Виндсерфинг своими руками чертежи моделист конструктор

Обновлено: 01.05.2024

Шаг первый: оклейка стеклотканью дна
Для лучшей адгезии шлифует поверхность грубой шкуркой с зерном 40-60. Для дна мастер использует стеклоткань весом 5,5 грамм на 1 см². Для верхней части два слоя. Один 5, 5 г * 1 см², второй 4 г * 1 см².

Сперва наклеивает стеклоткань на дно доски. По краю деки приклеивает скотч. Вырезает ткань с запуском на дэку. Разводит эпоксидную смолу. Добавляет добавку ADDITIVE F. При желании можно добавить пигмент. Наносит смолу на стеклоткань. Разглаживает, удаляет воздушные пузыри. Удаляет скотч. Наклеивает еще один слой стеклоткани на хвостовой части, в месте, где будут закреплены плавники.



Шаг второй: оклеивание стеклотканью деки
Деку оклеивает по тому же схеме, что и дно. Единственное отличие, на деку приклеивается два слоя стеклоткани. Сухую ткань укладывает на доску в два слоя и наносит клей. Перед укладкой ткани нужно зашлифовать край приклеенной стеклоткани. После высыхания смолы, шлифует край.

Шаг третий: плавники
Плавники направляют движение доски и во многом определяют возможность контроля над доской, то, как она поворачивает и насколько быстро движется.

Плавники бывают съемные и несъемные. Мастер будет делать несъемные. По имеющимся съемным плавникам чертит на доске шаблон. УШМкой выпиливает плавники. Шлифует. Внутрення часть у плавника ровная, наружная скругленная.


Плавники устанавливаются в зависимости от предпочтений серфингиста. От угла установки зависит скорость и маневренность. Есть специальные шаблоны для установки. Оклеивает плавники стеклотканью и приклеивает их к местам установки. После застывания, обтачивает плавники.



Шаг четвертый: дополнительный слой смолы
Дальше нужно выровнять поверхность доски. Оклеивает, с выступом, край доски малярной лентой. Замешивает смолу. Выливает на поверхность доски. Разравнивает смолу кистью по поверхности. Через 2-3 часа снимает малярную ленту и оставляет доску на сутки. Через сутки проделывает такую же операцию, с другой стороны.



Шаг шестой: крепление
Для установки камеры Go Pro мастер устанавливает крепление. Вырезает в доске отверстие. Вклеивает крепление. Шлифует поверхность.


Шаг седьмой: покраска
Обезжиривает поверхность доски. Наносит краску на водной основе. Приклеивает логотип.


Шаг восьмой: окончательная шлифовка
После окраски наносит еще один слой эпоксидной смолы как это описано в шаге четыре.

На побережье Калифорнии, на Гавайских островах, в Австралии, то есть там, где гигантский прибой накатывает волну за волной на песчаные берега, издавна культивируется необычный вид спорта — серфинг (от англ. SURF — прибой). Мест для занятий им не так уж много на земном шаре. Эта географическая несправедливость навела двух канадцев, Джеймса Дрейка и Фреда Пейна, на мысль вооружить доску для серфинга, которую спортсмены используют для скольжения с гребня волны, качающейся мачтой с парусом. «Гибрид» оказался на редкость удачным снарядом с таким своеобразным характером, что говорить о виндсерфинге (так конструкторы назвали свое детище) следовало уже как о качественно новом виде спорта.

Виндсерфинг вобрал в себя достоинства парусного, воднолыжного спорта и классического серфинга. Причем в отличие от последнего заниматься им можно на любом пруду. Ходовые качества виндсерфера под стать прародителю — в хороший ветер спортсмен несется на нем со скоростью до 20 узлов.

Сущность виндсерфинга в сочетании: «доска — парус — человек». О составных частях этой триединой формулы, то есть о доске-корпусе (как и из чего ее сделать), о парусе (как его скроить и сшить) и, наконец, о человеке (как научиться скользить по воде, обгоняя ветер), расскажут пионеры виндсерфинга, зачинатели и организаторы этого вида спорта в нашей стране. Первое слово мы предоставляем председателю Комитета по виндсерфингу при Федерации парусного спорта СССР Георгию АРБУЗОВУ и члену технической комиссии комитета, тренеру московской секции Алле АРБУЗОВОЙ.

Конструкция виндсерфера (рис. 1) проста, его компоновка не требует особых комментариев. Основные элементы серфера: пенопластовая, оклеенная стеклотканью доска-корпус с неподвижным плавником и выдвижным швертом, мачта с шарниром и степсом, гик и парус с латами. В этом номере мы расскажем, как в условиях небольших «производственных площадей» — в квартире, школьной мастерской — можно изготовить доску-корпус, отвечающую «Временным правилам постройки и обмера виндсерферов», утвержденным Комитетом по виндсерфингу при Федерации парусного спорта СССР.

Доски, построенные по описанной ниже технологии, обладают рядом преимуществ по сравнению с наборными, матричными и т. п. Они легки, прочны, поверхность их можно довести до любой степени гладкости, они не пропускают воду и удобны при транспортировке. Многие спортсмены делают доски именно таким способом, о нем мы и рассказываем нашим читателям.

Компоновка виндсерфера

Рис. 1. Компоновка виндсерфера:

1 — доска-корпус, 2 — выдвижной шверт, 8 — шарнир, 4 — степс, 5 — старт-шкот, 6 — мачта, 7 — окно, 8 — парус, 9 — латы, 10 — оттяжка, 11 — гичок, 12 — оттяжка, 13 — плавник.

Рис. 2. Пенопластовая заготовка доски (блок).

Рис 3. Совместная обработка лонжеронов.

Рис. 4. Прорезка пазов под лонжероны нихромовой проволокой (слева внизу — ЛАТР).

Рис. 5. Вклейка лонжеронов.

Рис. 6. Обрезка блока по разметке.

Рис. 7. Обработка криволинейных поверхностей корпуса методом апроксимации касательными.

Заготовку для корпуса виндсерфера мы будем называть «блоком». Подберите куски пенопласта таким образом, чтобы получить пенопластовый параллелепипед (рис. 2) длиной 3650— 3700 мм, шириной 650 мм и высотой 140—160 мм (номинальной является толщина 138 мм).

Перед склейкой куски пенопласта обрезаются и подгоняются друг к другу. Если блок будет соединен из 2—4 кусков, можно применить эпоксидный клей, при использовании большего количества кусков лучше воспользоваться бензолом. Его наносят кистью на поверхности кусков и тут же соединяют их, прижимая друг к другу. Как и при последующих операциях, надо помнить, что вес корпуса должен оставаться в пределах 16 кг, лишние килограммы резко снизят ходовые качества виндсерфера.

ВКЛЕЙКА ЛОНЖЕРОНОВ

Теперь можно приниматься за изготовление и вклейку в блок ребер-лонжеронов, которые придают корпусу продольную жёсткость. Их профиль можно получить, если доску-корпус рассечь на теоретическом чертеже плоскостями, параллельными ДП (диаметральной плоскости), на расстоянии 100 мм от нее в обе стороны.

Лонжерон вычерчивается на фанере толщиной 3 мм (состыкуйте два стандартных листа, скрепив их гвоздями; соединения «в ус» делать не следует). Обработку лонжеронов проводите.«в пакете» (рис. 3), чтобы их профили получились абсолютно одинаковыми. Лонжероны подготовлены к вклейке в корпус.

Предварительно на блоке размечают места будущих лонжеронов и на концах разметочных линий сверлят отверстия, снимающие концентрацию напряжений. В одно из отверстий вводится нихромовая нить (рис. 4). Через ЛАТР на нее подается напряжение, причем величина его выбирается таким образом, чтобы нить не раскалялась докрасна. Паз образуется прожиганием, а точнее, проплавлением пенопластовой болванки раскаленной нитью при перемещении ее от одного отверстия к другому.

Затем каждый из лонжеронов намазывают с двух сторон эпоксидным клеем и вставляют в пропил так, чтобы лонжероны не выступали за габарит пенопластовой болванки и не были перекошены в ней. Убедившись, что они вставлены правильно, блок стягивают резиновым жгутом (рис. 5), что обеспечивает правильную вклейку лонжеронов.

ОБРАБОТКА БЛОКА

Приступаем к обработке блока под обводы корпуса виндсерфера.

На боковых торцах блока с двух его сторон размечается профиль корпуса по ДП. Лишний пенопласт срезается нихромовой нитью со стороны палубы и со Стороны днища. Затем на блоке вычерчивается плановая проекция корпуса и снова срезается лишний материал (рис. 6).

Рис. 8. Теоретический чертеж доски-корпуса

Рис. 8. Теоретический чертеж доски-корпуса

Для построения обводов доски на теоретическом чертеже проводится ряд касательных к поверхности корпуса й координаты этих касательных переносятся на поверхность пенопластового блока с предварительно размеченными теоретическими сечениями. Соединяя координаты касательных, получаем линии, по которым необходимо срезать пенопласт (рис. 7), чтобы приблизить блок по форме к корпусу виндсерфера.

Поверхность обрабатываем драчевым напильником или рашпилем, а затем и стеклянной бумагой до получения необходимых обводов.

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЕМОК ПОД СТЕПС И ШВЕРТОВЫЙ КОЛОДЕЦ

Швертовый колодец и паз под степс не должны пропускать воду, поэтому особое внимание нужно уделить изоляции их от воды.

Паз под степс и выемка швертового колодца делаются так.

Из дерева изготавливаются модели швертового колодца и выемки под степс. По ним, покрыв их разделительным слоем («Эдельвакс», воск), выклеиваются из двух-трех слоев стеклоткани, положенных одновременно, швертовый колодец и паз под степс. После полимеризации смолы модели погружают в горячую воду, воск расплавляется и выклеенные детали легко снимаются.

Теперь полученные формы необходимо вклеить в корпус. Для этого после разметки их положения на палубе в корпусе нихромовой нитью прорезаются сквозные отверстия.

Затем формы смазываются снаружи эпоксидным клеем и вставляются на места. При этом учтите, что отверстие под сухарь степса не сквозное: донышком служит выпиленный ранее кусок пенопласта, вклеенный в паз со стороны днища.

Для придания палубе дополнительной жесткости в районе выемок между лонжеронами тонкий слой пенопласта заменяется фанерной накладкой.

При вклеивании деталей необходимо следить, чтобы строго сохранялась их вертикальность и центровка относительно ДП.

ОКЛЕЙКА СТЕКЛОТКАНЬЮ

Сначала вклейте в корпус готовый плавник, следя за его вертикальностью относительно поверхности днища.

Теперь настало время обтяжки стеклотканью. Оклейка ведется в два-три слоя, причем для первого слоя берется так называемая стеклорогожа — толстая ткань, обеспечивающая оболочкё высокую прочность и хорошее сцепление с пенопластом корпуса, а для последующих — тонкая, сатинового переплетения. Для наружного (декоративного) слоя хорошо использовать яркий ситец: можно будет исключить трудоемкую и сложную операцию окраски.

Необходимо учитывать, что в зоне перемещений спортсмена палуба должка быть особенно прочной, поэтому усильте ее середину несколькими слоями стеклорогожки.

Каждый слой ткани должен быть наклеен за один прием, поэтому эпоксидный клей нужно развести в таком количестве, чтобы его хватило на всю операцию. Клей наносится на поверхность палубы резиновым , шпателем. Затем на корпус накладывается стеклорогожка и разглаживается от середины корпуса к носу и корме, и от ДП к краям. Следите за тем, чтобы не было пузырей и вздутий. На разглаженную поверхность вновь наносится слой эпоксидной смолы и тщательно втирается в ткань (подтеки недопустимы!). Далее стеклоткань обрезается по периметру доски-корпуса так, чтобы оставался припуск в 3—5 см, который смазывается клеем и загибается на днище.

После полимеризации смолы палуба снова обрабатывается наждачной бумагой, удаляются бугры и подтеки. Так же ведется оклейка палубы вторым слоем.

ТАБЛИЦА ПЛАТОВЫХ ОРДИНАТ ДОСКИ-КОРПУСА ВИНДСЕРФЕРА

ТАБЛИЦА ПЛАТОВЫХ ОРДИНАТ ДОСКИ-КОРПУСА ВИНДСЕРФЕРА

Поверхность доски в зоне перемещений спортсмена не должна быть скользкой. Вот почему последний, только что наложенный слой эпоксидного клея надо посыпать пробковой крошкой или мелкими древесными опилками.

Днище обтягивается тканью — так же, как и палуба, припуск же, остающийся после обрезки стеклоткани по контуру доски, на 3—5 см должен заходить на поверхность палубы. Таким образом, на бортах виндсерфера, то есть в зоне, максимально подверженной ударам, оказывается слой стеклоткани двойной толщины. При работе над днищем особое внимание обратите на то, чтобы его поверхность сделать максимально гладкой. Ямы, углубления необходимо тщательно зашпаклевывать и только после этого накладывать очередной слой ткани.

После обработки корпуса его поверхность еще раз зачищается и окрашивается.

МАТЕРИАЛЫ:

пенопласт марки Пс-4, ПХБ или их сочетание;

эпоксидный клей с пластификатором (дибутилфталат, толуол, касторовое масло) для склеивания мелких кусков пенопласта — бензол;

стеклоткань или любая другая прочная ткань, ситец — для декоративного верхнего покрытия;

Парусная доска завоевала сегодня огромную популярность. Все больше водоемов в летнее время «расцветают» ее яркими треугольниками. Однако в безветрие виндсерферы и их паруса лежат по берегам в основном без дела. И вот тогда-то спортсменам следовало бы вспомнить еще об одном замечательном виде водного спорта — гребном.

Напомним, что гребля по оздоровительному эффекту не уступает таким видам спорта, как ходьба, бег, лыжи, плавание, велосипед, аэробика. Она даже в большей степени укрепляет мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма. Это также отличная гимнастика для суставов. Последовательная растягивающая нагрузка на лучезапястные, локтевые и плечевые суставы; плавная, нарастающая нагрузка на все отделы позвоночного столба особенно полезны спортсменам-виндсерфингистам.

Поэтому предлагаем вам описание и чертежи приспособления, способного превратить любую доску для виндсерфинга в спортивное гребное судно, собранное из корпуса парусной доски, разборных весел и гребного устройства.

Гребное устройство весит около 8 кг. Крепится оно к корпусу доски через швертовый и степсовый колодцы; состоит из скользящего сиденья, упоров для ног гребца, стоек с уключинами, раскрепленными при помощи растяжек и системы крепления к корпусу доски.

Никаких переделок корпуса виндсерфера при переоборудовании его в гребной вариант не требуется. Установка и отсоединение производится очень быстро, в течение 5—7 минут.

Рис. 1. Парусная доска под веслами

Рис. 1. Парусная доска под веслами:

1 — корпус парусной доски, 2 — весла разборные (2 шт.), 3 — гребное устройство в сборе.

Сборка гребного устройства осуществляется на двух дюралевых трубах: длинной и короткой, служащих основанием для крепления стоек и продольных связей (направляющих сиденья). На длинной трубе основания по концам крепятся стойки уключин. Последние вставляются в отверстия деревянных вставок-бобышек. Усилия от весел передаются через уключины и растяжки на концы продольных связей. Сами уключины опираются на бобышки через стальные шайбы.

Рис. 2. Гребное устройство

Рис. 2. Гребное устройство:

1 — большая несущая поперечина основания (труба Д16Т, Ø 32Х2 мм), 2 — стойка уключины (труба Д16Т, Ø 40Х1 мм, 2 шт.), 3 — продольная связь-направляющая сиденья (труба Д16Т, Ø 25Х1 мм, 2 шт.), 4 — стойка (труба Д16Т, Ø 40Х1 мм, 4 шт.), 5 — верхняя поперечина (труба Д16Т, Ø 25X1 мм, 2 шт.), 6 — распорки (труба Д16Т, Ø 16Х1 мм, 4 шт.), 7 — сиденье (стеклопластик), 8 — уключина (труба, сталь нерж. Ø 10Х1 мм, 2 шт.), 9 — шайба (Ø 20X10 мм, толщина 2 мм, сталь нерж., 2 шт.), 10 — вставка (дуб, бук, 2 шт.), 11 — ремень для ног (капрон. 2 шт.), 12 — малая несущая поперечина основания (Д16Т, труба Ø 32Х2 мм), 13 — вкладыш степса мачты (Д16Т), 14 — планка крепления гребного устройства к швертовому колодцу доски верхняя (Д16Т, толщина 3 мм), 15 — планка крепления нижняя (Д16Т, толщина 3 мм), 16 — фиксатор (дуб, бук), 17 — шпилька М6Х180 (сталь нерж., 2 шт.), 18 — гайка М6 (4 шт.), 19 — болт М6Х45 (2 шт.), 20 — гайка М6 (2 шт.), 21 — болт М6Х30 (3 шт.), 22 — гайка М6 (3 шт.), 23 — болт М6Х45 (8 шт.), 24 — гайка М6 (8 шт.), 25 — винт М6Х20 (4 шт.), 26 — гайка М6 (4 шт.), 27 — шпилька М8Х40, 28 — гайка М8, 29 — болт М6Х45 (4 шт.), 30 — гайка М6 (4 шт.), 31 — шуруп 5X30 (2 шт.), 32 — втулка (труба Д16Т, Ø 30Х1 мм, 2 шт.). Детали, помеченные звездочкой, изготавливаются в соответствии с конструкцией швертового и степсового колодцев парусной доски; Н — толщина парусной доски.

К пластмассовому или стеклопластиковому сиденью прикрепляются винтами с гайками втулки — на них сиденье скользит по продольным связям, которые, в свою очередь, скреплены поперечинами (дюралевыми трубками со сплющенными концами).

Стойки в нижней и верхней частях имеют вырезы по диаметру труб. С этими трубами они соединяются болтами. Хорошо подогнанное соединение такого типа очень надежно.

Для фиксирования носков ног гребца к задней поперечине болтами и гайками крепятся ножные ремни. Пятки гребца опираются на палубу корпуса парусной доски.

Крепление гребного устройства к корпусу парусной доски осуществляется через швертовый колодец при помощи металлической полосы, имеющей в средней части выгиб по диаметру трубы основания. Она, в свою очередь, притягивается шпильками с гайками через планку к палубе и днищу. На планке шурупами закрепляется деревянная вставка, фиксирующая всю конструкцию.

Дополнительное крепление гребного устройства выполняется через степсовый колодец корпуса доски к вкладышу степса мачты шпилькой и гайкой через малую трубу основания. В зависимости от конструкции крепления мачты к корпусу доски этот узел может быть иным.

Для изготовления весла потребуется дюралевая труба Ø 36X1,5 мм длиной 1700 мм, деревянная вставка-рукоятка и лопасть от байдарочного весла.

Изготовив это несложное гребное устройство, вы получите огромное удовольствие от прогулок на веслах по зеркальной глади водоема в безветренную погоду. Доска под мощными гребками стремительно скользит по поверхности воды. А в качестве пассажиров можно прокатить на доске маленьких детей. Они бывают в восторге от этих прогулок. Не забудьте только надеть спасательные жилеты!

Инструменты и материалы:
-Полистирол XPS или EPS;
-Полиуретановый клей;
-Эпоксидная смола типа Resin Research;
-Добавка в смолу ADDITIVE F;
-Ткань из стекловолокна;
-Краска на водной основе;
-Автополировка;
-Рабочий стенд;
-Стяжки;
-Струбцины;
-Шлифмашинка;
-Весы;
-Пенорез;
-Наждачная бумага с зернистостью от 20 до 2000;
-Скотч цветной;
-Малярная кисть;
-Контейнеры для смешивания смолы;
-Перчатки;
-Респиратор;
-Шпатель;
-Ветошь;
-Фанера;
-Ленточная пила;

Шаг первый: выбор пенополистирола
Доску для серфинга можно делать из двух типов пенополистирола. Рассмотрим плюсы и минусы каждого.
EPS-беспрессовый пенополистирол.
+
Белый цвет, не расслаивается, легкодоступен, большие блоки.
-
При повреждении впитывает воду, при шлифовке могут отделятся мелкие шарики, необходимо просушивать после использования.

XPS-экструдированный пенополистирол.
+
Не поглощает воду, не "сыпется" при шлифовке, не требует сушки, легкодоступный.
-
Может расслаиваться, имеет синий или розовый цвет, выпускается только в листах.
Эту доску мастер будет делать из XPS-пенополистирола.

Шаг второй: склейка листов
Для доски нужен материал толщиной ок. 10 см. Так как таких листов нет, мастер склеивает два листа по 5 см. Сначала зачищает поверхность наждачной бумагой. Вытирает ветошью. По всей поверхности одного листа наносит полиуретановый клей. Поверхность второго листа смачивает водой ( клей начинает при контакте с водой). Склеивает два листа. Через доски стягивает листы стяжками и струбцинами. Время склеивания 24 часа.


Шаг третий: стрингер
Стрингер — это тонкая полоска из дерева или других материалов, которая располагается вдоль продольной оси сёрфа. Стрингер усиливает конструкцию доски, обеспечивая ей дополнительную жёсткость и гибкость.
Стрингер мастер делает из фанеры. Шаблон изготавливает по инструкции из каталога Clark Foam.
Переносит шаблон на фанеру и вырезает ленточной пилой. Обрабатывает торцы наждачной бумагой.


Дальше нужно приклеить стрингер к пенополистиролу. Разрезает блок пенополистирола вдоль на две равные части. В качестве направляющей мастер использует доску. Зачищает боковые стороны наждачкой. Прикладывает к каждой стороне стрингер и обводит маркером. Между двумя заготовками приклеивает, полиуретановым клеем стрингер. Зажимает стяжками. Оставляет на 24 часа.


Видео в следующем шаге.
Шаг четвертый: обрезка
После склеивания, по бокам доски скотчем закрепляет доски-шаблоны стрингера. Шаблоны служат направляющими при обрезании лишних слоев пенополистирола. Обрезку производит самодельным пенорезом.


Шаг пятый: обрезка краев
Очерчивает контур старой серфинг-доски (или делает шаблон из бумаги, шаблон можно найти в интернете). Обрезает обе стороны. Шлифует одну стороны. Затем делает ее шаблон и зеркально переносит на другую сторону. По шаблону обрабатывает вторую сторону. Две стороны получились симметричные.


Шаг шестой: шлифовка
Шлифует доску используя различные инструменты и приспособления от шлифмашинки до наждачной бумаги. Необходимо добиться практически симметричной формы обеих половинок доски.


Шаг седьмой: рэйлы
Рейлы — это края доски от носа до тэйла (хвоста). Рэйлы мастер закругляет. Для этого наносит на поверхность доски (дека) и рейлы разметку. Затем срезает лишний материал. Если материал повредился зашпаклевывает его. В случае если повредился большой кусок подклеивает пенополистирол.


испытания самодельного винд-серфинга

Корпус нашего «виндсерфинга» длиной 3,66 м, шириной 0,66 м и «толщиной» в средней части 0,10 м предусмотрен пустотелым композитной конструкции: днище и палуба из фанеры, бортовины и внутренний набор — из пенопласта. Разумеется, предпочтительна водостойкая фанера— авиационная марок БС или строительная ФСФ, но можно с успехом использовать фанеру, имеющуюся в продаже, выбрав пару листов получше. Для бортовин желательно применить жесткий пенопласт типа ПХВ, однако годится также более легкий и мягкий ПС4. Не исключается постройка «виндсерфинга» целиком из пенопласта, оклеенного затем стеклопластиком. Однако такая конструкция получается тяжелее и требует значительного количества пенопласта (вес корпуса предлагаемой конструкции составляет около 22 кг).

Винд-Серфинг своими руками

Существенным в обводах корпуса является продольный изгиб — подъем носа и кормы. Благодаря выходу днища из воды в носу обеспечивается всхожесть корпуса на волну, кроме того, изгиб линии киля улучшает поворотливость «серфинга» это особенно важно, так как судно не имеет обычного руля. Попытки построить «виндсерфинг» в виде плоской доски неизменно оканчивались неудачами и разочарованием строителей.

Необходимый продольный профиль корпусу в нашей конструкции придает жесткий киль, вырезаемый из 12-миллиметровой сосновой доски. В киле предусматриваются колодцы для шверта, кормового плавника и степса мачты. Собрав киль на клею и гвоздях, размечают очертания его верхней и нижней кромок (они заданы на чертеже от базовой линии) и прострагивают их рубанком. Важно использовать для киля мелкослойную и хорошо просушенную доску, проверив ее на плоскость, чтобы киль не получился изогнутым, как винт.

Винд-Серфинг своими руками

Затем склеивают фанерное полотнище для палубы. Лучше всего выполнить стыки листов «на ус» с перекроем в 35—40 мм. Для склеивания деталей рекомендуется клей на основе эпоксидной смолы ЭД-5, либо другие водостойкие клеи (смотрите, например, книгу «15 проектов судов для любительской постройки», «Судостроение», 1974 г.). В крайнем случае годится и казеиновый клей.

Читайте также: