Бурятские игрушки в старину

Обновлено: 02.05.2024

Продолжительность проекта : долгосрочный (2015-2016 г).

Участники проекта : дети среднего (4-5 лет), педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство бурятской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Для реализации национально-регионального компонента в ДОУ остро необходим наглядный дидактический материал, которого, к сожалению, нет в наличии. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение, изготовление бурятской народной куклы для применения в работе по реализации национально-регионального компонента образовательной программы ДОУ.

Актуальность выбранной темы:

Приобщение детей к бурятской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою нацию, республику. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности бурятского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к бурятской народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Игры детей с народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие формы работы способствуют возрождению родного бурятского языка, расширению сферы языковой среды, сохранению самобытности традиционной культуры бурятского народа.

Вместе с тем, в процессе творческой деятельности формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

  • Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям бурятского народа через ознакомление, изготовление, игры с бурятской куклой.
  • Создание своей коллекции (мини-музея) бурятских кукол разнообразной техники изготовления.
  • Воспитывать интерес и любовь к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм через ознакомление, изготовление бурятских кукол.
  • Вызвать интерес к созданию бурятской народной куклы, её обыгрыванию, подвести к пониманию её назначения, познакомить с различными техниками изготовления народной куклы.
  • Развитие художественно- творческих способностей детей на основе национально регионального материала.
  • Воспитывать интерес к особенностям бурятского народного костюма; познакомить с названиями, элементами национальной одежды.
  • Познакомить детей с бурятским орнаментом, формировать умение создавать декоративные композиции из бурятского орнамента.
  • Познакомить детей с былинными героями бурятского народа.
  • Ознакомить детей с материалами изготовления кукол (картон, ткань, мех, кожа, замша, дерево, бисер и др).
  • Ввести в активный словарь детей слова: "дэгэл, малгай, унты, ичиги, бээлэй" и т. д.
  • Развитие мелкой моторики руки, совершенствование умения и навыков с различными материалами, приспособлениями и инструментами.
  • Вырабатывать аккуратность, самостоятельность, оригинальность подхода к решению задач.

Новизна проекта заключается в использовании современных образовательных технологий, разнообразии форм и методов работы, которые соответствуют региональным особенностям .

  • Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку . Данный принцип реализуется в руководстве деятельностью, в которой дети через творчество отражают полученные на занятиях, беседах впечатления. Педагог не программирует результат деятельности детей. Детям предлагается только тема работы и вид деятельности.
  • Принцип развития . Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. Опираясь на исходный природный потенциал, педагог ищет и раскрывает его дарования, стимулирует внутренние духовные силы.
  • Принцип культурно-деятельностный . Благодаря механизму социального наследования ребёнок с помощью взрослого осваивает достижения культуры.
  • Принцип взаимодействия . Подразумевает взаимную обусловленность, активность всех субъектов воспитательного процесса. В данном контексте имеется в виду взаимодействие систем: ребенок-педагог, родители-ребенок, педагог-родители. Педагогическое взаимодействие должно ориентироваться на стратегию «от ребёнка».
  • Принцип доверительного сотрудничества. Данный принцип давно и продуктивно используется гуманистической практикой воспитания. Результат доверительного сотрудничества: ребенок начинает осознавать свою причастность к совместному делу, социальную востребованность, удовлетворенность от того, что его индивидуальный опыт расширяется.
  • Принцип взаимного развивающего влияния педагог-ребенок . Обусловливает в процессе общения взаимные изменения - воспитателя и воспитуемого. В педагогической деятельности заложена необходимость саморазвития не только ребёнка, но и педагога.

В качестве основных рисков, способных повлиять на результаты проекта могут выступать:

- низкая активность родителей и недостаточная сформированность у них представлений о значении

  • У детей сформированы знания о бурятской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления.
  • У детей сформированы знания о различных способах и технологиях изготовления бурятских кукол.
  • Развито умение детей самостоятельно создавать бурятскую куклу.
  • Амплификация предметно-пространственной развивающей среды в группе:

- альбом с описанием разных видов кукол;

- технологические карты по изготовлению кукол;

- создан мини-музей бурятской куклы.

  • Педагоги и родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

Методические – методическая итература, публикации, передовой педагогический опыт, дидактические пособия и т. д.

Технические - компьютер, телевизор, магнитофон.

Человеческие – в реализации проекта участвуют воспитанники, два воспитателя группы, педагоги ДОУ, родители.

Этапы реализации проекта:

1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор иллюстраций, фотографий, книг о бурятских куклах.

2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.

1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

2. Презентация буклета «Бурятская кукла».

3. Открытие в группе мини-музея «Бурятские куклы».

- Беседа с детьми «Знакомство с бурятской куклой» (пальчиковые, перчаточные, деревянные, ростовые, теневые и др ). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.

- Знакомство с жизнью и бытом бурятского народа.

- Просмотр презентации «Бурятская кукла».

- Чтение бурятских народных сказок «……………………

- Чтение и заучивание стихотворений, потешек, загадок, легенд и сказаний бурятского народа (……………………………..

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».

- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой, кожей, шерстью, берестой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся и др).

- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

- Рисование «Нарисуй куклу», «Кукла в национальном костюме», «Раскрась дэгэл», «Досируй орнамент», «Раскрась бурятскую шапку» и др.

- Творческая деятельность «Иголочка и ниточка».

Задачи: учить детей пользоваться иголкой с ниткой, вдевать нитку в иголку, делать простые стежки («иголка вперед»).

- Знакомство с процессом изготовления кукол (конусовые, пальчиковые, ростовые, теневые, перчаточные и др).

- Изготовление с детьми кукол (« Кукла Аюна», «Будамшуу», «Бурятская семья», «Медведь – хозяин тайги» и др)

- Аппликация «Бурятский орнамент», «Бурятский сундук», «Укрась платье куклы Аюны», «Укрась варежку».

Творческая деятельность: «Пальчиковые куклы»

Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу различными способами, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.

- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад», «Встречаем Сагаалган», «Встречаем гостей», «Дом для кукол», «Бурятская юрта» и др.

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.), игра-драматизация по бурятской сказке «Будамшуу».

Дидактическая игра «Узнай элемент узора».

Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.

Дидактическая игра «Закончи узор».

Цель: развитие ручного праксиса.

Дидактическая игра «Народные промыслы».

Цель: развитие умений вычленять элементы различных промыслов и находить знакомые элементы.

Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».

Цель: закрепить оттеночные цвета (розовый, оранжевый, салатный, малиновый и др.).

Дидактическая игра «Что из чего».

Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать бурятскую одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя бурятская одежда.

- Пальчиковые игры «Юрта, юрта – круглый дом», «Шумят сосны», «Кукла Аюна»,

- бурятские народные подвижные игры « Шагай-наадан », « Шагай няhалха», «Игра прятание колечка - бурятская игра ( бэhэлигнюулга), «Ловля тарбаганов» ( тарбагашаалга), «бухэ Юрта» и др.

Цель: Развивать потребности в двигательной активности детей при помощи бурятских народных подвижных игр. Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные национальные игры.

Музыка льная деятельность :

- разучивание бурятского национального танца «Ехор»

-Подбор музыки бурятских композиторов для проведения непосредственно образовательной деятельности.

Цель: Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края.

- Создание в группе мини-музея «Бурятские куклы».

Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.

- Посещение мини-музея детьми других групп и родителями.

- Презентация проекта «Бурятские куклы» на педагогическом совете или заседании методического объединения.

Игрушки из дерева - душа народа

У разных народов есть мифы о том, что вначале боги делали из разных материалов кукол, а те затем превращались в людей. Ученые же полагают, что куклы появились вместе с человеком. Куклой можно считать любую фигурку людей, сделанную из любого материала: солома, дерево, ткань и другие. Сущность и назначение древних кукол означает образ человека.

В музеях мира хранится множество фигурок: идолов, истуканов, кумиров, статуэток, созданных 40-112 тысяч лет до нашей эры. И по сей день душа культуры бурятского народа находит свое отражение в деревянных игрушках, которые в основном изготавливаются в Бурятии. Деревянные игрушки не только символизируют доброту и удивительную теплоту народа, но и изготавливаются из экологически чистого материала. Тактильные ощущения от прикосновения к деревянным игрушкам обладают даже профилактическими свойствами: эфирные масла, содержащиеся в слоях древесины, имеют лечебный эффект и благотворно воздействуют не только на ребенка, который играет с данной вещью, но и на атмосферу квартиры, путем испарения древесины.

Деревянные куклы изготавливаются путем художественной резки из таких пород дерева, как береза и липа, а затем окрашиваются в яркие краски. При создании набора этой игрушки формируются целые семьи. Роспись их как в наши, так и в прежние времена, отличается яркостью красок и колоритностью быта.

В истории бурятских народных художественных промыслов габариты деревянных игрушек не ограничивались миниатюрными изделиями, доказательством чему являются детские качалки в виде лошади, прикрепленной на дугообразные деревянные рейки.

Процесс изготовления сувениров очень трудоемкий. Каждая кукла - исключительно ручная работа. На изготовление одной такой фигурки уходит пара недель. Сначала из твердых пород дерева в столярной мастерской выпиливают так называемые «болванки» разных частей тела: отдельно голова и туловище, а иногда и конечности, если кукла шарнирная. Прежде чем преступить к обработке поверхности наждачной бумагой, деталям дают хорошо просохнуть и дать усадку. Затем уже мастер преступает к полировке поверхности, чтобы избавиться от заусенцев, шероховатостей, пористых участков. Если кукла состоит из нескольких деталей, их аккуратно склеивают между собой, соблюдая все пропорции будущей игрушки. Для придания поверхности наибольшей гладкости, еще тщательно грунтуют, иногда даже несколько раз.

Волшебство в мастерской начинается, когда за стол садится художник-оформитель. Он открывает коробку с акриловыми красками: ах, каких только цветов там нет! Яркие, насыщенные! После взмаха тонкой кисти на куске дерева появляются выразительные раскосые глазки, нос, пухлые щечки и губы. Далее художник наряжает свое творение в праздничный наряд и украшения.

Сувенирная кукла в бурятском национальном костюме разработана специально для широкого круга потребителей - для туристов, приобретающих сувениры на память и в подарок родным и близким. Уникальный сувенир особенно актуален для республики Бурятии, входящей в туристическую рекреационную зону.

Кроме того, Республика Бурятия славятся своими резчиками по дереву, тонко чувствующими эпоху, изобретающими игрушки, передающие образы людей и зверей, тем самым отражая городской и сельский быт. Бурятские мастера и по сей день продолжают свое дело, создавая деревянные игрушки, сохраняя технологии художественных народных промыслов, а которые воплощают собой древнюю культуру России.

Сувениры из рога – старинные традиции

Издавна Бурятия славится своей необычностью, неповторимостью, индивидуальностью. В любом уголке мира есть свои особые народные игрушки, куклы, сувениры или маленький талисман. Они имеют характерные национальные особенности, которые свойственны исключительно той местности, откуда произошли.

Рога различных животных – это традиционно используемый материал в Бурятии в народных промыслах. Сегодня можно встретить исключительно новое решение – куклу из рога. Разнообразие решений может быть достигнуто путем использования яркой цветовой гаммы и разных конструктивных решений. В итоге куклы из рога КРС получаются неповторимыми, оригинальными, очень красивыми и отличаются от других кукол своей простотой, применением природного материала.

В Бурятии авторами кукол из рога КРС являются Павел и Алла Павловы. Супруги в своих костяных куклах уже несколько лет воплощают всю изящность и неповторимость бурятского народа. Сделаны их куколки из коровьих рогов. Аналогов таких сувениров нигде нет, они даже запатентованы. Столь оригинальная идея супружеской паре пришла случайно. Они нигде специально не обучались, говорят, что их талант - на генном уровне, отцы и деды были художниками.

- Однажды вечером с мужем, любуясь коровьим рогом, мы нашли схожесть с бурятскими остроконечными шапками. Сшили шапочку, надели, расписали, и получилась кукла. Это была наша первая работа, ее мы назвали «Шаман». Первое время куклы просто лежали и пылились, а сейчас отбоя нет, не успеваем с заказами. Наших кукол можно увидеть на прилавках магазина в Улан-Удэ и Иркутске. Бывают заказы и из Москвы, - рассказала Анна Павлова.

Сувенирная кукла разработана специально для широкого круга потребителей - для туристов, приобретающих сувениры на память и в подарок родным и близким. Уникальный сувенир особенно актуален для республики Бурятии, входящей в туристическую рекреационную зону.

Процесс изготовления сувениров очень трудоемкий, хотя, со стороны, говорят мастера, кажется, что легко. Каждая кукла - исключительно ручная работа. На изготовление одной такой фигурки уходит четыре-пять дней. Сначала коровьи рога варят в течение пяти часов, затем, при помощи металлического скребка из них вычищают все внутренности. Следующий этап обработки - шлифовка поверхности на наждачном круге. И уже потом, в зависимости от длины и формы рога, его расписывают.

- Коровьи рога расписываем гуашью и затем даем просохнуть. Затем кукла покрывается лаком и опять сохнет где-то два дня. В конце работы к кончику рога крепится и сама шапка, - пояснил Павел Павлов.

Использование рога КРС различных животных является еще и безотходным производством, говорит Павел, и абсолютно безвредным и экологичным.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Традиции народного
искусства бурят

учитель: Василевская О.И.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ «Калёновская СОШ»
Урок изобразительного искусства
7 класс

ИСКУССТВО БУРЯТИИ
Бурятия по праву считается одним из культурных центров Восточной Сибири. Традиционно высокий уровень отличает культуру республики, представленную пятью театрами, профессиональными союзами писателей, композиторов, художников, архитекторов. старейшим является союз писателей, у истоков которого стояли бурятские писатели Хоца Намсараев, Даширабдан Батожабай, Николай Дамдинов, Исай Калашников.
Широко известны имена бурятских мастеров сцены: народных артистов Лхасарана Линховоина, Ларисы Сахьяновой, Дугаржапа Дашиева, Кима Базарсадаева, Галины Шойдагбаевой. Спектакли театра оперы и балета видели жители многих регионов России, неоднократно и с большим успехом гастролировал коллектив театра и по странам ближнего и дальнего зарубежья. Отдельные творческие группы и исполнители академического театра оперы и балета много раз гастролировали в Монголии и Китае, Японии и Корее, США и Германии, Великобритании и Австрии, Италии и Греции, Испании и Португалии. На сцене Бурятского оперного демонстрировали свое искусство артисты из Китая, Кореи, Монголии, Польши и других стран.

РЕМЕСЛА
Из ремесел, прежде всего, следует отметить кузнечное дело. Оно исстари пользовалось у бурят уважением, кузнецы-дархаты обычно окружались большим почетом.
По поверьям бурят, первым кузнецом был небожитель-небесный дархан Божинтой-убгэн,каждый из девяти его сыновей был эжином-покровителем какого-либо кузнечного инструмента.
У бурят существовало почитание железа и предметов из него, считалось,что если возле больного или спящего человека положить топор или нож, то они будут лучшим оберегом от злых сил. Профессия кузнеца была наследственной (дарханай утха), причем кузнецами иногда были шаманы. Кузнецы изготовляли орудия охоты, военного снаряжения (наконечники стрел, ножи, копья, топоры, шлемы, доспехи), предметы быта и орудия труда, в частности, котлы для варки пищи(таган), ножи (хутага, хоjго), топоры (hухэ) и т.д. Большое значение имело производство подков, удил, стремян, пряжек и прочих принадлежностей конской сбруи.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект НОД по конструированию: «Бурятские национальные игрушки»

Дата: 13 февраля 2018г.

Цель: Изготовить с детьми бурятскую народную игрушку из бумаги.

- развивать у детей творческое мышление

- приобщать к истокам бурятского народа и их традиций

- закрепить умение создавать форму конуса

- развивать фантазию и умение использовать детали

Оборудование и материалы: бумага на каждого ребенка, клей, гуашь, кисти, мех или вата.

1.Организацинная часть

Воспитатель: Ребята, скажите как называется республика, в которой мы живем? ( Бурятия)

Верно. Издавна Бурятия славится своей необычностью, неповторимостью, индивидуальностью. В любом уголке мира есть свои особые народные игрушки, куклы, сувениры или маленький талисман. Они имеют характерные национальные особенности, которые свойственны исключительно той местности, откуда произошли.

У нас в Бурятии это рога разных животных. Рога различных животных – это традиционно используемый материал в Бурятии в народных промыслах. Сегодня можно встретить куклу из рога. Они получаются разнообразными, благодаря использованию ярких красок и разных конструктивных решений. В итоге куклы из рога КРС получаются неповторимыми, оригинальными, очень красивыми и отличаются от других кукол своей простотой, применением природного материала.

В Бурятии мастерами таких кукол являются Павел и Алла Павловы. Супруги в своих костяных куклах уже несколько лет воплощают всю изящность и неповторимость бурятского народа. Сделаны их куколки из коровьих рогов. Аналогов таких сувениров нигде нет, они даже запатентованы. Столь оригинальная идея супружеской паре пришла случайно. Они нигде специально не обучались, говорят, что их талант - на генном уровне, отцы и деды были художниками.

- Однажды вечером с мужем, любуясь коровьим рогом, мы нашли схожесть с бурятскими остроконечными шапками. Сшили шапочку, надели, расписали, и получилась кукла. Это была наша первая работа, ее мы назвали «Шаман». Первое время куклы просто лежали и пылились, а сейчас отбоя нет, не успеваем с заказами. Наших кукол можно увидеть на прилавках магазина в Улан-Удэ и Иркутске. Бывают заказы и из Москвы, - рассказала Анна Павлова.

Процесс изготовления сувениров очень трудоемкий, хотя, со стороны, говорят мастера, кажется, что легко. Каждая кукла - исключительно ручная работа. На изготовление одной такой фигурки уходит четыре-пять дней. Сначала коровьи рога варят в течение пяти часов, затем, при помощи металлического скребка из них вычищают все внутренности. Следующий этап обработки - шлифовка поверхности на наждачном круге. И уже потом, в зависимости от длины и формы рога, его расписывают.

Коровьи рога расписываются гуашью и затем даем просохнуть. Затем кукла покрывается лаком и опять сохнет где-то два дня. В конце работы к кончику рога крепится и сама шапка, .

производством, говорит Павел, и абсолютно безвредным и экологичным.

В глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Куклы-обереги готовились из рогов крупного рогатого скота. Сегодня из рогов животных делают, в основном, сувенирных кукол и куклы из рога КРС получаются неповторимыми, оригинальными, очень красивыми и отличаются от других кукол своей простотой и применением природного материала.

3.Практическая часть

Воспитатель: А теперь ребята, мы с вами сами попробуем создать такую игрушка, только конструировать мы ее будем из бумаги.

Возьмем бумагу и свернем ее в конус, вот так. Похоже на рог? Отлично, затем, ее склеим , подождем немного придерживая руками пока сцепится. Потом разукрасим ее коричневой или бежевой краской, дадим подсохнуть, нарисуем глазки ,рот, руки, и оденем в шапочку.

Самостоятельная деятельность детей, воспитатель помогает.

4.Рефлексия

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие замечательные игрушки у вас полуичлись. Вчера мы с вами говорили о русских народных сегодня о бурятских народных игрушках, да еще и сами их сделали. Каждая из них отличается от другой.

Читайте также: