Виды конструкторов для детей с овз

Обновлено: 17.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 45 «Октябрёнок» города Смоленска

«Лего техника для детей ОВЗ старшего возраста»

2. Цель и задачи

3. Ожидаемые результаты освоения проекта

4. Интеграция образовательных областей

5. Организованная образовательная деятельность детей

6. Результаты проекта

7. Конспект занятия «Улица»

8. Список литературы

Участники: Воспитанники и воспитатели;

Срок реализации: 1 год (2017-2018).

Данный проект актуален тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить. Технологические наборы ориентированы на изучение базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.

Используя персональный компьютер или ноутбук с программным обеспечением, элементы из конструктора, воспитанники могут конструировать управляемые модели роботов.

Итоги изученных тем можно подводить с направляющей помощью педагога созданием воспитанниками собственных автоматизированных моделей.

Работа с конструкторами LEGO способствует развитию пространственного мышления, так как объёмное конструирование существенно сложнее выкладывания каких-либо моделей на плоскости. При этом ребёнок уделяет внимание не только общему виду будущей конструкции, но и каждой её детали. Кроме того, дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность.

В процессе конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, кнопки крепления на пластине или блоке, вычисляя необходимое количество деталей и их длину.

Легоконструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах. Это даёт также коммуникативные навыки.

При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции.

Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что, безусловно, способствует их успехам в дальнейшем школьном образовании, в будущей работе.

Конструирование (construo– строю, создаю) – вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребенок самостоятельно или совместно с взрослым создает конструкцию из деталей, для чего он должен научиться определенным способам действия.

Слайд 2. ВИДЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают: конструирование из строительных материалов; конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; конструирование из природного материала.

Слайд 3. Работа с конструктором включается в непосредственную образовательную деятельность, используется в индивидуальной работе и в совместной деятельности с детьми.

Слайд 4 Дошкольники с нарушением интеллекта практически не переносят задания в свободную игровую деятельность. Поэтому при организации занятий по формированию умения конструировать, полезно включать разнообразные объекты и работать с разным видом строительного материала, а также закреплять умение детей обыгрывать выполненные постройки. Интересным является проведение интегрированных занятий, когда работа с конструктивным материалом вводится в другие занятия, как средство формирования иных знаний и умений.

Слайд 5 Первостепенной задачей предстоящего обучения детей с нарушением интеллекта конструированию является формирование у них интереса к деятельности. Эта работа осуществляется по двум направлениям:

• формирование у ребенка интереса к продукту деятельности, в результате чего у него появляется направленность на получение продуктивного результата своего труда.

• создание условий для того, чтобы сделать для ребенка интересным процесс деятельности, чтобы у него возникла увлеченность самим ходом выполнения заданий.

Обучение детей конструированию тесно связано с обучением их игре, т. к формирование предметных, орудийных и игровых действий является одной из основ конструирования. Игра вырабатывает практическую ориентировку на свойства предмета.

1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ (Ф. ФРЕБЕЛЬ)

2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО МОДЕЛИ (А. Н. МИРЕНОВА, А. Р. ЛУРНИ)

3. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО УСЛОВИЯМ (Н. Н. ПОДЪЯКОВ)

4. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПРОСТЕЙШИМ ЧЕРТЕЖАМ И НАГЛЯДНЫМ СХЕМАМ (С. ЛЕОНА ЛОРЕНСО, В. В. ХОЛМОВСКАЯ)

5. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ЗАМЫСЛУ

6. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ

7. КАРКАСНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ (Н. Н. ПОДЪЯКОВ)

Наиболее часто используемым видом конструирования является конструирование по образцу. С этим видом заданий подавляющее число детей с ОВЗ справляется, но допускает значительное количество ошибок. Здесь можно использовать игры:

1. «Построй по образцу»

2. «Дострой лестницу (заборчик, ступеньки, елочку)».

3. «Строим башню».

Далее организуются по простейшим чертежам и схемам

1. «Сделай, как на картине (схеме)»,

2. «Построй воротики (флажок, лодочку, пароход, телевизор, елочку, лейку и т. д.)»,

3. «Строим домик для зайки»,

4. «Строим дома для зверюшек»,

5. «Забор из больших и маленьких палочек»,

6. «Разные дорожки»

Наиболее сложным видом конструирования для всех детей с ограниченными возможностями здоровья оказывается конструирование по условию. Трудности возникают уже на этапе понимания задачи, что обусловлено, во-первых, недостатками знаний пространственных предлогов, во-вторых, сниженной возможностью удержания в оперативной памяти последовательности операций, которые необходимо выполнить по условиям задачи, в-третьих, сниженной способностью мысленно представлять конечный результат своих действий. Конструирование по заданным условиям является недоступным видом конструирования для большинства детей с ОВЗ.

Слайд № 11 Игровые упражнения с конструктором Лего.

Слайд № 12 «Узнай предмет», «Кто это. Что это?»

Задание: угадать, что это за предмет; объяснить, как догадались.

Слайд № 13 «Чего не стало?», «Что изменилось?»

Задание: рассмотреть, назвать расположение фигур или деталей, запомнить, рассказать, чего не стало или что изменилось.

Слайд № 14 Передай кирпичик Лего.

Задание: Педагог закрывает глаза. Дети стоят в кругу по команде педагога: "Передавай". Дети быстро передают кирпичик друг другу. Когда педагог скажет: "Стоп". Он открывает глаза у кого из детей оказался кирпичик, тот становится ведущим.

Слайд № 15 Игра «Найди на ощупь» Задание: Ребенок достает детали LEGO из емкости с фасолью и строит из собранных деталей постройку.

Ход игры: Педагог читает стихотворение:

Сюда насыпали фасоль

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Ребенок достает детали LEGO из емкости с фасолью и строит из собранных деталей постройку.

Слайд № 16 «Лабиринт». Задание: Прокатить шарик по лабиринту.

Слайд № 17 «Собираем и считаем» Задание: Дети называют число, изображенное в столбце. Считая кубики, собирают башенку из столько кубиков, какое число изображено в данном столбце.

Слайд № 18 «Времена года».

2 вариант Главный вопрос: "Когда это бывает?".На лего- конструкторе изображены сюжетные картинки. Детям предлагается по наводящим вопросам составить рассказ.

3 вариант: Педагог подбирает соответствующие загадки о времени года, о его признаках. Дети находят на конструкторе отгадки и аргументируют свой выбор.

Слайд № 19 Построй букву»

Задание: Дети конструируют из ЛЕГО- элементов графический образ пройденных букв.

«Угадай, на чём играю». Задание: Дети выбирают себе инструмент, на котором будете играть. Педагог показывает кирпичики Лего, на мольберте картинка-подсказка с изображением музыкальных инструментов. Каждому музыкальному инструменту соответствует определё нный цвет кирпичика: жёлтый – бубен 1, зелёный – ложки 4, синий – маракас 2, красный – треугольник 1. Если у меня в руке будет синий кирпичик, какие инструменты зазвучат? ( дети: маракасы, когда я возьму красный кирпичик-треугольник)

«Чувствительный конструктор» Задание: Составь лицо радостного (грустного,испуганного,злого,удивлённого)человека.

Слайд № 22 спасибо за внимание

Прикреплённые файлы:

«Из конструктора такого что ни сделай — всё толково!». Конструктивная деятельность детей (фотоотчёт)

«Из конструктора такого что ни сделай — всё толково!». Конструктивная деятельность детей (фотоотчёт) Конструирование – это одно из самых любимых занятий детей, это первые шаги детей к творчеству. Игры с конструктором – целый мир идей.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Фотоотчет «Конструктивная деятельность детей»

Фотоотчет «Конструктивная деятельность детей» Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для Вашего ребёнка. Конструирование.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая и коррекционная педагогики постоянно совершенствуют методы и обучающие средства, повышающие эффективность образования, воспитания и коррекционного воздействия. Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют информационные, компьютерные, игровые технологии и др., направленные на развитие интересов детей, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Одним из таких конструктивно-игровых средств является конструктор (типа лего). Перспективность применения конструктора обусловливается его высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, возможностью использования в различных игровых и развивающих зонах.

В данной работе я хочу познакомить с возможностями использования конструктора в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (задержкой психического развития, общим недоразвитием речи). Работа с конструктором включается в непосредственную образовательную деятельность, используется в индивидуальной работе и в совместной деятельности с детьми. Детям очень нравится работать с конструктором, так как с поделками из конструктора можно играть, при использовании конструктора получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у детей навыков, и ребёнок испытывает психическое состояние успеха.

Игровые упражнения с конструктором развивают у детей:

• конструктивные умения и навыки;

• зрительно – пространственные функции;

• внимание, память, логическое мышление;

• речь (обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи);

• навыки коммуникации, культуру общения;

• навыки коллективного труда, умение работать в группе;

• воображение, творческое мышление;

Игровые упражнения с конструктором.

1. «Узнай предмет», «Кто это?»

Цель: развивать зрительный гнозис, воображение.

Материал: объёмные и плоскостные изображения предметов, выполненные из конструктора.

Задание: угадать, что это за предмет; объяснить, как догадались.

Усложнение: один ребёнок выполняет постройку по заданию или по собственному замыслу, остальные дети угадывают.

2. «Доделай постройку».

Цель: развивать зрительный гнозис, воображение, конструктивные навыки.

Материал: детали конструктора, заданная конструкция, на основе которой нужно выполнить постройку.

Задание: придумать и доделать постройку.

3. «Большой – маленький».

Цель: закрепить представление о величине, упражнять в употреблении прилагательных «высокий», «низкий», «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», учить выполнять постройки определённого размера.

Материал: детали конструктора, платы.

Задание: построить предметы заданной величины.

4. «Найди такую же фигуру».

Цель: развивать зрительный гнозис, зрительное внимание.

Материал: платы с выложенными на них в определённой последовательности геометрическими фигурами; постройки из конструктора.

Задание: найти такую же плату, фигуру; найти две одинаковые фигуры.

5. «Доделай фигуру» (выкладывание незаконченных геометрических фигур и симметричных изображений).

6. «Запомни, повтори».

Цель: развивать зрительную память, ориентировку в пространстве

Материал: плата с выложенным рядом из 3 -6 деталей (букв, цифр) с соблюдением закономерности или без; либо модель; у детей - платы, детали конструктора, элементы геометрической мозаики, буквы, цифры.

Задание: - рассмотреть ряд, назвать детали по порядку, запомнить последовательность букв, цифр, фигур, а затем выполнить по памяти

- рассмотреть модель, словесно обозначить пространственные отношения деталей, запомнить, собрать по памяти

7. «Чего не стало?», «Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память, умение определять пространственные отношения между предметами.

Материал: платы с выложенными деталями конструктора или элементами геометрической мозаики.

Задание: рассмотреть, назвать расположение фигур или деталей, запомнить, рассказать, чего не стало или что изменилось.

8. «Зрительный диктант».

Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости.

Материал: платы, детали геометрической мозаики.

Задание: - выложить на плате фигуры: в правый верхний угол положите жёлтый круг, в левый нижний угол – синий квадрат и т. д.

- усложняя задание, даём детям 3 -5 – ступенчатую инструкцию, которую они должны запомнить и выполнить.

- предложить детям рассказать, как расположены фигуры на плате

- при работе в парах - один ребёнок диктует по образцу, а другой выполняет.

9. «Поручения».

Цель: развивать ориентировку в пространстве; учить запоминать и выполнять сложные инструкции; учить понимать и использовать в речи предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения между предметами.

Материал: детали конструктора.

Задание: - запомнить и выполнить инструкцию: поставить синий кирпичик на красный, а жёлтый – под красный; поставить клювик на горку, а кирпичик – под горку; рассказать о выполненных действиях.

10. «Строка и столбик».

Цель: учить различать и находить на плоскости вертикальную и горизонтальную линии (столбик и строчку, упражнять в подборе фигур определённой формы и цвета, развивать зрительное внимание.

Материал: платы, на которых слева прикреплены фигуры чёрного цвета, а сверху выложены сигналы цвета; детали геометрической мозаики.

Задание: расположить соответствующие фигуры определённого цвета, назвать форму и цвет фигур третьего столбика, второй строки и т. п.

11. «Как дойти до домика».

Цель: учить описывать путь, указывая направления; развивать зрительно –моторную координацию.

Материал: плата с выложенной «извилистой дорожкой» из брусков, у детей - платы, набор брусков.

Задание: выложить дорожку из брусков по образцу; описать путь, указывая направление и число кнопок (четыре кнопки вверх, две вправо, две вверх и т. д.); выложить дорожку по описанию.

12. конструирование фигур по образцу, схеме, по памяти и по представлению.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области»

«Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с ОВЗ к условиям обучения имеет приоритетное значение.

Учитывая, что основными видами в младшем школьном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, является незаменимым в коррекционной работе.

При использовании ЛЕГО-технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно- игровыми приемами, используемыми для развития речи:

• С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

• При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.

• В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.

• Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребенка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра.

• Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

• Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Перспективность применения данных методов и приемов находится в прямой зависимости от разработки должного методического оснащения, без которого они не могут полноценно использоваться в образовательном процессе. Поэтому нам хотелось бы рассказать об опыте применения лего- технологий для развития и коррекции речи детей в нашем саду.

Основой коррекционной работы с применением лего-технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, дает возможность детям с ОВЗ запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит при помощи увиденного и осознанного. Например, работа с детьми по теме «Наш город» удивила нас своей результативностью. Дети создавали конструкции как на фантастические темы, так и на реальные сюжеты. Эмоциональная составляющая игры способствовала активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогло детям проследить пространственно- временные отношения, необходимые для связности высказывания. Такая же работа проводилась и по теме «Космос» и другим тематикам. Работа у детей проходила с большой мотивацией. Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что дает возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.

Использование ЛЕГО-технологий в процессе работы по коррекции речевых нарушений дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным. При этом, работа над связной речью ведется в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности. Поскольку коррекционная работа не только над "внешним", речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является психокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры). Дети часто сами создают декорации на занятиях по конструированию, в свободное время, иногда дома с родителями. Надо отметить, что логопед, участвуя в создании конструкций, занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отраженной речи. Когда конструирование окончено, начинается работа со всей группой. При работе с конструктором хорошо отрабатывать согласование числительных с существительными: сколько в твоем домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев в клетке? В твоем зоопарке много кого?

Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработать падежные окончания (Котенок без чего? Без хвоста).

Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (Игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).

Работа по развитию речи с применением лего-технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимали занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучала детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогало лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приемы логопедического воздействия на детей с ОВЗ, тем более успешным будет формирование речи.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Конструктивная деятельность детей раннего возраста с ограниченными возможностями.

Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, поэтому она играет большую роль в воспитании ребёнка с проблемами в развитии.

Но всего этого ребёнок может достичь только в результате целенаправленного и систематического обучения. Только при условии влияния взрослого обеспечивается должное развитие конструктивной деятельности. Необходимы систематические занятия, которые, позволяют научить ребёнка быть наблюдательным, различать основные геометрические формы.

Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. К сожалению, сейчас к конструированию родители отводят незначительное место в занятиях с ребенком, а деревянный конструктор большая редкость в наборе детских игрушек.

Для обучения детей конструированию используют наборы кубиков, трёхгранных призм, строительного материала, а также строительные наборы, мягкие игрушки. Прежде всего, детей знакомят с названиями деталей, их формой, величиной. В конце каждого занятия специалист должен показать, как использовать данную постройку для игры. Для обыгрывания построек детям дают куклы, посуду, мягкие игрушки (куклы спят, куклы едят). При этом игрушки должны быть соразмерны постройкам.

Конструирование детей с ограниченными возможностями направлено на формирование реальных представлений об окружающем мире, на обучение умениям действовать с предметами, определять их свойства и признаки. Кроме того, конструктивная деятельность является эффективным средством преодоления имеющихся недостатков в развитии восприятия, мышления, то есть в процессе предметно-практической деятельности создаются благоприятные условия для преодоления этих недостатков.

На занятиях по конструированию дети:

ü Развивают моторику рук

ü Сформировать представления о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость).

ü Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве

ü Расширяют свои представления об окружающем мире – об архитектуре, транспорте, ландшафте

ü Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление

ü Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить

ü Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд. Работа с конструкторами позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Активными помощниками на занятиях всегда выступают наши родители.

Очень важным на наших занятиях является обязательное присутствие родителя. Ведь нужно не только ребенка научить двигаться и относиться к себе по-новому, но и родителю показать, что умеет делать ребенок, научить воспринимать его по-новому. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются работе с телом и продолжают эту работу дома. Всегда приятно наблюдать, как стеснительность мам и пап проходит, они радуются достижениям своего дитя, начинают гордиться им.

Работа с детьми с тяжелыми формами заболеваний имеет ряд особенностей. К ак правило, эти дети на занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться. Чаще всего, эти дети не могут говорить, и специалист не может получить ответ ни на один свой вопрос. Но язык тела красноречивее любого другого языка. Если специалист выстраивает работу правильно, идя от потребностей именно этого ребенка, то ребенок сотрудничает с удовольствием: играет в игры с ногами, руками и пр.

Особенно важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме игры, стимулирующей двигательную активность.

Методика занятия.

Методика занятий с детьми имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения детей с особыми потребностями.

ü Игры должны повторяться, чтобы дети и родители смогли их запомнить.

ü В процессе занятий детям необходима смена деятельности, что предупреждает утомление.

ü На занятиях с ребёнком необходимо применять наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность его самого.

ü Использование художественного слова: стихотворения, сказки, песенки, повышает интерес к конструктивной деятельности у детей

Ø Приветствие. Этот ритуал может проходить в стихотворной форме, его можно пропеть:

Ø Сюрпризный момент.

Ø Постройка из строительного материала.

Ø Пальчиковая гимнастика.

Ø Обыгрывание постройки.

Ø Малоподвижная или подвижная игра.

Ø Подведение итогов

Ø Ритуал прощания. Может проходить в стихотворной форме.

Занятия проводятся после дневного сна, когда дети спокойные, отдохнувшие. Длительность каждого занятия 20-25 минут. Для более четкого распределения содержания занятия мы разработали алгоритм коррекционно-развивающего занятия по конструированию. Все занятия проводятся в игровой форме.

v Занятие начинается с ритуала приветствия . Этот ритуал может проходить в стихотворной форме, его можно пропеть.

v Начало занятия должно носить эмоциональный характер, содержать сюрпризный момент. Так, специалист, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, кто к нам пришёл. Что же он нам принёс?». «Приходящие» персонажи приносят дидактический материал. Дети выполняют задание. В конце занятия специалист оценивает работу детей вместе с персонажем, благодарит их за выполненные постройки и т. п.

v Каждое занятие начинается обязательно с пальчиковой гимнастики или с физкультминутки, она помогает разогреть пальчики и развивает мелкую моторику рук.

Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в них. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

1. собирание пирамидок, матрешек, мозаики:

2. нанизывание колец на тесьму;

3. работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;

4. перебор крупы;

5. шнуровка на специальных рамках, ботинок;

6. закручивание шурупов, гаек;

7. игры с конструктором, кубиками;

Гимнастика подбирается с учетом темы занятия, например: тема «Дом», а гимнастика будет такой:

Целый день тук да тук,

Раздаётся звонкий стук.

Строим домик для зайчат.

Строим домик для мышат.

Этот дом для лисоньки,

Этот дом для зайчиков,

Этот дом для мишек,

Этот дом для лягушат.

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживём,

Будем песни распевать,

Веселиться и плясать.

v Выполнение постройки.

Так на первом игровом обучающем занятии рассматриваем и называем все имеющиеся в наборе детали, давая простейшие пояснения типа: «Это кубик» он толстый со всех сторон одинаковый, а это кирпичик, он потоньше, «Вытянутый» и так далее.

v Обыгрывание постройки.

Следует формировать у детей умение играть с постройками, подсказывая возможные действия. («Все собачки спрятались в домиках. А теперь все выглянули в окошечко, вышли из домик».)

На занятиях нужно использовать образные игрушки, соразмерные с набором строительного материала, вызывать у детей желание поиграть с постройкой. Воспитатель должен показать, как это делать (по лесенке кукла высоко взбирается, потом спускается, идет играть с подружкой и т. д.), чтобы занятие доставляло радость детям, раскрывало назначение построек, убеждало их в том, что с постройками можно интересно играть. Сюжет игры ребятам можно подсказать. Воспитатель первым начинает игру, а потом включает в нее детей, рассуждает с ними по поводу того, что еще надо построить, как играть. В играх и на занятиях следует использовать образные выражения, художественное слово, песенки (во время укладывания куклы на построенную кроватку спеть песенку «Баю-баю»).

v Малоподвижная или подвижная игра.

Игра подбирается с учетом темы занятия, например: тема «Будка для собаки», а игра будет «Лохматый пёс»:

v Подведение итогов.

Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, её части, форму, цвет, величину конструктивных деталей. В процессе анализа результатов деятельности детей, который должен обязательно проходить в игровой форме, следует обращать внимание на все работы и обязательно похвалить каждого ребёнка.

v Занятие заканчивается ритуалом прощания. Этот ритуал может проходить в стихотворной форме, его можно пропеть.

Тема: Кроватка для мишки.

Цель: Закреплять умение строить мебель из строительного материала (кроватку). Учить различать большую и маленькую пластину, правильно их называть.

Материалы: Мягкие игрушки, строительный набор, шапочка медведя, шнуровка.

Мы за руки возьмёмся,

Мы за руки возьмёмся

Друг другу улыбнёмся

И скажем дружно всем

2. Сюрпризный момент.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Задаём вопросы детям: где живёт медведь? (В лесу, в берлоге) Какие это животные дикие или домашние? Почему?

А у Мишки есть маленькие медвежата. Давайте с ними поиграем.

3. Пальчиковая гимнастика.

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так

Дружно дерево качали

В вперевалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так

И из речки воду пили

А потом они плясали

Выше лапы поднимали

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали

Наш медведь большой, большой

А зайчишка маленький

Наш медведь пошёл, пошёл

И запрыгал заинька.

Есть в лесу под ёлкой хатка

Там уснули медвежата

Лишь малыш не хочет спать

Маме стал надоедать.

Капризуля косолапый просит –

Ужин мне состряпай

И в корзинке принеси

Мёду, сыру, колбасы.

Баю-баю надо спать

Говорит мишутке мать

Ты уснёшь и сон придёт

Всё в корзинке принесёт

Медведица мать медвежонка качает

Малыш веселится, малыш не скучает.

Он думает это такая игра

Не знает, что спать медвежатам пора.

4. Конструирование кроватки.

Баловался, баловался мишутка, да и сломал свою кроватку. Сидит и плачет, где он теперь будет спать.

Давайте построим мишке кроватку.

Каждому ребёнку даём кирпичики. Появляется игрушка маленького мишки(по количеству детей) и просит и для него построить кроватку. Таким образом у каждого ребёнка свой медвежонок.

Ну вот, кроватку построили, теперь надо мишку положить спать и спеть ему песенку.

Мишке песенку спою

Баю, баюшки бай, бай

5. Развитие мелкой моторики(работа со шнуровкой)

Пока медвежата спят мама медведица пойдет в лес собирать грибы и ловить рыбу. Дети нанизывают грибы и рыбку на верёвочку.

6. Медвежата выспались их надо поднимать. Дети будят своих медвежат(Вставай мишка, просыпайся.) Собираем кроватку: кирпичик на кирпичик – проговариваем.

Читайте также: