Башкирские игрушки для детей

Обновлено: 28.04.2024

Игрушки народа Республики Башкортостан для развлечения и развития детей, отражающие особенности национальной культуры, образа жизни и повседневного быта.

ВложениеРазмер
igrushki.docx 958.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Детство – то время, когда возможно подлинное,

искреннее погружение в истоки национальной культуры»

Игрушки народа Башкирии для развлечения и развития детей, отражающие особенности национальной культуры, образа жизни и повседневного быта.

Башкиры для изготовления игрушек для детей широко использовали природные материалы: дерево, кость, камень, перья птиц и стебли растений.

Наиболее популярными игрушками являлись куклы:

младенцы (бәпес ҡypcaҡ), их мастерили без обозначения лица и основных частей тела, заворачивали в лоскуты из ткани;

бабушки (әбей, өләсәй) — одевали в конусообразное платье, камзол и повязывали платком;

невесты (килен) — платок повязывали сзади, женщины (апай, әсәй) — наряжали в украшенные галуном камзол, халат и др.

из дерева: раздвоенная веточка служила основой туловища куклы и ног;

из соломы (һалам ҡypcaҡ): скручивали пучок соломы, перегибали пополам и перевязывали нитками по линии шеи и талии;

из лоскутов ткани: сшитые основы для головы, туловища, рук, ног набивали мхом и соединяли. Волосы делали из конопли, мочала, шерсти; глаза и брови рисовали углём. Также изготавливали безликих кукол (верили, что в кукол с изображением лица вселяется душа).

D:\LENOVO\Desktop\ЛЭПБУК\матрешки баш\ит.jpg
D:\LENOVO\Documents\Фото Фестиваль шарлотки-18\15161_8bf2f2ee4d0fd4e764927e360fe1e438.jpg
D:\LENOVO\Documents\Фото Фестиваль шарлотки-18\21223_c8ef154e46e6a0a18cc53c2570f609a4.jpg

Башкиры использовали кукол в обрядах, ритуалах лечения. На С.-В. Башкортостана весной женщины сплавляли по реке кукол, уложенных в берестяную коробку, при этом произносили пожелания, помогающие избавиться от болезней. На Ю.-В. во время болезни шили куклу (осоҡ), имевшую культовое значение, и бросали её на дорогу: по поверьям, она уносила с собой болезнь.

К игрушкам относятся предметы в виде военного и охотничьего снаряжений. Наиболее распространёнными были лук (йәйә) и стрелы (уҡ). Изготавливали лук из веток клёна, осины или рябины. Тетивой служили бечёвки из скрученного конского волоса (ат ҡылы) или сухожилия. Стрелу заостряли, надев на неё желтый наконечник (башаҡ). Оперение стрел делали из гусиного пера (ҡаҙ ҡауырһыны). Популярными были деревянные сабли (ҡылыс), копья (һөңгө), берестяные колчаны для стрел.

Большинство игрушек отражает различные предметы хозяйственного быта: грабли (тырма), плуг (һабан), коса (салғы), мельницы (ел һәм һыу тирмәндәре) и т.д. Транспортные средства в играх представлены набором тележек (арба), повозок, саней (сана). Известны тележки 1-колёсные, 3-колёсные с двумя длинными ручками и низким кузовом, 4-колёсные. На С.-З. мастерили 2-колёсную трапециевидную тележку с длинной ручкой и кузовом. Осенью и весной популярностью пользовались дер. ходули (ағас аяҡ, оҙон аяҡ, торна аяҡ). Разнообразием отличались свистульки (һыҙғыртҡыс) из бересты, веток деревьев, глины. Широко использовались мячи шерстяные (йөн туп), тряпичные, набитые лоскутами, мхом, мячи из кожи. В лесных районах были распространены мячи из берёзовой или хвойной чаги, капа, корня дуба.

Айгуль Тугузбаева

Үҙҽбҽҙҙҽң сиратты түҙҽмһҽҙләнҽп көтөп ҡалабыҙ

Bashtoy |Башкирские и татарские игрушки| Баштой

🙏🏻

Айгуль,

Shaura Yarmullina

👏
👏
👏

Bashtoy |Башкирские и татарские игрушки| Баштой

Bashtoy |Башкирские и татарские игрушки| Баштой запись закреплена

Шулай итеп, беҙҙең был юлы ике еңеүсе билдәләнде Башҡорт телендә һөйләшкән ҡурсаҡҡа- 33 һанын һайлаған Айһылыу Сынбулатова эйә булды, ә башҡорт смартфонын - Ләйсән Ғәлимоваға бүләк итәбеҙ. ҠОТЛАЙБЫҘ ҺЕҘҘЕ

Минзифа Мухтарова

😔

Эх,ждём следующую лоторею..

Лейсян Галимова

👍

Көскә генә ҡараныҡ,мин смартфон оттом

Гульдар Мазитова

🎈

Фэнзил Кэрим улы, тыуган конегез менэн котлайым! hаулык, гаилэ бэхете, Ижади уныштар hезгэ!

Фанзиль Адельбаев

Bashtoy |Башкирские и татарские игрушки| Баштой

Bashtoy |Башкирские и татарские игрушки| Баштой запись закреплена

1.Бөтәһе 35 лотерея (һан) була
2. Бер лотерея хаҡы 100 һум
3. Бер нисә лотерея алырға ла мөмкин
Показать полностью.

Шарттары:
оҡшаған һан һайлап ал (1- 35 тиклем) уны фото аҫтында яҙып ҡалдыр (коммент)
лотерея өсөн түләүҙе күсер (МОТЛАҠ скриншот ебәрергә)
уйын башын көт
Уйын билеттар һатылып бөткәс башлана

💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥
💥

1. Всего 35 лотереи (чисел)
2. Одна лотерея 100 рублей
3. Можно купить сразу несколько- увеличить шансы выигрыша)))

💫

УДАЧИИИИ

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 1

Вот наконец-то я закончила свою замечательную куколку, над которой трудилась 4 месяца. И хочу с вами поделиться своей радостью)). Так получилось, что многое пришлось переделывать, кукла оказалась очень требовательной и все время требовала от меня новых решений. Мы с ней прошли удивительный и очень познавательный путь, я даже не подозревала , сколько интересного мне предстоит узнать, создавая мою любимицу.

Мой пост довольно длинный, но я надеюсь, будет интересным и познавательным для вас.

Сначала я хочу вас познакомить с моей куклой ее зовут Бибинур, так звали мою прабабушку, к счастью мне даже удалось ее застать, и помню я ее как большую модницу и шутницу) она могла за вечер сшить себе новое платье или камзол. Каждый раз, появляясь в новом платье на завтрак, обед и ужин.) И именно о ней я думала, создавая куклу.

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 2

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 3

Но к кукле я пришла не сразу. В самом начале пути мне хотелось просто создать тедди-долл в национальном башкирском костюме)), сделав набросок, я преступила к лепке личика, выкройкам туловища…Слепить мне хотелось именно такое личико, которое отражало бы национальные черты и особенности.

И что вы думаете, когда личико было готово моя девушка ни в какую не хотела быть “ медвежонком”, как бы я не примеряла ей медвежье туловище, она не соглашалась и буквально морщила нос)))) И в конце концов я была вынуждена с ней согласиться она действительно была рождена быть куклой)) грациозной, статной, как моя прабабушка))

Поняв, что работа намного усложнилась, на создание куклы требуется конечно же больше времени , я решила сделать башкирский костюм с полной детализацией , скажем так уменьшенную копию реального костюма, причем не осовремененного, в каких танцуют знаменитые «Семь девушек», а с элементами одежды полностью соответствующими реальной одежде древних башкир.

И вот с этого момента началось мое путешествие в прошлое, в древний мир башкир, если можно так выразиться, поиск соответствующей литературы и т.д.

Представления современного человека о народном костюме порой ограничиваются только внешним видом одежды и названиями ряда украшений или элементов декора. В свою очередь народный костюм отражает весь процесс духовного, культурного и экономического становления той народности, которую он представляет. Традиционный народный костюм это своего рода книга знаний «свиток», доступный для понимания тому, кто умеет его читать.

В своей статье, мне бы хотелось познакомить вас не только со своей новой куклой, но и со всеми особенностями национального башкирского костюма, с основными его элементами, значением и смыслом. Ведь без этого вряд ли получиться понять мою куклу. Попробуйте взглянуть на народный костюм по-другому, глазами древних людей, увидеть что-то новое, чего может быть не замечали раньше. Я хочу дать вам хотя бы малую часть того, что несет в себе башкирский народный костюм. Для описания всех особенностей, конечно же, нужна целая книга.

Начну с того, что башкирский костюм оказался для меня гораздо сложнее и осмысленнее, чем я представляла, я с большим удовольствием изучала книги и статьи о башкирском костюме. Начав с поиска выкроек для куклы, я закончила свой путь полным прочтением книг о костюме, культуре и быте башкир. В своей статье я буду уделять внимание только тем элементам башкирского костюма, которые представлены на моей кукле, так будет наглядней для вас

Со второй половины XVI до начала XIX века башкиры занимали земли от левого берега Волги на юго-западе до верховьев Тобола на востоке, от реки Сылвы на севере до среднего течения Яика на юге. Поэтому башкирский костюм отличался и менялся в зависимости от проживания людей. Моя кукла отражает костюм восточных (зауралских) и юго-восточных башкир, те края, где и прошло мое детство.

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 4

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 5

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 6

Немаловажную роль в сохранности традиций в башкирском костюме юго-восточных и зауральских башкир сыграли Уральские горы. Непроходимые леса, высокие горы являлись естественным барьером к проникновению в край представителей других народностей. В результате башкирские племена, проживающие на территории Южного Урала, развивались изолировано, в своем узком кругу без постороннего влияния. Традиционный башкирский костюм не повторяет одежду ни одного другого народа

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 7
Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 8

Башкирский костюм очень богат декоративными элементами. И это неслучайно. В жизни древних людей декору отводилась особая роль в первую очередь: охранная (вышивки-обереги), обрядовая, как показателя социального статуса и т.д. Каждый элемент украшений имел свое сакральное значение. В современности необходимость в охране собственного тела от влияния «злых духов» исчезла, так как исчезла и сама вера в духов.

В мифологии прошлого же от незнания сути природных явлений возникали «злые духи», как единственная возможность объяснения происходящему. Сознание древних воспринимало опасность извне как нечто мистическое, невидимое глазу, способное проникнуть в душу человека даже через одежду. Поэтому одежду защищали декором. Самым уязвимыми в этом отношении местами считались различные разрезы, отверстия и швы, через них по представлениям древних людей могли проникнуть злые духи. Именно в украшении и декоре древние видели единственный способ обезопасить эти участки от проникновения злых духов. Поэтому неслучайно в народной одежде орнаментировались срез ворота, нагрудный вырез, низ изделия и рукав , то есть все возможные отверстия на одежде. Что можно так же увидеть в костюме моей куклы, вышивка на подоле и на камзоле выполнена тамбурным швом( самый распространенный вид вышивки в башкирском костюме).

Особенно нарядной была женская верхняя одежда. Жених дарил девушке материал, кораллы, серебряные монеты и т.д., а шили и украшали одежду в семье невесты. Свадебный костюм молодая одевала перед переездом в дом мужа. Позже эта одежда становилась праздничной, выходной. Подбор материалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывались защитная, очистительная сила, его блеску и звону – способность отганять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Считалось, что кораллы обеспечивают плодовитость и богатство. Этот редкостный по красоте материал попадал на местные рынки с восточных базаров.

Как и у других народов Востока, картина мира для предков башкир представлялась в трехступенчатом виде:

1) Самая высшая ступень мира – Небо, где обитает владыка Тэнгри. Там же живут Кэн(солнце) и Ай(луна). В одежде башкир эту ступень символизирует головной убор. Как, например головной убор моей куклы (Кашмау) он символизирует птицу(спереди клюв, сзади хвост, по бокам крылья). Сзади вы можете увидеть вышивку, символизирующую три фазы луны (убывающую, нарастающую, полнолуние). Головной убор полностью съемный и вышит ювелирным бисером, который имитирует коралловые бусины.

2) Средний мир – Земля и ее обитатели – человек, его помощники Тулпар (крылатый конь), звери, растения, реки, горы и т.д. В одежде этот уровень изображен на участке от верхней части спинки до подола одежды и олицетворяет красоту флоры и фауны Земли. С помощью подручных средств, вышивки, аппликации на этом уровне изображались растительность, горы и т.д . В костюме куклы можно увидеть вышивку с растительными орнаментами, символизирующую лес, цветы и т.д.

3) Подземный мир или подводный мир – мир чудовищ, водяных духов, мистической птицы Самригуш и других существ. С нижним миром связаны человеческие страхи перед темными силами, а так же представления предков о реках и озерах. В костюме куклы это ленты по подолу платья , изображающие реки. Месторасположение ленты далеко не случайно, она находится на границе между средним и нижним миром, отражая отношение народа к воде. Отношение башкир к водоемам было двояким. С одной стороны, вода – необходимый для жизни элемент, с другой – это потоп, сметающий все вокруг.

Так же символ нижнего мира – это обувь (сарык), как правило, она имеет на пятке оригинальный рисунок несколько арок, украшенных аппликационным рисунком. Во-первых, обращает на себя внимание цвет орнамента, он традиционно выполнялся красными нитками и полосками ткани, а красный во все времена выполнял защитную функцию, роль оберега. Во-вторых, эта арочная композиция напоминает вход или выход из тоннеля. «Именно так представляли люди, откуда зарождается жизнь». Мы нередко слышим истории людей, переживших клиническую смерть. Свой проход в мир иной они связывают так же с подобным туннелем. Кто знает, может быть, наши предки знали гораздо больше, чем мы сейчас, умели видеть чувствовать, слышать. А мы в нашем суетном мире эту способность утеряли.

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 10

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 11

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 12

В своем кукольном костюме (обуви) я постаралась полностью отразить все символы – арку, вышивку красными нитями. Обувь выполнена из натуральной кожи (нижняя часть) и верхняя из микромеха, украшена вышивкой и орнаментом в виде треугольников, так же характерным для башкирского костюма.

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 13

Особые «меры защиты» предпринимались в одежде молодых женщин, от которых в основном зависела численность и здоровье будущего потомства. Наши предки справедливо уделяли особое внимание здоровью девушек, от которого зависело качество генофонда и выносливость рода. Поэтому женская одежда отличается наличием большого количества декора, имеющего определенный смысл.

Так же в народном костюме существовали предметы, назначавшиеся строго по социальному или семейному статусу владельца. Скажем, в состав костюма замужней женщины входил кашмау, тогда как девушке его носить запрещалось. Таким образом, моя кукла - девушка замужняя))

Для вступающей в брак девушки пожилые женщины приносили немного кораллов или серебряных монет на кашмау. По другим местным обычаям кашмау дарил жених, но носить его женщина имела право лишь после рождения сына.

Главным украшением праздничного женского костюма восточных башкир является трапециевидный нагрудник (яга), украшенный кораллами и монетами. И полудрагоценными камнями.

Еще один элемент башкирского костюма, представленного на кукле это Камзол. Прежде всего следует отметить оригинальность формы камзола – спереди безрукавка прямого силуэта, сзади – полуприлегающего, со значительным расширением по низу. Интересно,что подобный принцип кроя присутствует в образцах исторической одежды , а именно во французском жустокорпе. Возникает вопрос, мог ли французский сюртук стать прототипом для кроя башкирского камзола? Вопрос остается открытым, однако, принимая во внимание то, что башкирские воины, названные «северными амурами», принимали активное участие в Отечественной войне 1812 года и дошли до Парижа, можно предположить, что привезенные с этой войны трофеи дали начало подобному крою в безрукавках.

В нашем костюме для камзола я использовала микроплюш, который прекрасно имитирует бархат и прекрасно подходит по масштабу куклы. Камзол съемный на подкладе, расшит золотыми нитями и украшен монетами.

Кукла в национальном Башкирском костюме, фото № 14

Все элементы одежды на кукле съемные, сшиты полностью вручную, размер куклы невелик см, поэтому шить приходилось все вручную, очень много мелких деталей. Все выкройки, которые я использовала для создания костюма, соответствуют оригиналам., только в уменьшенном виде. Описание моей куколки вы можете прочитать так же здесь, пройдя по ссылке.

Таким образом, подводя итог проделанной работы , я приглашаю вас изучать народные костюмы, это увлекательный процесс, со множеством удивительных открытий.

Нередко это становится единственным способом ознакомления с культурой своего народа, так как осознанное изучение народного наследия для человека, зачастую не представляется возможным в силу дефицита времени, занятости и других причин.

Я из многонациональной семьи, в нашей семье множество народностей это и русские и украинцы и поляки и башкиры и татары. Поэтому я продолжаю свой увлекательный путь по изучению национальныйх костюмов и приглашаю вас пройти его вместе со мной.

Автор работы: Шириязданова Минзия Кагировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» п.Южный Большеглушицкого района Самарской области.
Назначение: рассчитан на учащихся 3-4 классов может быть подарком друзьям, родным и близким людям, в качестве украшения интерьера.
Цель: создать башкирские куклы-Азаль и Азаля.
Задачи:
- научить выполнять башкирскую куклу по традиционной технологии;
- приобщать к народным традициям через знакомство с куклами;
- воспитывать любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций;
- прививать навыки культуры труда и аккуратности;
- воспитывать бережное отношение к предметам своего труда.



Кукла в башкирском национальном костюме. "Азаль"- символ вечности, безграничности, нескончаемости. "Азаля"-символ могущественности, смелости и решительности.
Духовность, доброта, любовь к Родине становится дефицитным качеством людей. Патриотизм – это чувство любви к Родине.
Младший школьный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки патриотических качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Упускать этот период нельзя. Поэтому я решила уделить большое внимание приобщению детей к истокам народной культуры при участии детей и родителей.
В изготовление одежды башкирские мастерицы вкладывали всю свою душу и талант. Костюм был отражением всей Природы, всего мира. На черном фоне праздничных камзолов и елянов, на белом фоне накидок с особой силой звучали цвета неба, солнца, земли, воды. Трав и цветов. Распространенными мотивами в вышивки на платьях и фартуках были растения, на елянах и камзолах - солнце и звезды.
Цвет одежды, украшения соответствовали характеру песни или танца. Мои куклы – «участники» национального башкирского праздника «Карга-туй» (грачиная свадьба).
Материал: пустые бутылочки ( у меня из-под лекарства-ингалипт), цветные лоскутки, шарики, цветная тесьма, ножницы, иголка с ниткой, кусочек меха, клеевой пистолет.











.
6. Делаем выкройку камзола. По выкройке вырезаем из черного лоскутка ткани камзол мужчине, из красного-девушке.

Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана

Цель: знакомство с элементами башкирского орнамента.

  • развивать художественный вкус, творчество, фантазию;
  • воспитывать чувство гордости за свой край, свою родину;
  • воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Ход занятия

Педагог: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Все вместе мы отправимся в мир искусства, в мир красоты и творчества народных умельцев нашего края. (Звучит башкирская мелодия, исполняемая на курае.) Скажите, ребята, звук какого музыкального инструмента вы услышали? Какому народу принадлежит этот инструмент с дивным звучанием? (Ответы детей.)

Педагог: Да, курай – это народный музыкальный инструмент башкирского народа. Сколько прекрасных мелодий можно исполнить на курае, настоящие музыкальные узоры. Но мы сегодня будем говорить о других узорах, узорах, создаваемых руками народных мастеров. Башкирское искусство зарождалось в глубокой древности и развивалось под влиянием дружбы с другими народами, особенно русским. Уже более 450 лет башкирский народ живёт и трудится в единстве и согласии с русским народом.

Педагог: Раньше башкиры жили в юртах – тирмэ. Делали их из войлока и украшали орнаментом. А вот какую одежду носили башкирские женщины. Это елэн – женская верхняя одежда. Расскажите, какой на ней узор? (Ответы детей.) Многие изделия башкирских мастеров известны во всём мире и даже были награждены золотой медалью на выставке в Германии. В наши дома они приносят красоту и радость. У кого из вас дома есть такая посуда? У кого дома есть пиалы, украшенные башкирским узором? Давайте посмотрим танец с пиалами в исполнении девочек. (Группа девочек исполняет танец с пиалами.)

Кукла

Педагог: Украшая свои изделия, башкирский народ рассказывал элементами орнамента о своей жизни, о природе, традициях. Мусульманская религия запрещала рисовать живые существа, поэтому в орнаментах использовали различные символы природы. В башкирском орнаменте существуют разные группы символов. (Педагог показывает по таблице.) Кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав. Позднее появились различные виды кускара: спиралевидные завитки, S-образные завитки. И ещё один мотив в башкирском орнаменте – это ромб – символ земли и плодородия. А также разные виды этого элемента.

Педагог: Скажите, ребята, какие цвета используются в башкирском орнаменте? Фон изделий чаще всего красный, чёрный. Узор состоит из красного, жёлтого, чёрного, зелёного цветов. Эта цвета земли и солнца. Реже цвет бывает синим, голубым, оранжевым.

Педагог: Сегодня, ребята, вы сможете почувствовать себя мастерами башкирской росписи. На столах у вас лежат заготовки прихваток, которые вы и будете украшать. Давайте подумаем, как можно украсить прихватку? Какие элементы башкирского орнамента можно использовать для украшения? Какой будет узор, и где он будет располагаться? (Дети озвучивают свои мысли, задумки).

Педагог (озвучивает пошаговую инструкцию): Нарисуйте на листе бумаги и вырежьте элементы башкирского орнамента, которыми вы будете украшать прихватку. Обведите получившийся шаблон узора на ткани и аккуратно вырежьте. Наметьте на заготовке прихватки месторасположение узора. Наметайте элементы узора на заготовку прихватки, а затем пришейте их по краю. Удалите намёточные стежки. Отутюжьте заготовку прихватки с настроченным узором. У вас на столах лежат лоскуты плотной толстой ткани. Обведите на ней заготовку прихватки и вырежьте. Это будет нижняя деталь прихватки, которая защитит вас от ожога, когда вы будете брать горячие предметы. Наметайте украшенную узором заготовку прихватки на заготовку из плотной ткани. Обработайте срезы прихватки по своему желанию: косой бейкой, атласной лентой, ажурной тесьмой, отделочной строчкой «через край». Сделайте и пришейте петельку, чтобы прихватку было удобно вешать на кухне. Отутюжьте готовую прихватку. (Дети работают самостоятельно, по окончанию демонстрируют работы.)

участие в выставке на Курултае башкир Стерлитамакского района.jpg

Педагог: Как видите, ребята, изделия, украшенные башкирским орнаментом – это настоящие произведения народного искусства, которые говорят о великом таланте башкирского народа, его нескончаемой любви к Родине.

Мария Спевак, педагог доп. образования, МОБУ ДО ДДТ «Радуга»
с.Большой Куганак, респ. Башкортостан

Читайте также: