Богородские игрушки школа народного искусства

Обновлено: 04.05.2024

Цель данной презентации -познакомить детей с родиной и историей деревянного промысла, народной игрушкой ,созданной великими умельцами села Богородское!

ВложениеРазмер
bogorodskaya_igrushka.ppsx 1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В православном сердце России недалеко от г. Сергиев Посад, на живописном холме, на берегу реки Куньи, стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Богородское - село старинное. Уже в XV - XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Уже в XIX веке в селе Богородское было больше сотни дворов, и все - от мала до велика - занимались изготовлением деревянной игрушки. Говорили, что там «дети с ножом в руке родятся».

С появлением первых Сергиевских деревянных игрушек связаны местные легенды и предания. Рассказывают, что первые игрушки из дерева стал резать основатель монастыря, Сергий Радонежский, одаривавший ими приходивших к нему крестьянских детей.

Другая история Богородской игрушки, также начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Однажды мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука . Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом.

А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. В Богородском издавна резали забавные игрушки из мягкой древесины осины или липы. Белые резные изделия, так называемое «белье», богородчане отвозили в Сергиев Посад. Там фигурки раскрашивали, и скульптурное мастерство наполнялось тонким юмором. В XIX веке в селе Богородское работали 12 династий мастериц, которые вытачивали знаменитые на всю страну деревянные игрушки. Кстати и сейчас в Богородском резчиц в несколько раз больше, чем резчиков.

В 1913 году Андрей Чушкин со своими единомышленниками организовали "кустарно-игрушечную артель в деревне Богородской ". В состав артели вошло 19 "отцов-основателей" - наиболее талантливых резчиков. В 1923 году артель получила название " Богородский резчик". Сейчас фабрика так и называется. При фабрике есть ассортиментный кабинет - фактически музей промысла.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина, чистое, ничем не запятнанное дерево - стало традиционным для Богородской игрушки. Символом промысла до сих пор считаются «мужик и медведь» в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка «Кузнецы». Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. «Кузнецы» стали символом Богородского промысла, одна из ранних игрушек, изображающая мужичка и медведя, сидящих верхом на планках. Двинешь планки, и тут же начинается бойкая работа. Ритмично двигаются фигурки, стучат по наковальне их деревянные молоточки.

Рассказывают, что в конце прошлого века на Всемирной выставке в Париже «кузнецов» увидел знаменитый французский скульптор Роден. Он долго любовался работой деревенских резчиков и назвал ее гениальным произведением народного искусства. Богородчане владели удивительным умением создавать из дерева целый мир зверей и птиц, наделяя их особыми характерными чертами.Фигурки зверей издавна имели символическое значение. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, олень - изобилие, удачный брак. Но, наверное, самым частым героем богородских резчиков является медведь, персонаж многих народных сказок, по языческим верованиям, он символом могущества. Медведь издавна, один из ведущих персонажей народных сказок - он предвещал пробуждение природы. Мастера-игрушечники всегда изображали медведя добродушным, немного смешным, доверчивым.

Особым спросом пользовались всегда игрушки для детей. Главной их особенностью было несложное, но метко переданное движение, которое достигалось прикреплением фигурок на планках, на балансе или пружинках. И получалось, что, дернув за шнурок, ребенок приводил в движение дровосека, который рубил дрова, или скачущего всадника, или клюющих зерна кур.

Народную игрушку с давних пор мастерили, чтобы учить ребенка, в нее мастер вкладывал все, что хотел видеть в подрастающем поколении. Ну а чему может научить та же лиса-рукодельница или свившая уютное гнездо птичья семья? Трудолюбию, ласке, радости, добру. Могут порадовать и повеселить ребенка. Богородская игрушка – рукотворная. Она вручную вырезается из дерева (березы, липы, осины, сосны) и не окрашивается. Благодаря этому, сохраняется природный цвет дерева, его тепло и очень приятная на ощупь поверхность, безупречная в гигиеническом отношении для маленького ребенка.

Богородская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяет возможности использования игрушки в педагогическом процессе. Самым маленьким детям взрослые с помощью богородской игрушки могут показать театрализованное представление: собрались курочки в кружок и клюют зернышки, сел медвежонок на качели и раскачивается и т.п. Действия деревянных фигурок вызывают смех, побуждают к звукопроизношению: тук-тук, кач-кач и т.п.

Возможностьэкспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата имеет очень большое значение для развития личности маленького ребенка. В процессе действий с игрушкой у малыша просто и естественно проявляется л юбознательность, познавательная активность, инициативность, а полученный результат способствует формированию уверенности в себе и своих возможностях. В богородских игрушках нашел отражение мир животных, который пользуется особой любовью детей, и знакомство с которым является необходимым для их познавательного развития.

Благодаря познавательному и эстетическому развивающему воздействию игрушек, у маленького ребенка просто и естественно формируются правильные представления о внешнем виде животных, он овладевает приемами приведения игрушки в движение, и при этом у него закладываются предпосылки художественного вкуса. С возрастом интерес ребенка к действиям с богородской игрушкой снижается, но ее эстетическое воздействие сохраняется. Богородская игрушка становится важной частью предметно-развивающей среды ребенка – она украшает быт, идейно-эмоционально организует его: учит любить и ценить красоту искусства своего народа и готовит маленького россиянина к встрече с другими видами декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Важной особенностью богородских деревянных игрушек является то, что они, отражая жизнь и являясь произведениями народного искусства, находятся не в музее, а могут «жить» рядом с детьми в семье и дошкольном образовательном учреждении. Благодаря этому, создается возможность постоянного общения ребенка с подлинными произведениями искусства и происходит то, что называется в науке обратной связью – произведения искусства оказывают незаметное, благотворное воздействие и создают в доме или детском саду атмосферу покоя и красоты.

Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, жители села Богородское уже не помнят, но более 300 лет из уст в уста передается об этом интересное предание:

«Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аука». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «борогодскими».

Прошло время в Богородском научились мастерить игрушки с движением. Потянешь за две планочки, смотришь: игрушка ожила. «Тук – тук» - звонко бьют молотом по наковальне кузнецы – мужик и медведь.

Были придуманы и другие устройства. Вот на дереве птички сидят. Дерни за веревочку, и начнут они птенцов кормить.

В наши дни появились новые работы из дерева: Уточка с утенком

Богородские игрушки делаются не только для детской забавы, но и для украшения жилья, для уюта.

Сначала игрушки раскрашивались, позже богородская скульптура остается неокрашенной — фактура и характер резьбы прекрасно передают форму и движение, и потому цвет может здесь помешать.

И по сей день людям дорого радостное, доброе искусство богородских мастеров.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Богородская игрушка


Богородские игрушки

Презентация расширит представление учащихся о видах декоративно - прикладного искусства, научит бережному отношению к народным традициям на примере богородской игрушки; поможет учителю провести уро.

Богородская игрушка

Рассказ о богородской игрушке и схема выполнения деревянной дудочки.

Богородская игрушка

Рассказ о богородской игрушке и схема выполнения деревянной дудочки.


Презентация по литературному чтению 3 класс УМК Л. Ф. Климановой "Произведения декоративно-прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка".

Цель презентации: познакомить учащихся с предметами прикладного искусства, историей возникновения народных промыслов, назначением и использованием предметов в быту, знакомство с Музеем декоратив.


"Гжель, дымковская игрушка, богородская резная игрушка, хохлома"

Данная презентация красочная и доступная для объяснения нового материала.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

Цель: понимать значение выражения «произведения прикладного искусства», познакомить с произведениями прикладного искусства, научить выделять основные признаки старинных промыслов Руси.Обор.

Презентация расширит представление учащихся о видах декоративно - прикладного искусства, научит бережному отношению к народным традициям на примере богородской игрушки; поможет учителю провести урок ИЗО в 3 классе по теме: "Веселые игрушки. Роспись подарочного изделия, сконструированного на уроках труда"

ВложениеРазмер
bogorodskie_igrushki.ppt 2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Богородская игрушка
Богородская игрушка

Рассказ о богородской игрушке и схема выполнения деревянной дудочки.

Богородская игрушка

Рассказ о богородской игрушке и схема выполнения деревянной дудочки.


Презентация по литературному чтению 3 класс УМК Л. Ф. Климановой "Произведения декоративно-прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка".

Цель презентации: познакомить учащихся с предметами прикладного искусства, историей возникновения народных промыслов, назначением и использованием предметов в быту, знакомство с Музеем декоратив.


Богородская игрушка

Рассказывается о Богородской игрушке.


"Гжель, дымковская игрушка, богородская резная игрушка, хохлома"

Данная презентация красочная и доступная для объяснения нового материала.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

Цель: понимать значение выражения «произведения прикладного искусства», познакомить с произведениями прикладного искусства, научить выделять основные признаки старинных промыслов Руси.Обор.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: «Богородские игрушки.» Подготовила: Майэр С.В. учитель начальных клас.

Курс повышения квалификации

Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО


Курс повышения квалификации

Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


«Использование метода нейрографики в работе с детьми и взрослыми»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: «Богородские игрушки.» Подготовила: Майэр С.В. учитель начальных клас.

Тема: «Богородские игрушки.»

Подготовила:
Майэр С.В.
учитель начальных классов
МАОУ СШ № 19
г. Хабаровск

Народное искусствоМного умелых у нас мастеров.

Народное искусство
Много умелых у нас мастеров!
Вот в Богородском всях резать готов.
Из деревянной балбешки
Режут игрушки для детской потешки.

Богородская игрушка – это один из видов русских народных промыслов, основанны.

Богородская игрушка – это один из видов русских народных промыслов, основанный на изготовлении резных фигурок из дерева.
Богородская игрушка – это вид русских народных промыслов, основанный на изготовлении резных фигурок из дерева.
Для этого вида резьбы используется мягкая древесина, характерная для липы, ольхи и некоторых других пород.
Сделать такую игрушку для своего ребёнка несложно: главное – уметь выполнять тонкую работу и запастись терпением.
Символ борододской игрушки – знаменитые «кузнецы».
Медведь в богородской игрушке – один из любимых персонажей.

История промыслаВ селе Богородское Московской области издавна все, даже женщи.

История промысла
В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки.
Здешние мастера режут медведей и мужиков, оленей, орлов, коней, козлов, петушков и курочек.
Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца.
Вырезают фигурки из чурок, которые называют балбешками.
Богородских мастеров в шутку прозвали балбешниками.

Символ богородской игрушкиСимвол богородской игрушки – «кузнецы». Они привле.

Символ богородской игрушки
Символ богородской игрушки – «кузнецы».
Они привлекают занимательным сюжетом и движением.
По сторонам наковальни укрепляются на планочках резные фигурки кузнеца и медведя.
Подвигать планочки и весело застучат молоточки.

Образ медведя в богородской игрушке

Образ медведя в богородской игрушке

Медведь занимается традиционным крестьянским трудом (ловит рыбу, косит траву.

Медведь занимается традиционным крестьянским трудом (ловит рыбу, косит траву, носит воду).
ловит рыбу
косит траву

Медведь моется в бане, читает книги, общаясь с крестьянином, а так же играет.

Медведь моется в бане, читает книги, общаясь с крестьянином, а так же играет на гармошке и в хоккей.
общается с крестьянином
моется в бане

Богородские игрушки в басне и сказках.

Богородские игрушки в басне и сказках.

Виды игрушекстатичныеподвижные

Статичные богородские игрушкиСтатичная игрушка – это такая игрушка, в которой.

Статичные богородские игрушки
Статичная игрушка – это такая игрушка, в которой нет движения, действия.

Подвижные богородские игрушкиПодвижная игрушка – это игрушка, которая быстро.

Подвижные богородские игрушки
Подвижная игрушка – это игрушка, которая быстро и легко двигается.

Зарождение богородской игрушкиБогородские игрушки традиционно вырезают вручну.

Зарождение богородской игрушки
Богородские игрушки традиционно вырезают вручную из липы. И лишь некоторые элементы выпиливают на токарном станке.
Заготовленные и высушенные стволы дерева распиливались на чурки, затем отправлялись в работу к мастерам.
Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно на четыре части, так как такой формы заготовки были наиболее удобными для работы.
Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников.

Изготовление игрушки1.Грубо и схематично вырубают топором. 2.Ножом отделывают.

Изготовление игрушки
1.Грубо и схематично вырубают топором.
2.Ножом отделывают детали.
3.Прорабатывается шерсть животного или оперение птицы.

Роспись богородских игрушекДля тех игрушек, которые расписывались, краски бра.

Роспись богородских игрушек
Для тех игрушек, которые расписывались, краски брались яркие, сочные, насыщенные.
Роспись отчасти напоминает хохломскую и городецкую, но без характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
Игрушки раскрашивают гуашью, после чего покрывают лаком на масляной основе.
Сохнуть изделие оставляют на ночь.

Готовые игрушки

Изготовление игрушки из картонаНарисуй эскиз игрушки на листе тонкого картона.

Изготовление игрушки из картона
Нарисуй эскиз игрушки на листе тонкого картона.
Продумай схему движения деталей.
Нарисуй все детали по отдельности и вырежи их по контуру.
Скрепи детали проволокой.
Привяжи к лапам нити.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО


Курс повышения квалификации

Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


«Использование метода нейрографики в работе с детьми и взрослыми»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:


Флаг и герб села Богородское Сергиево-Посадского района, Московской области.

Флаг и герб села Богородское Сергиево-Посадского района, Московской области Флаг городского поселения Богородское представляет собой прямоугольное полотнище, разделённое по вертикали на две равные полосы: голубую и красную, поверх которых изображены фигуры герба поселения: бревно в половину длины полотнища с наковальней, и сидящие на бревне медведь и мужик, держащие молотки, все фигуры жёлтые. Вдоль нижнего края голубой и вдоль верхнего края красной полос изображены белые чешуйчато-изогнутые полосы. Герб повторяет изображение флага. 16 апреля 2011 - Князь Мышкин

История названия села Богородское (из истории) Село Богородское известно с се.

История названия села Богородское (из истории) Село Богородское известно с середины XV века, когда принадлежало боярину Плещееву. В 1595 году перешло во владение Троице-Сергиева монастыря. Богородское издавна являлось центром кустарного производства деревянных игрушек.

На базе этого промысла в 1960 году создана художественная фабрика, при которо.

На базе этого промысла в 1960 году создана художественная фабрика, при которой существует музей игрушки. Находится фабрика километрах в 25–30 от Сергиева Посада. В этом (2012) году фабрика отметит своё 99-летие.

Богородской деревянной игрушке около 350–400 лет. Легенда гласит, что давным-.

Богородской деревянной игрушке около 350–400 лет. Легенда гласит, что давным-давно в одной бедной крестьянской семье мама решила порадовать своих детей и вырезала из щепки фигурку куклы. Детям новая игрушка очень понравилась, они назвали её Аука. Однако отец семейства понёс продавать куклу на базар. Некий купец заинтересовался новым типом игрушек и заказал сразу целую гору. Так и начался богородский народный промысел.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (маленькими.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (маленькими кусочками отщЕпывается дерево). Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных.

Богородские игрушки «Рыбак» «Мишка – ударник» «Мишка - сластёна».

Богородские игрушки «Рыбак»«Мишка – ударник» «Мишка - сластёна»

Игрушке «Кузнецы» (фигурки человека и медведя, которые поочередно бьют моткам.

Игрушке «Кузнецы» (фигурки человека и медведя, которые поочередно бьют мотками по наковальне) уже более 300 лет.

Самая большая богородская игрушка в музее – медведь. Сделан одним мастером из.

Самая большая богородская игрушка в музее – медведь. Сделан одним мастером из пяти стволов за три месяца (это очень быстро!).

Все игрушки сделаны из липы, причём ошкуренное дерево сначала выдерживают в т.

Все игрушки сделаны из липы, причём ошкуренное дерево сначала выдерживают в течение трёх лет под навесом (для того, чтобы в процессе естественной сушки проявились все трещины). Потом целый ствол распиливают на части, а их уже разрубают радиально – они должны быть треугольными (основание треугольника становится основанием игрушки). Затем заготовку приносят в «зарубочную», где топором снимается лишнее.

Следующий этап – обрезка специальным богородским ножом. Кстати, ручку всех ин.

Следующий этап – обрезка специальным богородским ножом. Кстати, ручку всех инструментов мастера делают сами – по своей руке. Инструменты строго индивидуальны, как расчёска или зубная щётка.

Потом деревянную игрушку доводят до совершенства разными стамесками

Потом деревянную игрушку доводят до совершенства разными стамесками

Гнущиеся части делают из ивы, а соединяют детали дубовыми штырьками, промазан.

Гнущиеся части делают из ивы, а соединяют детали дубовыми штырьками, промазанными клеем ПВА. В конце покрывают готовое изделие воском и лаком или цветными морилками. В старину для придания цвета игрушки вымачивали в чане с густо заваренными травами – тёмный жёлтый (или коричневый) цвет дереву придавал зверобой, зеленоватый – полынь.

Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой

Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой

Последовательность резьбы коника .

Последовательность резьбы коника .

Мастер за работой

Мастер за работой

Раскрашивание игрушек

Народные умельцы, работая примитивными инструментами, создавали из дерева реа.

Народные умельцы, работая примитивными инструментами, создавали из дерева реалистические образы окружающего мира. Это были липовые фигурки людей.

Животные, часто из народных басен, историй

Животные, часто из народных басен, историй

Чаще всего мастера вырезают сказочных персонажей

Чаще всего мастера вырезают сказочных персонажей

Создают целые композиции

Создают целые композиции

Список использованной литературы и материалов Ермолаева Н.В. Эстетическое вос.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 029 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Оставьте свой комментарий

  • 13.03.2016 9342
  • PPTX 3.1 мбайт
  • 470 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Серебрякова Екатерина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

114 минут

«Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса»

63 минуты

«Почему подростки хотят работать. Как семье и школе помочь ребенку принять правильное решение»

86 минут

«Актуальные и современные проблемы системы образования»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: