Богородицкая игрушка тульская область

Обновлено: 16.04.2024

Колокольчики

Сегодня в Москве прошел фестиваль славянского искусства «Русское поле». Нахожусь под сильным впечатлением от фестиваля, а особенно от музыкальной его части. Не ожидала, что народная музыка может вызвать во мне такую бурю эмоций. Это и радость, и грусть, и слезы, которые я, стыдясь, всячески старалась сдерживать… Но рассказать я хочу не об этом:)

Колокольчики


Слева – два колокольчика в традициях богородицкой игрушки, автор Потапов Виктор Иванович
Справа – белёвская барыня (не колокольчик!), автор Жиляев Юрий Николаевич

На фестивале я открыла для себя три новых народных промысла.

Это богородицкая игрушка (Тульская область), белёвская игрушка (Тульская область) и распоповская игрушка (Орловская область)

Богородицкую игрушку на фестивале представлял сам мастер Потапов Виктор Иванович — единственный, который возрождает богородицкую игрушку. Я очень обрадовалась, когда узнала, что он делает колокольчики. В моей коллекции теперь есть два в этой традиции.

Вот несколько фотографий богородицкой игрушки.

Богородицкая игрушка


Богородицкая игрушка, автор Потапов Виктор Иванович

Богородицкая игрушка


Богородицкая игрушка, автор Потапов Виктор Иванович

Богородицкая игрушка


Богородицкая игрушка, автор Потапов Виктор Иванович

Белевскую игрушку я видела только в интернете. Когда я увидела ее на фестивале, то воскликнула : «Тульская!». Ведь на мой непрофессиональный взгляд они похожи. Оказалось, что эта та самая белёвская. Её тоже представлял сам мастер Жиляев Юрий Николаев. Колокольчики он не делает и не планирует, к сожалению. Но я все равно не смогла уйти без белёвской барыни. Кстати все барыни со свистульками.

Белёвские барыни


Белёвские барыни, автор Жиляев Юрий Николаевич

Белёвские барыни


Белёвская барыня, автор Жиляев Юрий Николаевич

Белёвские свистульки


Белёвские свистульки, автор Жиляев Юрий Николаевич

Распоповскую игрушку (Орловская область) представлял мастер Лузянин Игорь Борисович. Колокольчики не делает.

Распоповская игрушка


Распоповская игрушка, автор Лузянин Игорь Борисович

Представляю еще несколько фотографий с колокольчиками.

Филимоновская игрушка


Филимоновская игрушка

Колокольчики


Колокольчики. Авторская керамика Виктора Якушева, Вологда

Колокольчики


Изделия Мастерской авторской керамики, Псков

Мастер-класс и готовые изделия

В 2017-м основные фестивальные события разворачивались не на площади, а вдоль улицы Карла Маркса. Здесь стояли палатки мастеров и сцена, около которой проходил мастер-класс по лепке «птицы счастья».

Мастер-класс и готовые изделия


Мастер-класс

Мастер-класс и готовые изделия


Готовые изделия

В палатках мастера не только продавали свои изделия, но и проводили мастер-классы для детей.

Сказки Деда Филимона

Мастер-класс

Колокольчики, встретившиеся на фестивале

Теперь перехожу к обзору колокольчиков, встретившихся на фестивале.

Колокольчики в стиле богородицкой игрушки


Колокольчики в стиле богородицкой игрушки (автор Виктор Потапов, г. Богородицк, Тульская область)

Яснополянская керамика


Яснополянская керамика (Тульская область)

Яснополянская керамика


Яснополянская керамика (Тульская область)

Работы тульских керамистов


Работы тульских керамистов

Колокольчики и керамика из г. Богородска


Колокольчики и керамика из г. Богородска (Нижегородская область)

Колокольчики и керамика из г. Богородска


Колокольчики и керамика из г. Богородска (Нижегородская область)

Колокольчики


Работы смоленских мастеров

Колокольчики


Работы смоленских мастеров

Колокольчики


Работы смоленских мастеров

Колокольчики


Колокольчики Марины (Марисы) и Александра Тиминских (г. Смоленск)

Колокольчики


Колокольчики Марины (Марисы) и Александра Тиминских (г. Смоленск)

Колокольчики


Колокольчики Марины (Марисы) и Александра Тиминских (г. Смоленск)

Колокольчики


Колокольчики Марины (Марисы) и Александра Тиминских (г. Смоленск)

Колокольчики


Колокольчики смоленских мастеров

Колокольчики


Колокольчики смоленских мастеров



Колокольчики смоленских мастеров

Колокольчики


Колокольчики смоленских мастеров

Колокольчики


Колокольчики смоленских мастеров

Колокольчики


Колокольчики Елены и Андрея Сыромятниковых (Орловская область)

Колокольчики


Колокольчик Елены и Андрея Сыромятниковых (Орловская область)

Колокольчики


Автора не помню

Колокольчики


Колокольчики Екатерины Семеновой из керамической мастерской «Майолика» (г. Орел)

Колокольчики


Керамика и колокольчики Ольги Шониной (г. Балашиха, Московская область)

Колокольчики


Котоколокольчики Николая Ярошко (г. Луганск)

Колокольчики


Колокольчики Лидии Пейч (г. Химки, Московская область)

Колокольчики


Колокольчики Ольги Аристовой (г. Калуга)

Колокольчики


Колокольчики московских керамистов в итальянском стиле

Колокольчики


Колокольчики Гончарной мастерской (г. Скопин, Рязанская обалсть)

Колокольчики


Работа Наталии Петровой (г. Москва) в стиле курской игрушки

Колокольчики


Колокольчики в традициях филимоновской игрушки в сувенирной лавке музея

Экспозиция в Музее филимоновской игрушки

Одна из «специализаций» фестиваля «Сказки Деда Филимона» — глиняная игрушка. Хочу показать игрушки, представленные в Одоеве. Начнем с экспозиции в Музее филимоновской игрушки.

Рязанский оберег


Детско-юношеский Центр народных промыслов «Рязанский оберег»

Мордовская игрушка


Мордовская игрушка

Жбанниковская игрушка


Жбанниковская игрушка (Нижегородская область)

Дивеевская игрушка


Дивеевская игрушка (Нижегородская область)

Дивеевская игрушка


Дивеевская игрушка (Нижегородская область)

Салецкая игрушка


Салецкая игрушка (Великий Новгород)

Авторская игрушка из Удмуртии


Авторская игрушка из Удмуртии

Орловская обрядовая игрушка


Орловская обрядовая игрушка

Игрушка


Игрушка Валерия Марчука (Белоруссия, г. Брест)

Игрушка


Игрушка Валерия Марчука (Белоруссия, г. Брест)

Федоровская игрушка


Федоровская игрушка (Тамбовская область)

Авторская игрушка


Авторская игрушка Светланы Калинкиной (Нижегородская область)

Авторская игрушка


Авторская игрушка Светланы Калинкиной (Нижегородская область)

Оятская игрушка


Оятская игрушка Людмилы Ивановой (Ленинградская область)

Тульская городская игрушка


Тульская городская игрушка

В музее встретились и вот такие резиновые сапожки, расписанные в филимоновских традициях!

Резиновые сапожки

Резиновые сапожки

Резиновые сапожки

Игрушки и свистульки, встреченные на Ярмарке мастеров

Игрушка


Откуда эти красавцы, к сожалению, не знаю. Может кто подскажет.
UPD 26.04.19: работы Виктора и Ольги Макиевских Белгород

Баннер


Под таким баннером предлагали свои изделия мастера романовской игрушки (Липецкая область)

Романовская игрушка


Романовская игрушка (Липецкая область)

Романовская игрушка


Романовская игрушка (Липецкая область)

Романовская игрушка


Романовская игрушка (Липецкая область)

Добровская игрушка


Добровская игрушка (Липецкая область)

Мастера из Старого Оскола (Белгородская область) предлагали и традиционную игрушку, и маленьких куколок в национальной одежде:

Игрушка


Традиционная игрушка

Игрушка


Куклы в национальной одежде

В 2017-м я очень расстроилась, что нет таких куколок-колокольчиков. Но уже в следующем году такие колокольчики появились вначале на «Русском поле», а затем на зимней Ладье.

Колокольчики


Старооскольские куклы-колокольчики

Хлудневская игрушка


Хлудневская игрушка (Калужская область)

Жбанниковская игрушка


Жбанниковская игрушка (Нижегородская область)

Абашевская игрушка


Абашевская игрушка (Пензенская область)

Игрушка


Плешковская и чернышенская игрушки Николая Комова (Орловская область)

Игрушка


Игрушки Николая Комова

Плешковская и чернышенская игрушки


Плешковская и чернышенская игрушки Натальи Фроловой (Орловская область)

Распоповская игрушка


Распоповская игрушка (Орловская область)

Карачунская игрушка


Карачунская игрушка Галины Котельниковой и Людмилы Дедовой (Воронежская область)

Карачунская игрушка


Карачунская игрушка Галины Котельниковой и Людмилы Дедовой (Воронежская область)

Филимоновская игрушка


Филимоновская игрушка (Тульская область)

Тульская городская игрушка


Тульская городская игрушка

Авторская игрушка


Авторская игрушка Виктора Потапова (г. Богородицк, Тульская область)

Псковский гончар


Продукция «Псковского гончара»

Псковский гончар


Продукция «Псковского гончара»

Что еще было на фестивале «Сказки Деда Филимона»? На сцене выступали народные коллективы.

Самодеятельные артисты


Самодеятельные артисты

Зрители


Зрители

А потом состоялось торжественное гашение почтовой открытки, посвященной филимоновской игрушке и Дню семьи, любви и верности. В церемонии гашения приняли участие директор музея «Филимоновская игрушка» Сергей Кузнецов, заместитель министра культуры Тульской области Ирина Иванова, депутат Государственной Думы РФ Наталия Пилюс, директор филиала Почты России в Тульской области Елена Щукина.

Гашение почтовой открытки

Гашение почтовой открытки

Гашение почтовой открытки

Таким был фестиваль «Сказки Деда Филимона» в 2017 году.

20 июля этого года мастера вновь соберутся в гостеприимном Одоеве на Четвёртый межрегиональный фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки. Надеюсь, что будет много интересного. Ведь Музей филимоновской игрушки переехал в новое здание, и его экспозиция обновилась. Открылся новый музей «В детство», где представлены игрушки советского периода.

До встречи в Одоеве.

Еще больше фотографий с мероприятия можно посмотреть здесь.

Кстати, после посещения фестиваля мы отправились на экскурсию в Анастасов монастырь, расположенный рядом с Одоевым. Фотографии из обители можно посмотреть здесь.


Богородицкая игрушка не получила такого развития, как известные дымковская, филимоновская, тульская городская. Но, как и всюду, имела место быть, как были игрушки, каждая с индивидуальностью присущей только ей, в каждом населенном пункте, в каждой семье.

Почти 20 лет Потапов Виктор Иванович по старым записям старается восстановить, возродить утраченный промысел. Потапов В. И. дает возможность узнать, какой была богородицкая игрушка. Во всем её многообразии, что она собой представляет, как она развивалась во времени. Богородицкая игрушка имеет свои особенности. Это игрушка-свистулька; натуральный общий вид; ей присуща пластика движения; обжиг, воронение, покрытие воском. Если два персонажа, то и два свистка. Свист мог быть простым или мелодичным. Была ли игрушка расписной изначально, сложно сказать. Скорее всего, нет. Для маленьких детей игрушка покрывалась воском, становилась от этого приятной, мягкой, тёплой на ощупь. Но с годами мастера внесли роспись: ёлочки, кружочки, волнистые линии. К 500-летию Куликовской битвы богородицкие мастера создали игрушку не похожую ни на одну другую и назвали ее «Поединок». Игрушка представляет из себя фигурки двух воинов, восседающих на своих боевых коньках лицом друг к другу - они символизируют бой между русским воином Пересветом и татаро-монгольским воином Челубеем. Но название свое игрушка получила из-за своего прямого назначение - в игрушку-свистульку должны одновременно дуть двое - своеобразный поединок «кто кого передудит».

С открытием в г. Богородицке женской и мужской гимназий игрушка получила дальнейшее развитие. Преподаватель гимназии Денисов Борис Никитич (обучал чистописанию и изобразительному искусству) дал богородицкой игрушке новый вид росписи – простой растительный орнамент с сохранением цветовой гаммы: красной, зелёной, жёлтой и белой. В зависимости от качества глины при обжиге получался разный фон: белый, красно-коричневый, бежевый.


Последний изготовитель игрушек - гончар Дмитрий Муратов (игрушки не расписывались, но «воронились» молоком).

В 60-е годы прошлого столетия гончарный промысел в Богородицке постепенно угасает. И об игрушке забыли.

Увлеченный краевед, знающий многое из истории не только Богородицкого края, Потапов Виктор Иванович вновь открывает мир богородицкой игрушки. Обращают на себя внимание игрушки-свистульки самодеятельного мастера. Талант художника позволяет Виктору Ивановичу вносить в работу авторское видение, доверяясь собственному чуть и вкусу, и в то же время сохранить традиции изготовления богородицкой глиняной игрушки. Мастер продолжает развивать игрушку новыми сюжетными идеями: сказочные персонажи, герои мифов и легенд. Каждая из них особенная, но традиционность не утрачивает.

Источник: буклет МУК «Центр народной культуры и ремесла муниципального образования город Богородицк Богородицкого района»

P.S. А еще Виктор Иванович пишет сказки. Богородицкие сказки, сюжет которых он услышал в детстве и пронес в своей памяти через всю жизнь. Теперь вот делится ими с нами.


Богородицкая игрушка не получила такого развития, как известные филимоновская и тульская городская. Но, как и всюду, имела место быть, как были игрушки, каждая с индивидуальностью присущей только ей, в каждом населенном пункте, в каждой семье.

Почти 20 лет Потапов Виктор Иванович по старым записям старается восстановить, возродить утраченный промысел. Потапов В. И. дает возможность узнать, какой была богородицкая игрушка. Во всем её многообразии, что она собой представляет, как она развивалась во времени. Богородицкая игрушка имеет свои особенности. Это игрушка-свистулька; натуральный общий вид; ей присуща пластика движения; обжиг, воронение, покрытие воском. Если два персонажа, то и два свистка. Свист мог быть простым или мелодичным. Была ли игрушка расписной изначально, сложно сказать. Скорее всего, нет. Для маленьких детей игрушка покрывалась воском, становилась от этого приятной, мягкой, тёплой на ощупь. Но с годами мастера внесли роспись: ёлочки, кружочки, волнистые линии.

К 500-летию Куликовской битвы богородицкие мастера создали игрушку не похожую ни на одну другую и назвали ее «Поединок». Игрушка представляет из себя фигурки двух воинов, восседающих на своих боевых коньках лицом друг к другу - они символизируют бой между русским воином Пересветом и татаро-монгольским воином Челубеем. Но название свое игрушка получила из-за своего прямого назначение - в игрушку-свистульку должны одновременно дуть двое - своеобразный поединок «кто кого передудит».

С открытием в г. Богородицке женской и мужской гимназий игрушка получила дальнейшее развитие. Преподаватель гимназии Денисов Борис Никитич (обучал чистописанию и изобразительному искусству) дал богородицкой игрушке новый вид росписи – простой растительный орнамент с сохранением цветовой гаммы: красной, зелёной, жёлтой и белой. В зависимости от качества глины при обжиге получался разный фон: белый, красно-коричневый, бежевый.

Последний изготовитель игрушек - гончар Дмитрий Муратов (игрушки не расписывались, но «воронились» молоком).

Увлеченный краевед, знающий многое из истории не только Богородицкого края, Потапов Виктор Иванович вновь открывает мир богородицкой игрушки. Обращают на себя внимание игрушки-свистульки самодеятельного мастера. Талант художника позволяет Виктору Ивановичу вносить в работу авторское видение, доверяясь собственному чуть и вкусу, и в то же время сохранить традиции изготовления богородицкой глиняной игрушки. Мастер продолжает развивать игрушку новыми сюжетными идеями: сказочные персонажи, герои мифов и легенд. Каждая из них особенная, но традиционность не утрачивает.


Булочка "Венёвка" Тульская область, город Венёв. В XIX веке Венёв славился своими баранками. Спустя век Веневское районное потребительское общество решило возродить традиционный продукт: двойную баранку в виде буквы «В»


Традиционное тульское ткачество Тула и Тульская область. Женское население на территории современной Тульской области занималось ткачеством с древнейших времен. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно.


Яснополянская керамика Тульская область, Ясная Поляна. Мастера создали новый, прежде не существовавший художественный стиль в керамике, который наиболее полно передает светлый поэтический образ Ясной Поляны.


Тульская всечка Тула. Тульская всечка - своеобразный промысел, развившийся в начале XVIII века, со своими особенностями, определившими самобытность художественных работ по дереву.


Богородицкая глиняная игрушка Богородицк. Богородицкая игрушка не получила такого развития, как известные филимоновская или тульская городская. Но, как и всюду, имела место быть с индивидуальностью присущей только ей.


Белёвская глиняная игрушка Белёв Возникновение гончарного промысла на территории города Белева и его окрестностей может относиться примерно к XVII-XVIII в.в. Именно в этом культурном слое были найдены первые игрушки


Тульская городская игрушка Тула. В Туле игрушки делались не только детишкам на забаву, но и для любования, украшения, потому что были похожи они на изящные статуэтки.


Белевские кружева Тульская область, город Белёв. Расцвет белевского кружевоплетения относится к 1840-м годам. Лучшее изготовлялось в уезде, по деревням у помещиков.


Тульский самовар Тула. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в первом в городе самоварном заведении.


Белевская пастила Тульская область, город Белёв. В 1858 году белевский купец Прохоров в сельце Ровно посадил плодовый сад – около тысячи саженцев. А в 1888 году он открыл производство – сушильню с «огневой» переработкой плодов и овощей.


Филимоновская игрушка Тульская область, Одоевский район. Филимоновскую игрушку называют «жемчужиной народного искусства». Она поражает своей простотой и одновременно изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента, неповторимостью звучания.


Тульская гармонь Тула. Родиной хроматической гармоники является Тула. Именно здесь в конце первой половины 19 века возникло кустарное массовое производство её первоначальной модели


Тульский пряник Тула. Каждый хозяин пряничного заведения имел свой секрет и традиции изготовления пряников и, грозя увольнением, требовал от пряничников скрывать рецепты даже от учеников

Читайте также: