Знания какой науки помогли конструктором легендарного танка т 34 добиться такого результата

Обновлено: 16.05.2024

Сто двадцать лет назад, 3 декабря 1898 года, родился Михаил Ильич Кошкин – советский конструктор оружия, человек, стоявший у истоков легендарной «тридцатьчетверки» — танка Т-34, внесшего огромный вклад в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.

К сожалению, жизнь Кошкина оборвалась очень рано. И, во многом, именно это обстоятельство способствовало тому, что выдающегося конструктора незаслуженно забыли, обделили наградами. Так, высокое звание Героя Социалистического Труда было посмертно присвоено ему указом Президента СССР уже в 1990 году – на закате существования советского государства.

Биография Михаила Ильича Кошкина – еще одно свидетельство наличия невероятных по сравнению и с дореволюционной Россией, и с другими странами того времени социальных лифтов в Советском Союзе. Учитывая, что в 41 год Михаила Ильича уже не стало, за какие-то четыре десятилетия он прошел путь от крестьянского мальчика из глухой деревни до начальника конструкторского бюро танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна.

Михаил Кошкин родился в селе Брынчаги (ныне это Переславский район Ярославской области). Простая крестьянская семья его родителей жила бедно и отец, чтобы прокормить троих малолетних детей, был вынужден заниматься отходничеством, «вахтой», как бы сейчас сказали. В 1905 году он надорвался на лесозаготовках и умер, оставив жену вдовой с тремя малолетними детьми. Пришлось женщине идти в батраки, на заработки в Москву отправился и десятилетний Кошкин, окончивший три класса церковно-приходской школы.

Михаил Кошкин воевал под Царицыном, затем служил в 3-м железнодорожном батальоне в Петрограде, воевал против британских интервентов в районе Архангельска, во взятии которого он и принимал личное участие.

Когда Архангельск был зачищен от интервентов, 3-й железнодорожный батальон перебросили на Польский фронт, но заболевшего тифом Кошкина оставили в тылу и перевели после лечения в 3-ю железнодорожную бригаду, занимавшуюся восстановлением железнодорожного пути и мостов на Южном фронте. Лишь летом 1921 года, после расформирования железнодорожной бригады, Михаил Кошкин был демобилизован из рядов РККА.

Еще в 1919 году, во время Гражданской войны, Михаил Кошкин, служивший на Северном фронте, вступил в ряды РКП (б) и вскоре стал секретарем партийной ячейки 3-й железнодорожной бригады. После демобилизации он окончил военно-политические курсы в Харькове и был командирован в Москву на учебу в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. В это время происходит личное знакомство будущего конструктора с такими знаковыми фигурами советской власти как Сергей Киров и Григорий «Серго» Орджоникидзе.

Но, побыв во главе фабрики в 1924-1925 гг., Кошкин перешел на должность заведующего агитационно-пропагандистского отдела 2-го райкомитета ВКП (б), затем, с 1926 по 1928 гг. был заведующим Губернской советской партийной школой, заместителем заведующего и заведующим агитационно-пропагандистского отдела губернского комитета ВКП (б) в Вятке. Там же, в Вятке, Михаил Кошкин женился на Вере Катаевой, работавшей в Губпотребсоюзе, у них родилась дочь Лиза.

Однако, будущее партийного чиновника, судя по всему, в какой-то момент перестало привлекать Михаила. В 1929 году он написал письмо лично знакомому ему Сергею Мироновичу Кирову с просьбой дать ему возможность получить техническое образование. Инженерные кадры в то время были очень нужны молодому советскому государству и Кошкин получил разрешение выехать в Ленинград, где был зачислен в Ленинградский технологический институт, откуда вскоре перевелся на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института.

Так, только в 31 год, Михаил Кошкин начал свой путь в инженеры. Никаких поблажек, несмотря на партийность и статус, Кошкин не получал – он честно отучился в вузе пять лет и в 1934 году защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» на тему «Коробка переменных передач среднего танка». Во время обучения в институте Кошкин получил и первый практический опыт – он поработал перед защитой диплома на Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185, проходил практику на Нижегородском автомобильном заводе им. В.М. Молотова (ныне это ГАЗ) в должности мастера дефектного отдела.

Начинающий инженер очень понравился руководству автозавода и оно даже пыталось ходатайствовать в Наркомате тяжелой промышленности о направлении к ним Кошкина после окончания института, но он смог настоять на своем и продолжил работу в Конструкторском бюро Ленинградского завода имени С. М. Кирова, занимавшемся конструированием танков. За 2,5 года Кошкин прошел путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ.

В это время, в середине 1930-х годов, конструкторское бюро занималось разработками двух танков – Т-29 и Т-46-1, представлявших собой модернизированные варианты Т-28 и Т-26 с переводом на колесно-гусеничный ход. Но затем конструкторы пришли к выводу, что подобная модель танков не имеет серьезных перспектив – она слишком дорога и сложна в производстве.

В конце декабря 1936 года Григорий Орджоникидзе, занимавший тогда пост народного комиссара тяжелой промышленности СССР, лично вызвал Михаила Кошкина и принял решение перевести его на Харьковский завод. Руководитель Наркомата счел, что Кошкин, благодаря своим деловым качествам и интеллекту, лучше всего справится с задачей по созданию быстроходного среднего танка, который можно было бы запустить в серийное производство. Танковый отдел Харьковского завода № 183 в то время специализировался на выпуске легких быстроходных танков БТ, находившихся на вооружении РККА. Кошкин был назначен начальником танкового КБ-190 Харьковского завода.

Руководить конструкторским бюро Кошкин стал в очень сложное для отечественного танкостроения время. Как раз шла война в Испании, во время которой была установлена высокая уязвимость танков БТ для артиллерийского огня противника. Требовалась срочная модернизация всего танкового парка РККА, а по сути – его полная замена. И в этой ситуации особую роль предстояло играть отечественным конструкторам.

Михаилу Кошкину менее чем за год работы удалось завершить модернизацию танка БТ-7. Затем он выступил с инициативой создания чисто гусеничного танка А-32, которую поддержал и сам Сталин, предложивший не препятствовать конструкторам. Вскоре, 16 декабря 1938 года, три конструкторских бюро завода были объединены в единое конструкторское бюро КБ-520, а Кошкин был назначен главным конструктором всех трех объединенных конструкторских бюро.

Уже в середине 1939 года в Харькове были представлены опытные экземпляры А-20 и А-32, которые высоко оценили присутствовавшие на испытаниях представители Государственной Комиссии. Они пришли к выводу, что А-20 отличается большой скоростью и подвижностью, а А-32 – высокой проходимостью и хорошей бронезащитой. Но, тем не менее, ни одному из танков не было отдано предпочтение, а конструкторы, тем временем, продолжали разработки по усовершенствованию боевых машин.

Следующие испытания прошли в Кубинке в сентябре 1939 года. Члены комиссии были поражены опытным образцом танка А-32 (Т-32), который понравился всем не только прекрасными ходовыми качествами, но и эффектным внешним видом. Кошкин представил обновленный А-32, оснащенный 76,2 мм пушкой Л-10 и получивший индекс Т-32. Танк планировалось выпустить на замену Т-28, изрядно устаревшему к этому времени.

Однако руководство Наркомата тяжелой промышленности и военное командование продолжало обсуждать, какой же из танков все же стоит запустить в серийное производство. Свои коррективы внесла начавшаяся война СССР с Финляндией, которая вновь продемонстрировала большие изъяны советских танков и остро поставила вопрос о необходимости ускоренной модернизации танкового парка. Кошкин и его сотрудники продолжали работать над дальнейшим совершенствованием модели А-32. В конечном итоге, 19 декабря 1939 года Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443 танк А-32 с толщиной брони в 45 мм под названием «Т-34» был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Первые две «тридцатьчетверки» были изготовлены 10 февраля 1940 года, после чего были начаты их испытания. Кошкин лично участвовал в пробеге «Харьков-Москва», чтобы продемонстрировать руководству отрасли и страны преимущества нового танка. Интересно, что все 750 км, несмотря на погодные условия и бездорожье, танки прошли самостоятельно. Это обстоятельство не могло не стать еще одним «козырем» в поддержку «тридцатьчетверки».

17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки Т-34 были представлены высшим руководителям СССР. За маневрами танка наблюдали Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович и сам Иосиф Сталин. Именно эти испытания окончательно решили дальнейшую судьбу танка Т-34. Сталин рекомендовал танк для немедленного запуска в серийное производство.

Во главе КБ Кошкина сменил Александр Морозов. Именно этот человек получил широкую известность в качестве «отца тридцатьчетверки». Награды не обходили Морозова стороной – в 1943 году он получил первую звезду Героя Социалистического Труда, а в 1974 году стал Героем повторно. Можно сказать, что все основные лавры от запуска в серийное производство Т-34 достались именно Морозову – вполне заслуженно, разумеется, но следовало бы помнить и о первом главном конструкторе, под руководством которого и началась разработка знаменитого танка.

К памяти Михаила Кошкина судьба оказалась менее благосклонной. При жизни он получил несколько наград, включая орден Красной Звезды в апреле 1936 года. В 1942 г. Кошкину посмертно присудили Сталинскую премию, а вот Героем Социалистического Труда посмертно он стал лишь в 1990 году. Несколько мемориальных досок и памятников, улица в Харькове, почтовая марка, выпущенная в 1998 году – так увековечили память конструктора легендарного танка Т-34, без которого победа в войне была бы намного более тяжелой.

Новозыбковский медицинский колледж

Новозыбковский медицинский колледж

Новозыбковский медицинский колледж запись закреплена

Тест «Интересные факты о Великой Отечественной войне»

Ольга Кучина

Наиболее понравившийся вопрос:
В конце июня 1941 года из Москвы в Тюмень уехал необычный пассажир. В вагоне, где он находился, поддерживалась постоянная температура, а сам вагон охранялся сотрудниками госбезопасности. Обратно он вернулся только весной 1945 года. О каком пассажире идёт речь?
Г. К. Жуков
В. И. Ленин
И. В. Сталин
Ф. И. Шаляпин

Костя Арец


Костя Арец

Ольга Кучина

Правильный ответ: Летом 1941 года из Мавзолея для сохранности было тайно вывезено тело Ленина. Чтобы оно не повредилось при транспортировке, в вагоне поддерживалась низкая температура, препятствующая разложению.

Таня Щеголькова


Таня Щеголькова

Наиболее понравившийся вопрос:
Средний танк Т-34 имел броню меньшей толщины, чем немецкие тяжелые танки «Тигр» и «Пантера». Однако в бою броня Т-34 лучше защищала экипаж танка. Знания какой науки помогли конструкторам легендарного танка добиться такого результата?
•Геометрии
•Химии
•Физики
•Биологии

Ольга Кучина

Правильный ответ: Конструкторы танка долго вычисляли оптимальный угол наклона брони, чтобы обеспечить достаточную толщину, при этом увеличить вероятность рикошета и не уменьшить пространство внутри танка. Благодаря тригонометрическим формулам необходимый эффект был достигнут.

Ekaterina Kharchenko


Ekaterina Kharchenko

Наиболее понравившийся вопрос :
На одной из картин Кукрыниксов изображено бегство немцев из оставляемого ими города. На ней зритель может увидеть памятник архитектуры середины XI века, а также фигуры, отломанные фашистами от памятника 1862 года и брошенные под снегом. Какой город был изображен на картине Кукрыниксов?

Ольга Кучина

Правильный ответ: В России не так много памятников XI века. Один из них — Софийский собор в Новгороде. В вопросе также упоминается памятник «Тысячелетие Руси», установленный в честь юбилея призвания варягов.

Ангелина Матвеенко


Ангелина Матвеенко

Наиболее понравившийся вопрос:
В 1943 году на обложке журнала Time был изображен известный житель блокадного Ленинграда в проволочных очках и пожарном шлеме. Чем ещё известен этот человек?

Он спроектировал Дворец Советов

Он расшифровал письменность майя

Он написал несколько симфоний

Ольга Кучина

Правильный ответ: Этот человек — Дмитрий Шостакович. Он очень известен своей Седьмой «Ленинградской» симфонией, которая была полностью написана в блокадном городе и посвящена его борьбе.

Анастасия Булавко

Наиболее понравившийся вопрос:
Художник Владимир Фролов был участником блокады Ленинграда. Из последних сил он выполнял заказ: составлял серию мозаик для крупного заказчика. Эти мозаики стали последними работами художника. С 1943 года мы можем увидеть их…
•московском метро
•в особняке Рябушинского
•в парадном входе жилого дома на Кудринской площади
•Третьяковской галерее

Ольга Кучина

Мозаики Владимира Фролова были эвакуированы из Ленинграда по дороге жизни и доставлены в Москву, где украсили собой станцию метро «Автозаводская», открытую в 1943 году.

Анастасия Строгонова


Анастасия Строгонова

Наиболее понравившийся вопрос:

Кстати о фильме «Александр Невский». Какая знаменитая фраза была произнесена в этом фильме?
«Тяжело в учении — легко в бою»
«Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»
«Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет»
«Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва»

Ольга Кучина

Правильный ответ: Легко догадаться, что Александр Невский говорил про меч. Слова о том, что отступать некуда, по распространенной версии, произнес политрук панфиловской дивизии И. Клочков, «Тяжело в учении — легко в бою» — легендарная цитата из «Науки побеждать» А. В. Суворова, а последняя цитата принадлежит В. М. Молотову.

Vitalina Shevtsova


Vitalina Shevtsova

Наиболее понравившийся вопрос:
В конце июня 1941 года из Москвы в Тюмень уехал необычный пассажир. В вагоне, где он находился, поддерживалась постоянная температура, а сам вагон охранялся сотрудниками госбезопасности. Обратно он вернулся только весной 1945 года. О каком пассажире идёт речь?
Г. К. Жуков
В. И. Ленин
И. В. Сталин
Ф. И. Шаляпин

Валерия Ковалёва

Наиболее понравившийся вопрос:
Художник Владимир Фролов был участником блокады Ленинграда. Из последних сил он выполнял заказ: составлял серию мозаик для крупного заказчика. Эти мозаики стали последними работами художника. С 1943 года мы можем увидеть их…
•московском метро
•в особняке Рябушинского
•в парадном входе жилого дома на Кудринской площади
•Третьяковской галерее

Ольга Кучина

Правильный ответ: Мозаики Владимира Фролова были эвакуированы из Ленинграда по дороге жизни и доставлены в Москву, где украсили собой станцию метро «Автозаводская», открытую в 1943 году.

Ленка Гладышева

Наиболее понравившийся вопрос:
Средний танк Т-34 имел броню меньшей толщины, чем немецкие тяжелые танки «Тигр» и «Пантера». Однако в бою броня Т-34 лучше защищала экипаж танка. Знания какой науки помогли конструкторам легендарного танка добиться такого результата?
•Геометрии
•Химии
•Физики
•Биологии

Поля Мелихова

Наиболее понравившийся вопрос:
В 1943 году на обложке журнала Time был изображен известный житель блокадного Ленинграда в проволочных очках и пожарном шлеме. Чем ещё известен этот человек?

Он написал несколько симфоний
Он писал стихи об Африке
Он спроектировал Дворец Советов
Он расшифровал письменность майя

Мария Шаболтай

Наиболее понравивший вопрос:
Этот киногерой — участник Великой Отечественной войны. Он участвовал в Курской битве, был награждён медалями «За Отвагу», орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны. Однако после войны он занялся сугубо мирным делом. О каком киногерое идёт речь?
°Нестор Северов, учитель истории из сериала «Большая перемена»
°Евгений Трошкин, заведующий детским садом из фильма «Джентльмены удачи»
°Лев Шулейкин, буфетчик из фильма «Полосатый рейс»
°Юрий Деточкин, страховой агент из фильма «Берегись автомобиля»

Ольга Кучина

Правильный ответ: Если вы внимательно смотрели фильм «Джентльмены удачи», то наверняка видели, как в столе у заведующего детского сада Трошкина лежат боевые награды. Да и сам герой ближе к концу фильма предается фронтовым воспоминаниям: «Мы как раз под Курском стояли…».

Ольга Кучина

Во время обороны Одессы командование столкнулось с нехваткой бронетехники. Пришлось выходить из положения с помощью подручных средств. Так появился лёгкий танк НИ−1. Из чего он был сделан?
Из тракторов, которые покрыли листовой сталью
Из переплавленных велосипедов горожан
Из грузовиков, обвешанных листами фанеры
Из резины — танки были надувными

Ольга Кучина

Правильный ответ: Танк НИ-1 (расшифровывалось как «На испуг») представлял собой гусеничный трактор, обшитый броней и снабженный небольшой пушкой в кабине водителя. Танки посеяли панику в рядах немцев, так как по их сведениям в Одессе не осталось бронетехники.

До сих пор засекреченным остается химический состав технологии производства брони для танка Т-34, который разработал молодой инженер с Ижорского завода Андрей Завьялов. Предлагая новый метод, он рисковал не только работой, но и жизнью. Завьялов был единственным, кто в 1936 году на заседании со Сталиным негативно высказался о существующих советских танках, назвав их «ходячими гробами». При этом инженер сумел доказать необходимость модернизации производства и вскоре стал главным организатором и движущей силой новой танковой концепции. Инновационный на то время способ бронирования танков во многом определил исход решающих сражений Великой Отечественной войны.

Идеальный танк

Пушка калибра 37 мм немецкого танка T-III не представляла опасности для 45-миллиметровой брони Т-34, в то время как пушка Т-34 калибром 76 мм на всех дистанциях пробивала 30-миллиметровую броню танка T-III. За этим превосходством на поле боя стояла наука и люди, которые бесстрашно продвигали новые технологии. Одним из таких инноваторов был директор ЦНИИ-48 (сейчас ЦНИИ КМ «Прометей». — «Известия») Андрей Завьялов. Он предложил новый сплав для брони и технологию сборки башни, которые сделали танк Т-34 произведением военного искусства. Причем химический состав и технология производства брони Т-34 не рассекречены до сих пор.

123

Довоенные танки производства завода № 183: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 обр. 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 обр. 1941 года с пушкой Ф-34


— Да, составы не рассекречены. Много чего из наших разработок не рассекречено, — подтвердил этот факт «Известиям» генеральный директор ЦНИИ КМ «Прометей», член-корреспондент РАН Алексей Орыщенко. Он уточнил, что разработанные институтом химический состав и технология производства брони обеспечивали ее исключительно высокое качество и поразительную снарядостойкость, превосходившую все аналоги в мире.

Другим ноу-хау стала технология сборки башни. В 1939 году в ЦНИИ-48 при производстве башен Т-34 впервые в мире применили послойную электросварку. На тот момент элементы танковых башен повсеместно соединялись путем клепки. В результате соединения стали прочнее и надежнее.

— Директор ЦНИИ-48 Андрей Завьялов предпринимал попытки создать литьевую броню — то, о чем никто в мире тогда даже не мечтал. И он это сделал, разработал технологии. Литье башен Т-34 началось в конце 1941 — начале 1942 года. Крупп (крупнейший промышленный концерн Германии. — «Известия») как ни пытался это сделать, не смог до конца войны, — подчеркнул Алексей Орыщенко.

завод

Конвейерная сборка танков на Уральском танковом заводе №183 в Нижнем Тагиле, октябрь 1942 года


Применение литейных технологий при создании башен сыграло исключительную роль в организации производства. Скорость их выпуска увеличилась вдвое. А стоимость башен снизилась на 40%, что при больших масштабах выпуска танков давало многомиллионную экономию. Переход на литые танковые башни резко снизил их поражаемость снарядами, так как именно литье позволяло придать башне эргономичную форму, распределяя толщину брони в нужных местах. Ученые ЦНИИ-48 разработали инструкции по тактике ведения боя с немецкими танками с четким указанием их наиболее уязвимых мест. Это стало возможно благодаря многочисленным испытаниям поражаемости наших и немецких машин снарядами, которые вели ученые института.

С 1942 года ЦНИИ-48 взялся и за разработку неброневых деталей танка. Развернулись исследования в области совершенствования металлургического производства деталей и механизмов танка и мотора, изыскания высокопрочных и износоустойчивых материалов для новых марок дизельных моторов танков, работы по унификации технологических процессов.


Судьбоносный поворот

Всё это стало возможным благодаря личному мужеству и упорству Андрея Завьялова, рассказал Алексей Орыщенко.

В 1934 году 29-летний Завьялов руководил Центральной заводской лабораторией Ижорского завода в Ленинграде. В ней разработали новую танковую броню. Для производства требовался особый состав стали, строгое следование технологии производства — выплавка в мартеновской печи, разливка в кузнечные изложницы, ковка слитков с осадкой. Этому воспротивились старые мастера, определявшие, что и как делать по наитию. Конфликт между двумя технологическими школами вышел за пределы предприятия. Строптивого новатора сначала уволили, а затем его пригласил к себе секретарь Ленинградского обкома Андрей Жданов. Выслушав Завьялова, Жданов направил инженера в Москву на заседание Совета труда и обороны, которое состоялось 17 мая 1936 года.

123

— Билеты были куплены в одну сторону. Было непонятно, вернется он обратно или нет, — уточнил Орыщенко.


На заседании все рапортовали об успехах. И только выступавший последним Андрей Завьялов заявил о низкой технологической дисциплине на производстве, о недостаточной надежности броневой защиты танков. Он привел результаты испытаний применявшейся в то время 15- и 20-миллиметровой брони на полигоне Ижорского завода. Даже при очень низкой скорости удара, стрельбе не только с ближней, но и с дальней дистанции самым малым калибром артиллерийских снарядов броня пробивалась и раскалывалась. То есть танки с такой броней, по выражению Завьялова, были «ходячими гробами».

По словам Орыщенко, он буквально бросился на амбразуру в тот момент.

Новая броня

Вместе с ответами на вопросы Сталина речь Завьялова продолжалась около часа. Он доказал необходимость модернизации производства и стал «главным организатором и движущей силой новой танковой концепции, которая строилась не на задаче прорыва обороны и применении огневой мощи, а на возможности прорыва мощных противотанковых поясов, встречных танковых боях», отмечал ученик Завьялова, директор ЦНИИ КМ «Прометей» в 1977–2008 годах, а затем президент и научный руководитель института в 2008–2015 годах академик Игорь Горынин в автобиографической книге «Размышления с оптимизмом».

танки

Танкисты получают новую партию танков Т-34 для отправки на фронт на тракторном заводе в Сталинграде, август 1942 года

115 лет назад родился Александр Морозов — один из создателей легендарного Т-34 и ряда других советских танков. Он прошёл путь от переписчика технических документов до начальника одного из ведущих конструкторских бюро СССР. Несколько типов танков, к разработке и производству которых приложил руку Морозов, эксперты называют лучшими бронемашинами своего времени. При этом, будучи одним из ярчайших руководителей советского военно-промышленного комплекса, депутатом Верховного Совета СССР и дважды Героем Социалистического Труда, Морозов отличался чрезвычайной скромностью и никогда не добивался для себя особых материальных благ. О жизни прославленного создателя советских танков — в материале RT.

Александр Морозов родился 29 октября 1904 года в городе Бежица под Брянском в семье рабочего. Когда ему шёл десятый год, семья переехала жить в Харьков, где отец Александра устроился работать на местный паровозостроительный завод (ХПЗ). Морозов-младший тем временем пошёл в реальное училище, а пять лет спустя, 2 марта 1919 года, 14-летний Александр поступил переписчиком технических документов на тот же завод, где трудился его отец.

Становление личности

В 1923 году Александр Морозов занял должность чертёжника-конструктора ХПЗ.

«Первые свои конструкторские шаги Александр Морозов делал при доработке под отечественные реалии немецкого трактора ВД-50 «Ганомаг», — рассказал в беседе с RT писатель и режиссёр-документалист Андрей Купарев, сотрудник научно-методического отдела Музея Победы.


«Он помог нам выиграть войну»: кем был создатель знаменитого советского танка КВ

10 марта 1908 года родился Жозеф Котин — создатель легендарного советского танка КВ. Конструктор вооружил Красную армию боевыми.

В 1926 году Морозова призвали на срочную службу в ряды Красной армии, которую он проходил в авиационной части в Киеве на должности техника-моториста. В конце 1927-го на базе ХПЗ была создана танковая конструкторская бригада (со временем преобразованная в конструкторское бюро). В её состав включили и Морозова, вернувшегося в 1928 году из армии на родное предприятие.

Однако для работы конструктором нужно было иметь немало теоретических знаний, поэтому Александр поступает на заочное отделение в Московский механико-электротехнический институт им. М.В. Ломоносова и одновременно в механический техникум при ХПЗ.

«В его послужном списке на начальной стадии конструкторской деятельности был танк БТ-7, в котором Александр Морозов занимался проектированием трансмиссии и внесением изменений в ходовую часть», — рассказал Купарев.

В 1933 году Морозов поступил на учебу в сектор боевой подготовки Дома Красной армии и через год окончил курсы по программе подготовки командиров танка БТ.

«Военное образование позволило конструктору понимать машину с точки зрения пользователя», — заметил эксперт.

Рождение Т-34

В 1936 году Александр Морозов, считавшийся уже опытным конструктором, возглавил в КБ сектор нового проектирования. В это время между руководством РККА и ХПЗ возник конфликт из-за технических дефектов, выявленных во время практической эксплуатации танков. Руководители КБ было понижены в должностях.

В конце 1936 года в Харьков на должность начальника КБ ХПЗ был направлен талантливый конструктор Михаил Кошкин, который ранее был заместителем начальника КБ на ленинградском Кировском заводе и провёл успешную модернизацию танков Т-26 и Т-28. Решение о переводе Кошкина принимал лично нарком тяжёлой промышленности СССР Григорий Орджоникидзе.

После того как осенью 1937 года на ХПЗ пришло из РККА поручение создать новый манёвренный колёсно-гусеничный танк (будущий БТ-20), Кошкин принял решение передать старое КБ, носившее индекс 190, под руководство Николая Кучеренко, а сам возглавил новое конструкторское бюро (КБ-24), для которого лично отобрал кадры. Он назначил Морозова своим заместителем.

После проведения основных работ над БТ-20 сотрудники «кошкинского» КБ осознали, что танк практически не будет отличаться от хорошо знакомого всем БТ-7. Возникла идея создать принципиально новую машину с учётом наработок, собранных ранее сектором Морозова.

«28 апреля 1938 года на совещании Народного комиссариата обороны Кошкин получает от Иосифа Сталина разрешение спроектировать два опытных танка: первый — колёсно-гусеничный БТ-20, или А-20, соответствующий «московским» требованиям, второй — исключительно гусеничный дизельный А-32, конструкцию которого харьковчане разработали самостоятельно. В результате уже к концу лета 1939 года прототипы А-20 и А-32 прошли производственные испытания, на которых показали себя с лучшей стороны», — рассказал Андрей Купарев.

Деятельностью команды Кошкина заинтересовалось руководство страны. В конце 1938 года под его начальством было создано новое ОКБ-520, в которое объединили все ранее существовавшие на ХПЗ конструкторские бюро. Морозов снова стал заместителем Кошкина.

Испытания А-20 и А-32 в 1939 году показали, что первый более подвижен на колёсах, но уступает «инициативной» разработке харьковчан по проходимости. Кроме того, особенности ходовой части А-20, в отличие от А-32, не позволяли усилить его вооружение и бронезащиту.

19 декабря 1939 года было издано постановление комитета обороны при Совнаркоме о принятии нового танка на вооружение. С учётом последних конструктивных изменений машина получила наименование Т-34.

В начале 1940 года два опытных танка прошли испытания под Харьковом, а в ночь с 5 на 6 марта закамуфлированные машины двинулись в Москву. Т-34 осмотрел и одобрил лично Иосиф Сталин. Танки успешно прошли проверку на подмосковных полигонах и Карельском перешейке (на оставшихся после Советско-финляндской войны противотанковых укреплениях). 31 марта Госкомитет обороны подписал протокол о серийном производстве Т-34 в Харькове.

После заседания Госкомитета Кошкин, будучи простуженным и находясь в состоянии сильного переутомления, сопровождал танки обратно на завод. По пути одна из машин опрокинулась в воду. Кошкин лично помогал вытаскивать её, промок и заболел пневмонией. Попытки совмещать лечение с работой окончательно подорвали его здоровье. После удаления лёгкого начальник КБ был отправлен на реабилитацию в санаторий, но не смог восстановиться и скончался 26 сентября 1940 года. Руководство КБ и обязанности по организации серийного производства Т-34 перешли к его заместителю и соратнику Александру Морозову.

Отдельный фронт

Осенью 1940 года Т-34 начали поступать в строевые части. Отзывы о танке, как о любой новой машине, были неоднозначными: танкисты в целом позитивно оценивали оригинальные технические решения, однако некоторые из них отмечали низкую надёжность работы агрегатов и дефекты двигателя. Критически высказалась о новом танке и специально созванная комиссия. В итоге заместитель наркома обороны Григорий Кулик потребовал прекратить производство и приёмку Т-34, сосредоточившись на уже хорошо знакомых всем БТ-7. Однако руководители завода обжаловали это решение на приёме у руководства наркоматов обороны и среднего машиностроения, добившись разрешения на продолжение работ над танком.

В 1940 году конструкторы существенно доработали Т-34, изменив его башню и внедрив новую пушку Ф-34, а к апрелю 1941 года КБ под руководством Малышева подготовило к производству «модернизированную» версию Т-34 — Т-34М, которая, по мнению экспертов, стала фактически новой машиной. Т-34М понравился руководству страны, и его хотели срочно запустить в производство, однако из-за войны практическую модернизацию отложили на будущее.

В сентябре 1941 года в связи с критической ситуацией на фронте началась эвакуация производства ХПЗ из Харькова в Нижний Тагил. Там на базе Уралвагонзавода с учётом мощностей ХПЗ был создан Уральский танковый завод №183. Его конструкторское бюро (с сохранением зашифрованного наименования ОКБ-520) возглавил Александр Морозов.

«Танк Т-34 произвёл революцию в танкостроении. Столкнувшиеся с ним в 1941 году немцы не верили, что в СССР могли успеть сконструировать и начать производить нечто подобное. Нацисты были шокированы. Однако Морозов не останавливался на достигнутом. У него был свой отдельный фронт. С учётом замечаний и предложений, приходивших из боевых частей, он создавал на базе Т-34 танк, способный противостоять немецкой технике с улучшенным бронированием. Так появился Т-34-85 с пушкой 85 мм», — рассказал в беседе с RT военный историк Юрий Кнутов.

Дмитрий Лавриненко

«Его называли храбрейшим из храбрых»: как Дмитрий Лавриненко стал одним из лучших танкистов Второй мировой

105 лет назад родился Герой Советского Союза Дмитрий Лавриненко — самый результативный танковый ас Красной армии в годы Великой.

По словам Андрея Купарева, в Нижем Тагиле в полной мере проявился весь конструкторский талант Морозова. «Существует информация, что Сталин лично курировал работу его КБ. От самого Морозова требовалось докладывать о ведении работ каждые три часа. Его круглосуточно охраняли, был предоставлен личный автомобиль с телохранителем, а прогулки на свежем воздухе ограничивались до минимума», — отметил эксперт.

В 1943 году Александру Морозову было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1945 году — воинское звание генерал-майора. Помимо Т-34 он вёл на Урале работу над принципиально новыми танками — Т-44 и Т-54. Последний благодаря ряду удачных технических решений находился в производстве около 30 лет, что является рекордом для современных танков.

«По мнению многих экспертов, Т-34 и Т-34-85 являлись лучшими средними танками в мире в своё время. Они оказали колоссальное влияние на ход Великой Отечественной войны», — подчеркнул Юрий Кнутов.

На службе обществу

В 1951 году Александр Морозов вернулся в Харьков на уже родной для него ХПЗ и сразу принялся за работу над проектом Т-64, который стал базой для большинства последующих советских танков.

В 1958 году Морозова избрали депутатом Верховного Совета СССР. По воспоминаниям главного конструктора Уралвагонзавода Леонида Карцева, конструктор отличался удивительной скромностью, но не боялся жёстко критиковать по существу распоряжения начальства. Как пишет Карцев в книге «Воспоминания главного конструктора танков», Морозов открыто назвал «бредом сивой кобылы» идею создания танка на воздушной подушке, которая, по словам его руководства, исходила от Никиты Хрущёва. На отдых он, даже будучи депутатом Верховного Совета, ездил дикарём, так как не хотел унижаться и просить кого-то выделить ему элитную путёвку.

В 1974 году за выдающиеся заслуги в развитии отечественного танкостроения Морозову была вручена вторая звезда Героя Социалистического Труда. Он также стал лауреатом Ленинской и Государственной премий, получил ряд высоких наград, в том числе сугубо военные — ордена Красной Звезды, Кутузова и Суворова.

В 1976 году Александр Морозов по состоянию здоровья был вынужден уйти с должности руководителя КБ, однако вплоть до своей кончины 14 июля 1979 года оставался при нём консультантом.

Памятники Морозову установлены в различных городах СССР. Его именем были названы конструкторское бюро, которым он руководил, и улица в Харькове.

«Александр Морозов — уникальная личность, сочетавшая в себе творческие и организаторские способности. Его вклад как в победу в Великой Отечественной войне, так и в развитие отечественной бронетехники весьма велик», — заключил Юрий Кнутов.

Дамилола Карпов

😏

Было бы удивительно, если бы он был самым массовым и не самым боевым

Дамир Худайбердин

Александр Заварин

Антон Колесов


Антон Колесов

Непревзойденная «тридцатьчетверка»
В осенний день 1939 года я приехал на бронетанковый полигон, где предстояли государственные испытания новых опытных и модернизированных образцов бронетанковой техники. На окруженной густым кустарником асфальтированной площадке полигона у штабного корпуса расположились группы военных и штатских. Там познакомили меня с Кошкиным. Это был крутолобый, с проседью на висках и усталыми глазами, человек с мягкой улыбкой.
Показать полностью.

Послышалась команда «Смирно!», прервавшая нашу беседу, и все направились на танкодром к большой зеленой поляне, с трех сторон окруженной густым хвойным лесом, изрытой рвами, эскарпами, уступами, ямами, оборудованной надолбами, ежами и множеством других противотанковых препятствий. Осмотревшись, увидели у опушки леса посыпанную желтым песком стартовую площадку и выстроившуюся в линию шестерку коричневых танков с экипажами перед ними. На правом фланге выделялся внушительными размерами двухпушечный сухопутный дредноут СМК. Стоявший рядом с ним однобашенный тяжелый танк КБ, макет которого мы в конце прошлого года видели на Кировском заводе, выглядел приземистым аккуратным малышом. Харьковский А-20 и очень схожий с ним Т-32 выделялись необычно красивой формой и сравнительно небольшими размерами. Левее расположились модернизированные в 1939 году представители основного танкового парка Красной Армии, серийные легкие танки БТ-7М и Т-26. В связи с тем, что на высокоманевренных БТ-7М были установлены мощные дизельные двигатели, ожидалось, что они по ходовым качествам превзойдут остальные машины. Поэтому я с большим интересом посматривал в их сторону.

Присутствующие на полигоне танкисты, как зачарованные, смотрели на расторопную машину харьковчан, легко справлявшуюся со сложными препятствиями. Радуясь рождению невиданных в мире уникальных танков, все зааплодировали, полагая, что Т-32 закончил испытания. Однако танк не спешил на свое место, повернулся в сторону крутой горы и стал ползти вверх. Среди собравшихся смятение. Кто-то закричал: «Остановите его! Там подъем более 30°, он может опрокинуться!» Встревожено смотрю на трибуну. Но там полное спокойствие. Стало ясно, что подъем опытного танка в гору не самодеятельность, а предусмотренное испытание. Между тем танк забрался па самую вершину горы. «Вот первоклассная машина!»— воскликнул мой сосед. Снова раздались аплодисменты. Танк-верхолаз круто развернулся и пошел вниз. На самом спуске механик-водитель направил машину на большую сосну и носовой частью бронекорпуса сбил ее, затем плавно опустился в реку. Волны накатывались, подбираясь к люку и пытаясь проникнуть в отделение управления, но танк задрал нос и как ни в чем не бывало вышел на другой берег. Вторично форсировав реку, он легко забрался на берег и только после этого поспешил к финишной площадке.

Антон Колесов


Антон Колесов

Прошло некоторое время, а споры среди танкистов, какой танк лучше, не утихали. Сторонники колесно-гусеничных танков, которые с лучшей стороны показали себя в боях с японскими милитаристами в районе р. Халхин-Гол, утверждали, что БТ-7М хорошо отработаны в производстве и освоены войсками, тогда как Т-32 еще кот в мешке. Даже специальная комиссия, проводившая сравнительные испытания А-20 и Т-32, не вынесла решения, какой из них рекомендовать в серийное производство. Она записала, что оба образца «выполнены хорошо, а по своей надежности и прочности выше всех опытных образцов, ранее выпущенных» (Мостовенко В. Танки. Очерк из истории развития бронетанковой техники. М., 1955, с. 107—108; Чалмаев В. Малышев. М., 1978, с. 131-137.). Среди танкистов не имелось тогда единого мнения не только о том, какой из танков лучше, но и по вопросам организационных форм и боевого применения танков. Поддерживая постоянную связь с инженерами Автобропетанкового управления и промышленных наркоматов, работавших в области новой оборонной техники, секретариат КО был в курсе всех работ по созданию и совершенствованию автобронетанковой и других видов боевой техники и вооружения, активно помогал оборонным заводам и научно-исследовательским институтам. Стало известно, что постройка опытных образцов средних гусеничных танков Т-34, о которых в свое время говорил Кошкин, близится к концу.

В марте 1940 года в Кремле был проведен смотр опытных образцов танка Т-34. Из Харькова своим ходом прибыли две «тридцатьчетверки» для показа правительству. Я подготовил в связи с этим обстоятельством записку о том, что в соответствии с решением КО конструкторским бюро Кошкина разработан, а харьковским заводом изготовлен опытный образец среднего гусеничного танка Т-34 весом 26 т, вооруженный 76-мм пушкой В. Г. Грабипа и двумя пулеметами В. А. Дегтярева, бронезащита —45 мм; дизель-мотор в 500 л. с. позволяет машине развивать максимальную скорость в 55 км/час; запас хода по горючему — 300 км; экипаж 4 человека, танк радиофицирован.

На следующее утро мы поспешили к месту смотра. Выйдя из широких металлических ворот, отделяющих правительственные здания от неслужебной территории, зашагали по Ивановской площади. На противоположной стороне высились купола колокольни Ивана Великого и других церквей. Площадь была почти пустынна. Только вблизи здания бывшего Сената стояли две темно-зеленые машины знакомой обтекаемой формы, у которых выстроились танковые экипажи в черных кожаных костюмах. Поодаль расположились группы военных и штатских лиц. Я подошел к углу здания, откуда хорошо просматривалась вся площадь, и присоединился к дежурному сотруднику комендатуры. Вскоре послышался возглас: «Идут!» Мы увидели, как со стороны Троицких ворот приближалась группа партийных и государственных деятелей, в середине которой шли И. В. Сталин, М. И. Калинин, В. М. Молотов и К. Е. Ворошилов.

После рапорта старшего из военных Сталин и сопровождавшие его лица подошли к ближайшему танку. Руководители партии и правительства проявили большой интерес к новой машине, со знанием дела задали конструктору и руководителям промышленности ряд вопросов и высказали существенные замечания и предложения. Осмотр окончен. Прозвучала короткая команда, танковые экипажи заняли места в машинах. Почти одновременно завизжали электростартеры, через мгновение заработали дизельные двигатели. Грохоча и дымя, «тридцатьчетверки» двинулись в противоположные друг от друга стороны: одна — к Спасским, другая — к Троицким воротам. Не доезжая до ворот, они круто развернулись на 180 0 и понеслись навстречу друг другу, высекая искры из базальтовой брусчатки. Проделав несколько кругов с поворотами в разные стороны, танки по команде остановились на прежнем месте. Когда все разошлись, я подошел к Кошкину и поинтересовался его планами па будущее. Довольный результатами показа и лестными словами, сказанными в адрес конструкторов и рабочего коллектива харьковского завода, он высказал намерение в дальнейшем улучшить машину. Т-34 членам Политбюро ЦК ВКП(б) понравился, и они решили, не дожидаясь окончательной конструктивной и технологической отработки всех узлов машины, форсировать ее производство.

Антон Колесов


Антон Колесов

В разгар напряженнейшей работы над организацией серийного производства Т-34 умер Кошкин. Руководство конструкторским бюро перешло к его ближайшему помощнику А. А. Морозову. Это не остановило дела. Июньским постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О производстве танков Т-34 в 1940 году» харьковский завод был обязан изготовить до конца года и поставить Красной Армии 600 Т-34 (История второй мировой войны. 1939—1945. М., 1974, т. 3, с. 384.). В условиях развернувшегося формирования новых танковых и механизированных соединений и частей это было, конечно, немного, но все-таки позволяло начать переподготовку танкистов в приграничных округах и учебных частях. Побывав на харьковском заводе, я воочию убедился, в каких тяжелых условиях танкостроители осуществляли сложную перестройку производства. Не прекращая выпуска модернизированных легких колесно-гусепичных БТ-7М, они одновременно налаживали массовое производство гораздо более трудоемких Т-34.

Учитывая надвигавшуюся военную опасность, ЦК партии и Советское правительство приняли постановление о развертывании производства Т-34 и КВ, кроме харьковского и Кировского заводов, также на Челябинском тракторном заводе. К производству танков, танковых двигателей, бронекорпусов и танковых запасных частей привлекался ряд предприятий. Мне не раз приходилось участвовать в заседаниях Совнаркома СССР, КО и пх комиссий, на которых обсуждалось расширение производства средств вооружения и боевой техники. Руководители партии и правительства непрестанно заботились об укреплении обороны страны. С сентября 1940 года Красная Армия стала получать первые серийные Т-34. Вначале отклики из воинских частей были противоречивыми. Одни командиры хвалили новинку, за лучшую, чем у средних

Т-28, маневренность, бронезащиту и вооружение; другие ругали Т-34 за недоделки и даже требовали прекращения поставки их в войска. Поступавшие в Автобронетанковое управление акты-рекламации на дефекты дизель-моторов, коробок перемены передач, главного фрикциона, ходовой части и некоторых других механизмов вызвали тогда у руководства этого управления отрицательное отношение к новой машине. Учитывая мнение ряда командиров, оно обратилось в вышестоящие организации с ходатайством временно приостановить серийное производство Т-34 вплоть до окончательной отработки всех его узлов, а пока что наращивать выпуск БТ-7М.

Нужно было обладать даром предвидения и смелостью, чтобы в сложных условиях надвигавшейся войны пойти на риск массового производства далеко не отработанных и не прошедших испытания машин. Было решено одновременно с производством легких танков форсировать на харьковском заводе серийное производство «тридцатьчетверки», добиваясь коренного улучшения ее качества, повышения бронезащиты и увеличения мощности вооружения. Большая организаторская работа заводских коммунистов, самоотверженный труд рабочих и инженерно-технического персонала постепенно стали приносить плоды. Военные качества Т-34 с каждым днем улучшались. В этом я убедился, когда в начале 1

Читайте также: