Алексей деньшин дымковская игрушка

Обновлено: 27.04.2024

Мы уже говорили, что главным в жизни Алексея Ивановича Деньшина (1893—1948) стали дымковские глиняные расписные, хотя сам он считал себя в первую очередь художником-пейзажистом.

С 1941 года и до своей смерти Деньшин повседневно помогал коллективу дымковских мастериц, очень многое сделал и для всего искусства в целом и для каждой мастерицы в отдельности. «Алексей Иванович был нам как отец родной», — говорила О. И. Коновалова.

Но Алексей Иванович и сам не раз показывал себя мастером дымковской игрушки.

Еще в 1923 году, как вспоминала Косс-Деньшина, в Ленинграде, он сам слепил, обжег и окрасил — словом, изготовил целую коллекцию дымковских глиняных расписных для Государственного Русского музея.

При оформлении зала Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке он был не только художественным руководителем, но и активно творчески работал сам.

На Всесоюзную выставку народного прикладного и декоративного искусства (1946) он представил свою оригинальную работу — небольшой сундучок, расписанный русским северным узором, а в сундучке двадцать миниатюрных дымковских игрушек.

Крупным мастером сделалась и его жена, Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина, придя своим, особым путем к этому искусству. Родилась она в 1901 году. Дочь петербургского столяра-краснодеревца, окончив гимназию, увлекалась театром.

Созвездие деньшиных

С дымковской игрушкой она впервые близко встретилась, когда работала в вятском губкустпроме, а потом, помогая Деньшину.

А. И. Деньшин и на свою свадьбу с Е. И. Косс приехал в Ленинград, держа в руках две большие корзины мезринских игрушек — коллекции для Русского музея. Да и свадьбу-то сыграли на гонорар от рисунков Деньшина к книге Бакушинского о вятской игрушке.

Уже упомянутая нами книга Бакушинского (1929) вышла в двух вариантах. В одном, общеизвестном, рисунки дымковских игрушек исполнены литографской печатью, а в другом, почти неизвестном, расписаны вручную, как в первых книжках Деньшина. Расписывала эти рисунки и Косс-Деньшина.

Позже, когда к лепке игрушек возвратилась после долгого перерыва интереснейшая мастерица Елизавета Ивановна Пенкина, она не долго красила игрушки сама: у нее ослабло зрение. И все последние годы их окрашивала Екатерина Иосифовна.

Таким образом, игрушки Пенкиной тоже частично не только ее игрушки.

В 1940 году вместе с Деньшиным Екатерина Иосифовна обновляет декоративное оформление павильона Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

А примерно с 1942 года Косс-Деньшина уже не только красит, но и лепит, взяв несколько уроков у Пенкиной.

В 1943 году она также была награждена первой премией на Все-союзном конкурсе игрушек. В 1944 году — принята в члены Союза художников. После смерти Деньшина она была художественным руководителем молодых мастериц.

Очень большую работу проделала она, подготовив эскизы пятидесяти трех костюмов для танцевальной сюиты «Дымковская игрушка», с которой успешно выступал на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве коллектив художественной само-деятельности рабочих города Кирова.

С не менее интересной работой она выступила на Международной выставке в Остенде (Бельгия). Потом, кстати сказать, советский раздел этой выставки был показан и в Будапеште и в Москве. Это были снова барельефы по мотивам дымкозской игрушки (как на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке), очень талантливо сделанные.

Для Е. И. Косс-Деньшиной, как она говорит, руководящий пример — игрушки А. А.Мезриной. И в то же время это художник очень ищущий и очень своеобразный.

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.

О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и специальных статей и очерков, и популярных книг. Однако нельзя сказать, что все об этом промысле известно и мы хорошо знаем весь путь его развития.

Художественная эволюция дымковской игрушки в целом еще не изучена, подчас неверно определяются особенности ее выразительных средств, к формальным моментам сводятся традиции. Забыты имена некоторых мастеров, и не выявлен творческий вклад в общее дело даже достаточно известных. Не опубликованы многие выдающиеся произведения, которыми обладают музеи.

Все это представляет интерес не только для истории народного искусства в целом, но важно прежде всего для самого промысла. В его современной жизни немало сложностей и трудностей. Чтобы двигаться дальше, нужно хорошо знать пройденный путь, учитывать его опыт, просчеты и ошибки, достижения и победы.

Любовь и преданность своему делу, тревоги и заботы дымковских мастериц разных поколений побудили обобщить все известное и вновь найденное о дымковской игрушке на данном сайте, проследить ее развитие, ответить на некоторые наболевшие вопросы ее современной жизни. Как первая такая попытка она не претендует на исчерпывающую полноту.

В работе над сайтом использованы различные источники и материалы. Прежде всего — это местная историческая, краеведческая литература, сведения по кустарной промышленности Вятского края, местная периодика, содержащие немало интересного для истории промысла в XIX-XX веках.

В специальной литературе о народном искусстве сведения о дымковской игрушке появились лишь в начале ХХ века, когда после первой русской выставки игрушек в Петербурге в 1890 году возник всеобщий интерес к собиранию и изучению кустарной игрушки. Впервые публикации дымковских фигурок были сделаны в статьях и книге "Игрушка, её история и значение". Правда, в последней их происхождение неверно приписывалось Вологодской губернии. Но в общем внимании к народной игрушке в это время вятский промысел неизменно назывался в числе главных центров ее производства. Однако широкая известность дымковской игрушки началась с книги "Вятская глиняная игрушка в рисунках".

Роль и значение А. И. Деньшина в истории промысла трудно переоценить. Живописец, уроженец Вятки, он еще в юности увлекся народным искусством родного края, стал собирать глиняные игрушки, в 1908 году познакомился с и ее дочерьми, а потом и другими потомственными династиями мастериц. По существу вся жизнь Деньшина была отдана дымковской игрушке: он был её первооткрывателем, собирателем, распространителем в музеях, популяризатором и даже художественным руководителем промысла. Неутомимая деятельность Деньшина помогла мастерицам в трудные годы. В конечном счете ему же во многом обязан промысел своими современными успехами, ибо обучение молодежи у старейшин этого искусства впервые также было налажено Деньшиным.

Три книги, изданные Деньшиным, его рисунки, частично использованные в книге с текстом А. В. Бакушинского, рукопись — воспоминания о дымковских мастерицах, написанная в 1945 году и опубликованная позднее, отдельные статьи в журналах и газетах — все это является неоценимым источником и тем фундаментом, без которого не может обойтись ни один исследователь дымковской игрушки и народной игрушки в целом. Деньшин стремился достаточно точно зафиксировать многочисленные факты жизни и творчества и других мастериц, сам процесс создания игрушки, ее основные сюжеты и композиции, их названия, то есть старался сохранить и запечатлеть то, чему сам был свидетелем и что составляет непреходящую ценность его работ.

Все издания Деньшина содержат большое число иллюстраций — рисунков дымковской игрушки, главным образом Мезриной, которую он хорошо знал и творчество которой справедливо считал выдающимся явлением в народном искусстве. Однако, отдавая дань уважения трудам Деньшина, следует отметить, что его рисунки ни в коей мере нельзя считать копиями произведений дымковских мастериц.

Хотя они точно скопированы с подлинников, в них настолько сказался собственный активный почерк художника с характерными округлыми линиями рисунка, энергичными абрисами и упругими формами, яркими красками росписи, что судить по этим рисункам об авторских манерах Мезриной и других игрушечниц совершенно невозможно, особенно зная подлинные произведения разных мастеров в музеях. Рисунки Деньшина полностью нивелируют не только индивидуальные почерки дымковских мастериц, но и утрируют некоторые общие черты игрушек этого времени, в частности, усиливают цветовую активность. По-видимому, его альбом, который мастерицы хорошо знали и использовали как пособие, повлиял па последующее изменение характера игрушек.

Родился 26.09.1893 г. в Вятке в семье служащего губернского земства. Окончил Вятское Александровское реальное училище. Учился с 1913 в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1919 во ВХУТЕМАСе. Один из создателей Вятского худ.-ист. музея (1910). Возглавлял бригаду мастериц дымковской игрушки при оформлении павильона Кировской области на Всесоюзной сель. хоз. выставке (1939-40). Организовал цех дымковской игрушки при тов-ве "Кировский художник" (1940). Положил начало коллекциям "дымки" в Гос. Русском музее и Загорском музее игрушки. Не член Союза художников.

Работы - в частных коллекциях и в КХМ.

Умер в Кирове 30.12.1948 г. Похоронен на Старомакарьевском кладбище.

Печатные издания

Работы мастера

Упоминания в новостях

10.04.2018 «Былина и сказка в глине и красках» в музее Васнецовых
Выставка объединяет экспонаты из коллекции Вятского художественного музея и работы современных мастеров вятского изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Выбраны произведения, в которых авторы обращаются к образам национального фольклора.
17.10.2016 Выставка «Диво Дымковской слободы»
27 октября в Российской библиотеке искусств открылась совместная с кировским музейно-выставочным центром «На Спасской» выставка.
11.11.2013 Вьетнамским студентам рассказали о дымковской игрушке
8 ноября в Русском центре при Хошиминском педагогическом университете в рамках цикла «Народные промыслы России» состоялась презентация дымковской игрушки и мастер-класс.
07.04.2013 На выставке дымковской игрушки покажут барынь и Степана Разина
Выставка «Дымка» объединила «глянцевые» игрушки современников и авангардные творения предшественников.
28.12.2011 Исполнилось 110 лет со дня рождения мастерицы дымковской игрушки Екатерины Иосифовны Косс-Деньшиной

Комментарии

31.03.2015 пишет Ольга Максимовна
Светлая им память русским подвижникам! В ВОВ вместе с Алексеем Ивановичем бродил по селам, спасая Дымковскую игрушку русский ученый Максим Викторович Бражников. Двое тощих, голодных, дистрофиков отдавали за эти дивные игрушки свои жалкие гроши. Сохранить народное диво было нужно. Они и спасали. Семья Бражниковых, возвращаясь в Ленинград, везла для Русского музея три Больших ящика с игрушками. А картина "Сирень", написанная в подарок Зое Александровне Бражниковой, моей маме, Екатериной Иосифовной висит в моем доме. Чудо, как хороша!

Герценка. Вятские записки

Научно-популярный альманах «Герценка: Вятские записки» издает Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека им. А. И. Герцена с 2000 года. Идея альманаха возникла в 1999 г. в связи с празднованием 90-летия со дня открытия краеведческого отдела библиотеки (создан в 1909 г.) — старейшего среди областных библиотек Российской Федерации. К настоящему времени в отделе собраны уникальная коллекция местной печати «Память Вятки» и большой фонд неопубликованных материалов, значительную часть которых составляют рукописи вятских авторов, в т. ч. переписка и воспоминания жителей Вятки XIX-XX вв., которые заслуживают самого пристального изучения и введения их в широкий оборот.

Альманах посвящен проблемам библиотечного дела, книжной культуры и вятского краеведения. Материал сгруппирован по разделам; часть их остается неизменными, другие меняют наименование, третьи появляются вновь. Так, в 3-м выпуске появились новые разделы «По музейным залам» (знакомство с музеями области и их коллекциями), «Наш гость», «Отражения» (информация и рецензии на самые интересные краеведческие издания). Несомненный интерес читателей вызывают основные, постоянные разделы альманаха — «Наши раритеты», «Из неизданного», которые рассказывают о книжных и рукописных сокровищах библиотеки и отдела краеведческой литературы. Разнообразные материалы по истории и культуре края помещены в разделах «О Вятке и вятчанах» и «Судьбы. Портреты». Раздел «Хроника», составленный по материалам областной и районной печати, знакомит со значительными событиями прошедшего года в общественной и культурной жизни города и области.

Редколлегия ведет тщательный отбор материалов, главное из требований — их новизна и содержательность, т.е. материалы ранее не должны нигде публиковаться, с одной стороны, с другой — это должны быть научно обоснованные материалы, открывающие новые факты и имена вятской истории. Таким образом, альманах является своеобразным вкладом в развитие и изучение вятского краеведения. Уже сейчас он активно используется в практической работе библиотек, а также в учебных заведениях области, являясь еще одним источником исторических сведений о крае.

Альманах адресован преподавателям, краеведам и всем тем, кому интересна и дорога история Вятки. Кроме того, он не замыкается географически на Вятской губернии — Кировской области — включает материалы исследователей из других регионов, занимающихся проблемами вятской истории и культуры, что значительно обогащает нашу науку. Достоинством альманаха является и то, что он снабжен разнообразным иллюстративным материалом — открытки дореволюционной Вятки, фотографии лучших фотохудожников, коллажи из книг, графика.

Авторы альманаха — библиотечные работники, видные исследователи и краеведы, писатели, журналисты — в популярной и доступной форме рассказывают о культурном прошлом Вятки и ее нынешнем состоянии. Образно говоря, это альманах друзей библиотеки им. А.И. Герцена.

1-й выпуск альманаха был отмечен в 2001 г. дипломом Пермского форума книги, 2-й — признан лучшим краеведческим изданием по итогам выставки «Вятская книга — 2001» в апреле 2002 г.

О популярности издания говорят такие, например, факты: в прессе опубликован ряд положительных отзывов и рецензий; авторы (среди них крупные исследователи г. Кирова, других регионов и даже других стран) считают за честь опубликовать свои материалы в нашем сборнике, а в работах некоторых учёных мы находим ссылки на наш альманах как авторитетный научный источник; студенты учебных заведений города пишут рефераты и контрольные работы об альманахе.

Альманах «Герценка» — издание продолжающееся. В портфеле редколлегии ныне лежит большой объем материалов, рассчитанных на несколько лет вперед. Главное, что движет авторами альманаха, — любовь к Вятке и ее сокровищнице — библиотеке, желание заставить читателя любить нашу историю и неустанно ее изучать. Жанровое своеобразие (альманах) издания, наполненность разнообразными материалами делают его познавательным и полезным чтением для всех, кто интересуется историей и культурой Вятки.

На знаменитой выставке 1921 года Алексей Деньшин представил несколько своих работ. Ретроспектива давней выставки прошла в музее Русского импрессионизма. Показ назвали «Авангард: на телеге в XXI век». В экспозиции участвовали «Вятский мотив» с лошадками на первом плане и полотно «На монастырском дворе». Сейчас работы мастера хранятся в Вятском художественном музее.

Работы Деньшина я увидела на выставке в музее Русского импрессионизма «Авангард: на телеге в XXI век». Мне захотелось рассказать об этом мастере своим читателям.

Авангард: на телеге в XXI век

На выставке «Авангард: на телеге в XXI век». Пейзажи Деньшина последние в ряду.

А.И.Деньшин — спаситель дымковского промысла

Деньшин – вятский художник, родился в Вятке, ныне это Киров. В родном городе мастера чтут не только за его художественный талант. Деньшин сумел сохранить и возродить, вытащить почти из небытия старинный вятский промысел – производство дымковской игрушки. К началу ХХ века в Вятке жила только одна мастерица, которая помнила все приёмы и секреты народного промысла. С её помощью и благодаря энтузиазму Деньшина, дымковская игрушка жива по сей день.

Снимка игрушки у нас нет. Есть фотография памятника промыслу в Вятке.

Дымковская игрушка. Памятник в Вятке

Дымковская игрушка. Памятник в Вятке.

Пейзажист

Художественное образование Алексей Иванович Деньшин получил в Москве, во ВХУТЕМАСе в классе Ильи Машкова. Но творчество маститого художника-авангардиста не оказало большого влияния на полотна его ученика. Скорее наоборот, Деньшин избегал сочных, даже кричащих цветов, присущих Машкову. Алексей Иванович предпочитал спокойные городские виды, ему нравилось писать архитектуру, обыденные сцены старинных русских городов.

«Вятский мотив» и «На монастырском дворе»

Теперь уже не скажешь, какую из вятских улиц Деньшин запечатлен в своём «Вятском мотиве». Её можно было бы её опознать по одноглавой церквушке с тёмной луковичкой над зелёной крышей.

Вятский мотив А.И.Деньшин

Вятский мотив А.И.Деньшина

На землю уже лёг первый снег, скрывая лужи и беспробудную серость. Река Вятка ещё не замёрзла и чернеет тёмной полосой на дальнем плане. О времени года говорят не облетевшие с берёз жёлтые листья. Закатное солнце осветило бревенчатые избушки. Пейзажист мастерски передал ощущение провинциального вечера в ожидании долгой зимы.

Полотно «На монастырском дворе» написано в 1910-е годы.

А.И.Деньшин. На монастырском дворе

А.И.Деньшин. «На монастырском дворе».

Пейзаж такой же солнечный, но здесь свет совсем другой – весенний, радостный. Обитель готовится к строительным работам, только что проехала телега и оставила глубокий след на земле. И даже древние стены храмов радуются солнечному светлому приходу весны.

Работы Алексея Ивановича Деньшина хранятся в Вятском художественном музее. А мы приглашаем вас на прогулку по древнему городу Вятке.

На выставке «Авангард: на телеге в XXI век» были представлены работы Веры Пестель, Ивана Кудряшова и прославленного Василия Кандинского.

Читайте также: