Все условия из предыдущего задания представьте в табличной форме т е на языке конструктора запросов

Обновлено: 25.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная


Комплект практических и самостоятельных работ по теме «Базы данных»

Разработал Воронков Е.А.

учитель информатики МАОУ СОШ №211 имени Л.И. Сидоренко

г. Новосибирск Новосибирской области

Данный комплект заданий может применяться на различных этапах изучения темы «Базы данных» в 9 – 11 классах в качестве поясняющего, проверочного или дополнительного материала. Он включает в себя практические работы по созданию реляционных баз данных (однотабличных и многотабличных) и проверочные тесты по терминологии, работе с запросами и другими объектами БД, задания ЕГЭ.

Проверочная работа по основным определениям БД

1. Выберите наиболее точное определение.

База данных – это

1) программное обеспечение для работы с данными

2) информационная модель, позволяющая хранить и работать с данными.

3) информация, организованная в строки и столбцы

4) программа на языке программирования

5) один из продуктов в пакете Microsoft Office

2. Наиболее точным аналогом реляционной базы данных может служить:

1) неупорядоченное множество данных;

3) генеалогическое дерево;

4) двумерная таблица;

3. БД содержит информацию об учениках школы: фамилия, класс, балл за тест, балл за практическое задание, общее количество баллов. Какого типа должно быть поле ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ?

1) символьное 2) Дата 3) логическое 4) числовое 5) любого типа

4. Содержит ли какую-либо информацию таблица, в которой нет ни одной записи?

1) пустая таблица, не содержит ни какой информации;

2) пустая таблица содержит информацию о структуре базы данных;

3) пустая таблица содержит информацию о будущих записях;

4) таблица без записей существовать не может;

5) всё выше верно.

5. Ключевое поле – это

1) самое первое поле записи

3) поле, значение которого однозначно определяет запись в таблице

4) поле, значение которого начинается всегда с 1

5) нет правильного ответа

1) строка таблицы;

2) столбец таблицы;

3) совокупность однотипных данных;

4) некоторый показатель, который характеризует числовым, текстовым или иным значением.

7. В записи реляционной базы данных (БД) может содержаться:

1) неоднородная информация (данные разных типов);

2) исключительно однородная информация (данные только одного типа);

3) только текстовая информация;

4) исключительно числовая информация.

1. База данных – это

1) совокупность данных, организованных по определенным правилам

2) совокупность программ для хранения и обработки больших массивов информации

3) интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными

4) определенная совокупность информации

5) всё выше верно

2. Вместо «реляционной» базы данных можно употребить

5) нет правильного ответа

3. В каких элементах таблицы хранятся данные базы:

1) в полях; 2)в строках; 3)в столбцах; 4)в записях; 5)в ячейках.

4. Содержит ли какую-либо информацию таблица, в которой нет полей?

1) содержит информацию о структуре базы данных;

2) не содержит ни какой информации;

3) таблица без полей существовать не может;

4) содержит информацию о будущих записях;

5) всё выше верно.

5. Какое поле можно считать уникальным?

1) поле, значения в котором не могут, повторятся;

2) поле, которое носит уникальное имя;

3) поле, значение которого имеют свойство наращивания;

4) поле, значения в котором повторяются;

5) всё выше верно.

6 . Запись-это?

1) строка таблицы;

2) столбец таблицы;

3) совокупность однотипных данных;

4) некоторый показатель, который характеризует числовым, текстовым или иным значением.

7 . В поле реляционной базы данных (БД) могут быть записаны:

1) только номера записей;

2) как числовые, так и текстовые данные одновременно;

3) данные только одного типа;

4) только время создания записей.

1. База данных - это?

1) набор данных, собранных на одной дискете;

2) данные, предназначенные для работы программы;

3) совокупность взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и обработки данных;

4) данные, пересылаемые по коммуникационным сетям.

2 . Реляционная база данных - это?

1) БД, в которой информация организована в виде прямоугольных таблиц;

2) БД, в которой элементы в записи упорядочены, т.е. один элемент считается главным, остальные подчиненными;

3) БД, в которой записи расположена в произвольном порядке;

4) БД, в которой существует возможность устанавливать дополнительно к вертикальным иерархическим связям горизонтальные связи.

3 . Каждая запись базы данных содержит

1) информацию обо всех объектах системы

2) информацию об отдельном объекте системы

3) определенную характеристику объекта

4) текстовую и числовую информацию

5) нет правильного ответа

4. Структура реляционной базы данных (БД) полностью определяется:

1) перечнем названий полей и указанием числа записей БД;

2) перечнем названий полей с указанием их ширины и типов;

3) числом записей в БД;

4) содержанием записей, хранящихся в БД.

5. В чем состоит особенность поля "счетчик"?

1) служит для ввода числовых данных;

2) служит для ввода действительных чисел;

3) данные хранятся не в поле, а в другом месте, а в поле хранится только указатель на то, где расположен текст;

4) имеет ограниченный размер;

5) имеет свойство автоматического присваивания.

6. Структура таблицы данных определяется :

1) размерностью таблицы;

2) списком наименований столбцов таблицы;

3) списком наименований столбцов и номеров строк таблицы.

7. Значение выражения 0,7-3>2 относится к следующему типу данных:

Практическая работа «Создание БД, формы, фильтры»

Вариант 1

Специальности

План приема на дневное отделение

Наличие бюджетных мест

Д ата начала вступительных экзаменов

Финансы и кредит

  1. Создать форму «Информация о приеме», включив в нее все поля БД, кроме поля «№». Откорректировать форму с помощью конструктора.
  1. С помощью фильтров найти записи, удовлетворяющие следующим условиям:

1) вся информация по юридическому факультету;

2) факультеты, имеющие бюджетные места, дату начала экзаменов не позднее 13.07.08 и план приема не менее 30 человек.

Вариант 2

Код специальности

  1. Создать форму «Абитуриенты», включив в нее все поля БД, кроме поля «Город». Откорректировать форму с помощью конструктора.
  1. С помощью фильтров найти записи, удовлетворяющие следующим условиям:

1) вся информация об абитуриентах из Перми;2) абитуриенты, поступающие на специальность с кодом 101, имеющие медаль и родившиеся не позднее 01.01.90

Вариант 3

  1. Создать БД «Зачисление» и внести в нее следующие сведения:

Сумма баллов

  1. Создать форму «Зачисление», включив в нее все поля БД, кроме поля «№». Откорректировать форму с помощью конструктора.
  1. С помощью фильтров найти записи, удовлетворяющие следующим условиям:

1) вся информация о зачисленных абитуриентах;

2) абитуриенты, поступившие на специальность с кодом 201 исторического факультета, набравшие не менее 15 баллов

Вариант 4

  1. Создать БД «Железо» и внести в нее следующие сведения:

Микропроцессор

Тактовая частота

Цена (тыс.руб)

  1. Создать форму «Железо», включив в нее все поля БД, кроме поля «№». Откорректировать форму с помощью конструктора.
  1. С помощью фильтров найти записи, удовлетворяющие следующим условиям:

1) все процессоры фирмы Intel ;

2) процессоры, имеющие объем ОП не менее 4 Мбайт, объем винчестера – более 100 Мбайт и не дороже 5.000 рублей.

Вариант 5

  1. Создать БД «Сотрудники» и внести в нее следующие сведения:
  1. Создать форму «Сотрудники», включив в нее все поля БД, кроме поля «№». Откорректировать форму с помощью конструктора.
  1. С помощью фильтров найти записи, удовлетворяющие следующим условиям:

1) все сотрудники, имеющие ПК;

2) все мужчины, не ниже 155 см и тяжелее 50 кг.

Результаты проверки выборки данных по фильтрам

Практическая работа «Создание реляционной (многотабличной) базы данных “Компьютеры”»

Необходимо создать три таблицы: «Комплектующие», «Поставщики» и «Цена».

  1. Создать новую БД [Файл - Создать базу данных …] и присвоить ей имя «Компьютеры.
  2. В окне Компьютеры выбрать объект Таблицы и пункт Создание таблицы в режиме конструктора.
  3. Создать таблицу «Комплектующие», имеющую структуру: «Код комплектующих» (ключевое поле), «Наименование» и «Описание». Тип полей - текстовый.
  4. Ввести в таблицу «Комплектующие» данные.

Установление связи между таблицами с помощью окна Схема данных.

  1. Ввести команду [Сервис – схема данных]. В появившейся панели Добавление таблицы, выделить нужные таблицы и щелкнуть по кнопке Добавить.
  2. В появившемся окне Схема данных расположить таблицы в следующем порядке: Комплектующие, Цена, Поставщики.
  3. Перетащить мышью из таблицы «Комплектующие» ключевое поле – «Код комплектующих» к одноименному полю внешнего ключа таблицы «Цена»
  4. На появившейся диалоговой панели Связи установить опцию Обеспечение целостности данных, а затем опции каскадное обновление связанных полей и каскадное удаление связанных записей. В завершении щелкнуть по кнопке Создать.
  5. Перетащить мышью из таблицы «Поставщики» ключевое поле – «Код поставщика» к одноименному полю внешнего ключа таблицы «Цена»
  6. Еще раз выполнить действия пункта 10.

Теперь связь в отношении «многие – ко - многим» между таблицами «Комплектующие» и «Поставщики» через таблицу «Цена» установлена.

Проверочная работа «Запросы в БД»

Дана база данных:

1 . В каком порядке будут следовать записи базы данных при последовательной сортировке по полю «Дата» в порядке убывания?

2 . Какие записи из базы данных будут выбраны по условию

3 . Условие из предыдущего задания представить на языке конструктора запросов.


4 .



5 .

6 .



Вариант 2

Дана база данных

1. В каком порядке будут следовать записи данной базы при сортировке по полю «Пол» в порядке возрастания?

2 . Какие записи из базы данных будут выбраны по условию

(Дата ≥ 1.01.82 Или Пол = 1) И Рост ≥ 160)?

3 . Условие из предыдущего задания представить на языке конструктора запросов.

5 . Выберите наиболее точное определение.


6.



Дана база данных:

1 . В каком порядке будут следовать записи базы данных при сортировке по полю «Фамилия» в порядке убывания?

2 . Какие записи из базы данных будут выбраны по условию

(Дата > 1.01.82 И Пол = 1) или Рост ≥ 160)?

3 . Условие из предыдущего задания представить на языке конструктора запросов.


4.


5 .


6 .


Вариант 4

Дана база данных:

1 . В каком порядке будут следовать записи базы данных при сортировке по полю «Дата» порядке возрастания?

2 . Какие записи из базы данных будут выбраны по условию

3 . Условие из предыдущего задания представить на языке конструктора запросов.


4.


5.



6.



Ключ к проверочной работе

Задания ЕГЭ по теме «Базы данных»

ID _Родителя

ID _Ребенка


1) Геладзе И.П. 2) Геладзе П.И. 3) Гнейс А.С. 4) Леоненко Н.А.


1) Иванов Т.М. 2) Черных И.А. 3) Цейс Т.Н. 4) Петренко Н.Н.

3 . Результаты тестирования представлены в таблице:

Сколько записей в ней удовлетворяют условию « Пол =’ж’ ИЛИ Химия > Биология »?

1) 5 2) 2 3) 3 4) 4

4. Из правил соревнования по тяжелой атлетике: Тяжелая атлетика – это прямое соревнование, когда каждый атлет имеет три попытки в рывке и три попытки в толчке. Самый тяжелый вес поднятой штанги в каждом упражнении суммируется в общем зачете. Если спортсмен потерпел неудачу во всех трех попытках в рывке, он может продолжить соревнование в толчке, но уже не сможет занять какое-либо место по сумме 2-х упражнений. Если два спортсмена заканчивают состязание с одинаковым итоговым результатом, высшее место присуждается спортсмену с меньшим весом. Если же вес спортсменов одинаков, преимущество отдается тому, кто первым поднял победный вес. Таблица результатов соревнований по тяжелой атлетике:

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Информатика. 9 класса. Босова Л.Л. Оглавление

Ключевые слова:

• СУБД
• таблица
• форма
• запрос
• условие выбора
• отчёт

1.6.1. Что такое СУБД

Программное обеспечение для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации называется системой управления базами данных (СУБД).

С помощью СУБД пользователь может:

• создавать структуру базы данных;
• заполнять базу данных информацией;
• редактировать (исправлять, дополнять) структуру и содержание базы данных;
• выполнять сортировку (упорядочение) данных;
• осуществлять поиск информации в базе данных;
• выводить нужную информацию на экран монитора, в файл и на бумажный носитель;
• устанавливать защиту базы данных.

Именно наличие СУБД превращает огромный объём хранимых в компьютерной памяти сведений в мощную справочную систему, способную быстро производить поиск и отбор необходимой нам информации.

1.6.2. Интерфейс СУБД

Существуют СУБД, с помощью которых создаются крупные промышленные информационные системы. Для работы с этими системами нужны специальные знания, в том числе владение специализированными языками программирования.

Для ведения личных баз данных, а также баз данных небольших организаций используются более простые СУБД, работать с которыми могут обычные пользователи. Наиболее распространёнными СУБД такого типа являются Microsoft Access и OpenOffice Base. При запуске любой из них на экран выводится окно, имеющее строку заголовка, строку меню, панели инструментов, рабочую область и строку состояния (рис. 1.16).


Рис. 1.16. Среда OpenOffice Base

Основными объектами СУБД являются таблицы, формы, запросы, отчёты.

Таблицы — это главный тип объектов. С ними вы уже знакомы. В таблицах хранятся данные. Реляционная база данных может состоять из множества взаимосвязанных таблиц.

Формы — это вспомогательные объекты. Они создаются для того, чтобы сделать более удобной работу пользователя при вводе, просмотре и редактировании данных в таблицах.

Запросы — это команды и их параметры, с которыми пользователь обращается к СУБД для поиска и сортировки данных.

Отчёты — это документы, сформированные на основе таблиц и запросов и предназначенные для вывода на печать.

1.6.3. Создание базы данных

В качестве примера рассмотрим процесс создания базы данных «Наш класс». Она будет состоять из одной таблицы, имеющей следующую структуру:

СПИСОК (КОД, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ДАТА РОЖДЕНИЯ, ПОЛ, РОСТ, АДРЕС, УВЛЕЧЕНИЕ, НАЛИЧИЕ ПК).
Поля КОД и РОСТ будут числовыми;
поле ДАТА РОЖДЕНИЯ будет иметь тип «дата»;
поле НАЛИЧИЕ ПК будет логическим;
все остальные поля будут иметь текстовый тип.

Поле КОД можно считать ключом таблицы базы данных (рис. 1.17).


Рис. 1.17. Имена и типы полей БД «Наш класс»

Создание базы данных начинается с открытия файла, в котором она будет храниться. Для этого нужно после запуска программы OpenOffice Base следовать указаниям мастера баз данных:

1) создать новую базу данных;
2) зарегистрировать базу данных (указать путь и имя файла).

Далее следует описать структуру таблицы (указать имена и типы всех полей) и ввести данные в таблицу.

Данные можно вводить непосредственно в таблицу (рис. 1.18), а можно создать для этого специальный шаблон — форму (рис. 1.19).


Рис. 1.18. Таблица для ввода данных


Рис. 1.19. Формы для ввода данных

После выполнения всех перечисленных выше действий будет получен следующий результат — рис. 1.20.


Рис. 1.20. Таблица «Список» базы данных «Наш класс»

Созданная и сохранённая база данных в дальнейшем может быть открыта для добавления новых записей, исправления и удаления существующих, изменения содержимого отдельных полей и структуры всей таблицы.

Данные из таблиц можно упорядочить по некоторому признаку. Например, фамилии учеников в классном журнале записывают в алфавитном порядке; телепередачи в программе — в соответствии со временем их выхода в эфир; уроки в расписании — по возрастанию их порядковых номеров.

Упорядочение данных по возрастанию или убыванию значений некоторого признака называют сортировкой. Для выполнения сортировки указывают имя поля (имена полей), по которому будет произведена сортировка, и её порядок (возрастание или убывание значений поля).

1.6.4. Запросы на выборку данных

После того как база данных будет создана, её можно использовать в качестве справочной системы.

Таблица, содержащая интересующие пользователя сведения, извлечённые из базы данных, называется справкой или запросом; она содержит только те записи и их поля, которые указаны в запросах на выборку данных, удовлетворяющих заданным условиям (условиям выбора).

В командах СУБД условия выбора записываются в форме логических выражений, сформированных из высказываний на естественном языке (табл. 1.6).

В логических выражениях имена полей базы данных связываются с определёнными значениями этих полей операциями отношений:

>= больше или равно (не меньше).

На уроках математики вы применяете эти операции, составляя и решая числовые равенства, неравенства и их системы; с их помощью вы записывали условия при программировании разветвляющихся алгоритмов.

Операции отношений применимы и к текстовым полям. Их сравнение построено на лексикографическом принципе: из двух слов меньшим считается то слово, первая буква которого идёт по алфавиту раньше; если первые несколько букв двух слов одинаковы, то сравнение производится по первой различающейся букве; если более короткое слово совпадает с началом более длинного слова, то первое считается меньшим.

Таблица 1.6

Условия выбора — простые логические выражения


Значение поля текстового типа и некоторая текстовая величина равны, если они содержат одинаковое количество символов и все их символы, стоящие в позициях с одинаковыми номерами, совпадают.

При сравнении текстовых величин следует иметь в виду, что пробел — это тоже символ, и он «меньше» любой буквы.

Сравнение дат построено так: одна дата считается меньше другой, если она относится к более раннему времени. Например, истинными будут следующие отношения:


Условия выбора могут задаваться не только простыми, но и составными логическими выражениями, содержащими логические операции (табл. 1.7). С основными логическими операциями И, ИЛИ, НЕ вы познакомились в 8 классе.

Таблица 1.7

Условия выбора — составные логические выражения


С помощью запросов пользователь может быстро найти в базе данных и вывести на экран компьютера интересующую его информацию. Но для решения большинства практических задач найденную информацию необходимо представить в определённой форме и подготовить к выводу на печать. Этот этап работы называется подготовкой отчёта.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Программное обеспечение для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации называется системой управления базами данных (СУБД).

Основными объектами СУБД являются таблицы, формы, запросы, отчёты.

С помощью запросов на выборку данных, удовлетворяющих заданным условиям (условиям выбора), пользователь получает из базы данных только те записи и их поля, которые ему нужны. В командах СУБД условия выбора записываются в форме логических выражений.

Вопросы и задания


9 чел. помогло.

Тогда в следующей таблице приведены примеры реализации логических выражений табличным методом, применяемым в конструкторе запросов.

А=1 И С=3 ИЛИ В=2 И С=3

Имя поля, заключенное в квадратные скобки, идентифи­цирует значение этого поля в записи.. Например, отношение А=1 в конст­рукторе запроса в столбце А можно записать в двух вариан­тах: 1) [А]=1, 2) =1. Второй вариант короче, поэтому обычно пользуются им. Условие в примере 13 можно было бы запи­сать так: [A]=[B] OR [A]=[C].

Вывод

Условие отбора — это логическое выражение, которое должно быть истинным для отбираемых записей БД.

Условия отбора записываются и проверяются в соответст­вии с правилами математической логики.

В конструкторе запросов условие отбора представляется в табличной форме.

Сначала отбираются записи, удовлетворяющие условиям, записанным в первой строке, затем к ним добавляются запи­си, удовлетворяющие условию из второй строки и так далее.
^

Вопросы и задания

1. а) Что такое логическое выражение?

б) Какие существуют основные логические операции? Что та­кое таблица истинности?

2. Для таблицы, определите результаты от­бора записей по следующим условиям:

в)А=2 И В=1 ИЛИ С=3;

4. Запросы по нескольким таблицам к базе данных

Вычисляемые поля

Запрос 3. Получить список всех абитуриентов, живущих в Перми и имеющих медали. В списке указать фамилии, но­мера школ и факультеты, на которые поступают абитуриенты. Отсортировать список в алфавитном порядке по фамилиям.

Для реализации данного запроса информация должна из­влекаться из трех таблиц: «Анкеты», «Факультеты», «Аби­туриенты». Запишем команду на гипотетическом языке за­просов:

.выбор АНКЕТЫ (таблица).ФАМИЛИЯ, Анкеты(таблица).УЧ_ЗАВЕДЕНИЕ, Факультеты (таблица).ФАКУЛЬТЕТ для Анкеты. ГОРОД= "Пермь" и Абитуриенты. МЕДАЛЬ=ДА сортировать Ан­кеты. ФАМИЛИЯ по возрастанию

Здесь снова используются комбинированные имена по­лей, включающие имя таблицы и имя поля, разделенные точкой.

Результатом выполнения данного запроса будет табл. 9:

Команда на гипотетическом языке запросов выглядит так:

.выбор АНКЕТА (таблица).РЕГ НОМ, АНКЕТА(таблица).ФАМИЛИЯ,

СУММА: Оценки(таблица).ОЦЕНКА_1 + ОЦЕНКА_2 + ОЦЕНКА_3

сортировать СУММА по убыванию

Значение поля «СУММА» получается путем суммирова­ния оценок по всем экзаменам. По этому же полю можно производить сортировку. Вычисляемое поле представляется на гипотетическом языке запросов так:

Выражение записывается по традиционным правилам для арифметических выражений, используемых в програм­мировании и в электронных таблицах.


Выражение можно вводить как непосредственно в ячейке конструктора, так и воспользовавшись построителем выра­жений. Окно построителя выражений открывается щелчком по кнопке на панели инструментов.

В результате выполнения этого запроса будет получена следующая табл. 10.

По вычисляемому полю может быть определено условие отбора. Например, если в условие отбора добавить выраже­ние СУММА > 13, то в итоговую таблицу попадут только пер­вые пять строк.

Вывод

В запросах можно использовать вычисляемые поля. Вы­числяемое поле становится лишь элементом запроса и не включается в таблицы БД.

На вычисляемое поле можно накладывать условия отбо­ра, производить сортировку.
^

Вопросы и задания

1. Что такое вычисляемое поле? Где его можно использовать?

2. Запишите команды запросов на выборку на гипотетическом языке для перечисленных ниже задач. Везде организуйте сор­тировку по первому полю;

а) получить список всех специальностей, на которых сдается экзамен по русскому языку;

б) получить список всех специальностей, па которых план при­ема больше 40 человек;

в) получить таблицу, содержащую фамилии абитуриентов, название городов, номера школ для абитуриентов, живущих не в Перми и не имеющих медалей;

г) получить таблицу, содержащую фамилии, имена, отчества и стаж работы абитуриентов, поступающих на юридический фа­культет;

д) получить таблицу, содержащую фамилии, специальности, года рождения для тех абитуриентов, которые родились до 1982 года.

3. Запишите команды запросов на выборку на гипотетическом языке для перечисленных ниже задач. Везде организуйте сор­тировку по первому полю:

а) получить таблицу, содержащую фамилии абитуриентов и средние значения оценок, полученных на экзаменах;

б) получить список лишь тех абитуриентов, у которых оценка за первый экзамен больше среднего балла за все экзамены;

в) предположим, что действует следующее правило: на эконо­мический факультет университета принимаются те абитуриенты, у которых сумма баллов за экзамены не меньше 14; на исто­рический факультет — не меньше 13; на юридический факультет — не меньше 12. Получите список принятых на каждый факультет, указав факультеты, специальности, фамилии, имена, отчества. Отсортируйте список по факультету и специа­льности.

5. Реализация выборки
Вычисляемые поля и конструктор запросов

Запрос 4. Получить список всех абитуриентов, поступаю­щих на юридический факультет, имеющих производствен­ный стаж. Указать фамилии, названия городов, специаль­ности и стаж. Упорядочить список по фамилиям.

Для реализации запроса используется та же схема, что и в предыдущем запросе. Вид конструктора изображен на рис. 17:

Рис17. Запрос 4 на выборку по параметру (факультет-юридический)

Запрос 5. Получить список всех пермских абитуриентов, имеющих медали. В списке указать фамилии и номера школ, факультеты, на которые поступают абитуриенты.

В конструкторе запросов эта команда будет выглядеть так, как показано на рис. 18.

Рис. 18. Схема и запрос 5 на выбор

В реализации запроса участвуют таблицы «ФАКУЛЬТЕТЫ», «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ», «АНКЕТА», «АБИТУРИЕНТ»,Условия отбора в поле «Город»-Пермь, поле «Медаль»-Да.

Далее надо заполнить бланк конструктора так, как пока­зано на рис. 19

Рис. 19. Запрос на выборку с использованием вычисляемого поля

Запрос 6. Вывести таблицу со значениями сумм баллов, включив в нее регистрационные номера, фамилии и суммы баллов. Отсортировать таблицу по убыванию суммы.

Этот запрос требует использования вычисляемого поля и в конструкторе имеет вид, представленный на рис.20.

Вычисляемое поле представляется в следующем формате:


Выражение можно вводить как непосредственно в ячейке конструктора, так и воспользовавшись построителем выра­жений. Окно построителя выражений открывается щелчком по кнопке на панели инструментов.

Правила записи выражений традиционные: они записы­ваются в строку, проставляются все знаки операций, можно использовать круглые скобки. Обратите внимание на то, что составное имя Оценки.[ОЦЕНКА_1] используется только для первого слагаемого. Для остальных подразумевается их принадлежность к таблице «ОЦЕНКИ».

Следующий этап работы — занесение в таблицу «Итоги» информации о поступлении в ВУЗ. В поле «ЗАЧИСЛЕНИЕ» выставляются флажки в записях для принятых в универси­тет абитуриентов.

Запрос 7. Запрос на получение таблицы с итоговыми результатами на языке конструктора запросов он будет как показано на рисунке 20.

Рис. 20. Запрос на получение итоговых результатов
^

Компьютерный практикум
Реализация сложных запросов

Создать таблицу «Оценки» и ввести в нее данные, пред­ставленные в табл. 10

Используя конструктор запросов MS Access, выполнить все запросы описанные в «Запросы»


  1. получить таблицу, содержащую фамилии абитуриен­тов и средние значения оценок, полученных на экзаме­нах;

  2. получить список лишь тех абитуриентов, у которых оценка за первый экзамен больше среднего балла за все экзамены;

Лабораторная работа №4. Работа с отчетами

1. Создание отчетов в MS Access

В СУБД MS Access отчет — четвертый тип объекта. Наиболее гибкий способ созда­ния отчета — использование конструктора или Мастера создания отче­тов, имеющимся в MS Access.

Отчет, представленный на рис. 1.16, получен по следую­щему алгоритму:

→ перейти к вкладке «Отчеты»; выполнить команду → Создать;

→ выбрать «Мастер отчета», щелкнуть по кнопке ОК;

→ выбрать поля с указанием таблиц и запросов в строгом соответствии с их последовательностью на рис. 1.16, щел­кнуть по кнопке Далее;

→ задать один уровень группировки по полю «ФАКУЛЬТЕТ»; щелкнуть по кнопке Далее;

→ указать порядок сортировки: «СУММА» — по убыва­нию, или «ФАМИЛИЯ» — по возрастанию, щелкнуть по кнопке Далее;

→ выбрать вид макета отчета «Ступенчатый»; щелкнуть по кнопке Далее;

→ выбрать стиль «Компактный»; щелкнуть по кнопке Далее;

→ указать имя отчета «К зачислению»; щелкнуть по кнопке Готово.

Обратите внимание на следующее: данные в графу «Сум­ма» выбираются не из таблицы, а из запроса «Суммы бал­лов». Других полей из этого запроса извлекать не следует.
^

2. Этап создания отчета в базе данных

Последний этап приемной кампании — зачисление в уни­верситет. Зачисле­ние производит члены приемной комиссии, которые всю необходимую информацию для проведения за­числения получают из базы данных.

Во-первых, нужна информация о получен­ных оценках и общей сумме баллов.

Во-вторых, при одинаковой общей сумме баллов у нескольких абитуриентов может иметь решающее значение наличие медали или про­изводственный стаж.

Зачисление производится отдельно по каждому факульте­ту, следовательно, данные должны быть сгруппированы по факультетам и специальностям. В нашем примере мало аби­туриентов по сравнению с реальной ситуацией, поэтому группировать по специальностям мы не будем (слишком ма­ленькими получатся группы), хотя код специальности будет выводиться для каждого абитуриента.

Печатные документы, соответствующие определенным правилам оформления, называются отчетами. В СУБД предусмотрена возможность получения отчетов, информа­ция для которых извлекается из исходных таблиц или резу­льтатов запросов.

Требуемый отчет с итогами сдачи вступительных экзаме­нов приведен на рис. 21.


Рис. 21. Отчет об итогах вступительных экзаменов.

В результате заседания приемной комиссии принимается решение о зачислении абитуриентов на первый курс. Теперь эту информацию нужно ввести в базу данных. Для этого нужно вернуться к таблице «Итоги» и в логическом поле «ЗАЧИСЛЕНИЕ» выставить значение ИСТИНА в строках для всех принятых абитуриентов и ЛОЖЬ для не принятых (в MS Access это делается путем выставления флажков в со­ответствующих полях).

Теперь для получения таблицы с итоговыми результата­ми нужно выполнить запрос, куда войдут: фамилия, имя, отчество, факультет, специальность для всех принятых в университет. Команда на гипотетическом языке запросов будет следующей:

.выбрать АНКЕТЫ (таблица).ФАМИЛИЯ АНКЕТА (таблица).ИМЯ, АНКЕТА (таблица).ОТЧЕСТВО, Специальности (таблица).СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для Итоги (таблица).ЗАЧИСЛЕНИЕ= ИСТИНА сортировать АНКЕТА(таблица).ФАМИЛИЯ по возрастанию

На основании полученной таблицы нужно получить оформленный отчет. Вид итогового отчета представлен на рис. 21

Лекция № 18 ЗАПРОСЫ КАК ПРИЛОЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Действия, выполняемые над информацией, хранящейся в базе данных, называются .манипулированием данными. К ним относят­ся выборка данных по некоторым условиям, сортировка данных, обновление, удаление устаревших и добавление новых данных. Выполнение этих действий производится с помощью запросов.

Запрос - это команда к СУБД на выполнение определенного вида манипулирования данными.

Существует универсальный язык, на котором формулируются запросы во многих СУБД. Он называется SQL (Structured Query Language) - структурированный язык запросов. Здесь мы оказы­ваемся перед выбором, с которым часто приходится сталкиваться в информатике: обучаться составлению запросов на языке SQL или воспользоваться каким-то более высокоуровневым вспомогатель­ным средством. В большинстве современных СУБД такие средства имеются. Например, в Microsoft Access это конструктор запросов.

В учебных целях мы будем использовать строчное описание команд запросов на придуманном (гипотетическом) языке . Он близок к SQL, однако имеет не такой строгий синтаксис и, кроме того, использует русские служебные слова.

Команда запроса на выборку данных из БД на гипотетическом языке запросов имеет следующий формат:

.выбрать ˂ список выводимых полей > где ˂условие выбора>

сортировать ˂ключ сортировки> по ˂ порядок сортировки>

Не все составляющие этой команды являются обязательными. Могут отсутствовать условие выбора и порядок сортировки. Кроме того, ключей сортировки может быть несколько. Тогда они за­писываются в порядке приоритетов: первый, второй и т. д.

Опишем серию запросов на гипотетическом языке, которую позже в практикуме реализуем средствами СУБД. В курсе инфор­матики основной школы вы учились составлять запросы к однотаб­личной БД. Теперь рассмотрим примеры запросов, для выполнения которых потребуется извлекать данные из нескольких таблиц.

Запрос 1. Требуется получить список всех специальностей университета с указанием факультета и плана приема на специ­альность. Список отсортировать в алфавитном порядке по двум ключам: названию факультета (первый ключ) и названию специ­альности (второй ключ). В этом запросе не будет использовано условие выбора, по­скольку в итоговый список войдет информация из всех записей таблиц ФАКУЛЬТЕТЫ и СПЕЦИАЛЬНОСТИ. В разделе сорти­ровки должно быть указано два ключа по порядку. Напомним, что в таком случае сортировка сначала происходит по первому ключу, и в случае совпадения у нескольких записей его значения они упорядочиваются по второму ключу.

Если в запросе используются поля из разных таблиц, то для их обозначения применяются составные имена, включающие раз­ деленные точкой имя таблицы и имя поля в этой таблице.

Команда для данного запроса будет следующей:

.выбрать ФАКУЛЬТЕТЫ. ФАКУЛЬТЕТ, СПЕЦИАЛЬНОСТИ. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, СПЕЦИАЛЬНОСТИ. ПЛАН сортировать ФАКУЛЬТЕТЫ.ФАКУЛЬТЕТ по возрастанию, СПЕЦИАЛЬНОСТИ.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ по возрастанию

Результат выполнения запроса - таблица 1.15.

Таблица 1.15 - План приема: запрос на выборку


Запрос 2. Получить список всех абитуриентов, поступающих на юридический факультет, имеющих производственный стаж. Указать фамилию, город, специальность и стаж. Упорядочить по фамилиям.

В этом запросе должны использоваться четыре таблицы одно­ временно: АНКЕТЫ, СПЕЦИАЛЬНОСТИ, АБИТУРИЕНТЫ, ФАКУЛЬТЕТЫ. Условие выбора в этом запросе будет представ­лять собой логическое выражение, содержащее операцию логи­ческого умножения «И» - конъюнкцию. Подробнее способы за­писи логических выражений мы обсудим в следующем пара­ графе.

На гипотетическом языке запросов команда будет выглядеть так: .выбрать АНКЕТЫ. ФАМИЛИЯ, АНКЕТЫ. ГОРОД,

где ФАКУЛЬТЕТЫ.ФАКУЛЬТЕТ= " Юридический"

и АБИТУРИЕНТЫ. СТАЖ>0 сортировать

АНКЕТЫ. ФАМИЛИЯ по возрастанию

В результате будет получена таблица 1.16 .

Таблица 1.16 - Юристы со стажем: запрос на выборку


В компьютерном практикуме вы научитесь реализовывать та­ кие запросы в среде СУБД Microsoft Access. Кроме того, вы буде­ те строить запросы на удаление записей, научитесь организовы­вать вычисляемые поля в запросах, создавать формы для ввода и просмотра таблиц, формировать отчетные печатные документы.

Система основных понятий


2 Логические условия выбора данных

При построении запросов на выборку важное значение имеет правильная запись условий выбора.

Условие выбора - это логическое выражение, которое долж­но быть истинным для выбираемых записей БД.

Логические выражения представляются на языке математичес­кой логики, с элементами которой вы знакомились в курсе основ­ ной школы. Вспомним основные понятия логики, знание которых нам понадобится в дальнейшем.

1. Логическая величина - это величина, принимающая одно из двух значений - ИСТИНА (TRUE) и ЛОЖЬ (FALSE). В базах данных поле логического типа - это логическая ве­личина.

2. Логическое выражение - это утверждение, которое может быть либо истинным, либо ложным. Логическое выражение состоит из логических констант, логических переменных, операций отношения и логических операций.

3. Операции отношения сравнивают значения двух величин. Знаки операций отношения: = (равно), <> (не равно), > (больше), < (меньше),

4. Существуют три основные логические операции: отрица­ние - НЕ (NOT), конъюнкция - И (AND), дизъюнкция - ИЛИ (OR). Их правила выполнения отражаются в таблице истинности:


5. По убыванию старшинства логические операции расположе­ны в следующем порядке: НЕ, И, ИЛИ. Для влияния на по­следовательность выполнения операций в логических выра­жениях могут употребляться круглые скобки.

Сначала потренируемся на формальном примере в составле­нии логических выражений - условий выбора записей из БД. Рассмотрим следующую таблицу:


Это однотабличная БД, в которой А, В, С являются числовы­ми полями, а Rl , R2 и т. д. - идентификаторами (ключами) за­ писей. Ниже приведены примеры условий выбора, содержащих логические операции, и результаты выбора, т. е. записи, удовлет­воряющие этим условиям. Внимательно изучите эти примеры и постарайтесь понять их.


Из этих примеров важно усвоить правила выполнения опера­ций конъюнкции (И) и дизъюнкции (ИЛИ). Каждая из этих опе­раций объединяет два условия (отношения). В результате выпол­нения операции ИЛИ в одну выборку объединяются записи, удов­летворяющие каждому из условий. Операция И работает иначе: сначала выбираются все записи, удовлетворяющие первому усло­вию, затем из отобранных записей выбираются те, которые удов­летворяют второму условию.

В каждом из следующих выражений присутствуют разные ло­гические операции, поэтому при их выполнении нужно учиты­вать старшинство операций.


И наконец, приведем примеры , в которых значения одних по­ лей сравниваются со значениями других полей, а также с ариф­метическими выражениями.


В компьютерном практикуме вы уже познакомились с таблич­ной формой представления условий запроса в конструкторе запро­сов. Можно говорить о том, что в конструкторе запросов исполь­зуется табличный способ представления логических выражений. Разберемся подробнее с этим способом.

В ячейках таблицы конструктора запросов записываются условия, накладываемые на значения соответствующих полей. Условия, стоящие в одной строке, выполняются одновременно, т. е. они соединяются между собой операцией И; условия в раз­ных строках соединяются операцией ИЛИ.

Таблица играет роль фильтра при выборе записей из БД: сна­чала отбираются записи, удовлетворяющие условиям первой строки, затем к ним добавляются записи, удовлетворяющие условиям второй строки, и т. д.

В следующей таблице приведены примеры реализации логи­ческих выражений табличным методом, применяемым в кон­структоре запросов. Использованы условия выбора из рассмотрен­ного выше формального примера.



Обратите внимание на условие в примере 10. При записи в таблицу фактически произошло раскрытие скобок и данное логи­ческое выражение заменилось эквивалентным выражением:

A=l И С=З ИЛИ В=2 И С=З

Имя поля, заключенное в квадратные скобки, идентифициру­ет значение этого поля в записи. Такое обозначение в принципе можно использовать во всех условных выражениях в конструкто­ре. Например, отношение A=l в конструкторе запроса в столбце А можно записать в двух вариантах: 1) [A]=l, 2) = 1 . Второй вариант короче, поэтому обычно пользуются им. Условие в примере 13 можно было бы записать так: [А]=[В] OR [А]=[С].

Система основных понятий


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Запросы как приложения информационной системы

1. а) Что входит в понятие манипулирования данными в БД?

б) Какова цель запроса на выборку?

2. Напишите на гипотетическом языке запросов команду, формирующую таблицу расшифровки кодов специальностей. Строки должны быть упорядочены по возрастанию кодов.

3. Придумайте серию запросов к базе данных, построенной по индивидуальному заданию в практикуме. Представьте эти запросы на гипотети­ческом языке.

2. Логические условия выбора данных

1. а) Что такое логическое выражение?

б) Какие существуют основные логические операции? Что такое таблица истинности?

2. Для таблицы, приведенной в данном параграфе, определите результаты отбора записей по следующим условиям:

в) А=2 И В=1 ИЛИ С=3;

3. Все условия из предыдущего задания представьте в табличной форме, т. е. на языке конструктора запросов.

• Ввод данных в БД

• Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Практическая работа №3. Создание и использование запросов.

Цели работы:

ü закрепить навыки по редактированию таблиц;

ü познакомиться с основными видами запросов;

ü научиться создавать запросы на выборку различными способами;

ü научиться создавать сложные запросы;

ü научиться создавать перекрестные запросы.

Теоретическая часть.

Запрос – это средство, с помощью которого извлекается из базы данных информация, отвечающая определенным критериям. Результаты запроса представляют не все записи из таблицы, а только те, которые удовлетворяют запросу.

Запросы состоят из ряда условий, каждое условие состоит из трех элементов:

1. поле, которое используется для сравнения;

2. оператор, описывающий тип сравнения;

3. величина, с которой должно сравниваться значение поля.

Выражения и операторы, применяемые в условиях отбора.

Выражения и операторы

Описание выражений и операторов

Вводятся без ограничений

Должен быть заключен в кавычки

Арифметические операторы, связывающие выражения

Используется для логики замены в выражениях

Для определения, содержится ли элемент данных в списке значений

Для выбора значений из определенного интервала

Заменяет один символ (букву или цифру)

Заменяет несколько символов

Запросы могут быть простые, сложные, перекрестные.

Практическая часть

Ход работы:

1) Откройте свою учебную базу данных Анкета группы 1 ДОШ В.


2) Создайте запрос на выборку студентов, у которых по всем предметам только хорошие оценки с помощью Мастера запросов. Для этого:

· На панели инструментов выберите команду Создание -Мастер запросов.

· В появившемся диалоговом окне выберите Простой запрос и щелкните по кнопке OK .


· В следующем окне выберите таблицу, по которой строится запрос (Ведомость успеваемости), и те поля, которые участвуют в запросе. Перенесите их в правую часть окна с помощью кнопки , нажмите Далее. В следующем окне тоже нажмите Далее.

· В другом окне дайте название запроса «Хорошисты» и нажмите Готово.

· Появится таблица Хорошисты, в которой отражены фамилии всех студентов и изучаемые предметы.

· Откройте таблицу «Хорошисты», перейдите в режим Конструктор. Здесь в поле Условия отбора под каждым предметом поставьте условие >=4 или 4 OR 5 .

Примечание: Галочки в каждом поле означают, что по вашему выбору можно включить или убрать любое поле на выборку.


Запросы будут иметь значок (слева от названия)

· Перейдите в режим таблицы, ответив Да на вопрос о сохранении запроса. (В таблице должны остаться фамилии «хорошистов»).

3) С помощью Конструктора запросов создайте запрос на выборку по таблице Личные данные.

· Щелкните по таблице Личные данные, зайдите в меню Создание, выберите команду Конструктор запросов.

· Добавьте нужную таблицу в поле запроса. Выделите её в списке и щелкните по кнопке Добавить. Закройте окно Добавление таблицы.

· Выберите студентов, чьи фамилии начинаются на букву «В» и которые проживают в Люберцах. Для этого:

- добавьте в строку Поле два поля Фамилия и Город;

- в строке Условия отбора в первом столбце укажите значение
Like “ B *” , а во втором столбце с названием Город - «Люберцы»;

- закройте запрос, сохранив его под названием “ВВВ” (у вас должны остаться в списке студенты, проживающие в Люберцах). Рисунок 9.


Рисунок 9

Сохранение запроса:

Щелчок правой кнопкой мыши по ярлыку ; выбрать Сохранить; ввести имя запроса

Самостоятельное задание

а) Составьте запрос с названием Два предмета на базе таблицы Ведомость успеваемости, в котором будут указаны студенты, имеющие по первым двум предметам оценки не менее «4». (Выполните запрос или через Конструктор запросов, или через Мастер запросов)

Главная – Режим – Конструктор; в Условия отбора записать >=4.

Потом перейти Режим – Режим таблицы

б) Составьте запрос Пропуски на базе таблицы Ведомость успеваемости, в котором будут указаны студенты, имеющие не более 10 часов пропусков по неуважительной причине (Условие отбора <=10). Добавьте в этот запрос поле Пропуски по уважительной причине в интервале от 10 часов до 30 часов (Условие отбора >=10 And <=30).

Лишние таблицы можно закрыть

4) Составьте запрос на базе трех таблиц Ведомость успеваемости, Личные данные и Преподаватель. Выберите студентов, которые проживают в Москве и у которых любимый предмет «Математика». Озаглавьте запрос Запрос из трёх таблиц. Используйте Конструктор запросов. Для этого:

· В меню Создание выберите Конструктор запросов.

· Добавьте все три таблицы в поле запроса. Закройте окно Добавление таблицы.

· В первый столбец в строку Поле перетащите из первой таблицы с помощью мышки Фамилия, из второй таблицы во второй столбец Город и из третей таблицы в третий столбец строки Поле - Предмет (Рисунок 10).


Рисунок 10

· В поле Условия отбора в столбце Город введите город Москва, в столбец Предмет введите Математика.

· Сохраните запрос (под именем Запрос из трёх таблиц).

· Откройте запрос и проверьте результат проделанной работы.

5) Выполните запрос на создание новой таблицы, в которой должны быть поля Фамилия, Имя, Пропуски по неуважительной причине, Город и Предмет. Для этого:

· В меню Создание выберите Конструктор запросов.

· Добавьте все три таблицы из списка окна Добавление таблицы. Закройте это окно.

· В первую строчку Поле из первой таблицы перенесите поля - в первый столбец Фамилия, во второй Имя и в третий Пропуски по уважительной причине, в четвертый столбец перетащите поле Город из второй таблицы и в последнем столбце будет поле Предмет из третьей таблицы.

· Закройте запрос, сохранив его с именем Новая таблица. Перейдите в Режим таблицы и просмотрите Новую таблицу

6) Создайте перекрестный запрос.

Допустим, нужно посчитать для ведомости, сколько в группе человек получили по предмету “троек”, “четверок” и “пятерок”. Для этих целей используется перекрестный запрос.

· В меню Создание выберите Мастер запросов.

· В диалоговом окне выберите Перекрестный запрос, щелкните по кнопке OK .

· В окне Создание перекрестных запросов выделите таблицу Ведомость успеваемости и щелкните Далее.

· Выберите поля, значения которого будут использоваться в качестве заголовок строк – это Фамилия и Имя. Щелкните по кнопке Далее.

· Выберите поле, значение которого будут использоваться в качестве заголовков столбцов, например Математика. Щелкните по кнопке Далее.

· Выберите функцию, по которой будут вычисляться значения ячеек на пересечении столбцов и строк (в данном случае Count – количество). Щелкните по кнопке Далее.

· Задайте имя запроса Итог по математике и щелкните по кнопке Готово

После выполнения заданий работ 1, 2, 3 должны получиться таблицы, представленные на рисунке 11:


Р исунок 11

Выполните самостоятельно.

Составьте аналогичные запросы для оценок по трем другим предметам.

7) Предъявите преподавателю все запросы своей базы данных на экране дисплея.

Читайте также: