Юнкерс 87 из лего

Обновлено: 05.05.2024

Многие из нас смотрели советские и не только военные фильмы, в которых показывали бомбардировки.

Но не просто бомбардировки, которые осуществляли специальные самолеты — собственно, бомбардировщики. А такие, которые были направлены на уничтожение техники противника и живой силы при помощи пикирования. Наши военные прозвали его «Лапотник» (или «Лаптёжник»). Речь о Junkers Ju-87. А по-нашему «Юнкерс Ю-87 Штука» (Stuka). Использовался он как пикирующий лёгкий бомбардировщик и как штурмовик. Экипажа там всего два человека. Он широко применялся при атаке на корабли, танки и другую технику противника. Был достаточно точен при наведении. Но было у него и ряд недостатков. Но обо всём по порядку.

Почему воет «Штука»

Так вот, в фильмах часто слышно, как воет этот самолет при заходе на цель. На самом деле, выл он постоянно, чем ужасно бесил собственные экипажи. Гул в ушах стоял постоянно от этого шума. И целью его было — психологическое давление на противника. Именно так. Помните, как американцы во Вьетнаме включали Рихарда Вагнера в громкоговорители? Это также делалось для устрашения и психологического давления. А производили такой шум небольшие винты, которые крепили на стойках шасси «Юнкерса». При стабильном «крейсерском» режиме они выли, но не сильно. А при заходе на цель, когда скорость резко возрастала, они начинали выть ещё сильней и сильней. Один из французских генералов отмечал, что от этого шума действительно кровь в жилах становилась дыбом. Широко применяли такое устрашение при захвате Польши, в Норвегии, Нидерландах, Франции и Бельгии.

Гудели, как вувузелы, «Штуки» и на Восточном фронте при попытке захвата СССР. Но тут произошел и слом стереотипов. Немецкие пилоты отметили, что русские часто не бегут от ужаса, а сирена наоборот — предупреждает их об опасности, и они готовятся к контратаке. Многие пилоты снимали эти жужжалки со своих бомбардировщиков, опасаясь раньше времени быть обнаруженными и получить порцию снарядов от зенитки. Потом, правда, их сделали отключаемыми. Также к 1942 году обнаружилось, что «Юнкерс Ю-87» начал сильно уступать по скорости советским и британским самолетам, становясь для них простой мишенью. Сбивать «Штуки» стали что называется пачками. В принципе, из-за этого командование авиацией Германии приняло решение прекратить его производство в комплектации легкого бомбардировщика. Всего с начала 1936 года было выпущено примерно 6 500 самолетов Junkers Ju-87.

С 1942 по 1944 годы он выпускался ужи чисто, как штурмовик, который часто заменял в эскадрильях FW -190 (Фокке-Вульф). Но броня «Юнкерса» уже практически не держала удар зениток (не в какое сравнение не шла с Ил-2), а от истребителей отбиваться становилось всё сложней. Огромным минусом стал старый 1200-сильный мотор, который не давал быстро набирать высоту или маневрировать. Вспоминает Гердт Шкопф, радист-стрелок: «Мне пришлось сесть в этот самолет в самый невыгодный для этого период — в 1944 году. К этому времени он растерял какое-либо преимущество над авиацией и противовоздушной артиллерией врага. И в первом же боевом вылете нас подбили зенитные орудия. Еле дотянули до аэродрома. Второй раз обошлось, а третий — сбили. Советский Як над нами просто поиздевался, и отправил к праотцам. Благо, мы успели выпрыгнуть, сели на своей территории, и через сутки были в расположении. Две недели госпиталя, а потом эти самолеты из нашей части убрали. То есть, повоевал я на Ju-87 всего дней двадцать. Больше я на нём не летал».

Вышеупомянутые воющие винты пилоты также использовали для вычисления скорости самолета при бомбометании, по частоте звука. Чтобы на приборы не отвлекаться, а также, чтобы ориентироваться на звук при выводе самолета из пикирования. Но пилоты отмечали, что все эти действия проводились практически автоматически. То есть, ценность этих жужжалок достаточно спорный момент в конструкции. Но самолет на самом деле знаковый. Именно он был одним из главных участников захвата Польши в 1939 году. На тот момент он был королем пикирования и очень точно, а главное практически безнаказанно, поражал цели.

Current Stock: 0 SKU: BKM2149 Availability: Ships in 1-3 business days. Weight: 1.90 LBS Shipping: Calculated at Checkout Designer: Cody Osell Piece Count: 728 Minifigs: 2 Skill Level: Advanced (4 of 5)

About the Ju 87 B-2 Stuka :

The Junkers 87, or Stuka, was a German dive bomber and ground-attack aircraft designed by Hermann Pholmann in 1935. It made its first combat debut in 1937 with the Luftwaffe’s Condor Legion during the Spanish Civil War, and served the Axis forces in WWII. The aircraft was easily recognizable by its inverted gull wings and fixed spatted undercarriage. One of the Stuka’s innovative features included automatic pull-up dive brakes under both wings, which ensured that the aircraft would recover from its attack dive, even if the pilot blacked out from the high g-forces.

The Ju 87 operated with considerable success in the close air support and anti-shipping at the outbreak of WWII. It spearheaded the air assaults in the Invasion of Poland in September 1939 and the Norwegian Campaign in the following year. The Stuka operated with further success after the Battle of Britain. Its potency as a precision ground-attack aircraft became valuable to German forces in the Balkans Campaign and early stages of the Eastern Front. Once the Luftwaffe lost air superiority on all fronts, the Ju 87 again became an easy target for enemy fighter aircraft. Despite these developments, and because there was no better replacement, it continued to be produced until 1944.

Specifications:

  • Crew: 2
  • Length: 36 ft 1.07 in
  • Loaded weight: 9,524 lb
  • Powerplant: 1 x Junkers Jumo 211D liquid-cooled inverted V12 engine
  • Maxmimum speed: 242 mph
  • Range: 311 mi with 1,100 lb bomb load
  • Armament:
    • Guns: 2 x 7.92 mm MG17 machine gun forward, 1 x 7.92 mm MG 15 machine gun to rear
    • Bombs: Normal load – 1 x 550 lb bomb beneath the fuselage and 4 x 110 lb with two underneath each wing

    2149-action-1-1200.jpg

    Additional information about this Brickmania custom building kit:

    The Ju 87 B-2 Stuka comes with the following features:

    • Two custom-printed German minifigures; pilot & gunner
    • Posable dive brakes
    • Armed with a BrickArms MG34 machine gun
    • 5 brick-built bombs
    • 2 custom-printed insignia tiles
    • 4 custom-printed half Balkenkruez tiles
    • Designed by Cody Osell
    • 1/35 scale to match other Brickmania models.
    • Includes 728 genuine new-condition LEGO® bricks and BrickArms® elements
    • Advanced Skill Level (6-8 years of experience with LEGO is recommended)

    All Brickmania model kits are made of new-condition LEGO bricks. This model comes disassembled and includes complete printed building instructions and comes packaged in a sealed box. This is a limited edition kit and production may be discontinued at any time.

    Среди всех боевых немецких самолетов периода Второй мировой войны, пожалуй самым примечательным и известным стал Юнкерс Ju-87, который является символом блицкрига и во многих странах мира все еще ассоциируется со словом «агрессия». Данный самолет снискал себе печальную известность в небе Испании и Польши, во Франции и в Англии, на Балканах и в Советском Союзе, став символом страха, разрушения и горя. Ни один другой самолет прошедшей войны не вызывал столько дискуссий и не пробуждал столько противоречивых мнений.

    Ju-87 – этот с виду неказистый, угловатый пикировщик стал, по сути, самым узнаваемым самолетом люфтваффе. За его неубирающиеся шасси советские солдаты прозвали его «лаптёжником» или «лапотником». Также данный самолет получил прозвище «Штука» – от немецкого Sturzkampfflugzeug – обозначения всех пикирующих бомбардировщиков. Поначалу данный самолет вызывал жаркие споры в руководстве люфтваффе, но после польской и французской кампаний пикировщик стал практически легендой, а сторонники «Штуки» создали вокруг машины ореол превосходного и непревзойденного оружия.

    Пикирующий бомбардировщик Ju-87 имел некоторое сходство с хищной птицей, а в его угловатых контурах просматривалось что-то дьявольское – радиатор пикировщика напоминал широко разинутую пасть, а неубирающееся стойки шасси с объемными обтекателями напоминали выпущенные когти. Все эти особенности машины производили сильный психологический эффект на тех, на кого пикирующий бомбардировщик с неумолимой точностью сбрасывал свои бомбы. Юнкерс Ju-87 был очень прочной машиной, которая обладала относительно хорошей для самолета данного класса управляемостью, отличной надежностью, с довольно хорошим обзором. Самолет предоставлял своему экипажу прекрасную возможность для поражения любых целей с пикирования, обеспечивая отклонение бомб от цели в радиусе не более 30 метров. При этом главным недостатком машины была ее тихоходность. Использовать данный пикирующий бомбардировщик можно было лишь при условии полного превосходства в воздухе. Машина была очень уязвима и представляла собой идеальную цель для истребителей, что показали уже воздушные бои во время «битвы за Англию».

    Пикирующий бомбардировщик Ju-87 – один из символов блицкрига

    Не зря именно этот самолет считался одним из символов «блицкрига» – он был предназначен для использования в условиях недостаточно активной ПВО противника. В противном случае все достоинства слабо защищенного и медлительного «Юнкерса» достаточно быстро сводились к минимуму. Где-то к середине войны использование данной машины в дневных условиях стало в первую очередь опасным для самих пилотов. Рост количества советских истребителей и уровня подготовки советских пилотов привел к тому, что потери пикировщиков Ju-87 катастрофически выросли. Это вынуждало немцев производить бомбометание с больших высот, что отрицательно сказывалось на его точности, а также выделять для сопровождения большие группы истребителей сопровождения.

    После сражения под Курском Ju-87 все чаще применялись как тренировочные машины, а оставшиеся в войсках пикировщики оборудовались пламегасителями и переводились в подразделения ночных бомбардировщиков. К осени 1944 года к дневным вылетам привлекались только бомбардировщики модификации Ju-87G, оснащенные двумя 37-мм орудиями (по 12 снарядов на ствол). Их основной целью была борьба с советскими танками. Постепенно они заменялись в войсках на более совершенные самолеты FW 190F и G. Всего до конца войны произвели около 6500 самолетов Ju-87 различных модификаций.

    Процедура пикирования

    Находясь на высоте около 4 600 метров, пилот пикировщика искал цель для бомбометания через специальное наблюдательное окно, расположенное в полу кабины. После нахождения цели он выпускал воздушные тормоза и убавлял газ, переворачивая самолёт на 180 градусов и переходя в режим пикирования под углом 60-90 градусов. Для того чтобы летчику было легче контролировать угол пикирования относительно горизонта, на остеклении фонаря кабины наносилась специальная градусная сетка.


    В момент приближения самолета к земле на контактном альтиметре загоралась лампочка, обычно, на высоте в 450 метров. После этого пилот нажимал кнопки на ручке управления, которые отвечали за сброс бомб, одновременно с этим включался механизм автоматического выхода самолета из пикирования и самолет начинал процедуру выравнивания, при этом летчик испытывал перегрузки до 6g.

    В тот момент, когда нос «Штуки» оказывался выше уровня горизонта, воздушные тормоза убирались в свое стандартное положение, дроссель открывался, шаг винта устанавливался в режиме набора высоты. Летчик брал управление машиной на себя и возвращался к нормальному полету. Оставшиеся под крыльями бомбы он мог использовать для пикирования на другие обнаруженные цели.

    Следует признать, что точность бомбометания у Ju-87 была несколько выше, чем у советского пикирующего бомбардировщика «Пе-2», так как «Юнкерс» осуществлял сброс бомб с высоты менее 600 метров, в то время как Пе-2, сбрасывал бомбы минимум с километровой высоты. При таких условиях пилот «Штуки» имел возможность произвести прицеливание практически «в упор», исходя из погодных сводок и взяв поправки «на глаз». К тому же Ju-87 пикировал на относительно небольшой скорости (около 600 км/ч), что давало летчику достаточно времени на проведение некоторых корректировок траектории полета.


    Конструкция самолета

    Ведущим конструктором пикировщика была Герман Польман, который еще в 1933 году приступил к работам по созданию данного самолета. В тот момент, когда министерство авиации опубликовало требования к новому пикирующему бомбардировщику, они практически идеально подошли под готовую машину. Свой первый полет Ju-87 совершил уже в 1935 году. В своем самолете Польман удачно совместила такие важные для пикировщика качества, как отличный обзор, хорошую управляемость, достаточную прочность конструкции, что позволяло машине выполнять маневры с большими перегрузками. Не желая ослаблять крыло машины, делая в нем вырезы под ниши для уборки шасси (что было характерно для новейших самолетов того времени) Герман Польман выполнил его неубирающимся. Для уменьшения аэродинамического сопротивления он использовал большие обтекатели, которые советские солдаты прозвали впоследствии лаптями.

    Ju-87 – это двухместный одномоторный цельнометаллический низкоплан, имеющий неубирающееся шасси. Фюзеляж машины цельнометаллический овальный состоит из 3-х частей: передней, где находится мотор и его системы, средней – кабина экипажа и задней, к которой крепится хвостовое оперение самолета. Хвостовое оперение машины однокилевое цельнометаллическое с подкосным стабилизатором. На каждом руле высоты располагается по 2 триммера. Наружные триммеры имели связь с автоматом пикирования Abfanggerat, а также тормозными щитками, внутренние триммеры облегчали летчику управление машиной. Характерным штрихом внешнего вида стабилизатора, да и всего самолета в целом можно считать весовые компенсаторы, имеющие вид полукруглых сегментов на концах руля высоты.

    Крыло самолета также было очень запоминающимся и было выполнено по схеме «обратная чайка», имело характерную W-образную форму. W-образность крыла самолета позволила уменьшить массу и размеры неубирающихся стоек шасси. В центроплане машины располагались объемные топливные баки, лючки их заливных горловин располагались сверху на центроплане по обеим сторонам фюзеляжа. Трапециевидные консоли с изломом по задней кромке прикреплялись к центроплану в 4-х точках к заднему и переднему лонжеронам. Два щелевых элерона и четыре щелевых закрылка обеспечивали пикировщику сохранение хороших летных данных на всех этапах полета машины. Данная конструкция была типичной для фирмы Юнкерс и называлась Doppelflugel – двойное крыло. Элероны были оборудованы триммерами и имели внешнюю весовую компенсацию. Также на переднем лонжероне были расположены тормозные щитки, которые представляли собой профилированные пластины размером 2300x160 мм с продольной щелью. Тормозные щитки и закрылки имели гидравлическую механизацию. При бомбометании с пикирования управление тормозными щитками производилось с помощью автомата пикирования Ahfanggerat.


    Шасси самолета было неубирающимся и имело классическую конструкцию. Основные стойки шасси были прикрыты съемными обтекателями и были взаимозаменяемы для обеих стоек. Размеры основных колес - 840x300 мм. Был также предусмотрен вариант установки пикировщика на лыжное шасси.

    Кабина Ju-87 находилась в средней части фюзеляжа между 2-м и 5-м шпангоутами, при этом на 3-м усиленном шпангоуте монтировалась силовая противокапотажная рама. Фонарь кабины включал в себя 4 части: передний козырек, сдвижную часть фонаря летчика, неподвижную часть кабины между пилотом и стрелком-радистом и сдвижную часть с шаровой установкой пулемета MG 15 стрелка-радиста. В фюзеляже пикировщика перед передним лонжероном располагался сквозной короб-визир, который на нижней поверхности фюзеляжа прикрывался застекленным люком, а изнутри из кабины – специальной подвижной усиленной дюралюминиевой заслонкой. С помощью него летчик мог точно определять момент для начала пикирования на цель. Между пилотом и стрелком-радистом размещалась коротковолновая радиостанция FuG VIIa.

    Винтомоторная группа состояла из 12-цилиндрового мотор жидкостного охлаждения Jumo211. Его мощность в зависимости от модели составляла от 1200 до 1500 л.с. Винт самолета был деревянным, широколопастным диаметром 3,40 м и обладал изменяемым шагом. Автомат перекоса лопастей винта и управление мотором объединялись вместе с автоматом пикирования в один механизм, который осуществлял управление поворотом лопастей винта, подачей топлива в двигатель, работой створок масляного и водяного радиаторов, системой механизации оперения и крыла.


    Вооружение пикировщика состояло из двух неподвижных 7,92-мм пулеметов MG 17 (боезапас по 1000 патронов на ствол), которые размещались в консолях крыла, а также подвижного пулемета MG 15 в шаровой установке. Боезапас к данному пулемету размещался в дисках, которые находились на правом борту кабины стрелка-радиста. Бомбовая нагрузка Ju-87 достигала 1000 кг и размещалась на 3-х узлах подвески. С помощью специальной Н-образной вилки-трапеции бомба с центрального бомбодержателя во время проведения бомбометания с пикирования отводилась на безопасное расстояние от самолета, чтобы не попасть в пределы площади его винта. Состав вооружения мог меняться в зависимости от модификации. Так, к примеру противотанковый вариант пикировщика Ju-87 G-2 оснащался 2-мя 37-мм пушками Flak 18.

    Тактико-технические характеристики Ju-87B2:

    Размеры: размах крыла – 13,6 м, длина - 11,1 м, высота - 4,01 м.
    Площадь крыла – 31,9 кв. м.
    Масса самолета, кг
    - пустого – 2 750
    - нормальная взлетная – 4 090
    Тип двигателя – 12 – цилиндровый Junkers Jumo-211Da мощность 1 200 л.с.
    Максимальная скорость – 380 км/ч
    Максимальная скорость пикирования – 650 км/ч
    Практическая дальность нормальная – 790 км.
    Максимальная скороподъемность – 333 м/мин
    Практический потолок – 8 000 м
    Экипаж – 2 человека.
    Полезная нагрузка: до 1000 кг бомб, два крыльевых 7,92-мм пулемета МG-17 и один 7,92-мм пулемет МG-15 на подвижной установке стрелка-радиста.

    Сложно будет отыскать во Второй мировой войне самолет, который бы советские солдаты, также как и солдаты союзнических армий, боялись и ненавидели больше, чем Junkers Ju 87. Без преувеличения будет сказано, что «Штука» является лучшим пикирующим бомбардировщиком своего времени. Куда интереснее то, что у Ju 87 был ряд весьма примечательных технических решений.

    Примечание редакции : фотографии, использованные в материале, являются снимками, сделанными корреспондентами в годы Второй мировой войны. Цель их использования - отражение исторической действительности, а вовсе не пропаганда немецкого нацизма или фашизма.

    «Гадкий утенок» Люфтваффе

    Юнкерс Ю-87 «Штука» - удивительный самолет. Одномоторный пикирующий бомбардировщик на двух членов экипажа (пилот и стрелок) смог стать лучшим штурмовиком Второй мировой войны. Первый полет машина совершила еще 17 сентября 1935 года, а уже в 1936 году Ю-87 был поставлен на вооружение. Главным конструктором самолета был Герман Польман . Использовались «Штуки» вплоть до конца войны. Сегодня во многих исторических фильмах Ю-87 наделяется большим символическим смыслом, подобно автоматам MP-40, танкам «Тигр» и «Пантера», бомбардировщик «Штука» стал олицетворением военной мощи нацистской Германии.

    Удивителен тот факт, что с точки зрения авиации «Штука» на момент создания была если не откровенно неоднозначным, то действительно очень странным пикирующим бомбардировщиком. Дело в том, что у Юнкерса Ю-87 весьма посредственная скорость движения, не лучшая маневренность и плохая аэродинамика. Причиной тому в первую очередь неубирающиеся шасси, о которых речь пойдет чуть позже. При этом «Штуки» были очень прочными и надежными самолетами.

    Пока же стоит сказать, что в начале войны именно Ю-87 сделали огромный вклад в реализацию «Блицкрига» против Франции, Бельгии и Нидерландов. Первый раз самолеты применили в Испании в 1936 году в составе легиона Кондор. За годы войны в Германии создали более 6.5 тысяч «Штук».

    Унисон «Иерихонской трубы»

    Пикирование Ю-87 с дальнейшим сбросом бомбы было важнейшей боевой задачей данного самолета. Чаще всего пикирование осуществлялось летчиками Люфтваффе по углом 40-50 градусов без использования воздушных тормозов. В контролируемом падении скорость движения бомбардировщика постоянно росла, что затрудняло работу вражеских зениток. В этом и заключалась сильная сторона «Юнкерсов». При этом, если воздушные тормоза активировались, то они могли самостоятельно, без помощи пилота, вывести самолет из пике.

    Отличительной четой «Штук» было использование специальной сирены, которую прозвали « иерихонская труба ». Это устройство приводилось в действие потоком набегавшего воздуха. В результате, во время пикирования самолет издавал страшный вой. По изменению тональности этого воя пилот понимал, когда пришло время выводить Ю-87 из пике без использования приборов. Кроме того, «иерихонская труба» помогала деморализовать отряды противника на поле боя. Использовалась данная сирена вплоть до 1943 года.

    Что же касается шасси, то у «Штуки» они были в принципе не убирающимися. Сделано это было из исключительно утилитарных соображений. Командование хотело, чтобы Ю-87 мог садиться даже на импровизированные аэродромы вблизи линии фронта и поддерживать наступающие войска. По сути, аэродинамику машины принесли в жертву максимальному числу боевых вылетов.

    Поломанные крылья

    Наводил ужас Ю-87 только в первые годы войны. Несмотря на то, что он всегда оставался лучшим пикирующим бомбардировщиком, как военный самолет Ю-87 имел ряд недостатков. Уже во время Битвы за Британию стало понятно, что из-за низкой скорости и плохой маневренности использовать «Штуки» без господства немецких истребителей в воздухе – плохая идея. После 1943 года стало понятно, что Ю-87 больше не отвечает требованиям, которые задает ситуация на фронте. Однако, менять самолет на новый у Германии уже не было ни времени, ни ресурсов.

    Будучи устаревшим еще до начала Второй мировой войны, Ju-87 Stuka терроризировал наземные войска и нашел в конце войны нишу в качестве истребителя танков. Никогда еще-такой устаревший, уязвимый и технологически простой боевой самолет не наносил столько урона своим противникам, как Junkers Ju-87 Stuka. Когда Германия вторглась в Польшу и началась Вторая мировая война, министерство авиации рейха ( RLM) усердно работало над заменой своего пикирующего бомбардировщика, а ранний Ju-87B должен был стать последней созданной моделью. Неудивительно, поскольку обычно ВВС начинают разработку самолетов следующего поколения в тот момент, когда текущая машина поступает на вооружение.

    Но, как ни старались, немцы так и не смогли придумать преемника Штуки, поэтому угловатый и архаичный «маленький бомбардировщик», как его прозвали в Люфтваффе, был самолетом, который 1 сентября 1939 года сбросил первые бомбы войны, а 4 мая 1945 г. совершил последний известный наземный удар Люфтваффе. Самый последний пропагандистский фильм, сделанный Люфтваффе, показывал, как «Штуки» атакуют советские танки на окраине Берлина, дым струится из их больших противотанковых пушек. Об этом, далее- смотрите ролик в конце статьи.

    Эти 5 с половиной лет непрерывных боев самолета, который считался примитивным, слишком медленным и слишком уязвимым еще до начала войны. (документальные кинокадры применения Ю-87 смотрите в роликах после статьи статьи).

    Конечно, существовали непростительно уродливые самолеты, но, как и многие другие утилитарные самолеты, спроектированные для конкретной миссии- Ju-87 выглядит всё лучше, чем дольше вы рассматриваете его изрезанные очертания. Один такой "поклонник" Штуки назвал ее «летающей свастикой» из-за ее угловатости и грубости. Но эта же простота сделала Stuka простым в производстве, ремонте и обслуживании. Кому нужны эллиптические крылья, стильные обводы или убирающееся шасси на "грузовике-работяге-бомбардировщике", предназначенном для полета к цели, находящейся немного дальше, чем может видеть его пилот, выполнить работу "воздушной артиллерии" и снова вернуться назад ? Возможно, такое мнение и упрощает ситуацию, но лишь немного.

    На репутацию Штуки также повлияло то обстоятельство, что самолет часто изображается в кинохрониках, - пикирующим по Варшаве или Голландии, Франции, завывая сиренами «Иерихонских труб». Но впервые, девять Ju-87 использовались в то или иное время во время гражданской войны в Испании в легионе "Кондор", но они использовались лишь от случая к случаю и достаточно консервативно. Даже испанских пилотов-националистов не подпускали к ним, так как они все еще считались секретным оружием. Небольшой испанский рыночный город Герника, изображенный на знаменитой антивоенной картине Пабло Пикассо, подвергся бомбардировке Heinkel He-111 и Junkers Ju-52, горизонтальные бомбардировщики убивали мирных жителей во время ковровых бомбардировок, именно к такой миссии Stuka не был предназначен изначально. Если пролить свет на причину появления бомбардировщика, то Ju-87 был разработан для атаки и уничтожения конкретных военных целей, а не мирных городов и жителей. Если бы Штука был использован для бомбардировки важного моста, который и был основной целью налета на Гернику, мир бы не узнал о таком событии.

    Испанская война ясно показала, что Ju-87 будет полезным оружием. Когда в конце войны прибыли Bf-109B, националисты вскоре взяли контроль над воздухом. Республиканская зенитная артиллерия была довольно примитивной, поэтому «Штуки» бомбили по своему усмотрению, с удобных им положений и высот - как и предполагалось - и даже самые неточные бомбы обычно падали в пределах 30 метров от цели. Хорошие попадания были либо в цель, либо на расстоянии не более 10 метров от цели. При условии, что цель была верно определена пилотом, а сам он- имел опыт использования Штуки в пикировании.

    Пикирующие бомбардировки ни в коем случае не были немецким изобретением, хотя именно немцы усовершенствовали тактику до такой степени, которой никогда не видели военные конфликты. Во время Первой мировой войны британцы были первыми, кто попробовал использовать атаки с пикированием, а США и Япония экспериментировали с пикированием в перерывах между войнами. Фактически, именно интерес Японии к подобной тактике привел к тому, что они поручили Хейнкелю разработать пикирующий бомбардировщик, способный составить конкуренцию американскому Curtiss F8C Helldiver, который стал бипланом He-50. Японцы фактически купили и испытали два Ju-87 перед Второй мировой войной, но не разместили дополнительных заказов - вероятно, потому, что их собственный пикирующий бомбардировщик Aichi D3A1 «Val», созданный под влиянием Хейнкеля, был превосходным пикировщиков для своего времени, как он позже смог доказать в Перл-Харборе и на первом этапе войны в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    Легенда гласит, что когда ас Первой мировой войны Эрнст Удет, тогда еще гражданский пилот, посетил Кливлендские авиагонки 1935 года, он увидел несколько пикирующих бомбардировщиков Curtiss F11C-2 Goshawk ВМС США и был поражен их характеристиками. Герман Геринг, который хотел заманить Удета обратно в возрождаемое Люфтваффе, купил два экспортных варианта Hawk II для использования в качестве самолетов аса. История продолжается, и Удет провел демонстрацию бомбометания с пикирования во время авиашоу в Германии, и смог убедить Люфтваффе, что это будет полезная тактика. Так родилась Штука, и впоследствии Удет стал ее «отцом», так ли это сейчас уже вряд ли можно точно утверждать, но в общем, не совсем так.

    Когда Удету приглянулся Curtiss, проект Stuka уже был доработан и находился в форме макета, и Удет никогда, никого не бомбил на авиашоу, а только увлеченно занимался высшим пилотажем. Но Удет, определенно, был сторонником вертикальных бомбардировок с пикирования, и его единственная и важная роль в разработке Штуки заключалась в том, что, когда технический директор RLM Вольфрам фон Рихтгофен (двоюродный брат Красного Барона) отменил программу Ju-87, Удет изменил это решение.

    Рихтгофен думал, что медленный, неуклюжий, пикирующий бомбардировщик когда поступит в люфтваффе, никогда не сможет пережить огонь современных зенитных орудий, для которых- он будет основной и легкой целью. На следующий день Удет получил задание Рихтгофена разобраться. Его первым ходом было отменить этот приказ, так что Штука выжила.

    «Штука» стала популярным названием Ju-87, но на самом деле это общий термин. Stuka - это сокращение от немецкого, Sturzkampfflugzeug, что переводится как «пикирующий боевой самолет». Так что назвать Ju-87 «Штукой» было все равно, что назвать P-51 «Истребитель» или B-17 «Бомбардировщик», но никого это не останавливает: Ju-87 навсегда останется Stuka.

    В конце концов, немцы предпочли устанавливать ветровые свистки на стабилизаторах бомб «Штук» - еще одной популярной в кинобизнесе "разработке". В фильмах бомбы все свистят. В реальной жизни свистели только часть бомб, сброшенные с немецких штурмовиков.

    Мало кто знает, что миролюбивые шведы, эти профессиональные нейтралы во время европейских войн, внесли свой вклад в разработку Штуки. Чтобы обойти положения Версальского договора, Хуго Юнкерс основал авиазавод в Швеции. Объект не был секретным, но он позволял работать без надоедливого надзора со стороны инспекторов по договорам, которые не имели полномочий в Швеции. Там Юнкерс разработал K.47, моноплан с центральным расположением и радиальным двигателем (все другие пикирующие бомбардировщики того времени были бипланами), оптимизированный для пикирования и оснащенный, как пикирующими тормозами Junkers, так и тем, что впоследствии станет автоматическим выдвижным механизмом Ju-87. Хотя K.47 способствовал созданию прототипа, который стал Stuka, только в самом широком смысле, шведские летчики-испытатели с энтузиазмом совершили с ним сотни пикирований и усовершенствовали процедуры и методы пикирования. Герман Польманн разработал K.47 под руководством Карла Плаута, летчика-истребителя Первой мировой войны, а Польманн продолжил разработку Ju-87 после того, как Плаут погиб в результате крушения прототипа Junkers.

    Единственное и главное преимущество бомбометания с пикирования - точность.

    Первый появившийся способ бомбометания- это классическая горизонтальная бомбардировка, и ее точность зависит от бомбового прицела, который может рассчитывать множество параметров для создания правильной параболы от бомбового отсека до цели. Параметров много и не все их можно было учесть, погрешность возрастала с увеличением высоты, либо природных погодных условий.

    Последнее, погрешность в расчетах, мало влияет на бомбардировку с пикирования, и если пикирование действительно вертикальное, полет бомбы будет следовать по пути бомбардировщика туда, куда направлен самолет - на танк, корабль, бункер, здание. Безусловно, это упрощенная схема, прицелы и способы корректировки для бомбометания в пикировании, не под углом 90 градусов, позже появились.

    Способность Штуки выполнять отвесное пикирование и выходить из него, позволяла его пилотам сбрасывать бомбы прямо на конкретную цель.

    Способность Штуки выполнять отвесное пикирование и выходить из него, позволяла его пилотам сбрасывать бомбы прямо на конкретную цель.

    Ju-87 был одним из немногих пикирующих бомбардировщиков, которые действительно могли выполнять вертикальное пикирование без превышения предельной скорости. Большинство пикирующих бомбардировщиков не могли опустить нос более чем на 70 градусов, хотя Vultee Vengeance также считался действительно вертикальным бомбардировщиком. Тормоза для пикирования под крылом Stuka, изобретение Хьюго Юнкерса, были удивительно эффективными, несмотря на их небольшой размер и простоту, и значительный радиатор самолета, большие обтекатели колес, остекление кабины и общее лобовое сопротивление было достаточно для поддержания скорости не более 600 км/ч при вертикальном пикировании. (Более поздние модели могли пикировать со скоростью до 650 км/ч.)

    Некоторые пилоты Stuka входили в пикирование, наполовину перевернув самолет на спину, а затем создавая положительные перегрузки для пикирования, другие просто переходили из горизонтального полета в пикирование. Стоять на педалях руля направления, чтобы не попасть в приборную панель, достаточно сложно, даже с помощью плечевого ремня, еще и пытаясь прицелиться в цель, одновременно игнорируя зенитный огонь, это должно было быть действительно сложной задачей и это все в очень ограниченное время.

    Британский летчик-испытатель Эрик Браун полетал час на трофейном Ju-87D, а позже написал:

    «Угол пикирования в 90 градусов - это довольно трогательный опыт, потому что всегда кажется, что самолет находится над вертикалью и вертится. И все это в то время как земля приближается с очевидной суицидальной быстротой. На самом деле я редко видел, чтобы специализированный пикировщик в пикировании превышал 70 градусов, но Ju-87 жутко завывал на 90 градусов . и Ju-87 чувствовал себя хорошо, стоя на носу, и разгон до 335 миль в час был достигнут, примерно через 4500 футов, а затем скорость медленно увеличивалась до абсолютного допустимого предела 375 миль в час, так что ощущение движения на американских горках, которое испытывало большинство других пикирующих бомбардировщиков, отсутствовало. Должен признаться, что часовая тренировка по бомбометанию с пикирования у меня была более приятной, чем когда-либо с любым другим самолетом этого специализированного типа. Ju-87D, казалось, не находил своей естественной стихии, пока не начал круто нырять. Очевидно, фиксированная ходовая часть и тормоза для пикирования с большим размахом Junkers представляли собой очень эффективную комбинацию ».

    На Ju-87 были установлены гиростабилизированные бомбовые прицелы “Stuka-vizier", разработанные известным немецким производителем оптики Zeiss. В основном это были прицелы, модифицированные для вертикального наведения. Пилоты «Штуки» также имели угловые линии на половину транспортира, выгравированные красным цветом в правом окне фонаря, которые при сопоставлении с горизонтом давали им углы пикирования. Другой необычной особенностью Штуки было большое окно на полу кабины, между ногами пилота, чтобы он мог держать цель в поле зрения, когда готовился к пикированию. К сожалению, для самих пилотов и с их слов, обычно окно было бесполезно, и покрыто толстой пленкой моторного масла, текущей на корму.

    Одной из передовых функций Ju-87, по крайней мере для той эпохи, был механизм автоматического выхода из пике, чтобы избежать возможности пилотом пропустить момент из-за фиксации на цели или невозможности из-за эффекта полета с высокой перегрузкой. Это было простое гидравлическое устройство. После того, как пилот установил дифферент для пикирования и для противодействия увеличившейся воздушной скорости, автомат выпустил воздушные тормоза под крыльями, автомат сбрасывал настройку дифферента, когда бомбы были сброшены, чтобы отдать команду на выход- принудительно изменив положение горизонтальных рулей, который обычно происходил на перегрузках от 5 до 6 G. В те дни, задолго до появления противоперегрузочных костюмов, только самые сильные пилоты и стрелки-радисты Stuka избегали хотя бы ненадолго не потерять возможность управления, но Stuka выходил из пике за них.

    Разумеется, если они ему доверяли. Многие пилоты Ju-87 с подозрением относились к функции автоматического выхода и предпочитали летать самостоятельно. Во время тренировочных полетов с пикированием против плавающей цели в Балтийском море вскоре после того, как был введен механизм автоматического вывода, как минимум три штуки вышли прямо в море вместе с пилотами, что, конечно, очень не понравилось летчикам.

    Выход был также моментом, в котором Штука была наиболее уязвима, скорость быстро падала, поскольку самолет стремительно набирал высоту, следуя по предсказуемому курсу и не мог маневрировать. Пилоты союзников, воевавшие против «Штук», не пытались поймать их в пикировании; они ждали, пока немцы сбросят бомбы и начнут подъем, в этот момент, невысокая скороподъемность делали их легкой мишенью . Ju-87 предназначались для использования только там, где у Люфтваффе было полное превосходство в воздухе, и они могли безнаказанно совершать бомбардировки. Никто и никогда не планировал, чтобы они сражались лицом к лицу с восьмиствольными «Спитфайрами» и «Харрикейнами», а это случилось уже летом 1940 года.

    Во время битвы за Британию «Штуки» подвергались истреблению десятками, при попытке выполнить работу - стратегическую, а не тактическую бомбардировку - для которой они никогда не предназначались. Это были самолеты наземной поддержки, предназначенные для работы в паре с наземными войсками и передовыми наводчиками. Но, как только противники получали возможность контролировать воздушное пространство, то возможности применения Штук сразу ухудшались, так уже в сражении при Эль-Аламейне, в пустыне Северной Африки, штуки не сыграли той роли, что выполняли в предыдущих успешных операциях на этом ТВД в 1941-42 года, поскольку британские ВВС в основном на Киттихауках к тому времени по большей части взяли верх над истощенными Люфтваффе с их-109-ми и итальянские Macchi MC.202.

    Тем не менее, в Северной Африке Ju-87 активно применялись вначале этой капании. «За исключением немногих истребителей, у нас вообще не было пикирующих бомбардировщиков», - писал Алан Мурхед в «Войне в пустыне». «Военным стратегам это не важно, как на самом деле, они будут яростно доказывать, что« Штука »провальный и очень уязвимый самолет. Спросите у войск в поле. Одно только его влияние на моральный дух делало его значимым на Ближнем Востоке, пока у нас не хватало истребителей ».

    Читайте также: