Задания с лего конструктором

Обновлено: 17.05.2024

Игры разделены на разделы. В каждой игре и упражнений предусмотрены соответствующие цели и задачи. Игры могут иметь степени трудности и варианты (простой, сложный), что дает возможность использовать их с детьми разного возраста и уровня развития.

Задачи:

  • развитие познавательных процессов и личностных качеств.
  • развитие лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем.
  • формирование грамматической составляющей речи.
  • формирование и развитие правильного длительного выдоха.
  • постановка и автоматизация звуков в ходе игры.
  • формирование графического образа букв, а так же развитие тактильных ощущений.
  • овладение звуко - буквенным и слоговым
  • анализом и синтезом слов.
  • формирование пространственной ориентации.
  • тренировка тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
  • Развитие связной речи.

Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать. Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания дошкольников во вводной части занятия я обычно использую богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:

  • момент неожиданности — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну;
  • видеообращение сказочного или вымышленного героя;
  • стихотворения и загадки;
  • чтение фрагмента произведения художественной литературы;
  • дидактические и подвижные игры;
  • познавательная беседу и обсуждение вопросов;
  • проблемную ситуация;
  • музыкальное сопровождение,
  • просмотр картинок,
  • демонстрацию презентаций,
  • видео или мультипликационных фильмов.

Стихотворения про Лего

«Лего» – умная игра,

Интересно здесь играть,

Строить, мыслить, рассуждать!

Приглашаю всех друзей

«Лего» собирать скорей.

Там и взрослым интересно:

В «Лего» поиграть полезно!

Раз, два, три – предмет сложи,

Что построил, расскажи!

ВложениеРазмер
prilozhenie_8.doc 481.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений с использованием наборов конструкторов « LEGO DUPLO кирпичики для творческих занятий» и «LEGO Education Моя первая история»

Упражнения на усвоение лексико-грамматических конструкций

- развитие внимания, зрительной памяти, наблюдательности;

- усвоение предложных конструкций;

-развитие пространственной ориентации;

-автоматизация звука ш.

Оборудование : конструктор «Лего эдьюкейшн Моя первая история»,

постройки, фигурка животного-кошка.

Логопед передвигает фигурку кошки в постройке: ставит на крышу, сажает на кровать, убирает за сундук, ставит перед фонтаном, прячет под дерево.

Дети объясняют, где кошка – кошка стоит на крыше.

- развитие внимания, зрительной памяти, наблюдательности;

- усвоение предложных конструкций;

-развитие пространственной ориентации;

Оборудование : набор конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий ».

Обращение логопеда к ребенку: у тебя на столе кирпичики разного цвета,

1.поставь кирпичик на кирпичик, построй башенку (НА)

2.Чтобы наверху был красный, а внизу желтый (предлог под)

Где находится жёлтый кирпичик? НАД или ПОД красным?

3. А теперь скрепи кирпичики так, чтобы синий кирпичик был между красным и зеленым кирпичиком.

-Теперь мы с тобой расскажем о твоей конструкции: на столе лежит желтый кирпичик, продолжай.

-Под красным лежит желтый кирпичик

-Между красным и зеленым лежит синий кирпичик

Игры на развитие внимания, памяти, координации движений.

Динамические паузы. Физкультминутки.

- развитие внимания, наблюдательности;

- развитие зрительной памяти.

Оборудование : карточки-схемы, постройки, коробочка.

Дети по очереди достают карточку из коробки или мешочка, внимательно смотрят на нее, называют, что на ней изображено, и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.

Цель : развивать быстроту, внимание, координацию движений.

Оборудование : 4 коробочки, кирпичики Лего Дупло (2х2 и 2х4 см) по 2 на каждого игрока.

Игроки делятся на две команды. У каждой команды свой цвет кирпичиков лего и своя деталь. Например, кирпичики 2х2 см красного цвета, 2х4 см – синего. Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.

Цели : развивать ловкость, координацию движений, общую моторику.

Оборудование : кирпичик лего.

Ребенок кладёт на голову кирпичик лего. Остальные дети дают ему задания, например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружиться. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.

Чья команда быстрее построит

- формирование чувства взаимопомощи, сплочения.

- развитие интереса, внимания, быстроты, координации, общей и мелкой моторики.

Оборудование : набор конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий », образец.

Дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец постройки с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

Найди такую же деталь, как на карточке

Задачи закреплять названия деталей конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий », развитие воображения.

Оборудование : карточки, детали лего-конструктора « Лего Дупло», платформа.

Дети по очереди берут карточку с чертежом детали лего-конструктора «Дупло», находят такую же и прикрепляют ее на платформу. В конце игры дети придумывают название постройки.

Оборудование : наборы деталей конструктора, мешочек.

Педагог держит мешочек с деталями конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий » . Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают.

Разложи детали по местам

Задачи : закреплять названия деталей «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий », образец.

Оборудование : коробочки, детали (клювик, лапка, овал, полукруг).

Детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

-формирование фонематического слуха: нахождение звука в словах, воспринятых на слух;

- закрепление значения сигналов светофора;

- развитие познавательных процессов.

Оборудование : кирпичики Лего Дупло красного, зеленого, желтого цвета.

По три кирпичика на каждого ребенка (красный, желтый, зеленый) лежат перед ними.

Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять зеленый кирпичик, если нет, поднимают желтый кирпичик. Если звук в слове повторяется дважды, дети поднимают красный кирпичик.

Игры для развития связной речи

Назови и построй

- закрепление названия деталей лего-конструктора « Лего Дупло кирпичики для творческих занятий»;

- формирование способности работать в коллективе;

- развитие связной речи.

Оборудование : набор лего-конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий».

Логопед дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Логопед задаёт вопрос: На что похожа деталь? Ребенок называет (на сапожок, на полукруг, на кирпичик) и оставляет у себя.

Когда каждый ребенок соберет несколько деталей, педагог предлагает построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней.

Назови, опиши и построй

Отличается от предыдущей тем, что ребёнок старается описать взятую им деталь (какая она? какого цвета? какой формы? на что похожа?)

Расскажи мне, расскажи

- изучение деталей лего-конструктора «Моя первая история»;

- формирование способности работать в коллективе;

-развитие творческих способностей;

- развитие связной речи.

- развитие мелкой моторики.

Оборудование : набор лего-конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий».

Логопед дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Затем педагог предлагает описать полученную деталь (какая она по размеру? какого цвета? какой формы? на что похожа?)

Когда каждый ребенок соберет несколько деталей, логопед предлагает построить из всех деталей одну историю, придумать ей название и рассказать о ней.

Построй, не открывая глаз

- развитие ориентации в пространстве, координации;

- развитие мелкой моторики рук, выдержки.

- развитие связной речи

Оборудование : плата, наборы конструкторов.

Перед детьми лежат платформа и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней получится постройка и рассказ о ней, того поощряют.

Игры и упражения на коррекцию звукопроизношения

- формирование и развитие правильного длительного выдоха.

- постановка и автоматизация звуков в ходе игры.

- развитие сенсорных эталонов, а именно: закрепления величины, формы и цвета.

Ребенок (дети) собирает змейку из деталей конструктора. Логопед предлагает

-построй двух разных змеек, чем они отличаются?

Ребенок отвечает, что (например) одна длиннее другой.

-Собирая змейку, змейку можно сделать какой? (извилистой, прямой, длинной, короткой)

-Расскажи мне про свою змейку, какая она? Из каких геометрических фигур сделаны?

-Какие присутствуют цвета?

-Из скольких деталей построена змейка?

У змеи суровый вид, иногда она шипит. Как шипит змейка?

Задачи : Автоматизация поставленных звуков, развитие словарного запаса по теме «Антонимы», расширение кругозора, развитие логического мышления, обучение фразовой речи на уровне словосочетания.

Оборудование : игровое поле, разделенное на секторы, человечки из набора «Лего эдьюкейшн Моя первая история» по количеству игроков, игральный кубик, лего-подарки: карточки с картинками на закрепляемый звук в названии.

Дети распределяют человечков между собой. В центр игрового поля кладутся картинки с отрабатываемым звуком изображением вниз. Кидают по очереди кубик и ставят человечка на выпавший сектор. Например, выпало число 6. Логопед задает вопрос: твой подарок маленький или большой? Ребенок, не видя картинки, отвечает по догадке. Только тогда картинку можно перевернуть. Если словосочетание логически верное, звукопроизношение правильное, ребенок забирает себе подарок (картинку). Игра продолжается, пока все подарки не разберут. Выиграет тот, у кого окажется больше картинок.

Что делать, если предмет и признак не совпали? Не стоит расстраиваться. Тогда нужно поразмышлять, бывает ли длинный стул, мягкий топор, твёрдое платье? Конечно, бывает! Платье на статуе, платье на морозе, игрушечный топор из пластмассы и стул в кабинете зубного врача. Не догадались? Тогда картинка возвращается в стопку.

Дети старшей группы или дети с ОВЗ играют по упрощенному варианту с открытыми картинками (см. фото

Задачи : развитие внимания, быстроты реакшии, автоматизация поставленных звуков, развитие словарного запаса, расширение кругозора, развитие логического мышления,

Оборудование : набор лего-конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий ».

Играют два-три ребенка, которые по очереди отгадывая загадки (на материале отрабатываемого звука), получают от логопеда кирпичик за правильный ответ и четко произнесенный звук в слове - отгадке. У кого башня окажется выше, тот выиграл.

Рыба, зверь, птица

- автоматизация поставленных звуков.

- развитие познавательных процессов и личностных качеств.

- развитие лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем.

Оборудование : кирпичик из набора конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий ».

Педагог держит в руках кирпичик. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы на определенный звук, затем дает другому и говорит: «птица» или «зверь». Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.

Упражнения на развитие познавательных процессов

Задачи : развитие познавательных процессов: пространственного мышления, зрительного внимания и памяти.

Оборудование : набор лего-конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий », карточки-схемы.

Нужно запомнить на карточке-схеме последовательность скрепленных кирпичиков и построить по образцу.

Задачи : развитие познавательных процессов: пространственного мышления, зрительного внимания и памяти.

Оборудование : набор лего-конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий » или «Лего эдьюкейшн Моя первая история».

Педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

Задачи: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.

Оборудование : конструктор «Лего эдьюкейшн Моя первая история».

На столе расположены предметы из набора в определенной последовательности.

Логопед предлагает посмотреть внимательно на предметы, запомнить, как они расположены. Дети отворачиваются, последовательность меняется. Обращается к детям: Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне, что изменилось?

- описать предмет, которого не стало;

- рассказать о месте, где он стоял;

- на какой звук начиналось название этого предмета?

- в названии каких еще предметов есть этот звук?

Методические рекомендации педагогам.

Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать. Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания дошкольников во вводной части занятия я обычно использую богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сборник практических заданий по LEGO -конструированию, направленных на формирование прединженерного мышления у детей дошкольного возраста / сост. Р. С. Громашева. Камышлов ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017 – 35 с.

В сборнике дано описание практических заданий по LEGO -конструированию, направленных на формирование прединженерного мышления у детей дошкольного возраста

Сборник, является идеальной формой работы, который позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры и является актуальным использованием LEGO -технологий в образовательном процессе ДОО.

ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующих развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Совершенствование самостоятельной деятельности по LEGO -конструированию в сборнике направленно главным образом на развитие психических и личностных качеств ребенка, таких как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.

Сборник по LEGO -конструированию предназначен для педагогов ДОО, студентов педагогических ВУЗов и колледжей в условиях современной дошкольной образовательной организации». Служит мощным техническим средством связи с качественным скачком развития новых технологий в ДОО в ХХ I веке.

Рекомендации по работе со сборником

Практические задания по LEGO -конструированию, направленные на формирование прединженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста

- Конструирование по образцу

- Конструирование по условиям

- Конструирование по замыслу

- Конструирование по модели

- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

- Конструирование по теме

Перечень необходимых материалов для конструирования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Понятие «прединженерное мышление» вводит Миназова Л. И. и выделяет следующие признаки прединженерного мышления:

- формируется на основе научно-технической деятельности, как мышление по поводу конструирования из LEGO и др.;

- рационально, выражается в общедоступной форме как продукт;

- не имеет тенденций к формализации и стандартизации, опирается только на экспериментальную и конструкторскую базу;

- систематично формируется в процессе научно-технического творчества;

- имеет тенденцию к универсализации и распространению на все сферы человеческой жизни.

В структуру прединженерного мышления входят рациональный, чувственно-эмоциональный и аксиологический элементы, память, воображение, фантазии, способности и др.

В большинстве случаев в практических исследованиях в качестве способа формирования прединженерного мышления предлагается LEGO -конструирование.

Актуальность LEGO -конструирования в дошкольном возрасте значима, так как оно:

- является действенным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивая при этом интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

LEGO -конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности.

Диапазон использования LEGO с точки зрения конструктивно-игрового и развивающего средства для детей довольно широк. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO .

Занятия с разнообразием конструкторов LEGO способствуют всестороннему развитию дошкольников разного возраста.

В процессе занятий с использованием LEGO – конструктора идет работа над развитием:

- образного мышления (мышление, которое отвечает за создание определенного образа представления ребенка; воплощая этот образ в действительности, ребенок реализует задуманное);

- пространственного мышления (ребенок на практике познает различные пространственные соотношения элементов: правее – левее, выше – ниже; учится понимать соответствие деталей: если один предмет выше, а другой оказывается ниже);

- мелкую моторику, глазомер (развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять мышечные усилия, тренирует глаз);

- фантазии и воображения (придумывает, изобретает, создает, воплощает, преобразует и т.д);

- способности к конструированию (ребенок не только осознает расположение деталей, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект).

LEGO и его прототипы являются обязательными атрибутами игровой деятельности ДОУ, начиная от больших блоков и заканчивая стандартными деталями для настольного творчества. С помощью таких деталей дети учатся конструировать не только по схеме, но и воплощают свои задумки, строя города, станции и обыгрывая свои изобретения.

В процессе работы с LEGO можно различить основные виды конструирования:

- конструирование по модели

- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

- конструирование по теме.

При работе с LEGO -конструктором используются следующие методы и приемы. Основная форма проведения занятий – практикум.

Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.

- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;

- работа по образцу – обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;

- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;

- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.

При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

В ходе работы по LEGO -конструированию у ребенка формируются определенные знания и умения.

Ребенок должен знать:

- основные детали LEGO -конструктора (назначение, особенности);

- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Ребенок должен уметь:

- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

- конструировать по образцу;

- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

- реализовывать творческий замысел.

Основные этапы развития способностей конструирования на примере работы с LEGO -конструктором:

1. Планирование предстоящей деятельности, представления хода работы по операциям, описание черт окончательного результата изделия.

2. Овладение элементами графической грамотности: кратко охарактеризовать модель, уметь выполнять зарисовку чертежа, описать эскиз изделия.

3. Самостоятельное конструирование.

4. Овладение конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателями и детьми.

5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с составленными задачами и запланированным образом.

6. Определение назначения получившегося изделия. Кроме понимания назначения изделия при конструировании учитывают функции, конкретные требования к определенному изделию.

Дети, выполняют задания педагога, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной педагогом.

Важным является внесение творческого начала в формирование конструктивных умений при выполнении отдельных работ во взаимодействии со значимыми взрослыми. Ребенок работает с большой активностью, со значительным напряжением мысли, если перед ним стоит задача изменить размеры или форму изделия, подумать над количеством необходимых деталей, изменением в оформление, в последовательности всего процесса изменения изделия. Целесообразно подготовить детям разные конструкции одних и тех же изделий, что направит творческую инициативу детей.

Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы, консультированию обучающихся, а также помощи тем из них, которые по своим физическим и образовательным возможностям не могут работать самостоятельно.

Любая деятельности по собиранию, ломанию, строительству – это отличная тренировочная база для будущей логики и интеллекта. Пространственное мышление и воображение выходят из попыток сложить кубики, построить куличики в песочнице или собрать кораблик из бумаги и спичек. Работа с LEGO -элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового. LEGO помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию воображения ребёнка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ СО СБОРНИКОМ

Предлагаемый сборник содержит практические задания по LEGO -конструированию, направленные на формирование прединженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Задания распределены по разделам:

- конструирование по образцу

- конструирование по условиям

- конструирование по замыслу

- конструирование по модели

- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

- конструирование по теме.

В каждом разделе содержится несколько заданий, разных по уровню сложности (1 – простое, 2 – средней сложности, 3 – высокий уровень сложности).

Каждое задание в своём описании содержит следующие компоненты:

- время на выполнение

- сфера использования (в рамках занятий в ДОУ)

Предлагать детям задания необходимо по следующей схеме:

- задания из каждого раздела реализуются по порядку и по уровню сложности.

- задания следующего раздела можно предлагать только тогда, когда пройдены задания первого уровень предыдущего раздела (нельзя давать задания «конструирование по модели или по замыслу», если не пройден первый уровень заданий из разделов «конструирование по образцу или по условиям»).

Задания можно использовать как в рамках организации занятий в ДОУ, так и в свободной деятельности детей. Также задания могут быть использованы родителями в домашних условиях.

Время на выполнение заданий рекомендуется не ограничивать (хотя примерные временные рамки в заданиях обозначены) – это связано с тем, что у каждого ребенка свой темп деятельности и мышления и ограничение по времени приведет к тому, что ребенок либо не доделает поделку до конца, либо не сделает качественно.

После выполнения заданий рекомендуется устно оценивать поделку ребенка, отмечая следующие показатели:

- правильность поделки (в поделках из 1, 2, 4 и 5 разделов)

- соответствие замыслу (3 и 6 раздел)

- оригинальность идеи (3 и 6 раздел)

- качество выполнения поделки (правильность скрепления деталей, надежность скрепления, аккуратность выполнения).

Оценивание работы ребенка рекомендуется на первых этапах проводить взрослому, на последующих этапах, когда дети освоят критерии оценивания – привлекать детей к оцениванию поделки сверстника.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЮ,

НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДИНЖЕНЕРНОГО

МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Конструирование по образцу

1.2. Подъемный кран

2. Конструирование по условиям

3. Конструирование по замыслу

3.2. Мебель (стул и стол)

3.4. Лесной домик

4. Конструирование по модели

5. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

5.4. Дом на колесах

6. Конструирование по теме

6.1. Прогулка в зоопарке

6.2. Машины из будущего

6.3. Улицы родного города

Раздел 1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ

- формировать умения строить башню;

- развитие умения конструировать по образцу, мелкой моторики рук;

- активизировать словарь детей.

Пластины 4*4 тонкие – 3 шт., кубики 2*2 – 9 шт. (можно 2 прозрачные)

Время на выполнение:

- соответствие образцу по форме

- соответствие образцу по количеству деталей

Возможно давать задание в рамках образовательной деятельности и в рамках свободной деятельности ребенка

Нужно построить башню. Для этого необходимо:

1. Определить нужные детали по количеству и форме

2. Отобрать нужные детали

3. Скрепить детали, начиная с нижней, по образцу (совместно с воспитателем)

4. Проверить правильность фигуры, соотнеся ее с образцом

Детали для выполнения задания дети отбирают самостоятельно, после этого необходимо проверить правильность деталей по форме и количеству.

1.2. ПОДЪЕМНЫЙ КРАН

- закреплять умения осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду, цвету, размеру и форме);

- развитие умения конструировать по условиям (форма фигуры);

- воспитывать желание работать совместно с другими детьми.

Основа на колесах – 1 шт.; пластины 4*2 -2 шт., кубики 2*2 – 5 шт., прозрачный куб для кабины 2*2 – 1 шт.; пластина 2*8 -1 шт.

Время на выполнение:

- соответствие образцу по форме

- соответствие образцу по количеству деталей

- умение скреплять детали конструктора

Возможно давать задание в рамках образовательных занятий и в рамках свободной деятельности ребенка

Нужно построить подъемный кран, Для этого:

1. Определить нужные детали по количеству и форме

2. Отобрать нужные детали

3. Скрепить детали, начиная с нижней, по образцу

4. Проверить правильность фигуры, соотнеся ее с образцом

Детали для выполнения задания дети отбирают самостоятельно, после этого необходимо проверить правильность деталей по форме и количеству.

После выполнения задания важно, чтобы дети самостоятельно проверили правильность выполнения фигуры.

1.3. ПАРОХОД

- формирование умения осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду, цвету, размеру и форме);

- развитие умения конструировать по образцу, мелкой моторики рук;

- формирование умения называть детали, из которых состоит фигура, скреплять детали в нужном порядке;

- формирование пространственного мышления

Пластины 4*2 – 8 шт., кубики 2*2 – 7 шт., пластины 2*8 (тонкая) - 2 шт., лапа 2*2 – 1 шт., пластины 4*2 -2 шт., окно -1 шт.

Время на выполнение:

- соответствие образцу по форме

- соответствие образцу по количеству деталей

- умение называть детали конструктора

- умение скреплять детали конструктора

Возможно давать задание в рамках образовательных занятий и в рамках свободной деятельности ребенка

Нужно построить пароход, для этого:

1. Определить нужные детали по количеству и форме

2. Отобрать нужные детали

3. Скрепить детали, начиная с нижней, по образцу

4. Проверить правильность фигуры, соотнеся ее с образцом

Детали для выполнения задания дети отбирают самостоятельно, после этого необходимо проверить правильность деталей по форме и количеству.

После выполнения задания важно, чтобы дети самостоятельно проверили правильность выполнения фигуры.

-закреплять умение осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду, цвету, размеру и форме), скреплять в нужном порядке и соотносить фигуры, определяя правильность их выполнения;

В настоящее время конструированию в дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Конструктор Лего - это не просто забавная игрушка, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей.

В нашей группе, как и в других, дети очень любят строить из конструктора Лего.

Ребята предпочитают конструктор - Лего другим конструкторам, а мы и не против, ведь данный конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки ребенка.

Элементы Лего-конструктора можно использовать не только для конструирования, но и в дидактических играх и упражнениях.

В процессе дидактических игр и упражнений с конструктором -Лего у ребенка развивается:

* Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;

* Концентрация внимания;

* Мелкая моторика;

* Умение действовать по образцу;

* Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек;

* навык взаимодействия со сверстниками;

* Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.

Знакомство с Лего- конструктором начали со 2 младшей группы, использовали Лего наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей. А в средней группе добавили конструктор среднего и мелкого размера с более сложными вариантами соединения деталей, цветные фото, схемы и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. В нашей группе созданы условия для игр с Лего- конструктором. В центре конструирования имеются различные виды конструктора: велкро, звездочка, Lego-Duplo, Lego-Tehnig.Все комплекты строительных материалов и конструкторы разместили в групповой комнате так, чтобы детям было легко, удобно и доступно пользоваться ими.

Совместно с родителями изготовили Лего – стол, где расположены контейнеры с разными деталями. Он мобильный, очень легко перемещается по группе. За этим столом дети строят плоскостные и объемные постройки. Индивидуальные пластины 13*25 для каждого ребенка. Для создания плоскостных построек оформили Лего – панель.

Можно придумать множество дидактических игр с Лего-конструктором предлагаем вам некоторые из них.

«Найди деталь, как у меня»

Цель: закрепить с детьми название деталей конструктора.

Описание игры: педагог показывает деталь конструктора, называет ее, ребенок находит такую же и повторяет ее название.

«Цветные башенки»

Цель: закреплять названия цветов; развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

Описание игры: дети по очереди кидают кубик. На гранях кубика, находятся цвета, указывающие на то, какой цветом кубик необходимо взять следующим для постройки башенки.

«Что изменилось?»

Цель: развивать у детей внимание, память.

Описание игры: педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.

«Что лишнее?»

Цель: формировать умение выявлять логические закономерности, развивать речь детей.

Описание игры: педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент.

«Найди деталь»

Цель: закрепить умение находить деталь, не удовлетворяющую определенным признакам.

Описание игры: ребенок должен выбрать фигуру от противного, т. е. не удовлетворяющую определенным признакам. Пример: «Выбери кирпичик не самый длинный и не белый».

«Волшебный диктант»

Цель:закрепить понятия пространственного восприятия (вверху, внизу, справа, слева).

Описание игры: по словесной инструкции дети самостоятельно располагают Лего детали на пластине.

«Собери цепочку»

Цель: развивать умение составлять простейшие логические цепочки чередующихся деталей по цвету или размеру.

Описание игры: ребенку дается образец, и он собирает цепочку или по размеру, или по цвету.

«Волшебная дорожка»

Цель:развивать умение подбирать детали по цвету и размеру, называть детали конструктора. Соблюдать правила игры.

Описание игры: при строительстве дорожки на пластине каждый игрок продолжает логическую цепочку устанавливая деталь конструктора того же цвета или размера.

«Построй по образцу»

Цель: формировать умение конструировать, используя картинку-образец и свободно использовать в речи названия деталей.

Описание игры: ребенок выбирает картинку – образец и самостоятельно строит постройку.

Дети с удовольствием играют в данные игры с использованием Лего-конструктора и вашим детям, мы уверенна, они понравятся. Благодарим за внимание!

Дидактические игры на развитие пространственных представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста Как правило,при обучении ФЭМП в ДОУ у детей среднего и старшего дошкольного возраста возникают явные проблемы при овладении ориентировкой.

Дидактические игры по развитию речи для среднего дошкольного возраста «Кто больше заметит небылиц?» Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное.

Дидактические игры железнодорожной направленности для младшего дошкольного возраста Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников. Педагогический коллектив осуществляет систематическую.

Дидактические игры для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста «Любимые сказки»

Дидактические игры для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста «Любимые сказки» Предлагаю вашему вниманию дидактические игры, сделанные своими руками. Использую эти дидактические игры на многофункциональном развивающем.

Презентация к материалу «Дидактические игры по развитию речи для среднего дошкольного возраста» Данная презентация, это продолжение материала "Дидактические игры по развитию речи для среднего дошкольного возраста". Для решения поставленных.

Презентация «Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Лего-конструирование

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Конструирование с малышами

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Конструирование в средней группе

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

Конструирование в старшей группе

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Фестиваль по конструированию

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
    • воспитатель;
    • дети и родители.

    Свободная игра с конструктором

    Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

    Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

    В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

    • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
    • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
    • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

    Сюжетно-ролевая игра с конструктором

    Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

    Конструктор

    Первые занятия дошкольников с LEGO конструктором всегда носят ознакомительный характер. Сначала знакомим детей с деталями конструктора и учим различать их, затем формируем навыки конструирования простых построек сначала по образцам, затем по схемам. Постепенно усложняем как постройки, так и структуру занятий: включаем в них, помимо конструирования по схемам и условиям, задания для развития математических представлений и речи с использованием деталей конструктора LEGO. Например, предлагаем создать башни, строение которых соответствует разной слоговой структуре слов; сосчитать количество деталей в двух группах и обозначить результаты сравнения в виде неравенства; обозначить ориентиры в пространстве. Такие задания закрепляют у детей не только навыки конструирования, они развивают внимание, память, речь, мышление и воображение. Кроме того, конструктор LEGO позволяет создать множество различных построек для игр и занятий с детьми, которые легко преобразовать и обыграть в соответствии с поставленной целью.

    Хочу представить читателям план-конспект НОД для расширения и уточнения представлений о деталях LEGO DUPLO и играх с ними в средней группе.

    Цель: формировать навыки конструирования элементарных моделей и построек с помощью конструктора LEGO.

    Обучающие задачи: познакомить с кирпичиками конструктора LEGO DUPLO, учить соотносить их с условными изображениями на схеме, формировать навыки конструирования по схеме.

    Развивающие задачи: развивать интерес к конструированию, внимание, память, мышление, навыки ориентировки в пространстве, мелкую моторику пальцев рук, точность движений, коммуникативные навыки при конструировании в паре и в подгруппе; стимулировать детское техническое творчество.

    Воспитательные задачи: воспитывать желание выполнить постройку, соответствующую представленной схеме.

    Демонстрационный материал: плакат с условными обозначениями кирпичиков LEGO; схемы для конструирования фигур и построек.

    Раздаточный материал: кирпичики конструктора LEGO DUPLO, схемы для конструирования.

    Ход деятельности

    Кирпичики LEGO конструктора

    Привлекаю внимание детей к кирпичикам конструктора LEGO DUPLO, которые находятся на столе, и предлагаю их рассмотреть. С помощью наводящих вопросов подвожу дошкольников к выводу о разных размерах кирпичиков и разном количестве выступов на них. Поясняю, что выступы нужны как для скрепления деталей между собой, так и для измерения длины и ширины кирпичиков, а при совместных играх с конструктором лучше использовать понятные всем названия деталей, чтобы согласовывать со сверстниками особенности постройки или модели.

    Знакомлю детей с названиями кирпичиков в зависимости от их размеров, количества выступов и их расположения в ряд или в два ряда. Предлагаю найти среди лежащих на столе одинарные кирпичики разного цвета и правильно назвать их. Аналогичное задание дошкольники выполняют с двойными и тройными кирпичиками красного, синего, зелёного и жёлтого цветов.

    Обозначение кирпичиков на схеме. Сообщаю дошкольникам, что для удобства конструирования по схемам используют условные обозначения кирпичиков разного размера и цвета, знакомлю с ними. Затем предлагаю детям выбрать кирпичик по желанию и самостоятельно соотнести с его условным обозначением, все вместе проверяем правильность выполнения задания и исправляем ошибки, если они допущены.

    Следующее задание – выбрать кирпичики по обозначениям на раздаточных схемах. Обращаю внимание дошкольников на то, что одинарный, двойной или тройной кирпичик может быть разного цвета. Вместе с детьми отмечаем успешность выполнения задания.

    Найди кирпичики

    Игровое упражнение «Найди кирпичики LEGO DUPLO по схеме»

    Выполняют его две команды. Предлагаю заполнить кирпичиками ячейки каждой расположенной на столах схемы, выбирая соответствующие условным обозначениям на ней. Вместе с детьми анализируем успешность команд. Побеждает команда, которая быстрее правильно выполнит задание.

    Подвижная игра «Цветные башни»

    Оставляю на столе кирпичики жёлтого и зелёного цвета в количестве, позволяющем каждому ребёнку выбрать один из них. На пол ставлю по одному кубику жёлтого и зелёного цвета, это ориентиры, около которых дети соберутся по сигналу. После того, как дети взяли в руки по кирпичику, предлагаю поиграть и выполнить с кирпичиками разные движения:

    Раз, два, три! Башню строить начали! (Дети идут друг за другом по кругу.)
    LEGO кирпичики вверх мы подняли, (Поднимают руки вверх.)
    Из руки в другую руку взяли, (Вытягивают руки вперёд, затем перекладывают кирпичик из руки в руку.)
    Под ногами пронесли, (Перекладывают кирпичик из руки в руку под коленом правой, а затем левой ноги.)
    И за спину спрятали! (Убирают кирпичик за спину.)
    Раз, два, три! Башню строить начали! (Подбегают к кубику, соответствующему цвету своего кирпичика, и командой строят одноцветную башню.)

    Игровое упражнение «Собери фигуры по схеме»

    Предлагаю детям рассмотреть схемы разных фигур с условными обозначениями составляющих их разноцветных одинарных, двойных или тройных кирпичиков LEGO DUPLO и собрать эти фигуры по схемам. Дети выполняют задание, затем поясняют свой выбор кирпичиков.

    Подведение итогов НОД. Подвожу дошкольников к выводу о возможности собирать фигуры и постройки из кирпичиков LEGO DUPLO, называя детали и используя схемы. Предлагаю в дальнейшем продолжить игры с конструктором, согласовывая со сверстниками план постройки.

    Александра Ефимова, воспитатель
    МБДОУ Д/с №28 «Лесная сказка»
    Елабужского м.р. Республики Татарстан

    Читайте также: