Беседа история возникновения игрушки старшая группа

Обновлено: 16.05.2024

Автор: Егорова Галина Васильевна.
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ "Мотыгинская общеобразовательная школа - интернат", п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: В данном рассказе кратко изложена история происхождения игрушки. Этот материал может быть полезен и интересен учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов. Информацию об игрушке можно использовать на тематических классных часах.
Цель: Формирование представления об игрушке через рассказ.
Задачи:
- образовательные: рассказать краткую историю о происхождении игрушки;
- развивающая: развивать внимание, память, воображение, любознательность;
- воспитательная: воспитывать интерес к истории старинных игрушек, к русской культуре.
Содержание:
Что же появляется в доме с момента рождения ребенка? Конечно, игрушки. Причем, с детства его окружают яркие красивые погремушки, которые со временем переходят в мячики, пирамидки, кубики, кольца. Игрушки были необходимы детям во все времена.




По археологическим исследованиям и некоторым литературным источникам можно судить об истории игрушек древнего мира. В Древнем Египте игрушки в основном делали из дерева и ткани. До наших дней сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи.




Мастера Древнего Египта старались передать в игрушке реальность окружающего мира: игрушка-крокодил с открытой пастью, тигр со своей жертвой и многое другое. Некоторые игрушки могли рассказать даже о социальной структуре Древнего Египта: телесные наказания раба или работающий раб.
В античные времена в Греции и Риме игрушки были особым средством воспитания. До наших дней сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, фигурки животных). Было налажено ремесленное производство игрушек, которые хорошо продавались в разных странах. Многие игрушки того времени были с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров.
Многие игрушки средневековья находятся в музейных коллекциях разных стран. Сохранились игрушки, принадлежащие представителям знати и их детям: кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи. В каждом богатом доме была кукла - хранительница домашнего очага. Сохранились целые кукольные дома с обстановкой, выполненной из дорогих материалов с украшениями из драгоценных металлов, камней. Такие куклы – талисманы делались в одном экземпляре, хранились как фамильные ценности и передавались по наследству.
Для детей бедноты игрушки изготавливались из недолговечного материала: соломы, коры, деревьев, глины. Поэтому до наших дней они не сохранились.



На Руси игрушки имели большое воспитательное значение. С ними передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Первыми игрушками были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскутки, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, свистульки, куклы. Расцвет игрушечных промыслов относится к 16 -17 векам, когда начали развиваться народные деревянные и гончарные игрушки. Популярными стали Гжель, Дымковская игрушка, Городецкая.





С развитием промышленности, средств передвижения менялось и содержание игрушек. Стали появляться автомобили, поезда и другой вид транспорта. Со временем появятся пневматические, магнитные, электрифицированные игрушки.
Развитие электронной промышленности дает новые возможности в создании сложной детской игрушки.

Оборудование: иллюстрации разнообразных игрушек, сделанных из

различного материала, старинные игрушки.

I. Вводная часть .

1. Организационный момент.

-Ребята, посмотрите вокруг, чего в нашей группе много? (У нас в группе

много разных игрушек).

-Из каких материалов они сделаны? (Из пластмассы, железа, резины,

-Хотите узнать, как появились игрушки, из чего их делали раньше? Тогда

слушайте мой рассказ.

II. Основная часть.

1. Знакомство с игрушками.

-Давным - давно, когда ещё были совсем маленькими мои дедушка и

бабушка и ещё раньше, делали народные игрушки из дерева и глины, из

бересты и соломы, из старых лоскутов. Железа раньше не было, да и

пластмассу не придумали, приходилось людям делать игрушки из того, что

было. Со временем человек начал выстругивать игрушки из веток дерева,

так появились первые свистульки. В старину игрушку

называли «Таратушкой» - было такое слово «таратай» - так

называли «тутников», сказочников на ярмарках, где продавались игрушки,

вырезанные из дерева. Зазывали тутники людей закличками :

Это русские игрушки.

Очень славные, да забавные.

Да нарядные, ненаглядные .

-Мастера, вырезавшие игрушки из дерева славились, их все

знали. Игрушки из дерева были практичные, прочные и дети с ними долго

играли, передавали их меньшим сёстрам и братьям. Со временем

научились делать двигающиеся игрушки это: курочки, «мужик и медведь»…

Мамы девочкам шили кукол из лоскутков ткани, глазки вышивали. Куклы

получались очень нарядные, мягкие и интересные. Изучая игрушки разных

народов мира, можно узнать лучше о том, как эти народы жили, чем

занимались, что любили. Материал, из которого сделана игрушка, может

нам рассказать о многом. Игрушки делают из: бумаги, меха, бересты,

резины, стекла, глины, пластмассы, теста и т. д. Оказывается, что нет

такого материала, из которого нельзя было бы сделать игрушку.

У нас плели коней из соломы, забавного человечка делали из шишек,

петушка вытачивали на столярном станке из дерева. Но самым

излюбленным материалом была глина. Добывалась она без труда. В руках

податлива и из неё можно вылепить всё, что задумаешь.

Дымковские игрушки-свистульки - начало их деятельности, а сейчас лепят

сцены из сказок и жизни. Игрушки эти необычайно нарядны. Сначала

эту игрушку лепят из глины, затем сушат, когда она высохнет, её красят в

белый цвет, а потом мастера росписи стараются, кто красивее и наряднее

придумает, как её раскрасить. Когда краска высохнет, игрушку покрывают

лаком, чтобы она блестела и привлекала внимание. О какой игрушке

дальше пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка.

-Конечно же, это матрёшка. А знаете ли вы, как появилась матрёшка? Я

-Много лет назад, недалеко от Москвы, народные умельцы придумали и

создали первую матрёшку – занятную деревянную куклу. Похожа она была

на простую крестьянскую девочку. Назвали куклу любимым в народе

именем Матрёна, ласково - Матрёшка. В большой кукле спряталась целое

семейство- одна другой меньше. Всем понравилась матрёшка и взрослым и

детям. Прошло много лет, а она не надоела ни кому. Матрёшка украшает

наши квартиры, её охотно дарят друзьям на добрую память. Раньше её

изготавливали вручную, а теперь на фабриках многих городов. Вот потому-

то одни матрёшки – в ярких сарафанах с передниками, в узорчатых платках,

другие – в зимних шубах. Иные сплошь разрисованы цветами, ягодами, а

фартук, словно ковёр красочный.

Но время идёт и человек делает всё новые и новые игрушки. Игрушки из

железа и пластмассы, из меха и дерева.

-Игрушки бывают разных видов: музыкальные (ложки, свистульки,

молоточек, металлофон, барабан).

-Спортивные, которые помогают заниматься спортом (мячи, скакалки,

-Строительные (разнообразные строительные наборы: деревянные и

-Механические, заводные, на батарейках (машины).

-Ёлочные (игрушки, сделанные из стекла, бумаги, картона).

-Со временем игрушки меняются, если раньше были куклы, лошадки,

то сейчас: роботы, трансформеры, барби, танграммы, компьютеры.

-Самым маленьким дают шумовые игрушки: погремушки, пищалки.

-Прежде чем игрушка попадет к нам в уголок, ей нужно пройти очень

большой путь. Сначала трудятся конструкторы – они придумывают внешний

вид игрушки. Затем выбирают материал, из которого будет

сделана игрушка. По чертежу рабочие делают детали, затем их соединяют.

Готовая игрушка идёт на покраску и упаковку.

Упакованные игрушки развозят по всей стране в магазины.

Отдых нам - физкультминутка,

Занимай свои места.

(встать прямо, руки на поясе).

Раз - присели, два - привстали,

Сели - встали, сели - встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Словно мой упругий мяч

(движения по тексту).

3. Дидактическая игра «Из чего сделана игрушка?»

Например: Игрушка из пластмассы…пластмассовая игрушка.

-Из меха…меховая игрушка.

-Из железа…железная игрушка.

-Из стекла…стеклянная игрушка.

-Из дерева…деревянная игрушка.

Итог. Ребята, что интересного и нового вы узнали об игрушках? Какие

раньше были игрушки? С какими игрушками сейчас играют дети? Как нужно

обращаться с игрушками? Игрушки иногда ломаются, с ними нужно играть

аккуратно и после игры ставить на своё место.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проект встречи "В гости к нам пришли игрушки."
Непосредственно образовательная деятельность. "В гости к нам пришли игрушки" (младшая группа)

Данный материал способствует закреплению и расширению знаний детей по теме: "Игрушки". Воспитателям ДОУ необходимо помнить о том, как важно развитать зрительную память, слуховое внимание, целостное во.


Развлечение В гости к нам пришли игрушки

Конспект вечера развлечения с детьми 3-го г.ж.«В гости к нам пришли игрушки». Цель: Создать у детей радостное настроение от увиденного, побуждать их к активной речи, закреплять умения выполнять д.


Итоговая НОД в младшей группе по разделу социальное развитие «В гости к нам пришли игрушки»

Цель: в игровой форме развивать интегративные качества детей.Образовательный задачи: Учить детей разбираться в нравственных ситуациях. Учить аргументировать свои ответы.Развивающие задачи: .


Конспект интегративной образовательной ситуации с использованием музыки «К нам пришли игрушки»

Программное содержание.Цель: обыгрывание сказочного персонажа, развитие эмоционального отклика на музыкальное произведение и музыкальных способностей детей; интегрируемые образовательные области.

" К нам в гости пришли игрушки "--открытое занятие по развитию речи в младшей группе .

Программные задачи : 1. Воспитывать бережное отношение к игрушкам , умение правильно ими действовать , ласково их называть. .


Сценарий развлечения "К нам пришли игрушки"

Развлечение для средней и старшей группы, дети изучают немузыкальные звуки.

Форма организации образовательной деятельности: фронтальная, групповая.

Образовательная технология: технологии Н. А. Коротковой, «Путешествие по «реке времени».

Средства организации образовательной деятельности:

Материально- технические: компьютер, панно «река времени», раздаточный материал (нитки, схема изготовления куклы, соленое тесто, формочки, ножницы, стеки).

Учебно - методические: предметные картинки для составления «реки времени».

мультимедийные: презентация игрушек на слайдах.

Цель: формирование представлений у детей об истории возникновения игрушек.

Задачи:

Обучающие. Познакомить обучающихся с историей возникновения игрушек, с их значением в нашей жизни, с тем, как люди используют природные материалы при изготовлении игрушек.

Развивающие. Развивать мыслительные операции анализ и сравнение, исследовательский интерес, любознательность, внимание, память, активную речь, логическое мышление. Развивать воображение, творческую активность в продуктивной деятельности.

Воспитательные. Воспитывать коммуникативные умения, аккуратность, самостоятельность, интерес к экспериментированию, активность на занятии. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ход.

1. Вводно-организационный этап.

-Ребята, вы любите игрушки? А какие игрушки вам нравятся?

2. Постановка целей исследования.

- А что вы знаете об игрушках? Для чего нужны игрушки? Всегда ли были игрушки?

А знаете ли вы, какими были игрушки раньше и как их делали люди? Хотите об этом узнать?

- А как это можно узнать? (Прочитать в книге, посмотреть телевизионную передачу).

3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала.

Рассказ об истории возникновения игрушек с показом слайдов.

- С самого рождения у каждого из вас появляются игрушки, но самая первая из них какая, угадайте:

Тронешь - сразу загремит

И младенца удивит.

Что за яркая игрушка? -

Для малышки. (погремушка)

- Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности тоже была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Матери напевали колыбельные песни, постукивая этими погремушками. Считалось, что своим шумом они отгоняют злых духов от ребенка. (1 слайд).

- Древние русские игрушки появились еще IX в. Их делали из дерева и глины, называли - потешки. Это были - деревянные кони, коровы, олени, лебеди, птички и другие предметы. Их использовали и для игр, и в качестве талисманов. Например, русская традиционная кукла-зерновушка, которую дарили на праздники, связанные с урожаем. (2 слайд).

- Самые первые фигурки животных вырезали из кости, (3слайд) а позднее изготавливали из дерева, глины или металла. (4, 5, 6 слайды) .Игрушки шили из тканей или плели из волокна, изготавливали из любых подходящих подручных материалов(7, 8 слайд). Были известны игрушки с подвижными частями тела, которые делали с самых давних времен. Они приводились в движение с помощью простого веревочного или проволочного механизма. (9 слайд)

- Раньше к игрушкам относились очень уважительно. Их никогда не оставляли как попало, а хранили в специальных корзинах или сундуках. (10 слайд). Мало того, игрушками не только играли, они участвовали во многих обрядах: почитание умерших предков, поклонение древним богам, а также выступали оберегами. (11 слайд)

- В наше время игрушки делают на специальных фабриках. Это яркие, современные игрушки, которые умеют разговаривать, петь, прыгать, взлетать, самостоятельно ездить. Их изготавливают из самых разных материалов, каких? (Дерева, пластика, железа, резины, ткани, кожи, бумаги, глины, теста). (Показ слайдов.)

- Ребята, представьте, если бы не было игрушек. (Ответы детей.)

- Игрушки украшают нашу жизнь, делают её интересной и веселой. Игрушки нас учат, развивают, помогают. Как надо относиться к игрушкам? (Бережно, всегда ставить на место).

- А вы хотите открыть свой маленький завод и сделать свои игрушки. -Предлагаю изготовить игрушку своими руками. Вы можете сделать куклу-оберег из ниток или из солёного теста с помощью формочек.

Дети по выбору делают игрушку из ниток или солёного теста.

4. Работа в группах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

«Река времени» начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, и попадает в настоящее время.

- Давайте попробуем составить «реку времени» и мы с вами.

- выберите любую понравившуюся вам картинку и положите её в нужный кармашек.

5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

Дети собирают табл.

-Ребята, давайте проверим, правильно ли мы разместили картинки на «реке времени»?

6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения.

- Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

- А что было самым интересным?

- Трудно вам было выбрать и разместить картинку на «реке времени»?

- Что бы вы ещё хотели узнать?

- Вы можете забрать нашу «реку времени» к себе в группу, показать своим друзьям.

7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

- Как вы думаете, в будущем появятся новые игрушки?

-Я предлагаю дополнить панно будущим. Нарисуйте игрушку будущего.

Предложить детям спросить родителей, дедушек и бабушек есть ли у них старинные игрушки, предложить оформить мини-музей «Игрушки старины».

«История возникновения загадок». Консультация для педагогов История возникновения загадок. Загадка — это замысловатый вопрос с неким намеком, требующий ответа. Все загадки составляются в краткой и.

Фотоотчёт о занятии ОД в старшей группе «История возникновения утюга»

Фотоотчёт о занятии ОД в старшей группе «История возникновения утюга» Задачи: Познакомить детей с историей возникновения утюга; расширять кругозор детей; закрепить представление о назначении и функции предметов.

История возникновения города Волгодонска

История возникновения города Волгодонска Волгодонск один из самых молодых городов Российской Федерации. Его основание связано со строительством Волго-Донского судоходного канала.

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег»

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег» Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности "История возникновения денег" для детей подготовительной группы. Цель. Знакомство.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта» Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта». Цель: Познакомить.

Консультация для родителей «История возникновения елочной игрушки»

Консультация для родителей «История возникновения елочной игрушки» Новогодний праздник, это, прежде всего, красивое наряженное новогоднее дерево – ёлка, сосна или пихта, а ожидание новогодней сказки, волшебства,.

Консультация для родителей «Новогодняя елка: история возникновения и интересные факты»

Консультация для родителей «Новогодняя елка: история возникновения и интересные факты» Сейчас сложно себе представить встречу Нового года без его символа — пушистой вечнозеленой красавицы ели. В канун этого замечательного.

Консультация «История возникновения фейерверка» Фейерверк Возникший с пустой суеты, Из темных проталинок ночи, Достиг фейерверк красоты, Такой, что любуются «очи». Вонзается сердца восторг.

Фотоочерк «Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек. Часть 1 «История возникновения»

Фотоочерк «Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек. Часть 1 «История возникновения» Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек Ариэль «г. Нижний Новгород. Часть 1 «История возникновения» Милые коллеги, вот и началась череда долгожданных.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБДОУ «Добрянский детский сад №19»

Яковлева О.Н. педагог-психолог, Муравьева Н.Е. воспитатель

«Путешествие в прошлое игрушки»

Цель – создание условий для развития умений в познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников

- закреплять умения применять познавательные действия: анализ, сравнения, обобщение

- активизировать и расширять словарный запас детей.

- развивать познавательный интерес

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, желание к совместной деятельности со сверстниками, способствовать созданию благоприятного психологического климата в группе детей; помочь формированию групповой сплоченности.

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Материалы: ИКТ, ноутбук, различные игрушки разных годов.

Педагог-психолог: Посмотрите, пожалуйста, на слайд, вам необходимо разгадать ребус и вы узнаете тему нашего занятия.

Дети отгадывают.

Ребята, а что такое игрушка?

Игрушка – это вещь, с которой можно поиграть. Что же появляется в доме с момента рождения ребенка? Конечно, игрушки. Причем, с детства его окружают яркие красивые погремушки, которые со временем переходят в мячики, пирамидки, кубики, кольца. Игрушки были необходимы детям во все времена. Первые экспонаты музеев игрушек появились в 12-13 веке. Первобытные дети играли с камешками, косточками животных. Это время можно назвать началом Истории игрушек.

Постепенно игрушки стали усложняться, их вырезали из камня, дерева, создавались первые погремушки, фигурки. Расписные коровки, коньки, и называли их филимоновской игрушкой. Глиняные игрушки делали и в Кирове. Называли ее Дымковской, потому что бывшая деревня звалась Дымковской слободой. Игрушки раскрашивали в разные цвета. И вот эту красоту возили на ярмарку, а зазывали покупателей шутками да прибаутками.

Но по праву самой древней игрушкой человечества является кукла. П ервые куклы были и из хлебного мякиша, из глины, дерева, пучка соломы. Причем куклами играли не только девочки, но и мальчики. К концу 19 века у людей куклы играли роль оберега. Они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё также оберегая его от козней злых духов. После эти куклы служили оберегами для детей и дома, пока родители уходили работать. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, что помогало развитию зрения младенца.
Большое распространение в те времена получили так же куклы Столбушки. Получили они такое название из-за того, что их основой являлся березовый столбик, одетый в платьице. Отличительной чертой таких игрушек было то, что они могли устойчиво стоять, поэтому ими охотно украшали дома и использовали для розыгрыша различных сценок.

Матрешка - уникальная игрушка, которая стала символом нашей страны, наряду с русской березкой и русским самоваром. Матрешка имеет удивительную историю.

Вот она перед вами - русская матрешка. Вот они «подружки, сидящие друг в дружке»: все веселые, нарядные, деревянные русские куклы. Первую матрешку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрешки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. В 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе наша матрешка получила золотую медаль. Самая крупная матрешка ростом с первоклассницу, самая маленькая не больше семечка подсолнуха.

В двадцатом же веке игрушки начали меняться с такой скоростью, что рассматривать их нужно уже отдельными десятилетиями. И уж тут можно полноправно говорить о моде на игрушки.

Пятидесятые - В моду вошли ватные елочные игрушки, плюшевые медведи и конечно же солдатики. Так же во всех домах стандартным украшением комодов и трюмо были фарфоровые статуэтки.

Шестидесятые - В игрушках шестидесятых были отражены, как правило, две темы – это сельское хозяйство и космонавтика, ведь именно символом шестидесятых стали золотые початки кукурузы и радостно улыбающийся Гагарин.

Семидесятые-восьмидесятые - Игрушечная промышленность этого времени достигла своего расцвета. Плюш заменил искусственный мех, а скромная тональная гамма прошлых десятилетий уступает место ярким цветам. Основные образы игрушек взяты с персонажей мультфильмов, это и Винни - Пух, и Котенок Гав, и Буренка из Масленкино, ну и конечно же любимые всеми Крокодил Гена и Чебурашка.

Девяностые - Это десятилетние можно смело называть временем зарубежных игрушек, мода на которые менялась уже чаще, чем раз в год. Здесь и Барби, и черепашки Ниндзя, а так же прыгуны, лизуны, радуги и прочие странные забавы в компании с киндер-сюрпризами и вечно умирающим Тамагочи.

И все-таки все эти игрушки, несомненно, были сделаны для того, чтобы развивать детей физически и интеллектуально, чтобы учить уважать свою страну и ее историю. А у нас детей должны быть очень хорошие отношения к игрушкам, чтобы каждая из них не была забыта нами и не валялась в пыли. Ведь с давних времен в народе считалось, что дети, которые плохо обращаются с игрушками, небрежно, быть беде. Верили, что игрушки охраняют жизнь тех, кто играет в них.

Подвижная игра: «Кто скорее возьмет игрушку»

Дети двигаются по кругу в колонне по одному по ритмическую музыку. В центре круга – в обруче кукла. По команде дети выполняют подражательные движения (идем как куклы, идем как мишки, прыгаем как петрушки). Музыка перестает звучать, дети бегут в центр зала к кукле. Кто дотронется быстрее - победитель.

Пальчиковая игра «Мячик»
Делают движения в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю между ладоней.
Взад - вперед его гоняю. Смена рук.
Им поглажу я ладошку Катают взад - вперед.
Будто я сметаю крошку. Смена рук.
И сожму его немножко, Сжимают.
Как сжимает лапу кошка. Смена рук.
Каждым пальцем мяч прижму. Нажимают пальцами на мяч.
И другой рукой начну. Смена рук.
А теперь последний трюк :
Мяч летает между рук! Перебрасывание мяча из руки в руку

Воспитатель: ребята, предлагаем вам рассказать о своей любимой игрушке? Какими игрушками вы любите играть? ( рассказы детей)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 197» комбинированного вида

МБДОУ «Детский сад № 197»

Конспект интегрированного занятия

с детьми подготовительной группы

Разработала и провела:

Возрастная группа – Подготовительная к школе группа с ЗПР.

Тема занятия – « История игрушки ».

Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

- обогатить представление детей об игрушках прошлого, закрепив представление о деревянной, глиняной, соломенной, тряпичной игрушке;

- формировать интерес к старинным игрушкам и желание их изготовить;

- развивать ретроспективный взгляд на предметы прошлого (игрушки);

- развивать гендерные представления у детей;

- пополнить словарный запас детей: соломенная, деревянная, глиняная, тряпичная, глина, солома, дерево, ткань, оберег, самоделка.

- воспитывать любовь к Родному краю и бережное отношение к национальному достоянию.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: ТСО, презентация «Путешествие игрушки», экспонаты Мини - музея «Сударушка» (игрушки, природный материал: кусок глины, сучок дерева, солома, лоскуток ткани, Волшебный короб), д\и «Четвертый лишний», схема рассказа.

Раздаточный материал: наборы разрезных картинок с изображением игрушек (по количеству детей)

Предварительная работа:

Создание в мини – музее выставки на тему: «Игрушки наших бабушек».

Рассматривание иллюстраций на тему: «Куклы- обереги».

Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева (отрывок об обереговой кукле).

Разучивание с детьми стихов Кретовой М., Рубальской Л., Пожаровой М. о куклах и русской народной игры «Маланья».

Рассматривание кукол – самоделок.

Сюжетно – ролевые игры «Дочки – матери».

Разучивание физминуток, пальчиковой гимнастики.

Подбор информационного материала.

Организационный момент.

Под музыку дети заходят, встают в круг

Дети стоят в кругу, держаться за руки и вместе с педагогом говорят приветствие

Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем наше приветствие!

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

И гостям сегодня рад

Наш любимый детский сад.

Здравствуйте, друзья, подружки

Наши разные игрушки!

Организационный момент в начале занятия. Приветствие

Основная часть занятия.

дети продолжают стоять в кругу

Предполагаемые ответы детей

(Не было фабрик, магазинов. Не умели делать пластмассу, резину и т.д.)

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Предполагаемые ответы: «…потому что в реке водилась рыба, люди пили воду, купались. В лесу собирали грибы, ягоды, охотились. Из деревьев строили, топили печь. »

Предполагаемые ответы детей:

(- Потому что их сделали сами, своими руками из подручного материала.

- Потому что находится под рукой, природный материал)

Смена деятельности детей организация детей на физминутку

Дети образуют круг, в центре находится водящий. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят текст. По окончании они останавливаются, а водящий показывает какие-либо движения; дети повторяют их. Затем выбирается новый водящий, игра возобновляется.

Дети встают полукругом

Дети показывают своих кукол.

Рассказ детей о том, как они изготавливали своих кукол самостоятельно или с помощью близких.

Предполагаемые ответы детей: (кукла «Пеленашка»).

- Потому что внутри ей крупа.

(- У куклы в зеленом сарафане есть глаза, лицо, а в красном - нет лица…)

(- Потому что они оберегали людей от бед, от не урожая, от не чистой силы.)

-Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

(- У неё много рук.)

Смена деятельности детей организация детей на дидактическую игру

(Кукла - барыня - из соломы - соломенная;

Лошадка из глины - глиняная;

Матрешка из дерева - деревянная;

Кукла «Крупеничка» из тряпочки - тряпичная, внутри крупа…)

Смена деятельности детей

(Дети под музыку выходят и садятся в группе за столы)

организация детей на дидактическую игру

- Из пластмассы, из железа, из резины.

Дети выкладывают из разрезных пазл старинные или современные игрушки.

- У вас современные, интересные игрушки, а как вы думаете, раньше были такие игрушки?

- А во что ж играли наши прадедушки, прабабушки? Не знаете?

- Я предлагаю совершить путешествие в прошлое и узнать, какими были первые игрушки. Вы согласны со мной? Тогда присаживайтесь.

-Ушки слушают, да слышат, глазки смотрят, да видят.

Очень часто за делами,

За чередою наших дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И так более привычно

Нам полеты на луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

«Давным - давно на берегу широкой реки Обь, на краю леса в деревянной избе жила крестьянская семья.

- Как вы думаете, почему избы люди старались в старину строить на берегу реки и около леса?

Правильно. В семье были отец, мать и двое детей - Маняша и Ванюшка. Девочка была постарше - шести годков, как вы, а мальчонка был совсем крошечным.

- Семья была бедная, но трудолюбивая. Однажды мать и отец ушли на сенокос, а детей с собой не взяли.

- Маня была старше и присматривала за братом. Нечем развлечь Мане Ванечку.

Взяла она сучок дерева, запеленала в тряпочку, получилась кукла «Пеленашка» и положила в люльку рядом с малышом.

- Стала песню петь, да люльку качать. Так Ванюшка и уснул.

А сама взяла пучок сухой травы – соломы, повязала его лоскутком

- и получилась забавная кукла – «Кувадка»

- Так и время быстрее пролетело.

Когда родители вернулись с сенокоса, увидели, какая смышленая дочурка у них растет и решили сделать для детей игрушки из того, что есть под рукой:

- Мать принесла с реки комок глины и слепила конька и петушка.

- А отец из дубового бревна вырезал чудо - тележку.

- А из пучка соломы сделали бычка соломенного.

Вот так у Манечки и Ванечки появились первые игрушки - Самоделки.

- Почему эти игрушки называются «Самоделки»?

- Из какого подручного материала делали в старину игрушки?

- Почему глину, дерево, солому называют подручным материалом?

Правильно. В старину делали игрушки своими руками из подручного материала: дерева, соломы, глины - из того, что дала людям матушка - природа.

- Ребята, понравилось вам путешествие в прошлое?

- А сейчас я вас и наших гостей хочу пригласить в настоящий музей «Сударушка», где сегодня собрана выставка настоящих старинных игрушек «Игрушки старины далекой».

Мы идем за шагом шаг.

Сделаем вот так.

- Проходите и смотрите, гости дорогие!

- Вот мы и пришли в музей «Сударушка». Но наш музей необычный. Во - первых, он маленький и находится в уголке нашей группы. Поэтому называется «Мини - музей «Сударушка».

А во - вторых, все экспонаты выставки «Игрушки старины далекой» собраны родителями и педагогами группы, а некоторые даже сделаны руками наших ребят.

- Ребята, а вы узнали своих кукол?

Расскажите нам о них.

- Ребята, а что это за маленькая запеленатая куколка?

Правильно. Давайте вспомним про неё стихотворение. Тогда всем станет ясно, почему её так назвали.

Обратите внимание на эту куклу. Как она называется?

Правильно. Это – «Крупеничка» -

В землю зернышко кладет и накормит весь народ.

- А почему её так интересно назвали?

Люди собрали урожай крупы и положили в куколку. На следующий год можно это зерно или крупу вновь посадить или сварить кашу.

- Вот какая нужная в хозяйстве куколка «Крупеничка».

- Ребята, вот здесь рядом две куклы. Посмотрите внимательно, что у них общего? Какие они?

- Но есть у них одно серьезное различие. Какое?

Правильно. Какие вы наблюдательные!

- Может кто-то из вас знает, как в народе называли безликих кукол?

- И это вы знаете!

- А почему их называли куклы обереги?

- Правильно. А какую сказку мы с вами читали о куклах оберегах?

- Какие ребята у нас начитанные, умницы, много знают.

Но у нас появились и новые игрушки, необычные, например «Кукла –Десятиручка».

- Как вы думаете, почему её так назвали?

В нашем музеи есть интересные экспонаты, например короб, а в нем какой – то мусор один.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Что за игрушка расскажи, из чего сделана покажи!»

Я покажу игрушку, а вы должны показать из чего сделана и назвать какая она? Приготовились?

- Очень интересная экскурсия у нас получилась. Пора нам и в группу возвращаться.

- А это что это за надпись на дверях? Прочитаем.

Гостей мы сегодня у нас привечали,

О всех оберегах мы вам рассказали:

Для дома, любви, для удачи и счастья,

О том как себя уберечь от несчастий.

Так будьте здоровы, богато живите

И в гости ещё к нам не раз приходите!

- Много мы сегодня узнали о старинных игрушках, но все - таки все меняется: появились заводы, фабрики. Стали изготовлять современные игрушки.

- Из чего сделаны современные игрушки?

Игрушки бывают очень разные . Я предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний».

- Посмотрите. И у вас на краю стола лежат конвертики. Вы должны не торопясь сложить пазлы. Внимательно рассмотрите, какая игрушка у вас получилась и составить о ней рассказ по схеме.

- Все справились с заданием, были внимательны и поэтому получились интересные рассказы.

После занятия мы послушаем рассказы остальных деток.

Поэтому свои пазлы оставьте на столах.

Введение в тему.

Ситуативный диалог с воспитанниками.

Презентация по теме «Игрушки старины далекой»

Опросить нескольких детей

Обратить внимание на посадку воспитанников

Подведение к основной части занятия

Работа в музеи группы «Сударушка»

Сначала все рассмотрят, затем дети встают полукругом

Короткие рассказы детей с помощью педагога

Желающие читают ранее выученное стихотворение

М. Кретовой «Кукла «Пеленашка»

Педагог предлагает потрогать детям куклу

Ситуативный диалог с воспитанниками.

Подведение к основному понятию «Куклы обереги»

Было проведено предварительное чтение и беседа по русской народной сказке «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева (отрывок об обереговой кукле).

Педагог предлагает посмотреть и потрогать куклу

Подведение к дидактической игре «Что за игрушка расскажи, из чего сделана покажи!»

Педагог показывает короб с природными материалами.

Игра «Что за игрушка расскажи, из чего сделана покажи!»

Игра «Четвертый лишний».

Педагог следит за посадкой, на столах пазлы «Разрезные картинки»

Схему поместить на мольберт. Выслушать 2-3 рассказа.

Заключительная часть занятия.

Дети вспоминают, чем сегодня на занятии занимались и что особенно понравилось.

Дети встают с мест

Под русскую народную «Прощальную» покидают группу

- Незаметно наше увлекательное занятие подошло к концу. Что вам сегодня особенно понравилось?

- О чем вы сегодня расскажите дома?

Мне тоже было очень интересно беседовать с вами: рассказали о куклах оберегах, играли в игру «Четвертый лишний», составили отличные рассказы про игрушки старинные и современные.

- Поэтому я хочу подарить набор для рукоделия, чтобы мы вместе с вами сделали новую игрушку - самоделку и пополнили наш Мини - музей. Спасибо всем ребятам и нашим гостям.

Педагог дарит ранее приготовленный «Набор для рукоделия»

Приложение 1

Куклы обереги своими руками

Приложение 2

«Кукла «Крупеничка» куколкам сестричка»

Приложение 3

Д\и «Разрезные картинки»

Приложение 4

Отрывок из русской народной сказки «Василиса Прекрасная» в обработке А.И. Афанасьева

«В некотором царстве жил- был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из –под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу - Столбушку, береги её, всегда при себе носи и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью»…

Когда мать умерла, отец Василисы женился на злой мачехе, которая невзлюбила свою падчерицу. Она изводила её, заставляя делать всю домашнюю работу. Однако Василиса всё переносила безропотно, и с каждым днём всё хорошела, а между тем мачеха с дочками дурнели от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, ничего не делали. Кто же помогал Василисе?

Помогала её куколка. Без неё девочке не сладить было бы со всей работою! Зато Василиса сама, бывало не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрётся в чуланчике, где жила, и потчивает её, приговаривая: « на, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу никакой радости, злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть, что делать?» Куколка покушает, да потом и даёт ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу выполняла за Василису…Хорошо было жить ей с куколкой…

Вот такая тряпичная кукла - Столбушка помогла Василисе пережить много горя и пройти все испытания. Берегла свою куколку девочка и всегда носила в кармане.

Читайте также: