Занятия с конструктором для детей

Обновлено: 01.05.2024

Кружками по робототехнике интересуются все больше родителей по всей стране, и это неудивительно: на занятиях ученики не только учатся программировать, но и знакомятся с основами физики и механики, а еще развивают пространственное мышление и моторику.

В этой статье мы расскажем, где научат конструировать роботов, как заниматься с ребенком дома и что для этого нужно.

Как выбрать школу робототехники

Одно из главных различий школ — конструкторы, которые используются для обучения. Lego и Vex лучше подходят для учеников начальной школы, хотя продвинутые варианты Lego используются и для старшеклассников. Это готовые наборы с яркими деталями, привлекательным дизайном и множеством коробочных решений.

Наборы Arduino используют «взрослые» языки программирования и дают больше свободы для творчества. Часто в них входят только цифровые платы, а детали роботов приходится изготавливать самостоятельно, например на 3D-принтере. Arduino требует начальной подготовки и лучше подходит для учеников шестых классов и старше.

Набор, с которым дети работают на занятии, — важный, но не единственный критерий выбора хорошей школы робототехники. Вот еще несколько вопросов, которые я рекомендую задать преподавателям.

Познакомьтесь с преподавателем до начала занятий

«Дочь в 8 лет интересовалась робототехникой, поэтому пошла на платный кружок. Главным критерием выбора курсов была близость к дому: дочь училась в олимпиадном классе и в художественной школе, занималась спортивной гимнастикой — ездить далеко было некогда. Занятия надоели через два месяца — возможно, дело в том, что преподаватель был недостаточно увлечен процессом».

Есть ли пробное занятие. Если ребенок никогда не занимался конструированием и программированием раньше, пробное занятие поможет определиться, интересно ли это ему вообще. А еще подходит ли уровень сложности занятий: слишком простые уроки быстро наскучат, а из-за слишком сложных заданий ученик может вообще потерять желание заниматься — зачем тратить время, если ничего не получается.

Сколько детей в группе. Чем больше человек занимаются в группе, тем сложнее преподавателю найти подход к каждому ребенку. Оптимальное количество учеников — до десяти человек.

Есть ли у школы лицензия на обучение. Этот документ подтверждает, что учреждение прошло проверку и предоставляет качественные образовательные услуги. А еще за такие занятия родители смогут получить налоговый вычет.

Готовят ли детей к олимпиадам. Подготовка детей к фестивалям и олимпиадам — хороший знак: это значит, что школа берет на себя ответственность за качество преподавания и может научить ребенка придумывать собственные решения, а не только пользоваться стандартными операциями.

Достаточно ли комплектующих. Наборов для конструирования должно быть больше, чем детей: это позволит оперативно заменить детали, если у ребенка что-то не будет работать. Если конструктора не хватает на всех, лучше выбрать другие курсы, иначе ребенку придется тратить время занятия не на решение интересных задач, а на ожидание своей очереди.

Как проходят занятия. Робототехника — такой же предмет, как программирование или математика. Чтобы научить ребенка с нуля создавать работающие механизмы, важно постепенно объяснять всю необходимую теорию и поэтапно закреплять знания практикой.

Поинтересуйтесь, по какой методике проходят занятия и сколько времени уделяется практической работе: на хорошем курсе теоретической части отведено не более трети от всего времени обучения. Практика должна включать в себя конструирование, сборку, программирование и демонстрацию робота.

Практика помогает освоить программирование в игровой форме

«Моему сыну Ярославу 12 лет. В начальной школе он ходил на кружки, где нужно работать руками — собирать и конструировать, а дома играл в Lego. Мне хотелось сделать его увлечение более серьезным: из конструктора дети быстро вырастают. Робототехника — переход на следующий уровень.

На занятиях ученики выбирают робота в интернете, собирают и настраивают его. До этого сын ни разу не занимался программированием, но у него получаются довольно сложные модели. Мне нравится, что они получают не теорию, а прикладные навыки: ребенок запрограммировал робота и видит, как это работает в действии».

Если не хочется долго подыскивать подходящую школу, мы собрали список проверенных курсов — офлайн и онлайн.

Роботекс

Где: Москва, Санкт-Петербург, Бердск, Вологда, Красногорск, Орел, Оха, Петушки, Покров, Тюмень, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Челябинск, Череповец
Возраст: от 4 до 14 лет
Сколько стоит: от 2600 Р в месяц в зависимости от региона
Подробнее: на сайте школы

«Роботекс» предлагает шесть программ, рассчитанных на учеников разного возраста: чем старше группа, тем сложнее и интереснее задачи. В младшую группу набирают детей 4—5 лет — дошкольники собирают механизмы из конструктора с крупными деталями Lego Duplo, развивают крупную и мелкую моторику, тренируют усидчивость и знакомятся с простыми алгоритмами.

Ребята постарше на занятиях изучают законы физики, механики и математики, а потом учатся применять их на практике: конструируют и программируют умных роботов, которыми можно управлять со смартфона.

Roboclub

Где: Казань, Омск, Крым, Уфа
Возраст: от 4 до 16 лет
Сколько стоит: обучение в группе от 2500 Р за 4 занятия, индивидуальное — от 6000 Р за 4 занятия
Подробнее: на сайте школы

Программы в «Робоклубе» различаются не только по возрасту учеников, но и по уровню их подготовки. Если ребенок успел походить на занятия еще до школы, в первом классе ему подберут продвинутый вариант курсов, а старшекласснику-новичку для начала предложат группу с базовыми заданиями, чтобы не отпугнуть ученика непосильным уровнем сложности.

На занятиях дети не просто собирают технологические игрушки, а готовятся к крупным робототехническим соревнованиям, которые дают преимущество при поступлении в вузы, например к «Робофесту». Зачастую вполне успешно: школа может похвастаться победами учеников на всероссийских и международных соревнованиях.

Технопарк РГСУ

Где: Москва
Возраст: с 3 по 9 класс
Сколько стоит: 7000 Р за 10 занятий
Подробнее: на сайте школы

Российский государственный социальный университет открыл для школьников детский технопарк. В его лабораториях преподаватели факультета информационных технологий проводят для учеников курсы по современным цифровым дисциплинам — от моделирования умной одежды до разработки виртуальной реальности.

Для тех, кто хочет узнать больше о робототехнике, работают две программы: обучение на базе Lego для учеников 3—5 классов и на базе конструктора и программной оболочки Arduino для 6—9 классов. Курсы состоят из десяти занятий по два часа: за это время школьник знакомится с конструированием, моделированием и программированием, узнает о трехмерном восприятии в пространстве и собирает первые модели.

Как победить выгорание

Robbit

Где: Санкт-Петербург
Возраст: от 4 до 14 лет
Сколько стоит: 800 Р за занятие
Подробнее: на сайте школы

Сложность занятий в «Роббите» зависит от возраста группы: дошкольники учатся собирать из конструктора простые механизмы, первоклассники пробуют оживить роботов с помощью моторов, а ученики с 9 лет и старше учатся самостоятельно программировать устройства — в том числе на языке Python — и готовятся к профильным соревнованиям.

В одной группе занимаются не более шести детей — так преподаватель успевает уделить достаточно внимания каждому ребенку. На пробное занятие можно записаться бесплатно.

Progress

Где: Нижний Новгород
Возраст: от 4 до 11 лет
Сколько стоит: 600 Р за разовое занятие, 1800 Р за абонемент на 4 занятия
Подробнее: на сайте школы

Школа проводит занятия в 50 детских центрах по всему городу — это удобно для учеников с плотным графиком, которым не хочется тратить слишком много времени на дорогу до кружков.

Обучение проходит в двух возрастных группах — от 4 до 9 лет и от 9 до 11 лет. Все курсы длятся по 16 часов: за это время ученики узнают теоретические основы робототехники, тренируются в сборке и программировании, собирают и демонстрируют собственного робота. Пробное занятие стоит 200 Р , на нем ученики успевают собрать первого робота по инструкции и показать его родителям.

В процессе обучения предусмотрены домашние занятия, промежуточные аттестации и внутренние соревнования: это помогает детям отслеживать свои успехи, а преподавателям замечать слабые места учеников и корректировать занятия так, чтобы повторить упущенный материал. Ребят из старшей группы по желанию готовят к региональным, российским и мировым олимпиадам.

Робототехника на Arduino

Где: в онлайне на образовательном портале Geekbrains
Возраст: от 10 до 15 лет
Сколько стоит: 14 400 Р

Занятия проходят в формате вебинаров: раз в неделю ученики разбирают с преподавателем новую тему. Чтобы ученикам было удобнее посещать встречи, они проходят по вечерам после уроков или по выходным, но если успеть на урок не вышло, его можно будет посмотреть в записи.

Каждую неделю ученики получают практические домашние задания. Ребята занимаются на виртуальном конструкторе, но можно работать с собственным набором Arduino и снимать процесс на веб-камеру, чтобы преподаватель контролировал сборку.

Подходящий конструктор стоит от 5990 Р : в комплект входят микроконтроллеры, двигатели, платы расширений, LCD-дисплеи, светодиоды и сервомоторы, с помощью которых можно сделать робота из любых подручных материалов. А вот корпусов и деталей для монтажа внешней оболочки роботов в наборе нет: придумывать, как привести модель к красивому и аккуратному виду, придется самостоятельно.

Робототехника Lego Spike Prime

Где: в онлайн-школе «Лекториум»
Возраст: с 4 по 10 класс
Сколько стоит: бесплатно

Это заранее записанный курс с подробными видеоинструкциями, которые помогут ученикам научиться собирать самых разных роботов из одного конструктора: от базовой машины, который умеет двигаться по прямой, до по-настоящему умного устройства — итоговый робот умеет проходить лабиринт, реагировать на перекрестки и даже выталкивать соперников с ринга.

Хотя сам курс бесплатный, для занятий ученикам потребуется приобрести набор конструктора Lego Spike Prime с одним дополнительным датчиком цвета — на «Яндекс-маркете» он стоит от 23 190 Р .

Первый шаг в робототехнику

Где: на образовательной платформе Stepik
Возраст: детям от 13 лет
Сколько стоит: бесплатно

Еще один бесплатный курс робототехники, который подойдет для начинающих. Обучение состоит всего из шести уроков, в каждом — короткие видеоролики с теорией, тесты для самопроверки ученика и практические задания.

Создание роботов проходит виртуально в среде программирования TRIK Studio. После прохождения курса ученики смогут потренировать свои навыки на конструкторе и контроллерах российской компании «ТРИК».

Робототехника на R:ED ONE

Где: на сайте образовательного проекта R:ED
Возраст: от 6 до 10 лет
Сколько стоит: от 786 Р за занятие

Курс состоит из четырех модулей по восемь уроков, уровень сложности которых постепенно нарастает. Если в первом модуле ученики собирают роботов по пошаговым инструкциям, то к последнему уже могут придумать и создать собственную модель.

Все занятия проходят в формате зум-конференции: для уроков потребуются компьютер, веб-камера, наушники и микрофон. Конструктор организаторы дают в аренду за 1000 Р — его отправят ученику с помощью «Боксберри».

Робокласс

Где: на сайте компьютерной школы «Инфосфера»
Возраст: от 10 до 14 лет
Сколько стоит: 2700 Р за годовую подписку

«Робокласс» учит программированию сразу на трех языках: Lego Mindstorms, RobotC и RoboLab. Электронный курс состоит из 34 уроков, объединенных в четыре тематические части: на них дети учатся конструировать роботов, знакомятся с датчиками и математическими операторами, а также тренируются управлять устройствами удаленно.

Каждый блок состоит из теории, практического задания, теста и материалов для учителя, если ребенок занимается под руководством родителей или репетиторов. Для обучения понадобится установить на компьютер специальное ПО — Robolab 2.9 или RobotC for Lego Mindstorms на базе EV3 — и купить конструктор Lego Education 9695: на «Яндекс-маркете» он стоит 13 900 Р .

Как обойтись без преподавателей

Если нет возможности регулярно посещать кружки и проходить курсы, основы робототехники можно освоить самостоятельно с помощью самоучителей и образовательных каналов на «Ютубе». Вот несколько ресурсов, которые помогут сделать первые шаги.

«Самоучитель» от «Роббо» поможет запрограммировать робота с помощью визуального языка программирования Scratch. Благодаря наглядности его легко освоить даже ученику начальной школы. Для работы с самоучителем понадобится платформа Robbo — базовый набор стоит 34 500 Р . Авторы самоучителя подготовили его для родителей и преподавателей, но старшеклассники смогут освоить простые упражнения и самостоятельно.

«Руководство по креативному программированию». Гарвардская Высшая школа образования разработала свой гайд для студентов, которые программируют роботов на Scratch. Он не рассказывает, как научить робота ходить или преодолевать препятствия, зато помогает развить креативность и воображение во время программирования.

LabRazum. Умный свет своими руками, электроника на пальцах и обзоры на наборы по робототехнике — этот ютуб-канал рассказывает про программирование и робототехнику на платформе Arduino.

EasyTech. Ведущий канала обсуждает технологии, роботов, науку и изобретения — в том числе обозревает самоучители по Vex и Arduino и ведет репортажи с робототехнических фестивалей.

Computer Science Center — канал с лекциями по математике и техническим наукам: преподаватели расскажут про алгоритмы и структуры данных, программирование на Java и Python и разработку программного обеспечения.

Лего-конструирование

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Конструирование с малышами

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Конструирование в средней группе

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

Конструирование в старшей группе

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Фестиваль по конструированию

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
    • воспитатель;
    • дети и родители.

    Свободная игра с конструктором

    Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

    Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

    В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

    • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
    • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
    • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

    Сюжетно-ролевая игра с конструктором

    Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

    занятия в детском саду

    Идеальной для использования в дошкольном воспитании является деятельность, в которой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных областей достигается легко. Одним из таких любимых и увлекательных для детей и воспитателей видов работы является конструирование. Кроме педагогических достоинств, занятия конструированием оставляют яркий эмоциональный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю жизнь. Именно поэтому перед воспитателем встают вопросы: как организовать занятия по конструированию для детей разного возраста, какие нюансы возникают в процессе работы, как грамотно составить конспект и помочь детям осваивать новые навыки с большим интересом.

    Теоретические аспекты обучения конструированию в детском саду

    Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на будущую перспективную профессию, на раннее развитие полезных прикладных навыков. Всё популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста. И дети, и взрослые всё чаще занимаются любительскими поделками и ремесленными хобби, различными художественно-прикладными занятиями, в которых также велик элемент конструирования.

    Два мальчика, сидя за столом, рассматривают какое-то техническое устройство

    Робототехника — наиболее перспективный и востребованный вид конструирования на сегодняшний день

    Конструирование само по себе может стать одним из очень востребованных обществом элементов дошкольной подготовки, а воспитатели, способные творчески организовать такие занятия, без труда найдут себе применение не только в рамках детского сада, но и в других организациях.

    Традиционно организация любого типа занятия начинается с постановки определённых целей, достижение которых будет свидетельствовать об успешности и эффективности мероприятий. В процессе занятий конструированием преследуются следующие цели:

    • образовательная (осваиваются новые слова и понятия, такие как названия конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур, технических терминов, названия материалов и инструментов, техник работы и т. д.);
    • развивающая (развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, трудовые индивидуальные и коллективные навыки, аналитические и творческие способности);
    • воспитательная (воспитывается желание работать и завершать начатое, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность).

    Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять воспитателю. Необходимо грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.

    Девочка строит дома из крупных модулей

    Конструирование для ребёнка — это игра, в ходе которой он познаёт форму, цвет и другие характеристики объектов

    Типы конструирования в ДОУ

    В зависимости от возраста и состава группы (преобладания в детском коллективе девочек или мальчиков), особенностей её интересов (например, когда профессия родителей вызывает в детях явное любопытство) и просто для яркого разнообразия можно выбрать разные типы конструирования для проведения занятий. Например, возможен такой выбор:

    • Художественное конструирование. Основным признаком является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой. Для работы могут использоваться различные материалы, например, бумага и природные материалы. Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности.
    • Техническое конструирование. Характерно моделирование реальных технических объектов, строений, машин и техники либо создание конструкций по аналогии с образами из сказок, фильмов. В работе могут использоваться строительные материалы и стандартные конструкции (часто заводского изготовления), например, деревянные кубики или конструктор «Лего», а также все подобные им материалы.

    Видео: художественное конструирование из бумаги

    Формы конструирования

    • Конструирование по образцу. Используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем. Сперва воспитатель демонстрирует в медленном темпе и с подробными объяснениями всю последовательность работ начиная от изготовления деталей конструкции и до финального готового образца. Затем к работе приступают дети, выполняя конструирование самостоятельно и с поправками воспитателя.
    • Конструирование по модели — это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно. Например, можно предложить воспитанникам самостоятельно сделать модель машинки из бумаги.
    • Конструирование по условиям. При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Например, дошкольники построили домик из строительного конструктора, и воспитатель предлагает построить теперь гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: подъездная дорожка, большие ворота, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению.
    • Конструирование по чертежам и наглядным схемам. В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.). В процессе работы с большой вероятностью могут возникнуть затруднения, связанные с пространственным ориентированием и сложностью этой формы конструирования, поэтому начинать следует с простых схем, заранее подготовленных несложных шаблонов, попутно разъясняя детям новые геометрические понятия и взаимосвязи.
    • Конструирование по замыслу. Эта форма требует понимания абстрактных понятий, свойств и функционального назначения объектов. На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов.
    • Конструирование по теме представляет собой разновидность конструирования по замыслу, в которой задаётся конкретная тема (класс объектов) для конструирования. Тема может звучать, например, как «Здания» или «Машины». Во всём остальном (детализация объекта, выбор материала и техники работы и т. д.) ребёнок свободен принимать самостоятельные решения.
    • Каркасное или модульное конструирование. Эта сложная форма конструирования очень требовательна к рабочим материалам. Специальный материал должен позволить ребёнку работать отдельно с каркасом и иными деталями конструкции, определяющими её внешний облик или иные свойства. Таким материалом может быть строительный конструктор, позволяющий выстроить сначала форму здания (несущие конструкции), а потом модифицировать одну и ту же форму в здания разного назначения (жилое, офисное, производственное). Для работы подойдёт также автомобильный конструктор, сперва дающий возможность построить ходовую часть (несущую раму с колёсами), а потом с использованием ряда произвольных элементов (кузов, кабина) менять назначение автомобиля. Модульное конструирование позволяет понять принципы разделения объекта на составные части конструкции с разным функциональным назначением, разными ограничениями и возможностями, разным влиянием на прочность и внешний вид.

    Формы организации обучения конструированию следует чередовать в зависимости от требований программы определённой возрастной группы.

    Видео: конструирование по образцу в технике оригами

    Рекомендации по обучению конструированию в детском саду

    При планировании занятий с элементами конструирования следует учитывать ряд аспектов:

    • Размеры поделок. Не рекомендуется сразу выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Полезнее начинать с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).
    • Сложность поделок, разнообразие применяемых техник. Начните с самых простых поделок и постепенно их усложняйте (вводите новые детали, уменьшайте размеры изделий). Этот же принцип касается и используемых техник. Правильным решением будет вводить новшества постепенно. Дети должны использовать уже освоенные техники (например, рисование) и новые (склеивание бумаги), комбинируя их. Так, модель дома можно будет склеить из бумаги (простой белый куб или призма), а далее нарисовать детали (окна, двери, фактуру стен). При дальнейшей работе нарисованные детали можно будет заменить деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов).
    • Доступность и лёгкость использования материала. Материал можно использовать разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию и обработан заранее. Природные материалы лучше всего использовать не пересушенные и чистые (крупные сухие листья и стебли растений, крупные семена и шишки, орехи и жёлуди). Можно использовать ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов. Рекомендуется избегать применения дорогостоящих и малодоступных материалов.

    Дети стоят на улице с вёдрами, наполненными каштанами

    Наиболее доступным является природный материал, который ребята с удовольствием соберут на прогулке

    Воздержитесь от излишне эмоциональных восторгов в пользу работы одного творца, помните, что каждый ребёнок в группе — художник и творец. Похвалите каждого и даже замечания и предложения по доделке и переделке обязательно подайте в конструктивном ключе, как улучшение и так уже заслуживающей всяческого одобрения работы.

    Будет ошибкой не контролировать обсуждение детьми работ других детей, важно мягко, но настойчиво пресекать обсуждения с пренебрежением или сильными негативными оценками, высмеиванием и переходом на личности.

    Дети и воспитатель стоят с поднятыми вверх руками

    В начале или середине занятия по конструированию рекомендуется провести тематическую физкультминутку

    Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия

    Отличным вступлением для начала занятия, мотивирующим детей на активную творческую работу, будет игра и связанная с ней беседа, обсуждение будущего объекта конструирования (актуализация знаний детей о нём). Если дошкольники не сталкиваются с данным объектом в повседневной жизни, желательно использовать рисунки, натурные примеры и модели, видеоматериалы.

    Примеры мотивирующего начала занятий для различных тем:

    1. Тема технического конструирования «Дом». Рассказывается сказка «Теремок», проводится просмотр одноимённого мультфильма. Беседа актуализирует знания детей о домах, демонстрируются сказочные герои, небольшие игрушечные фигурки зверей (для которых необходимо сделать из бумаги небольшой домик). Можно раздать по маленькой фигурке каждому ребёнку или группе детей, в таком случае они будут делать домик для конкретного героя (конструируют индивидуально или совместно).
    2. Тема художественного конструирования «Осенний пейзаж». Показываются картинки осенней природы для формирования у детей образа изменений природы в это время года. Обсуждаются изменения в природе и различные элементы осеннего пейзажа. Демонстрируются элементы конструкции (шишки, семена, листья и стебли растений), обсуждается, на что они похожи и как их можно использовать.
    3. Тема художественного конструирования «Мост». Детям показывается небольшая игра, герой которой не может преодолеть препятствие — реку или глубокий овраг. Игра может быть с фигурками и игрушками, может быть отражена в рисунках, последовательно описывающих развитие ситуации и затруднения героев. В роли героя может быть кто-то из детей (заранее подготовленный), в таком случае препятствие (овраг или речка) может быть отражено физически ленточками или флажками прямо на полу. В последнем случае игра может носить подвижный характер и сочетаться с небольшой коллективной разминкой после предшествующего занятия. В процессе игры дети выполняют несколько несложных заданий, а затем сталкиваются с непреодолимым препятствием. Ширина преграды не позволяет её перепрыгнуть. Ставится проблемная задача, и дети предлагают решение.

    Будьте готовы к неожиданным вариантам (постройка воздушного шара или плота), в этом случае вы либо направляете детей на нужный вариант действий, либо имеете заготовку для конструирования предлагаемых вариантов.

    Конспект занятия по конструированию «Зоопарк. Крокодил» с использованием конструктора Lego classik МАДОУ МО г.Краснодар "Центр-детский сад №198" «Акварелька» Конспект НОД по техническому конструированию в старшей группе на тему: «Зоопарк. Крокодил» Подготовила: воспитатель: Ярская Олеся Николаевна 2022г Конспект занятия в старшей группе на тему: «Зоопарк. Крокодил» Цель: -.

    Конспект НОД по конструированию с использованием конструктора LEGO в старшей логопедической группе Цель: - Формировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности. - Развитие технических и творческих способностей, что способствует гармоничному развитию личности ребёнка. - Овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики.

    Лего, LEGO. Конспекты занятий - Конспект занятия по LEGO-конструированию «Полет на неизведанную планету»

    Публикация «Конспект занятия по LEGO-конструированию «Полет на неизведанную. » Конспект по LEGO– конструированию в средней группе «Полет на неизведанную планету». Составила: Газеева Татьяна Николаевна МБДОУ «Детский сад №18» г. Самара Цель: Создание игровой ситуации по средством модели робота из конструктора лего во второй младшей группе. Задачи: -.

    Конспект занятия «Детективное агентство «Лего-креатор» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №13 «Радуга» Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе «Фантазеры» на тему «Детективное агентство «LEGOКРЕАТОР»» Составила воспитатель I.

    Конспект занятия по легоконструированию «Выставка «Город мастеров» Цель: Формирование умения создавать разные виды зданий в процессе совместной творческой деятельности детей и педагога. Задачи: О- Учить детей конструировать здания по замыслу, условию, схеме. Р- Развивать творческие способности, эстетический вкус, восприятие формы, глазомер. В-.

    Конспект НОД по легоконструированию в старшей группе на свободную тему

    Конспект НОД по легоконструированию в старшей группе на свободную тему Цель: Развитие способности детей к моделированию через ЛЕГО-конструктор на свободную тему Задачи: - Развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию. -Развивать диалогическую речь. - Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое и.

    Лего, LEGO. Конспекты занятий - НОД по легоконструированию по сказке «У солнышка в гостях»

    Статья «НОД по легоконструированию по сказке «У солнышка в. » Технологическая карта занятия по легоконструированию в рамках проекта «Легоконструирование в волшебной стране» Дата проведения занятия Апрель Воспитатель_Барашева_ Тема занятия По мотивам словацкой сказки «У солнышка в гостях» - «Цыпленок» Возрастная группа Вторая младшая Задачи.

    Конспект семейного развлечения по лего-конструированию с детьми старшего дошкольного возраста Цель: развитие коммуникативных навыков детей в совместной деятельности со взрослыми. Задачи: 1. Формировать у детей интерес к конструктивной деятельности. 2. Развивать творческие способности. 3. Расширять представления детей об окружающем мире. 4. Воспитывать дружеские.

    Конспект занятия по легоконструированию в средней группе «Чудесный лес» Тема: «Чудесный лес» Цель: расширение знаний о лесе. Образовательные задачи: - обучающие: формировать умения использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу; закреплять умения воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное.

    Конспект НОД по легоконструированию в первой младшей группе «Домик для скворца» Конспект НОД по легоконструированию в первой младшей группе Тема «Домик для скворца» Цель: формирование элементарных конструктивных навыков и умений в процессе действия со строительными деталями. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

    Создание известных повсюду в мире «цепляющихся друг за друга кирпичиков» «лего» поистине можно назвать одним из гениальных изобретений ХХ века. Бравые датские плотники и столяры, начавшие в 30-х годах серийный выпуск необычных зацепляющихся деревянных кубиков, видимо, и представить себе не могли, до какого гигантского размаха дойдёт это производство и такое детское увлечение.

    Всё об организации интересных занятий с детьми по конструированию с применением наборов типа «лего» можно найти в этом разделе. Конспекты разноплановых занятий, образовательных программ, развивающие игры, рассказы о собственном опыте конструирования с детьми – вот темы представленных здесь материалов.

    Используйте конструкторы «лего» в педагогической практике вместе с МААМ!

    Содержится в разделах:

    Включает в себя разделы:

    Конспект занятия по конструированию «Зоопарк. Крокодил» с использованием конструктора Lego classik МАДОУ МО г.Краснодар "Центр-детский сад №198" «Акварелька» Конспект НОД по техническому конструированию в старшей группе на тему: «Зоопарк. Крокодил» Подготовила: воспитатель: Ярская Олеся Николаевна 2022г Конспект занятия в старшей группе на тему: «Зоопарк. Крокодил» Цель: -.

    Конспект НОД по конструированию с использованием конструктора LEGO в старшей логопедической группе Цель: - Формировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности. - Развитие технических и творческих способностей, что способствует гармоничному развитию личности ребёнка. - Овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики.

    Лего. Конструктор LEGO - Фотоотчёт «Конструирование из Лего» к Дню юного конструктора на МAAM

    Фотоотчёт «Конструирование из Лего» к Дню юного конструктора на МAAM

    Публикация «Фотоотчёт «Конструирование из Лего» к Дню юного конструктора на. » Современные дети предпочитают общению со сверстниками и любимой игрушкой компьютерные игры, которые негативно действуют на психику и развитие дошкольника. Как уберечь ребенка от компьютера? Игра с конструктором – с одной стороны увлеченное занятие, с другой – всестороннее.

    Легоконструирование как средство развитие речи детей дошкольного возраста Слайд № 1 пролистываем 2 пролистываем 3 Тема «Лего конструирование как средство развитие речи детей дошкольного возраста 4 Развитие речи посредством конструирования становится актуальным в наше время. Для того чтобы развивать речь ребенка, с ним чаще надо играть. Проблема с.

    Фотоотчёт о мероприятии 1 июня «В гостях у Лего-человека»

    Фотоотчёт о мероприятии 1 июня «В гостях у Лего-человека» В первый день лета отмечается -международный день детей. Это один из самых старых международных праздников, его отмечают во всем мире с 1950 года. День защиты детей был придуман для того, чтобы напомнить нам, взрослым, о чистоте, искренности и наивности детской души. О том, что.

    Развитие технического творчества и познавательных интересов воспитанников подготовительной группы посредством LEGO-конст-я Статья: «… Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться – играя и обучаться в игре…» Е.В. Фешина Конструктор LEGO самый популярный и востребованный конструктор среди детей всего мира. Ведь всем детям нравится создавать что-то интересное и новое. Любой.

    Лего. Конструктор LEGO - Легоконструирование как метод развития саморегуляции у старших дошкольников в процессе познавательной активности

    Статья «Легоконструирование как метод развития саморегуляции у старших. » Консультация для воспитателей на тему: «Лего-конструирование как метод развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной активности» Процесс развития познавательной активности старших дошкольников является одним из ведущих проблем современной.

    Конспект занятия по LEGO-конструированию «Полет на неизведанную планету» Конспект по LEGO– конструированию в средней группе «Полет на неизведанную планету». Составила: Газеева Татьяна Николаевна МБДОУ «Детский сад №18» г. Самара Цель: Создание игровой ситуации по средством модели робота из конструктора лего во второй младшей группе. Задачи: -.

    Легоконструирование как средство успешного развития технического творчества дошкольников Аннотация: в данной статье рассматривается роль лего-конструирования в жизни дошкольника. Лего – конструирование прекрасный способ пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире. Лего-конструирование прекрасно развивает структурно-логическое мышление, необходимое.

    Конспект занятия «Детективное агентство «Лего-креатор» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №13 «Радуга» Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе «Фантазеры» на тему «Детективное агентство «LEGOКРЕАТОР»» Составила воспитатель I.

    Расскажите детям о конструкторе Лего

    Конструктор ЛЕГО был изобретен почти сто лет назад. Одна датская компания решила придумать игрушки, которые развивали бы у детей воображение, изобретательность и творческие способности. Сначала элементы ЛЕГО-конструктора были деревянными, а потом их стали делать пластмассовыми и придумали способ, чтобы все элементы можно было соединять между собой. Такой конструктор сразу понравился детям, даже его название свидетельствует об этом — слово «ЛЕГО» состоит из частей датских слов, которые переводятся как «играть хорошо».

    Первые конструкторы ЛЕГО были самыми простыми, зато сейчас выпускают огромное множество видов ЛЕГО, а некоторые наборы содержат даже двигатели, чтобы можно было собирать не только неподвижные модели, но и двигающиеся. Популярность ЛЕГО такова, что с ним снимают мультфильмы и делают компьютерные игры. Компания ЛЕГО выступает за экологичное производство и планирует производить свой конструктор из вторсырья — пластиковых бутылок и стаканчиков из-под кофе.

    Читайте также: