Алгоритм знакомства с игрушкой для слепого или слабовидящего ребенка раннего возраста

Обновлено: 04.05.2024

Алгоритм знакомства с игрушкой и выполнения основных действий с ней для слепого или слабовидящего ребенка раннего возраста.

Игрушечный барабан ( размер: 5 см х 14 см х 14 см). Он имеет деревянный корпус, который сверху обтянут мембраной из кожи. После удара специальными палочками по мембране извлекается звук. К барабану прикреплен тканевый ремень. Для ударения две деревянные палочки с круглыми концами. (20 см)

Значение: Игрушечные барабаны подходят для детей от 1 года. Простота в использовании, громкие звуки привлекают малышей. Игра на барабане хорошо развивает слух, чувство ритма, музыкальные способности ребенка и память, а барабанные палочки позволяют стимулировать мелкую моторику рук и тренировать координацию движения ребенка. Также игрушка по форме и звучанию будет интересна и доступна детям с нарушением зрения.

Алгоритм знакомства с игрушкой и выполнения основных действий с ней:

- взрослый сам стучит в барабан («Послушай, какой получается звук, когда стучишь в барабан»)

-педагог рассказывает значение игрушки, дает ее изучить (потрогать). Объясняет для чего нужна какая часть.

- вешает на ребенка ремень, берет в свои руки руки ребенка, со вложенными в них палочками

- взрослый вместе с ребенком стучит («Давай постучим палочками по барабану»). Можно стучать по-разному, то чередуя руки, то играя двумя руками.

- предложить ребенку самостоятельно использовать барабан.

Фотоотчет «Знакомим детей с Филимоновской игрушкой»

Фотоотчет «Знакомим детей с Филимоновской игрушкой» Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, поэтому так велика роль в нашем детском саду, где успешно не боясь этого.

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой»

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой» Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином,.

Как преломить идею нэцке для знакомства с ней детей

Как преломить идею нэцке для знакомства с ней детей Знакомство с искусством Китая и Японии. Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю вам познакомиться с одной небольшой коллекцией моего дома.

Лепбук «Знакомство с романовской игрушкой» для детей старшей группы

Лепбук «Знакомство с романовской игрушкой» для детей старшей группы В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности,.

Многофункциональное дидактическое пособие «Барабан «Поле чудес» для детей дошкольного возраста

Многофункциональное дидактическое пособие «Барабан «Поле чудес» для детей дошкольного возраста Для мероприятия мне нужно было изготовить пособие барабан "Поле чудес", В сценарий мероприятия я добавила викторину "Я все знаю". 12 вопросов.

НОД «Знакомство с романовской игрушкой» для детей 5–6 лет с использованием технологии «лэпбук» Цель: познакомить детей с романовской игрушкой. Образовательные задачи: - формировать представление об истории возникновения романовской.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Алгоритм знакомства с игрушкой (мяч со звуковым эффектом)

Категория ребёнка с нарушением зрения: слабовидящий тяжёлой степени

Возрастной период: ребёнок второго полугодия первого года жизни

Обоснование выбора игрушки: игрушка простой (эталонной формы) из ближайшего окружения маленького ребёнка, поддерживающая общую моторную активность, а также активизирующая моторику рук, способствующая развитию сенсомоторной координации (зрительно-двигательной, слухо-двигательной). Вызывает сенсорно-двигательные реакции и интерес. Способствует освоению первых предметных действий; формированию связи слова с воспринимаемым предметом и совершаемым действием; развитию импрессивной речи и звукоподражания. Игрушка безопасна для органов осязания, остаточного зрения.

Описание игрушки:

Категория игрушки: моторно-спортивная

Материал: резина

Покрытие: краска покрывающая игрушку прочная, не токсичная, без резкого запаха.

Особенности ухода : легко моется, проста в ухаживании

Характеристики:

Цвет: белый, с большими чёрными пятиугольниками по всей окружности

Размер : 35 см в окружности

Особенности: В полости мяча расположены специальные колокольчики, звон которых слышен при катании, ударах и других манипуляциях с игрушкой. Все качественные характеристики игрушки способствуют познавательной активности ребёнка: трогать, ощупывать, обнюхивать, тянуть в рот, извлекать звук, стараться дотянуться до игрушки (при потери из рук или в ситуации, специально созданной взрослым).

Взрослый сидит на полу напротив стены.

Ребёнок сидит у взрослого между ног, спиной к нему.

Мяч даётся ребёнку в руки. Взрослый называет её, несколько раз извлекает из нее звуки. Взрослый мягко забирает игрушку, сразу кладёт её ребёнку под руки и извлекает из неё звук. Поощряет ребёнка подтянуться за ней и достать. Ребёнок манипулирует с мячом. Взрослый поощряет, стимулирует при необходимости действия ребёнка (трогать, перекладывать из руки в руку, ощупывать, обнюхивать, тянуть в рот, нажимать, извлекать звук, стараться дотянуться до игрушки (при потери из рук или в ситуации, специально созданной взрослым)).

Взрослый неспеша, мягко забирает мяч и прокатывает его вдоль ног ребёнка от ступни его левой ноги к ступни его правой ноги.

Взрослый отталкивает мяч так, чтобы он покатился и, ударившись о стенку, вновь вернулся к нему. Это игровое действие проделывается несколько раз, привлекая внимание ребёнка к игре.

Вначале игровое действие выполняется сопряжённо (взрослый берёт ручки ребёнка в свои). Потом предоставляется ребёнку возможность, подражать взрослому, потолкать мяч самому. Все манипуляции сопровождаются речью педагога (слова и простая фраза: «На!», «Бери, «Лови!», «Бах!», «Молодец!», « Толкай мяч!», «Лови мяч!»).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Хайдукова Юлия Владимировна, учитель-дефектолог, МКДОУ д/с№429 «Теремок», г. Новосибирск

Алгоритм знакомства с игрушкой слепого и слабовидящего ребенка раннего возраста:

Игрушка - погремушка «ПЕТУШОК» - на кольце - по размеру ладони детской руки, чтобы ребенок смог держать в руке, если вложить ее.

Форма ручки-кольца может быть плоской или с небольшими физиологическими выпуклостями, которые дополнительно способствуют развитию чувствительности пальцев.

Изготовлена из пластика (хорошо моется, имеет стойкую яркую окраску) легкая, гладкая и приятная на ощупь, имеющая негромко гремящие шарики внутри (для звуковых эффектов).

Игрушка - погремушка способствует сенсорной стимуляции хватательного навыка.

В раннем возрасте начинается развитие предметного восприятия, ребенок не только видит сам предмет, он начинает изучать его, используя для этого весь арсенал своих возможностей, включая тактильный контакт - он смотрит, грызет, облизывает, трясет заинтересовавшую его игрушку. Все его манипуляции с игрушками, предметами, погремушками носят длительный и сложный характер. И здесь очень важно, чтобы выполняемые действия приносили видимый и слышимый результат. Это не только хороший тренажер для развития мелкой моторики пальцев, но и стимул для активного познания окружающего мира, развития слухового и зрительного восприятия.

Таким образом, ребенок сможет лучше научиться устанавливать связи между действиями и их последствиями, что послужит хорошей мотивацией для дальнейшего освоения окружающего мира.

Характер действий с игрушкой слепого ребенка:

1. Сопряженные действия – взрослый берет в свои руки руки ребенка;

2. Знакомство ребенка с частями игрушки следующим образом: удерживая одной рукой, пальцами большим и указательным другой руки показывать части игрушки (голову, туловище, шею, глаза, гребешок, клюв, хвост, крылья). Показ сопровождать способами выделения части (двигательное прослеживание). Туловище выделяется путем обхвата всей ладошкой, сначала при помощи взрослого. Ребенок приучается делать обследование одной рукой – ведущей и другой - дублирующей (вспомогательной).

3. Показывая части игрушки, постепенно закреплять умение действовать с этой игрушкой-погремушкой (учить встряхивать погремушку), обращать внимание ребенка на характерный звук, издаваемый именно этой игрушкой.

4. Учить ребенка называть знакомые части игрушки.

Характер действий с игрушкой ребенка слабовидящего:

1. Учить тем же способам обследования игрушки, что и слепого ребенка.

2. Учить ребенка разыскивать игрушку-погремушку, опираясь на издаваемый ею звук.

3. Учить ребенка с помощью зрения выделять части игрушки.

4. Обращать внимание на цвет игрушки (красный, желтый, синий, зеленый). Называть эти цвета ребенку, не требуя повторения названия.

5.Учить узнавать эту игрушку-погремушку среди других по цвету, форме, звуку.

Выбор игрушки - петушка не случаен. Одной из задач учителя-дефектолога является подготовка слабовидящего ребёнка к проверке остроты зрения. Для проверки зрения у детей используются специальные таблицы. Достаточно эффективной и интересной является таблица Н.С.Орловой, которая представлена в виде картинок-оптотипов: кольцо с разрывом, елочка, слон, петух, гриб, самолет, лошадь, мотоцикл, машина, звезда.

Отсутствие практического опыта узнавания изображений в разных модальностях, с недостаточным объемом знаний об окружающем мире приводит к тому, что дети часто не узнают изображения, которые представлены в таблице определения остроты зрения Орловой, поэтому необходимо в раннем возрасте знакомить детей с объемными игрушками, соответствующим картинкам-оптотипам. В данном случае – петух.

С двухлетнего возраста необходимо познакомить слабовидящего ребенка (независимо от того, мальчик это или девочка), поскольку именно кукла представляет собой модель человека.

С ее помощью ребенок может увидеть себя со стороны, представить соотношение частей тела человека. Игра с куклой дает возможность слабовидящему ребенку использовать свой жизненный опыт и те действия, которые он сам совершает, на объект игры.

Успех достижения этих целей заключается в правильном подборе куклы. Она должна быть средних размеров (30-35 сантиметров), с четко выделенными деталями, лучше из твердой пластмассы, чтобы при надавливании на лицо черты игрушки не деформировались. У куклы должны быть выразительные глаза и рот, желательно, чтобы глаза закрывались, были вставленными, с приклеенными ресницами, но не нарисованными.

Необходимо, чтобы нос, уши, брови куклы имели четкую, удобную для осязания форму.

Голова, руки, ноги куклы обязательно должны быть подвижными. Кукла должна иметь простую, легко снимающуюся одежду. Хорошо, если на ногах куклы есть носки или тапочки.

Если ребенок умеет показывать части своего тела, можно учить его, действуя его руками, а затем лишь направляя его руки, находить части тела куклы («Где у куклы голова? Покажи», «Где у куклы глазки?» и так далее).

Когда ребенок научится с помощью взрослого находить части тела куклы, можно учить выполнять простые игровые действия: укладывать куклу спать, кормить ее.

Действия, которые взрослый выполняет руками ребенка, называются совместными. Показывая ребенку части тела куклы (руки, ноги, голову, глазки, уши, нос, рот), предварительно попросить малыша показать ту же часть тела у него, у мамы. Прежде всего научить ребенка держать куклу головой вверх. Затем учить укладывать куклу спать (класть на кровать, накрывать и при этом говорить: «Спи, ляля, спокойной ночи» и т.п.).

Вслед за этим следует учить ребенка кормить куклу.

Надо дать в руку ребенка ложку и маленькое блюдце, показать все игровые предметы: куклу, ложку и блюдце и обследовать их с ребенком, действуя его руками или направлять их.

Затем левой рукой ребенка находят рот куклы, а правой рукой, держащей ложку, «зачерпывают» еду и подносят ко рту куклы. Проговаривать каждое действие:

«Кукла хочет кушать».

«Давай ее покормим».

«Нам нужно блюдце. Вот оно. И ложка. Вот ложка».

Можно кормить куклу, если ребенок во время еды знакомился с посудой, держал в руке ложку и пытался ею действовать.

С двухлетнего возраста необходимо познакомить слабовидящего ребенка (независимо от того, мальчик это или девочка), поскольку именно кукла представляет собой модель человека.

С ее помощью ребенок может увидеть себя со стороны, представить соотношение частей тела человека. Игра с куклой дает возможность слабовидящему ребенку использовать свой жизненный опыт и те действия, которые он сам совершает, на объект игры.

Успех достижения этих целей заключается в правильном подборе куклы. Она должна быть средних размеров (30-35 сантиметров), с четко выделенными деталями, лучше из твердой пластмассы, чтобы при надавливании на лицо черты игрушки не деформировались. У куклы должны быть выразительные глаза и рот, желательно, чтобы глаза закрывались, были вставленными, с приклеенными ресницами, но не нарисованными.

Необходимо, чтобы нос, уши, брови куклы имели четкую, удобную для осязания форму.

Голова, руки, ноги куклы обязательно должны быть подвижными. Кукла должна иметь простую, легко снимающуюся одежду. Хорошо, если на ногах куклы есть носки или тапочки.

Если ребенок умеет показывать части своего тела, можно учить его, действуя его руками, а затем лишь направляя его руки, находить части тела куклы («Где у куклы голова? Покажи», «Где у куклы глазки?» и так далее).

Когда ребенок научится с помощью взрослого находить части тела куклы, можно учить выполнять простые игровые действия: укладывать куклу спать, кормить ее.

Действия, которые взрослый выполняет руками ребенка, называются совместными. Показывая ребенку части тела куклы (руки, ноги, голову, глазки, уши, нос, рот), предварительно попросить малыша показать ту же часть тела у него, у мамы. Прежде всего научить ребенка держать куклу головой вверх. Затем учить укладывать куклу спать (класть на кровать, накрывать и при этом говорить: «Спи, ляля, спокойной ночи» и т.п.).

Вслед за этим следует учить ребенка кормить куклу.

Надо дать в руку ребенка ложку и маленькое блюдце, показать все игровые предметы: куклу, ложку и блюдце и обследовать их с ребенком, действуя его руками или направлять их.

Затем левой рукой ребенка находят рот куклы, а правой рукой, держащей ложку, «зачерпывают» еду и подносят ко рту куклы. Проговаривать каждое действие:

«Кукла хочет кушать».

«Давай ее покормим».

«Нам нужно блюдце. Вот оно. И ложка. Вот ложка».

Можно кормить куклу, если ребенок во время еды знакомился с посудой, держал в руке ложку и пытался ею действовать.

Читайте также: