Звездный десант из лего

Обновлено: 05.05.2024

Так как в разборе первой боевой сцены «Батлерианского Джихада» я упоминал «Звёздный десант» Роберта Хайнлайна, было бы странно не поговорить об этой книге. Так что, сегодняшняя статья будет посвящена этому творению Роберта Хайнлайна…

«Звёздный десант» в творчестве Мастера смело можно ставить особняком – во-первых, этот роман стоит между двумя вехами в его творчестве – между романами «детского» периода и романами периода «взрослого». «Звёздный десант» пока ещё «про приключения», но уже с таким… взрослым подтекстом. Главный герой, Джон Рико проходит за всю сюжетную линию долгий путь – от вчерашнего школьника до командира взвода, и путь этот тернист.

Как известно, многие люди знакомы со «Звёздным десантом» не по роману Хайнлайна, а по фильму Пола Верховена. Книгу же они или не читали, или она показалась им скучной, тогда как фильм – «прикольным динамичным боевичком». Ну что же, было бы странно не сказать несколько слов и о фильме Поле Верховена… Сам по себе фильм Верховена – неплох. Но это – не «Звёздный десант», а сатира. Сатира на американское общество, на роман Хайнлайна, на милитаризм и прочее. Символично, что герои почти в открытую носят символику нацистов – Хайнлайна после выхода «Звёздного десанта» в печать тоже, как только не называли – и фашистом, и нацистом и милитаристом… Кстати говоря, совершенно незаслуженно…

Но, вернёмся к фильму. Верховен намеренно снимал сатиру, чтобы «поглумиться» над американцами за их же деньги. Ему это показалось забавным и интересным. Фанатам Хайнлайна – не очень. А миллионы зрителей по всему миру сатиры и вовсе не оценили, они смотрели фильм, как просто фантастический боевик. Наверное, имя Роберта Хайнлайна из титров можно было и вовсе убрать – ничего, кроме нескольких сцен с вывернутым наизнанку смыслом, общего у книги с фильмом, нет.

В фильме – смысл войны между людьми и «багами» не показан. Есть некая «карантинная зона», в которой живут эти самые «баги», и оттуда «баги» то и дело бросают на Землю булыжники. Булыжники эти летят через всю Галактику буквально за несколько дней (либо «баги» умеют отправлять булыжники через червоточины, либо это… мистификация от земного правительства, так как для того, чтобы пролететь такое расстояние на «досвете» надо очень много… миллионов лет). Кстати, а откуда «баги», не имеющие никаких сверхсветовых космических технологий, вообще знают о Земле? В книге-то, «баги» – это вполне себе серьёзная звёздная цивилизация, со своими кораблями и прочими технологиями, включая современное оружие.

Но, вот, с пафосными речами, силы Земного десанта высаживаются на Клендату, родной планете «багов». Опускаются аппарели десантных челноков, после чего с гиканьем и улюлюканьем элита земных войск бросается вперёд неорганизованной толпой. Бегут они, впрочем, недолго – ровно до первого же «бага». В противника ведёт огонь целое отделение, с трудом они его убивают. Закономерно, что атака людей на Клендату проваливается (как оно было и в книге, но по совершенно иной причине). И вот начинается, собственно, сюжет… Рико заканчивает школу, дослушивает последние лекции, после чего принимает спонтанное решение идти служить, назло родителям… Но, так ли оно было в книге?

Рико заканчивал школу. Да, на его желание получить гражданство (которое значило намного больше, чем «избираться и быть избранным») повлияла Кармен Ибаньез, которая на полном серьёзе хотела служить во Флоте. И, забегая вперёд, девушка своего добилась. Кстати, по книге, для получения гражданства, важна была не военная служба, а федеральная. То есть, человек мог и не становиться военным – просто пойти на федеральную службу. Там был ряд профессий в разных отраслях как мирного, так и военного «хозяйства», отработав на которых, можно было получить полные федеральные права. Конечно, это было сложно. Более того, попасть на такую работу было тяжело – но лишь для того, чтобы тот, кто хочет получить эти полные федеральные права, понимал, какую он отдаёт за это цену. Это было нужно исключительно для того, чтобы выбирать «достойных людей». Сложно сказать, будет ли работать такой план в реальной жизни. Наверное, скорее нет, чем да, но у Хайнлайна было так.

В фильме же речь идёт именно про армейскую службу. И если в книге Рико изначально хотел на Флот, поближе к Кармен, то в фильме – сразу, в Десант. Но что же из себя представляет Десант (в оригинале – «Мобильная пехота») в кино и в книге? На самом деле, разница колоссальная… И дело тут не в высокотехнологичной броне, которой в фильме нет…

Что такое Мобильная пехота в книге Хайнлайна? Это элитное подразделение, обладающее высокой подготовкой, навыками и умениями, позволяющими решать разного рода боевые задачи, как в составе взвода (роты, полка), так и одиночным путём. Для примера – в самом начале книги, после десантирования, Рико успевает не только командовать своими подчинёнными, но и вполне успешно воевать самому… Эти бойцы проходят очень суровую подготовку, их обучают действовать, как будучи облачёнными в боевой скафандр, так и без него. Одно из испытаний, описанных в романе – как Рико отвезли на вертолёте далеко за пределы лагеря и оставили голым с заданием – вернуться на базу. И он вернулся – даже в каком-то подобии одежды (шкурки зайцев приспособил). Про умение пользоваться всеми «подручными средствами» я не говорю – в книге об этом говорится прямым текстом. В фильме же из всего этого оставили лишь «Противник не нажмёт на кнопку, если вы лишите его руки!». Нет, безусловно, нож – хороший аргумент для последнего шанса. Но и кроме ножа боец должен уметь что-то делать. У меня был знакомый, по работе в военкомате, молодой капитан ВДВ. Небольшого роста, немного младше меня – а нескольких весьма крупных хулиганов раскидал даже не напрягаясь. Это я к тому, что перед атакой на Клендату, когда Рико встречает Кармен и Зандера (полностью выдуманная сцена, в книге никакого Зандера не было), у них происходит драка. И Зандер довольно так неплохо Рико колотит, хотя Рико должен был его просто уложить. Но нет – подготовка Десанта в кино, это просто отдых в скаутском лагере – если судить по кино.

Наверное, на этом сравнение фильма и книги стоит прекратить – просто и так понятно, что это два совершенно разных явления. И понятно, что фильм «Звёздный десант», в отличие от книги – это просто боевик, не несущий никакой особой смысловой нагрузки. Его цель – с сатирической точки зрения показать, как плох милитаризм, описанный Хайнлайном. Но, проблема в том, что сатира хороша лишь тогда, когда её понимают. В фильме много «вставок новостей». Это отсылки сразу к двум вещам – к вставкам фильма «Робокоп», который тоже, в какой-то степени высмеивает американское «общество потребления», и к операции «Буря в пустыне», которая также известна тем, что канал CNN часто показывал «войну в прямом эфире». Что же до русского зрителя, то большую часть всех таких эпизодов мы не поняли. Кто-то был возмущён тем, как режиссёр обошёлся с книгой, кто-то, кто книгу не читал, напротив, восхищался спецэффектами…

Обзоры, LEGO, Обзоры LEGO

  • Главная страница
  • Обзоры
  • Видеообзоры
  • Столкновение
  • Мой канал на YouTube
  • Публичная страница ВК

понедельник, 23 июня 2014 г.

Звёздный десант


Космическая серия "Галактический отряд" не является крупной, очень значительной для лего или одной из моих любимых серий. Тем не менее, ей удалось серьёзно зацепить меня почти на два года.

Довольно много времени я посвятил этой серии ещё осенью 2012 года, когда совершенно внезапно появилось множество видео-обзоров. В основном обозревали меньшие и большие наборы, обзоры средних я, может, тогда и не встречал. Меня очень заинтересовала серия, особенно понравился истребитель 70705.
В конце зимы я тщательно изучал фотографии с выставок. Я влюбился в наборы второго полугодия, особенно в Галактического титана 70709.
У нас в продаже наборы появились примерно в марте, и почти сразу я купил 70700 и 70701. Мне они чрезвычайно понравились, и я не мог дождаться второго полугодия, чтобы купить его полностью. Мне невероятно сильно хотелось купить ещё что-нибудь из этой серии.
Летом мне разонравился 70706.
А осенью в наш ДМ не завезли ни единого набора. Я знал, что в России серия есть, потому что наборы были в каталоге. Мне было очень и очень сильно обидно.
И вновь меня постигло разочарование, когда стало известно, что серия не продолжится в 2014 году. Я рассчитывал, что космонавты дойдут до улья с маткой. Но, видимо, они просто умерли)
В конце 2013 года я решил, что Галактический титан мне больше не нравится. Слишком много пустоты для такого большого набора.
Этим летом у меня появилась возможность приобрести наборы, которые так и не привезли в Орск (хотя 70706 у нас есть). И я её не упустил.

Серия весьма атмосферна, так что я не думаю, что расстаюсь с ней в плане написания статей в блоге. По крайней мере, не насовсем.





















Описание игры лего звездный десант: В 2072 году космические сражения - совсем не редкость. Ты играешь в роли пилота боевого космического корабля, и твоя задача - сначала долететь, а потом победить в битве.

Интерес к Starship Troopers — Terran Command у меня (да и, пожалуй, у остальных) связан явно не с именем авторов этой стратегии — если издательство Slitherine ещё известно широкой публике, то непосредственные разработчики из студии The Artistocrats отметились только неплохим пошаговым варгеймом Order of Battle: World War II и пачкой DLC для него же. А вот первоисточник, будь то книга Роберта Хайнлайна (Robert Heinlein) или фильм Пола Верховена (Paul Verhoeven), — совсем другое дело: одного лишь узнаваемого образа солдата мобильной пехоты из кинокартины достаточно для того, чтобы привлечь внимание к проекту.

Признаюсь, несмотря на неравнодушное отношение как к роману, так и к фильму, я не ждал откровений. Ещё пару месяцев назад попробовал демоверсию, не впечатлился (хватило меня меньше чем на час), решил окончательно не портить впечатление и отложил полноценное знакомство с игрой на потом: мало ли, вдруг от релиза ощущения будут более положительные?

Хороший арахнид — мёртвый арахнид!

Для неискушённых читателей стоит сразу сделать пояснение: роман Хайнлайна и боевик Верховена — это, как говорится, две большие разницы. Книга написана офицером в отставке (будущий классик научной фантастики закончил Военно-морскую академию США и прослужил на флоте пять лет, пока не был уволен по состоянию здоровья) и представляет собой настоящую оду армии и военному образу жизни. Оригинальный взгляд на социально-политическое устройство утопического государства не остался незамеченным: за этот роман автор удостоился престижной премии «Хьюго» и одновременно обвинений в милитаризме и даже фашизме. Вместе с тем книга стала одним из знаковых произведений научно-фантастической литературы, обогатив жанр привычными сейчас идеями вроде силовой брони.

Фильм, снятый спустя почти полвека после выхода книги, — сатира на утопическое общество Хайнлайна. Режиссёр вступает в заочную полемику с автором первоисточника, причём делает это так тонко, что незнакомые с книгой зрители принимали голливудский «Звёздный десант» за крутой фантастический боевик, не замечая насмешек над обществом, в котором во главу угла поставлена армия.

Задания по обороне базы в игре есть, но их немного. Это стратегия, а не tower defense, как многие думали.

В плане сюжета и антуража Starship Troopers — Terran Command целиком и полностью сделана по лекалам фильма. И дело не только в узнаваемых обликах арахнидов или бойцов в лёгкой броне (она никак не похожа на огромные экзоскелеты из книги), но и в той самой сатире: подколки в сторону творения Хайнлайна продолжаются, пусть и поданы не так искусно, как у Верховена.

Между миссиями нам демонстрируют короткие ролики федерального новостного агентства FED NET (подобные были и в фильме): бравурные речи диктора с хорошо поставленным голосом рассказывают о нелёгкой судьбе жителей планеты Квалаша, за которую развернулась битва. Для людей это источник ценных ресурсов, которые нужны армии, а арахниды, как и положено злобным жукам, просто убивают всех подряд. Впрочем, почему-то именно насекомые постоянные оказываются хитрее и наносят армии поражение за поражением. Но диктор в новостях не унывает: «Несмотря на огромные потери, мобильная пехота всё равно одержит победу!» Наблюдать за подобными ухищрениями забавно — даже жаль, что ролики так коротки.

Видеовставки между миссиями — просто набор картинок. Тем не менее нарисованы они со вкусом, а закадровый голос диктора заслуживает отдельной похвалы.

Видеовставки между миссиями — просто набор картинок. Тем не менее нарисованы они со вкусом, а закадровый голос диктора заслуживает отдельной похвалы.

Доходит до абсурда — в одной из миссий нам необходимо найти сбежавшего преступника и спасти его от арахнидов. Для чего? Чтобы доставить его к месту казни, иначе прямая трансляция экзекуции (видимо, это привычное дело для местного телевидения) окажется под угрозой срыва, а этого никак нельзя допустить! Пока преступника под камерами приковывают к электрическому стулу, отважные десантники стойко обороняют тюрьму от арахнидов — не зря же они вытаскивали беглеца из пустыни, полной жуков.

Противник не нажмёт на кнопку, если вы лишите его руки

Сатира — это, конечно, здорово, но следование канонам книги, а не фильма, по-моему, куда лучше бы подошло игре в жанре стратегии. Высадки с орбиты в силовой броне, кастомизация экзоскелетов, не только арахниды в качестве противников — такой потенциальный набор фич мне импонирует куда больше, чем то, что мы видим в Terran Command. Здесь с оригинальными идеями совсем грустно — радует лишь то, что из имеющихся разработчики смогли выжать максимум для геймплея.

Начнём с того, что доступна только одиночная игра, причём без редактора сценариев или случайных битв, — лишь кампания, состоящая из линейной цепочки миссий. Зато эти миссии отличаются разнообразием задач: надо то оборонять базу от постоянных набегов арахнидов, то, наоборот, самому зачищать местность от ульев, в которых постоянно плодятся новые жуки, а иногда приходится действовать небольшим отрядом без надежды на подкрепление.

Качество графики не впечатляет: эффекты выглядят дёшево, а убитые арахниды моментально испаряются, в отличие от фильма, где жуки заваливали оборону трупами.

Качество графики не впечатляет: эффекты выглядят дёшево, а убитые арахниды моментально испаряются, в отличие от фильма, где жуки заваливали оборону трупами.

Про подкрепления стоит сказать отдельно: перед нами не стандартная RTS с постройкой казарм, в которых можно заказывать новых бойцов на добытые «крестьянами» или «харвестерами» ресурсы. Основная тактическая единица в Terran Command — это взвод, состоящий из нескольких бойцов. Каждый такой взвод имеет свою специализацию и особые навыки, которые можно разблокировать по мере получения опыта за убийство врагов. Например, обычные пехотинцы кидаются гранатами и проводят зачистку ульев, снайперы дают подсветку целей в «тумане войны», а офицеры могут увеличивать урон союзников по конкретной области карты. Специализациями обладают и арахниды — к примеру, обычные жуки-воины карабкаются по стенам, а огромные танкеры бьют по площадям и почти невосприимчивы к огню из стрелкового оружия.

Новые отряды мобильной пехоты прибывают прямиком с орбиты, на десантных катерах. Чтобы их вызвать, необходимы припасы. Небольшое их количество нам дают сразу на старте миссии, а дополнительные приходится добывать самостоятельно, захватывая ящики, разбросанные по карте или выполняя задания. Второй вид ресурсов — очки военной поддержки: они нужны для создания турелей и постройки зданий, дающих доступ к новым видам бойцов.

Придётся повоевать и против людей. Впрочем, какая разница — приказ есть приказ.

Вперёд, обезьяны! Вы что, собираетесь жить вечно?

Общее ощущение — перед нами скорее варгейм, чем стратегия. Потеря отряда приводит к тому, что припасы возвращаются в общий пул, благодаря чему с орбиты всегда можно вызвать подкрепление (правда, это будут зелёные новобранцы без прокачанных способностей). Впрочем, затраты времени на восполнение потерь могут оказаться фатальными, поэтому заваливать врага пушечным мясом — не вариант. В конце концов, кто здесь тупые насекомые?

Брать числом, а не умением не получится и по ещё одной причине, которая является единственной отличительной чертой игры: во время боя необходимо учитывать построение отрядов и использовать особенности ландшафта для наилучшей эффективности оружия своих бойцов. Просто собрать всех в кучу и задавить арахнидов градом пуль и гранат не выйдет: если на линии огня окажется союзник, то отряд стрелять не будет, чтобы не задеть своих. Поэтому приходится изощряться, занимая высоты, используя спецспособности и обходя врага с флангов.

Красный значок над отрядом сигнализирует о том, что бойцы видят противника, но стрелять по нему не могут — мешает союзный взвод.

Как ни странно, даже такой скудный набор фич позволяет игре быть интересной именно как тактика. Здесь действительно приходится ломать голову над тем, как одолеть противника в каждом бою, а кампания, несмотря на линейную структуру, постоянно подкидывает новые тактические задачи, решение которых порой оказывается нетривиальным, особенно если подкрутить настройки сложности в пользу арахнидов.

Пример грамотно подобранной позиции: инженеры с помощью огнемётов могут остановить арахнидов сразу с двух направлений, а обычная пехота прикроет их с флангов.

Пример грамотно подобранной позиции: инженеры с помощью огнемётов могут остановить арахнидов сразу с двух направлений, а обычная пехота прикроет их с флангов.

К сожалению, Terran Command вряд ли сможет спастись от забвения. Перед нами в буквальном смысле игра на одно прохождение: после завершения кампании здесь заняться нечем — мультиплеера нет, а отсутствие даже минимальной кастомизации и вариативности (некоторые миссии кампании созданы так, что пройти их можно лишь одним-единственным образом) ставит крест на желании вернуться на Квалашу и ещё раз зачистить её от арахнидов. Про устаревшее техническое исполнение я даже не говорю — на скриншотах всё прекрасно видно.

Тем не менее, если вы любите стратегии в реальном времени и не прочь лишний раз вспомнить карикатурные образы идеального солдата и гражданина из фильма Верховена, Terran Command заслуживает вашего внимания.

Плюсы: влияние ландшафта и построения юнитов на бои; разнообразные миссии; сатирический антураж под стать фильму Пола Верховена.

Минусы: устаревшая графика и в целом бедное техническое состояние игры; слишком примитивный геймплей; нехватка современных фич вроде прокачки юнитов между миссиями или глобальной карты.


Помните, как давно состоялась премьера "Звездного десанта" (Starship Troopers) Пола Верховена? 4 ноября 1997 года, то есть ровно (ну ладно, не совсем ровно) 20 лет назад. Время, время, куда ж ты так летишь. Например, молодой и перспективный тогда актер Каспер Ван Дин нынче снимается в фильмах с такими названиями, как "Акулосьминог против Китоволка" и "Крысопокалипсис". Вряд ли он представлял свою карьеру именно так. Хотя теперешние сомнительные проекты не отменят тот факт, что Ван Дин сыграл того самого Джонни Рико, главного героя фильма, который не снискал успехов в прокате, но обрел культовый статус в зрительских кругах.

В новом тысячелетии над человечеством нависла смертельная опасность. Несметные полчища гигантских разумных жуков с далекой системы планет Клендату угрожают всему живому во вселенной. Солдат элитного подразделения Джонни Рико и пилот Кармен в составе звездного десанта Землян на космическом военном корабле Тикондерога отправляются в зловещие глубины космоса, чтобы в последней решающей схватке решить судьбу Земли. В их руках — современнейшее оружие и будущее людской расы.

Фильм хорош по многим параметрам, но нельзя отдельно не отметить арахнидов - инопланетных жуков, с которыми воевали люди. Десант десантом, но без достойного противника вся эта движуха не смотрелась бы так здорово. И внешний вид инопланетных тварей оказался весьма и весьма впечатляющим. Причем делалось всё (или почти всё) ручками: это 90-е, целиком фильм на компьютере не нарисуешь. Да здравствуют скульптинг и аниматроника!

К двадцатилетнему юбилею картины мастера спецэффектов из studioADI порылись в своих видео-архивах и выложили в Сеть ролик с раритетными кадрами со съемочной площадки и засветили процесс создания Жука-воина. Серьезная работа, чего уж там. Аж глаз радуется. Зацените видос и вы. Вероятно, скоро будут еще.

Читайте также: