Женщина конструктор военной техники

Обновлено: 08.05.2024

Как известно, в интернете очень много экспертов по стрелковому оружию. Все знают, каким должно быть оружие будущего, как надо конструировать автоматы и что именно не так с АК.

На фоне этих многочисленных мнений, мне хотелось показать точку зрения человека, которым этим реально занимается, каждый день. Анастасия - конструктор-оружейник, работала вместе с Дмитрием Лебедевым над его теперь уже знаменитым пистолетом.

Если нет желания смотреть видео, то вот сокращённая текстовая версия интервью:

- Анастасия, как ты начала работать с Дмитрием Лебедевым?
- С Дмитрием Ивановичем Лебедевым мы познакомились в 2016 году, я тогда вернулась из подразделения концерна ВТТ (высокоточная техника), работала там в течение года экономистом, ушла по личным причинам и вернулась на конструкторскую службу. Тогда главным конструктором уже стал Уржумцев Сергей Владимирович, я пришла к нему и бодро заявила, что хочу творить, желательно ручной пулемет. Он ответил, что без проблем даст любую работу, но попросил помочь нарисовать магазин к пистолету Лебедева. Я спросила, разве нет людей, которые могли бы это сделать? Тогда он сказал, что ради ускорения процесса нужна буквально пара чертежей. Я согласилась, при условии, что после мне разрешат делать ручной пулемет. По натуре я любопытный человек, поэтому мне стало интересно, что стоит за магазином, что это за пистолет Лебедева. Слышала о нем давно, в 2015 году, работая экономистом на ВТТ, читала о нем статьи, заинтересовал тот факт, что “Ижмаш” впервые стал официально разрабатывать пистолеты. Жаждала познакомиться с великим зодчим, но долго не могла его застать, пока однажды совершенно случайно мне не сообщили, что он здесь, и я могу с ним познакомиться. Я зашла в отдел, встретила Дмитрия Ивановича, на вид он мне показался обычным человеком, ничем не примечательным. Мы с ним поздоровались, в какой-то момент я поняла, что с этим человеком хочется много и долго общаться, он оказался очень интересным, неповторимым, невероятным человеком.
- А как ты вообще стала конструктором?
- Когда пришла пора выбирать профессию и поступать в ВУЗ, то за меня решили родители. Отец сказал: “Ты пойдешь на машиностроительный факультет ИжГТУ”. Я согласилась с родителями: “Хорошо, раз вы так хотите, то я, конечно, пойду”. Честно говоря, на тот момент своей инициативы у меня не было. Так, по настоянию родителей, я поступила в университет. Первые два курса преподавали общеобразовательные предметы, мало пересекающиеся со специальностью и я училась по инерции. Но на третьем курсе начались спец предметы, типа матчасти и так далее. Здесь я уже поняла, что мне это интересно, я стала это изучать, копать, читать. В конце концов, я закончила обучение по специальности стрелковое оружие с красным дипломом, потому что поняла, что это любовь всей моей жизни. Всегда относилась к своему занятию с фанатизмом и, может даже, с ревностью.
- Насколько сложно было учиться сначала по общеобразовательным предметам, и потом - по специальности?
- Самое главное, чтобы у человека был азарт. На первых двух курсах у меня этого азарта не было. Я не видела кем я стану, где буду работать и что вообще меня ждет, поэтому училась абсолютно без любви и тяги. Не хотелось сидеть, изучать, считать. Училась с горем пополам, так как этого хотели родители, так как было слово “надо”, и я должна была быть хорошей девочкой с отметками не ниже четверки. На третьем курсе, когда мое будущее уже стало определяться, все резко изменилось: появился азарт, ответственность, скрупулезность, мне хотелось во всем найти истину, до всего докопаться.
Учиться было сложно, иногда приходилось советоваться, слава богу, у нас прекрасный преподавательский состав в ИжГТУ на кафедре стрелкового оружия и не только. Кроме того, что они прекрасные специалисты, они еще и очень добрые, хорошие люди. Мне искренне помогали от всей души, это было очень приятно - чувствовать поддержку. Также были хорошие отношения в группе, мы и сейчас работаем в одном коллективе. Все в комплексе помогало, я училась с удовольствием. Когда ты знаешь кем станешь и видишь конечную цель, понимаешь, что когда-то ты создашь образец стрелкового оружия, которое, возможно возьмут не только на вооружение, но и на снабжение, то это настоящий подарок судьбы, шанс на миллион.
- Была ли у вас практика на заводе на старших курсах?
- Так получилось, что я начала работать, будучи на 4 курсе. Исходя из тех соображений, что мне нужно будет писать дипломную работу по специальности, а материального обеспечения - начальных данных - не хватало, так как эта информация была недоступна, то я устроилась на работу и попала в отдел спортохоты. Честно говоря, спортивно-охотничьи ружья меня не сильно вдохновляют, больше хотелось заниматься боевыми образцами. Моя практика по сути являлась реальной работой, которую я совмещала с учебой. Генеральным конструктором тогда был Владимир Викторович Злобин, он меня заметил и поручил проект - единый пулемет под патрон 7,62х51мм, по которому я писала дипломную работу. Изначально я хотела конструировать длинноствольное стрелковое оружие, пистолеты я не понимала и даже не уважала, в какой-то степени, считала их несерьезным предметом. В единых пулеметах, по которым я готовила дипломный проект, у Министерства обороны и других ведомств потребности не было, зато была в ручных пулеметах, поэтому я попросила дать мне работу в этом направлении, но сейчас это желание временно пропало, а пистолетостроение это то направление, где я чувствую себя в своей тарелке.
- Какие желания у выпускников - будущих конструкторов - после окончания ВУЗа? Куда они хотят идти работать и чем заниматься?
- Не могу ответить за других людей, это очень индивидуально, но из наблюдений, могу сделать вывод, что перспективы пугают некоторых. К сожалению, молодые люди не хотят заморачиваться, они понимают, что это огромный труд. Если ты становишься конструктором, то это настолько в тебя проникает, что меняется привычный распорядок дня, жизнь, и вообще все меняется. Может быть, народ боится такой ответственности. Но вообще, у нас хорошая оружейная школа, то есть ничего не мешает любому научиться и показать себя. Нужно только захотеть. Сфера стрелкового оружия довольно деликатная, современные девушки хотя и выступают за равноправие, но в таких вопросах боятся, стесняются и замыкаются, ведь женщина со стрелковым оружием - то еще зрелище.
- Как коллеги относятся к девушке-конструктору? Возникают ли какие-то трудности, которых бы не было у молодого человека?
- Разумеется, есть сложности. Дело в том, что изначально эта профессия является мужской, она никак не коррелируется с образом девушки. Для того, чтобы получить авторитет, чтобы коллеги стали прислушиваться или просто обращать внимание, была проведена большая работа, и она не прекращается до сих пор, ведь у мужчин так заложено, что в этой сфере не может быть женской руки. Хотя, если обратиться к стрелковой практике, то хорошие спортсмены-стрелки получаются именно из женщин.
- Часто ли ты сталкиваешься с мнением, что оружие предназначено исключительно для убийства, и девушке не положено заниматься конструированием таких вещей?- Безусловно, да. Мне попадаются люди, которые не понимают и не принимают факт того, что я занимаюсь оружием. Поэтому при знакомстве с новыми людьми, я не сразу рассказываю кто я и чем занимаюсь. Я аккуратно к этому отношусь и стараюсь не шокировать людей сразу. Некоторые относятся с восторгом: “Это такая экзотика!”, другие наоборот: “Мы за мир во всем мире, стрелковое оружие только для убийств”. Я отвечаю, что оно для защиты. У каждого свои мысли на этот счет, но вообще я люблю наблюдать за реакцией людей.
- Когда вы учились, была ли практика стрельбы? Изучали ли вы иностранные образцы?
- К сожалению, практической стрельбы у нас не было, ни в тирах, ни в стрелковых клубах, разбирали оружие на столах и все. Иностранные образцы тоже изучали, слава богу в ИжГТУ очень хорошая, скажем так, кладовая стрелкового оружия, мы могли наглядно рассмотреть многие образцы, даже самые старые. Очень важно знать историю, с чего все начиналось, а не только современные экземпляры. Отсутствие практики - это упущение, как говорит Дмитрий Иванович Лебедев: “Конструктор должен уметь стрелять” - он и сам прекрасный стрелок.
- С переходом на завод, появилась возможность практиковаться?
- Конечно, например на испытаниях, а еще с появлением выставки армии, возникла и возможность совершенствовать свои навыки в стрельбе. Может, не в таком объеме, каком хотелось бы, но появилась, что, безусловно, очень радует. Хотя стрельба - это не хорошо для человека, непривычная среда, но она дает величайшие, невероятные эмоции.
- На твой взгляд, что самое сложное в конструкторской работе?
- Самое сложное - это правильно и грамотно сформулировать цель. Не просто длиннее - короче, больше - меньше, тяжелее - легче, а нужно грамотно сформулировать - что получится в конце и для чего это нужно. Если эти два акцента будут умно и грамотно поставлены, то других проблем не возникнет.
- Каких направлений развития стрелкового оружия нам стоит ожидать в ближайшие 10-20 лет?
- Я точно уверена, что те отработанные схемы, которые мы применяем в разработке стрелкового оружия, еще долго будут доминировать и применяться. Я очень надеюсь, что нам разрешат изобретать, изготавливать и применять что-то новое, потому что пока, на мой взгляд, нас очень сильно ограничивают. Но, как я уже говорила, чтобы применять новые решения, необходимо понимать помогут ли они усовершенствовать оружие или наоборот будут лишними.
- Что бы ты посоветовала делать молодому парню или девушке, которые тоже решили стать конструктором, чтобы добиться этой цели?
- Если человек честно утвердительно себе ответил на вопрос: “хочу ли я быть конструктором?”, то, естественно, необходимо окончить ВУЗ, потому как в нем учат не только дисциплине, но и важным приемам разработки, а также правильно применять свои знания. Ну а потом, получив нужные знания, идти к нам в концерн.

Женщины «неженских» профессий: конструктор оружия

В Международный женский день рассказываем о женщинах Ростеха, выбравших не совсем стандартные профессии. Своим примером они доказывают, что «неженских» профессий не бывает – на любой работе можно достичь успеха независимо от пола.

Оружейное дело традиционно воспринимается как сугубо мужское занятие, но представительницы прекрасного пола могут привнести в него свое особенное видение. Так, собственное понимание гармонии и красоты, без которых не создать успешного оружия, воплощает в работе Елизавета Яровая – инженер-конструктор Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения (ЦНИИточмаш, входит в Госкорпорацию Ростех).

Елизавета родилась в Волгограде, там же с золотой медалью окончила школу и Волгоградский государственный технический университет. Героиня мечтала строить ракеты, но все изменила преддипломная практика. Она проходила в ЦНИИточмаше, где девушка написала диплом. Здесь, в Подольске, Елизавета так увлеклась оружейным делом, что после окончания вуза решила вернуться и работать в ЦНИИ.

Попав в отдел по разработке стрелкового вооружения, Елизавета сразу включилась в опытно-конструкторскую работу над новым пистолетом «Полоз». Ей повезло с руководителем − им стал инженер-конструктор Иван Козлов, который уже прославился своей «змеиной» линейкой пистолетов «Удав» и «Аспид».

«У девушек взгляд на оружие отличается от мужского тем, что больше внимания мы уделяем внешнему виду»

«Полоз» разработан ЦНИИточмаш на основе пистолета «Удав» для сотрудников МВД и Росгвардии. Он представляет собой самозарядное компактное оружие, которое можно переносить скрытно. Создан «Полоз» был в 2020 году всего за три месяца. Таких рекордных сроков удалось добиться благодаря высокой унификации с «Удавом» и использованию модульной конструкции.

Для «Полоза» Яровая разрабатывала затвор, а также «примеряла» оружие на свою руку, чтобы рукоятка и другие элементы были комфортны в использовании для женщин – защитниц правопорядка. Как отмечает сама героиня, «у девушек взгляд на оружие, возможно, отличается от мужского тем, что больше внимания мы уделяем внешнему виду».

Сегодня Елизавета Яровая продолжает разрабатывать новые образцы оружия. Инженер-конструктор большую часть дня работает за компьютером, проводя расчеты, создавая 3D-модели и чертежи новых изделий. Часто девушку можно увидеть и в цехе, где собирают образцы, и на полигоне, где проводятся испытания − когда-то здесь героиню научили держать в руках оружие, и Елизавета полюбила стрельбу. По словам Яровой, одно дело видеть разработку на мониторе в виде чертежей и совсем другое – держать собственное творение в руках и пробовать его в деле.

Несмотря на молодость, Елизавета на хорошем счету в отделе, коллеги прочат ей большое будущее. Девушка гордится своим коллективом и возможностью работать рядом с такими выдающимися оружейниками, как Петр Иванович Сердюков – создатель пистолета «Гюрза». Постоянное развитие и умение получать радость от работы – таковы профессиональные секреты молодой оружейницы.

Женщины-конструкторы: успешные в «неженском» деле

Разработка боеприпасов, оружия, авиатехники ‒ казалось бы, чисто «мужские темы». Тем не менее в создании многих отечественных образцов вооружения и техники принимали участие женщины. Иногда выбор «неженской» профессии − это поиск призвания или желание изменить стереотипы, иногда – вынужденный шаг. Женщины-конструкторы на деле доказывают, что любую работу нужно делать достойно и можно достичь успеха независимо от пола. В канун Международного женского дня представляем вам четыре истории о женщинах, выбравших конструкторскую стезю.

Елизавета Шахатуни: железная леди авиации

Елизавета Аветовна Шахатуни − cупруга и соратница Олега Антонова, создателя самолетов «Ан». Долгие годы она возглавляла направление прочности и безопасности самолетов в ОКБ Антонова. Шахатуни родилась в 1911 году в Ереване в армянской семье. Специальность инженера Елизавета выбрала благодаря своему дяде, сотруднику московского КБ Туполева. В 1935 году она окончила ведущий авиационный вуз страны – МАИ.

image_1.jpg

О.К. Антонов, Е.А. Шахатуни и Ю.А. Гагарин в лаборатории прочностных испытаний КБ Антонова, 1977 год

Первым местом работы Шахатуни стал завод ильюшинских самолетов, но работа специалиста по вооружению и оборудованию оказалась ей не близка. В 1937 году она переводится на небольшой планерный завод в Тушино, где знакомится с Олегом Антоновым, руководившим местным КБ. В 1941 году Антонов отправляется в Каунас организовывать работу планерного производства, куда приглашает и Шахатуни. Накануне Великой Отечественной войны Елизавета Аветовна и Олег Константинович женятся. Затем была эвакуация в Москву. В 1942 году супруги совместно работают над «летающим танком» А-40 – гибридом планера и танка. «Представьте: летит самолет, а за ним на 100-метровом тросе – танк с крыльями. Мы сделали так, чтобы он освобождался от самолета и садился сам», − рассказывала Елизавета Аветовна.

С 1943 года супруги работают в филиале ОКБ Яковлева в Новосибирске на заводе № 153 и, после возвращения ОКБ в столицу, в Москве. Елизавета Аветовна участвует в работах конструкторского бюро по первому реактивному истребителю Як-15 и других моделям.

В 1946 году Антонова назначают главным конструктором нового проектного бюро, которое сначала базируется в Новосибирске, а затем «оседает» в Киеве. Шахатуни становится одной из основательниц нового КБ и главным инженером-прочнистом. Первое правительственное задание – разработать самолет для сельского хозяйства – выполнено блестяще. СХА-1 (Ан-2), известный в народе как «Аннушка» и «кукурузник», стал легендой и выпускается до сих пор вот уже более 70 лет.

Далее была работа над самолетами Ан-8, Ан-10, самым большим в мире турбовинтовым самолетом Ан-22 «Антей», вторым в мире по грузоподъемности самолетом Ан-124 «Руслан» и другими самолетами марки «Ан». Елизавета Аветовна прожила богатую на события и долгую жизнь, не дожив до своего столетия всего 16 дней.

Лидия Булавская: автор патронов для АК-74

Лидия Ивановна Булавская родилась в 1930 году в семье служащих в Туапсе. После окончания школы переехала в Тулу. С отличием окончив Тульский механический институт по специальности, связанной с разработкой и производством автоматического стрелкового оружия, Лидия Ивановна в 1954 году пришла в ЦНИИточмаш – в отдел, занимавшийся исследованиями и разработкой боеприпасов к стрелковому оружию. Здесь она работала инженером, старшим инженером, ведущим инженером, а с 1965 года и до ухода на пенсию в 1985 году − начальником сектора.

4.jpg

Главным делом ее жизни стала разработка 5,45-мм малоимпульсного автоматного патрона. Работа была успешно выполнена, итогом ее стало принятие на вооружение в 1974 году одновременно с автоматом АК-74 патронов 5,45-мм с пулей со стальным сердечником и трассирующей пулей. Результаты войсковых испытаний показали, что новый патрон превосходит штатный 7,62-мм патрон образца 1943 года по дальности прямого выстрела, импульсу отдачи и эффективности стрельбы.

За создание и внедрение комплекса 5,45-мм патронов разработчику основного патрона Булавской в 1985 году присуждена Государственная премия СССР. В дальнейшем группой конструкторов, которой руководила Лидия Ивановна, был разработан 5,45-мм бесшумный патрон с уменьшенной скоростью пули.

«Лидия Ивановна была целеустремленной, энергичной, требовательной женщиной, – вспоминает Михаил Чугунов, руководитель аппарата главного конструктора по носимому вооружению и экипировке военнослужащих – заместителя генерального директора АО «ЦНИИточмаш». – И в то же время никакого высокомерия, коммуникабельная, со всеми находила общий язык. Сейчас кажется, что в линейке 5,45-мм патронов нет ничего особенного, все просто. Конечно, просто, когда изделие уже готово, но, чтобы получить его, Булавская и ее группа конструкторов проделали колоссальную работу».

Анастасия Серебренникова: «стрелковое оружие − любовь всей моей жизни»

Анастасия Серебренникова – представитель еще одной нетипичной для девушки профессии − конструктора стрелкового оружия. Анастасия выросла в семье инженеров, и вопроса в выборе специальности не стояло. После школы она поступила в Ижевский государственный технический университет на машиностроительный факультет. На третьем курсе Анастасия заинтересовалась проектированием оружия. Новые знания ей удалось применить на практике, с четвертого курса совмещая учебу с работой в Конструкторско-оружейном центре концерна «Калашников». Серебренникова работала в отделе спортохоты и занималась проектом единого пулемета под патрон 7,62х51 мм, по которому в итоге написала дипломную работу.

С 2016 года Анастасия вместе с конструктором Дмитрием Лебедевым работает в концерне «Калашников» над пистолетом ПЛ. Новый пистолет калибра 9×19 мм создается для силовых структур как замена пистолету Макарова и альтернатива пистолету Ярыгина. Оружие отличается улучшенной эргономикой, высокой точностью и кучностью стрельбы, а также небольшой толщиной. В настоящее время ПЛ готовится к серийному производству.

Мне попадаются люди, которые не понимают и не принимают факт того, что я занимаюсь оружием. Поэтому при знакомстве с новыми людьми я не сразу рассказываю, кто я и чем занимаюсь. Я аккуратно к этому отношусь и стараюсь не шокировать людей сразу

Изначально Анастасия планировала заниматься длинноствольным оружием, но сегодня именно в пистолетостроении чувствует себя на своем месте. Самое сложное в работе конструктора, по мнению Серебренниковой − это правильно поставить цель. «Нужно грамотно сформулировать − что получится в конце и для чего это нужно. Если эти два акцента будут умно и грамотно поставлены, то других проблем не возникнет», − утверждает героиня.

Антонина Денисова: создательница патрона для ПСМ

Антонина Дмитриевна Денисова родилась в 1924 году в крестьянской семье. Окончив Московский механический институт, в 1948 году она пришла в ЦНИИточмаш – в отдел, занимавшийся исследованиями и разработкой боеприпасов к стрелковому оружию. Работе в институте она посвятила практически всю жизнь, уйдя на пенсию в 1983 году с должности ведущего инженера-конструктора.

Тот факт, что в 1940-е годы в традиционно мужской сфере разработки оружия появились конструкторы-женщины, Антонина Денисова объясняла так: «Война виновата. Мужчины были на фронте, а в институтах учились в основном девушки, в том числе и по нашей специальности. Вот и получилось, что в первом потоке профессионалов по конструированию боеприпасов начиная с 1940-х годов было много женщин. Во всяком случае, на нашем факультете учились, за исключением двух покалеченных на фронте ребят, одни девчата».

Главным достижением в ее конструкторской карьере стал созданный 5,45х18 мм пистолетный патрон МПЦ (малокалиберный пистолетный центрального воспламенения). Заказ на его разработку поступил в конце 1960-х годов от МВД и КГБ СССР. Новый боеприпас должен был стать основой для проектирования легкого малогабаритного пистолета скрытого ношения и иметь останавливающее действие, близкое к 9-мм пулям пистолета Макарова.

Патрон и новый пистолет ПСМ были приняты на вооружение в 1972 году. Ввиду своей миниатюрности пистолет был очень удобен для скрытого ношения оперативными работниками КГБ и МВД, а на вооружение армии был принят в качестве личного оружия генералитета. Высокое пробивное действие патрона МПЦ обеспечивается за счет стальной части сердечника, размещенного в головной части пули, и позволяет уверенно поражать цель за легким укрытием или в бронежилете первого и второго классов. Позже под патрон МПЦ конструктором И.Я. Стечкиным были созданы пистолеты ОЦ-23 «Дротик» и ОЦ-33 «Пернач».

Кроме разработки патрона для пистолета ПСМ, Антониной Дмитриевной было также спроектировано несколько типов патронов для строительно-монтажного пистолета, которые успешно применяются в промышленности. Другой интересной работой Денисовой был патрон для уничтожения в воздухе шаров с идеологически враждебной литературой, которые в большом количестве запускались с запада на территорию СССР.

Знаете ли вы, что общего между первым компьютером в Израиле, Wi-Fi, первым американским пилотируемым полетом в космос и Бруклинским мостом? Все они обязаны своим творением женщинам в области машиностроения. Мы часто читаем в заголовках, что инженерия должна привлекать больше женщин-инженеров. Сегодня такие сообщества, как IEEE WIE (Женщины в инженерии) , WES (Женское инженерное общество) и SWE (Сообщество женщин-инженеров), стремятся продвигать женщин в этой области, но женщины принимают участие в невероятных технических разработках на протяжении поколений. Продолжайте читать, чтобы узнать, как первые женщины в технике проложили путь для женщин-иженеров сегодня.


Беатрис Шиллинг

(Март 1909 г. — ноябрь 1990 г.)

Шиллинг была авиационным инженером во время Второй мировой войны. Она начала свою карьеру в области машиностроения рано, купив свой первый мотоцикл в возрасте 14 лет и повозившись с ним. В 1934 году она получила степень магистра в области машиностроения в Манчестерском университете.

Она наиболее известна благодаря «Проходу мисс Шиллинг» — простому ремонту двигателей Merlin, установленных на истребителях Spitfire и Hurricane. Двигатель пострадал от остановки во время пикирования, поскольку топливо могло затопить двигатель. Это означало, что немецкие самолеты могли легко переиграть британские самолеты. Она разработала простую форму наперстка с вырезанным отверстием, которое ограничивало поток топлива и позволяло британским пилотам вернуть себе преимущество.

Спитфайр Второй Мировой войны

Снаружи самолетов Шиллинг мчался на мотоциклах. Она победила профессиональных гонщиков, таких как Ноэль Поуп, и была награждена Золотой Звездой за то, что она пробежала по трассе Бруклендс со скоростью 106 миль в час (171 км / ч) на своем Norton M30. Между 1959 и 1962 годами она участвовала в гонках со своим мужем в Острин-Хили Себринг Спрайт.

Эмили Роблинг

(23 сентября 1843 г. — 28 февраля 1903 г.)



Слева: Carolus-Duran [Pub lic domain]. Справа: строится Бруклинский мост

Роблинг наиболее известна как главный инженер Бруклинского моста. Когда ее муж (Вашингтон Роблинг — первоначальный руководитель) стал слишком болен, чтобы продолжать, из-за тяжелой болезни кессона (декомпрессионная болезнь), она подошла и взяла на себя ответственность за управление проектом. Она не просто передавала информацию от своего мужа рабочим, которых она изучала, чтобы понять потребности строительства, а также проводила проверки технических вопросов, материалов, анализа напряжений, строительства и расчетов. Когда в 1883 году мост был открыт, она первой пересекла его.

[Бруклинский мост] является вечным памятником жертвенной преданности женщины и ее способности к тому высшему образованию, из которого она слишком долго отказывалась. — Абрам Стивенс Хьюитт.

Тельма Эстрин

(21 февраля 1924 г. — 15 февраля 2014 г.)



Эстрин был одним из первых, кто применил компьютерные технологии в здравоохранении. Изначально она хотела стать бухгалтером, благодаря своим естественным способностям в
математике, однако с началом Второй мировой войны она перешла в инженерную область, в конечном итоге получив степень доктора философии. в 1951 году.

В то время как ее муж работал в Калифорнийском университете, из-за ее пола, она не могла присоединиться к нему, и поэтому преподавала черчение в младшем колледже. После этого, в 1954 году, она и ее муж переехали в Израиль, чтобы построить WEIZAC ( Weizmann Automatic Computer ). Это был первый компьютер в Израиле и один из первых в мире крупномасштабных электронных компьютеров с хранимой программой.

Когда она вернулась в США, она работала в Институте исследования мозга в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, где она была директором Лаборатории обработки данных с 1970 по 1980 годы. За это время она разработала первую систему для преобразования электроэнцефалографии (ЭЭГ — способ мониторинга электрической активности мозга) в цифровые сигналы.

В 1980 году она была наконец признана UCLA и получила должность профессора на факультете компьютерных наук Школы инженерных и прикладных наук.



a’Asor Le’Israel. Масада Паблишинг, Иерусалим, 1958 [Общественное достояние]

Клеон Бенест

(Июнь 1880 г. — декабрь 1963 г.)



Cleone Benest Используется по лицензии добросовестного использования

Бенест была одной из первых женщин, которые сдали механические экзамены в Институте Сити и Гильдий Лондона, Королевском автомобильном клубе и Портсмутском муниципальном колледже, а также первой женщиной, которая водила автобус.

Она была автомобильным болтуном и владела собственной 12-сильной компанией Lanchester Motor Company 1906 года и 12-сильным Fiat. Оба из которых она поддерживала себя в своей собственной мастерской. Она также участвовала в соревнованиях по автоспорту в 1911 году.

Она начала свою карьеру, руководя собственной консалтинговой фирмой в области электротехники, машиностроения, которая ремонтировала механические устройства и предлагала курсы по механике двигателя. С началом Первой мировой войны она перешла на осмотр авиационных двигателей.

В 1922 году она основала компанию «Нержавеющая сталь и нержавеющие металлы». Ее директорами были также женщины, неслыханные на тот момент. В это время она также стала председателем Женского электротехнического общества.

Это признак того времени, что, несмотря на все эти достижения, она часто работает под псевдонимом С. Грифф.

Хеди Ламарр

(Ноябрь 1914 г. — январь 2000 г.)



Вероятно, самая необычная женщина в этом списке — Ламарр (урожденная Хедвиг Ева Мария Кислер). Она начала свою жизнь как актриса, ее звали голливудская звезда, и ей приписывают очень неоднозначную сексуальную сцену во время фильма Густава Мачати «Экстаз». Тем не менее, она также леди, которая изобрела технологию, которая дает нам Bluetooth и Wi-Fi. Доказывая, что она намного больше, чем просто симпатичное лицо!

Может быть, еще более невероятно, она была необученной и самоучкой. Во время Второй мировой войны она работала со своим другом и композитором Джорджем Антеилом. Вместе они разработали устройство, которое нельзя было отследить или заблокировать, в отличие от радиоуправляемой торпедной системы того времени. Для этого они создали сигнал скачкообразной перестройки частоты. Пара запатентовала технологию в 1942 году, хотя она не была принята военно-морским флотом США до 1962 года. Эта технология сейчас используется практически на всех наших беспроводных устройствах.

Кэтрин Джонсон



Женщина из НАСА Лэнгли. Слева направо: Кристина Дарден, Кэтрин Джонсон (сидит), Джанет Стивенс, Кэтрин Смит и Шэрон Стэк. НАСА [Общественное достояние]

Джонсон — математик, который частично отвечает за расчеты первых американских пилотируемых космических полетов. Она проработала в НАСА 35 лет и участвовала в расчетах для многих космических полетов, включая Джона Гленна, первого американца на орбите и миссии на Марс.

Она была первой афроамериканской женщиной и одной из трех афроамериканских студентов, которые посещали Университет Западной Вирджинии в 1938 году. В 1952 году она начала работать в NACA (которая впоследствии стала НАСА) в группе женщин, которую часто называют «человеком». калькуляторы »или« калькуляторы в юбках ». Позже ее «временно» перевели в исследовательскую группу, состоящую исключительно из мужчин, вместе с другой женщиной-коллегой. Она никогда не возвращалась к оригинальной женской команде.

Фильм « Скрытые фигуры» был сделан на основе ее жизни и двух других афроамериканских женщин, которые одновременно работают в НАСА: Дороти Воган — первая афроамериканская женщина, руководившая группой сотрудников в центре, и Мэри Джексон — НАСА. Первый афроамериканец, женщина-инженер.

Стефани Кволек

(Июль 1923 г. — июнь 2014 г.)


Образ химика и предпринимателя Стефани Кволек. Институт истории науки [ CC BY-SA 3.0 ]

Kwolek является самым известным за изобретение кевлара. Это означает, что она несет ответственность за спасение тысяч жизней с помощью бронежилетов! Она была одной из первых женщин-химиков-исследователей и первым американским химиком польского происхождения, мужчиной или женщиной!

В 1946 году Кволек получил степень бакалавра наук по специальности химия в колледже Карнеги-Меллон Маргарет Моррисон. С началом Второй мировой войны работа стала доступна в Буффало, штат Нью-Йорк, в 1946 году, в DuPont. Во время ее работы в компании она изобрела кевлар.

Всё ближе знаменательная дата75-летие Великой Победы. В преддверии этого важнейшего в истории нашего Отечества события, предлагаю читателям ещё раз вспомнить трудовые подвиги и выдающихся изобретения советских военных инженеров-конструкторов. Они, как и многие труженики предприятий оборонной промышленности, внесли свой неоценимый и крайне важный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Одним из ярких представителей данной плеяды советских военных инженеров-конструкторов является Котин Жозеф Яковлевич. Именно он стал одним из главных разработчиков знаменитой серии самых прославленных тяжёлых советских танков – "КВ" и "ИС", а также тяжёлых САУ – грозных «зверобоев».

Во многом усилиями генерала Ж. Я. Котина советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.

Котин Жозеф Яковлевич родился 10 марта (по новому стилю)1908 года в Павлограде. В 1932 году он окончил Военно-техническую академию имени Ф. Э. Дзержинского. Тогда же Котин начал свою трудовую деятельность в качестве инженера конструкторского бюро научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА.

Очень быстро Жозеф Яковлевич, благодаря своим талантам инженера-конструктора, поднялся по карьерной лестнице, возглавив свой отдел. В 1937 году 29-летний перспективный инженер получил должность главного конструктора Кировского завода (г. Ленинград).

За полтора года своей плодотворной и активной деятельности Жозеф Яковлевич совместно с ведущим инженером А. С. Ермолаевым участвовал в разработке двух машин. Ими были разработаны тяжёлый 55-тонный многобашенный танк СМК, а также концепция абсолютно нового типа тяжёлого танка прорыва, позже получившего наименование КВ-1.

Данные модели танков прошли суровое тестирование сталинскими апологетами из АБТУ РККА [1] , а затем на заснеженных и заболоченных полях сражений Советско-финской войны 1939-40 гг. По итогам войны против Финляндии на вооружение РККА были приняты два типа новейших тяжёлых танков – КВ-1 и КВ-2.

Аналогов этих тяжёлых танков прорыва, имевших 75-мм лобовое бронирование, и вооруженных 76-мм и 152-мм орудиями соответственно, на тот момент не существовало в мире. За ведущую роль в разработке и создании танков серии "КВ" 17 апреля 1940 года Жозеф Яковлевич был награждён первым своим орденом Ленина.

С началом Великой Отечественной войны инженер Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске.

За успехи, достигнутые в переходе завода к режиму круглосуточной работы на предельно возможных мощностях в максимально сжатые сроки, а также за своевременное выполнение сурового плана ГКО 19 сентября 1941 года Жозеф Яковлевич был удостоен высокого звания Героя Социалистического труда. Ему были вручены золотая медаль «Серп и молот», а также второй орден Ленина.

Челябинский танковый завод (ЧТЗ) в первые месяцы войны выпускал тяжёлые танки КВ-2 и КВ-1. В дальнейшем при самом активном участии Котина на базе конструкторского бюро завода был освоен выпуск новых улучшенных и модернизированных вариантов танка КВ-1 – модификации КВ-1С и КВ-85.

6 января 1942 года Котину было присвоено звание генерал-майора технических войск. Жозеф Яковлевич одним из первых советских инженеров самым внимательным образом изучил сильные и слабые стороны захваченного немецкого новейшего тяжёлого танка «Тигр-1». По итогам своих исследований, наблюдений и тестов Котин создал целую серию тяжёлых танков и САУ, способных на равных сражаться с немецким монстром.

В начале августа 1943 года специальной комиссией ГКО был принят на вооружение новейший тяжёлый танк ИС-1 (иначе ИС-85), разработанный и созданный на базе специального конструкторского бюро № 2, функционировавшего при ЧТЗ.

Испытания показали, что танк ИС-1 способен эффективно бороться с немецкими тяжёлыми танками, но в условиях реального боя «Тигры» и «Пантеры» оказались куда более грозными противниками.

Тогда Котин и его ведущие инженеры-конструкторы в кратчайшие сроки наладили выпуск более совершенного тяжёлого танка ИС-2, чья 120-мм лобовая броня и 122-мм пушка стали достойным ответом бронированным немецким «диким кошкам».

Сразу после налаженного серийного выпуска танков ИС-2 Жозеф Яковлевич, дважды награжденный орденом Красной Звезды, был освобождён от должности заместителя наркома танковой промышленности.

Это было сделано для того, чтобы он мог максимально эффективно и плодотворно вплотную заняться инженерно-конструкторской работой. 31 июля 1944 года Котину было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-танковой службы, а через неделю ему вручили орден Отечественной войны 1-ой степени.

Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.

Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.

В период с осени 1943 по июнь 1945 гг. конструкторами СКБ-2 на базе ЧТЗ были созданы, опробованы и запущены в серийное производство три образца тяжёлых САУ – ИСУ-122, СУ-152, ИСУ-152. Эти самоходно-артиллерийские установки внесли солидный вклад в окончательный разгром сухопутных сил нацистской Германии и её элиты – бронетанковых частей.

Не зря самоходки ИСУ-152 и ИСУ-122 называли «зверобоями». Именно эти советские САУ переломили хребет сильнейшим немецким бронетанковым частям, укомплектованным новейшими грозными и тяжёлыми танками, а также самоходными штурмовыми орудиями и тяжёлыми истребителями танков.

Выпущенные Челябинским танковым заводом тяжёлые танки и САУ успешно истребляли элитное немецкое бронетанковое «зверьё», пройдя победный путь от стен Москвы до Берлина, Кёнигсберга и Праги.

За свой выдающий вклад в Победу в Великой Отечественной войне Жозеф Яковлевич Котин был 19 апреля 1945 года награждён полководческим орденом Суворова 2-ой степени.

Это награждение было отнюдь не случайным. Советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.

В период 1939-45 гг. по общему числу выпущенных танков и самоходно-артиллерийских установок (САУ), а также по количеству новых серийных моделей и прототипов Советский Союз обогнал все страны-участницы Второй мировой войны вместе взятые.

Ни одна войсковая оборонительная или наступательная операция в годы ВОВ не обходилась без танков и САУ, выпущенных на ЧТЗ. Всего в период с осени 1941 по лето 1945 гг. Челябинским танковым заводом было выпущено 18 000 танков и самоходок, 48 500 танковых дизельных двигателей и моторов, 17,7 млн. боеприпасов и заготовок к ним. Челябинское СКБ № 2 разработало 6 новых систем танковых двигателей и моторов, 13 экспериментальных образцов САУ и танков (в том числе КВ-7, огнемётный КВ-8, КВ-9, КВ-13, КВ-16, КВ-85).

Танки и самоходки, сошедшие с конвейеров ЧТЗ, в августе 1945 года приняли самое активное участие в разгроме японских вооруженных сил на территории Китая и Кореи. Практически сразу после окончания Второй мировой войны Жозеф Яковлевич получил орден Суворова 1-ой степени, а затем и третий по счёту орден Красной Звезды.

В конце 1945 года Котин вернулся в Ленинград, продолжив работу над новыми проектами бронетехники с учётом бесценного накопленного опыта военного периода. Уже 29 апреля 1946 года на вооружение Советской армии был принят новейший тяжёлый танк ИС-4, создателями которого были Ж. Я. Котин и его верный многолетний соавтор-помощник – главный инженер Н. Л. Духов.

В 1948 году Жозеф Яковлевич в четвёртый раз получил Сталинскую государственную премию за выдающиеся достижения в области танкостроения. Котин не остановился на достигнутом. Разработкой новых типов танков и САУ он непосредственно занимался ещё двадцать лет.

Жозеф Яковлевич стал одним из главных разработчиков уникального плавающего танка ПТ-76, который до сих пор не имеет равных себе аналогов, и состоит на вооружении двух десятков стран. Под руководством Котина был создан последний серийный тяжёлый советский танк Т-10, а также плавающий бронетранспортёр БТР-50П.

Читайте также: