Зил 167 из лего

Обновлено: 05.05.2024

В этом выпуске расскажу вам про ЗИЛ-167. Это экспериментальная вездеходная техника на колесах, способная преодолевать любые дорожные препятствия. Ее выкатили на тесты в 1963 для обкатки на полном бездорожье и не беспощадных условиях климата. Главным инженером, под чьим руководством разрабатывался ЗИЛ-167, был Грачёв Виталий Андреевич, Лауреат двух Сталинских премий третьей степени.

Такой супервездеход работал на двух двигателях ЗИЛ-375, мощность каждого была по 118 л.с.. Работа двигателей осуществлялась по бортовой схеме. Располагались двигатели в задней части машины, для их охлаждения в корпусе машины по бокам имелись воздухозаборники. Здоровенные колеса, с шинами индустриального применения и диаметром 1790 мм, располагались на стеклопластиковых дисках, таких раньше никто не делал. Одно такое колесо в собранном виде весило меньше в три раза, чем на обычных металлических дисках. Такие колеса обеспечивали машине дорожный просвет в 85 см. Днище машины было защищено листами, это обеспечивало хорошее скольжение по грязи и снегу.

Передние и задние колеса ЗиЛ-167 являлись управляемыми. Двигаясь по криволинейной траектории, они синхронно поворачивались в противоположенных направлениях. При движении по мягкому грунту, задние колеса повторяли движение по колее, проложенную передними, это позволяло сохранить энергию и увеличить проходимость.

Этот вездеход оснащен комбинированной подвеской. Все колеса установлены на независимых друг от друга поперечных рычагах, снабженных торсионными валами в качестве упругих элементов и мощными амортизаторами, эффективно гасящими возникающие колебания. Полный ход подвески управляемых колёс составлял 240 мм. Средние колёса жёстко присоединены к раме с помощью сварных кронштейнов.

Зил-167 был оборудован системой регулирования давления воздуха в пределах от 0.1 кг/см2 до 2.5 кг/см2. Тормоза у машины были колодочными, которые приводил в действие гидравлический двухконтурный привод и два пневмоусилителя. Еще вездеход был оборудован лебедкой, тяговое усилие которой равнялось 7 тоннам.

Водитель и пассажиры находились в кабине из стеклопластика. В салоне были установлены продольные сидения. Для комфорта водителя и пассажиров, кабину и салон оборудовали независимыми отопителями.

Всего было собрано две такие машины. Три года потребовалось ЗиЛу-167, чтобы показать себя надежной и высокоэффективным вездеходом. За это время он прошел более 20 тыс. километров. В конструкции предусматривался запас тоннажности, что позволяло увеличить нагрузку до 7 тонн.

ЗиЛ-167 выполнил все поставленные задачи по испытаниям, однако в серийный выпуск так и не был принят. Было два заказчика, готовых использовать эти машины в своих целях – это Министерство газовой промышленности, готовы были заказать 10 таких вездеходов, и министерство обороны, которым требовалось две такие машины. Но даже такой спрос не способствовал выхода в серию.

Так получилось, что этом феноменальному вездеходу суждено было остаться прототипом. Один экземпляр попал в Государственный "Военно-технический музей", а другой был предан объятиям природы, и сейчас он благополучно догнивает.


Слушать

Длительность: 7 мин и 11 сек

Битрейт: 192 Kbps

Cлушайте онлайн и cкачивайте песню Lego Technic Зил 167Э Moc 4K размером 9.45 MB и длительностью 7 мин и 11 сек в формате mp3.

Слушают

Eminem Кавер На Русском

Richard Freeman Jazz

Цой Весь Мир Идет На Меня

Costa Mee Hypocrite Dimitris Athanasiou Remix Deep Territory

Fuuuuuu Sound Effect

Captive Of Your Heart Alan Morris Katty Heath

Kara Hajimeru Isekai Seikatsu

Tommy Emmanuel John Jorgenson Pedro Javier González Sultans Of Swing

Борон Борид Сарм Хорид 18 Реп Тч

Разминка Для Космонавтов Детская

Колосилась В Поле Рожь Густая

足首 マインドブランド カバー

Руслан Агоев Берега

В Моих Глазах Ты Так Прекрасен

Группа Крови Рингтон

Песня Про Близкого Друга Чеченская

Скачивают

Koe Dekhe Na Dekhe Shabir Tou Dekhe Ga 3 February 2016

Аниме Клип Ты Словно Воспоминание Amv

Роль Связок И Сухожилий В Армрестлинге

Столото Представляет Лотерея Зодиак Тираж 2890 От 14 08 2021 Г

Echo Of Soul 3 0 Dryad Nm Solo

Kashmiri Naat New 2021 Heart Touching Voice Mehfil Dr Sameer Shafi Sadeeqi Qadri Media

T1 Faker Wukong Vs Nautilus Mid Ranked Korea

Swifty Quest For The Ancient Elixirs Secret Xp Item

Deped Teaching Demonstration Senior High School General Mathematics

Dark Souls 2 Crown Of The Ivory King Boss Fight Burnt Ivory King

Aktive Bewegungsuebungen Patellaluxation

Arm Superset Workout Pumped Up For The Arnold

One Direction 27 28 Giugno 2014 Milano

Meet Your Tutor Mrs Duffield

1954 Ford Crestline Victoria

Lego Technic Зил 167Э Moc 4K

1 Hours Childhood Memories Mell O Ambulo

Live Shk Othman Maalim Hii Ndio Kafara Ya Mtume Muhammad Iliyotokea Tu Baada Ya Utabiri Wake

Самый большой дом на колесах, сделанный из LEGO Популярная механика, Книга рекордов Гиннесса, LEGO, Рекорд, Длиннопост, Видео

Как пишет Книга рекордов Гиннесса, рекорд был зафиксирован в городе Брисбене, Австралия. Сообщается, что караван был смоделирован на основе трейлера Viscount Royale образца 1973 года.

В трейлере из LEGO, как отмечается, имеются такие элементарные удобства, как вода и электричество. Как можно заметить в ролике, в фургоне есть, например, и ваза с цветком, сковорода с яичницей, холодильник с сыром и пакетом молока внутри… причем все это сделано из деталей LEGO!

Самый большой дом на колесах, сделанный из LEGO Популярная механика, Книга рекордов Гиннесса, LEGO, Рекорд, Длиннопост, Видео

Как сообщается, разработчики пришли к идее создания такого трейлера, когда думали над тем, чем бы можно было отметить 50-летие мероприятия Queensland Caravanning and Camping Show. Изначальный дизайн каравана был спроектирован при помощи специальной компьютерной программы; отмечается, что на строительство трейлера ушло пять недель.

Теперь я знаю, что хочу попросить у дедушки Мороза на Новый год)))

Дом полный боли.

В какой момент этот чувак проснулся и решил запилить дом из лего?


Ногой-то далеко не каждый так сможет⁠ ⁠

Вратарь Боавишты и сборной Ирана Алиреза Беиранванд попал в книгу рекордов Гиннеса за самый дальний бросок мяча рукой в официальных матчах.

Вы только посмотрите - 61 метр!

Ногой-то далеко не каждый так сможет Спорт, Футбол, Вратарь, Книга рекордов Гиннесса, Рекорд, Гифка

Сиамский кот из Тюмени попал в Книгу рекордов России⁠ ⁠

Сиамский кот-долгожитель из Тюмени попал в Книгу рекордов России — у хозяев Дашун появился 24 года назад, в 1997 году🐈


Самый весёлый рекорд⁠ ⁠

Мировой рекорд по лопанью собакой ста шаров, зафиксированный в книге рекордов Гиннеса.


Колоссальная диорама Средиземья установила мировой рекорд⁠ ⁠

Диорама Средиземья по мотивам творчества Дж.Р.Р.Толкина установила новый мировой рекорд. В течение трех лет команда из более чем сорока дизайнеров и инженеров возводила из пластиковых деталей Lego огромную сцену, которая в настоящее время установлена в детском музее Smaerd Land в Шэньчжэне, Китай.

Общая площадь диорамы составляет 191,4 квадратных метра. Полотно представляет собой кропотливую реконструкцию знаменитых локаций Средиземья и нескольких батальных сцен . Она была приурочена к началу выставки Blocks Kingdom и включает в общей сложности около 150 миллионов деталей.


Свободное падение⁠ ⁠

Свободное падение Авиация, Самолет, Катастрофа, Авиакатастрофа, Преступление, Выживший, Падение, Трагедия, Происшествие, Рекорд, Книга рекордов Гиннесса, Длиннопост, Негатив

26 января 1972 года McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании JAT (сейчас Air Serbia) выполнял рейс из Стокгольма в Белград, с промежуточными посадками в Копенгагене и Загребе. В Копенгагене сменилась бригада бортпроводников. В их числе на борт поднялась 22-летняя стюардесса-стажёрка – Весна Вулович. Вообще, в эту бригаду она попала по ошибке – её перепутали с бортпроводницей-тёзкой Весной Николич. Молодой стажёрке эта ошибка обойдётся дорого, однако сделает её знаменитой.

Лайнер вылетел из Копенгагена и направился в Загреб. На борту находилось 23 пассажира и 5 членов экипажа. Полёт проходил на высоте 10 000 метров. Через 46 минут после взлёта на борту раздался взрыв. Лайнер прямо в полёте разрушился на части: кабина пилотов оторвалась от фюзеляжа. Фрагменты самолёта упали на землю рядом с деревней Србска-Каменице в Чехословакии (на чешской территории).

До спасателей на место падения прибыли местные жители. Они не особо надеялись найти выживших, но, тем не менее принялись разбирать обломки. Один из местных, военный фельдшер и участник Второй мировой войны – Бруно Хонке, обнаружил среди обломков искалеченную, еле живую девушку. Он оказал ей первую помощь и передал приехавшим врачам. Этой девушкой была Весна Вулович. Больше в катастрофе никто не выжил.

Свободное падение Авиация, Самолет, Катастрофа, Авиакатастрофа, Преступление, Выживший, Падение, Трагедия, Происшествие, Рекорд, Книга рекордов Гиннесса, Длиннопост, Негатив

На месте катастрофы

В момент взрыва она находилась в пассажирском салоне и сразу же потеряла сознание. Девушка получила множество травм: переломы основания черепа, трёх позвонков, обеих ног и таза, и впала в кому. Когда Весна пришла в сознание, у неё была парализована нижняя часть тела. Однако, спустя 16 месяцев, она восстановилась.

У девушки не возникло страха перед полётами. По её утверждениям, она не запомнила момент катастрофы. Весна даже пыталась снова устроиться стюардессой, однако получила только офисную должность в авиакомпании. В 1985 году она попала в Книгу рекордов Гиннеса как обладательница мирового рекорда высоты для выживших при свободном падении без парашюта. Умерла Весна в 2016 году.

Свободное падение Авиация, Самолет, Катастрофа, Авиакатастрофа, Преступление, Выживший, Падение, Трагедия, Происшествие, Рекорд, Книга рекордов Гиннесса, Длиннопост, Негатив

Весна Вулович в больнице

В окончательном отчёте причиной катастрофы был назван взрыв в багажном отсеке в носовой части самолёта. Через 10 дней после катастрофы спецслужбы Чехословакии представили фрагменты будильника, который назвали частью взрывного механизма. В организации теракта подозревались члены хорватской ультраправой организации «Усташи». Однако, преступление так и осталось нераскрытым и имена исполнителей не были установлены.

Зил-Мультилифт

Для тех, кто строит город и хочет украсить его интересными автомобилями, предлагаю идею простого, но симпатичного, а главное, нужного в городе автомобиля-бункеровоза.

Изображение

Я задействовал уже знакомое вам шасси ЗИЛа, впрочем, можно использовать любой леговский грузовичок.

Изображение

В съемном бункере можно перевозить мусор и прочий хлам.

Изображение

На такую непрестижную работу соглашаются в основном. ну вы поняли

Изображение

Грузовик с мультилифтом может быстро и легко скинуть с себя контейнер и загрузить другой.

Изображение

. для этого требуется произвести несколько манипуляций с рычагом управления гидросистемой.

Изображение

. и отстегнуть от бункера цепи.

Изображение

Все. Можно ехать за новым контейнером.

Изображение

Кстати, о контейнере. В него вмещается достаточно много всякой всячины.

Изображение

. а сделать его пара пустяков.

Изображение

Ну и пара фоток голого шасси.

Изображение

Изображение


Посмотреть работу и проголосовать за нее на сайте!

Последний раз редактировалось k100m Пт июн 29, 2012 3:06 pm, всего редактировалось 3 раза.
Причина: Updated in Drupal

Мне кажется, что задняя часть должна быть по-длиньше, а в остальном.
Ну что я могу сказать?)
Супер качество всего и очень партриотичненько)

Как всегда, симпатичная работа )

А что имелось ввиду под?



Я, рождённый в прошлом тысячелетии, в городе и стране, которых уже нет.

Очень хорошо.Прекрастная детализация и интерестные решения. Но, если сделать хоть на 1-2 бима длиннее и бункер пошире, на оригинал будет больше похоже.

Всё гениальное - просто!
Отличная работа высокого качества) Молодец!

З.Ы. А на этот раз натуральный синий цвет?)

Изображение

Изображение
Изображение
Изображение

Симпотичный малый! Фото оригинала не хватает.

Изображение

Эта модель - отличный пример доводки. Фото старой версии:

По сравнению с предшественником, модель выглядит куда лучше! А достигнуто это минимуом переделок: поднят капот, крылья и бампер, удлинен на одну пластину "нос".

Шириной 7 попробуй сделать.

Изображение

Почему при выгрузке опорные лапы не опущены?



Коротко одной строкой. Грачёв, Виталий Андреевич считается родителем таких автомобилей как: газ-61, газ-64, газ-67б, зил-157, зил-135к, бтр-152а, бтр-152б и комплекс "синяя птица"! (впечатлиться также можно здесь)


После того как вы увидели и осознали масштаб этого транспортного средства, самое время поговорить о том, что бездорожье — это не всегда слегка раскисшая дачная колея. В России есть места, где бездорожье — это бескрайняя ледяная пустошь без всякого намека на следы цивилизации. То есть цивилизация, конечно, там есть, но ее следов на многие сотни километров не обнаруживается. Зато есть километры льда, скалистые разломы и снег. Много снега. Именно для таких условий решено было построить такую машину.

На основании постановления Совета Министров СССР №1100 от 30 ноября 1961 г. и задания Управления автомобильной промышленности Мосгорсовнархоза (приложение №62В к распоряжению МГСНХ №860 от 20 декабря 1961 г.) Заводу им. И.А. Лихачева было поручено спроектировать и изготовить колесный снегоход грузоподъемностью 3 т, предназначенный для перевозки людей. Постройка автомобиля должна была завершиться к 1 января 1963 г.

Заявка попала на стол к главному конструктору ОГК Анатолию Маврикиевичу Кригеру и затерялась за грудой текущих дел. Вспомнили о ней только в октябре 1962 г., когда из управления пришел запрос о ходе работ по снегоходу. Зная об успешных испытаниях автомобиля ЗИЛ-132 в зимних условиях, A.M. Кригер набрал телефон главного конструктора СКБ В.А. Грачева: «Виталий, выручай!».

24 октября состоялся техсовет завода по проектированию и постройке снегохода. До момента сдачи изделия заказчику оставалось всего два месяца.

Большой опыт проектирования и испытаний автомобилей высокой проходимости, накопленный автозаводом им. И.А. Лихачева, позволил сформулировать основные технические требования, необходимые для создания колесного снегохода, в соответствии с которыми был разработан снегоход с колесной формулой 6x6, которому присвоили индекс ЗИЛ-Э167.


В работе над ЗИЛ-Э167 принимали участие: конструкторы В.А. Грачев (руководитель работ), А.Д. Андреева (ведущий конструктор), С.Г. Вольский, А.Г. Кузнецов, М.П. Морозов, Б.П. Борисов, Г.И. Хованский, В.В. Шестопалов, С.Ф. румянцев, Ю.В. Балашев, И.С. Патиюк, Л.А. Кашлакова, Н.А. Егоров; испытатели В.Б. Лаврентьев, В.М.Андреев, Г.А. Семенов, В.Г. Шорин, Г.Т. Крупенин, Ф.Н. Седов; водители-испытатели Б.И. Григорьев и В.М. Жданов.

Только в октябре 1962 года стартовали первые работы, но к новому году был уже полностью собран первый образец. Работали в режиме цейтнота, поэтому множество комплектующих перекочевало с серийных машин; по максимуму использовали уже отработанные в СКБ узлы и технологии. Чтобы построить супервездеход, сняли с испытаний один из грузовиков ЗИЛ-135Л, разобрали и позаимствовали у него кабину, двигатели, коробки передач и элементы ходовой части, дополнительно усилив раму поперечинами и раскосами. Между мостами на раму установили несколько бензобаков от ЗИЛ-130 общей емкостью 900 литров, что обеспечивало запас хода в 600 километров.

Архитектура платформы была уже традиционной для машин СКБ — рама, установленный на нее легкий стеклопластиковый корпус и колесная схема 6х6 с равным расстоянием между осями, у ЗИЛ-167Э оно равнялось 3 150 мм. Поворотными были передние и задние колеса, они имели независимую торсионную подвеску. Средний мост подвески не имел, а просто жестко крепился кронштейнами к раме. Рулевое управление осуществлялось через гидрораспределитель, который управлял двумя гидроусилителями, действующими каждый на свою трапецию. Давление в шинах регулировалось с места водителя.

Но были и принципиальные новшества. Современники Грачёва рассказывали, что тот заметил, как ходит по глубокому снегу длинноногий лось, и решил, что у огромного вездехода должны быть колеса, напоминающие ноги лося. Размерность подобрали из уже освоенных — на скрейпере с одноосным тягачом МАЗ-529Е ставили колеса размером 12,00-28. Посадочный диаметр в 28 дюймов был точно тем, что нужно, однако само колесо, снятое с землеройной машины, для снежного вездехода получалось тяжеловатым. Тогда-то и появилась конструкция легкого стеклопластикового колесного диска, которая впоследствии найдет отражение и в других проектах СКБ. Кроме того, саму шину облегчили, уменьшив количество слоев корда.

Свою лепту в экстерьер вездехода вносили и колесные редукторы — в сочетании с огромными колесами машина смотрелась настоящим гигантом, напрягшим мускулы. Нижнюю часть обшили листовым алюминием, спрятав все агрегаты и раму под этим "полозом". А на кузов машины впервые нанесли изображение бегущего лося, ставшего впоследствии символом СКБ ЗИЛ.

Два 180-сильных мотора ЗИЛ-375 соединялись с двумя гидромеханическими планетарными АКПП, крутящий момент с каждого двигателя передавался на свой борт, а раздаточную коробку объединили с коробкой отбора мощности, которая приводила лебедку, развивавшую усилие в 7 тонн. Вообще говоря, лебедки на машинах СКБ ЗИЛ были редкостью — считалось, что машина должна быть способна вытащить себя сама, но для супервездехода, работающего на Крайнем Севере, сделали исключение, ведь лебедка могла понадобиться не самому вездеходу, а кому-нибудь еще.

яркая жизнь

7 февраля 1963 г. снегоход отправился по маршруту Москва — Пермь. На заснеженном асфальтированном шоссе машина разгонялась до 75 км/ч, а средняя скорость движения составила около 50 км/ч. На четвертый день пути, за Казанью, снегоход съехал с дороги и попал (с креном на правую сторону) в снежную яму глубиной около метра. Для выхода машины из снежного плена водителю даже не потребовалось покидать кабину. Вывернув колеса автомобиля в сторону уклона и включив пониженную передачу, удалось выехать на дорогу. Во время следования к Перми зиловский вездеход приводил в изумление водителей автоколонн, застрявших на дороге, той легкостью, с которой он объезжал их прямо по снежной целине.

Из 1615 км, отделявших Москву от Перми, 294 км ЗИЛ-Э167 двигался по снежной целине со средней скоростью более 10 км/ч. Основной этап испытаний проходил на тяжелом для движения рассыпчатом крупнозернистом снегу в окрестностях Перми. Глубина снежного покрова составляла 700-1200 мм. Сухой снег с прослойкой ледяного наста представлял серьезное препятствие ввиду того, что колея, оставленная после прохода, сразу осыпалась. В этих условиях были проверены тяговые возможности и сопротивление движению вездехода на шинах 21.00-28, 18.00-24 и 1500x840 при различных значениях давления воздуха в них. Лучшие результаты были получены с шинами 21.00-28. Так, например, тяга на глубоком снегу превышала 2,5 тс, а сопротивление движению составило менее 1 тс.

Основным конкурентом ЗИЛ-Э167 во время испытаний стал наиболее распространенный тогда гусеничный снегоболотоход ГАЗ-47. Эта машина в целом уверенно двигалась в тех же условиях, однако ее скорость оказалась ниже, а маневренность — значительно хуже.

Суровую проверку ходовых качеств ЗИЛ-Э167 прошел в сравнительных заездах с гусеничными ГАЗ-47, АТ-С, АТ-Т (последние два представляли собой серийные артиллерийские тягачи средней и тяжелой категории соответственно). Особое внимание привлекал АТ-Т, являвшийся в те годы самым мощным транспортно-тяговым средством, способным буксировать прицепы массой 15 т.

Недалеко от Перми на специально выбранном участке снежной целины глубиной 800—1000 мм все машины, стартуя одновременно, должны были пройти определенный отрезок, после чего, осуществив разворот на 180°, вернуться обратно. Главным оценочным параметром являлась скорость. Достойную конкуренцию ЗИЛ-Э167 оказал лишь тягач АТ-Т, показав чуть большую скорость движения. Тем не менее, не осталось ни малейших сомнений в том, что уникальный колесный автомобиль на глубоком снегу имеет одинаковую с гусеничными машинами подвижность и проходимость.



В августе 1963 г. испытания ЗИЛ-Э167 продолжились в районе деревни Чулково на берегу Москвы-реки. Предстояло выяснить, насколько снегоход подходит для работы на песчаной и болотистой местности. ЗИЛ-Э167 сравнивался с тягачом ГАЗ-47 и автомобилем ЗИЛ-157. Тяговое усилие снегохода на песке в несколько раз превосходило аналогичное значение у ГАЗ-47 и ЗИЛ-157, тогда как сопротивление движению было меньшим. Скорость, которая была достигнута на сыпучем, мелкозернистом сухом песке, превысила 40 км/ч.

Столь же уверенно ЗИЛ-Э167 преодолевал профильные препятствия. Он «взял» увлажненный суглинистый холм с травянистым покровом крутизной 42°, что соответствовало уровню лучших гусеничных транспортеров. Но возможности вездехода не были до конца раскрыты, поскольку в районе испытаний не нашлось препятствия с большим углом подъема. Снижение давления воздуха в шинах до 0,25 кг/см2 позволяло преодолеть песчаный подъем крутизной 32°. Испытания также показали, что ЗИЛ-Э167 благодаря дорожному просвету 850 мм свободно двигался и маневрировал на болоте глубиной 0,8 м. Если же глубина болота не превышала 0,5 м, то снегоход проходил его, имея на буксире 5-тонный транспортер ГАЗ-47, гусеницы которого были полностью заторможены.



есть мнение что для работы в летний период охлаждения было недостаточно и на авто появились решетки воздухозабора а позднее и уши, которые на зиму были сняты



6 апреля 1964 г. по распоряжению дирекции завода снегоход ЗИЛ-Э167 был направлен в г. Сердобск с целью доставки 4 т заготовок автомобилей ЗИЛ-130 для обработки на Сердобском машиностроительном заводе. Для движения по размокшим весенним дорогам лучшего транспорта сложно было найти. Маршрут характеризовался глубокой колеей (до 400 мм) при движении по проселочной дороге, узкими снежными коридорами (высота стен коридора до 2 м). Дорога изобиловала крутыми поворотами, спусками и подъемами. Всего за время рейса автомобиль преодолел 1255 км по шоссе Москва — Пенза, 146 км по проселочной дороге и 180 км по бездорожью.

По проселочной дороге движение автотранспорта наблюдалось только на участке Пенза — Кондель (42 км). На участке Кондель — Сердобск (100 км) движения автомашин не было совсем. Между некоторыми деревнями связь осуществлялась тракторами ДТ-54, буксирующими сцепку автомобилей. Бездорожье характеризовалось снежной целиной с глубиной снега 400-600 мм и промерзшей пахотой. Особую трудность представляли вскрывшиеся овраги с узкими дамбами и обрывистыми берегами.

За весь путь снегоход четыре раза терял подвижность. В трех случаях экипаж на ЗИЛ-Э167 выбирался самостоятельно, один раз пришлось воспользоваться помощью трактора ДТ-54.


Одним из наиболее сложных испытаний стало участие ЗНП-Э167 в строительстве нефтепровода Шаим — Тюмень в январе-марте 1965 г. Вместе с тремя четырехосными автомобилями (ЗИЛ-135Л, ЗИЛ-135ЛМ и ЗИЛ-135ЛН) трехосный снегоход оказался в исключительно сложных природно-климатических и дорожных условиях. Об этом говорил тот факт, что только 10% трасс проходило по накатанным лесовозным дорогам, поддерживаемым в хорошем состоянии. Трассы в тайге характеризовались извилистостью, сильно затрудняющей движение машины значительной длины, и большим количеством занесенных снегом пней, стоящих вплотную к проезжей части. По болотам дороги прокладывались способом предварительного намораживания, что делало их профиль очень неровным, с большим количеством ям и выбоин. Глубина снега таежных дорог составляла около 1 м. Структура снежного покрова была такова, что человек на обычных лыжах проваливался по колено. Дополняла эту картину среднемесячная температура окружающего воздуха -25 — -30°С, часто опускавшаяся до -40°С.

Примерно в то время возникла байка, ходившая среди зиловских инженеров: якобы ЦРУ сфотографировало ЗИЛ-167Э со спутника, причем за короткий промежуток времени и в сильно удаленных друг от друга местах, после чего доложило президенту США о том, что в СССР изготовили партию гигантских оранжевых вездеходов и, возможно, готовят вторжение через Северный полюс…

Эксплуатационные испытания проходили по заданию Министерства газовой промышленности СССР, нуждающегося в подвижном составе, способном надежно и экономически эффективно осуществлять перевозки различных грузов. Не менее остро стояла проблема снабжения топливом городов и крупных строительств, удаленных от железнодорожных станций.

И здесь ЗИЛ-Э167 показал себя с самой лучшей стороны. Он оказался незаменимым не только при перевозке людей и грузов непосредственно по снежной целине, чего не могла сделать ни одна автомашина, но и при ликвидации пробок и заторов, что намного облегчало условия движения колонн, состоящих из обычных автомобилей. Он использовался для разведки и планировки трассы (легко валил деревья диаметром до 150 мм), прокладки объездных путей и для переброски людей как по трассе нефтепровода, так и на станции получения груза. Значительную помощь снегоход оказал, вытаскивая застрявший транспорт. 4750 км, пройденные автомобилем в этих испытаниях, совершенно отчетливо показали его преимущества над всеми типами колесной отечественной техники.


некоторые итоги

Затри года испытаний ЗИЛ-Э167 прошел более 20 тыс. км, показав себя надежной и высокоэффективной машиной. СКБ ЗИЛ удалось создать колесный снегоход, который отвечал требованиям проходимости по любому снегу глубиной до 1000 мм, свободно маневрировал на целинном снегу и обладал исключительной профильной проходимостью (преодолевал заснеженные придорожные кюветы, траншеи, ямы, окопы и т.п.). Автомобиль уверенно двигался и маневрировал по песку. Движение по болоту (на шинах 21.00-28) ограничивалось глубиной 700 мм. ЗИЛ-Э167 обладал хорошей динамикой, высокими тяговыми свойствами, преодолевал сухой задерненный подъем 42°, имел достаточно высокие максимальную скорость и маневренность.

В целом по проходимости ЗИЛ-Э167 превосходил все отечественные колесные машины (в том числе и автомобили 8x8 типа ЗИЛ-135) и практически не уступал гусеничным тягачам. По общему уровню подвижности снегоход превосходил гусеничные тягачи. Подвеска автомобиля обеспечивала высокую комфортабельность езды как по дорогам с твердым покрытием, так и по бездорожью.

Испытания показали, что снегоход ЗИЛ-Э167 чрезвычайно полезен в качестве автомобиля сопровождения колонн в тяжелых дорожных условиях. Он был способен двигаться в конце колонн, оказывая помощь застрявшим машинам и прокладывая объездные пути при разъездах. Благодаря утепленному кузову ЗИЛ-Э167 можно было с успехом использовать под жилье для экипажей, в качестве столовой, командного пункта и комнаты отдыха.

Выявились и направления совершенствования машины. Так, ширина ЗИЛ-Э167 и его колея были велики и не соответствовали ширине проезжей части дорог и мостов. Требовалось уменьшить габаритную ширину автомобиля до размера не более 2800 мм. Необходимо было также усилить конструкцию крыльев и бамперов. Учитывая возможность некоторого снижения общего веса шасси, рассматривался вопрос повышения грузоподъемности снегохода до 7 т.

Тем не менее нежелание нового руководства ЗИЛ (с марта 1963 г. директором ЗИЛ был назначен П.Д. Бородин) заниматься спецтехникой не позволило выпускать серийно этот перспективный и необходимый стране автомобиль, несмотря на то, что Министерство газовой промышленности готово было заказать партию из 10 машин, а Министерство обороны для начала хотело получить два образца.

Что означает буква Э в названии модели? Если бы супервездеход был изготовлен хотя бы двумя экземплярами, то по правилам СКБ ЗИЛ он считался бы серийным. Среди возможных заказчиков такой техники значились и Минобороны, и газовики с нефтяниками, и геологи… Но та первая собранная машина так и осталась с Э — экспериментальной и единственной, а в серию вместо колесного ЗИЛ-167 в 1964 году пошел гусеничный БТ-Т. Теперь потрясающий воображение "колесный лось" грустно стоит в Государственном военно-техническом музее в Москве.

Читайте также: