Выдающийся конструктор ракетно космических систем с именем которого связаны 1 победы нашей страны

Обновлено: 16.05.2024

Сто лет назад человечество ещё мечтало о том, что когда-то совершит полёт в космос. Сейчас полетами на Марс и на Луну уже никого не удивишь. Но произошло это благодаря великим людям, которые посвятили всю свою жизнь осуществлению космической идеи!

Константин Эдуардович Циолковский

Одним из таких мечтателей был известный русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, человек, заложивший теоретические основы космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский. Представитель польского дворянского рода, Циолковский с самого раннего детства начал проявлять незаурядный интерес к изобретательству. Его детство было непростым: рано потерял мать, после тяжелой болезни почти лишился слуха и был отчислен из гимназии. Но на его желание учиться это никак не повлияло. Позже в Москве ему приходилось голодать, чтобы покупать необходимые книги, приборы и химические препараты для опытов. Его образование — это самообразование. За короткий срок Циолковский освоил дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию, астрономию, механику и химию. Только третья научная статья Циолковского была посвящена космосу: в ней он изложил механизмы действия звезды на примере Солнца. С 1892 года Циолковским были написаны главные труды его жизни, посвященные космонавтике, теории реактивного движения, космической биологии и медицине, проект многоступенчатой ракеты с жидкостным реактивным двигателем. Во многом Циолковский опередил свое время и его идеи оказались по достоинству оценены только следующими поколениями.

О нашей Вселенной, космосе и Солнечной системе подробно вы сможете узнать из учебника «Астрономия. Базовый уровень. 10-11 класс».

Сергей Павлович Королёв

Будущему покорителю космического пространства Сергею Королёву тоже приходилось много заниматься самостоятельным образованием. Королёв с юного возраста интересовался техническими новинками той эпохи, особенно самолётами. Занимаясь в многочисленных кружках, будущий инженер сконструировал первую модель самолета уже в 17 лет! Причем проект был защищен перед комиссией и рекомендован к постройке. Поворотным моментом в жизни Королёва стала встреча с Циолковским в 1930 году: именно после общения с легендарным учёным, Королёв задумался о полётах в космос и о разработке ракетной техники. Создав инициативную группу и осуществив удачный пуск первой советской баллистической ракеты ГИРД-10, Королёв получил назначение в только что открывшийся «Реактивный научно-исследовательский институт». Казалось бы, впереди безоблачная карьера талантливого конструктора, но произошло событие, которое резко перечеркнуло всю его жизнь. Арест, шесть лет тяжелой работы в тюремных конструкторских бюро. После освобождения — десятилетия работы над ракетным вооружением Советского союза. В зените славы Сергей Павлович оказался дважды в 1957 и 1961 годах, когда под его руководством были запущены в космос первый искусственный спутник земли и первый человек — Ю.А. Гагарин.

Астрономия. 10-11 классы. Атлас.

Атлас предназначен для изучения курса астрономии в 10–11 классах. Содержание атласа соответствует учебной программе и позволяет его использовать со всеми учебниками, включенными в Федеральный перечень. Атлас отражает новейшие достижение науки, сочетая научный подход с доступностью изложения материала.

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский

Один из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и двух Сталинских премий Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский родился в семье потомственных украинских дворян. В 1920-е годы получил высшее образование в Харьковском механико-машиностроительном институте. Серьезно увлекаться авиацией Лозино-Лозинский начал, поступив на работу в авиационный институт, как инженер научно-испытательной станции. Здесь он создал первую в стране форсажную камеру для турбореактивного двигателя. После начала Великой Отечественной войны Глеб Евгеньевич получил назначение в ОКБ Микояна, где в течение нескольких десятилетий занимался разработкой и производством многих турбореактивных истребителей марки «МиГ»: от первого турбореактивного самолёта МиГ-9 до современных боевых машин. Благодаря своему незаурядному инженерному дарованию, Лозино-Лозинский внес свой вклад и в развитие советской космонавтики, встав во главе научно-производственного объединения «Молния». Самым знаменитым проектом этого предприятия является многоцелевой космический корабль системы «Буран»: передовая советская космическая разработка, во многом даже опережавшая своего американского конкурента системы «Спейс Шаттл».

Цели занятия: Развитие знаний у детей младшего школьного возраста о космосе, известных космонавтах, и первооткрывателях космоса.
Задачи занятия:
– приобщение детей к истории своей страны;
– развитие интереса к истории космоса;
– систематизация знаний о первом полете человека в космос.

- Как называется звезда, находящаяся ближе всего к Земле? Солнце
- С помощью какого прибора можно исследовать звездное небо? (Телескоп).
- Как называется аппарат, умеющий передвигаться по поверхности Луны? (Луноход).
- Место, с которого запускаются ракеты. (Космодром).
- Назовите имя и отчество первого космонавта. (Юрий Алексеевич).
- Как назывался корабль Гагарина? ("Восход-1").
- Сколько раз он облетел земной шар? (Один раз).
- Какая женщина первой отправилась в космический полет? (Валентина Терешкова).
- Как называется спутник нашей планеты, который можно увидеть ночью? (Луна).
- Как звали собак, которые летали в космос и успешно вернулись обратно? (Белка и Стрелка).
- Первый человек, побывавший в космосе. (Юрий Гагарин).
- Какую одежду надевают на себя космонавты? (Скафандр).
- На каком аппарате можно улететь в космос? (На ракете).
- Нужны ли космонавту ложки и вилки? (Нет, они едят пищу из тюбиков).
- Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (Константин Эдуардович Циолковский)
- Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (Академик Сергей Павлович Королев)
- Почему 4 октября 1957 года считается началом космической эры человечества? (В этот день в нашей стране был впервые выведен на орбиту искусственный спутник земли.)
- Назовите космонавта, совершившего первый космический полет. (Ю.А. Гагарин)
- Сколько длился первый полет человека? (108 мин или 1 ч 48 мин)
- Назовите первую женщину космонавта нашей страны. (Валентина Николаевна Терешкова)
- Кто стал первым человеком ступившим на поверхность луны? (Нил Армстронг)
- Какие планеты нашей солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
- В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой)
- Какая планета самая яркая из видимых с Земли? (Венера)
- Почему планету Марс называют красной планетой? (Из-за цвета ее пустынь)
- Можно ли отличить планету от звезды невооруженным глазом? (Звезда мерцает, а планета светит ровным светом).
- Как называется совокупность нескольких ярких звезд, образующих своеобразный узор? (созвездие)
- С помощью какой звезды находят стороны света? (Полярная звезда)

Вопросы:

1. Кто из ученых нашей страны явился основоположником космонавтики?

2. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса.

3. Какая дата стала началом космической эры человечества?

4. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?

5. Назовите первые выдающиеся достижения отечественных специалистов в освоении Луны.

6. На какую планету солнечной системы впервые были доставлены вымпелы нашей страны?

8. Может ли на Луне работать барометр-анероид?

9. Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса?

10. Сколько времени будет гореть спичка на Луне?

11. Можно ли на поверхности планеты Венера ориентироваться по Солнцу и звездам?

12. Космонавт, находясь на Марсе, рассматривает звездное небо. Изменится ли рисунок созвездий, знакомый космонавту по наблюдениям с Земли?

13. Можно ли вывести корабль-спутник на орбиту, лежащую над Полярным кругом?

14. Можно ли вывести искусственный спутник Земли на такую орбиту, чтобы он «завис» над какой-либо точкой земной поверхности?

15. Если предположить, что в космосе, в условиях невесомости, из блоков, весивших на Земле сотни килограммов, монтируется орбитальная станция, то должны ли космонавты опасаться быть зажатыми между этими блоками?

16. Космонавту в полете необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели, эспандер?

17. Какая планета известна под именем утренней или вечерней звезды?

18. Можно ли отличить планету от звезды невооруженным глазом?

19. Где можно построить дом, все стороны которого были бы обращены на север?

20. В чем заключается разница между метеором и метеоритом?

21. Когда мы ближе к Солнцу, зимой или летом?

22. Как различить по внешнему виду серп растущей Луны от убывающей?

23. Назовите пять действующих лиц научно-фантастических романов об освоении космоса.

Ответы на викторину юного космонавта

1. К. Э. Циолковский.

2. Академик С. П. Королев.

3. 4 октября 1957 года. В этот день в нашей стране был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.

4. День космонавтики в нашей стране отмечается 12 апреля. В этот день в 1961 году Ю. А. Гагарин на корабле-спутнике «Восток» совершил первый космический рейс в истории нашей планеты.

5. 1959 год - доставка отечественных вымпелов на Луну, фотографирование обратной стороны лунного шара; 1966 год - осуществление мягкой посадки на лунную поверхность, создание первого спутника Луны.

6. На планету Венера 1 марта 1966 года станция «Венера-3» доставила вымпел нашей страны. Так завершился первый в мире межпланетный перелет.

7. Не более двух, так как сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.

8. Этот прибор на Луне действовать не будет, так как на ее поверхности нет атмосферы.

9. Нельзя, так как у Луны отсутствует магнитное поле.

10. Вспыхнет лишь головка спички, которая содержит в своем составе кислород. Обычное горение в безвоздушном пространстве невозможно.

11. Нельзя, так как небо Венеры покрыто мощным слоем непрозрачных облаков.

12. Рисунок созвездий практически не изменится, так как расстояние между Землей и Марсом ничтожно мало по сравнению с расстоянием до звезд.

13. Нельзя. Ведь спутник движется вокруг центра массы планеты, и, следовательно, его орбита должна лежать в плоскости, проходящей через центр Земли.

14. Можно. Для этого необходимо вывести спутник на круговую орбиту, лежащую в плоскости экватора, и сообщить ему скорость в направлении вращения Земли. На определенной высоте (около 40 000 км) угловая скорость вращения спутника совпадает с угловой скоростью вращения Земли вокруг оси. Лежащая на такой высоте круговая экваториальная орбита называется стационарной.

15. В состоянии невесомости тела теряют вес, но не массу. Поэтому при сближении двух достаточно массивных блоков неосторожный космонавт рискует быть раздавленным.

16. Гантели в условиях невесомости использовать не целесообразно, так как вес они потеряют, а их масса мала; зато эспандер с успехом можно использовать и в невесомости - ведь физические усилия приходится применять при растяжении его пружин.

18. Звезды мерцают, а планеты светят ровным светом.

19. На южном полюсе.

20. Метеор - атмосферное явление (сгорание космических частиц в воздухе); метеорит - небесный камень, упавший на Землю.

21. Зимой северного полушария. Земля находится в перигелии, то есть в ближайшей к Солнцу точке своей орбиты.

22. Если Луна видна в виде буквы «С», то это старая, убывающая Луна.

23. Можно назвать, например, такие имена: Мишель Ардан и мистер Барбикен из романа Ж. Верна «Из пушки на Луну», Кейвер - из романа Г. Уэллса «Первые люди на Луне», Гусев - из романа А. Толстого «Аэлита», Эрг Нор из романа Н. Ефремова «Туманность Андромеды», Горбовский, Валькенштейн, Перси Диксон из романов Аркадия и Бориса Стругацких.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Викторина юного космонавта на День космонавтики для 8 класса

1. Кто из ученых нашей страны явился основоположником космонавтики?

2. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса.

3. Какая дата стала началом космической эры человечества?

4. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?

5. Назовите первые выдающиеся достижения отечественных специалистов в освоении Луны.

6. На какую планету солнечной системы впервые были доставлены вымпелы нашей страны?

8. Может ли на Луне работать барометр-анероид?

9. Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса?

10. Сколько времени будет гореть спичка на Луне?

11. Можно ли на поверхности планеты Венера ориентироваться по Солнцу и звездам?

12. Космонавт, находясь на Марсе, рассматривает звездное небо. Изменится ли рисунок созвездий, знакомый космонавту по наблюдениям с Земли?

13. Можно ли вывести корабль-спутник на орбиту, лежащую над Полярным кругом?

14. Можно ли вывести искусственный спутник Земли на такую орбиту, чтобы он «завис» над какой-либо точкой земной поверхности?

15. Если предположить, что в космосе, в условиях невесомости, из блоков, весивших на Земле сотни килограммов, монтируется орбитальная станция, то должны ли космонавты опасаться быть зажатыми между этими блоками?

16. Космонавту в полете необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели, эспандер?

17. Какая планета известна под именем утренней или вечерней звезды?

18. Можно ли отличить планету от звезды невооруженным глазом?

19. Где можно построить дом, все стороны которого были бы обращены на север?

20. В чем заключается разница между метеором и метеоритом?

21. Когда мы ближе к Солнцу, зимой или летом?

22. Как различить по внешнему виду серп растущей Луны от убывающей?

23. Назовите пять действующих лиц научно-фантастических романов об освоении космоса.

Ответы на викторину юного космонавта

1. К. Э. Циолковский.

2. Академик С. П. Королев.

3. 4 октября 1957 года. В этот день в нашей стране был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.

4. День космонавтики в нашей стране отмечается 12 апреля. В этот день в 1961 году Ю. А. Гагарин на корабле-спутнике «Восток» совершил первый космический рейс в истории нашей планеты.

5. 1959 год - доставка отечественных вымпелов на Луну, фотографирование обратной стороны лунного шара; 1966 год - осуществление мягкой посадки на лунную поверхность, создание первого спутника Луны.

6. На планету Венера 1 марта 1966 года станция «Венера-3» доставила вымпел нашей страны. Так завершился первый в мире межпланетный перелет.

7. Не более двух, так как сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.

8. Этот прибор на Луне действовать не будет, так как на ее поверхности нет атмосферы.

9. Нельзя, так как у Луны отсутствует магнитное поле.

10. Вспыхнет лишь головка спички, которая содержит в своем составе кислород. Обычное горение в безвоздушном пространстве невозможно.

11. Нельзя, так как небо Венеры покрыто мощным слоем непрозрачных облаков.

12. Рисунок созвездий практически не изменится, так как расстояние между Землей и Марсом ничтожно мало по сравнению с расстоянием до звезд.

13. Нельзя. Ведь спутник движется вокруг центра массы планеты, и, следовательно, его орбита должна лежать в плоскости, проходящей через центр Земли.

14. Можно. Для этого необходимо вывести спутник на круговую орбиту, лежащую в плоскости экватора, и сообщить ему скорость в направлении вращения Земли. На определенной высоте (около 40 000 км) угловая скорость вращения спутника совпадает с угловой скоростью вращения Земли вокруг оси. Лежащая на такой высоте круговая экваториальная орбита называется стационарной.

15. В состоянии невесомости тела теряют вес, но не массу. Поэтому при сближении двух достаточно массивных блоков неосторожный космонавт рискует быть раздавленным.

16. Гантели в условиях невесомости использовать не целесообразно, так как вес они потеряют, а их масса мала; зато эспандер с успехом можно использовать и в невесомости - ведь физические усилия приходится применять при растяжении его пружин.

18. Звезды мерцают, а планеты светят ровным светом.

19. На южном полюсе.

20. Метеор - атмосферное явление (сгорание космических частиц в воздухе); метеорит - небесный камень, упавший на Землю.

21. Зимой северного полушария. Земля находится в перигелии, то есть в ближайшей к Солнцу точке своей орбиты.

22. Если Луна видна в виде буквы «С», то это старая, убывающая Луна.

23. Можно назвать, например, такие имена: Мишель Ардан и мистер Барбикен из романа Ж. Верна «Из пушки на Луну», Кейвер - из романа Г. Уэллса «Первые люди на Луне», Гусев - из романа А. Толстого «Аэлита», Эрг Нор из романа Н. Ефремова «Туманность Андромеды», Горбовский, Валькенштейн, Перси Диксон из романов Аркадия и Бориса Стругацких.

Королев Сергей Павлович

Королев Сергей Павлович (12.01.1907/30.12.1906 - 14.01.1966) - ученый, основоположник практической космонавтики, выдающийся конструктор и организатор работ по созданию ракетно-космической техники в СССР. Он по праву считается первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой. За выдающийся вклад в оборону Родины и в развитие практической космонавтики академик С.П. Королев дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (в 1956 и 1961 годах), ему присуждена Ленинская премия (в 1957 году) и золотая медаль имени К.Э. Циолковского.

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30.12.1906) в Житомире в семье преподавателя русской словесности.

В 1923 г. вступил в организацию "Общество друзей Воздушного флота" (ОДВФ), сконструировал свой первый безмоторный планер. В 1924 г. окончил Одесскую строительную профессиональную школу. 1 июня 1924 г. Королев подал просьбу о зачислении в Академию воздушного флота, решение вопроса затянулось, и он поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение, затем перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. В это время С.П. Королев проектировал и строил летательные аппараты: планеры "Коктебель", "Красная Звезда" и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета. Эти работы показали явные способности Королева как авиационного конструктора. Он окончил в 1930 г., получив профессию инженера-аэромеханика, МВТУ одновременно с Московской школой летчиков-планеристов, получив свидетельство пилота. Научным руководителем его дипломного проекта по конструкции легкомоторного самолета СК-4, который был построен и проходил летные испытания, был А.Н. Туполев. С 1927 г. работал на предприятиях авиационной промышленности, участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях. С июня 1930 г. - старший инженер Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

В 1931 г. совместно с Ф.А. Цандером организовал одну из первых в стране ракетных организаций - Группу изучения реактивного движения (ГИРД) при Центральном совете Осоавиахима, которую возглавил в мае 1932 г., став также председателем ее Технического совета. Уже с апреля 1932 г. она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и испытаны первые отечественные жидкостные баллистические ракеты "ГИРД-09" (конструкции М.К. Тихонравова) и "ГИРД-Х" (конструкции Ф.А. Цандера), пуск последней был осуществлен 25 ноября 1933 г. В конце 1933 г. после слияния московского ГИРДа с Ленинградской Газодинамической лабораторией (ГДЛ) и образования на их базе Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) под руководством И.Т. Клейменова, Сергей Павлович был назначен его заместителем, а с начала 1934 г. из-за расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники Королев переходит на должность руководителем отдела ракетных летательных аппаратов, где ему как начальнику отдела в 1936г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную-217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную-212 с жидкостным ракетным двигателем.

В июне 1938 г. Королев С.П. был необоснованно репрессирован и осужден на 10 лет. Вначале был выслан на Колыму. За пересмотр приговора ходатайствовали прославленные летчики В.С. Гризодубова и М.М. Громов, авиаконструктор А.Н. Туполев, также находившийся в заключении в это время. В 1940 г., после пересмотра дела, С.П. Королева перевели с Колымы к А.Н. Туполеву в Московское Конструкторское Бюро при НКВД, где репрессированные авиационные специалисты создали фронтовой бомбардировщик Ту-2. В середине ноября 1942 г. С.П. Королева переводят в другую организацию такого же лагерного типа - ОКБ НКВД СССР при Казанском заводе № 16, где под руководством В.П. Глушко велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С.П. Королев занимается воплощением в жизнь идеи практического использования ракетных двигателей в авиации. Королев, работая в ОКБ заместителем Главного конструктора двигателей, занимается проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. Параллельно с конструированием ракетного ускорителя Сергей Павлович стремился воплотить в жизнь свою давнюю идею создания ракетоплана, оснащенного реактивным двигателем. Там родился проект самолета-перехватчика РП с реактивным двигателем "РД-1", изложенный в работе "Введение к вопросу о самолете-перехватчике РП с реактивным двигателем "РД-1". В 1943 г. Королев испытывал сконструированный ракетный ускоритель в наземных и полетных условиях на самолете "Пе-2".

В 1944 г. Королев написал работы "Объяснительная записка к эскизному проекту специальной модификации самолета-истребителя "Лавочкин 5ВИ" со вспомогательными реактивными двигателями "РД-1" и "РД-3", "Крылатые ракеты" (краткий обзор работ, проводившийся в РНИИ в 1932-1938гг.). В том же году Королев обратился в военные инстанции страны с проектом программы разработки боевых ракетных систем.

27 июля 1944 г. на заседании Президиума Верховного Совета СССР принято постановление о его досрочном освобождении.

В августе 1945 г. Сергей Павлович вернулся в Москву. В сентябре он отбыл в Германию в качестве специалиста Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники.

13 мая 1946 г. было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В соответствии с этим же постановлением предусматривалось объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения Фау-2, работавших с 1945 г. в Германии, в единый научно-исследовательский институт "Нордхаузен", директором которого был назначен генерал-майор Л.М. Гайдуков, а главным инженером-техническим руководителем - С.П. Королев. В Германии Сергей Павлович не только изучает немецкую ракету Фау-2, но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.

9 августа 1946 г. Королев С.П. был назначен Главным конструктором "изделия №1" - баллистических ракет дальнего действия НИИ-88 и начальником отдела №3 по их разработке. Первой задачей, поставленной перед С. П. Королевым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. 18 октября 1947 г. на полигоне Капустин Яр состоялся старт первого образца баллистической ракеты. В 1948 г. Королев С.П. занимается совершенствованием высотных геофизических ракет, созданных на базе военных, читает курс лекций по ракетной технике в МВТУ имени Баумана. Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С. П. Королев стремился к главной цели - покорению космического пространства и космическим полетам человека. В 1949 г. Сергей Павлович еще совместно с учеными АН СССР начал исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А путем их регулярных вертикальных запусков на высоты до 100 км, а затем с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5 на высоты 200 и 500 км соответственно. Целью этих полетов были изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса - было произведено около семи десятков таких пусков. Это заложило серьезные основы для штурма космоса человеком.

В 1953 г. принят в члены КПСС. В том же году избран членом-корреспондентом АН СССР.

В 1954 г. обратился в ЦК КПСС с предложением о создании и выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Инициатива была поддержана. В августе 1956 г. ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С. П. Королев.

В 1955 г. руководит разработкой первых образцов космических летательных аппаратов. Участвовал в строительстве наземных испытательных служб космодрома Байконур. В 1956 г. удостаивается звания Героя Социалистического Труда за разработку новых образцов боевых ракет.

4 октября 1957 г. С. П. Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества Искусственный спутник Земли. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет.

В июне 1958 г. избран действительным членом Академии наук СССР.

В 1958 г. он руководит разработкой и выводом в космос геофизического спутника, а затем и парных спутников "Электрон" для исследования радиационных поясов Земли.

В 1959 г. Королев руководит подготовкой и запуском автоматических межпланетных станций "Луна - 1", "Луна - 2", "Луна - 3". Последняя передала фотоснимки обратной невидимой стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королев начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы.

12 апреля 1961 г. С.П. Королев снова одерживает победу, имеющую мировое значение. Создав первый пилотируемый космический корабль "Восток", он реализует первый орбитальный полет человека - гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина в космическом пространстве. Корабль с человеком на борту совершил один виток вокруг планеты и успешно возвратился на Землю. Далее следует череда запусков. 6 августа 1961 г. Г.С. Титовым на корабле "Восток-2" был совершен второй космический полет, который длился сутки. 11 по 12 августа 1962 г. - совместный полет космических кораблей "Восток-3" и "Восток-4", пилотируемых космонавтами А.Н. Николаевым и П.Р. Поповичем; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. 14 по 16 июня 1963 г. - совместный полет космонавтов В.Ф. Быковского и В.В. Терешковой на кораблях "Восток-5" и "Восток-6"; изучается возможность полета в космос женщины. 12 по 13 октября 1964 г. в космосе экипаж из трех человек по околоземной орбите на более сложном космическом корабле "Восход". 18 марта 1965 г. во время полета на корабле "Восход-2" с экипажем из двух человек космонавт А.А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Развивая программу пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович начал реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС. Ее прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль "Союз", проект которого он утвердил. Параллельно с развитием пилотируемой космонавтики велись работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения.

Преждевременная смерть Сергея Павловича прервала его творческий полет. Сергей Павлович Королев скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 года. Урна с его прахом установлена на Красной площади в Кремлевской стене.

Читайте также: