Анализ игрушек в средней группе

Обновлено: 06.05.2024

Экспертиза игрушек : прошлое, настоящее, будущее.

Прошлое. Педагогическая экспертиза в нашей стране существует давно, уже более двух столетий. Свое начало она берет от времен царствования Екатерины 2. После учреждения при Александре 1 Министерства народного просвещения функции экспертизы были возложены на специально образованный в 1803 году комитет. Комитет, перед которым Правительство России одной из главных задач выдвинуло «ограждение учащийся от вредных учений»,и было это связано с экспертизой учебных изданий. Вопрос, касающийся непосредственно экспертизы игрушек, относительно молод; 21 января 1934 г. Совет народных комиссаров РСФСР утвердил «Положение о Комитете по игрушке при Наркомпросе РСФСР». Задачи, которые должен был решать данный орган, заключались в осуществлении политико – идеологического руководства и контроля за созданием, производством и распространением игрушек для детей всех возрастов.

Для выполнения этих задач Комитет по игрушке при Наркомпросе РСФСР должен был :

- разрабатывать и утверждать требования, которым должны отвечать игры и игрушки в отношении их тематики и ассортимента;

- рассматривать и утверждать новые и уже освоенные производством образцы игр и игрушек;

- запрещать производство и распространение игр и игрушек, не отвечающих целям и задачам коммунистического воспитания и гигиеническим требованиям, а также технически плохо оформленных.

- рассматривать планы производства игрушек по основным их видам (металлические и деревянные)

- публиковать списки игр и игрушек как рекомендованных и допущенных к производству, так и запрещенных.

18 июня 1941 г. Совет народных комиссаров РСФСР возлагает на Народный комиссариат просвещения РСФСР «идеологическое и художественное руководство работой по производству детский игрушек» и разрешает создать Художественно- технический совет по игрушке (ХТС). Министр просвещения РСФСР И. Каиров поручает ХТС рассматривать ассортимент и качество выпускаемых игрушек и решать вопрос о возможности их производства или о снятии с производства. В дальнейшем ХТС взяло на себя функцию проведения совместно с торгующими организациями периодических смотров состояния торговли игрушками снабжения ими детских учреждений, с последующими предложениями «по вопросам улучшения ассортимента, повышения культуры торговли, участия в организации и проведении конкурсов на лучшие игрушки, игры, игровое оборудование». В начале 90-х гг. XX в. прекратил свою деятельность ХТС. Правительство РФ дало право Минобразованию России до утверждения постановления Правительства РФ ввести «Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей», и правопреемником ХТС стала секция «Игрушка» Федерального экспертного совета (ФЭС) Минобразования России.

Настоящее. Частично одна из задач сохранилась. О безопасности игрушки свидетельствует Сертификат соответствия, который до II полугодия 2010 г. выдавался только на основании санитарно-эпидемиологического заключения (Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). В настоящее время данная процедура упрощена. Сертификат соответствия выдается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на основании Протокола лабораторных исследований. Срок действий документа был и останется один год.

— Что касается содержания игрушки, что за него никто из производителей, поставщиков и тем более представителей государственных органов ответственность не несет. Что касается безопасности игрушки, то она сегодня не должна ограничиваться только наличием Сертификата соответствия. Поэтому современному Экспертному совету необходимо мнение специалистов здравоохранения. А кто как ни они могут подсказать нам ответы на эти вопросы (например, психиатры, ортопеды и т. д. ?

Сейчас вопросами психолого-педагогической экспертизы занимается очень незначительное число экспертных советов, которые разрознены, имеют стихийную практику оценки игрушки, у них нет единой нормативно-правовой и методической базы.

Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек

1. Социальная и психологическая безопасность игрушки

1.1. В игрушке не должно быть) явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.

1.2. В игрушке или в ее описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексу-ального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка.

1.3. Игрушка не должна унижать человеческое достоинств или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостат-кам людей.

1.4. Игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка.

2. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребенка

3. Привлекательность игрушки для ребенка

4. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребенка (творчество, познавательное, физическое и духовное развитие).

5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании

Дополнительные критерии: возможность использования игрушки в коллективной игре;

- возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями);

- прочность и долговечность;

— использование экологически чистых материалов;

— качество описания и упаковки игрушки.

Будущее -Необходим пакет документов, регламентирующих деятельность экспертных советов на территории России.

-На мероприятиях, проводимых в рамках Парламентских слушаний, выставок игрушек и т. п., обязательно должны заслушиваться педагоги, соприкасающиеся с детской игрой и использующие в своей деятельности игрушки и игровое оборудование.

Экспертным советам необходим анализ и состояние производства, рынка и оснащения игровых комнат в разнопрофильных образовательных и культурно-медицинских учреж-дениях игровой продукцией, с целью оказания информационной и методической помощи, а также защиты детей от негативных воздействий. Для выполнения данной задачи нужно пре-дусмотреть:

— формирование единых реестров продукции, прошедшей экспертизу (для всех экспертных организаций);

— в каталогах игровой продукции обязательно должны быть маркеры, указывающие на продукцию, прошедшую психолого-педагогическую экспертизу.

Игровое занятие «Магазин игрушек»

Игровое занятие «Магазин игрушек» Игровое занятие «Магазин игрушек» (для детей младшего дошкольного возраста) Программное содержание: • Продолжать знакомить со стихами.

Консультация для родителей «Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка» Порой часто можно наблюдать в магазинах, как ребенок доводит себя до истерики, требуя купить понравившуюся ему игрушку, и родители не выдерживают.

Консультация для педагогов «Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности» Консультация для педагогов «Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности» Народная игрушка и скульптура малой.

Консультация для педагогов. Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада.

Консультация для родителей «Дети в мире современных игрушек» Все прекрасно знают и несомненно согласны с тем, что важнее всего из того,что окружает ребёнка-это игрушки. Игрушки для детей покупают.

Консультация для родителей «Использование самодельных игрушек из ниток для развития речи ребенка»

Консультация для родителей «Использование самодельных игрушек из ниток для развития речи ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-центр развития ребенка-детский сад №1 "Колокольчик". Консультация для.

Консультация для родителей «Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей» Подготовила: Старший воспитатель Скеленчева Н. И. г. Краснодар Апрель 2019г. Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического.

Консультация «Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей» Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада.

План проекта учащихся начальной школы «Вода, которую мы пьем. Экологическая экспертиза воды» Название. Экологическая экспертиза воды "Вода, которую мы пьем" Участники проекта Учащиеся начальной школы Аннотация проекта Воде принадлежит.

План проекта учащихся начальной школы «Экологическая экспертиза воздуха» Название. Экологическая экспертиза воздуха Участники проекта Учащиеся начальной школы Аннотация проекта Неоспоримо, что только здоровый.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на занятиях. В игре ребенок сам стремиться научиться тому, что он еще не умеет. В нашей группе реализуются все функции игры:

  • Обучающая функция позволяет нам решать конкретные задачи обучения;
  • Развлекательная функция способствует повышению у наших детей эмоционально-положительного тонуса;
  • Коммуникативная функция развивает потребности детей обмениваться со сверстниками знаниями, умениями, навыками во время игры;
  • Воспитательная функция помогает нам выявить индивидуальные особенности детей и устранить нежелательные проявления в их характере;
  • Развивающая функция развивает и корректирует то, что в детях заложено и проявлено;
  • Релоксационная функция позволяет детям восстановить психические и физические силы;
  • Психологическая функция развивает творческие способности детей.

Для этого в группе создана игровая площадка согласно возрасту детей. К этому вопросу мы подходили творчески, так как успешное развитие игровой деятельности детей во многом зависит от умения воспитателя организовать предметно-игровую среду. В групповой комнате мы создали традиционные игровые зоны. Но, чтобы избежать опасности подведения малышей к однообразной игре только в определенных местах, мы решили расставить игрушки и игровые пособия в разных местах комнаты: на полу, на полках, в шкафах, на столах. Организовав относительно статичную предметно-игровую среду, мы разрешаем детям играть во всех удобных местах. Мы не делаем в своей группе тесного «музея» дорогих, неподвижно стоящих игрушек. А размещение игрушек после игры по своим местам ценно в нравственном и эстетическом отношении, полезно и для физического развития детей. Игровой материал, представленный в группе, разнообразен: это игры, игрушки, иллюстрации, подборки литературы, природный материал, дополнительный материал, игровые костюмы, схемы, рисунки и т. д.

Средний дошкольный возраст характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. К этому возрасту игры стали совместными. Главное в этих играх не воспроизводство отношений взрослых к предметному миру, а имитация определенных отношений между людьми. У детей нашей группы начали проявляться лидерские качества, развиваться организаторские умения и навыки. Замысел игры воплощается решением нескольких игровых задач, дети обычно сами договариваются перед началам игры. Содержание игры отражает разнообразные взаимоотношения. Действия с предметами уходят на второй план. Сюжет игры обычно развернут, появляются общественные сюжеты, комбинация сказок и реальной жизни. Дети используют в игре ролевой диалог, передающий характер роли. Ролевое взаимодействие долгое, групповое. В играх наших детей присутствует самостоятельный выбор предметов игры , совершенствуются способы замещения . Дети начинают выполнять правила игры, следят за выполнением правил другими детьми.

Для детей среднего возраста характерно объединяться в игре в небольшие группы на основе личных симпатий, привязанностей. Однако в коллективных играх наблюдаются некоторые противоречия. Возможности для проявления согласованных игровых действий у детей 4-5 лет пока невелики. Знания и представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок имеет, но у него недостаточно развито умение поступаться своими желаниями, интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать его положительные качества.

Данную особенность мы учитываем при руководстве игрой, воспитываем умение уважать замыслы друг друга, поступаться личными желаниями. Чтобы научить детей играть, мы используем методы, непосредственно влияющие на развитие игрового замысла, творчества, усложнение содержания игры, обогащения игровых образов. К таким методам относятся рассказ педагога с демонстрацией иллюстрированного материала на тему игры, наблюдения, экскурсии, чтение литературы. Особое внимание мы уделяем беседам с детьми о дальнейшем ходе игры, возможных действиях детей в той или иной роли, оказанию детям помощи в создании игрового образа. Создавать игровые образы помогают индивидуальные беседы, задания и поручения. Участвуя в играх детей мы иногда берем на себя главные роли, иногда выполняем роль рядового участника, но в любом случае мы руководим игрой, направляем инициативу и творчество воспитанников. Ответственный момент в руководстве игрою – подведение ее итогов. При подведении итогов игры необходимо акцентировать внимание детей на их успехах, если даже у кого-то они были незначительными.

Вся игровая деятельность в группе проводится в соответствии с основной образовательной программой, календарным планом, методическими, санитарно-гигиеническими требованиями и требованиями ТБ.

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесённости дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребёнок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно - прикладному искусству России.

ВложениеРазмер
5_analiz_ispolzovaniya_narodnoy_igrushki_v_variativnykh_programmakh_dlya_fleshki.docx 19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ использования народной игрушки в вариативных программах.

Анализ программы «Детство»

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесённости дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребёнок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно - прикладному искусству России.

Младший дошкольный возраст

В разделе «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей».

Третий год жизни. Первые встречи с изобразительным искусством. Младший дошкольник впервые приобщается к миру искусства.

Возникает интерес к эстетическому восприятию окружающего. Явления природы, живых объектов, предметов.

Ребенок учится эмоционально откликаться на произведения народного искусства: глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская); деревянные матрешки, предметы быта (иллюстрации в детской книге, скульптура малых форм, изображения животных). Он приобретает представления об их назначении (доставлять людям радость, украшать дом) и о том, что к ним следует относиться бережно.

Четвертый год жизни. Знакомство с изобразительным искусством. Выражать интерес к проявлению прекрасного в окружающем. Осваивать представления о выразительных и сенсорных признаках предметов, живых объектов и явлений, узнавать их изображение в художественных картинах, иллюстрациях, скульптуре, декоративно - прикладном искусстве. Проявлять интерес к произведениям русского декоративно - прикладного искусства: глиняным игрушкам дымковская, филимоновская, тверская; игрушкам из дерева (матрешки, грибки, бочонки). Испытывать радость от их яркости, нарядности.

Изобразительное искусство. Декоративное искусство.

Знание некоторых особенностей декоративно - прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду.

Представления о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт.

Представление о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская), из дерева (богородская, семеновская, полхов-майданская, мезенская, архангельские птицы из щепы).

Декоративно - прикладное искусство. Представление о разнообразных произведениях русского народного декоративно - прикладного искусства и искусства других народов - Украины, Белоруссии, Татарстана, Латвии и др. Виды прикладного искусства, его объекты и средства выразительности становятся разнообразнее и сложнее. Это игрушки из папье-маше, из бересты и т.д.

Дети различают виды русского прикладного искусства по основным стилевым знакам.

Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально - комфортное состояние ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения и детской деятельности, поведения, поступках.

Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого.

Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре.

В каждом разделе программы линия развития чувств становится обязательной составляющей воспитания и образования дошкольников.

Анализ программы "Обучение и воспитание в детском саду"

Первая младшая группа (от 2-х до 3-х лет)

В разделе художественно - эстетическое воспитание.

Знакомство с искусством.

Знакомство детей с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, Ванькой - встанькой, и др., соответствующими возрасту детей. Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная, и др.) их форму, цветовое оформление, выделять некоторые элементы узора (кружок, колечко, пятнышко).

Вторая младшая группа (от 3-х до 4-х лет)

Готовить детей к восприятию произведений искусства, выделению их из окружающей действительности. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различию разных видов искусства через художественный образ.

Средняя группа (от 4-х до 5-ти лет)

Формирование у детей умения создавать декоративные композиции по мотивам узоров дымковских, филимоновских игрушек. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей.

Старшая группа (от 5-ти до 6-ти лет)

Продолжать знакомить детей с изделиями народных мастеров, закреплять и углублять знания о дымковской, филимоновской игрушке я их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить ее с цветовым строем и элементами композиции, добиваться тщательности исполнения. Познакомить с росписью полхов-майдана, включать городецкую и полхов- майданскую роспись в творческую работу детей. Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Подготовительная к школе группа (от 6-ти до 7-и лет)

Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

Реализация эстетического воспитания и художественного образования в разных возрастных группах предусматривает: формирование художественно - образных представлений и мышления, эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.

Таким образом, задача художественного воспитания - развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи ребенка, приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно - эстетической культуры личностей.

Анализ программы "Развитие"

Программа "Развитие" является комплексной и рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ А.А. Венгер, О.М. Дьяченко, ЕЛ. Агаева и т.д.

Она разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной.

В программе "Развитие" уделяется большое место игре, которая так важна для полноценной жизни дошкольника "Здесь и теперь" и для его будущего, поскольку она вносит немалый вклад в его умственное и социальное развитие.

По мнению авторов программы, прежде всего, надо учить дошкольников понимать язык изобразительного искусства, выразительными средствами которого являются цвет, линия, цветовой и тональный ритм, и использовать выразительные средства этого языка для создания композиции.

В создании того или иного художественного образа ребенок идет от эмоционального восприятия объекта, от цветового пятна, которое постепенно прорабатывается, совершенствуется, детализируется.

Специального раздела о народной игрушке в программе не выделено.

Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, коррекцию эмоционально - личностных особенностей детей старшего дошкольного и младшего возраста.

Программа теоретически базируется на подходе Е.Л. Яковлевой к развитию творческого потенциала личности, понимаемого как развитие уникальности.

Основные задачи программы:

1 Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.

2 Осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть.

3 Развитие навыков совместной деятельности общения.

При анализе трех программ "Детство", "Развитие", "Воспитание и обучение в детском саду" было выявлено:

В программах ''Детство", «Воспитание к обучению в детском саду": знакомство с народной игрушкой представлено во всех возрастных группах. Эмоциональное развитие идет через развивающую среду. Активное приобщение детей к миру прекрасного.

В программе "Развитие" специальных разделов по народной игрушке не представлено, а эмоциональное развитие идет через изобразительное искусство во всех видах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников»

Выступление на тему:«Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников».

Использование народной игрушки в воспитании дошкольника

Исследование "Использование народной игрушки в воспитании дошкольника".

Использование народной игрушки в средней группе.

Формирование представлений детей средней группы о народной игрушке.


«Работа над словарем и грамматическими категориями с использованием народной игрушки»

Практическое заняте(самостоятельная работа) по развитию речи у старших дошкольников в рамках курса повышения квалификации «Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием игровых т.


Мастер - Класс по теме «Использование народной игрушки – куклы в работе со старшими дошкольниками»

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАРОДНОЙИГРУШКИ-КУКЛЫ.


Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са

Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымков.


Перспективный план работы с детьми по использованию народной игрушки.

Особое место среди изделий народного искусства принадлежит игрушке. Каждый человек независимо от возраста помнит игрушку своего детства. Поэтому очен важно, чтобы эти первые жизненные и ку.

Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков, взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Одним из важных условий воспитательно-образовательной работы, в дошкольном учреждении, является правильная организация предметно-развивающей среды. В связи с этим можно сказать, что вопрос о правильном создании предметно-развивающей среды ДОУ на сегодня является актуальным.

В соответствии ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, так чтобы каждый компонент предметной развивающей среды был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса ДУ.

Основная часть:

Организация развивающей среды в моей, средней группе №11, построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Условия, созданные мной в группе, не только обеспечивают охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие, но и соответствуют специфике дошкольного возраста.

Предметно-пространственная среда группы является:

Содержательно-насыщенной - соответствует возрастным возможностям детей среднего дошкольного возраста и содержанию основной образовательной Программы. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания, игровым и спортивным оборудованием. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:

- игровую деятельность Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны (стеллаж для игрушек, ширмы). В игровой зоне располагается уголок ряжения и театр, способствующий стимулированию творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети.

- познавательную деятельность Для расширения возможности познать свой родной край и свою Родину, в группе создан патриотический уголок, он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и города. Детям представлены фотографии и достопримечательности города, герб, флаг, страны и края, дидактические игры…

Дидактические игры, различные атрибуты, знакомят детей с правилами дорожного движения, а дорожная разметка на ковре, моделирует транспортную магистраль города и учит детей действовать в сложной обстановке на дороге.

Мини-библиотека представляет собой стол с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации постоянно обновляются. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению;

- исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

Уголок природы расположен недалеко от окна. Цель его: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры Он представлен в виде многофункционального дерева, на котором в зависимости от сезона изменяются атрибуты (листья, насекомые, птицы и т. д). Для наблюдения ежедневного изменения в погоде используются предметные карточки с изображением «осадков»; Уголок, его нижняя, хорошо доступная для детей часть, разделена на несколько зон: домашние животные, дикие животные, конюшня, животные средней полосы, животные жарких стран, зоопарк, насекомые. Для опытов и рассматривания имеются разные виды круп, бобовых, весы, микроскоп, увеличительные стекла, магниты, очки, разнообразные коллекции, природный материал, сыпучие продукты, настольно-печатные игры.

-Для формирования двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики:

В группе (в раздевальном помещении) оборудован физкультурный уголок, для самостоятельной физической активности детей. Уголок оформлен эстетично, соответствует возрасту детей, достаточное количество оборудования, обеспечивает двигательную активность детей в течение дня;

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др.

- В центре «Юный конструктор» находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, свободное пространство на ковре даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.

Среда в группе является:

В группе мебель и оборудование установлено так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель: диванчик, стулья, кубики. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группах. Такая организация пространства дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Полифункциональность среды в данной группе дает каждому ребенку возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т. д. ;

Предметы не обладают жестким креплением, в том числе природных материалов, и пригодны для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

В группе имеются в наличии различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающее свободный выбор детей;

Игровой материал периодически сменяется, вносятся новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

В пространстве группы используются переменные и заменяемые элементы убранства: сезонные ветки в вазе, материал на познавательной стене, библиотека и книжная выставка.

Воспитанники группы имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все групповое пространство доступно детям, они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.

Материалы и оборудование группы исправно, все элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Поддержка индивидуальности и инициативы детей происходит через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. Предметно-пространственная среда группы организуется таким образом, что каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, и позволить детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

В группе созданы условия для того, чтобы ребенок мог выразить свои чувства и мысли.

В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

В нем имеется доска для рисования мелом и различными материалами. Имеются жесткие шаблоны для обведения контуров, дидактические игры на развитие чувства цвета и композиции. В раздевальной комнате организована выставка детского творчества.

Для развития музыкальных способностей детей, в музыкальном центре «Музыкальная шкатулка» есть различные музыкальные инструменты, альбомы, дидактические музыкальные игры.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду в своей группе, я постаралась сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей, что позволяет детям полноценно развиваться в условиях ДОУ.

Вывод:

Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.

Конспект занятия в старшей группе дошкольного образовательного учреждения «Самый дорогой на свете человек» Программное содержание: Учить детей понимать эмоциональное переживание близких людей, продолжать учить давать моральную оценку поступкам.

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учётом требований ФГОС Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,.

Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТОВ ФГОС – нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных.

Обобщение опыта по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Обобщение опыта по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Экологическое.

Педагог дошкольного образовательного учреждения-ключевая фигура реализации ФГОС дошкольного образования Современный мир стремительно меняется, он открыт и потому главным профессиональным качеством, которым педагог дошкольного образования должен.

Переход дошкольного образовательного учреждения на Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования В современной системе дошкольного воспитания на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности.

Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным.

Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей Направление деятельности и развитие ребенка во многом зави-сит от взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Социальное партнёрство ДОУ и семьи с учётом современных требований Консультация "Социальное партнёрство ДОУ и семьи с учётом современных требований" В настоящее время, как никогда, важно помнить о влиянии.

Сопровождение и поддержка педагогов — основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения Сопровождение и поддержка педагогов - основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения Т. В. Воробьева, педагог-психолог.

тема: «Что мы знаем об игрушках?».

Участники проекта : дети и воспитатели 9 группы.

Возраст участников: средняя группа.

Вид деятельности: познавательная деятельность, художественное творчество, музыкальная деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, речевая деятельность.

Типология проекта :

Вид проекта : познавательно-творческий

По количеству участников: групповой

По образовательным областям: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-личностное развитие.

По интеграции: по всем образовательным областям в рамках проекта.

Длительность: одна неделя

Для детей дошкольного возраста важнейшей составной частью образовательного процесса - являются игра и игрушка.

Через взаимодействие с игрушкой, ребенок познает и исследует окружающий мир. Игрушки учат общаться, развивать и обогащать речь,

формировать и реализовывать творческие способности, выражать свои чувства.

Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии.

Поэтому чем больше внимания мы - взрослые уделим формированию у ребенка собственного игрового багажа и творческих способностей, тем больше шансов, что при знакомстве с социумом ребенок сможет применить правильно знания и умения, полученные в процессе игры.

Цель: Расширить знания детей об игрушках, формирование понятие об их свойствах, качествах и функциональным назначением.

1. Способствовать развитию игровых действий с игрушкой в соответствии с ее назначением;

2. Познакомить с историей происхождения игрушки.

3. Формировать представление о различных материалах, из которых изготовлены игрушки (дерево, пластмасса, резина, металл, бумага)

4. Обогащать и расширять словарный запас детей, развивать связную речь.

5. Создавать условия для развития творческих способностей воспитанников.

6. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Результат проектной деятельности :

У детей сформированы первоначальные знания об назначении игрушек, их происхождении, материале, из какого они изготовлены.

Продукт проектной деятельности : Викторина «Узнай! Из чего сделаны игрушки?»

Оборудование: мультимедийное оборудование, аудио записи песен, литература на предложенную тематику, презентации «История игрушки», карточки с названием вида игрушек (по качеству материала, игровое пособие «Части - целое», игрушки, изготовленные из разных материалов.

Источники информации: «От рождения до школы»по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. ;

Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. ; Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, №9. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979.; Педагогические требования к игрушкам. С. Л. Новоселова, Г. Г. Локуциевская, Е. В. Зворыгина.

Этапы работы над проектом

Этапы проекта

Деятельность воспитанников: Рассматривают игрушки из разного материала (деревянные, мягкие, пластмассовые, резиновые, современные и старинные, ставят цель: «Какие бывают игрушки?»

Деятельность педагога: Выявляет первоначальные знания детей об игрушках, их видах по качеству материала, уточняет, что дети знают об истории игрушки. Разработка плана по реализации проекта. Информирование родителей о предстоящем проекте.

Формируемые УУД: У детей формируется навык целеполагания.

Формирование познавательной и социальной мотивации, формирование умения работать с наглядным материалом, исследовать его (зрительное, слуховое, осязательное восприятие, отвечать на поставленный вопрос.

Деятельность воспитанников: Узнают об истории игрушек, о их видах, материале и назначении.

Деятельность педагога: Подбирает материал для реализации проекта, беседы по теме проекта, иллюстрации, наглядный материал, музыку, литературу, загадки, консультации для родителей.

Готовит материалы к презентации: «История игрушки»,

Формируемые УУД: Ребенок овладевает личностными качествами, проявляет инициативу и самостоятельность в постановке цели, умением слушать и слышать взрослых и сверстников.

Реализация проекта

Деятельность воспитанников: Отвечают на вопросы воспитателя. Сравнивают и рассказывают чем отличаются друг от друга игрушки Выделяют составные части, форму, цвет, материал. Учатся составлять описательный рассказ «Моя любимая игрушка». Раскрашивают «Матрёшку», знакомятся с «Дымковской игрушкой» рисуют элементы «Дымковской росписи», лепят «Пирамидку».

ФЭМП «Ориентация в пространстве – Д/И «Что где находится?», конструируют из деталей конструктора на свободную тематику.

Игровая деятельность: с/р игры, д/и, п/и… Слушают муз. Произв. П. И. Чайковского «Болезнь куклы», читают стихи А. Л. Барто «Игрушки», слушают рассказ В. Карасевой «Подружки». Участвуют в викторине «Узнай! Из чего сделаны игрушки?»».

Деятельность педагога: Организует НОД, показывает презентации, заучивание с детьми стихов А. Л. Барто «Игрушки», чтение и обсуждение рассказа В. Карасевой «Подружки», загадывание загадок, создание игровой ситуации, ситуативные беседы «Какие бывают игрушки?», «История происхождения игрушек», составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка», знакомство с «Дымковской игрушкой» организует изо деятельность «Матрёшка», «Элементы дымковской росписи», лепку «Пирамидки»

подготовка и проведение викторины «Узнай! Из чего сделаны игрушки?» сотрудничество с ЦБ№ 15 оформление игровой комнаты, размещение информации в родительском уголке: «Игрушки. Рекомендации для родителей», «Игрушка в жизни ребенка», «Влияние народных промыслов (дымка) на эстетическое воспитание детей», «Требования к детским игрушкам».

Формируемые УУД: Дети правильно произносят название игрушек, их составные части, различают виды игрушек по материалу и его свойствам. Дети познакомились с историей происхождения игрушек и их предназначение. В процессе проекта выяснилось, что немногие дети имеют любимую игрушку, ввиду перенасыщенности и частотой сменяемости игрушек. По теме проекта проведены рекомендательные беседы с родителями.

Продолжительность: 3 дня

Формы проведения проекта :

Беседы с презентациями:

«Какие бывают игрушки?»

«История происхождения игрушки»

Знакомство с художественной литературой: В. Карасева «Подружки», А. Л. Барто «Игрушки», Н. Ганина «Мои игрушки».

«Части - целое».

Цель: из составных частей выложить целый предмет.

«Одень куклу».

Цель: развивать мелкую моторику, подбирать комплект одежды для куклы и закреплять ёё с помощью шнуровки.

«Дочки - матери»,

«Автомобилисты»,

Цель: с небольшого расстояния сбить кегли мячом, развивать меткость и ловкость.

«С игрушкой иди, без игрушки беги»

Цель: продолжать учить командной игре, умению соблюдать правила игры, правильность и быстроту реакции. Соблюдать очередность в игре.

Изо. деятельность «Матрешка», «Элементы дымковской игрушки»

Цель: продолжать развивать умение правильно держать карандаш и кисточку, закреплять умение рисовать круги кисточкой и ватной палочкой наносить тычком узор, раскрашивать изображение, не выезжая за контур, учить аккуратному выполнению работы.

Лепка «Пирамидка».

Цель: формирование умения лепки пирамидки из раскатанных жгутов разного размера.

ФЭМП «Что, где находится?»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве и называть правильно расположение предмета (справа – слева, вверху – в низу, спереди – сзади).

Конструирование по собственному замыслу.

Цель: развивать умение работать в команде.

Работа с родителями:

Консультация и памятки для родителей : «Игрушки. Рекомендации для родителей», «Игрушка в жизни ребенка», «Влияние народных промыслов (дымка) на эстетическое воспитание детей», «Требования к детским игрушкам».

Домашние задание: «Подготовить короткий описательный рассказ «Моя любимая игрушка»».

Итог проекта :

Викторина для детей «Узнай! Из чего сделаны игрушки?».

«Что мы знаем о безопасности». Непосредственная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы Цель — формирование основ безопасности у старших дошкольников через ознакомление с правилами жизнедеятельности. Задачи: «Познавательное.

Конспект занятия-эксперимента для детей старшей группы «Что мы знаем о воде?» Конспект занятия-эксперимента для детей старшей группы «Что мы знаем о воде?» Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности Программные.

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Что мы знаем о весне» Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Что мы знаем о весне» Цель: Уточнить знания детей о признаках весны,.

Конспект НОД с детьми второй младшей группы (3–4 года) по познавательному развитию «Что мы знаем о воде?» Цель: познакомить детей со свойствами воды и её значением. Задачи: Образовательные: • Дать детям понятия о свойствах воды (вкусе, цвете,.

Конспект образовательной деятельности по экологическому развитию детей «Что мы знаем о воде?» в средней группе Тема: «Что мы знаем о воде?». Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе по ФГОС на тему «Что мы знаем о воде?» Конспект занятия по экологии для детей средней группы "Что мы знаем о воде?" Программные задачи: Закрепить с детьми свойства воды (вкус,.

Конспект занятия в средней группе на тему «Что мы знаем о воде». Конспект занятия в средней группе на тему «Что мы знаем о воде». Программное содержание. 1. Уточнить представление детей о том, что вода.

НОД «Что мы знаем об овощах?» для детей с ОВЗ подготовительная группа. Познавательное развитие. Тема: «Что мы знаем об овощах?» Воспитатель: Макушкина Татьяна Яковлевна МБДОУ д/с № 29. Программное содержание. Закрепить знания детей.

Памятка для родителей «Что мы знаем об ядовитых растениях? Чем они опасны для взрослых и детей?» Ядовитые растения – это те растения, которые содержат ядовитые вещества, вызывающие отравления у взрослых и детей. У некоторых растений.

Занятие для детей старшего возраста «Что мы знаем о комнатных растениях?» Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие Задачи: Обучающие: - закрепить и обобщить знания детей о комнатных растениях,.

Читайте также: