5 летний ребенок ворует игрушки

Обновлено: 01.05.2024

1. Не пугайтесь. Через опыт воровства проходит большинство детей. Помню, как я лазила по карманам родительской одежды в поисках завалявшейся мелочи, чтобы купить мороженку или пироженку, как нашла под ковриком тайник сына с «взятыми» из дедушкиного кошелька бумажными купюрами, как подруга привела двух своих дочерей, чтобы вернуть мне, унесённые её девочками, «драгоценности» (целую горсть серёжек, колечек и брошек).

Распространенность проблемы, совсем не повод надеяться, что она "рассосётся" сама собой. Неверная реакция родителей или отсутствие всякой реакции на проступок сына или дочери приводит к тому, что нежелательное поведение закрепляется и создаёт много проблем и родителям, и детям.

2. Не называйте ребёнка вором, не пугайте тюрьмой, а дайте название поступку и назовите последствия.

2.1. Это не противоречивые советы, они легко соединяются фразой типа: «Когда человек берёт чужое, без согласия хозяина или без его ведома, это называется воровством. За воровство предусмотрено наказание - тюремное заключение». Для сравнения - другая фраза: « Ты - вор! Тебя в тюрьму посадят!» или «Если будешь воровать, то в тюрьму попадёшь!»

Используйте безличные формулировки. Употребление личных местоимений «ты», «тебя» активирует механизм идентификации: «Я вор», «Меня посадят!», «Я в тюрьму попаду!». Идентификация же запускает процесс программирования поведения ребёнка.

2.2. Наказание - не единственное последствие воровства. Поговорите с ребёнком о том, какие чувства испытывает человек, лишившийся своих вещей или денег, как этот человек относится к виновнику его проблем. Спросите: «Как бы ты относился к человеку, который тайно взял что-то ценное у тебя?». Поговорите с ребёнком о доверии, об уважении, о том, в каких конкретных поступках люди могут проявлять недоверие и отсутствие уважения к человеку, который ворует.

4. Не позволяйте ребёнку или подростку получить удовольствие от владения чужой вещью, чужими деньгами.

3.1. Для этого организуйте компенсацию материального ущерба пострадавшему из материальных средств ребёнка . Сделать это можно разными способами:

Во-первых , ребёнок может возместить ущерб из своих накоплений или ( во-вторых ) из денег, подаренных родственниками на день рождения или другие праздники. Для этого запишите нужную сумму в тетрадку. В день, когда у ребёнка появились наличные, увеличьте зафиксированную ранее сумму на какой-либо процент (как в банке) и верните деньги в бюджет семьи или конкретному человеку. Иногда стоит предварительно сообщить бабушкам, дедушкам и тётям, что у ребёнка долг перед семьёй (другим человеком), поэтому вместо игрушек и гаджетов он ждёт эквивалентные подарку деньги.

В-третьих, организуйте ребёнку или подростку возможность заработать собственные деньги и из них возместить ущерб. Отправьте сына или дочь в летние каникулы не на море, а в трудовой отряд, а из заработанных денег пусть он вернёт нужную сумму пострадавшему члену семьи (конечно с процентами, как минимум с учётом инфляции).

В-четвёртых , продайте (или сделайте вид, что продали) ценную игрушку, гаджет, принадлежащий ребёнку, и компенсируйте ущерб потерпевшему. Если вы выбрали этот способ, то уж позаботьтесь о том, чтобы ребёнок расстался с «проданной» вещью навсегда, а не нашел её через три дня (или 3 месяца) на полочке в шкафу.

*Приходилось встречаться с ситуациями, когда родителям самим жалко расставаться с вещами, которые были недавно подарены ребёнку. Понятно, что так дорого, как хочется, их уже не продашь. Решите, что для вас важнее? Какую сумму вы готовы заплатить за то, чтобы уберечь ребёнка от воровства?

В-пятых , отмените покупку запланированной ценной, но не крайне нужной, вещи, предназначавшейся ребёнку, или отмените запланированное развлечение. Этот способ мне нравится меньше других, так как девочка или мальчик лишается возможности пережить чувство потери собственной ценности. Радость хотя бы временного обладания украденным или купленным на украденные деньги может оказаться выше, чем «потеря» ценности, которую ты не держал в руках. С другой стороны, если возможность заработать или получить в подарок деньги слишком отодвинута во времени (заработать негде, Новый год закончился, а день рождения не скоро), то стоит выбрать этот вариант.

3.2. Никогда не оставляйте полученные нечестным путем вещи ребёнку и не давайте ими пользоваться даже временно . «Поиграет вечер, а утром в садике/школе вернёт» - рассуждают некоторые родители, не понимая, что таким образом подкрепляют неприемлемое поведение ребёнка.

Как поступить с незаконно полученными вещами?

Если у вещи есть законный владелец, то пусть ребёнок сам вернёт её или вы вернёте, и как можно быстрее. Будет лучше, если сын или дочь сделают это сами. Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка или подростка не было возможности и на этот раз солгать. А ещё, о том, что бы была названа истинная причина и принесены извинения.

*Однажды мамочка приятеля моего сына возвращала мне фотоаппарат со словами «Алексей нечаянно положил его со своими вещами и принёс домой» - было сказано при мальчике. Проблема с воровством у этой семьи не решалась очень долго

Если ребёнок купил на незаконно полученные деньги вещь, можно попробовать вернуть её в магазин или продать.

Если вернуть/продать не получается, отдайте кому угодно. Позаботьтесь о том, чтобы у сына или дочери не было возможности даже иногда держать эту вещь в руках, иначе ситуация будет работать, как позитивное подкрепление нежелательного поведения. Поэтому, не дарите и не продавайте вещь близким родственникам или друзьям.

5. Постарайтесь создать (на 3-6 месяцев ) ситуацию невозможности взять чужое. Уберите деньги в недоступное ребёнку место, скрупулёзно выясняйте происхождение появившихся новых вещей и т.п. Делайте это деликатно.

Не проверяйте на честность ! Некоторые родители стремятся «проверить» ребёнка. Например, кладут кошелёк на видное место и оставляют ребёнка одного. Не стоит этого делать. Такое поведение называется не проверкой, а провокацией. Важно создать ситуацию, когда у мальчика или девочки просто не будет возможности совершить проступок или он будет вскрыт очень быстро и ценность будет возвращена владельцу.

6. Не наказывайте ребёнка. Не кричите, не ставьте в угол, не лишайте прогулок и уж тем более не шлёпайте и не бейте. Все эти действия никак не связаны с проступком и нечему не учат.

Все выше названные пункты тоже не имеют никакого отношения к наказанию. Они преподносятся ребёнку, как естественные последствия поступка и таковыми являются.

Если случаи присвоения чужого продолжаются, то обратитесь к психологу, чтобы совместно со специалистом разобраться в причинах повторяющегося воровства и выбрать стратегию решения проблемы.

Помните о том, что любую проблему легче предотвратить, чем потом решать, поэтому интересуйтесь психологией, совершенствуйте свои методы воспитания. А чтобы получать больше полезной информации подписывайтесь на мой канал и вступайте в группу Вконтакте , Одноклассники , Facebook.

Другие статьи этого же автора:

Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).

Назовем мальчика Димой, ему 4,5 лет. В детском саду редко, да что-то стащит и спрячет в шкаф: машинку друга, заколку девочки, книжку из сада. Провели беседу, извинился, понял, вернул. А потом опять повторяется. В 6 лет случается еще одна вспышка воровства, только вместо машинки пропадает мобильный телефон. И часы с поддержкой звонков. И снова беседа, извинения и «я больше не буду».

Мой ребенок ворует детское воровство Что делать когда ребенок ворует

Как думаете, в чем причина детского воровства? Осознанно ли это? Как можно изменить эту ситуацию? И возможен ли повтор в более взрослом возрасте?

Я попала в детский сад как раз на этот момент. Пригласила Диму к себе, пообщалась с педагогами, обратилась к родителям.

С помощью воровства Дима привлекал к себе внимание родителей. Пусть злость, пусть долгие беседы. Зато внимание и общение.

Как исправилась ситуация? С Димой проводилась арт-терапия и сказкотерапия. А также совместная арт-терапия с родителями. Папа смог выйти на контакт, мама осталась нейтральной к ситуации. В течение 4 месяцев новых вспышек воровства не наблюдалось.

Но проблемы в семье это не единственная причина.

Другие причины детского воровства:

  • желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой);
  • желание сделать приятный подарок кому-то из близких;
  • желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи;
  • желание отомстить кому-либо.

Важно понимать: ребенок это делает без корыстных мотивов и это не имеет никакой криминальной подоплеки.


В чем виноваты родители? Основной толчок к совершению краж – это воспитание, его отсутствие, либо неправильная стратегия. Что делают родители НЕ ТАК?

  • Отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой — «закрыть глаза» на проступок, и за угрозой наказания не следует;
  • Несогласованность требований взрослых, предъяв­ляемых к ребенку; такая ситуация характерна для се­мей, в которых есть бабушки и дедушки, но нередко она встречается и в семьях только с папой и мамой, которые не могут договориться между собой, когда одно и то же действие ребенка оценивается по-разному;
  • Вседозволенность, попустительство, которое может быть следствием безнадзорности, воспитания в стиле «кумир семьи», под­мены общения материальным обеспечением;
  • Сверхконтроль за поведением и действиями ребенка.
  • Личный пример, когда родители сами подвержены мелкому воровству и открыто обсуждают это в семье.

Что могут сделать родители?

Беседа – главный инструмент. Выскажите вашу твердую, отрицательную оценку воровству. Расскажите о последствиях, о переживаниях и чувствах окружающих;

Проигрывание – проиграйте ситуацию воровства со сменой роли, где ребенок сам становится обокраденным. Обсудите его чувства и мысли.

Сказки – еще один вид воздействия. Прочитывание и обсуждение тематических сказок поможет ребенку понять переживания героев рассказов и сформировать своё мнение.

Внимание и забота – проявляйте как можно больше и чаще именно в такие моменты в развитии ребенка.

Обращайтесь к специалистам, спрашивайте совета у педагогов, не пускайте ситуацию на самотек.

А теперь я хочу ответить на некоторые вопросы по теме детского воровства:

Почему ребенок берет чужую игрушку?

Если в поле зрения такого дошкольника попадается новая игрушка друга, то он от всей души хочет именно её. Почему? При­чина такого поведения кроется в особенностях сознания дошкольника: для него понятия «мое», «твое», «собствен­ность», «чужое» абстрактны и малодоступны. Это прививается ребенку в общении с родителями, путем бесед и обсуждений ситуаций.

«Он принес из детского сада чей-то шарф и подарил мне!»

Дети от всей души хотят сделать приятное своим близким, а отсутствие понимания «Как это найти правильно?» подталкивает их к самому доступному способу – взять у соседа (воспитателя). Это происходит из-за отсутствия понимания отрицательной оценки кражи в целом в сознании ребенка. И он искренне не поймет, почему вы его ругаете, ведь он так хотел сделать вам подарок»

«Неужели он не понимает, что его поймают и накажут?»

На самом деле, нет. Он этого не понимает в силу своего возраста. Почему? А вот основные характеристики старшего дошкольного возраста:

  • импульсивность, подверженность сиюминутным по­рывам вследствие неразвитости произвольного сознатель­ного контроля поведения;
  • неразвитость прогностической функции, т. е. не­умение эмоционально предвосхищать последствия соб­ственных действий;
  • узость понятийного аппарата, трудность осмысле­ния абстрактных понятий;
  • осознание своего существования «здесь-и-сейчас», непонимание временных перспектив.

Тема детского воровства многогранна, но решаема! Не упустите момент и решите проблему в начале.

От автора: Случается, что родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок приносит домой чужую игрушку или вещь. Это вызывает целый спектр эмоций- стыд, вину, страх, гнев.
Хочу коснуться неоднозначной темы "детского воровства", его причин и мотивов. Данная информация будет полезна родителям для понимания своего так стремительно растущего и меняющегося ребенка, что в свою очередь ставит перед родителями новые задачи, которые неизбежно влекут за собой изменения и в них самих.


Если ребенок-дошкольник ворует

Бывает, так, что родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок приносит домой чужую игрушку или вещь. Это вызывает целый спектр эмоций и переживаний – стыд, гнев, вину, страх. Данные эмоции могут быть настолько интенсивны, что родителям сложно оценить ситуацию хладнокровно и увидеть в данном поступке сигнал о том, на что необходимо обратить внимание. Важно помнить, что «детское воровство» имеет свои специфические черты, находя главным образом свои различия в мотивах и причинах.

Возможные причины воровства ребенка- дошкольника:

  • Желание обладать чем-либо, реализовать свою мечту (например, получить заветную игрушку).
  • Потребность в привлечении внимания сверстников или родителей (попытка ребенка восстановить утраченную связь с родителем, путем привлечения в том числе негативного внимания).
  • Депривация в раннем возрасте (частичное и полное неудовлетворение базовых потребностей ребенка).
  • Особенности темперамента (повышенная активность).
  • Актуальная травматическая социальная ситуация/адаптация (например, развод родителей, переезд, переход в новый детский сад).

Родителям необходимо также помнить о возрастных особенностях развития ребенка. Так у ребенка в 2-4 летнем возрасте еще не сформированы понятия «свое», «чужое». Данные категории только начинают свое развитие к 4-6 годам, а морально-этические нормы, воспитываемые родителями, могут закрепиться только условно к 6-7 годам. Другими словами, у ребенка-дошкольника еще отсутствует отрицательная оценка кражи. Для психологического развития ребенка до 6-7 лет также характерно отсутствие абстрактных понятий, не сформированы пространственно-временные представления (дети живут «здесь и сейчас»).

Такое явление, как «детское воровство», зачастую связано с ошибками в воспитании:

  • Отсутствие последовательности, то есть когда за одним и тем же действием ребенка в разных ситуациях следует разная реакция взрослого.
  • Несогласованность требований взрослых, предъявляемых ребенку (когда члены семьи не могут договориться о единой стратегии воспитания).
  • Попустительство (вседозволенность, отсутствие «границ»).
  • Тотальный контроль за всеми действиями ребенка.
  • Холодность или враждебность в отношениях между членами семьи.
  • Излишняя эмоциональная реакция родителей на ситуацию воровства ребенка, что может способствовать подкреплению и закреплению не желаемого поведения.

Что могут сделать родители, чтобы предвосхитить или предотвратить воровство ребенка:

Таким образом, ключом к решению и профилактике воровства у детей является в первую очередь доверие, взаимопонимание и уважение всех членов семьи друг друга, а также открытость и готовность помочь и поддержать в сложной ситуации.

Если ребёнок принёс из детского сада чужую куклу, не стоит сильно переживать и прочить ему криминальное будущее. Обычно дети воруют не потому, что они плохие или злые: чаще всего истоки кроются в отношениях внутри семьи. Более подробно о причинах и о том, что делать, рассказала психолог и сотрудник Международного института психосоматического здоровья Варвара Кислова.


Вопрос. Я заметила, что дочка (5 лет) стала приносить из детского сада какие-то неизвестные мне игрушки и дарить их младшей сестре. Призналась, что их ей якобы подарили в садике после того, как она рассказала пару выдуманных историй. Я ей объясняла, что чужое брать нельзя, да и раньше за ней такого не водилось. Объяснила, что это игрушки сада и общие: если все дети игрушки растащат, то играть будет нечем. Но она всё равно забирает не свои. После мы возвращаем их в сад, хотя видно, что она этого делать не хочет. Дома игрушек много, дарим их постоянно. Даже когда у одной дочери день рождения, другая тоже получает подарок, чтобы избежать зависти. Посоветуйте, как быть, как объяснить более внятно, если такое повторится ещё раз?

Ответ. Когда ребёнок берёт что-нибудь без спроса в детском саду, родители часто переживают, что это плохие симптомы и он станет вором. Важно знать, что с таким поведением хотя бы раз в жизни сталкиваются большинство родителей.

Для пяти лет ситуация, когда ребёнок без спроса берет чужие вещи, абсолютно нормальная. Дети в таком возрасте ещё не могут полностью контролировать своё поведение и желания. У них не сформирован волевой компонент. Это не значит, что не надо обращать на это внимания. Стоит понять, что стоит за таким поведением, чтобы помочь ребёнку освоить социальные нормы.

Причин у детского воровства может быть несколько:

1. Модель поведения идёт из семьи. Разговоры о недопустимости воровства и понятию «моё — чужое» возможны только при условии, если родители своим поведением транслируют ту же мысль.

2. У ребёнка нет личных вещей. Часто бывает, что вещи как бы его, но мама заходит в комнату, наводит порядок, по факту всё подчинено контролю родителей. Или же это общие вещи с братом или сестрой. Это не даёт сформироваться понятию «моё — чужое». Обязательно нужно, чтобы у ребёнка были какие-то личные вещи, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению: выкинуть, подарить, прибрать или не трогать. Также он должен понимать, что у него есть как права на эту вещь, так и обязанности по отношению к чужим. То есть нужно рассказать ребёнку, где в доме лежат мамины, папины вещи, а где — его.

3. Самоутверждение. Бывает, что родители постоянно сравнивают ребёнка с кем-то, дёргают его, указывают на слабые стороны. Он пытается самоутвердиться и берёт чужие вещи.

4. Компенсация внимания. Нередко бывают случаи, когда родители заняты работой и пытаются восполнить любовь и заботу по отношению к ребёнку подарками. Так они стараются снять с себя чувство вины. Ребёнок всё равно получает мало внимания, но при этом он начинает связывать с ним вещи. С одной стороны, он может добирать внимание чужими вещами, а с другой — может воровать, чтобы обратить внимание родителей на себя хотя бы таким способом.


5 надёжных способов вырастить из ребёнка жадину

Чтобы ребёнок не воровал, нужно не создавать таких мотивов и поводов. Зная эту базу, ждать такого поведения не стоит. Конечно, существует ещё ряд причин, по которым дети начинают воровать вещи из детского сада, но они более индивидуальны и раскрываются уже в ходе психотерапии.

Если это всё-таки произошло, нужно спокойно наедине поговорить с ребёнком. Это стоит делать дома и ни в коем случае не на людях, желательно без других членов семьи. Во время разговора сделайте акцент на том, что в вашей семье это недопустимо. И ребёнок, и родитель должны быть в спокойном состоянии. Избегайте нравоучений. Это именно разговор, а не чтение морали о том, что воровство — это ужасно и ты вырастешь вором. Тогда ребёнку не остаётся ничего, кроме как оправдывать ожидания.

Нельзя спрашивать ребёнка, особенно дошкольного возраста, почему он так поступил. Дети не умеют отвечать на вопрос «почему?»

Нужно задавать конкретные вопросы и интересоваться скорее чувствами ребёнка и самой ситуацией: что ты сделал, у кого ты взял.

Затем нужно объяснить, что придётся вернуть вещь владельцу и извиниться перед ним. При этом нужно, чтобы ребёнок и владелец были наедине. Ситуация, когда родители или педагоги заставляют извиняться перед всеми, сама по себе унизительна и не несёт положительного опыта. Ребёнок потом будет думать, что даже если он украл, то извиняться — это ещё хуже и ещё более болезненно.

После того как этот эпизод прошёл и ситуация себя исчерпала, долго говорить об этом с ребёнком не нужно, потому что, если разговор был полноценный, все выводы он уже сделал.

Если воровство становится не единичным случаем, а повторяется, то стоит обратиться к психологу, потому что у этого могут быть гораздо более сложные глубинные причины, чем перечисленные выше. Родители часто боятся идти к психологу, потому что боятся услышать упрёки в свой адрес. Ведь если с ребёнком что-то не так, то в первую очередь родитель винит себя. Но хорошие психологи работают конфиденциально и целенаправленно стараются помочь, а не упрекать. И хороший психолог обязательно вас поддержит.

Опускать руки не стоит. Воспитание ребёнка зависит от нас, поэтому нужно действовать.

Проблема детского воровства считается очень стыдной. Заметив такое за своим ребёнком, взрослые обычно паникуют и пытаются решить проблему ультиматумами и наказаниями: «Забрал мелочь из куртки одноклассника в раздевалке?! Телефон получишь назад через неделю». Только крик и запреты тут не работают. Для начала надо спокойно разобраться в причинах подобного поведения. И да, ваш ребёнок не один такой.

Почти все дети хотя бы раз в жизни пробуют что-нибудь украсть. Чаще всего это происходит в дошкольном возрасте, когда желание получить что-то (красивую игрушку, которой нет дома, вкусную шоколадку, которую хочется прямо сейчас, и так далее) оказывается сильнее принципа «чужое брать нельзя». Это даже ещё не воровство, потому что ребёнок не может адекватно оценить последствия своих действий. Моральную норму он, скорее всего, знает, но знать и усвоить (то есть регулировать по ней своё поведение) — разные вещи.


Родители дошкольников, конечно, всё равно ужасно переживают и стыдятся, когда вдруг обнаруживают у ребёнка чужие вещи в карманах или когда им звонят с претензиями воспитательница или другие родители. Но если речь идёт о ребёнке постарше, тем более если воровство происходит не единожды, родителям особенно тяжело. К необходимости как-то справляться с трудным поведением ребёнка, добавляются отчаяние, злость, растерянность, жгучий стыд и страх реакции окружающих.

Почему дети воруют

1. Моральная незрелость и несформированность понятий «своё-чужое»

Такая причина чаще характерна для дошкольников, но может быть и у детей младшего школьного возраста. В этом случае важно донести до ребёнка смысл моральных ценностей, а не просто озвучить их. Сами родители должны показывать уважительное отношение к чужой собственности и, что очень важно, к вещам самого ребёнка.

2. Импульсивность

Импульсивность может быть воспитанной чертой характера, а может — следствием неврологических или психиатрических проблем. Импульсивному ребёнку просто не удаётся совладать со своими желаниями. Он, действительно, «видит цель — не видит препятствий». Потом он может сильно раскаиваться, горько и непритворно плакать — и сделать то же самое в следующий раз. Импульсивность как черту характера можно преодолеть с помощью психолога или попытаться изменить методы воспитания. А вот неврологию и психиатрию надо лечить.

3. Клептомания

Гипотеза о том, что ребёнок — «клептоман», приходит в голову родителям, которые понимают, что у ребёнка всё есть, а он всё равно почему-то ворует. К счастью, клептомания — это очень редко встречающееся психиатрическое расстройство. В большинстве случаев речь идёт о невротическом воровстве, которое «лечится» психологической работой.

4. Невротическое воровство

При невротическом воровстве ребёнок пытается с помощью украденной вещи заполнить внутреннюю пустоту или переработать ранее полученную психологическую травму. Например, подросток может красть деньги или вещи в магазине ради того, чтобы почувствовать себя «крутым, рисковым», или чтобы иметь что-то, что есть у всех его сверстников и даёт определённый статус. На украденные из родительского кошелька деньги ребёнок может накупить подарки одноклассникам, чтобы завоевать их дружбу или восхищение. Да и ручка популярной одноклассницы греет сердце не потому, что ручка какая-то особенная, а потому что она принадлежала ей, а теперь ему.

5. Демонстративное воровство

Родители уверены, что ребёнок ворует назло. Ворует так, чтобы поймали. А когда его застукали, он хамит, ведёт себя вызывающе, раскаянием будто бы и не пахнет. Демонстративное воровство — это подвид невротического воровства, способного решить какую-то психологическую проблему, которая связана с проблемами в семье. Вероятно, ребёнок просто пытается привлечь внимание родителей (по принципу «лучше хоть негативное внимание, чем никакого») или нуждается в психологической безопасности.


Нормальные дети: когда не нужно идти к психологу

С потребностью во внимании всё более или менее понятно: не замечают родители ребёнка по какой-то причине, а тут он взял и натворил такое, что папа с мамой проигнорировать просто не в силах. С психологической безопасностью всё менее очевидно. Ребёнок может проверять границы дозволенного («а ты вообще будешь меня останавливать, если я делаю что-то не то?»), любовь родителей, в которой он почему-то не уверен, и даже свою способность выдержать гнев родителей. Ещё бывает, что ребёнок, воруя, выражает своё несогласие с чем-то или злость на родителей, пытается вызвать у них чувства вины, стыда и беспомощности, которые сам регулярно испытывает. В таких случаях работать надо не с воровством, а с проблемами в отношениях с ребенком: его самооценкой, отношениями со сверстниками и так далее. Обнаружение и удовлетворение потребностей, которые лежат в основе воровства, помогут его прекратить.


Что делать?

Для начала успокоиться. Понятно, что большинство родителей охватывает много разных, но точно не самых приятных эмоций, когда они узнают, что их ребёнок что-то украл. Разговор с тем, кому вы доверяете, пробежка в парке, чашка кофе — всё что угодно, что позволит вам прийти в относительную норму. Не надо бояться, что если вы в ту же минуту не сделаете нечто, что он «на всю жизнь запомнит», потом будет поздно.

Ребёнок должен понять: воровать — плохо. Не потому, что вы злитесь, а потому что воровство разрушает отношения с людьми

Соберите как можно больше информации о том, что произошло. Одно дело поймать ребёнка за руку, когда он вытаскивает деньги из кошелька вашей знакомой, другое — узнать от кого-то, что ребёнок, по мнению этого человека, что-то там украл. Ребёнка могут обвинить несправедливо.

Постарайтесь спокойно выслушать ребёнка и понять, что стоит за его поступком: почему и зачем он это сделал, как он понимает, что произошло.

Объясните ребёнку, почему то, что он сделал, плохо. Конечно, если вы не уверены, что ребёнок из-за возраста или каких-то своих особенностей это понимает.

Предложите выход из ситуации: извиниться, возместить ущерб. Например, вернуть украденное, отдать что-то своё, компенсировать из карманных денег, сэкономить на чем-то и так далее.

Если ребёнок украл деньги из родительского кошелька, не стоит ограничиваться извинениями. Даже если деньги уже потрачены, а практики выдачи карманных, из которых ребёнок мог бы вам всё компенсировать, в семье нет, нужно поискать вариант возмещения. Допустим, обговорить, на чём вы теперь будете вместе экономить.

Иногда родители решают делать вид, что ничего не было или просто поговорить с ребёнком, но не возмещать ущерб (если, к примеру, он принёс чужую вещь, но никто из посторонних про это не знает). Родители принимают такое решение не из-за малодушия, а потому что тема детского воровства считается очень стыдной: «Кого мы воспитали?», «Как к ребёнку будут относиться, если узнают, что он украл?».

А иногда приходится идти к другим родителям, чтобы принести извинения или возместить ущерб. Если вы не уверены, что родители адекватно отреагируют или их ребёнок не распустит слухи («Это воровка, она у Маши 100 рублей украла, её родители извиняться приходили»), всегда можно попросить о помощи учителя. В большинстве случаев педагоги всё понимают, просто потому что сами сталкиваются с детским воровством и знают, что это не делает из ребёнка вора. Просто это проблема, которую надо решать.

Практически всё описанное в этом тексте — это меры быстрого реагирования. И в каждом случае нужно отдельно разбираться в причинах. Если вы не понимаете, что происходит с ребёнком, не стыдно обратиться к детскому психологу. Родитель не может и не должен быть специалистом по всем детским и семейным проблемам. И да, это нормально — искать помощи, когда с ребёнком трудно.

Читайте также: