Белорусские народные игрушки свистульки

Обновлено: 16.05.2024

- Познакомить детей с духовым музыкальным инструментом.

- Воспитывать уважительное отношение к русской народной культуре.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель выходит из групповой комнаты в приёмную и начинает свистеть в свистульку-птичку. Слышится трель соловья. Затем заходит в группу, спрятав свистульку и спрашивает :

- Ребята, вы, что-нибудь слышали пока меня не было?

Дети: Да, как птичка поёт.

Воспитатель: А как вы думаете, что у меня в руках, за спиной?

Воспитатель: Живая или игрушечная?

Воспитатель показывает свистульку и спрашивает :

- Как вы думаете, что это?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, это у меня свистулька, народная игрушка. В далёкие времена, на потеху детям делали игрушки-свистульки не только в образе птичек, а также всадников, барышень и т. д. Делали их из дерева или из глины и расписывали красками. У нас с вами водяная свистулька – «соловей». Я немного расскажу об этой игрушке. Хотите узнать, почему они называются игрушки-свистульки?

Воспитатель: Давным-давно, у детей не было столько игрушек, сколько сейчас у вас есть. И тогда люди придумали такую забаву как игрушка-свистулька. Она очень нравилась детям, потому что издавала прекрасные звуки и веселила их. Свистульки из глины делали в основном зимой, в свободное время, а затем продавали их на ярмарках и базарах. Игрушки были смешные, причудливые в виде козликов, птиц, коней и других зверюшек. Но не все могли купить такую игрушки. Поэтому многие родители делали игрушки-свистульки сами из дерева.

Воспитатель показывает картинки со свистульками.

Рассказ воспитателя с показом презентации:

- Как же делали глиняные свистульки? Люди брали глину и лепили игрушку, затем обжигали её в специальной печи. А когда их оттуда вынимали, они становились твёрдыми как камень. Затем игрушки расписывали красками, только не кисточкой, а пёрышком. Затем краски высыхали и игрушки становились сказочно красивыми и расписными. Эти игрушки становились развлечением для детей с самого маленького возраста. Игрушка увлекала приятными звуками.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите посвистеть нашей свистулькой?

Воспитатель: Сейчас мы в неё нальём немного воды, и тогда будет издаваться особый свист, который похож на соловьиную трель.

Воспитатель наливает воды и подносит к детям. Дети начинают свистеть.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня познакомились с игрушкой. Как она называется?

Дети: Свистулька-соловей.

Воспитатель: Из чего делали свистульки?

Дети: Из дерева и глины.

Воспитатель: Для чего их делали?

Дети: Чтобы дети могли играть и развлекаться.

Воспитатель: А сейчас вы можете поближе рассмотреть игрушку и посвистеть в неё. Спасибо вам большое.

Конспект беседы «Крещение» для старшего дошкольного возраста 19 января Православная церковь отмечает великий праздник-Крещение Господне В этот день светят воду-проводят обряд водосвятия Воду освещают.

Конспект беседы по искусству для детей старшего дошкольного возраста «Фруктовая лавка» Тема: «ФРУКТОВАЯ ЛАВКА» Задачи: • Вызывать у детей эмоциональное отношение к художественному изображению объектов окружающего мира, развивать.

Конспект беседы с детьми «Футбол — увлекательная игра» для старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей со спортивной игрой - футбол; уточнить представления об основных линиях и разметке поля; простейших правилах игры;.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Для чего нужна зарядка» Конспект беседы «Для чего нужна зарядка» Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, физкультура,.

Конспект индивидуальной беседы для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему «Агрессивные дети» Цель: оказание консультативно-профилактической помощи и повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Что такое агрессия.

Конспект музыкальной беседы «Музыка рассказывает о животных и птицах» для детей старшего дошкольного возраста Конспект музыкальной беседы по теме «Музыка рассказывает о животных и птицах» (Для детей старшего дошкольного возраста) Задачи: • Формировать.

Конспект театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет «Русская народная сказка «Репка»

Конспект театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет «Русская народная сказка «Репка» Деревскова Вера Конспект театрализованной деятельности. Русская народная сказка «Репка».[/h3][/b] Описание материала: предлагаю вашему.

Конспект занятия-беседы для детей старшего дошкольного возраста «Память о героях войны в памяти наших улиц» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83» Методическая разработка Конспект занятия-беседы для детей.

Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста Современная концепция дошкольного воспитания основана на понимании важности и необходимости работы по воспитанию эстетических чувств дошкольников.

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Программное содержание: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с русской народной.


Из всех народных игрушек самыми распространенными в Беларуси были глиняные игрушки, известные еще из глубокий древности. Это были игрушки-свистульки, погремушки, игрушки, изображающие коня, птицу, человека. В первую очередь эти игрушки играли роль амулетов, которые охраняли человека от злых духов. А поскольку возраст ребенка самый paнимый, то эти фигурки должны были отгонять злого духа не только своим! видом, но и звуками. С течением времени магическое значение этих изделий забылось, и они стали использоваться как забавы.

В XIX веке белорусская глиняная игрушка была неизменным атрибутов многочисленных ярмарок, любимой детской забавой. Сегодня немногочисленные мастера выполняют традиционные игрушки по заказу музеев художественных салонов. В большинстве случаев это свистульки в вид! коня, птицы, наездников, кукол, баранов, медведей. Популярность этих образов объясняется их близостью к человеку, а также связью с мифологией. Согласно преданиям, эти животные и птицы давали человеку силы, coдействовали его хорошим отношениям с природой. Конь — слуга солнца, который, по поверью, приносил на землю его тепло, птицы «отмыкали» весну, медведь давал крестьянину силу, коза оберегала урожай.

Многие из традиционных белорусских игрушек связаны с календарными весенними праздниками, посвященными началу весенних работ. Но уже в XX веке игрушки мастерили на протяжении всего гол и не привязывали к конкретному сезону.

Как отмечает В. А. Силивон, белорусская игрушка выполнена по законам стилизации (условности и обобщенности). Эта игрушка небольшая по объему, размеру, очень удобна для игры, легко помещается в руке ребенка. Чем же игрушки привлекательны? Прежде всею, удивительно выразительной пластикой фигур. Очень четко читаются действия, настроение образа: добродушный, испуганный, задумчивый, растерянный. Глиняные фигурки стилизованы, сохранены только те мелкие детали, которые отражают наиболее выразительные стороны образа, его характер. В народных белорусских игрушках прослеживаются добрый юмор, шутка. Роспись в глиняной белорусской игрушке использовалась очень редко. Кроме того, для украшения игрушки используются декоративные налепы. Знакомство дошкольников с белорусской глиняной игрушкой может происходить на занятиях по лепке, в кружковой работе, в свободной художественной деятельности.

На кружковых занятиях дети не только знакомятся с основными образами белорусских игрушек, но и сами принимают участие в их изготовлении. Чтобы вызвать интерес у детей, можно показать им несколько разных игрушек, представить каждый персонаж в разных вариантах, что дает возможность продемонстрировать детям разнообразие форм, пропорций и приемов лепки. В paботе с детьми необходимо учитывать тот факт, что почти все белорусские игрушки однообразны по способу лепя Лепка коня, медведя, барана, козы осуществляется из одного куска.

В ходе занятий детям необходимо объяснять, что лепить игрушку нужно из одного куска глины путем оттягивания, сплющивания, обработки пальцами. Игрушку нельзя дополнять многочисленными деталями, так как, они могут поломаться в процессе сушки. Игрушку нельзя смачивать водой, так как глина раскисает и изделие деформируется. Если есть муфель­ная печь, то готовое изделие нужно обжечь, предварительно хорошо высушив в течение 2—3 суток при комнатной температуре.

Для занятий лепкой необходимым материалом является глина. В Беларуси повсеместно встречается глина разного цвета: белая, серая, красная.

Подготовка глины. Глину чистую, без примесей песка и камней измельча­ли на кусочки и заливают горячей водой. Когда глина пропитается и превра­тится в «кашу», ее вымешивают деревянной лопаткой, а потом руками до тех нор пока глиняная масса не будет похожа на тесто. Готовая глина не прилипает к рукам и держит вылепленную форму. Готовую глиняную массу фасуют кусками и помещают и помешают в полиэтиленовый пакет, который герметично завязывают

В таком состоянии глина может сохраняться около года. После использо- ее необходимо смачивать водой.

Если глина с примесями песка, камней и мусора, то используют другой способ приготовления глины. Для этого в глину добавляют большое количество воды, перемешивают жидкую глиняную массу, а затем процеживают через мелкое сито и ставят в теплое место для выпаривания влаги.

Для того чтобы избавиться от пузырьков воздуха, который есть в глине, перед лепкой кусок глины бросают с высоты на дощатую поверхность раз 15-20, потом бьют по куску глины специальным деревянным молотком или брусом.

Цель: развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно – прикладного и изобразительного искусства.

Рассказ о белорусских свистульках

Цель: знакомить детей с белорусскими народными игрушками; воспитывать интерес к народному творчеству.

Воспитатель: - С какими игрушками вы любите играть? (ответы детей)

- Как много у вас любимых игрушек?

Воспитатель показывает детям несколько игрушек, предлагает их назвать, среди игрушек ставит свистульку.

- А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих игрушек, а вы попробуйте отгадать.

- Это игрушка сделана из глины, она небольшая и по виду напоминает птичку или уточку, если её взять в руки и подуть в специальные отверстия - раздаться мелодичный свист. (это свистулька)

-Когда-то давным-давно у детей не было так много разных игрушек и родители игрушки для детей сами делали из глины, которой кругом было много. Сначала глину размачивали, потом лепили свистульки, обжигали их в печи, чтобы они были крепкими и разрисовывали красками. Нравятся вам такие игрушки? Хотите с ними поиграть?

Воспитатель раздаёт свистульки, дети рассматривают их и играют.

Рассказ о белорусских свистульках в рамках тематической недели «Народное творчество» (средняя группа)



Детские исследовательские проекты в рамках тематической недели «Леса, поля и другие чудеса» (подготовительная группа)

Детские исследовательские проекты в рамках тематической недели «Леса, поля и другие чудеса» (подготовительная группа) Здравствуйте! Условия проживания на Крайнем Севере создаёт дефицит знаний и опыта по этой теме у воспитанников. Сегодня я хочу поделиться.

Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство».

Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство». Мы, с ребятами нашей группы, решили посвятить неделю народному декоративно – прикладному искусству. Решили остановить свое внимание на наиболее.

Клубный час в рамках тематической недели «Прощание с летом»

Клубный час в рамках тематической недели «Прощание с летом» В рамках тематической недели «Прощание с летом», мы с воспитанниками приняли участие в мероприятии «Клубный час». Педагогическая технология.

Мастер-класс подготовили: Рачицкий Юрий Дмитриевич, 11 лет, образцовая студия керамики «Сказочная глина», Круглополова Светлана Михайловна — руководитель. Республика Беларусь г. Гродно.

Этапы изготовления белорусской глиняной свистульки

  • глина,
  • деревянные стеки разной длины и ширины (палочка от мороженного),
  • вода,
  • влажная губка,
  • стержни от ручек.

1. Перебрать глину, очистить от камней и ненужных комков. Если глина слишком твердая, немного размочить в воде.

glinyanaya svistulka1

2. Лепим овал, расплющиваем, формируем цилиндр.

glinyanaya-svistulka2

3. С одной стороны цилиндр сужаем, вытягивая кончик-свисток. Сверху на цилиндр-основу примазываем кусок глины, с которого формируем голову, гребешок, клюв и т.д.

glinyanaya-svistulka3

4. Снизу вырезаем квадратное отверстие. Одну стеночку отверстия делаем узкую (отверстие прорезается, когда глина немного подсохнет, для того, чтобы она не деформировалась).

glinyanaya-svistulka4

5. В хвостик из свистульки прорезывается тонкое отверстие, в которое нужно будет дуть.

glinyanaya-svistulka5

6. После этого работа сглаживается, обозначаются реснички, глазки и т.д., при желании свисток можно украсить различными рельефами.

glinyanaya-svistulka6

7. Затем делаются отверстия по бокам, для того, чтобы регулировать звуковысотность свиста.

glinyanaya-svistulka7

8. Игрушка сушится, обжигается в муфельной печи и при желании расписывается акриловыми красками.

glinyanaya-svistulka8

Глиняная игрушка-свистулька готова.

glinyanaya svistulka

МОЛОДЕЦ. *BRAVO* *BRAVO* *BRAVO* *ROSE* *ROSE* *ROSE*
Замечательная свистулька. Жаль, что нельзя её услышать 🙁

Попросить снять видео? )))

Об этом как-то не подумала. 8) А что, было бы интересно 😉

Ваш комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами. OK

-воспитывать интерес к культуре своего народа, бережное отношение к изделиям народного творчества, аккуратность в обращении.

Предварительная работа с детьми: рассматривание белорусских игрушек, природных материалов (глина, солома, лён, дерево, лоза).

Оборудование: белорусские народные игрушки, мольберт, мяч.

Ход занятия

Организационный момент

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далёкие- далёкие времена. В давние времена люди жили в деревянных домах. Не было электричества, телевизоров, холодильников, компьютеров. А у детей не было таких игрушек, какие есть сейчас у вас. Они были совсем другими: их не покупали в магазине, а делали своими руками. Мамы и бабушки для своих дочек и внучек шили куколок. Папы и дедушки для своих сыновей и внуков вырезали игрушки из дерева. Дети очень любили свои игрушки, бережно к ним относились.

- Я покажу вам эти удивительные игрушки и расскажу о каждой из них. Приглашаю вас в далёкое прошлое белорусских игрушек.

Воспитатель подводит детей к столу, где расположены белорусские народные игрушки.

- Это белорусские игрушки. Посмотрите, какие они разные. А чем они отличаются друг от друга?

Беседа о белорусских игрушках

- Ребята, а вы знаете, как называются игрушки для самых маленьких детей, которые ещё не умеют ходить? (Погремушки.) Давным- давно тоже были погремушки, но они были не такими, как сейчас, делали их из глины. (Воспитатель показывает кусок глины.). Если игрушки были из глины, значит, какие это игрушки? Правильно, глиняные.

Воспитатель показывает погремушку:

- Ребята, как вы думаете, почему эта игрушка так называется? (Потому что гремит, издаёт звук.) Правильно. Внутрь погремушки насыпали мелкие камешки, горох. Когда эту игрушку трясли, то слышался шум. А чтобы такая игрушка была красивой, её расписывали – рисовали на ней узоры.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

- У меня есть погремушка, а у вас не погремушка, а … погремушки.

- Я играю (чем) … погремушкой.

- Я положила (что) погремушку.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Воспитатель показывает соломенную куклу:

- Ребята, обратите внимание на эту куклу, она сделана из соломы. А значит она какая? (Соломенная.) Сначала солому варили, чтобы она стала мягкой, потом сгибали, скручивали таким образом, чтобы получилась кукла, ножницами обрезали низ.

- Давайте назовём ласково части тела куклы. (Головка, ручки.) А как можно назвать ласково куклу? (Куколка.) А как ласково назвать её платье? (Платьице.)

Воспитатель показывает детям тряпичную куклу:

- Вот такая интересная кукла совсем не похожа на соломенную, эта кукла тряпичная. Как вы думаете, из чего она сделана? (Из тряпочек, лоскутков ткани.) Такую куклу делала мама для своей дочки, когда она была совсем маленькой. Потом девочка подросла и начинала играть с нею.

Давайте сравним этих куколок. Какая из них более яркая? (Тряпичная.) Опишите, пожалуйста, её наряд. (Платочек, платьице, фартушок.)

В давние времена глаза, рот, нос, рисовали угольками из печки, а потом стали их вышивать нитками. Я буду показывать вам части лица куклы, а вы называйте их ласково. (Ротик, носик, глазки.)

- А теперь давайте сравним соломенную и тряпичную кукол по размеру. Тряпичная кукла большая, а соломенная … поменьше, маленькая.

Дидактическая игра «Закончи стихотворение про куклу»

Бабушка мне сшила … куклу,

Целый день играю с … куклой,

Рассказала всем о … кукле,

Имя выбрала для … куклы –

Дидактическое упражнение «Свистулька»

Воспитатель показывает детям игрушку свистульку:

- Ребята, это свистулька. На кого она похожа? (На птичку.) Свистулька сделана из дерева, значит она какая? (Деревянная.) А как вы считаете, почему она называется свистулькой? (Потому что свистит.)

Дидактическая игра с мячом «Какая игрушка?»

-Ребята, одному из вас я бросаю мяч, называю предмет и материал, из которого он сделан. Вы ловите мяч, бросаете его мне обратно и называете слово, отвечающее на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?». Если игрушка сделана из дерева, значит она деревянная. А если из пластмассы? А из резины? (меха, ткани, соломы, льна, глины, стекла, картона, бумаги,

Дидактическая игра «Подбери словечко»

- Дети, возьмите по одной игрушке. Давайте подберём для каждой игрушки слова-признаки.

Кукла какая? – Красивая, маленькая, льняная, нарядная.

Лукошко какое? – Жёлтое, соломенное, круглое, большое.

Свистулька какая? – Гладкая, толстая, блестящая, звонкая.

Коник какой? – Деревянный, маленький, красивый.

Физкультминутка «Буратино» (дети имитируют движения Буратино, в соответствии с текстом).

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки вытянул, согнул

И по улице шагнул.

Составление описательного рассказа по игрушке.

- Дети, подойдите к столу. Видите, как много здесь игрушек. О них можно много рассказать. При выборе игрушки покупателем в магазине важно то, как продавец сумел обратить на неё внимание покупателя, разрекламировать её, представить её. Давайте придумаем рекламу игрушке. (На столе – глиняная игрушка свистулька – петушок.) Например: Это народная игрушка свистулька – петушок. Он яркий, разноцветный. Сделан петушок из глины. Он умеет свистеть, как свисток. С ним надо аккуратно, осторожно играть, потому что петушок может разбиться.

- Если продавец вот так всё расскажет об игрушке и покажет, что она умеет делать, я обязательно куплю такую игрушку. Теперь представьте себя в роли продавцов. Дети составляют рассказ по игрушке – деревянная свистулька.

Итог занятия. Рефлексия.

- Ребята, вот и закончилось наше путешествие в далёкие времена, когда не было современной техники, а игрушки для детей взрослые делали своими руками. Какие игрушки тех времён вам запомнились? Вы хотели бы с ними играть? Мы обязательно с ними поиграем. Только обращаться с ними нужно осторожно. Как вы думаете, почему? (Могут сломаться, разбиться.) Правильно, ребята, играть с такими игрушками нужно осторожно, тогда они будут долго нас радовать. Молодцы! Всем спасибо!

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе совместно с родителями «Путешествие в прошлое куклы» Ход непосредственно образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята в нашу группу пришло письмо, оно адресовано.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое денег» Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста. Тема: «Путешествие в прошлое денег» Цель: познакомить детей старшего.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки. Электричество» Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Направление: познавательное, речевое. Форма организации: путешествие. Цель: формировать представление.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края» Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме. Задачи: Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского.

Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли»

Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли» По изготовленному мною пособию, представленному в прошлом мастер классе было проведено занятие, конспект которого я предлагаю. Цель: подвести.

Конспект занятия «Новое путешествие в прошлое электрической лампочки» Цели: •Познакомить детей с историей электрической лампочки. •Вызвать интерес к прошлому этого предмета. •Закреплять навыки безопасного.

Читайте также: