Безопасные игрушки для детей грудного возраста

Обновлено: 08.05.2024


Грудничкам, которых только что доставили из роддома в свою комнату, игрушки не нужны. Ручки пока не слушаются, постоянно клонит в сон, взгляд плохо фокусируется. Но пройдет буквально 2-3 недели, и все изменится. Ребенок начнет тянуться ко всему яркому, шелестящему и гремящему. Без игрушек не обойтись. Они развивают, успокаивают и отвлекают. Подготовили для вас чек-лист игрушек для новорожденных, которые точно не окажутся лишними в «коллекции» ребенка. Даже когда он немного подрастет.

Погремушка

Классика жанра. Пожалуй, именно эта игрушка в той или иной вариации будет вечным спутником малыша вплоть до года.

Погремушка может звенеть, шуршать, греметь — выбирайте. И она не только развлекает малыша и привлекает его внимание, но и крайне полезна, чтобы развивать мелкую моторику. Вкладывая погремушку в детскую ручку, вы стимулируете тактильное восприятие и координацию движений.

Идеальная погремушка для грудничка — яркая, но с максимально простой конструкцией и деликатным «бренчанием». Например, что-то вроде маракас или мягкой игрушки — вариантов масса.


К 3-6 месяцам можно предложить ребенку более сложную погремушку. Например, светящуюся или с мягкими вставками. Да хоть электронную. Но и тут не забываем о правилах безопасности — выбираем погремушку без мелких деталей, которые грудничок может случайно оторвать и проглотить.


Прорезыватель

Эта игрушка, когда малышу пойдет 3-4-й месяц, станет любимой для него — все надо пробовать на вкус, да и десны начинают чесаться. Значит запасаемся прорезывателями. В целом, любая игрушка и даже мамина рука могут стать для новорожденного «грызунком». Но все же лучше запастись отдельным прорезывателем.

Считается, что для младенцев до 6-ти месяцев лучше подобрать прорезыватель поменьше — у него пока режутся только передние зубы. А вот после полугода ребенку будет удобнее чесать десны более крупной игрушкой. С материалом придется экспериментировать. Никогда не угадаешь, какой прорезыватель понравится ребенку, — тканевый, деревянный, латексный или силиконовый. А еще у этих игрушек могут быть и дополнительные «функции» — например, охлаждающий эффект.


Как говорят стоматологи, о гигиене полости рта ребенка нужно заботиться с самого его рождения. Поэтому можно присмотреться к прорезывателям, которые по форме напоминают зубную щетку и имеют ворсинки. Так можно с младенчества развивать у ребенка навыки гигиены.

Мобиль на кроватку

Большую часть времени грудничок проводит в кроватке, пока не научится ползать. Поэтому нужен мобиль, который крепится к кроватке. При выборе смотрим на количество предметов на нем — достаточно 3-4 свисающих вниз игрушек. И конечно, важно качество крепления «деталей». Мелодия — спокойная и негромкая.


Мобиль не только развлекает. Он еще помогает развивать слуховое восприятие и учит следить за передвигающимися предметами. Мобили могут быть разными — с мягкими или пластиковыми игрушками, со звуком и без, световые, полностью механические.

Кстати, классический мобиль можно заменить подвеской на кроватку. Но такая игрушка будет более актуальна, когда новорожденному пойдет 3-4-й месяц, и он уже начнет переворачиваться и хватать все руками.


Подвеска на коляску и автокресло

Чтобы и в дороге младенец чувствовал себя «как дома», придется запастись и подвесками в коляску. Они подойдут и для крепления на автокресле. Универсальные игрушки. По сути, это те же мобили, только более миниатюрные. Варианты фиксации могут быть разными.


Игрушки на руку

Тут все просто — это мягкая резинка или манжета, на которой закреплена небольшая погремушка. Она шуршит, бренчит или звенит — вариаций много. Игрушка фиксируется на ручке или ножке ребенка. Основная ее задача — привлекать к себе внимание. Для новорожденных, которые пока не умеют даже переворачиваться, — отличный вариант. При выборе смотрим на качество крепления браслета. Если она будет постоянно спадать с руки, то теряется весь «смысл» игрушки.

Для новорожденных выбираем максимально простые игрушки-манжеты. Это, по сути, переносная погремушка.


После 6-ти месяцев можно подобрать игрушку-манжету посложнее. Со вставками разных форм и фактур.

Мягкая книга

Для книг никогда не бывает слишком рано. Но младенцам до 6-ти месяцев выбираем ту, у которой мягкие страницы с сенсорно-стимулирующими функциями. Мягкая книга шелестит, гремит и шуршит, у нее есть ленты и клапаны — то, что нужно для привлечения внимания и развития мелкой моторики.


Игрушки с зеркалом

Младенцы любят смотреть на собственное изображение. Вряд ли в 2-3 месяца новорожденный понимает, кто в отражении, но такое развлечение ему точно по душе. Значит надо дать ребенку возможность «любоваться» собой. Покупаем игрушку с зеркалом. Естественно в ней не будет настоящего стекла для полной безопасности ребенка. В изделие вшивают другие отражающие материалы. И как правило, это большие погремушки, мягкие книжки или игрушки.

Для новорожденных до 6-ти месяцев можно выбрать те игрушки с зеркалом, которые крепятся к бортику кроватки.


Развивающая арка

До 4-х месяцев, пока новорожденный не умеет переворачиваться, развивающий коврик ему не нужен. А вот достоинства арки малыш непременно оценит. Игрушка представляет собой конструкцию в виде треноги или дуги, на которой закреплены погремушки. Младенец без проблем дотянется ручками до подвешенных «шуршалок», если отрегулировать высоту арки.

Пол при необходимости застилаем одеялом, укладываем малыша, а сверху арка. Считайте, что у вас есть свободные полчаса, пока малыш будет «исследовать» игрушку. Есть модели с ковриками в наборе. И необязательно выбирать механические пластиковые конструкции, вполне годятся и деревянные.


Резиновые игрушки для ванной

Младенцам не нужно много игрушек в ванной. Это потом можно задуматься о «сложных» механических устройствах для веселого купания, которые пускают пузыри, катаются по воде и пускают фонтаны. А для грудничка в первый год вполне хватит прорезывателя и пары резиновых игрушек. Уточки, шарики, рыбки — выбираем и предлагаем новорожденному.


Игрушка-платочек

До 3-х месяцев новорожденный не «поймет» обычных мягких игрушек. Пока нужно что-то другое. Такое же мягкое и приятное на ощупь, но более интересное — чтобы еще и погрызть, и пошуршать. Значит ищем игрушку-платочек. Многие из них дополнены прорезывателями или мини-погремушками.


«Умный» кубик

Для грудничка даже крупные конструкторы покупать пока рано. А вот «умный» кубик вполне может пригодиться. Развлекает, развивает мелкую моторику, учит распознавать фактуру материалов, заменит прорезыватель.

Грудничкам до года лучше выбирать мягкие кубики. Они легкие, а значит не поранят. Игрушки для самых маленьких дополнены погремушками и грызунками, разными шуршалками. Можно выбрать модели, которые крепятся к коляске или кроватке.


Текстурированные мячики

Специалисты по раннему развитию говорят, что, чем больше у ребенка будет тактильных ощущений, тем лучше. Прикосновение к материалам разной текстуры успокаивает и развивает мелкую моторику. И тут даже «сложные» игрушки не потребуется — хватит и текстурированных резиновых шариков. Младенец будет тянуться к ним и изучать со всех сторон. А после 6-ти месяцев попробует и ползать за катящимися по полу мячиками.

Эти игрушки, как правило, продаются целыми наборами. Самые разные цветные мячики — с щетинками, рельефными точками и впадинками.


Тряпичная кукла

Для «сложных» пупсов новорожденный дорастет еще нескоро. А вот простая тряпичная кукла малышу вполне может понравиться. Мягкая, яркая, приятная на ощупь. Скорее всего, младенец не расстанется с этой игрушкой весь первый год, а то и дольше.

При выборе смотрим, чтобы на кукле не было «лишних» деталей, опасных для грудничка. Приветствуются шелестящие и звенящие элементы. И это необязательно должна быть именно классическая кукла. Для новорожденного можно выбрать модели в виде животных.


Музыкальные игрушки

Малыш любого возраста оценит такую игрушку. Главное — выбрать подходящую модель. Для грудничков — мягкие, с тихой мелодией. После 6-ти месяцев подойдут и более «сложные» игрушки — пластиковые, на батарейках, светящиеся, с множеством кнопок.

Топ 10 игрушек, которые можно предложить новорожденному

Первые игрушки можно предлагать малышу в 1 месяц. К этому времени малыш начинает смотреть по сторонам и кратковременно фиксирует взгляд на предмете.

При выборе игрушки рассуждайте так: все, что попадает ребенку в руки сразу попадает ему в рот Поэтому предметы должны быть безопасными и прочными: не иметь острых краев и мелких отделяющихся деталей.

П ервая игрушка должна быть яркая и с хорошим звуком.

В 4 месяца рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

В 5 месяцев берет из рук взрослого игрушку и удерживает.

игрушки.jpg

1. Погремушка

Это первая игрушка малыша. Ее можно приобрести в месяц. Внутри есть гремящие шарики или колокольчиками. Продаются в виде навесных бус, состоящих из мячиков или фигурок животных. Малыш разглядывает бусы лежа в кроватке или коляске.

2. Музыкальный мобиль

Это набор навесных игрушек, которые крепятся над кроваткой малыша. Устройство крутится и издает приятную музыку, малыш следит взглядом за перемещениями предметов. Выбирайте мобиль со спокойной музыкой и не слишком яркими предметами. Располагайте над ножками, чтобы игрушка попадала в поле зрения малыша.

3. Черно-белые карточки и предметы

Дети хорошо воспринимают черные и белые цвета. Приобретите специальные карточки или распечатайте их из интернета. Повесьте такие рисунки в кроватку и на стены в квартире. Для совсем маленьких выбирайте простые линии и усложняйте рисунки по мере взросления.

4. Прорезыватель

прорезыватель.jpg

Должен быть примерно 4-6 см, чтобы удобно поместиться в ручку малыша. Хорош в период прорезывания зубов. Выбирайте экологичные материалы с прорезиненными вставками.

5. Мякиши

Для развития тактильных ощущений предлагайте ребенку мягкие игрушки из ткани: кубики-мякиши, куклы - тильды, мягкие книжки. Выбирайте натуральные материалы с прочными швами. Это один из самых безопасных видов игрушек.

6. Развивающий коврик

Предназначен для малышей от 3х месяцев. Представляет собой полотно с дугами, на котором располагаются навесные игрушки. Основание имеет шуршащие, пищащие, двигающиеся элементы. Можно дополнять любыми навесными предметами по вашему вкусу.

7. Резиновые игрушки для купания

Черепашка, уточка, кораблик. Выбирайте разные цвета. Такие игрушки часто содержат пищащие элементы, которые привлекают малыша. Развлечения в воде могут помочь заинтересовать кроху купанием, если он, например, боится воды.

Это важно!

8. Звуковые игрушки

муз коврик.jpg

Детское пианино или другое устройство издающее звуки. Говорящие и поющие игрушки. Они разовьют слух и мышление. Помогут деткам различать игрушки. Очень скоро малышу начнет нравиться нажимать на кнопки и извлекать звуки из игрушки самостоятельно.

9. Неваляшка

Игрушка имеет образ в виде улыбающегося личика, который детям очень нравится разглядывать. Музыкальный элемент и способность качаться привлекает малышей. Игрушка способствует играм на животике, а также помогает, например, одеваться. Дети часто улыбаются и гулят с неваляшками. Первую неваляшку лучше приобрести небольшую – 20-25 см. чтобы малыш мог сам ее качать.

10. Игрушки-развивайки

Кубик-сортер, детские счеты, молоточек с фигурками, развивающий центр. Игрушки с движущимися и музыкальными элементами. Подойдут малышам от 6 мес, когда они уже сидят.

Мамы могут сделать игрушки своими руками:

  1. Тканевая куколка с наполнителем. Возьмите выкройку в интернете, а в части куколки вшейте разные материалы: фасоль, макароны, гречку, шуршалки из бумаги. По этому же принципу можно сделать любую игрушку-мякиш.
  2. Маленькая пластмассовая бутылочка из-под воды с крупой и макаронами внутри. Малыш видит гремящие элементы сквозь стенки бутылки. Позаботьтесь о плотно закрученной крышечке.
  3. Вырежете черные и белые фигурки из фетра. Повесьте их на шнурок. Расположите над кроваткой или коляской малыша.

Как играть с младенцами:

игра с младенцем.jpg

  • Расположите погремушку на расстоянии 25-30 см от личика ребенка, погремите и привлеките внимание. Потряхивайте и медленно перемещайте из стороны в сторону. Малыш будет внимательно следить за ней глазками.
  • Детям от 2х месяцев вкладывайте игрушки в ручки. Привлеките внимание к ручке с вложенным предметом и потрясите ее, поводите из стороны в сторону.
  • Катайте по ладошке малыша игрушки с разными фактурами: резиновый мячик, тканевую куколку, пластмассовую погремушку. Так Вы развиваете тактильные ощущения и мышление крохи.
  • Покажите как играть: берите ручку ребенка и трогайте предметы в развивающем коврике. Нажимайте пальчиком ребенка на кнопки и открывайте дверцы.
  • Перемещайтесь с малышом по квартире и разглядывайте черно-белые карточки. Разговаривайте с ним. Малыш будет внимательно слушать Вашу речь и смотреть на фигурки. Для него это увлекательно и познавательно.

Это важно!

Учите малыша играть: вкладывайте предметы в ручки ребенка, показывайте как перемещать игрушку и издавать звуки.

Выделим главное:

  1. Предлагайте игрушки малышу с 1 мес. Это период когда кроха активно начинает крутить головой и рассматривать предметы. До 3х месяцев это 3-4 игрушки. Дальше игрушек может быть больше, их нужно периодически менять когда ребенок теряет интерес.
  2. Предлагайте малышу безопасные и качественные игрушки из экологичных материалов. Следите чтобы не было отделяющихся мелких элементов, которыми малыш может подавиться.
  3. Выбирайте игрушки по возрасту: до 3х месяцев это игрушки, за которыми малыш наблюдает: движущийся мобиль, навесная погремушка, черно-белые картинки. С 3х месяцев предложите игрушки, которые можно трогать, задевать и брать в ручку.
  4. Учите малыша играть с игрушками: вкладывайте в ручку, покажите как перемещать и издавать звуки.
  5. У малышей есть любимые игрушки. А некоторые игрушки могут напугать ребенка. Когда предлагаете новое, не подносите сразу близко, понаблюдайте за реакцией.

Опытная мама, консультант по юридическим вопросам

Другие статьи

Рекомендуем для вас

Подвижные игры для детей

Подвижные игры в 1-3 года, игры для группы детей.

Ротавирусная инфекция у детей

Температура при ротавирусе у ребенка. Лечение ротавирусной инфекции. Что дать ребенку при ротавирусе.

Выбираем детский крем

Состав детского крема. На что стоит обратить внимание?

Игры с песком для ребенка

Развивающие игры для песочницы. Игры с кинетическим песком.

Игры с водой для детей

В какие игры с водой можно поиграть с ребенком. Игры в бассейне для детей. Правила безопасности игры с водой

Ребенок убегает. Что делать?

Ребенок убежал от мамы на улице. Разбираемся, что делать взрослым. Почему ребенок убегает? Как объяснять ребенку, что убегать нельзя.

Прикорм в 4 месяца

К 4-м месяцам желудочно-кишечный тракт младенца становится более зрелым. Самое время задуматься о начале прикорма.

Ребенок обжегся. Что делать?

Ребенок обжегся смесью, чаем, водой в ванной, об плиту.

Официальный сайт производителя детского питания Nutrilak создан в помощь молодым родителям. Здесь есть не только полная информация о нашей продукции: молочных смесях, кашах, специализированных продуктах для беременных и кормящих, но и полезные материалы для мам и пап.

В разделе Школа мам вы найдете статьи и видеоуроки о питании, росте, развитии детей первого года жизни и старше. Мы ответили на частые вопросы о детском здоровье, психологии, продуктах для детей, собрали советы экспертов. Не нашли ответа на свой вопрос? Пишите, будем рады помочь!

Грудное молоко — лучшее питание для малыша.
Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует грудное вскармливание для детей до 6 месяцев.
«Nutrilak» поддерживает ВОЗ и предлагает продолжать грудное вскармливание как можно дольше. Перед применением продукта проконсультируйтесь со специалистом.

Чем занять ребенка в месяц? С этого возраста можно развивать зрение, слух, мускулатуру и нервную систему малыша. Для этого существуют специальные упражнения.

чем занять ребенка советы.jpg

Игра «Погремушка»

Мама держит погремушку на расстоянии 35–40 см от личика малыша. Привлекает его внимание, а затем водит из стороны в сторону - малыш начинает следить глазами. Когда кроха привыкнет – можно усложнить упражнение движениями вверх-вниз и по диагонали. Важно чтобы движения были плавными и медленными.

Черно-белые картинки с линиями и геометрическими фигурами

Распечатайте такие карточки на принтере и вешайте в кроватку, то справа, то слева от малыша. Кроха будет с удовольствием их разглядывать.

Мелодичная музыка

Включайте ребенку не громкую музыку. Малыш сразу станет более сосредоточен, так как будет слушать ее.

Игра «Разговор с животиком»

Прикоснитесь губами к животу малыша и расскажите что-нибудь. Малыш тут же отреагирует на приятные вибрации.

Легкий массаж ручек и ножек малыша

Нежно разминайте и поглаживайте каждый пальчик, а затем ладошку и ступни крохи. Дело в том, что на ступнях и ладонях находится множество точек, отвечающих за развитие речи и мышления. Кроме того, такие занятия приносят малышу удовольствие и расслабляют его.

Expert

Опытная мама, эксперт Нутрилак

Из личного опыта

“Я совмещала такой массаж с уходом за малышом: при смене подгузника или пеленании. Со временем дочка стала реагировать: успокаивалась и замирала или тихонько гулила”

запор у малыша.jpg

Это важно!

Все занятия с малышом в месяц нужно проводить в спокойной обстановке, без громких звуков. Важно чтобы мама улыбалась, поглаживала и нежно разговаривала с крохой. Тактильное общение— это основное условие для гармоничного развития крохи.

В три месяца малыш уже держит голову, различает предметы и реагирует на звуки. Добавляйте новые упражнения и занятия, развивайте слух и мелкую моторику крохи.

Песенки

Пойте ребенку песенки. Со временем малыш начнет узнавать их и радостно реагировать.
Знакомьте с миром вокруг. Носите кроху по квартире, показывайте и описывайте предметы. Так вы разовьете зрение и мышление малыша.

Навесные погремушки

Закрепите над кроваткой или коляской навесные погремушки так, чтобы ребенок мог сам задевать их ножками или ручками. Со временем малыш будет стараться двигаться, чтобы погремушка издала звук. Так вы разовьете у крохи физическую активность и координацию.

Пальчиковые игры

Подойдут игры «Сорока-ворона», «Ладушки» и «Посчитаем пальчики». В возрасте до года это поможет малышу легко и без усилий научиться манипуляциям с предметами: например, удерживать погремушку, собирать пирамидку, играть в кубики.

Подвесной музыкальный мобиль

Установите его в кроватку малыша. Фигурки, двигающиеся под музыку, непременно увлекут его. Выбирайте варианты, где есть несколько мелодий: очень скоро у малыша появятся любимые.

Гимнастика и массаж

Такие занятия помогут укрепить мускулатуру и нервную систему малыша. Подойдут упражнения с осторожным сгибанием-разгибанием ручек и разведением их в стороны, подъем ножек вверх и опускание их по очереди то в одну, то в другую сторону.

Музыкальные игрушки

Предлагайте крохе звенящие погремушки, поющие игрушки, маракасы, пианино и все, что издает музыку.
Первые книжки. В этом возрасте малышу подойдут мягкие книжки с яркими картинками. Рассматривайте их вместе с малышом, называйте и описывайте предметы.

Кубики-мякиши

Это кубики из ткани, с мягким наполнителем внутри. Их можно сжимать и разжимать, мять и жевать. Они развивают фантазию и координацию движений.
Первые прятки. Спрячьтесь за одеялом и скажите «ку-ку», а затем выгляните. Малыш быстро поймет суть игры и будет весело смеяться над вами.

Игрушки Монтессори.

Это специальные игрушки из дерева. Они имеют простые и логически понятные формы. Например, деревянные бусы, лабиринты из шариков, игрушки-вкладыши. Суть методики в том, что сначала взрослый учит малыша играть в игрушку, а затем постепенно переходит в позицию благодарного зрителя и наблюдает. Такие игрушки отлично развивают логику, мышление и самостоятельность малыша.

Expert

Опытная мама, эксперт Нутрилак

Из личного опыта

“Оба моих ребенка с удовольствием играли в игрушки Монтессори. Но каждый в свое: сын любил деревянные бусы, а дочь игрушки-вкладыши. Я, как мама, видела реальную пользу от таких занятий: малыш увлечен, развивает мелкую моторику и размышляет.”

Бизиборд

Это развивающие доски, на которые прикреплены замки, шнуровки, звоночки, обесточенные розетки, дверцы, мягкие мешочки и пр. Их можно приобрести в готовом варианте или сделать самим. Такая игрушка дает малышу возможность познавать мир через тактильное восприятие и развивает практически все: мелкую моторику, память, логическое мышление, координацию движений и усидчивость (очень пригодится гиперактивным малышам). Важно не просто дать такую игрушку малышу, а показать, как играть. Увлечь. Предложить варианты.

Игры в ванной

Дети обожают плескаться в воде. Посадите малыша в ванну с малым количеством воды и дайте 4-5 игрушек. Покажите, как игрушка ныряет, плавает и набирает воду. Малыш быстро научиться вам подражать. Это отлично развивает мышцы спины малыша.

Чтение книг

Чтение лучше сделать обязательным ритуалом – малыш учит сосредотачиваться, рассматривать предметы и впитывает информацию. Обратите внимание на книжки с окошками, внутри которых спрятан персонаж или предмет, книжки со звуками, книги-игрушки в виде зайчика или паровозика. Все это здорово привлекает внимание малыша к чтению.
С десяти месяцев. Ребенок начинает вставать на ножки с опорой, некоторые дети уже делают первые шаги. Предлагайте малышу игрушки с физической активностью и развитием координации.

Каталки-толокары

Это игровая консоль с кнопками, трещотками и крутящимися элементами высотой 35–40 см. Наверху имеется ручка, за которую малыш может держаться, толкая игрушку перед собой. Игрушки-толокары полезны, в отличие от ходунков: малыш сам опирается на ручку, чтобы встать и сам садиться, когда интуитивно чувствует нагрузку на позвоночник. Это поможет малышу правильно освоить важный для ходьбы навык приседания.

Наборы для лепки

Лепка особенно полезна гиперактивным детям. Такие занятия успокаивает ребенка и развивает в нем усидчивость. При этом у малыша работают оба полушария мозга: он не только тренирует логику и аналитические способности (левое полушарие), но способность мыслить в пространстве, образное мышление, понимать связь между вещами (правое полушарие). Подойдет любой вариант: пластилин, масса для лепки, глина. Предложите малышу самостоятельно выбрать цвет и помогите размять кусочек. Покажите, как отщипывать кусочки и прилеплять их на бумагу или стол.

Пальчиковые краски

Рисовать ими можно на любой поверхности: бумага, картон, пластик, стекло, кафель в ванной, сама ванна и даже животик, и ручки малыша. Они легко смываются и не опасны если немного попадут в ротик малыша. Ребенок до 3-х лет еще физически не способен правильно держать кисть или карандаш, а вот рисовать пальчиками или ладошками у него получается очень здорово.

Игра в мяч

Посадите ребенка напротив себя, возьмите небольшой легкий мяч и покатите в сторону малыша. Помогите поймать и похвалите. Затем покажите, как катить мяч в вашу сторону. Такие игры помогут малышу развить мышцы и навык слежения за предметом.
Игрушки-сортеры. Это игровая панель, куда малыш должен поместить предметы «сортируя» их по цвету, форме и размерам. Отлично развивает аналитические навыки и память малыша. Для первых игр выбирайте простые игрушки с 3–5 элементами, чтобы заинтересовать ребенка и помочь усвоить ему суть.

Детские стишки для малышей

чем занять ребенка в месяц.jpg

Стихи очень привлекают детей, в отличие от текстов и сказок, которые нравятся им чуть позже. Детей увлекает рифма, а лаконичность помогает уловить смысл.

С трех месяцев. Читайте малышу короткие стихи. Делайте периодические остановки во время чтения, со временем, в эти паузы малыш начнет гулить. Это будут ваши первые диалоги:
Мы проснулись, мы проснулись,
Сладко-сладко потянулись,
Маме с папой улыбнулись!

Ты мне ручку подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем!
С шести месяцев. Добавляйте более сложные варианты:
Это-ложка, это -чашка,
В чашке гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала,
Кашки гречневой не стало!

Мой мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А во Средним кашу ел.
С Указательным запел.
А большой меня встречал и конфетой угощал!
Регулярное чтение стихов развивает речевой запас, логику, мышление и память малыша.

Чем занять ребенка, если надо отойти?

В один месяц можно увлечь малыша музыкальным мобилем и черно-белыми карточками.
С трех месяцев уложите малыша на развивающий игровой коврик, предложите музыкальные игрушки, самостоятельно издающие звук.
С шести месяцев прикрепите над кроваткой крохи навесную погремушку, которую он может сам задевать ручками или ножками. Положите малыша на живот и дайте маленькие мячики, неваляшку или кубики мякиши. Включите детские песенки или аудиокнигу со стихами.
С восьми месяцев подойдет бизиборд, музыкальные игрушки с кнопками, детские игровые центры со звуком и светом.
С десяти месяцев каталки-толокары, легкий мяч, машина или кукла со звуком, деревянные бусы.
В любом возрасте можно использовать любимую игрушку, которую мама достает, когда ей срочно нужно отойти, а затем потихоньку убирает,10–15 минут свободного времени вам обеспечено.

Это важно!

Если вам нужно срочно открыть курьеру или достать горячий противень из духовки, прежде всего позаботьтесь о безопасности малыша. За несколько минут в кроватке с бортиками или манеже с ребенком ничего не случиться. Особенно если мама слышит его.

Как выстроить план дня, чтобы ребенок не занимал все время мамы. Практические советы.

чем занять ребенка до года.jpg

  1. Примерно с четырех месяцев начните выстраивать режим малыша. Детям комфортно жить по расписанию: пришло время обедать – едим, время спать – спокойно засыпаем. А мама, в таком случае, имеет возможность планировать свой день и делать домашние дела тогда, когда малыш максимально спокоен.
  2. Составляйте план дня с вечера. Идите по списку приоритетности – сначала самые важные, затем менее значимые и т. д. Тогда, как бы ни прошел день – самое главное вы успеете.
  3. Разделите день на три части «утро», «день», «вечер». В каждой части чередуйте бытовые дела и занятия с малышом. Например,: приготовили обед, почитали с ребенком книгу, поставили стирку – пошли с крохой гулять. Так вы много успеете за день, а ребенок не будет чувствовать себя покинутым.
  4. Старайтесь все бытовые дела делать на бодрствование ребенка. Используйте коляску, детский шезлонг, слинг или переноску. Перемещайте малыша везде с собой – ребенок более спокоен, когда видит маму. Это сложнее, чем делать домашние дела без ребенка, но, как говориться, любой навык приходит с опытом. Зато пока малыш спит, вы получаете драгоценные минуты отдыха.
  5. Если дни проходят однообразно, а ребенок занимает все время, старайтесь гулять каждый день. Начиная с шести месяцев хотя бы раз в неделю ходите с малышом в гости, или выходите «в свет»: торговые центры, кафе, парки. Маме полезно менять обстановку, а ребенок, который регулярно общается с другими людьми и бывает в разных местах, легко адаптируется в новых условиях, коммуникабелен и уверен в себе. А еще он более развит – он больше знает и много видел.
  6. Не бойтесь предоставить ребенка самому себе: приучайте малыша периодически играть самостоятельно, сидя в кроватке или манеже хотя бы по 10–15 минут пока вы моете пол или посуду. Когда ребенок начнет проситься на ручки – ласково разговаривайте с ним, объясняйте, что «мама сейчас занята», показывайте игрушки и увлекайте вариантами деятельности. Рано или поздно детские любопытство и желание играть возьмет верх, и малыш начнет искать другое занятие, кроме сидения на ручках.


Это нужно не только для разгрузки мамы. Самостоятельные дети более успешны в жизни, они не пасуют перед трудностями и легко усваивают новые навыки.

ребенок кидает игрушки.jpg

Практически все малыши начинают кидать игрушки и другие предметы в возрасте около года-двух. Маме важно знать как к этому относится и тогда через какое-то время это пройдет.

Раскидывание игрушек — это правильный и даже полезный опыт для развития малыша. Когда взрослый что-нибудь кидает, он точно знает что произойдет: мяч покатится, ваза разобьется, подушка бесшумно упадет. Нашего мышления и жизненного опыта хватает? чтобы понимать это заранее.

У ребенка такого опыта нет. Кроха раз за разом исследует окружающий мир кидая игрушки, пока в его голове не уложатся знания о свойствах предметов вокруг. Обратите внимание – ребенок не просто кидает, а наблюдает или прислушивается к тому куда и с каким звуком упадет предмет. Хотя со стороны это может даже выглядеть как действие назло.

То есть чем больше игрушек кидает ребенок – тем больше знаний получает. Так развивается его мышление.

Как реагировать, если ребенок постоянно раскидывает игрушки

Реагировать нужно спокойно, без бурных эмоций. Иначе малыш может начать использовать это как способ привлечения внимания. Рассматривайте кидание как этап развития личности.

Со временем ребенок перестанет кидать вещи и игрушки сам по себе.

  • Ни в коем случае не кричите, не ругайте и не шлепайте ребенка. Если делает что-то совсем запрещенное, например кидает игрушки в людей, остановите и отведите в сторону на несколько минут. Объясняйте и повторяйте многократно если необходимо.
  • Уберите опасные и запрещенные для ребенка предметы из его доступа. Если малыш их настойчиво требует – переключайте внимание, например на музыку, воду, огоньки, машины за окном.
  • Даже в возрасте одного года ребенок должен понимать, что ему делать можно, а что нельзя и даже опасно. Если вы сказали «нет» - мягко, но настойчиво стойте на своем.
  • Поддержите развитие личности малыша в этот период: поощряйте желание крохи делать что-то самому и организуйте его личные безопасные зоны, где можно все. Например, ящик в нижнем отделении кухонного гарнитура, где лежат пластиковые контейнеры и чашки, коробка с игрушками в зале.

Лайфхак

Привяжите веревочку к каждой игрушке, которую кидает ребенок. Тогда малыш сможет сам весело доставать их.

  • Помогайте исследовать мир вокруг: показывайте малышу как пользоваться предметами вокруг и какие у них есть свойства, предлагайте вдыхать различные ароматы и слушать множество звуков.
  • Запретное хочется больше всего. Может получиться так, что чем больше запрещаете – тем больше кроха старается все раскидать. Предлагайте малышу альтернативу того, что можно и даже нужно бросать: мяч в стену, вещи в стиральную машинку, игрушку в воду при купании.

Expert

Опытная мама, консультант по юридическим вопросам

Из личного опыта

“Отличным поводом для изучения мира вокруг я считаю прогулку. На улице можно потрогать кору деревьев (шершавая), траву (мягка) или снег (холодный). Посмотреть как ветерок качает деревья, послушать чириканье птиц, голоса людей или гул машин. Во дворе кидайте вместе с малышом листики в травку, камешки в лужу, песок в ведерко. Таким образом, кроха удовлетворит свои потребности в кидании и это уже не будет интересовать его так сильно".

коляска для двойни.jpg

Что делать если ребенок постоянно бросается едой

Находиться рядом, приобрести небьющуюся посуду и не накладывать слишком много еды сразу. Чаще всего дети начинают бросаться едой, когда уже наелись.

Советы как приучить ребенка к порядку

  • Не кричать и не ругаться на малыша. Лучше сконцентрируйте внимание крохи на беспорядке и предложите все собрать вместе. Не говорите «какую ужасную грязь ты развел», просто скажите «я хочу видеть все машинки и бумажки на своих местах».
  • Поощряйте и хвалить ребенка за каждую убранную на место вещь, возможно даже хлопая в ладоши. Детям нравится быть хорошими.
  • При смене совместной деятельности, сначала уберите вещь на место, а затем доставайте следующую. Например, вы закончили рисовать, и ребенок хочет лепить. Сначала вместе уберите краски и альбом, а затем доставайте пластилин. Тогда у вас не будет ситуации «краски смешались с пластилином и пазлами», а малыш привыкнет и будет понимать что «пластилина не будет, пока мы не уберем краски».

Частая ошибка мам в том, что они постоянно убирают все за ребенка со словами «вот вырастет и будет убираться» Скорее всего не будет, так как у ребенка просто не сформируется потребность содержать вокруг себя чистоту.

  • Не ругайте за плохую на ваш взгляд уборку и не переделывайте ее. Иначе вы отобьете у ребенка желание убираться и сведете его усилия на нет. Пусть сегодня это будет такой порядок, хвалите и продолжайте спокойно обучать. Каждый ребенок подсознательно хочет быть хорошим, особенно ближе к 4 годам. Позвольте ему быть хорошим и становиться еще лучше. В конце концов, он не родился с навыками уборки и приучение к порядку - это постепенный процесс.

Как научить ребенка собирать игрушки

  • Ставить задачу по возрасту. Например, если ребенку 2 года и он собрал 7-8 игрушек, то вполне имеет право устать. Дальше можно просить, но не настаивать.
  • Если дети раскидали игрушки и отказываются собирать -схитрите и предложите после сбора игрушек пойти делать что-то что малышу очень нравится. Например «а давай мы сейчас соберем игрушки и пойдем гулять/ играть с водой в ванну/ читать интересную сказу перед сном.
  • Настойчиво предлагайте аккуратно положить игрушку на место. Это важно: ребенок должен сделать это сам, ни мама, ни бабушка. Пусть не сразу, с недовольством, но сам. Обязательно похвалите его. Регулярно повторяйте.
  • Превратите уборку в веселую игру. Например, предложите ребенку убрать сначала все синие игрушки, затем все красные. Можно убирать игрушки на скорость, мама при этом постоянно охает и проигрывает.
  • Используйте метод реверсивной психологии, то есть действуйте от обратного. Например, вместо того, чтобы просить ребенка собрать игрушки, можно сказать «спорим, ты не умеешь собирать игрушки!» Ребенок начнет убирать все со скоростью взрослого. Метод работает после трех лет, когда малыш уже способен понять свою роль в происходящем. Происходит эффект соревнования, который дети обожают.

Из опыта бывалых мам:

«Анжела 25 лет, г.Санкт-Петербург, сын Алексей 5 лет. Сын с двух лет пытается использовать еду не по назначению. С самого начала строго ловлю его за руку и говорю «Еда не игрушки! Едой не кидаемся!» Сейчас очень редко, но все-таки еще кидает»

«Ольга, 29 лет, г.Новосибирск, дочь Анжела 2,5 года. Не приемлю решений типа: Вон из-за стола! До следующего приема пищи без перекусов! Я дочке все время все объясняю, да, еду бросать не разрешаю, но объясняю почему. Выдаю для бросания пластилин, поролоновые кубики и разрешаю перекладывать еду из тарелки в тарелку. Не вижу в этом ничего страшного»

«Таисья, 28 лет, Г. Пермь, двойняшки Тимофей и Василина 2,6 года. У Тимофея период бросания начался в год и два месяца. Василина сначала с интересом наблюдала за братом и недели через 2 дети стали вместе бросать игрушки, пульты, книги и все что попадется под руку, порой друг в друга. Насчет друг друга – мы просто объясняли, что это больно, так делать нельзя. Опыт пришел быстро, так как один другому быстро дал понять что такое «больно когда прилетит игрушкой» По всему остальному – старались каждый раз давать варианты, типа куклу кидать нельзя, мяч – можно. Еще сильно помогло, когда муж стал выходить с детьми на улицу и подолгу бросать камни в лужу, пока дети не устанут. После этого до конца дня точно никто из наших карапузов ничего не бросал и постепенно эта привычка ушла, хотя многие дети делают это почти до школы. Мне кажется, именно метод «набросаться вдоволь» так сработал».


Детские игрушки начинают интересовать малыша уже в возрасте одного месяца. Самое время порадовать его яркими и весёлыми погремушками, неваляшками и звонкими колокольчиками! Однако прежде, чем бежать по магазинам, прочитайте, на что необходимо обращать внимание при выборе игрушек для вашего ребёнка.

1. Безопасность

Малыши очень любопытны, всё, что попадает к ним в руки, они любят испытывать на прочность и пробовать на вкус. Поэтому прежде, чем дать ребёнку игрушку, тщательно её проверьте.

  1. Проведите визуальный осмотр: есть ли у неё мелкие детали, которые можно отгрызть и проглотить, отверстия, где может прищемить палец, верёвочки, в которых можно запутаться? Если да, то лучше оставьте игрушку в магазине.
  2. Понюхайте игрушку — она не должна резко и неприятно пахнуть, потрите пальцами — убедитесь, что краска не спадает.
  3. Обратите внимание на прочность стыков и крепёжных элементов — игрушка не должна разрушиться при ударе или напугать малыша при падении в кроватку.
  4. Обращайте внимание на упаковку — на ней должна быть отметка о сертификации, а также возрастная категория — это важная информация, которой не следует пренебрегать, так как речь идёт о здоровье и безопасности малыша. Приобретайте детские игрушки в специализированных магазинах.

2. Гигиеничность

Игрушка должна быть простой и удобной в уходе, чтобы её можно было протереть, помыть или постирать — вручную или в стиральной машинке.

3. Удобство

Игрушка должна быть лёгкой и удобной. Если это погремушка, она не должна выпадать у малыша из рук и не должна быть слишком тяжёлой. Пищалка должна быть мягкой, чтобы у ребёнка хватало сил для нажатия и извлечения звука.

4. Цвет и звук

Не менее важно обращать внимание на красочно-звуковые особенности. Замечено, что из всех расцветок груднички особенно предпочитают насыщенные тёплые тона, особенно жёлтые и оранжевые. Среди мира звуков малыши любят тихий звон и лёгкое постукивание. С другой стороны, слишком яркие, кислотные цвета, громкие и резкие звуки могут напугать и переутомить малыша, который быстро устанет от игрушки и начнёт плакать. Не рекомендуется слишком рано знакомить младенца с электронными звуками животного мира — мяуканьем, лаянием, мычанием. Игрушки с подобными звуками лучше приберечь, пока малышу не исполнится год. При выборе мобиля обратите внимание на наличие регулятора громкости.

5. Материал и форма


Обращайте внимание на материал, из которого сделан предмет. Наилучший вариант — это специальная ткань, рассчитанная на самых маленьких, — дети просто обожают возиться с такими игрушками. Одно из самых любимых малышами изделий — это комфортер, или так называемая «обнимашка». Она представляет собой фигурку в форме подушки. Перед тем, как положить её в кроватку к младенцу, подержите её немного на своём теле, чтобы она впитала материнский запах. С такой игрушкой малыш будет чувствовать себя особенно комфортно.

С другой стороны избегайте давать малышу изделия, обитые грубой и ворсистой тканью, особенно мехом и плюшем, так как они могут попасть в рот и вызывать неприятные ощущения. Будьте внимательны и с деревянными игрушками — при всей своей экологичности они нередко становятся причиной заноз у малышей.

Читайте также: