволяющей осуществлять высадку человека на луне. Однако эта работа не была реализована, так как соперничество двух мировых держав за освоение луны было остановлено.

Уход из жизни

В 1977 Вернер фон Браун скончался от онкологического заболевания. В настоящее время его разработки и теоретические труды являются основополагающими в современной космонавтике.

Биография Вернера фон Брауна оставляет открытым вопрос, могут ли открытия и изобретения стать оправданием для ученого, сотрудничавшего с преступным режимом. В личности немца, разделившего с Сергеем Королевым лавры отца космической программы, уживались гений и злодейство. Архивы сохранили совместные фото фон Брауна как с Генрихом Гиммлером, так и с Джоном Кеннеди.

Детство и юность

Вернер родился в 1912 году в немецкой аристократической семье и унаследовал титул барона. Малая родина ученого — городишко Вирзиц, тогда входивший в состав Германии. Предки со стороны матери имели королевские корни. Отец служил министром продовольствия в Веймарской Республике.

У Вернера было два брата, каждый из которых прожил более 80 лет. Сигизмунд фон Браун стал дипломатом, а Магнус фон Браун — автором работ по органической химии.

Поскольку после Первой мировой войны Вирзиц отошел Польше, семья фон Браун перебралась в Берлин. В 12 лет Вернер попал в полицию — юный изобретатель прикрепил петарды к игрушечному автомобилю, но прототип баллистической ракеты взорвался на берлинской улице, вызвав панику горожан.

Интересующемуся звездами отпрыску мать на конфирмацию подарила телескоп. Вернер учился в Высшей технической школе Берлина, Швейцарской высшей технической школе и Берлинском университете. В начале 30-х годов 20-го века намерение юноши полететь на Луну одобрил изобретатель батискафа Огюст Пикар.

Личная жизнь

Волевой ученый с правильными чертами лица, умеющий играть на фортепиано и скрипке, с юности пользовался успехом у дам. В студенческие годы соседи неоднократно видели Вернера, возвращающегося с вечеринок в обнимку с двумя девушками.

В 1943 году фон Браун собирался жениться на берлинской учительнице физкультуры Дороти Брилл, но в личную жизнь сына вмешалась мать, посчитавшая девушку не достойной стать его женой. В том же 1943-м Вернер закрутил роман с француженкой, когда готовил стартовые площадки для «Фау-2» на северо-востоке оккупированной соседней страны. После войны любовницу штурмбаннфюрера обвинили в коллаборационизме, женщина пережила тюремное заключение и нищету.

Наука и карьера

С приходом к власти Адольфа Гитлера Германия нарастила инвестиции в ракетостроение. По итогам Первой мировой войны немецкое государство ограничили в разработке вооружений, но отрасли, интересной фон Брауну, это не коснулось. В 1937 году ученый вступил в НСДАП, а затем дослужился до штурмбаннфюрера СС. Фюрер лично пожаловал Вернеру звание профессора.

Разработанное фон Брауном «оружие возмездия» «Фау-2» оказалось неэффективным, в среднем одна выпущенная ракета унесла жизнь 1-2 человек. Однако на предприятиях использовался рабский труд пленных, ученый был свидетелем истязаний и казней заключенных.

Для США научные заслуги и потенциал фон Брауна, сдавшегося вместе с сотрудниками своей лаборатории в плен американцам, оказались весомее нацистского прошлого изобретателя. С 1960 года Вернер — директор Центра космических полетов NASA. Ракеты-носители «Сатурн», разработанные фон Брауном, в 1969-м доставили американский корабль «Аполлон» на лунную орбиту.

Смерть

Американское правительство скептически отнеслось к проекту «Марс», предложенному Вернером и предусматривавшему полеты на Красную планету. В 1972 году фон Браун, разочарованный сокращением расходов на космические разработки, покинул NASA и стал вице-президентом аэрокосмической корпорации Fairchild.

Переживания спровоцировали развитие у инженера онкологического заболевания. Опухоль почки Вернеру удалили в середине 1973 года. Через 3 недели мужчина вернулся к работе. Однако развитие болезни ухудшило состояние конструктора, и в последний день 1976 года фон Браун вышел в отставку.

Вернер скончался 16 июня 1977 года. Причиной смерти стал рак кишечника. Фон Браун похоронен на кладбище Айви-Хилл в Вирджинии. Надпись на могильном камне объединяет христианское вероисповедание ученого и его заслуги в космонавтике строкой Псалма «Небеса провозглашают славу Божию, а небосвод показывает дело его рук».

Память

В честь фон Брауна названы улицы в Германии, проспект в нью-йоркском районе Статен-Айленд и кратер на луне. В 2019 году ученый стал эпизодическим персонажем двух американских многосерийных фильмов — For All Mankind («Ради всего человечества») и Project Blue Book («Проект “Синяя книга”»).

В начале третьего тысячелетия американец Джозеф Фарелл, считающий египетские пирамиды частью военно-промышленного комплекса, который в древности нанес удар по другим планетам Солнечной системы, издал книгу «Боевая машина Гизы». В подтверждение своей теории автор использовал слова фон Брауна о существовании неземных цивилизаций.

Вернер Магнус Максимилиан фрайхерр фон Браун ( нем. Wernher Magnus Maximilian Freiherr von Braun ; 23 марта 1912 , Вирзиц , провинция Позен , Пруссия — 16 июня 1977 , Александрия , Виргиния , США ) — немецкий, а с 1955 года — американский конструктор ракетно-космической техники , один из основоположников современного ракетостроения, создатель первых баллистических ракет , член НСДАП с 1937 года, штурмбаннфюрер СС (1943-1945). В США он считается «отцом» американской космической программы.

Вернер фон Браун родился в городе Вирзиц в провинции Позен тогдашней Германской империи. Его семья принадлежала к аристократическому роду, он унаследовал титул «фрайхерр» (соответствует баронскому). После Первой мировой войны Вирзиц был передан Польше, а семья Вернера, подобно многим другим немецким семьям, выехала в Германию. Фон Брауны осели в Берлине. В 1930 году фон Браун поступил в Берлинский технический университет, где присоединился к группе «Verein für Raumschiffahrt» («Общество космических путешествий»). В 1930 году начал работать над ракетами на жидком топливе. В 1932 году был принят в военную ракетную научную группу Дорнбергера.

Фон Браун работал над своей диссертацией, когда в 1933 году к власти пришёл Гитлер и НСДАП. Ракетостроение практически немедленно стало важным вопросом повестки дня. В июле 1934 года фон Брауну была присвоена степень доктора физических наук (ракетостроение).

Новый нацистский режим запретил гражданские опыты по ракетостроению. Ракеты позволялось строить только военным. Для этого был построен огромный ракетный исследовательский центр в деревне Пенемюнде на севере Германии, на Балтийском море, военным руководителем которого стал Дорнбергер. С 1937 года Вернер фон Браун — технический руководитель центра в Пенемюнде и главный конструктор ракеты A-4 (Фау-2), применявшейся во Второй мировой войне для обстрела городов Франции, Великобритании, Голландии и Бельгии.

«Фау-2», (V-2 — Vergeltungswaffe-2, оружие возмездия, другое название: А-4 — Aggregat-4) — одноступенчатая баллистическая ракета на жидком топливе. Запускалась вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Дальность полёта достигала 320 км, высота траектории — 100 км. Боевая часть вмещала до 800 кг аммотола. Одним из наиболее революционных технологических решений, примененных на Фау-2, стала автоматическая система наведения, не требовавшая постоянной корректировки с земли, координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета и любое отклонение от заданной траектории выправлялось рулями на боковых стабилизаторах.

В последний день января фон Браун собрал начальников секторов и отделов, а также своих заместителей у себя в кабинете и объявил, что он только что получил приказ от генерал-лейтенанта СС Ганса Каммлера о срочной эвакуации персонала и оборудования, используемых в наиболее важных проектах, на юг Германии. Фон Браун подчеркнул, что это приказ свыше, а не просто предложение. Позже он признался, что было несколько приказов из различных ведомств, и они противоречили друг другу. Фон Браун выбрал тот, который более всего совпадал с его планами.

Началась подготовка к отправке на юг страны. Было собрано уникальное оборудование и тонны документации. К началу марта 1945 года эвакуация из Пенемюнде практически была завершена.

2Блайхероде

Фон Браун обосновался в городке Блайхероде, а Вальтер Дорнбергер, оказывавший помощь в эвакуации, выбрал городок Бад-Захза в центре Германии. Оба эти города находились довольно близко от подземного завода «Миттельверк», где еще год назад собирались первые ракеты «Фау-2».

3Обераммергау

Одиннадцатого апреля генерал Каммлер пригласил Вернера фон Брауна к себе и объявил, что вынужден по долгу службы покинуть Обераммергау, а фон Браун и его люди останутся под защитой заместителей генерала. На следующий день Каммлер действительно исчез, и если не считать короткого послания, отправленного им в ведомство Гиммлера, то о нем больше никто ничего не слышал.

В последующие дни люди фон Брауна рассеялись по деревням, окружавшим Обераммергау. У склонов Альп они чувствовали себя в относительной безопасности.

1 мая 1945 года германское радио сообщило весть о том, что Фюрер Адольф Гитлер погиб. На следующий день фон Браун и шесть членов его команды, включая младшего брата Магнуса фон Брауна и учителя Вальтера Дорнбергера, сдались американцам.

После пленения Браун сказал прессе: «Мы знаем, что мы создали новое средство ведения войны и теперь моральный выбор — какой нации, какому победившему народу мы хотим доверить наше детище — стоит перед нами острее, чем когда-либо прежде. Мы хотим, чтобы мир не оказался бы вовлечённым в конфликт, подобный тому, через который только что прошла Германия. Мы полагаем, что только передав такое оружие тем людям, которых наставляет на путь Библия, мы можем быть уверены, что мир защищён наилучшим образом».

4Гармиш-Партенкирхен

Американцы держали фон Брауна с его командой под арестом в тихом курортном городке Гармиш-Партенкирхен, в предгорьях Альп. Высшие чины командования США хорошо знали, сколь ценная добыча попалась им в руки: фамилия фон Брауна возглавляла «Чёрный список» — кодовое наименование перечня немецких учёных и инженеров из числа тех, кого американские военные эксперты хотели бы допросить как можно скорее. По результатам интенсивных допросов немедленно предпринимались меры, спешно направлялись в разные уголки Германии специальные поисковые группы для изъятия документации, материалов и розыска людей.

Американцы держали фон Брауна с его командой под арестом в тихом курортном городке Гармиш-Партенкирхен, в предгорьях Альп. Высшие чины командования США хорошо знали, сколь ценная добыча попалась им в руки: фамилия фон Брауна возглавляла «Чёрный список» — кодовое наименование перечня немецких учёных и инженеров из числа тех, кого американские военные эксперты хотели бы допросить как можно скорее. По результатам интенсивных допросов немедленно предпринимались меры, спешно направлялись в разные уголки Германии специальные поисковые группы для изъятия документации, материалов и розыска людей.

19 июля 1945 года, за два дня до запланированной передачи территории в зону советской оккупации, майор американской армии Роберт Б. Стэвер, шеф отдела реактивного движения Исследовательской и разведывательной службы Артиллерийского корпуса армии США в Лондоне и подполковник Р. Л. Уильямс посадили фон Брауна и руководителей его отделов в джип и доставили из Гармиша в Мюнхен. Затем группу перевезли по воздуху в Нордхаузен, а на следующий день — на 60 км юго-западнее, в городок Витценхаузен, находившийся в американской зоне оккупации. Фон Браун ненадолго задержался в центре допросов «Дастбин», где представителей элиты Третьего рейха в области экономики, науки и техники допрашивали английские и американские разведслужбы.

20 июня 1945 года госсекретарь США одобрил переезд фон Брауна и его сотрудников в Америку. Браун вошёл в число тех учёных, для которых Объединённое агентство по целям разведки США создало фиктивные биографии и удалило упоминания о членстве в НСДАП и о связях с нацистским режимом из открытых записей. «Отмыв» их от нацизма, американское правительство таким образом дало учёным гарантии безопасности для работы в США.

5Форт Блисс, США

Первые семь специалистов, включая Вернера фон Брауна, прибыли в Соединённые Штаты на военный аэродром в Ньюкасле, штат Делавэр, 20 сентября 1945 года. Затем они перелетели в Бостон и на лодке доставлены на базу разведывательного управления армии США в форте Стронг в Бостонской бухте. Затем все кроме Брауна прибыли на Абердинский испытательный полигон в штате Мэриленд, чтобы разобрать взятые в Пенемюнде документы. Эти документы должны были позволить учёным продолжить эксперименты с ракетами.

В конце концов, фон Браун прибыл в Форт Блисс, штат Техас, на крупную базу американской армии к северу от Эль-Пасо. Поскольку у американцев не было опыта в деле разработки больших ракет, и особенно таких, как «Фау-2», они попросили фон Брауна сообщить имена тех людей, которые помогли бы в кратчайшие сроки наладить производство боевых ракет для армии Соединенных Штатов. Сделать это фон Брауну было легко. Он прекрасно знал, кто из его людей верен ему и обладает высокой квалификацией. Всего он назвал 118 фамилий.

До 1950 года Вернер фон Браун работал в Форт Блиссе, а затем — в Редстоунском арсенале в Хантсвилле (штат Алабама). В 1956 году он был назначен руководителем программы разработки межконтинентальной баллистической ракеты «Редстоун» (а также ракет на его основе — «Юпитер-С» и «Юнона») и спутника серии «Эксплорер». С 1960 года фон Браун — член Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) и директор Центра космических полётов NASA. Руководитель разработок ракет-носителей серии «Сатурн» и космических кораблей серии «Аполлон». С 1970 года — заместитель директора NASA по планированию пилотируемых космических полётов, с 1972 года работал в промышленности на посту вице-президента фирмы «Фэрчайлд спейс индастриз» в Джермантауне, штат Мэриленд. После ухода из НАСА в 1972 году прожил всего пять лет и умер от рака поджелудочной железы.

Читайте также: