Открой секреты дымки русская глиняная игрушка изо 1 класс
Обновлено: 02.05.2024
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23 ИМЕНИ С.В.ДОБРИНА
Урок изобразительного искусства
на тему «Русская глиняная игрушка»
Т.Я Шпикалова. Изобразительное искусство
Провела: учитель начальных классов
Тип урока: открытие новых знаний.
1. Предметные: содействовать совершенствованию приемов декоративной росписи, познакомить с особенностями дымковской игрушки , развивать атмосферу увлекательного эстетического познания игрушки, в частности «Дымковской игрушки», продолжить знакомить с народными промыслами.
2. Метапредметные: формирование универсальных учебных действий
3. Регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, составлять алгоритм, работать по алгоритму.
4. Личностные: развивать умение создавать новые орнаменты, умение выражать своё мнение и свою точку зрения.
5. Коммуникативные: умение работать в группе, овладение монологической и диалогической формами речи.
Оборудование: Дымковская и Романовская игрушка ,карточки (этапы выполнения работы)заготовки для росписи.
Форма проведения: урок в 1 классе
1. Мотивация к учебной деятельности.
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
У: - Ребята, вы отправляетесь в увлекательное путешествие за новыми знаниями. Расскажите, как происходит открытие новых знаний?
Д: - Чтобы открыть новое знание, мы делаем 2 шага: находим то, что не знаем, а потом пробуем сами найти решение. Но сначала мы повторим то, что уже знаем.
У.: Слайд 1. Ребята, назовите одним словом.
У.: - Ребята, что для нас принёс Художник?
У.: - Чем, по вашему мнению, мы будем сегодня заниматься?
Д.: - Узнаем новое об игрушках..
У.: - Я желаю вам удачи! С чего начнём работу?
Д.: - С повторения.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1) актуализировать способности к сравнению;
2) актуализировать знания о народной игрушке;
3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1). Актуализация способности к сравнению .
У.: - Художник привел нас в волшебный магазин. Но в магазине злой волшебник спутал два отдела. Помогите разделить игрушки. (Дети делят игрушки на народные и детские)
( Учащиеся называют ответ, выходят к доске и записывают ответ).
У.: - Какую закономерность заметили в записи чисел?
3) Задание для пробного действия.
У.: - Что вы повторили, выполняя эти задания?
Д.: - Графическую модель чисел и обозначение их цифрой, нахождение чисел на модели числового отрезка, состав числа 7 и т. д.
У.: - Почему мы выполняли именно эти задания?
Д.: - Повторение этих заданий поможет открыть нам новый материал.
У.: - Хотите узнать, что вас ожидает? Это вам интересно?
У.: - Сосчитайте количество апельсинов в этом мешке. Сколько их?
У.: - Соедините линией этот мешочек с числом на числовом отрезке и нарисуйте графическую модель. Какие варианты у вас есть?
( Дети предлагают различные варианты).
У.: - Ребята, а почему так много разных вариантов? Что нового в этом задании?
Д.: - Мы не знаем графической модели числа 8, не умеем обозначать количество цифрой, не хватает числового отрезка, поэтому у каждого своё мнение.
У.: - А кто из вас может обосновать своё мнение?
Д.: – Мы не можем обосновать.
У.: - Чему вы должны научиться на уроке?
Д.: - Надо научиться составлять графическую модель числа 8, обозначать количество цифрой, получить на числовом отрезке число 8.
3. Выявление места и причины затруднения.
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
У.: - Какое задание я предложила?
Д.: - Мы должны были соединить число с цифрой на числовом отрезке и нарисовать графическую модель.
У.: - Разве мы не выполняли похожие задания?
У.: - А почему же здесь возникли затруднения?
Д.: - Мы не договорились, как обозначать число 8 графически и как писать цифру 8.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
У.: - Какую цель вы поставили перед собой на уроке?
Д.: - Договориться, как обозначать число 8 графически и цифрой, «открыть» состав числа 8.
У.: - Как бы вы назвали наш урок?
Д.: - «Число 8 и цифра 8».
У.: - Давайте вспомним, как мы раньше изучали числа и составим план для числа 8.
Д.: - Сначала определим место числа 8 на числовом отрезке, договоримся, как записывать число с помощью точек, затем будем учиться писать цифру 8, а потом откроем состав числа 8.
У.: - Ребята, а что вам может помочь? Д.: - Наши рассуждения и учебник.
5. Реализация построенного проекта.
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи и состав числа 8 на эталоне.
Организация учебного процесса на этапе 5:
( Работа организуется в группах. У каждой группы листок с заданием.)
1. Определить место числа на числовом отрезке.
2. Дать характеристику числу 8.
3. Построить графическую модель числа 8.
4. Изобразить число 8 цифрой.
5. Записать состав числа 8.
1) Обозначение места числа 8 на числовом отрезке.
У.: - Как определить место числа 8 на числовом отрезке? Предлагает свой вариант первая группа.
Д.: - Надо числовой отрезок продлить на один единичный отрезок.
( На доске вывешивается листок с выполненным заданием).
У.: - Сравните свой вариант с образцом. Молодцы.
У.: - Вторая группа, расскажите, что вы знаете о числе 8.
(Дети называют соседей числа 8, число, за которым 8 стоит при счете.)
2) Согласование графической модели числа 8 .
У.: - Какое задание было у третьей группы?
Д.: - Договориться в обозначении числа 8 с помощью точек.
У.: - Что вам поможет?
Д.: - Графическая модель числа 7.
У.: - Как получить графическую модель числа 8?
Д.: - Мы добавим ещё одну точку. .
3) Согласование записи цифры 8.
У.: - Над чем работала четвертая группа?
Д.: - Учились писать цифру 8.
У.: - Давайте посмотрим, какие у вас получились варианты цифры 8 и сравним их с образцом на доске.
У.: - Давайте рассмотрим образец и поучимся красиво писать 8.
Расскажите, как писать эту цифру.
( Дети комментируют последовательность написания цифры 8).
4) Работа над составом числа 8.
У.: - Какой еще шаг мы должны сделать?
Д.: - Узнать состав числа 8.
У.: - Что предлагает пятая группа?
( Дети вывешивают лист с вариантами.)
У.: - Как нам проверить наше «открытие»?
Д.: - Нужно посмотреть в эталоне.
У.: - Какой вывод вы можете сделать?
Д.: - Мы сделали правильное «открытие».
У.: - Повторим состав числа и запомним его.
У.: - Какой следующий шаг на уроке надо сделать?
Д.: - Будем закреплять полученные знания.
Физкультминутка.
( Музыкальная физкультминутка « Солнышко лучистое».)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
зафиксировать во внешней речи способ записи цифры 8 и состав числа 8.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Местонахождение числа 8 в числовом ряду.
У.: - Ребята, расскажите, что вы узнали сегодня о числе 8?
Д.: - Число 8 стоит на 8 месте в числовом ряду, «соседи» числа 8 - это 7 и 9, число 8 на письме обозначается цифрой 8 и т. д.
2) Написание цифры 8.
У.: - Откройте страницу 13 учебника. Напишите целую строчку цифры 8 и обведите самую красивую.
3) Работа над составом числа 8.
У.: - Давайте по эталону повторим состав числа 8.
( Дети проговаривают вслух состав числа).
4) Работа в парах.
У.: - Что надо сделать в этом задании?
Д.: - Надо дорисовать в домино недостающие точки и записать цифрой количество точек.
У.: - Выполните это задание в парах. А затем проверим по образцу.
( Дети работают в парах и проверяют по образцу на доске).
У.: - Кто из вас допустил ошибки, поднимите руки!
У. – Где была допущена ошибка?
( Дети рассказывают, где допустили ошибки).
У.: - Исправьте ошибки зелёной ручкой.
У.: – Ребята, какие знания нам нужны, для того, чтобы не допускать ошибок?
( Дети называют: состав числа, знание образца написания цифры 8…)
У.: У кого нет ошибок, поставьте себе «+».
У.: - Мне надо убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал. Как я могу это проверить? Д.: - Нужно выполнить самостоятельную работу.
7. Самоконтроль с самопроверкой по образцу..
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить сформированность представления о составе числа 8.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 3 стр. 13
У.: - Лесовичок вам приготовил задание, чтобы вы проверили свои знания.
Посмотрите, что надо сделать в задании. Кому непонятно? Работаем самостоятельно.
(Объяснить тем, кому непонятно).
У.: - Проверяем по образцу. Если задание выполнено верно, то ставим «+», Если допущена ошибка, то ставим?
У.: - Кто допустил ошибку и в чём?
(Дети рассказывают о возможных ошибках).
У.: - Молодцы, вы справились с заданием.
Разминка для глаз : « Рисуй глазами треугольник»
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Включение в систему знаний и повторение.
1) тренировать способность к сравнению групп предметов по количеству.
Организация учебного процесса на этапе 8:
№ 2, стр. 12
У.: - Что нужно сделать?
Д.: -Сравнить группы предметов по количеству.
(Дети по цепочке выполняют задание с комментированием на месте).
Д.: - Соединим фигуры парами. В первом мешочке обведем красным карандашом фигуры, которые образуют пары. Обозначим количество фигур в каждом мешочке числом. В первом мешочке 8 фигур, во втором 3. первый мешочек больше второго, т. к. 8 больше 3. Поставим знак «больше».
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
У.: - Какова цель нашего урока?
Д.: -Изучить число 8.
У.: - Вам удалось достичь цель? (Да.)
У.: - Оцените свою работу. Давайте украсим дерево Лесовичка листочками. Нарисуйте на дереве успеха листочки: если все получилось – зеленый листочек, если есть сомнения – желтый листочек, а если нужна помощь – красный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективная работа в стиле «дымка» Проект по технологии «Коллективная работа в стиле «дымка» на конкурс «Солнечный город».
Коллективная работа в стиле «дымка»Проект по технологии «Коллективная работа в стиле «дымка» на конкурс «Солнечный город».Нынешнее время ставит перед нами новые задачи, требующие поиска соверше.
Презентация "Дымка"
Интересная презентация для урока изобразительного искусства. Может быть использована в любом классе начальной школы.
В.Драгунский. Дымка и Антон. 3 класс
Материал представлен по программе "Школа 2100". .
Путешествие в Дымку.
Замечательные собаки (глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой» и рассказ В. Драгунского «Дымка и Антон»)
Конспект урока по литературному чтению.
"Секреты русской дымки. Роспись глиняной фигуры" (УМК "Перспектива")
Тип урока: комбинированныйЦель: Знать особенности дымковской игрушки и последовательность её росписи; выполнить роспись глиняной фигурки.Задачи: - формировать художественно-графические навыки ки.
Технологическая карта по изобразительному искусству "Открой секреты Дымки"
Урок помогает познакомить с историей дымковского промысла, произведениями дымковских мастеров, элементами дымковского узора, палитрой, последовательностью росписи, научиться выполнять лепку дымковской.
- освоение практических приёмов изображения элементов.
- для учащихся: альбомный лист А4, гуашь, кисть №6, кисть №2
- для учителя : настоящая дымковская игрушка, шаблоны игрушек , презентация, 2 альбомных листа для пед. показа, гуашь, кисть №7, №3.
Словестный: слово учителя.
- Здравствуйте ребята, давайте улыбнёмся друг другу, это поможет нам поднять настроение и настроиться на урок.
- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (игрушку).
- Я принесла на наш урок настоящую такую игрушку. Посмотрите как много света и ярких узоров! Словно солнышко заиграло.
- Нравятся вам эти игрушки? С этими игрушками вы знакомились ещё в детском саду.
- А кто знает, как называются такие игрушки? (Дымковские игрушки).
отвечают на вопросы,
Умение пользоваться полученной информацией, умение рассказывать по плану
3. Знакомство с новым материалом
Предположите какую тему мы с вами будем изучать?(предположение детей).
- Сегодня мы с вами и поговорим об этих этих игрушках. Тема нашего занятия: "Откроем секреты Дымки".
Кто может сформулировать задачи нашего урока? Смотрите на опору. (таблица-опора на доске)
( Познакомимся с историей дымковской игрушки , выполним элементы геометрического узора дымковской росписи
Самостоятельно формулируют тему, принимают и усваивают учебную задачу
Умение самостоятельно определять круг задач
- Ребята, послушайте стихотворение о дымковской игрушке.
Чем знаменито Дымково?
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
- А послушайте какие есть прибаутки про эти игрушки.
Левый рог- завиток,
Правый рог- завиток,
На груди - цветок!
Шляпка- не простая
Индя- индя- индючок
Ты похож на сундучок!
Сундучок не простой-
Красный, белый, золотой!
-Ребята, сядьте поудобнее, и послушайте какова же история дымковской игрушки..
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди лепили весёлые игрушки и продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Наблюдают за изделиями, анализируют
Слушают рассказ учителя, анализтруют.
Умение наблюдать и делать выводы
Работа с демонстрационным материалом
- Ребята, как вы думаете, кто герои игрушек? Какие игрушки лепили?
- Посмотрите на слайд. Кто изображен на нем? (индюк, олень, баран )
-Верно. А кто это в целом? (животные)
- Правильно ребята! А кого ещё лепили кроме животных?
- Верно, лепили ещё людей. Посмотрите на слайд. Кто на нем изображен? (женщины)
- Правильно! На первой изображена барыня, на в торой водоноска, а на третьей мамка.
- А теперь посмотрите на следующий слайд. Кто на нем изображен?(Мужчины)
- А скажите, как можно их назвать? Что они держат в руках? (гармошку, балалайку).
- Значит это гармонист и балалаечник.
- Из какого материла делали игрушки?
- Верно, делали игрушки из глины, затем её белили, брали толченую известь, мел и разбавляли молоком, после побелки на игрушке велась роспись цветными красками.
- А теперь, ребята, посмотрите на разнообразие узоров.
- Какие вы видите здесь узоры?( кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски)
-Верно ,по форме узоры просты и незамысловаты.
Анализируют дымковскую игрушку.
Отвечают на вопросы.
Умение внимательно следить за разговором,
отвечать на вопросы по теме
4. Постановка творческой задачи
- Итак, сейчас мы с вами выполним упражнение. Будем рисовать узоры Дымковской игрушки. Я буду вам показывать, вы будете за мной повторять. Приготовьте свои чистые листы, краски и кисточки.
- Ребята, посмотрите сначала как я буду это выполнять. Я беру красную краску и в верхнем левом углу начинаю рисовать вот такой кружок или ещё его можно назвать- бублик, нарисовала, теперь вы нарисуйте у себя на листах такой кружок.
- Затем я прополощу кисточку и возьму синий цвет, и в середине этого кружочка я нарисую вот такую точку. Теперь я хорошо прополощу кисточку, возьму фиолетовую краску и в правом верхнем углу рисую кружок, и полностью его закрашиваю, теперь нарисуйте вы такой кружок.
-Затем я прополощу кисточку в воде и возьму оранжевый цвет краски и около этого кружка я сделаю вот такие примакивания кистью, заметьте, что мы не касаемся нашего кружка.
-Теперь выполним следующий узор, берем синюю краску и в левом нижнем углу рисуем три полоски, кисть можно взять потолще, между полосками должно быть равное расстояние. Теперь, ребята вы нарисуйте три таких полоски.
- В этих полосках я нарисую маленькие кружочки желтого цвета, нарисуйте ребята теперь вы.
- А теперь я прополощу кисточку, разведу малиновый цвет краски и между этими полосками нарисую вот такие волнистые линии. Теперь, ребята, вы выполните.
- И сейчас мы выполним следующий узор. Я беру зеленый цвет краски и рисую такие
же три полоски как и предыдущие. Ребята теперь вы нарисуйте.
- Затем я хорошо прополощу кисть и возьму синий цвет краски и нарисую тонкую горизонтальную линию через три полоски, затем я прополощу кисть и возьму оранжевый цвет краски и нарисую две таких же горизонтальную полоски, и четвертую полоску я нарисую синим цветом, как и первую. Ребята теперь нарисуйте вы.
- А в квадратиках, которые образовались от пересечения наших линий, я возьму красный цвет и нарисую по два штрижка. Нарисуйте ребята теперь вы.
Цель: познакомить учащихся с Дымковской росписью.
Планируемые результаты:
понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;
обретение гордости за искусное мастерство русского народа;
метапредметные:
- умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;
приобретение новых знаний об искусстве Дымковской игрушки.
- освоение практических приёмов изображения элементов.
Оборудование урока:
- для учащихся: альбомный лист А4, гуашь
- для учителя : дымковская игрушка, шаблоны игрушек , презентация, 2 альбомных, гуашь, кисти
Содержание урока
Деятель-ность учащихся
Метапред-метные результаты
Словесный: слово учителя.
- Здравствуйте ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь как это солнышко.
- Давайте проверим готовность к уроку.
- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (игрушку).
- Игрушка не простая, а настоящая. Какие цвета выбраны для росписи этой игрушки, она светится как солнышко.
- Нравятся вам эти игрушки?
- Может, кто то из вас знает, как называются эти игрушки.? (Дымковские игрушки).
отвечают на вопросы,
Умение пользоваться полученной информацией, умение рассказывать по плану
3. Знакомство с новым материалом
Предположите, какую тему мы с вами будем изучать? (дети стараются ответить на вопрос учителя).
- Сегодня мы с вами и поговорим об этих игрушках. Тема нашего урока
На слайде появляется запись "Откроем секреты Дымки".
Кто может сформулировать задачи нашего урока? Смотрите на опору.
Узнаем _________________________________________
Выполним_____________________________________________
( Познакомимся с историей дымковской игрушки , выполним элементы геометрического узора дымковской росписи
Самостоятельно формулируют тему, принимают и усваивают учебную задачу
Умение самостоятельно определять круг задач
- А сейчас я хочу, чтобы вы послушали стихотворение о дымковской игрушке.
Чем знаменито Дымково?
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
- Давайте послушаем , какова же история дымковской игрушки..
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди лепили весёлые игрушки и продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Наблюдают за изделиями, анализируют
Слушают рассказ учителя, анализтруют.
Умение наблюдать и делать выводы
Работа с демонстрационным материалом
- Ребята, как вы думаете, кто герои игрушек? Какие игрушки лепили?
- Посмотрите на слайд.
- Назовите кто изображен на нем? (индюк, олень, баран ).
А как сказать одним словом, кто это? (Животные).
- А кого ещё лепили кроме животных?
- Верно, лепили ещё людей. Посмотрите на слайд. Кто на нем изображен? (женщины)
- А еще кто? (Мужчины).
- Из какого материла делали игрушки?
- Верно, делали игрушки из глины, затем её белили, брали толченую известь, мел и разбавляли молоком, после побелки на игрушке велась роспись цветными красками.
- Какие вы видите здесь узоры? ( кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски).
Анализируют дымковскую игрушку.
Отвечают на вопросы.
Умение внимательно следить за разговором,
отвечать на вопросы по теме
4. Постановка творческой задачи
- Итак, сейчас мы с вами выполним упражнение. Будем рисовать узоры Дымковской игрушки. Я буду вам показывать, вы будете за мной повторять. Приготовьте свои чистые листы, краски и кисточки.
-Смотрите , как я буду выполнять.
Беру красную краску и в верхнем левом углу начинаю рисовать вот такой кружок или ещё его можно назвать- бублик, нарисовала, теперь вы нарисуйте у себя на листах такой кружок.
- Затем я прополощу кисточку и возьму синий цвет, и в середине этого кружочка я нарисую вот такую точку. Теперь я хорошо прополощу кисточку, возьму фиолетовую краску и в правом верхнем углу рисую кружок, и полностью его закрашиваю, теперь нарисуйте вы такой кружок.
-Затем я прополощу кисточку в воде и возьму оранжевый цвет краски и около этого кружка я сделаю вот такие примакивания кистью, заметьте, что мы не касаемся нашего кружка.
-Теперь выполним следующий узор, берем синюю краску и в левом нижнем углу рисуем три полоски, кисть можно взять потолще, между полосками должно быть равное расстояние. Теперь, ребята вы нарисуйте три таких полоски.
- В этих полосках я нарисую маленькие кружочки желтого цвета, нарисуйте ребята теперь вы.
- А теперь я прополощу кисточку, разведу малиновый цвет краски и между этими полосками нарисую вот такие волнистые линии. Теперь, ребята, вы выполните.
- И сейчас мы выполним следующий узор. Я беру зеленый цвет краски и рисую такие
же три полоски как и предыдущие. Ребята теперь вы нарисуйте.
- Затем я хорошо прополощу кисть и возьму синий цвет краски и нарисую тонкую горизонтальную линию через три полоски, затем я прополощу кисть и возьму оранжевый цвет краски и нарисую две таких же горизонтальную полоски, и четвертую полоску, я нарисую синим цветом, как и первую. Ребята теперь нарисуйте вы.
- А в квадратиках, которые образовались от пересечения наших линий, я возьму красный цвет и нарисую по два штришка.
А сейчас выполните самостоятельно.
Слушают инструкцию учителя
Умение принимать учебную задачу
Практическая работа – повтор за учителем
Самостоятельное выполнение задания
- Итак, сегодня, ребята, мы начнем выполнять дымковскую игрушку. Выполним мы только фон.
- Посмотрите, как выполню его я.
- У фигурки человека фоном будет являться головной убор. Я его выполню желтым цветом. Вы можете взять любой другой цвет. ( малиновый, зелёный), жилетку другим цветом.
- Итак сейчас, я раздам вам шаблоны и вы приступите к выполнению задания. Я желаю всем успехов и хорошей творческой работы!
Учитель контролирует работу учащихся.
Самостоятельное выполнение задания.
7. Подведение итогов урока
Повтор основных моментов с урока
- Скажите мне, пожалуйста, как называлось село где лепили эти игрушки?(Дымково)
Цель: познакомить учащихся с Дымковской росписью.
Планируемые результаты:
понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;
обретение гордости за искусное мастерство русского народа;
метапредметные:
- умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;
приобретение новых знаний об искусстве Дымковской игрушки.
- освоение практических приёмов изображения элементов.
Оборудование урока:
- для учащихся: альбомный лист А4, гуашь
- для учителя : дымковская игрушка, шаблоны игрушек , презентация, 2 альбомных, гуашь, кисти
Содержание урока
Деятель-ность учащихся
Метапред-метные результаты
Словесный: слово учителя.
- Здравствуйте ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь как это солнышко.
- Давайте проверим готовность к уроку.
- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (игрушку).
- Игрушка не простая, а настоящая. Какие цвета выбраны для росписи этой игрушки, она светится как солнышко.
- Нравятся вам эти игрушки?
- Может, кто то из вас знает, как называются эти игрушки.? (Дымковские игрушки).
отвечают на вопросы,
Умение пользоваться полученной информацией, умение рассказывать по плану
3. Знакомство с новым материалом
Предположите, какую тему мы с вами будем изучать? (дети стараются ответить на вопрос учителя).
- Сегодня мы с вами и поговорим об этих игрушках. Тема нашего урока
На слайде появляется запись "Откроем секреты Дымки".
Кто может сформулировать задачи нашего урока? Смотрите на опору.
Узнаем _________________________________________
Выполним_____________________________________________
( Познакомимся с историей дымковской игрушки , выполним элементы геометрического узора дымковской росписи
Самостоятельно формулируют тему, принимают и усваивают учебную задачу
Умение самостоятельно определять круг задач
- А сейчас я хочу, чтобы вы послушали стихотворение о дымковской игрушке.
Чем знаменито Дымково?
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
- Давайте послушаем , какова же история дымковской игрушки..
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди лепили весёлые игрушки и продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Наблюдают за изделиями, анализируют
Слушают рассказ учителя, анализтруют.
Умение наблюдать и делать выводы
Работа с демонстрационным материалом
- Ребята, как вы думаете, кто герои игрушек? Какие игрушки лепили?
- Посмотрите на слайд.
- Назовите кто изображен на нем? (индюк, олень, баран ).
А как сказать одним словом, кто это? (Животные).
- А кого ещё лепили кроме животных?
- Верно, лепили ещё людей. Посмотрите на слайд. Кто на нем изображен? (женщины)
- А еще кто? (Мужчины).
- Из какого материла делали игрушки?
- Верно, делали игрушки из глины, затем её белили, брали толченую известь, мел и разбавляли молоком, после побелки на игрушке велась роспись цветными красками.
- Какие вы видите здесь узоры? ( кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски).
Анализируют дымковскую игрушку.
Отвечают на вопросы.
Умение внимательно следить за разговором,
отвечать на вопросы по теме
4. Постановка творческой задачи
- Итак, сейчас мы с вами выполним упражнение. Будем рисовать узоры Дымковской игрушки. Я буду вам показывать, вы будете за мной повторять. Приготовьте свои чистые листы, краски и кисточки.
-Смотрите , как я буду выполнять.
Беру красную краску и в верхнем левом углу начинаю рисовать вот такой кружок или ещё его можно назвать- бублик, нарисовала, теперь вы нарисуйте у себя на листах такой кружок.
- Затем я прополощу кисточку и возьму синий цвет, и в середине этого кружочка я нарисую вот такую точку. Теперь я хорошо прополощу кисточку, возьму фиолетовую краску и в правом верхнем углу рисую кружок, и полностью его закрашиваю, теперь нарисуйте вы такой кружок.
-Затем я прополощу кисточку в воде и возьму оранжевый цвет краски и около этого кружка я сделаю вот такие примакивания кистью, заметьте, что мы не касаемся нашего кружка.
-Теперь выполним следующий узор, берем синюю краску и в левом нижнем углу рисуем три полоски, кисть можно взять потолще, между полосками должно быть равное расстояние. Теперь, ребята вы нарисуйте три таких полоски.
- В этих полосках я нарисую маленькие кружочки желтого цвета, нарисуйте ребята теперь вы.
- А теперь я прополощу кисточку, разведу малиновый цвет краски и между этими полосками нарисую вот такие волнистые линии. Теперь, ребята, вы выполните.
- И сейчас мы выполним следующий узор. Я беру зеленый цвет краски и рисую такие
же три полоски как и предыдущие. Ребята теперь вы нарисуйте.
- Затем я хорошо прополощу кисть и возьму синий цвет краски и нарисую тонкую горизонтальную линию через три полоски, затем я прополощу кисть и возьму оранжевый цвет краски и нарисую две таких же горизонтальную полоски, и четвертую полоску, я нарисую синим цветом, как и первую. Ребята теперь нарисуйте вы.
- А в квадратиках, которые образовались от пересечения наших линий, я возьму красный цвет и нарисую по два штришка.
А сейчас выполните самостоятельно.
Слушают инструкцию учителя
Умение принимать учебную задачу
Практическая работа – повтор за учителем
Самостоятельное выполнение задания
- Итак, сегодня, ребята, мы начнем выполнять дымковскую игрушку. Выполним мы только фон.
- Посмотрите, как выполню его я.
- У фигурки человека фоном будет являться головной убор. Я его выполню желтым цветом. Вы можете взять любой другой цвет. ( малиновый, зелёный), жилетку другим цветом.
- Итак сейчас, я раздам вам шаблоны и вы приступите к выполнению задания. Я желаю всем успехов и хорошей творческой работы!
Учитель контролирует работу учащихся.
Самостоятельное выполнение задания.
7. Подведение итогов урока
Повтор основных моментов с урока
- Скажите мне, пожалуйста, как называлось село где лепили эти игрушки?(Дымково)
Читайте также: