Библиографическая игрушка в детской библиотеке

Обновлено: 15.05.2024

Рассылка

Письмо от 16.10.2020

Наша мастерская закончилась! Спасибо всем участникам за интересные разнообразные творческие пособия-игрушки, созданные вами!

Мастерская проходила на ВикиСибириаде с 01.10.2020 по 15.10.2020.

Обучились в мастерской и получили Сертификаты 43 человека, из них 40 - набрали максимальное число баллов. В результате работы мастерской были созданы 43 библиографических пособия-игрушки. Заполнили завершающую анкету - 44 участника.

В настоящее время все обучающие материалы мастерской выложены на портале ВикиСибириада, ими могут самостоятельно воспользоваться те, кто не смог обучаться в общем потоке.

Письмо от 15.10.2020

Сегодня в нашей Мастерской завершается последний этап. Это значит, что сегодня вам необходимо закончить выполнение всех заданий Мастерской.

Для получения Сертификата, вам необходимо набрать 30 баллов.

Письмо от 13.10.2020

В нашей Мастерской идёт последний этап.

Напоминаем, что все задания вы можете делать в своем темпе, главное – закончить до 15 октября. Для получения Сертификата, вам необходимо набрать 30 баллов.

На сегодняшний день, 13 октября, в нашей Мастерской

47 участников выполнили задания Шага. 1

27 участников выполнили задания Шага. 2

23 участника выполнили первую часть задания Шага. 3 – создание коллажа

13 участников выполнили все задания Мастерской и создали замечательные библиографические пособия-игрушки!

Успехов в выполнении заданий!

Письмо от 09.10.2020

С 10 октября мы переходим к последнему этапу нашей Мастерской.

Напоминаем, что все задания вы можете делать в своем темпе, главное – закончить до 15 октября. Для получения Сертификата, вам необходимо набрать 30 баллов.

На сегодняшний день, 9 октября, в нашей Мастерской

46 участников выполнили задания Шага. 1

14 участников выполнили задания Шага. 2

9 участников выполнили первую часть задания Шага.3

5 участников закончили Мастерскую, из них

3 участника сделали все задания Мастерской первыми:

Начинаем выполнять задания

Задания:

1. Собираем пособие-игрушку.

2. Делаем фотографии пособия и размещаем их в виде коллажа в любом сервисе по созданию фотоколлажей: ссылку на коллаж разместите на общей интерактивной доске в колонке "Шаг 3" "Создание библиографической игрушки-пособия"

Заметка создается нажатием кнопки "добавить". В заглавной строке укажите ваши ФИО (иначе мы не найдем вашу работу), в заметку вставьте ссылку на ваш фотоколлаж.

3. Делаем видео (в любом сервисе), которое демонстрирует пособие и размещаем его на YouTube

Ссылку на видео разместите на общей интерактивной доске в колонке "Шаг 3" "Создание библиографической игрушки-пособия"


Успехов в выполнении заданий!

Письмо от 06.10.2020

На сегодняшний день 40 участников выполнили задание Шаг 1.

Напоминаем, что выполнять задания вы можете в своем темпе, главное - сделать это до 15.10.2020 г.

На Шаг 2 вам помогут Pop-up конструкции:

Ссылку на презентацию с фотографиями элементов пособия разместите на общей интерактивной доске в колонке "Шаг 2" "Создание библиографической игрушки-пособия" Перейдите по ссылке. Заметка создается нажатием кнопки "добавить". В заглавной строке укажите ваши ФИО (иначе мы не найдем вашу работу). В заметку можно загрузить изображение/презентацию или вставить ссылки на ваши продукты в интернет сервисах (например презентация google, calameo.

Выполнение заданий необходимо отметить в Таблице "Шаги к успеху участников мастерской" Обратите внимание на цвет вашей ячейки: зеленый - задание выполнено, красный и желтый - читайте комментарий к ячейке.

Успехов в выполнении заданий!

Письмо от 05.10.2020

Смотрите результаты в Таблице "Шаги к успеху участников мастерской". Обратите внимание на цвет вашей ячейки: зеленый - задание выполнено, красный и желтый - читайте комментарий к ячейке.

С заданием Шаг 1. успешно справились 27 участников мастерской.

Вы можете закончить выполнение заданий любого этапа в своем темпе, главное - сделать это до 15 октября

Сегодня, 5 октября мы приступаем к Второму этапу "Что бы нам придумать" 05.10.2020 - 09.10.2020. Шаг 2

1. Выберите сервисы, в которых вы будете делать отдельные элементы, посмотрите разные конструкции Pop-up.

2. Выбираем сервисы Imagechef, кроссвордов, ребусов (минимум два) и делаем задания по книге для пособия-игрушки.

3. Работаем над отдельными элементами пособия-игрушки (или над игрушкой в целом).

4. Делаем фотографии отдельных элементов и заданий и размещаем их в виде презентации (не больше 6-ти слайдов). Презентация может быть сделана в сервисе Презентации Google.

5. Ссылку на презентацию разместите на общей интерактивной доске в колонке "Шаг 2" "Создание библиографической игрушки-пособия" Перейдите по ссылке. Заметка создается нажатием кнопки "добавить". В заглавной строке укажите ваши ФИО (иначе мы не найдем вашу работу). В заметку можно загрузить изображение/презентацию или вставить ссылки на ваши продукты в интернет сервисах (например презентация google, calameo.

6. Выполнение заданий необходимо отметить в Таблице "Шаги к успеху участников мастерской" Обратите внимание на цвет вашей ячейки: зеленый - задание выполнено, красный и желтый - читайте комментарий к ячейке.

Успехов в выполнении заданий!

Вебинар Создаём вместе с детьми библиографические пособия-игрушки

Письмо от 01.10.2020

Добрый день, участники Мастерской «Создаём вмести с детьми библиографические пособия-игрушки»!

Вы можете познакомиться с материалами вебинара на его странице в Викисибириаде.

Начинаем работу Мастерской ! Шаг.1

Задания

1. Подберите книгу (тему), по которой вы будете создавать свою игрушку-пособие; определитесь в каком виде и форме будете делать свою игрушку-пособие.

2. Разместите обложку книги и фото автора на общей интерактивной доске в колонке "Шаг 1" "Создание библиографической игрушки-пособия".

Перейдите по ссылке. Заметка создается нажатием кнопки "добавить". В заглавной строке укажите ваши ФИО (иначе мы не найдем вашу работу).

В заметку можно загрузить изображение/презентацию или вставить ссылки на ваши продукты в интернет сервисах (например, презентация google, calameo). Ссылки на инструкции по работе с сервисом Padlet.

3. Выполненное задание необходимо отметить в Таблице "Шаги к успеху участников мастерской". Обратите внимание на цвет вашей ячейки: зеленый - задание выполнено, красный и желтый - читайте комментарий к ячейке.

Удачи в работе над пособием!

Автор и ведущий

Срок проведения

Мастерская проводится с 01.10.2020 г. по 15.10.2020 г.

Цель Мастерской

Цель: Создание библиографической игрушки-пособия

Основная идея: Привлечение читателей-детей к творчеству, связанному с представлением книги по-новому - посредством создания пособий-игрушек

Задачи

  • Познакомиться с сервисами, которые помогут в создании пособия-игрушки (Imagechef,Фабрика кроссвордов, Генератор ребусов),
  • Научиться использовать конструкции Pop-up для создания библиографического пособия
  • Создать свое библиографическую пособие-игрушку с использованием интернет-сервисов и Pop-up конструкций
  • Продемонстрировать созданное пособие-игрушку

Аннотация Мастерской

Сегодня есть очень много самых разных форм работы с книгой. Идея создания библиографических пособий-игрушек не нова, но с появлением интересных сервисов,она может быть дополнена кроссвордами, ребусами, облаками слов. Игрушка может быть выполнена в интересной привлекательной манере, с использованием элементов Pop-up и т. п. Читателям-детям будет интересно выбрать книгу, поработать над ней и создать своё уникальное пособие-игрушку, которая будет интересна другим читателям,играя роль рекомендательной библиографии.

Галина Воронцова приглашает на свою мастерскую

Для кого проводится

Мастерская проводится для родителей, педагогов, библиотекарей, работающих с детьми

Чему научатся

  • Работать в разных сервисах Imagechef,Фабрика кроссвордов, Генератор ребусов,Padlet
  • Мастерить с применением конструкций Pop-up,
  • Создавать библиографические игрушки-пособия,
  • Создавать фотоколлажи,
  • Творчески работать над книгой.

Награды

Все участники, выполнившие 60% заданий (не менее 30 баллов), получат цифровой сертификат участника мастерской от ГБУК НСО "Областная детская библиотека"

  • Самые краткие методики
  • Диалоговые формы
  • Игровые формы
  • Комплексные формы
  • Наглядные формы
  • Формы повышения квалификации
  • О нашей библиотеке
  • Идеи для игровых заданий
  • Крупные формы

четверг, 7 апреля 2011 г.

Игровые библиографические выставки в нашей библиотеке.

. Анализируя многообразие форм выставочной работы детских библиотек в реферате «Какой быть книжной выставке в детской библиотеке», Н. А. Дабарская приходит к выводу, что сюжетные, игровые, необычно оформленные выставки вызывают несравненно больший интерес у детей, чем традиционные. В качестве одного из наиболее интересных примеров она приводит библиотеку игры и игрушки Кировского района Владимирской области, в которой дети за участие в выставках-кроссвордах, выставках-викторинах, выставках-загадках получают библиотечные «денежки» - «библионики» - и затем реализуют накопленный капитал в библиотечном «магазине призов».

Цикл игровых библиографических выставок в помощь овладению навыками информационной культуры: шаг за шагом.

Этим богатым опытом своих коллег мы и воспользовались, приступая в 2001 году к разработке цикла игровых библиографических выставок. Автором идеи была зав. читальным залом Т. Н. Вебер, которая и воплотила ее в жизнь вместе с библиографом А. Р. Лунецкой. Новизна подхода заключалась в том, что уже разработанная и с успехом апробированная форма была использована для решения новых, более узких задач. Диалоговые игровые выставки, наполненные соответствующим содержанием, стали использоваться для поэтапного формирования различных компонентов информационной культуры у детей. (Следует оговориться, что момент приемы, направленные на формирование информационной культуры, были на тот момент органично включены в структуру как игровых занятий, так и тематических выставок, но ощущалась необходимость выделить эту работу в особое направление).

Цикл открыла выставка «Я хочу познакомить вас с библиографией», представленная в читальном зале. Как видно из названия, она носила ознакомительный характер. Её авторы видели своей целью привлечь внимание детей к библиографической информации, сделать её смысл понятным детям, дать им почувствовать её нужность, лучше усвоить основные навыки информационного поиска.

Большое внимание было уделено оформлению выставки. Её название, а также обращения к детям и задания игры были оформлены в виде красочных свитков различного размера и формы.

Уже сама последовательность расположения предметов и заданий на выставке была призвана проиллюстрировать детям логику процесса возникновения вторичной (библиографической) информации: от предметов и явлений окружающего мира – к информации о них в книгах и, далее – к информации о книгах, то есть собственно к библиографической информации. Для этого использовались игрушечные животные, книги о животных и библиографические указатели-игрушки, посвященные книгам о животных. Кот Ученый обращался к читателям: «Вы знаете, что я люблю животных. Вот они (правда, игрушечные). Это – книги о них. А это – указатели-игрушки, которые я придумал о моих любимых животных» На выставке был представлен красочный макет каталожной карточки с пояснением о ней и адресом того каталога, в котором она «живет», информация об ЭБД и их возможностях.

Наблюдая за взаимодействием ребят с выставкой, мы убедились в том, что процессы информационного поиска, приобретения библиографических знаний, так же как и другие процессы читательской деятельности, оптимизируются благодаря самостоятельному творчеству и игре. Поэтому работа в данном направлении была продолжена.

Вторая выставка данного цикла, организованная на старшем абонементе (2002), была подчинена тем же целям, но имела свою специфику, учитывающую информационную среду абонемента, наличие в нём определенных элементов справочно-библиографического аппарата. Она получила название «Волшебница Книжной страны, или новые проделки Бастинды» и была сюжетно связана с героями книг А. Волкова, поскольку «хозяином» абонемента является Страшила Мудрый. Он представлял детям Библиографию как добрую волшебницу, которая помогла ему найти мозги с помощью книг, и предлагал с ней подружиться, выполнив задания с помощью её мудрых подсказок. Здесь больше внимания было уделено знакомству с каталогом, его функциями и возможностями, с действующими на абонементе рекомендательными тематическими картотеками и указателями, с каталожной карточкой и элементами библиографического описания, с аннотацией на книгу и её ролью в выборе книг. Дети исправляли ошибки в каталожных карточках, просматривали рекомендательные картотеки абонемента, а специальное творческое задание предлагало составить собственную аннотацию на понравившуюся книгу. В выполнении заданий участникам игры мешала злая волшебница Бастинда (она как бы выглядывала из-за выставочного стеллажа, держа в руках свои переполненное грамматическими ошибками коварное обращение к ребятам : « Дарагие детки! Для таво, штобы не найти харошых книг:

А помогали читателям специально оформленные «Подсказки Библиографии», наглядно представленная информация о каталоге, а также буклет Страшилы Мудрого «Как я нашёл мозги в каталожном лабиринте (советы начинающему искателю)»

Особенностью данной выставки было то, что она знакомила ребят с достаточно большим объёмом новой информации, включающей незнакомые понятия, термины, поисковые алгоритмы. Даже несмотря на то, что всё это было изложено в максимально доступной форме и связано сюжетом игры, работа с выставкой оказалась сложной для многих ребят. Зачастую это объяснялось нежеланием самостоятельно знакомиться с письменно (хоть и кратко) изложенной информацией, потратить чуть больше времени на выполнение заданий. Некоторых заданий дети боялись из-за отсутствия опыта такой деятельности. Помимо письменных подсказок, им требовалась консультационная помощь заинтересованного библиотекаря. Те трудности, которые ребята испытывали в игре с данной выставкой, были учтены при разработке следующих выставок цикла.

В 2004 году была организованна очередная диалоговая выставка под названием «Кто её открывает – многое знает». Она продолжила цикл игровых выставок, нацеленных на формирование информационной культуры пользователей. Кроме того, ее организация была приурочена к году детского чтения и имела целью привлечь внимание к книге как феномену культуры и величайшей ценности. Тема и содержание выставки соответствовала первому этапу формирования информационной культуры – истории и структуре книги. Как всегда, большое внимание было уделено оформлению выставки, при помощи которого мы попытались воссоздать атмосферу того времени, когда книги на Руси были рукописными. Название - «Кто её открывает – многое знает» - было выведено древнерусской кириллицей на «потемневшем от времени свитке», а задания размещены на «обрывках старинного пергамента». Живое детское любопытство вызвал и большой венгерский кроссворд, и затейливое переплетение самых настоящих нитей, которыми были связаны портреты великих людей и их высказывания о книге. Всё это было нужно распутать и разгадать, а это всегда интересно.

В обращении Кота Ученого к читателям говорилось: «Вы, наверное, сразу догадались, что эта выставка – о книге! Несмотря на то, что книга – это вещь, которая с нами всегда и везде, в её истории еще много непрочитанных страниц и даже тайн, а это так интересно! Отвечая на вопросы моей выставки, вы попробуете разобрать книгу «по винтикам», как разбирали когда-то заводной автомобиль или сломанные папины часы. Помните, вы хотели понять: как это всё устроено? Вы побываете в тех странах и эпохах, которые много чего добавили в книжкину биографию, вспомните великие книги и великих книжников и, надеюсь, узнаете много нового и интересного о книге и её истории. Итак, за дело!»

В процессе выполнения игровых заданий дети знакомились с главными вехами в истории книги, с великими книгами и великими книжниками, с историей книгопечатания в мире, в России и на Урале.

Малышам (дошкольникам и младшим школьникам была адресована выставка библиографических игрушек «Сказка с подсказкой») Её целью было привлечь внимание ребят к библиографическим указателям, представленным в адаптированной для них форме – форме игрушки, показать, как легко и интересно ими пользоваться. «Сказка - мир увлекательный и волшебный, - говорилось в обращении к выставке. - Читать ее легко и интересно. «Зачем же в ней подсказка?» - спросишь ты. Но ведь сказка открывает нам путь в необозри­мые книжные просторы, где без компаса – пропадешь. Так пусть она и научит нас на­ходить свой путь среди книг, не теряясь в книжном море. А компасом станут библиографические указатели-игрушки, представленные на выставке»

Все указатели были красочно оформлены библиотекарем-дизайнером (оформлением всех остальных выставок библиографы занимались сами), некоторые из них продолжают использоваться в работе с детьми за рамками данной выставки. Поскольку опыт использования библиографических указателей-игрушек обобщается А. Р. Лунецкой, не буду подробно останавливаться на описании данной выставки. Скажу лишь, что эта выставка оказалась самой популярной у ребят благодаря красочности представленного материала и его доступности даже самым маленьким читателям. В нее поиграли более 50-ти детей.

Рекомендательные библиографические указатели, адресованные читателям постарше (средним и старшим школьникам), были представлены на выставке

«100 лучших книг «Вопросилии»». Цели при организации выставки ставились те же, но с учетом уровня читательского развития старших ребят. Дети привыкли видеть библиографические указатели в читальном зале – как в структуре различных тематических выставок, так и в читательских уголках, но на данной выставке они были собраны все вместе, чтобы еще раз привлечь к себе внимание читателей, закрепить навыки использования этих полезных изданий. По содержательному признаку указатели на выставке сгруппированы на таких тематических полках, как «Посекретничаем, девочки», «Наши верные друзья», «Путешествие в мир живописи», «Чаша мудрости» (о справочной литературе). Вопросы в игре – несложные, но они предполагают визуальный просмотр указателей, знакомство с их структурой и справочным аппаратом, а значит, способствуют реализации наших основных задач – познакомить детей с библиографической продукцией библиотеки, научить их использовать рекомендательную библиографию при самостоятельном выборе книг.

Всего в работе с библиографическими выставками приняло участие почти 150 читателей. Выполненные ребятами задания свидетельствуют о том, что они освоили различные процессы информационного поиска, обращались к карточным и электронным элементам справочно-библиографического аппарата библиотеки, учились пользоваться справочными изданиями и библиографическими указателями.

Обобщая рассказ о данном опыте работы, можно сказать, что библиографические выставки играют важную роль в формировании информационной культуры наших пользователей. Это обусловлено самими возможностями, которые дает данная форма работы. Взаимодействие ребенка с выставкой строится на основе его непосредственного интереса и желания, носит индивидуальный характер, не регламентировано временными и организационными рамками. У читателя есть возможность что-то пропустить, а познакомиться с тем, что ему наиболее интересно, попробовать себя в самостоятельном поиске, воспользоваться специально подготовленной информационной помощью. Как уже говорилось, выставка обеспечивает наглядность представления информации, а ее игровой и диалоговый характер облегчает усвоение сложного материала. К тому же, библиографические выставки органично включены в уже привычную детям систему других диалоговых выставок и настенных игр, в читательский марафон «В путь, эрудиты».

Однако при работе читателей с такими выставками могут возникать определенные сложности, преодоление которых требует постоянной консультационной помощи библиографа, что не всегда возможно. Сравнительно небольшим оказывается и число пользователей, вовлеченных в систему формирования информационной культуры, а так же круг тем, которые можно осветить с ее помощью. Очевидно, что повышению эффективности данной системы послужит комплекс мероприятий, включающий в себя не только организацию библиографических выставок, но и проведение групповых занятий с детьми, особенно по части навыков использования новых информационных технологий (мультимедийных изданий, ЭБД, Интернет)

Библиотечные шпаргалки.

Предлагаем интересные формы по информационно-библиографической работе с читателями, которые можно использовать при планировании работы по библиографии.
Новые задачи при библиотечно-библиографическом обслуживании современного пользователя:
учет тенденции существования книги в виде сетевого электронного продукта, а не только в традиционной форме печатного издания;
изучение изменения практики чтения в молодежной среде, где активно используются многофункциональные мобильные телефоны и ПК;
изменение характера библиотечных и информационных услуг;
высокопрофессиональное библиотечное обслуживание в виртуальной реальности;
предоставление удаленным пользователям через web-сайты библиотек такие формы сервисных услуг как доступ к виртуальным выставкам, виртуальной справке, продление литературы он-лайн.

Пресс - марафон (для детей и подростков).
Участники по алфавиту называют журнал или газету (играющие сидят по кругу). За кем останется последнее слово, тот и получает жетон и тогда играющие переходят к следующей букве.
Например: А – «АиФ», «А почему?»
Б - «Бумеранг», «Бурда» и т.д.

Пресс – мозаика.
Играющим выдаются конверты с отдельными буквами, из которых нужно составить названия журналов и газет. Названия подбираются так, чтобы в каждом названии были похожие буквы.
Например: «Пульс», «Семья», «Сам», «Сайта».

Пресс – весы.
Играющие делятся на две команды. Каждой команде выдаётся по изданию, которое нужно «взвесить». Одна команда ищет положительные качества журнала, другая – отрицательные. Победит та команда, которая последней предъявляет аргумент. Можно «взвешивать» два издания.
Пресс – рулетка.
Игра проходит на 4-х полях разного цвета. Чем темнее поле, тем труднее вопросы, четыре поля – четыре темы.
Например: 1-е поле – рубрики из журналов, 2-е поле – год издания журнала, 3-е поле – тираж издания, 4-е поле – местная периодика.
Библиографический марафон:
«Мир искусств в энциклопедиях и словарях» (тематические продолжающиеся занятия-игры по искусству).
Библиографический КВН, библиографические турниры и конкурсы:
«Счастливый поиск», «Страна библиография» и др.
Библиографический калейдоскоп:
«История библиотек России в лицах, событиях, фактах»; «Мы – лоцманы в море информации». «Калейдоскоп» в переводе с греческого означает «красивый вид» и …ско

Лисиненко С.М.,
главный библиограф Публичной научной библиотеки им. В.Г. Короленко МБУК «ЦБС г. Глазова»

Рекомендательная библиография для детей: веблиография и библиографические игрушки

В библиографической науке в последние десятилетия распространено мнение о рекомендательной библиографии, как об отмирающем виде библиографии. Однако, как показывает практика, рекомендательные библиографические пособия до настоящего времени занимают важное место в составе справочно-библиографического аппарата детских и юношеских библиотек.

Возрождение рекомендательной библиографии для детей необходимо. Спад интереса к чтению у детей и его односторонность, также свидетельствуют в пользу необходимости развития рекомендательной библиографии. Наконец, этого требует сама природа ребенка, его потенциальные и реальные познавательные потребности.

В связи с внедрением в библиотечно-библиографическую практику компьютерных технологий сейчас дискутируется вопрос о том, какая форма рекомендательной информации — книжная или электронная — более предпочтительна для детей. Чтение детей и подростков перемещается в Сеть. За последние годы мы все привыкли к тому, что дети и подростки буквально «пропадают» в Интернете. Дети, и особенно подростки, читают и ведут там блоги, участвуют в чатах, не говоря уже о чтении самых разных сайтов. В их чтении Интернет стал занимать очень большую долю, значительно потеснив печатные источники.

Возможность совместить чтение и медиа — вот что привлекает детей в Интернете. Интернет — это аналог говорящей книжки с картинками. Но если текст и иллюстрации в книге остаются неизменными, то контент и его оформление в Интернете постоянно меняется. За последние годы получил большое развитие сегмент Интернета, рассчитанный специально на детей и подростков. Это:

  1. образовательные сайты и порталы;
  2. сайты детских журналов, детских библиотек и т. п., направленные, главным образом, на просвещение детей;
  3. коммерческие сайты, в том числе развлекательные (игровые) и рекламные.

Задачей библиотекарей сегодня становится — научить ребенка разбираться во всех этих сайтах, показать ему наиболее интересные и полезные. В каких-то случаях уберечь, предостеречь от нежелательной интернет-информации. И сегодня мы можем с уверенностью сказать, что веблиография уже стала одним из важных направлений работы библиотеки.

Словарь-справочник «Книга. Текст. Коммуникация» дает такое определение: ВЕБЛИОГРАФИЯ — это аннотированный список электронных документов, веб-сайтов, интернет-порталов и других сетевых ресурсов, отобранных по конкретной тематике и определённым параметрам с целью облегчения поисковой деятельности.

Термин «Веблиография» впервые был использован в газете «Нью-Йорк Таймс» (США, 1990). В европейской прессе появляется с середины 1990-х; в российской — с 2000-х.

Виды основных информационных продуктов, создаваемых на основе веблиографии: аннотированный библиографический обзор; тематический обзор электронных ресурсов; виртуальная экскурсия по сайтам библиотек, музеев; онлайн-путеводитель; виртуальная выставка; виртуальная справка с библиографической либо фактографической информацией по запросам пользователей.

Создание веблиографических указателей — дело интересное и нужное, потому что навигация в ресурсах Интернет очень важна, особенно для читателей детских библиотек. И если библиотека предоставляет своим читателям доступ к Сети, то она должна и помочь им разобраться в информационном море.

Детские библиотеки глазовской ЦБС активно помогают в этом вопросе своим читателям. Две библиотеки ведут свои блоги.

В блоге работают рубрики:

  1. «Афишка» (анонсирование мероприятий в библиотеке с краткой характеристикой);
  2. «Экокалендарь» (основные экологические даты по месяцам);
  3. «Фишки» (паззлы, кроссворды, ребусы, викторины);
  4. «Чтение» (список новых книг о природе с фото обложки и аннотацией);
  5. «Знайка» (интересные факты о некоторых представителях флоры и фауны с фото и подробным описание);
  6. «О библиотеке».

В информационно-библиографической работе с детьми эффективны мероприятия «нового поколения», которые отличаются интерактивностью, использованием компьютерных технологий: буктрейлер, библиотрансформер, квест-ориентирование, фотокросс и другие.

Но не менее интересна и несколько подзабытая форма библиографических пособий, особенно интересна она младшим школьникам и дошкольникам, — это библиографические пособия-игрушки.

Цель библиоигрушки — рекомендация книг. Это может быть одна, две или несколько книг. Но надо помнить, что библиоигрушка создается для самых маленьких читателей. И интересна она ему в первую очередь тем, что ребенок может взять игрушку в руки, потрогать, «пощупать», поиграть и уже далее, в ходе игры получить информацию о книгах или о какой-то области знаний.

Дети, вовлекаемые в игру с помощью библиоигрушек, легко вспоминают известные им сказки, рассказы, пересказывают их. Это развивает речь, дети проявляют желание что-то перечитать, нередко импровизируют, придумывая продолжения полюбившихся историй об известных литературных персонажах.

Библиоигрушки стимулируют развитие фантазии, воображения, мышления, побуждают к творческой активности. Нельзя забывать и о важности работы мелкой моторики пальцев рук, влияющей на умственные способности, так как ребенку приходится брать в руки не очень большие предметы (сделанные из пластилина, глины, вырезанные из картона, бумаги) и что-то переставлять, переодевать кукол, нанизывать, раскрашивать, лепить.

Несомненно, библиоигрушки вносят привлекательную для детей яркость и образность в информационную среду библиотеки, помогают усилить ее наглядность, делают дружественной ребенку. Придумать свою библиоигрушку способен каждый, работающий с детьми.

В нашей системе, чтобы поднять интерес библиотекарей к этой форме работы в 2017 году прошел конкурс «Лучшее рекомендательное библиографическое пособие». Всего было представлено 12 библиографических пособий, из них в виде библиоигрушек. Работы оценивались по нескольким критериям, среди которых: актуальность, оригинальность, практическая значимость и др. Все пособия были переданы в детские библиотеки МБУК «ЦБС г. Глазова».

На мой взгляд, данные пособия помимо своего основного назначения — быть средством ориентации в мире литературы, еще выполняют и не менее важную задачу: активизируют воображение и фантазию ребенка, в ходе игры развивают его ассоциативный аппарат. И еще одна немаловажная функция — яркое оформление игрушек — служит украшением предметно-пространственной среды детской библиотеки.

Таким образом, рекомендательная библиография, а особенно такие ее составляющие как веблиография и библиографические пособия-игрушки, способствуют более полному удовлетворению запросов читателей-детей, помогают им ориентироваться в огромном мире учебной и познавательной информации, более качественно и с пользой осваивать интернет-пространство.

Оказывается библиография может быть нескучной. В 2016 году в библиотеках Волгодонска создали ряд арт-библиографических пособий и библиоигрушек. Делимся опытом.

К Году российского кино библиотека для юношества № 3 подготовила библиографическую ленту «Кино твоего формата».




Разворачивая кадр за кадром стилизованную киноленту, читатель может познакомиться не только с подборкой российских фильмов для молодежи, но и с книгами, послужившими для них литературной основой.

Нет времени более подходящего для чтения, чем летний отдых. Он просто создан для того, чтобы погрузиться в захватывающий мир литературного произведения. Солнце, теплый воздух, аромат благоухающих цветов и любимая книга…


Этим летом на абонементе библиотеки для юношества №3 юных читателей ждала настоящая «рекомендательная» корзинка с книжками и яркими библиографическими кубиками. На гранях разноцветных кубиков представлены обложка книги, иллюстрация к ней, информация об авторе, аннотация к произведению, цитата из книги, библиографическое описание.

Библиотекари рекомендовали детям и подросткам для увлекательного летнего чтения: «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Трое в лодке, не считая собаки» Дж.К. Джерома, «Алые паруса» А. Грина, «Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери и «Голубятня на желтой поляне» В. Крапивина.


На одной из книжных полок старшего абонемента Центральной детской библиотеки расположился библиокорабль «Заветная мечта». Данное рекомендательное пособие содержит книги-лауреаты Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». Задача библиотекарей состояла в популяризации этой серии и привлечении читательского внимания к полке на которой выставлены книги-победители премии. Сотрудники ЦДБ решили, что образ корабля с парусами наиболее соответствует выражению «заветная мечта». Так на полке среди книг появился корабль, на парусах которого разместились библиографические описания изданий серии.

Библиоигрушка «Веселые рассказы из школьного портфеля»


С началом учебного года на младшем абонементе Центральной детской библиотеки появился Вовка из Тридевятого царства, у которого в школьном портфеле лежат книги (вернее их библиографические описания) с веселыми историями о школьной жизни. Почему же, собственно, школьный портфель и чем обоснована такая форма подачи? К такой подаче рекомендательного списка сотрудников библиотеки сподвигло его содержание: книги о школьной жизни. Ребята с удовольствием вертят игрушечный портфель в руках и достают «невзаправдашние» книжки. Заметим, что «лицом» каждой карточки с библиографическим описанием служит копия обложки, что значительно облегчает поиск нужной книги среди книжных полок юным читателям.


Читайте также: