Значение употребление и написание приставок словесный конструктор

Обновлено: 15.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

План - конспект урока

Тема урока: «Словесный конструктор

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок применения знаний

Цели: упорядочить знания о составе слова, наблюдать за строением слов.

Образовательные: формировать умение конструировать слова из заданных частей слова, формировать умение соотносить произношение и написание приставок

Развивающие: развивать память и орфографическую зоркость; развивать умение разбирать слова по составу; развивать умение образовывать новые слова

Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову, воспитывать любовь к родному языку

Формирование УУД:

Личностные: представление о богатых возможностях русского языка, появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Удовлетворение от осознания своих достижений, от преодоления возникавших учебных затруднений. Положительное отношение к учению, элементы уважения к себе как обучающейся личности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Осознавать и принимать учебную задачу. Планировать свои действия, выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Создавать устные высказывания, выбирать наиболее точные языковые средства.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Осознавать необходимость новой информации, черпать её из учебника, из объяснения учителя. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную. Наблюдать за значением языковых единиц, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям работать с моделями, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их, обобщать полученные сведения

Планируемые результаты:

Предметные: понимать и воспроизводить алгоритм разбора слова по составу, выделять части слова, развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им

умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Выполнять общий способ действия для выделения в словах окончания, в том числе нулевого, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами (разбирать слова по составу). Конструировать слова из заданных частей слова, сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения; соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели; различать приставки и предлоги, по освоенным опознавательным признакам. Применять изученные правила: правописания предлогов и приставок со словами, Писать слова с непроверяемыми орфограммами, пользоваться орфографическим словарём учебника.

Ресурсы: М.С Соловейчик, Н.С. Кузьменко учебник русского языка «К тайнам нашего языка», 2 класс

-Я предлагаю поиграть вам сегодня в словесный конструктор.

ВложениеРазмер
slovesnyy_konstruktor.docx 20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Значение, употребление и написание приставок»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Осознать и систематизировать определённый круг приставок.

- выявить значение приставок

- запомнить написание приставок

- тренировать в осознанном и правильном употреблении приставок.

УУД, формируемые на данном занятии:

- личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;

- познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

- коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;

- регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.

организация на занятии

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
  • осуществлять поиск информации
  • обосновывать собственную позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

1. Интерактивная доска (необходимый подбор слайдов выполнен учителем)

2.Раздаточный материал для наблюдений, выводов, практической работы, оценки.

1. организационный момент

2. Актуализация знаний

- Повторим части слова. Закончите предложения.

Корень слова – это… Слова с одним и тем же корнем называются …. Суффикс- это … Суффикс пишется …. Суффиксы образуют …. Приставка стоит …. Приставки образуют… Приставка пишется со словом …

Фронтальная работа Таблица «Состав слова»

4. Введение темы и постановка целей урока

Я показываю конструктор.

-Что это? Кто играл? В чём принцип конструктора? (соединение, присоединение деталей и получение чего-то нового)

-Как думаете, какое отношение может иметь конструктор к нашему уроку? Мы играть в него будем на уроке? (…)

-Я предлагаю поиграть вам сегодня в словесный конструктор.

-Чтобы точно определить тему и цели урока, я предлагаю вам отгадать загадки:

1.Мы преставимся всегда Лишь к началу слова.

И меняем без труда Смысл его на новый.

В речи – очень много нас: У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ.

И еще другие есть, Всех нас трудно перечесть.

И запомните, друзья, В языке без нас нельзя!

2. В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется.

3.Перед корнем подставляем

Эту часть как называем?

-Чему будем учиться сегодня? Какие цели поставите?

(Подставлять приставки- т.е.употребление, получать новые слова – т.е.значение, как писать приставки, – т.е. запоминать написание)

-С целями определились. Какой план работы нашего урока вы предложите по изучению темы? . (узнать, какие есть приставки, как их писать, тренироваться, выполнять задания, наблюдать, как изменяется значение слова, к каждому ли слову можно подставить приставку и т. д.)

Значение, употребление и написание приставок.

Планирование детьми работы.

5. Реализация целей.

А) Чтение сказки (Тычинская Ксения).

Сказка о приставках.

-О каких же своих способностях рассказали приставки?

(образование новых слов, придают слову новое значение)

-Какие приставки в каких словах прозвучали?

Б) Наблюдения, выводы

Упр.517: В паре друг другу прочитайте слова, которые получатся путём подстановки приставок, понаблюдайте, как приставки меняют значение слов и понаблюдайте за звучанием приставок!

-За какими буквами в приставках вы наблюдали? (за теми, которые выделены синим цветом)

Каждая пара «отвечает» за свою приставку:

Дети отвечают по алгоритму:

-в приставке есть орфограмма б/уд гласного, т.к. …

-в приставке есть орфограмма парн.согл., т.к. здесь парный согл. перед парн.согл.

В другой семье слов нет орфограммы парн.согл., т.к. идёт сонорный

-Запишите 5-6 слов любой семьи, выделите приставки и орфограммы в них.

-Какая часть слова делает все слова похожими? (корень) Покажите корни.

-Какая часть придаёт слову своё, новое значение? (приставка)

-Какая корневая орфограмма есть в каждой семье слов? Покажите её.

Слайд: работа в паре.

Выступление пары – «защита».

Работа в тетради.

с.109 Работа с предложением

Мы . ключим свет.

-А теперь выберите приставки, которые можно употребить с корнем -ключ-

Прочитайте друг другу предложения, которые у вас получатся, и опять наблюдайте за звучанием приставок!

На что просят вас обратить внимание? (ударение)

Каждая пара «отвечает» за свою приставку:

-Есть ли орфограммы безударных гласных? (да) Докажите.

А парных согласных? (да) Почему? (т.к.парный согл. перед парн. согл.)

-Все ли приставки подошли? Почему?

-Сделайте вывод о написании приставок. Можно ли писать их так, как слышишь?

Вывод: как бы приставки ни звучали, они пишутся одинаково.

(Правило о написании приставок, с.110)

Выступление пары – «защита»

- Я буду называть приставки, а вы подумайте, какие действия можно совершить: по- (потянуться, подышать, помахать, покрутиться)

Пользуясь таблицей, образуйте как можно больше новых слов, подставляя приставки, и запишите в тетрадь. Выделите приставки.

В центре ромашки – слово ГОВОРИТЬ. На лепестках записаны приставки (про, на, вы, за, от, по, пере, под, об, у, до, при).

- Какие составили слова? Молодцы!

1. Приговорить – вынести кому-либо приговор, назначить наказание.

2. Заговорить – а). утомить многословными разговорами

в). начать говорить

3. Оговорить – а). оклеветать

б). заранее условиться о чём-то

4. обговорить - обсудить

Таблица с ромашкой.

Г) Внимание! Сложное задание!

- Применив знания, полученные на уроке, замените одним словом с приставкой:

Например: начал говорить – заговорил

закончил движение – пришёл, приехал

Запись слов в тетрадь .
Пропустить урок (прогулять) .
Прикрепить пуговицу с помощью нитки и иголки (пришить) .
Отделить ножницами часть ткани (отрезать).
Сменить место жительство (переехать) .
Проглотить таблетку с водой (запить). Перестал цвести (отцвёл). Закончил читать (прочитал).

Кому удалось записать все слова?

Проверка по доске. Учащиеся выходят к доске, выделяют в словах корень и приставку, вставляют буквы в приставки.

-Давайте вместе откроем секрет: в течение урока вы работали со многими словами. К какой группе они относятся? Что называют? (действия)

Вывод: в русском языке с помощью приставок чаще всего образуются слова, называющие действия.

Индивидуальная работа в тетради

6. Подведение итогов конференции.

-Вернёмся к целям нашего урока

Узнал новое: О значении приставок… О написании приставок … Об употреблении приставок…

Было особенно интересно … Было сложно …

-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Цветной кружок на полях тетради) -Всем спасибо за урок.

Цель урока : Осознать и систематизировать определённый круг приставок.

- выявить значение приставок

- запомнить написание приставок

- тренировать в осознанном и правильном употреблении приставок.

УУД, формируемые на данном занятии:

  • Формирование у детей мотивации к обучению
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
  • умение учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализ и интерпретация информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять поиск информации

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • стремиться к сотрудничеству и диалогу с учителем и учащимися в целях поиска и решения конкретных задач урока
  • обосновывать собственную позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

1. Интерактивная доска (необходимый подбор слайдов выполнен учителем)

2.Раздаточный материал для наблюдений, выводов, практической работы, оценки.

3. Учебник М.С.Соловейчик «К тайнам нашего языка».

4. ТПО М.С.Соловейчик «К тайнам нашего языка».

1. Открытие конференции.

-Сегодня на уроке начинает работу очередная научно-практическая конференция.

-Повторим девиз: формула грамотного человека:

Я ЗНАЮ+Я УМЕЮ=Я-ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

-Слово предоставляется Президенту нашего классного города Поповой Дарье: Наш прошлый урок был посвящён теме «Состав слова». Сегодня мы, наверное, продолжим изучение этой темы. Мне хотелось бы пожелать всем нам активной и продуктивной работы. Не теряться в ответах, не волноваться.

Слайд с названием конференции.

Слайд с девизом.

2. Минутка делового общения.

-Дома вы готовили вопросы по теме «Состав слова». В паре задайте друг другу вопросы. Если потребуется помощь, окажите её друг другу. Я, в свою очередь, иду вас слушать.

Слайд с названием этапа конференции.

-Кому достался интересный, проблемный вопрос? Задайте коллективу.

(три ученика – загадки о приставках, суффиксах, корне)

Слайд с названием этапа конференции.

4. Введение темы и постановка целей конференции.

Я показываю конструктор.

-Что это? Кто играл? В чём принцип конструктора? (соединение, присоединение деталей и получение чего-то нового)

-Как думаете, какое отношение может иметь конструктор к нашей конференции? Мы играть в него будем на уроке? (…)

-Я предлагаю поиграть вам сегодня в словесный конструктор.

-Чтобы точно определить тему и цели конференции, я предлагаю вам выполнить следующее задание:

Из учебника с.107 Упр.515 картинки на интерактивной доске.

Ниже даны приставки (с выделенными буквами-орфограммами).

-Словами с корнем -хож- ответьте на вопрос: Что ты делаешь? Запишите слова под картинками.

По звуковому сигналу – стоп!

Представитель от пары выходит к доске и подставляет нужные приставки, доказывая выбор именно этой приставки (подхожу – приближение и т.д.)

-Есть ли другие варианты?

Учащиеся выходят и дают другие варианты, объясняя своё решение.

-Итак, как вы поняли, в какой словесный конструктор я предлагаю вам сегодня поиграть?

-Чему будем учиться сегодня? Какие цели поставите?

(Подставлять приставки- т.е.употребление, получать новые слова – т.е.значение, как писать приставки, – т.е. запоминать написание)

-С целями определились. Какой план работы нашей конференции вы предложите по изучению темы? . (узнать, какие есть приставки, как их писать, тренироваться, выполнять задания, наблюдать, как изменяется значение слова, к каждому ли слову можно подставить приставку и т. д.)

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. У чащиеся должны уметь:

находить приставку среди других частей слова; формулировать учебную задачу урока, наблюдать, рассуждать, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и учителем.

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

3. Постановка учебной

4. «Открытие» учащимися нового знания»

6. Самостоятельная работа с фронтальной проверкой

7. Включение нового знания в систему знаний

10. Домашнее задание:

1. Упр.516, упр. 518 по выбору.

2. Выделить части слова в словах-ловушках ( садовник, садовод) по желанию.

Друга в помощь бери.

Послушайте стихотворение и проследите по тексту, есть ли в этом стихотворении родственные слова.

(Учитель читает стихотворение)

КАК РАСТУТ СЛОВА

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово было корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из садика рассада,

Вот ещё посадки рядом.

С ним садовник идёт.

Гулять в саду словесном.

- Какие слова называются родственными?

- Какое слово помогает объединить эти слова в семью?

- Выделите в этих словах корень.

- С помощью чего образуются родственные слова в русском языке?

- Какую роль выполняет окончание?

- Выделите известные части в словах.

Приготовьте карточки (+ , -, ?) для проверки. Что у вас получилось?

- Смогли мы до конца выполнить задание?

У слов садовник и садовод мы поставим знак вопроса. Попробуйте самостоятельно найти правильный ответ в книжках-подсказках на перемене или дома.

-Сделайте вывод: из каких частей могут состоять слова русского языка?

-Какие части слова служат для образования слов?

Сегодня мы продолжим открывать тайны образования слов в русском языке. А о своем открытии вы расскажите в конце урока.

(Рисунок упр.515. Учебники детей закрыты)

- Представь себя на месте того, кто нарисован. Одним словом с корнем -хож- ответь: Что ты делаешь?

( На экране появляются слова с «окошками»)

- Что можно сказать о данных словах?

- Какая часть слова придаёт каждому слову своё значение?

- А почему я оставила «окошки» в словах?

- Откройте учебники на с.96. Найдите подсказку. С помощью каких приставок образовались данные слова?

- Запомните: Большая часть приставок всегда пишется одинаково.

Советую, чтобы данная шпаргалка попала в ваш справочник.

- Запишите слова в тетрадь, выделяя корень и приставки. Укажите в словах орфограммы.

Не читая задания, вы можете предположить, что мы будем делать?

- Сколько групп слов здесь спряталось?

- I вариант: Запишите 5 слов с корнем –ЛЕТ-.

II вариант: Запишите 5 слов с корнем – БЕГ-.

Наблюдайте, как приставки

меняют значение слов. Постарайтесь самостоятельно выполнить последующие задания упражнения.

- Проверяем. Что ещё было необходимо выполнить в упражнении?

- Оцени свою работу по шкале.

- Придумайте предложения с новыми словами.

- Запишите в тетрадь понравившееся предложение. Не забывайте об «окошках».

- Подчеркните слова с приставками двумя чертами.

- На какой вопрос отвечают данные слова?

- Что называют данные слова?

- Открою маленький секрет. В русском языке с помощью приставок чаще всего образуются слова, называющие действие.

- РАБОТА В ГРУППАХ. Каждая группа получает конверт с 5 карточками. Запишите одним словом ответ на вопрос ЧТО СДЕЛАЛ? Отметьте в словах приставки. Что необходимо помнить, чтобы правильно выполнить это задание?

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

МБОУ «Новожизненская СШ»

Конспект открытого урока

«Желтый» урок русского языка в раках цветной недели начальных классов

Автор: учитель начальных классов

Ляхова Ольга Михайловна

Тема: Словесный конструктор. Приставки.

Цель: Освоение способа действия при разборе слов по составу.

а) закрепить знания об однокоренных словах и формах одного и того же слова;

б) пронаблюдать за применением в речи и систематизировать приставки;

в) использовать знания для конструирования новых слов.

Оборудование. Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка. 2 класс», тетрадь-задачник № 3; мультимедийная презентация, карточки с заданиями.

Программа «Гармония», Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

Тип урока : Усвоение новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Эмоциональный настрой

Сегодня первый «желтый» день разноцветной недели начальных классов.

- Что бывает желтым? СЛАЙД 1

- Пусть наш урок будет радостным и солнечным. Оцените свое настроение в начале урока. Запишите число (11 апреля).

Перечисляют предметы желтого цвета. Читают подготовленные заранее стихи, в которых упоминается слово «желтый».

Закрашивают одно, два или три солнышка на отдельных листах, получают эмоциональный настрой на восприятие.

Личностные : внутренняя позиция школьника на уровне положитель-ного отношения к школе.

II. Актуализация знаний

- Какой металл желтого цвета?

- Посмотрите на устойчивые выражения со словом «золотой». Как понимаете эти выражения? СЛАЙД 2

- Какие слова нам нужны на уроке для успешной учебы, запишите их.

- Как называются слова «золотая», «золотые», «золотое»?

- Какую часть слова помогают найти его формы? Почему?

Разбор слов по составу.

Дети объясняют значения выражений: золотая голова, золотые руки, золотое сердце, золотая нива, золотой голос.

Записывают: золотая голова, золотые руки, золотое сердце.

- Окончание, т. к. это изменяемая часть слова.

Коммуникативные : выражать в речи свои мысли и действия; строить понятные для окружающих высказывания.

III. Тема урока. Постановка задач урока.

- Прочитайте тему урока. СЛАЙД 3.

- Что такое конструктор?

Знакомство со значением этого слова в словаре Ожегова. СЛАЙД 4.

– Как вы понимаете выражение «словесный конструктор»? Что это такое?

- Какие задачи поставите перед собой на уроке?

- Сегодня на уроке мы с вами будем учиться конструировать слова.

СЛАЙД 5. Большую помощь в этой работе нам окажут приставки. Наше конструкторское бюро начинает работу.

Дети говорят об игре.

- Конструктор – тот, кто конструирует что-либо, создает конструкцию чего-либо; набор частей, деталей, из которых дети строят разные сооружения.

- Наверное, это набор из частей слова.

- Уметь находить окончание и корень слова.

- Находить другие части слова, если они есть.

- Собирать из разных частей слова новые слова.

Регулятивные : в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Личностные : учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

IV. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

- Сконструируем слова с корнем –хож- с использованием приставок.

Знакомство с обозначение приставок, их значением.

– Что можно сказать об этих словах?

- Какая часть слов делает их похожими?

- Что обозначают эти слова?

- Какая часть слова делает их разными по значению?

- Выделим приставки. Запомним их написание.

- Что делает приставка со словом?

Записывают слова, выделяют окончание, корень желтым карандашом.

(перехожу, подхожу, обхожу, вхожу, выхожу, ухожу)

Наблюдают за частью слова, которая стоит перед корнем. Объясняют значения новых слов, выделяют приставку.

- Эти слова обозначают движение.

- Приставка. Приставки указывают на разные движения.

- Изменяет его значение, смысл.

Познавательные : анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Самолет». Упражнение с линейкой.

Вот волшебный самолет
Отправляется в полет.
Он планирует над партой.
Ну, а где же наша карта?

Дети берут в руку линейку, как показано на рисунке. Начинают покачивать линейку, имитируя движение крыльев самолета. Затем то же самое проделывают другой рукой.

Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни.

V. Систематизация приставок

- Рассмотрим только что записанные слова. Записывать будем одни приставки, располагая в том порядке, как предложено в упражнении.

- движение вокруг чего-то -об-; обо-

- движение через что-то - пере-

- движение внутрь чего-то - в-; во-

- приближение к чему-то - при-

- удаление от чего-то - от-; у-

- движение из чего-то наружу - вы-

Дети заполняют таблицу: «Справочник приставок»

Познавательные : анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

VI. Первичное закрепление с комментированием

Составление слов с корнем -бег- и применением приставок. Разбор слов по составу. СЛАЙД 7.

Составляется план разбора:

1. Обозначь окончание, как изменяемую часть слова.

2. Обозначь корень, общую часть родственных слов.

3. Обозначь приставку.

Составляются слова: выбегу, отбегу, забегу и т. д.

Предметные: умение анализировать содержание памятки, работа с моделью слова.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

VII. Включение в систему новых знаний. Конструирование новых слов.

а) Дети получают карточки с заданиями и работают в парах. Приложение 1.

- Составьте слово из частей других слов. Запишите новые слова. Выделите их части.

б) Проверка. СЛАЙД 8.

Работая в парах, составляют слова и записывают на рабочих листах.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами.

Личностные: уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;

умение удерживать учебную задачу; соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Познавательные : владеть общим приемом решения предложенных задач.

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; приобретение - способа действий по достижению целей.

VIII. Рефлексия

- Что такое приставка?

- В каких словах чаще встречаются приставки?

- Написание приставок нужно запоминать. На наших уроках мы будем составлять «Справочник приставок русского языка», чтобы облегчить запоминание.

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднения?

-Попробуйте оценить свою работу на уроке самостоятельно.

- Раскрасьте смайлики Настроения и оцените свою работу на уроке.

- Я очень рада, что сейчас на меня смотрит так много «человечков» с улыбкой.

- Приставка – часть слова перед корнем, которая служит для образования новых слов.

- В словах-действиях. Каждая приставка несет определенный смысл, значение.

Закрашивают 1, 2 или 3 смайлика. Ставят оценку за урок.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.

IX. Домашнее задание

http://nsc.1september.ru/2006/05/2.jpg





________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Справочник приставок

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Читайте также: