Открой секреты дымки русская глиняная игрушка изо 1 класс

Обновлено: 02.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23 ИМЕНИ С.В.ДОБРИНА

Урок изобразительного искусства

на тему «Русская глиняная игрушка»

Т.Я Шпикалова. Изобразительное искусство

Провела: учитель начальных классов

Тип урока: открытие новых знаний.

1. Предметные: содействовать совершенствованию приемов декоративной росписи, познакомить с особенностями дымковской игрушки , развивать атмосферу увлекательного эстетического познания игрушки, в частности «Дымковской игрушки», продолжить знакомить с народными промыслами.

2. Метапредметные: формирование универсальных учебных действий

3. Регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, составлять алгоритм, работать по алгоритму.

4. Личностные: развивать умение создавать новые орнаменты, умение выражать своё мнение и свою точку зрения.

5. Коммуникативные: умение работать в группе, овладение монологической и диалогической формами речи.

Оборудование: Дымковская и Романовская игрушка ,карточки (этапы выполнения работы)заготовки для росписи.

Форма проведения: урок в 1 классе

1. Мотивация к учебной деятельности.

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

У: - Ребята, вы отправляетесь в увлекательное путешествие за новыми знаниями. Расскажите, как происходит открытие новых знаний?

Д: - Чтобы открыть новое знание, мы делаем 2 шага: находим то, что не знаем, а потом пробуем сами найти решение. Но сначала мы повторим то, что уже знаем.

У.: Слайд 1. Ребята, назовите одним словом.

У.: - Ребята, что для нас принёс Художник?

У.: - Чем, по вашему мнению, мы будем сегодня заниматься?

Д.: - Узнаем новое об игрушках..

У.: - Я желаю вам удачи! С чего начнём работу?

Д.: - С повторения.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1) актуализировать способности к сравнению;

2) актуализировать знания о народной игрушке;

3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

Организация учебной деятельности на этапе 2:

1). Актуализация способности к сравнению .

У.: - Художник привел нас в волшебный магазин. Но в магазине злой волшебник спутал два отдела. Помогите разделить игрушки. (Дети делят игрушки на народные и детские)

( Учащиеся называют ответ, выходят к доске и записывают ответ).

У.: - Какую закономерность заметили в записи чисел?

3) Задание для пробного действия.

У.: - Что вы повторили, выполняя эти задания?

Д.: - Графическую модель чисел и обозначение их цифрой, нахождение чисел на модели числового отрезка, состав числа 7 и т. д.

У.: - Почему мы выполняли именно эти задания?

Д.: - Повторение этих заданий поможет открыть нам новый материал.

У.: - Хотите узнать, что вас ожидает? Это вам интересно?

У.: - Сосчитайте количество апельсинов в этом мешке. Сколько их?

У.: - Соедините линией этот мешочек с числом на числовом отрезке и нарисуйте графическую модель. Какие варианты у вас есть?

( Дети предлагают различные варианты).

У.: - Ребята, а почему так много разных вариантов? Что нового в этом задании?

Д.: - Мы не знаем графической модели числа 8, не умеем обозначать количество цифрой, не хватает числового отрезка, поэтому у каждого своё мнение.

У.: - А кто из вас может обосновать своё мнение?

Д.: – Мы не можем обосновать.

У.: - Чему вы должны научиться на уроке?

Д.: - Надо научиться составлять графическую модель числа 8, обозначать количество цифрой, получить на числовом отрезке число 8.

3. Выявление места и причины затруднения.

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

У.: - Какое задание я предложила?

Д.: - Мы должны были соединить число с цифрой на числовом отрезке и нарисовать графическую модель.

У.: - Разве мы не выполняли похожие задания?

У.: - А почему же здесь возникли затруднения?

Д.: - Мы не договорились, как обозначать число 8 графически и как писать цифру 8.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

У.: - Какую цель вы поставили перед собой на уроке?

Д.: - Договориться, как обозначать число 8 графически и цифрой, «открыть» состав числа 8.

У.: - Как бы вы назвали наш урок?

Д.: - «Число 8 и цифра 8».

У.: - Давайте вспомним, как мы раньше изучали числа и составим план для числа 8.

Д.: - Сначала определим место числа 8 на числовом отрезке, договоримся, как записывать число с помощью точек, затем будем учиться писать цифру 8, а потом откроем состав числа 8.

У.: - Ребята, а что вам может помочь? Д.: - Наши рассуждения и учебник.

5. Реализация построенного проекта.

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи и состав числа 8 на эталоне.

Организация учебного процесса на этапе 5:

( Работа организуется в группах. У каждой группы листок с заданием.)

1. Определить место числа на числовом отрезке.

2. Дать характеристику числу 8.

3. Построить графическую модель числа 8.

4. Изобразить число 8 цифрой.

5. Записать состав числа 8.

1) Обозначение места числа 8 на числовом отрезке.

У.: - Как определить место числа 8 на числовом отрезке? Предлагает свой вариант первая группа.

Д.: - Надо числовой отрезок продлить на один единичный отрезок.

( На доске вывешивается листок с выполненным заданием).

У.: - Сравните свой вариант с образцом. Молодцы.

У.: - Вторая группа, расскажите, что вы знаете о числе 8.

(Дети называют соседей числа 8, число, за которым 8 стоит при счете.)

2) Согласование графической модели числа 8 .

У.: - Какое задание было у третьей группы?

Д.: - Договориться в обозначении числа 8 с помощью точек.

У.: - Что вам поможет?

Д.: - Графическая модель числа 7.

У.: - Как получить графическую модель числа 8?

Д.: - Мы добавим ещё одну точку. .

3) Согласование записи цифры 8.

У.: - Над чем работала четвертая группа?

Д.: - Учились писать цифру 8.

У.: - Давайте посмотрим, какие у вас получились варианты цифры 8 и сравним их с образцом на доске.

У.: - Давайте рассмотрим образец и поучимся красиво писать 8.

Расскажите, как писать эту цифру.

( Дети комментируют последовательность написания цифры 8).

4) Работа над составом числа 8.

У.: - Какой еще шаг мы должны сделать?

Д.: - Узнать состав числа 8.

У.: - Что предлагает пятая группа?

( Дети вывешивают лист с вариантами.)

У.: - Как нам проверить наше «открытие»?

Д.: - Нужно посмотреть в эталоне.

У.: - Какой вывод вы можете сделать?

Д.: - Мы сделали правильное «открытие».

У.: - Повторим состав числа и запомним его.

У.: - Какой следующий шаг на уроке надо сделать?

Д.: - Будем закреплять полученные знания.

Физкультминутка.

( Музыкальная физкультминутка « Солнышко лучистое».)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

зафиксировать во внешней речи способ записи цифры 8 и состав числа 8.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Местонахождение числа 8 в числовом ряду.

У.: - Ребята, расскажите, что вы узнали сегодня о числе 8?

Д.: - Число 8 стоит на 8 месте в числовом ряду, «соседи» числа 8 - это 7 и 9, число 8 на письме обозначается цифрой 8 и т. д.

2) Написание цифры 8.

У.: - Откройте страницу 13 учебника. Напишите целую строчку цифры 8 и обведите самую красивую.

3) Работа над составом числа 8.

У.: - Давайте по эталону повторим состав числа 8.

( Дети проговаривают вслух состав числа).

4) Работа в парах.

У.: - Что надо сделать в этом задании?

Д.: - Надо дорисовать в домино недостающие точки и записать цифрой количество точек.

У.: - Выполните это задание в парах. А затем проверим по образцу.

( Дети работают в парах и проверяют по образцу на доске).

У.: - Кто из вас допустил ошибки, поднимите руки!

У. – Где была допущена ошибка?

( Дети рассказывают, где допустили ошибки).

У.: - Исправьте ошибки зелёной ручкой.

У.: – Ребята, какие знания нам нужны, для того, чтобы не допускать ошибок?

( Дети называют: состав числа, знание образца написания цифры 8…)

У.: У кого нет ошибок, поставьте себе «+».

У.: - Мне надо убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал. Как я могу это проверить? Д.: - Нужно выполнить самостоятельную работу.

7. Самоконтроль с самопроверкой по образцу..

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить сформированность представления о составе числа 8.

Организация учебного процесса на этапе 7:

№ 3 стр. 13

У.: - Лесовичок вам приготовил задание, чтобы вы проверили свои знания.

Посмотрите, что надо сделать в задании. Кому непонятно? Работаем самостоятельно.

(Объяснить тем, кому непонятно).

У.: - Проверяем по образцу. Если задание выполнено верно, то ставим «+», Если допущена ошибка, то ставим?

У.: - Кто допустил ошибку и в чём?

(Дети рассказывают о возможных ошибках).

У.: - Молодцы, вы справились с заданием.

Разминка для глаз : « Рисуй глазами треугольник»

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Включение в систему знаний и повторение.

1) тренировать способность к сравнению групп предметов по количеству.

Организация учебного процесса на этапе 8:

2, стр. 12

У.: - Что нужно сделать?

Д.: -Сравнить группы предметов по количеству.

(Дети по цепочке выполняют задание с комментированием на месте).

Д.: - Соединим фигуры парами. В первом мешочке обведем красным карандашом фигуры, которые образуют пары. Обозначим количество фигур в каждом мешочке числом. В первом мешочке 8 фигур, во втором 3. первый мешочек больше второго, т. к. 8 больше 3. Поставим знак «больше».

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

У.: - Какова цель нашего урока?

Д.: -Изучить число 8.

У.: - Вам удалось достичь цель? (Да.)

У.: - Оцените свою работу. Давайте украсим дерево Лесовичка листочками. Нарисуйте на дереве успеха листочки: если все получилось – зеленый листочек, если есть сомнения – желтый листочек, а если нужна помощь – красный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная работа в стиле «дымка» Проект по технологии «Коллективная работа в стиле «дымка» на конкурс «Солнечный город».

Коллективная работа в стиле «дымка»Проект по технологии «Коллективная работа в стиле «дымка» на конкурс «Солнечный город».Нынешнее время ставит перед нами новые задачи, требующие поиска соверше.

Презентация "Дымка"

Интересная презентация для урока изобразительного искусства. Может быть использована в любом классе начальной школы.


В.Драгунский. Дымка и Антон. 3 класс

Материал представлен по программе "Школа 2100". .


Путешествие в Дымку.


Замечательные собаки (глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой» и рассказ В. Драгунского «Дымка и Антон»)

Конспект урока по литературному чтению.


"Секреты русской дымки. Роспись глиняной фигуры" (УМК "Перспектива")

Тип урока: комбинированныйЦель: Знать особенности дымковской игрушки и последовательность её росписи; выполнить роспись глиняной фигурки.Задачи: - формировать художественно-графические навыки ки.


Технологическая карта по изобразительному искусству "Открой секреты Дымки"

Урок помогает познакомить с историей дымковского промысла, произведениями дымковских мастеров, элементами дымковского узора, палитрой, последовательностью росписи, научиться выполнять лепку дымковской.

- освоение практических приёмов изображения элементов.

- для учащихся: альбомный лист А4, гуашь, кисть №6, кисть №2

- для учителя : настоящая дымковская игрушка, шаблоны игрушек , презентация, 2 альбомных листа для пед. показа, гуашь, кисть №7, №3.

Словестный: слово учителя.

- Здравствуйте ребята, давайте улыбнёмся друг другу, это поможет нам поднять настроение и настроиться на урок.

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (игрушку).

- Я принесла на наш урок настоящую такую игрушку. Посмотрите как много света и ярких узоров! Словно солнышко заиграло.

- Нравятся вам эти игрушки? С этими игрушками вы знакомились ещё в детском саду.

- А кто знает, как называются такие игрушки? (Дымковские игрушки).

отвечают на вопросы,

Умение пользоваться полученной информацией, умение рассказывать по плану

3. Знакомство с новым материалом

Предположите какую тему мы с вами будем изучать?(предположение детей).

- Сегодня мы с вами и поговорим об этих этих игрушках. Тема нашего занятия: "Откроем секреты Дымки".

Кто может сформулировать задачи нашего урока? Смотрите на опору. (таблица-опора на доске)

( Познакомимся с историей дымковской игрушки , выполним элементы геометрического узора дымковской росписи

Самостоятельно формулируют тему, принимают и усваивают учебную задачу

Умение самостоятельно определять круг задач

- Ребята, послушайте стихотворение о дымковской игрушке.

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

- А послушайте какие есть прибаутки про эти игрушки.

Левый рог- завиток,

Правый рог- завиток,

На груди - цветок!

Шляпка- не простая

Индя- индя- индючок

Ты похож на сундучок!

Сундучок не простой-

Красный, белый, золотой!

-Ребята, сядьте поудобнее, и послушайте какова же история дымковской игрушки..

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди лепили весёлые игрушки и продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Наблюдают за изделиями, анализируют

Слушают рассказ учителя, анализтруют.

Умение наблюдать и делать выводы

Работа с демонстрационным материалом

- Ребята, как вы думаете, кто герои игрушек? Какие игрушки лепили?

- Посмотрите на слайд. Кто изображен на нем? (индюк, олень, баран )

-Верно. А кто это в целом? (животные)

- Правильно ребята! А кого ещё лепили кроме животных?

- Верно, лепили ещё людей. Посмотрите на слайд. Кто на нем изображен? (женщины)

- Правильно! На первой изображена барыня, на в торой водоноска, а на третьей мамка.

- А теперь посмотрите на следующий слайд. Кто на нем изображен?(Мужчины)
- А скажите, как можно их назвать? Что они держат в руках? (гармошку, балалайку).

- Значит это гармонист и балалаечник.

- Из какого материла делали игрушки?

- Верно, делали игрушки из глины, затем её белили, брали толченую известь, мел и разбавляли молоком, после побелки на игрушке велась роспись цветными красками.

- А теперь, ребята, посмотрите на разнообразие узоров.

- Какие вы видите здесь узоры?( кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски)
-Верно ,по форме узоры просты и незамысловаты.

Анализируют дымковскую игрушку.

Отвечают на вопросы.

Умение внимательно следить за разговором,

отвечать на вопросы по теме

4. Постановка творческой задачи

- Итак, сейчас мы с вами выполним упражнение. Будем рисовать узоры Дымковской игрушки. Я буду вам показывать, вы будете за мной повторять. Приготовьте свои чистые листы, краски и кисточки.

- Ребята, посмотрите сначала как я буду это выполнять. Я беру красную краску и в верхнем левом углу начинаю рисовать вот такой кружок или ещё его можно назвать- бублик, нарисовала, теперь вы нарисуйте у себя на листах такой кружок.

- Затем я прополощу кисточку и возьму синий цвет, и в середине этого кружочка я нарисую вот такую точку. Теперь я хорошо прополощу кисточку, возьму фиолетовую краску и в правом верхнем углу рисую кружок, и полностью его закрашиваю, теперь нарисуйте вы такой кружок.

-Затем я прополощу кисточку в воде и возьму оранжевый цвет краски и около этого кружка я сделаю вот такие примакивания кистью, заметьте, что мы не касаемся нашего кружка.

-Теперь выполним следующий узор, берем синюю краску и в левом нижнем углу рисуем три полоски, кисть можно взять потолще, между полосками должно быть равное расстояние. Теперь, ребята вы нарисуйте три таких полоски.

- В этих полосках я нарисую маленькие кружочки желтого цвета, нарисуйте ребята теперь вы.

- А теперь я прополощу кисточку, разведу малиновый цвет краски и между этими полосками нарисую вот такие волнистые линии. Теперь, ребята, вы выполните.

- И сейчас мы выполним следующий узор. Я беру зеленый цвет краски и рисую такие

же три полоски как и предыдущие. Ребята теперь вы нарисуйте.

- Затем я хорошо прополощу кисть и возьму синий цвет краски и нарисую тонкую горизонтальную линию через три полоски, затем я прополощу кисть и возьму оранжевый цвет краски и нарисую две таких же горизонтальную полоски, и четвертую полоску я нарисую синим цветом, как и первую. Ребята теперь нарисуйте вы.

- А в квадратиках, которые образовались от пересечения наших линий, я возьму красный цвет и нарисую по два штрижка. Нарисуйте ребята теперь вы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с Дымковской росписью.

Планируемые результаты:

понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;

обретение гордости за искусное мастерство русского народа;

метапредметные:

- умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;

приобретение новых знаний об искусстве Дымковской игрушки.

- освоение практических приёмов изображения элементов.

Оборудование урока:

- для учащихся: альбомный лист А4, гуашь

- для учителя : дымковская игрушка, шаблоны игрушек , презентация, 2 альбомных, гуашь, кисти

Содержание урока

Деятель-ность учащихся

Метапред-метные результаты

Словесный: слово учителя.

- Здравствуйте ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь как это солнышко.

- Давайте проверим готовность к уроку.

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (игрушку).

- Игрушка не простая, а настоящая. Какие цвета выбраны для росписи этой игрушки, она светится как солнышко.

- Нравятся вам эти игрушки?

- Может, кто то из вас знает, как называются эти игрушки.? (Дымковские игрушки).

отвечают на вопросы,

Умение пользоваться полученной информацией, умение рассказывать по плану

3. Знакомство с новым материалом

Предположите, какую тему мы с вами будем изучать? (дети стараются ответить на вопрос учителя).

- Сегодня мы с вами и поговорим об этих игрушках. Тема нашего урока

На слайде появляется запись "Откроем секреты Дымки".

Кто может сформулировать задачи нашего урока? Смотрите на опору.

Узнаем _________________________________________

Выполним_____________________________________________

( Познакомимся с историей дымковской игрушки , выполним элементы геометрического узора дымковской росписи

Самостоятельно формулируют тему, принимают и усваивают учебную задачу

Умение самостоятельно определять круг задач

- А сейчас я хочу, чтобы вы послушали стихотворение о дымковской игрушке.

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

- Давайте послушаем , какова же история дымковской игрушки..

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди лепили весёлые игрушки и продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Наблюдают за изделиями, анализируют

Слушают рассказ учителя, анализтруют.

Умение наблюдать и делать выводы

Работа с демонстрационным материалом

- Ребята, как вы думаете, кто герои игрушек? Какие игрушки лепили?

- Посмотрите на слайд.

- Назовите кто изображен на нем? (индюк, олень, баран ).

А как сказать одним словом, кто это? (Животные).

- А кого ещё лепили кроме животных?

- Верно, лепили ещё людей. Посмотрите на слайд. Кто на нем изображен? (женщины)

- А еще кто? (Мужчины).

- Из какого материла делали игрушки?

- Верно, делали игрушки из глины, затем её белили, брали толченую известь, мел и разбавляли молоком, после побелки на игрушке велась роспись цветными красками.

- Какие вы видите здесь узоры? ( кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски).

Анализируют дымковскую игрушку.

Отвечают на вопросы.

Умение внимательно следить за разговором,

отвечать на вопросы по теме

4. Постановка творческой задачи

- Итак, сейчас мы с вами выполним упражнение. Будем рисовать узоры Дымковской игрушки. Я буду вам показывать, вы будете за мной повторять. Приготовьте свои чистые листы, краски и кисточки.

-Смотрите , как я буду выполнять.

Беру красную краску и в верхнем левом углу начинаю рисовать вот такой кружок или ещё его можно назвать- бублик, нарисовала, теперь вы нарисуйте у себя на листах такой кружок.

- Затем я прополощу кисточку и возьму синий цвет, и в середине этого кружочка я нарисую вот такую точку. Теперь я хорошо прополощу кисточку, возьму фиолетовую краску и в правом верхнем углу рисую кружок, и полностью его закрашиваю, теперь нарисуйте вы такой кружок.

-Затем я прополощу кисточку в воде и возьму оранжевый цвет краски и около этого кружка я сделаю вот такие примакивания кистью, заметьте, что мы не касаемся нашего кружка.

-Теперь выполним следующий узор, берем синюю краску и в левом нижнем углу рисуем три полоски, кисть можно взять потолще, между полосками должно быть равное расстояние. Теперь, ребята вы нарисуйте три таких полоски.

- В этих полосках я нарисую маленькие кружочки желтого цвета, нарисуйте ребята теперь вы.

- А теперь я прополощу кисточку, разведу малиновый цвет краски и между этими полосками нарисую вот такие волнистые линии. Теперь, ребята, вы выполните.

- И сейчас мы выполним следующий узор. Я беру зеленый цвет краски и рисую такие

же три полоски как и предыдущие. Ребята теперь вы нарисуйте.

- Затем я хорошо прополощу кисть и возьму синий цвет краски и нарисую тонкую горизонтальную линию через три полоски, затем я прополощу кисть и возьму оранжевый цвет краски и нарисую две таких же горизонтальную полоски, и четвертую полоску, я нарисую синим цветом, как и первую. Ребята теперь нарисуйте вы.

- А в квадратиках, которые образовались от пересечения наших линий, я возьму красный цвет и нарисую по два штришка.

А сейчас выполните самостоятельно.

Слушают инструкцию учителя

Умение принимать учебную задачу

Практическая работа – повтор за учителем

Самостоятельное выполнение задания

- Итак, сегодня, ребята, мы начнем выполнять дымковскую игрушку. Выполним мы только фон.

- Посмотрите, как выполню его я.

- У фигурки человека фоном будет являться головной убор. Я его выполню желтым цветом. Вы можете взять любой другой цвет. ( малиновый, зелёный), жилетку другим цветом.

- Итак сейчас, я раздам вам шаблоны и вы приступите к выполнению задания. Я желаю всем успехов и хорошей творческой работы!

Учитель контролирует работу учащихся.

Самостоятельное выполнение задания.

7. Подведение итогов урока

Повтор основных моментов с урока

- Скажите мне, пожалуйста, как называлось село где лепили эти игрушки?(Дымково)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с Дымковской росписью.

Планируемые результаты:

понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;

обретение гордости за искусное мастерство русского народа;

метапредметные:

- умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;

приобретение новых знаний об искусстве Дымковской игрушки.

- освоение практических приёмов изображения элементов.

Оборудование урока:

- для учащихся: альбомный лист А4, гуашь

- для учителя : дымковская игрушка, шаблоны игрушек , презентация, 2 альбомных, гуашь, кисти

Содержание урока

Деятель-ность учащихся

Метапред-метные результаты

Словесный: слово учителя.

- Здравствуйте ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь как это солнышко.

- Давайте проверим готовность к уроку.

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (игрушку).

- Игрушка не простая, а настоящая. Какие цвета выбраны для росписи этой игрушки, она светится как солнышко.

- Нравятся вам эти игрушки?

- Может, кто то из вас знает, как называются эти игрушки.? (Дымковские игрушки).

отвечают на вопросы,

Умение пользоваться полученной информацией, умение рассказывать по плану

3. Знакомство с новым материалом

Предположите, какую тему мы с вами будем изучать? (дети стараются ответить на вопрос учителя).

- Сегодня мы с вами и поговорим об этих игрушках. Тема нашего урока

На слайде появляется запись "Откроем секреты Дымки".

Кто может сформулировать задачи нашего урока? Смотрите на опору.

Узнаем _________________________________________

Выполним_____________________________________________

( Познакомимся с историей дымковской игрушки , выполним элементы геометрического узора дымковской росписи

Самостоятельно формулируют тему, принимают и усваивают учебную задачу

Умение самостоятельно определять круг задач

- А сейчас я хочу, чтобы вы послушали стихотворение о дымковской игрушке.

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

- Давайте послушаем , какова же история дымковской игрушки..

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди лепили весёлые игрушки и продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Наблюдают за изделиями, анализируют

Слушают рассказ учителя, анализтруют.

Умение наблюдать и делать выводы

Работа с демонстрационным материалом

- Ребята, как вы думаете, кто герои игрушек? Какие игрушки лепили?

- Посмотрите на слайд.

- Назовите кто изображен на нем? (индюк, олень, баран ).

А как сказать одним словом, кто это? (Животные).

- А кого ещё лепили кроме животных?

- Верно, лепили ещё людей. Посмотрите на слайд. Кто на нем изображен? (женщины)

- А еще кто? (Мужчины).

- Из какого материла делали игрушки?

- Верно, делали игрушки из глины, затем её белили, брали толченую известь, мел и разбавляли молоком, после побелки на игрушке велась роспись цветными красками.

- Какие вы видите здесь узоры? ( кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски).

Анализируют дымковскую игрушку.

Отвечают на вопросы.

Умение внимательно следить за разговором,

отвечать на вопросы по теме

4. Постановка творческой задачи

- Итак, сейчас мы с вами выполним упражнение. Будем рисовать узоры Дымковской игрушки. Я буду вам показывать, вы будете за мной повторять. Приготовьте свои чистые листы, краски и кисточки.

-Смотрите , как я буду выполнять.

Беру красную краску и в верхнем левом углу начинаю рисовать вот такой кружок или ещё его можно назвать- бублик, нарисовала, теперь вы нарисуйте у себя на листах такой кружок.

- Затем я прополощу кисточку и возьму синий цвет, и в середине этого кружочка я нарисую вот такую точку. Теперь я хорошо прополощу кисточку, возьму фиолетовую краску и в правом верхнем углу рисую кружок, и полностью его закрашиваю, теперь нарисуйте вы такой кружок.

-Затем я прополощу кисточку в воде и возьму оранжевый цвет краски и около этого кружка я сделаю вот такие примакивания кистью, заметьте, что мы не касаемся нашего кружка.

-Теперь выполним следующий узор, берем синюю краску и в левом нижнем углу рисуем три полоски, кисть можно взять потолще, между полосками должно быть равное расстояние. Теперь, ребята вы нарисуйте три таких полоски.

- В этих полосках я нарисую маленькие кружочки желтого цвета, нарисуйте ребята теперь вы.

- А теперь я прополощу кисточку, разведу малиновый цвет краски и между этими полосками нарисую вот такие волнистые линии. Теперь, ребята, вы выполните.

- И сейчас мы выполним следующий узор. Я беру зеленый цвет краски и рисую такие

же три полоски как и предыдущие. Ребята теперь вы нарисуйте.

- Затем я хорошо прополощу кисть и возьму синий цвет краски и нарисую тонкую горизонтальную линию через три полоски, затем я прополощу кисть и возьму оранжевый цвет краски и нарисую две таких же горизонтальную полоски, и четвертую полоску, я нарисую синим цветом, как и первую. Ребята теперь нарисуйте вы.

- А в квадратиках, которые образовались от пересечения наших линий, я возьму красный цвет и нарисую по два штришка.

А сейчас выполните самостоятельно.

Слушают инструкцию учителя

Умение принимать учебную задачу

Практическая работа – повтор за учителем

Самостоятельное выполнение задания

- Итак, сегодня, ребята, мы начнем выполнять дымковскую игрушку. Выполним мы только фон.

- Посмотрите, как выполню его я.

- У фигурки человека фоном будет являться головной убор. Я его выполню желтым цветом. Вы можете взять любой другой цвет. ( малиновый, зелёный), жилетку другим цветом.

- Итак сейчас, я раздам вам шаблоны и вы приступите к выполнению задания. Я желаю всем успехов и хорошей творческой работы!

Учитель контролирует работу учащихся.

Самостоятельное выполнение задания.

7. Подведение итогов урока

Повтор основных моментов с урока

- Скажите мне, пожалуйста, как называлось село где лепили эти игрушки?(Дымково)

Читайте также: