Снежана ильина романовская игрушка

Обновлено: 28.04.2024

Совсем недавно промысел игрушки края рисковал отойти в небытие, если бы за его возрождение однажды не взялись художники-энтузиасты Иван Гункин и Виктор Маркин. Но обо всё по порядку.

II век н. э. Черепки сарматов

В 80-е годы прошлого века археологи раскопали в районе села Троицкое воеводский дворец сарматов (народ обитал у нас около двух тысяч лет назад), в котором нашли множество фрагментов керамики, прясла, датированные вторым веком нашей эры. Так что керамика была развита здесь испокон веков.

Справка:

Романовские игрушки можно встретить во многих российских музеях, в том числе во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в Москве.

Дело в том, что в наших краях находится богатое месторождение глины. Каких только видов глины не встречается в липецкой почве — белая, жёлтая, красная, чёрная. Последняя очень жирная и пластичная, как пластилин, для посуды она не годится, а вот для игрушек в самый раз. Кстати, по виду она очень напоминает полимерную глину, синтетически созданный материал для лепки. Но при обжиге чёрная глина становится светлой, так как в ней распадаются органические соединения.

XVII век. Битвы керамистов

В начале XVII веке бояре из рода Романовых основали город Романов-в-Степи. Вокруг стали возникать слободы Троицкая, Желдаки, Пады, две Елецких слободы, Хрущёвка, Коровино. Во всех слободах местные умельцы делали керамику — крутили посуду, лепили разнообразные свистульки для малышни.

Местные жители хранят рассказы своих предков о том, как хрущёвские и подгоренские ребята приходили с камнями бить посуду своих конкурентов из Троицкой слободы, когда её везли на рынок. В романовской слободе жили мастера, которые делали только игрушки. «Мы горшками рук не мазали!» — высокомерно заявляли они.

XIX век. Игрушки со светским лоском

Когда Петр Первый построил железоделательные заводы в 1720 году, местное население устремилось в Липецк, среди них были и гончары. Город Романов-в-Степи прекратил своё существование в 1799 году указом Екатерины, лишь остались слободские поселения, а промысел несколько затих. Зато когда в Липецке был открыт первый в России курорт и российская знать устремилась сюда со всех уголков страны, подзабытый промысел обрёл второе дыхание в середине XIX века. Гончары вспомнили своё уникальное ремесло и теперь в традиционные народные мотивы стали вносить городские, светские сюжеты. Появились игрушки в виде маленьких скульптур, изображающих барынь, городничих, военных, семейные пары.

— Романовские гончары были дошлые, — рассказывает директор «Центра романовской игрушки» в селе Троицкое Виктор Маркин. — Они сразу поняли, где их ждёт выгода, на какие сюжеты будет спрос, и принялись лепить.

XX век. Эпоха возрождения

В советское время романовская игрушка ушла в далекое прошлое. Возрождать ремесло стали только в 80-е годы. Среди тех, кто участвовал в этом ренессансе, — нынешний директор «Центра романовской игрушки» в селе Троицкое Виктор Маркин, историк по образованию и по профессии (25 лет преподавал историю в школе села Троицкое), а по совместительству художник.

Справка:

Птица сирин — новый образ романовской игрушки, который добавил в пантеон узаконенных игрушек этого народного промысла Виктор Маркин.

О «какой-то самобытной игрушке», которую неплохо бы возродить, он слышал от председателя липецкого союза художников Виктора Сорокина. Идея запала в сознание Виктора, и он вспомнил, как находил фрагменты каких-то глиняных фигурок на огороде в селе Ленино, куда переехали родители. Такие же приносили ему ученики из Троицкого. Виктор пытался слепить нечто подобное, но у него плохо получалось.
Тогда отец, глядя на его мытарства, решил его свести с Ванькой-горшечником, с которым был дружен.
Потомственный гончар Иван Гункин по памяти научил парня лепить свистульки, как надо. Научившись делать игрушки, Виктор Васильевич организовал в 1986 году в троицкой школе кружок лепки. Через некоторое время он привлёк к работе с детьми своего учителя Ивана Гункина, а сам ему помогал. За 36 лет работы кружка через него прошли сотни учеников. Но всерьёз занялись ремеслом и стали народными мастерами из них единицы — Анастасия Короленко, Ольга Волокитина, её однофамилица Анжелика Волокитина, Яна Харина. Снежана Ильина.

«Гончарное ремесло успокаивает нервы!»

— Народное искусство важно получить из рук в руки, от мастера к ученику, — считает директор «Центра романовской игрушки» в селе Троицкое Виктор Маркин. — Могло кануть в небытие самобытное искусство, если бы мы его не подхватили. Говорят, гончарное ремесло имеет лечебные свойства — успокаивает нервы. Я убедился в этом на себе. У мастера в основном работает большой палец правой руки, а сам гончар в это время покачивается на волнах вдохновения.

В 2009 году Виктор Васильевич открыл Центр романовской игрушки, который поселился в крупном одноэтажном здании бывшей земской школы села Троицкое. Его курирует Центр событийного туризма. Здесь есть актовый зал и выставочная экспозиция. Среди работников не только мастера лепки, но и лоскутного шитья. В центре работают детские кружки, постоянно проходят мастер-классы и народные праздники. Сюда приезжают экскурсии из других городов России. Этим летом в центре открывается дневной лагерь для детей, с тематическими сменами, посвящёнными русским традициям.

А романовская игрушка с некоторых пор совершает триумфальное шествие по России и миру. С 1993 года мастера романовской игрушки принимают участие в престижных конкурсах и фестивалях народного творчества, зачастую привозя оттуда высшие награды. В 1997 году у них была площадка в московском Манеже, на ярмарке, посвящённой 850-летию города. В 2004 году на международном фестивале народной игрушки в Италии заняли 3-е место. Выигрывали также премию ЦФО «За достижения в искусстве и культуре» и премию правительства РФ «Душа России». Ряд А у нас в Областном выставочном зале экспозиция романовской игрушки продлится до 26 июня.

Символика романовской игрушки

Романовская игрушка обросла традициями, сейчас насчитывает более 80 узаконенных мотивов. Традиционно это игрушки-свистульки с двумя, четырьмя или более игровыми отверстиями. Особенностью романовской игрушки — в её покрытии глазурью. Она покрывается поливой или красится краской, разведённой на яйце. Цвета традиционно используют пастельных, неярких оттенков. Обычно это красный, жёлтый, зелёный. Реже — синий, чёрный, малиновый.

Цвета несут свою символику. Желтый означает богатство, красный — силу и могущество, зелёный — благополучие. Синей краской обычно покрывается фигура оленя-дерева. Сама по себе данная фигура выступает покровителем молодых семей. Есть ещё одна оригинальная фигура романовской игрушки выступает в роли оберега — это чёрный петух. Он символизирует хозяина двора и несёт в себе мудрость, так как черный цвет означает печаль, которая в народном сознании является синонимом мудрости.


Глиняные поделки села Романово ныне Липецкой области известны с XVI в. Принято считать, что гончарный промысел в Романове появился после того, как в эти края переселились крестьяне из села Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии и было это в XVI веке.

Эту глиняную игрушку в народе ласково прозвали по названию села — «романушка». О ней написано много статей и книг. С первого взгляда, она впечатляет своей выразительностью и разнообразием образов.

Романовская малая скульптура сохранила милую непосредственность и самобытность, праздничность и сказочность, не утратила поэтического строя.

Лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре — более 40 основных сюжетов насчитывалось уже по официальным упоминаниям в конце XIX века.

Барыня с ребенком. Романовская игрушка, Липецкая обл. 1919 г. ГМЗ Царицыно.

К перечисленному можно прибавить: птица-свисток, жаворонок, петух, козел ржаной, романушка-мать, конь, собака, индюк-оберег.

Все они имели и обрядовый смысл: собака — охранитель; индюк — игрушка для ребенка и оберег, её привязывали к люльке; козел ржаной — хлебное изобилие.

Позже появились образы утки, селезня, быка, коровы.

К наиболее поздним (начало XX в.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью.

Раскрашивается игрушка двумя способами: поливой и масляными красками. Полива бывает жёлто-зелёная, зелёная, коричневая. Позднее на смену поливе пришли разнообразные краски: красные, бордовые, зелёные, жёлтые и чёрные. Нередко раскраска дополняется серебрянкой.

Игрушка романушка. Всадник на коне.

История романовской игрушки

Романовской эта игрушка называется по названию села Романово. Там и в ближайших сёлах Пады, Хрущевка, Троицкое активно развивался гончарный промысел, лепили посуду и игрушки. В этих местах на высоком берегу реки Воронеж отличные месторождения гончарных глин разных сортов.

Не часто бывает, чтобы изготовление игрушек выделилось в отдельный промысел, но с романушкой произошло именно так. Игрушки ценили как малую скульптуру, их охотно покупали в городе и в деревне. Скупщики покупали и вывозили романушку далеко за пределы области.

Скорее всего, они и стали заниматься гончарным ремеслом, да и игрушки, если присмотреться, чем-то напоминают скопинские скульптуры.

Научный и искусствоведческий интерес к игрушки-романушки возник благодаря известному просветителю, подвижнику и краеведу Михаилу Павловичу Трунову (1867–1942 )и «Петровскому обществу». Игрушки стали покупать для коллекции. В отчете общества за 1909 год говорится:

В с. Романове, Липецкаго уезда, изстари существуетъ кустарный гончарный промыселъ и въ музее положено начало составленiю коллекцiи глиняныхъ игрушекъ, работы этихъ кустарей; игрушки эти оч. разнообразны, некоторыя работаются по стариннымъ формамъ, но въ последнее время старина заменяется новыми формами, конечно соответствующими переживаемымъ интересамъ: в последнiе годы напр. появились куклы, изображающiя японцевъ.

Этихъ игрушекъ въ музее имеется пока всего 21 №№ (даръ М. Н. Труновой), но желательно, чтобы члены Петровскаго О-ва оказали содействiе въ составленiи возможно полной коллекцiи и 23 апреля прiобрели для музея этихъ игрушекъ: въ этотъ день, единственный въ году, доставляется изъ Романова въ Липецкъ на ярмарку эти изделiя.

Именно тогда и начали собирать первые глиняные игрушки для Краеведческого музея и для других российских музеев.

Наибольшего расцвета романовский промысел достиг во второй половине XIX в., а вот к 1930-м годам промысел стал угасать. Новое развитие он получил в 1980-е, когда его стали изучать студенты Липецкого педагогического института.

В настоящее время современные мастера, опираясь на романовские традиции прошлых веков, возрождают древний игрушечный промысел Липецкого края.

Офицер. Традиционный сюжет. Полива.

Романовская игрушка очень разнообразна, мастера лепят более полусотни сюжетов — от глубоко традиционных животных, птичек-свистулек, всадников, до современных сиринов и медведей; от простых собачек, до объёмных композиционных выездов и повозок, запряжённых тройкой лошадей. Как и встарь, игрушка покрывается поливой или окрашивается краской.

Село Романово

История села непосредственно связана с династией Романовых и начинается в XVI веке. Земли Романовых в Скопинском уезде были разорены и тогда крестьян переселили сюда.

Образовалось городище, затем город Романов. Поначалу земли относились к Тамбовской губернии, а потом перешли к Липецкой. До сих пор иногда, в описаниях фондов музеев, в описании можно встретить, что игрушка — Тамбовской губернии.

С XVIII века город снова стал селом. После революции 1917 года село Романово переименовано в Ленино, так оно зовётся и сейчас.

За всё время существования села там процветал гончарный и игрушечный промысел. Угасание произошло с приходом технического прогресса и в связи с политическими переменами в стране после революции.

Есть предположения, что отказ кустарей от гончарного производства в этих краях связан с высоким налогом на гончарство.

Музыкальная игрушка

Романовская глиняная игрушка всегда была музыкальной. Это настоящие окарины, на которых можно наигрывать мелодии. Обычно свистульки имеют от двух до шести–восьми отверстий.

Поют в романушке и барыньки, и медведи, и диковинные петухи с огромными гребешками. Мастера утверждают, что именно местная глина даёт необыкновенные акустические возможности.

Курортный сувенир

Игрушка поначалу была довольно простой, лепили в основном образы домашних животных. На развитие сюжетности во многом повлияло открытие Липецкого курорта в XIX веке.

Игрушки стали яркими и более выразительными. Появились многофигурные композиции: сани с возницей, гуляющие пары в нарядных одеждах, тройки, шикарные диковинные птицы-индюки с пышными хвостами.

Каждый, кто приезжал на Липецкие воды, считал необходимым увезти красивый сувенир.

На сюжетность игрушки также ещё повлияла и мода на фарфоровые статуэтки. Появилось выражение «комодная игрушка». Барыни, офицеры, нянюшки и наездники — эти образы появились сразу в разных ремёслах — сергиевской игрушке, тульской городской и других, не обошли они и романушку.

Ильина С.В.

Как рождается крынка – я увидела ещё маленькой девчонкой восьми лет. Зачарованно и безотрывно смотрела на работу мастера, который на моих глазах накатывал жгутики и намазывал друг на друга, а потом происходило чудо — жгуты исчезали, несколько движений рук и появлялась крынка, горшок. «Волшебник» — подумала я…

Учителя

Выезд в два коня. Романовская игрушка. Мастер: С.В. Ильина

Через несколько лет Маркин В.В. и Гункин И.Ф. собрали ножной гончарный круг в кабинете, где проходил кружок и Иван Федорович стал сажать за него мальчишек — обучать. За гончарный круг он не посадил ни одну девчонку, только приговаривал: «Не бабское это дело, лепите игрушку». Мне оставалось только смотреть, слушать и самой лепить.

Петух. С.В. Ильина

Во время занятий Иван Фёдорович рассказывал о своей жизни: как заготавливали глину, как «мучили» её (замачивали), как лепили игрушки всей семьей от мала до велика, как обжигали. Для ребёнка это было серией сказок, воображение дорисовывало картинки к каждому рассказу.

Олень-древо с птичкой. Небесный покровитель молодых пар. Романовская игрушка. Мастер: С.Н. Ильина

По окончанию учебного года летом приходила к Ивану Фёдоровичу домой. К нему на практику приезжали студенты из ЛГПИ Художественно-графического факультета, и он проводил занятия у себя дома. Там я впервые увидела, что такое обжиг в горне (печь для обжига в земле), как игрушки и посуда меняют свой цвет при обжиге.

Ещё тогда, в детстве, я решила, что когда-нибудь у меня будет такая же печь. Когда Гункин И.Ф. перестал вести занятия по романовской игрушке в школе, их продолжал вести Маркин В. В., он и стал моим учителем и наставником.

Свой горн

В 2005 году мы с мужем поставили горн у себя на участке, предварительно изучив горн Гункина И. Ф. Земляной горн представляет собой яму, выложенную внутри кирпичом.

Растопка

Состоит горн из двух камер. Одна, нижняя, служит топкой, вторая – камерой для укладки изделий. Так называемая печь прямого огня. Первый же обжиг в печи показал, что пройдет не один год, прежде чем смогу овладеть процессом обжига. Выяснилось, что этот процесс несравним с простым подбрасыванием дров в костер. Это, если хотите, исследовательская работа —научиться качественно обжигать работы в горне.

Горн

В разных частях камеры, во время обжига может быть разная температура на 200-300°С. С одного обжига мы можем получить и пережог изделий, хорошее качества работы и недожог керамики. Изначально поставила себе задачу научиться обжигать в печи без помощи современных технологий — по старинке. Опираясь на воспоминания из рассказов Гункина И.Ф., частично свои воспоминания, выстраивала режим нагрева печи. Опыт работы в электрических печах с игрушкой уже был немаленький, оставалось его перенести на дровяную печь.

Работала в эти годы только с игрушкой, с одним видом глины и определяла температуру на глаз. Чтобы научиться относительно равномерно обжигать работы у меня ушло три года. По истечении этого времени пришло умение управлять температурой в любой части горна, поднимать и опускать её, делать температурные выдержки. Попутно изучала свойства пород дров, которыми приходилось пользоваться и их своевременное использование на разных этапах обжига.

Впервые случайно села за гончарный круг в 2005 году, выкрутив небольшой горшочек. Общение с опытными мастерами на выставках и фестивалях помогло приобрести большое количество информации о горнах, самодельных гончарных кругах, печах. В 2006 г. мне собрали самодельный электрический круг, и Маркин В.В. уговорил Петра Федоровича Гункина, брата Гункина И.Ф., давать мне уроки и поставить пальцы на круге.

В то время приоритетным направлением в моей работе была романовская игрушка, а гончарное ремесло лишь любительским интересом. Серьезно темой гончарства я занялась с 2010г. Гункина П. Ф уже не было в живых и пришло осознание, насколько ценными были те немногие уроки, что я получила.

Каждый местечковый промысел включает ряд движений и определённое положение рук для того, чтобы превратить глиняную массу в любую форму на гончарном круге. Для того чтобы отработать эти движения до автоматизма нужна только практика. Отличительной особенностью романовского промысла является жгутовой прием использования глины при изготовлении сосудов средних и крупных форм. Маленькие формы (кружки, миски, тарелки) вытягивали из комка глины. На круг набивается донце, которое выравнивается сразу. Затем накатываются жгуты, количество которых зависит от величины и высоты сосуда, который вы хотите выкрутить. Жгуты вмазываются правой рукой, в то время как ладошкой левой руки формируете внешнюю стенку сосуда. Нижний жгут примазывается очень тщательно к донцу. Дальше, вмазывая один жгут на другой, мы поднимаем стенки сосуда, на нужную высоту. Тщательно все смачивается водой, и, работая одновременно двумя руками, превращаем жгутовой « цилиндр», в однородную заготовку. Следующий этап — это придать заготовке нужную форму.

Гончарная утварь. С.В. Ильина

Липецкая земля богата залежами глин, разных цветов и составов. Одни богаты известняком и мелом, тощие и жирные. Посуда, которую мы изучала в фондах музеев Липецка, отличалась по цвету, соответственно была разной по составу глины. Где мастера копали глину? Какие местные глины смешивали? Спросить было уже не кого. Проще всего глину приобрести на профильном заводе, готовую к употреблению. Но это не местный материал, поэтому на протяжении нескольких лет была опробованы все глины Липецкого района. Работала с чистой карьерной глиной, смешивала разные виды глин, изменяла их пропорции в составе глиняной массы, обжигала изделия, сравнивала со старыми образцами. Работа не прекращалась, пока не добилась положительных результатов.

Со свинцовыми глазурями я принципиально не стала работать. Меня заинтересовал более старый и экологически чистый способ обработки посуды. Следующей задачей, которую я поставила для себя — были «синюхи».

Романовский промысел

Во время работы по поиску материалов в Государственном архиве Тамбовской области и Государственном архиве Липецкой области, встречались упоминания о мастерах Романовского уезда, которые в середине XIX в. возили работы по всей Тамбовской губернии. То есть промысел был достаточно мощным и богатым.

Паровоз в вагонами. Романовская игрушка. С.В. Ильина

Есть упоминания о том, что мастера производили около 90 видов посуды и участвовали в крупных ярмарках, представляющих Тамбовскую губернию. Мастера Романовского уезда упоминаются в справочнике по промыслам Тамбовской губернии – 1900г. издания. В 1921 году с. Романово переименовано в с. Ленино.

Водовоз с гармошкой. Романовская игрушка. С.В. Ильина

После 1920-х годов пока не найдены архивные упоминания о гончарном промысле, только об игрушечном. Встречаются краткие заметки в периодической печати. По рассказам Гункина Ивана и Петра Федоровичей, их отец и другие мастераперестали массово возить на ярмарки посуду и игрушки во времена коллективизации — конец 1930-40-х г. Облагали налогом не только каждый горшок на телеге, но и каждую игрушку. Нет реализации для мастера, нет и производительности. Многие бросили свои мастерские, и ушли работать на подработки, чтобы кормить семьи.

Мужик на козле с гармошкой. Романовская игрушка. С.В. Ильина

После Великой Отечественной войны 1941–1945гг. многие мастера не вернулись. И.Ф. Гункин — остался единственным гончаром на всю округу. Благодаря искусствоведам А.Н Фрумкину, Н.Ф. Вяткиной, которые обратили внимание на романовскую игрушку, а значит, привлекли внимание к работе и знаниям И.Ф. Гункина, появилась возможность возродить и романовский гончарный промысел.

Возрождение

Последние 60 лет гончарный романовский промысел был в тени игрушечного промысла, над возрождении которого работал не один десяток лет группа мастеров.

Выезд парочки с возницей. Романовская игрушка. С.В. Ильина

Первым делом были изучены фонды Липецкого областного краеведческого музея и Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства. Затем были поездки по окрестным селам, в дома культуры, при которых создавались уголки быта и мини- музеи. Знакомилась с коллекциями Липецких школ и гимназий, где на удивление есть даже акты о приемке и истории предметов.

Романовская игрушка7. С.В. Ильина

Благодаря этим энтузиастам, найдены образцы посуды, которых нет ни в одном музее Липецка. Подавляющее большинство — это обливная посуда. Документально установлено, что посуду и игрушку обливали уже с середины XIX века. Но, очевидно, по большинству старых образцов, даже если посуда была обливной, её все равно слегка чернили. Это была дань вековым традициям или мастера воспринимали посуду такой? Сейчас трудно сказать.

Офицер на коне. С.В. Ильина

Более поздние образцы (весь период работы И.Ф. Гункина) были только обливными, даже не было и намека на чернение. По рассказам старого мастера «синюхи» делал его отец — Федор Гункин. Часть отец делал обливными — это на рынок, часть синюшили для себя и для местных.

Благодаря сотрудничеству с искусствоведом Н.А. Прямковой и краеведом Липецкой области А.Ю. Клоковым были найдены интересные образцы посуды начала XX в., а самое главное — это были «синюхи». Опыт обжига игрушек в горне был, осталось восстановить процесс обработки «синюхи» на нашей местной глине, ну и конечно параллельно обучаться гончарному ремеслу.

Обжиг

Обжиг разделяют на окислительный и восстановительный. Окислительный — это обычный обжиг, который можно проводить и в электрических печах. Восстановительный — это томление посуды при определённой температуре без доступа кислорода. При этом процессе, посуда приобретает от серого ( часто неравномерного) до черного цвета.

Горн.

Цвет посуды зависит от температуры, при которой замазываются все отверстия, засыпается и перекрывается любой доступ кислорода. Имеют значения и дрова, которые закладываются перед закупориванием. У каждого мастера свои хитрости. Ушло несколько лет, чтобы освоить этот процесс, но результат до сих пор непредсказуем.

Гончарная посуда. С.В. Ильина

В этом прелесть горна, он может служить как обычной печью для обжига керамики, так и выполнять функции восстановительной печи. В последнем случае могут восстанавливаться металлы и соли, содержащиеся в глине. Оттенки на работах могут быть медными, серебристыми, бронзовыми, обычные глазури приобретают различные металлические и люстровые оттенки.

С каждым обжигом, открываешь что-то новое для себя, в себе, в своей работе.

С 1986 года занимаюсь традиционной романовской игрушкой, с 2010 года заинтересовалась гончарным ремеслом. Учусь и осваиваю приемы и техники дровяного обжига с 2005 года. Народный мастер Р.Ф, член союза художников России.

Интересы:

Любимые цитаты:

Ребёнок рождается для воспитания родителей. Ежели нет детей, значит родители недостаточно развиты для такого воспитания.
Славянские ключи- ничто не может сравниться с поучением без слов и воздействием недеяния.
Лао Цзы

О себе:

Группы:

Снежанна Ильина

Снежанна Ильина запись закреплена
Радио России | Липецк

Про Романовскую игрушку разговор с гостем программы Алины Лаврентьевой "Творчество наших земляков" - народным мастером РФ, победителем конкурсов Снежаной Ильиной! 18.11.21.

Снежанна Ильина

Снежанна Ильина запись закреплена
Липецкий историко-культурный музей

Смонтировали выставку "Семейная мастерская Ильиных. Огонь души" Таким огнем для Снежанны, Алексея и их детей стало создание игрушки и посуды в технике гончар..

Снежанна Ильина

Снежанна Ильина запись закреплена
ОЦКНТ Липецк

Снежанна Ильина

Снежанна Ильина запись закреплена
ОЦКНТ Липецк

ARTсобытие | ОЦКНТ | выставка

Сегодня в ОЦКНТ прошла выставка-ярмарка в рамках регионального этапа XXX Международных Рождественских образовательных чтений. Свои работы представили мастера декоративно-прикладного искусства и православной культуры нашего региона. От кружева, бытовых и сказочных игрушек, керамики, чудесных лоскутных подушек и одеял просто не отвести взгляд.
Показать полностью.

В выставке-ярмарке приняли участие мастера елецкого кружева Екатерина Борисова из ООО «Кружевной край» и педагог детского объединения «Елецкое кружево» ДДТ «Октябрьский» Татьяна Потылицына. Педагог детского объединения «Рукотворная кукла» ДДТ «Октябрьский» Лариса Куницына и Елена Смолеевская (народный мастер России) из музея декоративно-прикладного искусства познакомили зрителей с прекрасными текстильными куклами. Народный мастер России Снежанна Ильина продемонстрировала игрушки и керамику романовского, а Илья Пастухов - добровского гончарных промыслов. В чудесный мир подушек, лоскутных одеял и текстильных сумок мы отправились вместе с мастером Светланой Гришиной из Центра развития культуры и туризма. Традиционные и авторские куклы, лоскутные одеяла народного мастера России Людмилы Люрис из Центра развития культуры и туризма также никого не оставили равнодушным.

Снежанна Ильина

Снежанна Ильина запись закреплена
ОЦКНТ Липецк

🧸

Липецкие игрушки в Белгороде

📆

С 20 августа по 23 сентября 2021 года в белгородской межрегиональной выставке «Глиняная игрушка регионов России» участвуют пять липецких мастеров со своими работами.

📅

Сегодня у нас на очереди знакомство с Романовской игрушкой.
Показать полностью.

Романовская игрушка – это липецкая самобытная пластическая школа, в корне отличающаяся от остальных «игрушечных» промыслов. Она сформировалась в XVII столетии близ села Романово. Огромная заслуга в открытии романовского гончарного промысла (и непосредственно глиняной игрушки) принадлежит искусствоведу, члену Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО Наталье Андреевне Прямковой. Её знакомство в 1978 г. с потомственным мастером Иваном Фёдоровичем Гункиным (1926-1997) дало толчок развитию промысла и воспитало целую плеяду мастеров. C 2012 г. технология изготовления романовской глиняной игрушки является объектом нематериального культурного наследия федерального значения. Самые ранние образцы хранятся в фондовых собраниях Русского музея, Российского этнографического музея Санкт-Петербурга, Липецкого краеведческого музея и относятся ко второй половине XIX века – это различного рода свистульки в виде коней, оленей, петухов, баранов и небольшие фигурки, изображающие всадников. В конце XIX в. игрушки меняются и по форме, и по содержанию: открылся Липецкий курорт, что вызвало к жизни новые сюжеты – генералы в золотых эполетах, мчащиеся на тройке, чинно прогуливающиеся офицеры и барышни в роскошных нарядах.

Романовская игрушка очень разнообразна. Её отличают пластичность и многообразие образов, лаконичность цветов – зеленый, красный, желтый. Романушка – единственная глиняная игрушка, в росписи которой используется серебрянка. Мастера лепят более полусотни сюжетов — от традиционных животных, птичек-свистулек, всадников до современных сиринов и медведей; от простых собачек до объёмных композиционных выездов и повозок, запряжённых тройкой лошадей. Как и встарь, игрушка покрывается поливой (особый стекловидный сплав, которым покрывают керамические изделия) или окрашивается краской.

Галина Серпунина

Я посетила выставку. Выставка замечательная! Видела там и Романовскую игрушку. романовская игрушка великолепна!

Снежанна Ильина

Снежанна Ильина запись закреплена
Елена Дмитренко

Снежанна Ильина

Снежанна Ильина запись закреплена

Эмма Гараева

🤣

Классные гости! Но дочь испугалась

Галина Бородина

😀
👍
👍
👍

Марина Киселева

Снежанна Ильина

Снежанна Ильина запись закреплена
ШКОЛА РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПЛЯСКИ

☀

ТРАДИЦИОННЫЕ ТАНЦЫ

Чиж.
Ленсе.
Четвёра.
Показать полностью.
Ночка тёмная.
Еланский чижик.
Полька улошная.
Оловская лентея.
Шмаковская лентея.
Тулатинская кадриль.
Я не в три косы косила.

Снежанна Ильина

Снежанна Ильина запись закреплена
Ржавецкий набат

ВЫ СПРАШИВАЕТЕ - ЧЕМ НАМ МОЖНО ПОМОЧЬ? САМАЯ БОЛЬШАЯ ПОМОЩЬ СЕЙЧАС - МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕПОСТ ЭТОГО ФИЛЬМА.

Галина Бородина

Галина Бородина запись закреплена

⚘Семья Ильиных. ⚘С 1986 года Снежанна увлеклась глиняной игрушкой. Увлечение её передалось всей семье. Сейчас она народный мастер РФ, член союза художников России. Дочка Анна молодой мастер лауреат многочисленных выставок и фестивалей. В числе её достижений – Золотая медаль Всероссийских молодёжных Дельфийских игр в номинации⚘ «Художественные ремёсла».

Снежанна Ильина

Снежанна Ильина запись закреплена
Липецкое Отделение Союза Художников России

Липецкие известия, 17.02.2021
Автор С. Чеботарёва.

Прекрасный очерк-интервью о художнике из Лебедяни Петре Космакове!

Показать полностью.
А тем временем, продолжается персональная выставка художника в МУ Липецкий Дом Музыки, где можно почувствовать и увидеть, как через работы мастера звучит любовь и искреннее восхищение русской природой, людьми и храмами родной земли.

Тихий огонёк его души

«Тихая моя родина» – персональная выставка, отзывающаяся строчкой по-эта Николая Рубцова, прошла в липецком доме музыки. Автор всех 30 представленных работ – член Союза художников России Пётр Космаков. Он же мастер отдела народного промысла и ремесел межпоселенческого координационно-методического центра в городе Лебедяни. Он же, по признанию коллег, просто мастер.

Каргополь 2019 год.

Мастерская работает с 2014 года. За это время стали лауреатами, победителями, дипломантами и участниками областных, межрегиональных, всероссийских выставок и фестивалей.
Показать полностью.
Ильина Снежанна Владимировна - Народный мастер Р.Ф., Член Международной Ассоциации изобразительных искусств - АИАП ЮНЕСКО. Более 30 лет работает в романовском промысле.
Ильин Алексей Павлович - с 2015 года принимает активное участие в фестивалях, выставках.
Ильина Анна - С 2004 года участник, победитель, дипломант, медалист различных конкурсов и фестивалей, .

По вопросам приобретения работ обращаться только в личку организаторам. Никаких менеджеров НЕТ.

Семейная мастерская Ильиных

Семейная мастерская Ильиных запись закреплена
Радио России | Липецк

Про Романовскую игрушку разговор с гостем программы Алины Лаврентьевой "Творчество наших земляков" - народным мастером РФ, победителем конкурсов Снежаной Ильиной! 18.11.21.

Татьяна Смагина

Семейная мастерская Ильиных

Семейная мастерская Ильиных запись закреплена
Липецкий историко-культурный музей

Хотите разжечь в своей душе огонь? Огонь творчества и неиссякаемого оптимизма? Особенно в преддверии предстоящих длинных выходных? Тогда вам непременно стоит посетить недавно открывшуюся в нашем музее выставку "Семейная мастерская Ильиных. Огонь души".

Выставка расскажет, как объединить всю семью традицией родного края и сделать ее делом жизни всех домашних от мала до велика.
Показать полностью.
Расскажет о Снежанне Ильиной, которая с детства лепила и любила романовскую игрушку, пронесла эту любовь через всю жизнь и продолжает развивать традицию. О женском упорстве и даже упрямстве в самом созидательном смысле этого слова. Это когда тебе говорят, что лепить горшки - это не бабское дело, а ты все же осваиваешь гончарный промысел и передаешь это умение мужу. "Огонь души" расскажет, как Алексей Ильин постепенно вовлекаясь в любимое дело жены, сам со временем осваивает романовский гончарный промысел и даже идет на творческую авантюру - рискует вместе с женой воссоздать еще и технологию обжига, организовав в огороде своего дома горн, максимально близкий к тому, в котором обжигали посуду и игрушку романовские мастера. Эта выставка про детей, Анну и Павла, которые сначала, как прилежные и способные ученики, учились у мамы лепить романовскую игрушку, а затем у них появился свой собственный узнаваемый почерк, основанный на традиционном принципе лепки. Выставка о том, как семья бережет и сохраняет семейные раритеты, передаваемые из поколения в поколения - венчальные рушники старшего поколения, вышитые ковры и не только.

Нашему музею очень приятно, что именно у нас семья Ильиных организовала свою первую семейную выставку своих работ. Как сказала Снежанна Ильина на открытии, это своего рода отчет, рубеж. Одновременно точка и запятая, которые позволяют понять, что уже сделано и куда двигаться дальше.

На выставке вы сможете посмотреть фильм, который был создан о семейной мастерской в 2014 году по заказу телеканала "Россия", где члены семьи рассказывают обо всех этапах сохранения традиционного романовского промысла от заготовки глины и ее очищения до обжига игрушки и посуды в горне.

Читайте также: