Как организовать кружок мягкая игрушка

Обновлено: 02.05.2024

Игрушка всегда сопутствовала человеку - она является одним из самых давних видов декоративно-прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего глаз. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Игрушка - это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над современной и народной игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, работа над созданием игрушки является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.

Образовательная программа «Мастерим игрушки сами» направлена на обучение детей технологии кройки и шитья народной и современной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями.

Программа предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования. Рассчитана на один год обучения. Рекомендуемый возраст детей - от 7 до 14 лет.

Программа разноуровневая, позволяющая учесть особенности каждого ребенка. Рекомендуемое количество детей в группе -5-6 человек.

Большинство используемых технологий разработаны автором самостоятельно.

Образовательная программа «Мастерим игрушки сами» ориентирована на активное приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству.

Цель программы : создать условия для творческой самореализации ребенка.

Задачи программы :

- формирование у детей навыков ручного труда;

- обучение основам кройки и шитья игрушки;

- расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве,

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.

-обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

- создание базы для творческого мышления;

- воспитание трудолюбия, аккуратности;

- развитие активности и самостоятельности;

- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.

Организация образовательной среды:

- участие в городских выставках, конкурсах;

- посещение выставок декоративно-прикладного творчества.

Основные методы и формы работы:

- словесный рассказ, беседа;

-наглядная демонстрация образцов, дидактического материала;

- выставки готовых изделий;

- участие в городских и окружных выставках, конкурсах;

- технику безопасности при работе с инструментами;

- исторические сведения о народной игрушке;

- виды ручных швов;

-технику изготовления народных кукол и современной игрушки;

- сведения о сувенирных изделиях.

- выполнять простые ручные швы;

-правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны;

- работать индивидуально с методическими картами;

- эстетично оформить игрушку;

- ориентироваться на качество изделий;

- изготовить народную или современную игрушку своими

руками из доступных материалов.

- игры дидактические и развивающие;

- одноместные столы (6 шт.);

- стулья (7 шт.);

- доска школьная (1 шт.);

- книжный шкаф (1 шт.);

Материалы, инструменты, приспособления:

-искусственный мех, драп, трикотаж, фетр, хлопчатобумажный материал и др. ;

- синтепон, вата, поролон;

- отделочные материалы: пуговицы, ленты, тесьма, кружево,

нитки, нитки мулине и др. ;

- инструменты: ножницы, иглы, булавки, утюг;

- дополнительные материалы: деревянные палочки, клей.

1. Агапова, И. А. Мягкая игрушка своими руками [Текст] /

И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М. : Айрис-пресс, 2004. -

2. Андрианова, О. Скульптурный текстиль [Текст] / О. Анд

рианова. - М. : Дизайн Кора, 2005.

3. Бывальцева, М. В. Мягкая игрушка своими руками

[Текст]/ М. В. Бывальцева. - М. : Книги «Искателя», 2004.-

4. Ванханен, НА. Фантазии из колготок [Текст]/

Н. А. Ванханен. - М. : Профиздат, 2003.

5. Горичева, В. С. Куклы [Текст] / В. С. Горичева. - Яро

6. Городкова, Т. В. Мягкие игрушки- мультяшки и зве

рюшки [Текст] / Т. В. Городков* М. И. Нагибина. - Ярославль :

Академия развития, 1998. /

7. Ефимова, А. В. Работа с мягкой игрушкой в начальных

классах [Текст] / А. В. Ефимова. - М. : Просвещение, 1978. -

8. Конышева, Я. М Наш рукотворный мир [Текст]/

Н. М. Конышева. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2003.

9. Лихачева, Т. Г. Моя подружка - мягкая игрушка [Текст] /

Т. Г. Лихачева. - Ярославль : Академия развития, 1999. - 49 с.

10. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек-

сувениров [Текст] / О. С. Молотобарова. - М. : Просвещение,

11. Нагибина, М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей

[Текст] / М. И. Нагибина. - Ярославль : Академия развития,

12. Нагибина, М. И. Чудеса из ткани своими руками [Текст] /

М. И. Нагибина. - Ярославль : Академия развития, 2000.

Учебно – тематический план.

1 Вводное занятие -

Техника безопасности при работе с инструментами.

2,3 Виды ручных швов

4 Народная игрушка

5 Кукла «Куватка»

6 Кукла «Купавка»

7 Кукла «Крестушка»

8 История мягкой игрушки

9,10 Изделие Петушок

11,12 Изделие Кошечка

13,14 Изделие Солнышко

15 Сувенирные изделия

16,17 Изделие Валентинки для любимых

18,19 Изделие Домовёнок

20 Техника выполнения игрушки из перчаток

21 Изделие Осьминожка

22 Изделие Мурзик

23 Изделие Дракоша

24 Изделие Снеговик

игрушки. Игрушки-подушки

26-28 Изделие Хрюша-.

29-31 Изделие Медвежонок

32 Экскурсия в музей кукол.

33 Экскурсии на выставку

34 Итоговое занятие

Мастерим поделки сами-из того, что под руками. Фотоотчет

Мастерим поделки сами-из того, что под руками. Фотоотчет Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами.

Проект «Творческое конструирование с элементами аппликации на тему: «Мастерим игрушки своими руками». Московский Актуальность проекта: «Живёт лишь тот, кто творит» В игре ребёнок развивается, умнеет. Но какая же игра без игрушек? Чем больше.

Программа кружка по обучению детей плаванию Пояснительная записка Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана на основе «Программы обучения детей плаванию.

Программа кружка «Приобщение детей к национальной культуре» Задачи кружка: - Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа;.

Программа кружка «Эрудит» для детей 6–7 лет Программа кружка «Эрудит» для детей 6-7 лет воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ №61 г. Кирова С. Н. Кононова Пояснительная.

Программа кружка «Занимательная математика» для детей 3–4 лет Пояснительная записка В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В.

Рабочая программа кружка «Игралочка» для детей 2–3 лет I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИгры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного.

Рабочая программа кружка по сенсорике для детей 3–4 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №97 комбинированного вида» г. о. Саранск Принято «УТВЕРЖДАЮ» Решением.

Рабочая программа кружка «Экологическое окно» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Данная программа кружка «Экологическое окно» охватывает три основных направления образования, тесно связанных между.

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» для детей 5–7 лет Детский ум ненасытен, он постоянно требует пищи. Психологи утверждают, что возможности головного мозга ребёнка используют всего 15-20%.

Дополнительная общеобразовательная программа «Мягкая игрушка» художественной направленности. Она направлена на развитие художественных способностей и склонностей к рукоделию, подготовки личности к восприятию мира декоративно-прикладного творчества.

Актуальность

Программа «Мягкая игрушка» заключается в потребности детей изготавливать игрушки самостоятельно. При нынешнем разнообразии фабричных игрушек, у детей возникает желание приобрести себе такую же, но не у каждого ребёнка есть такая возможность. Игрушка, изготовленная самостоятельно, по стоимости выходит намного дешевле, чем игрушка приобретённая в магазине. Кроме того вид игрушек фабричного изготовления не так сильно захватывает ребёнка, как поделки, над которыми он трудился самостоятельно. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Новизна программы заключается в применении новых методик в работе, разработке педагогом выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие из данной программы.

Педагогическая целесообразность программы основана на развитии интереса детей к изготовлению мягкой игрушки, потребности в развитии трудовых и практических навыков. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность. Изготавливая мягкую игрушку ребёнок поймёт, что изделие не получится аккуратным и красивым, если не приложить для этого усилия и будет стараться, чтоб его игрушка получилась самая красивая. Ведь лучшая награда для ребёнка за его труды это готовое изделие, которое хочется быстрее показать родным и близким, получить похвалу. Чем аккуратней изделие, тем больше радости и гордости у ребёнка, что он сам это сделал, своими руками.

Цель: Развитие личности ребёнка посредством изготовления мягкой игрушки.

Задачи:

-Научить изготавливать мягкие игрушки, привить трудовые и практические навыки;

-Развить творческую активность и фантазию;

- Воспитать художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость самостоятельность,

аккуратность и бережливость.

ВложениеРазмер
vinogradova_t.p._rabochaya_programma_kruzhka_myagkaya_igrushka_vintp_2016-2017.docx 69.59 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа «Мягкая игрушка» художественной направленности. Она направлена на развитие художественных способностей и склонностей к рукоделию, подготовки личности к восприятию мира декоративно-прикладного творчества.

Программа «Мягкая игрушка» заключается в потребности детей изготавливать игрушки самостоятельно. При нынешнем разнообразии фабричных игрушек, у детей возникает желание приобрести себе такую же, но не у каждого ребёнка есть такая возможность. Игрушка, изготовленная самостоятельно, по стоимости выходит намного дешевле, чем игрушка приобретённая в магазине. Кроме того вид игрушек фабричного изготовления не так сильно захватывает ребёнка, как поделки, над которыми он трудился самостоятельно. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Новизна программы заключается в применении новых методик в работе, разработке педагогом выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие из данной программы.

Педагогическая целесообразность программы основана на развитии интереса детей к изготовлению мягкой игрушки, потребности в развитии трудовых и практических навыков. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность. Изготавливая мягкую игрушку ребёнок поймёт, что изделие не получится аккуратным и красивым, если не приложить для этого усилия и будет стараться, чтоб его игрушка получилась самая красивая. Ведь лучшая награда для ребёнка за его труды это готовое изделие, которое хочется быстрее показать родным и близким, получить похвалу. Чем аккуратней изделие, тем больше радости и гордости у ребёнка, что он сам это сделал, своими руками.

Цель: Развитие личности ребёнка посредством изготовления мягкой игрушки.

-Научить изготавливать мягкие игрушки, привить трудовые и практические навыки;

-Развить творческую активность и фантазию;

- Воспитать художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость самостоятельность,

аккуратность и бережливость.

Отличительной особенностью данной программы является построение тематического плана. Темы расположены так, что изделия постепенно усложняются. С каждой новой темой добавляются новые элементы и закрепляется пройденный материал. Изделия подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и не вызывают затруднений в изготовлении.

Обучение изготовлению мягкой игрушки рассчитано на детей 6-14 лет , потому что это доступная для этого возраста по материалам и технике исполнения работа. Базовый уровень знаний ребёнка до начала освоения программы предполагает умение вдевания нитки в иголку, обведение и вырезание деталей.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, (4 часа в неделю).

Количество детей в группе: 10 человек.

Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуально- групповая.

Формы проведения занятий: практические занятия, теоретические занятия, рассказ, беседа, игра.

Предполагаемый педагогический результат

- Ребёнок научится изготавливать мягкие игрушки, получит трудовые и практические навыки.

- У ребёнка будет развита творческая активность и фантазия, воспитан эстетический и художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, аккуратность и бережливость.

Программа дополнительного образования детей предусматривает занятия по развитию у детей навыков ручного труда, аккуратности и терпения.

Самые дорогие и близкие ребенку предметы – игрушки. Создание игрушки – это искусство. Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Простые мягкие игрушки изготавливаются и шьются руками.

Пошив мягких игрушек - это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Мягкая игрушка – один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются разные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация.

Работа над игрушкой помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества.

Данный вид рукоделия – важный компонент трудового обучения детей: занимаясь им, дети приобретают навык шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление, учатся терпению и настойчивости в достижении цели.

Занятия по пошиву игрушек знакомят детей с историей развития игрушки, с народными промыслами, через игрушку приобщают ребят к культуре народа. Содержание курса выстроено в определенной последовательности с нарастанием сложности технологического процесса. Обучаться шитью игрушек по этой программе могут ребята, как младшего, так и среднего школьного возраста..

Направленность программы : художественная

Нормативные документы для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р);

3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008;

4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что изготовление игрушки – это не только игра и развлечение, это способ творческого самовыражения, приобретение жизненных навыков, развитие творческой инициативы, воображения, воспитание художественного вкуса.

Особое внимание уделяется воспитанию культуры труда у обучающихся, а также коллективной организации их труда. При проведении занятий педагогу необходимо хорошо знать и строго выполнять правила безопасности и гигиены труда и требовать неукоснительного выполнения этих правил всеми учащимися.

Вся работа по изготовлению игрушек тесно связана с народным искусством, поэтому обучающиеся знакомятся с историей создания русской народной игрушки, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями своего народа и отдельных областей. Беседы о творчестве художников, работающих над созданием игрушек, повышают интерес к изучаемому, творческую активность в создании новых образцов.

Новизна программы заключается в ее практической значимости: она открывает большие возможности профориентационной и трудовой деятельности каждому, участвующему в ее реализации. В наше время технического прогресса построение образовательного процесса не может оставаться на прежнем уровне. Поэтому педагог в своей работе должен использовать новые технологии, методики. При освоении данной программы активно используется метод творческого проекта. Научить всему, вызвать интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из основных задач педагога. И, как показывает практика, увлечение воспитанниц поначалу лишь непосредственным изготовлением

предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать и решать образ, а затем воплощать его в материал. В этом и состоит новизна данной программы.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она развивает личностные качества и психические процессы у детей, и основывается на преподавании теоретического материала параллельно с формированием практических навыков у детей. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Занятия организуются таким образом, чтобы обучающиеся принимали активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации рабочего места, проводили необходимые расчеты, пользовались готовыми выкройками, знакомились с различными видами швов, экономно расходовали материал, рационально использовали инструменты, самостоятельно контролировали свои действия.

В ходе реализации программы, обучающиеся одновременно изучают азбуку этикета в общественных местах, учатся правилам поведения в обществе. А с помощью игр и разнообразных викторин усваивают эти знания на практике. Работая над мягкой игрушкой, обучающиеся не только приобщаются к творчеству, но и постигают мир более чувственно, разнообразно. Вкладывая частичку своей души в созданную ими игрушку, учатся любить и отдавать. Общаясь между собой, обмениваясь мнениями, помогая друг другу в работе, обучающиеся учатся взаимному уважению друг к другу и одновременно приобщаются к культуре отношений в обществе.

Цель: создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, расширения возможностей для самореализации личности ребенка, получения базовых навыков занятий декоративно-прикладным искусством посредством изготовления игрушки.

- дать основные навыки работы с тканью, мехом и другими материалами;

- освоить основные швы, необходимые для пошива мягких игрушек;

- изучить основные технологии изготовления мягких игрушек;

- обучить рациональному использованию материалов; Развивающие:

- развивать фантазию, воображение, творческое, техническое и художественное мышление, конструкторские способности.

- развивать интерес к прикладному творчеству;

- формировать потребность к творческой активности, потребность трудиться в одиночку в паре, группе, умение распределять трудовые знания между собой;

- формировать практические трудовые навыки в процессе обучения и воспитания привычки точного выполнения правил трудовой культуры;

- расширять и обогащать практический опыт детей, знания о производственной деятельности людей;

- воспитывать уважительное отношение к людям труда и результату их трудовой деятельности;

- воспитывать трудолюбие, вырабатывать терпение, усидчивость, сосредоточенность;

- воспитывать эстетический вкус.

Отличительные особенности программы «Мягкая игрушка» от уже существующих по данному направлению заключаются в том, что она нацелена на возрождение традиций изготовления куклы своими руками, решение вопросов, связанных с развитием творческой фантазии, самостоятельности, развития эстетического вкуса, формированию положительных качеств личности. При изготовление куклы используются современные материалы для построения каркаса (поролон, проволока), которые не используются при изготовлении покупных игрушек.

Сроки реализации программы -1 год.

Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.

Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.

Основные формы и методы организации учебного процесса

Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, Индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБОУ ДОД «Дом детского

Директор __________ Рыжова З.В.

Программа рассчитана

на детей в возрасте

____________ лет

Срок реализации

программы__________

Педагог дополнительного образования

Пояснительная записка.

- Направленность дополнительной

образовательной программы.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа направлена на формирование у детей художественно-эстетического вкуса, сохранение традиций народного прикладного искусства.

- Новизна, актуальность.

Новизна и актуальность состоит в том, что материал даётся на дидактических принципах педагогики, где используется авторский подход при создании каждой модели игрушки, где воспитанники активно включаются в процесс создания своих игрушек, это располагает к формированию творчества и конструкторских умений каждого ребёнка уже на первом году обучения.

-научить ребёнка воплощать свои творческие образы в изготовлении игрушки, почувствовать себя автором-создателем; формировать творческую личность, способную к саморазвитию и самовыражению; развитие у детей любви к народному творчеству, прикладному искусству.

Задачи обучающие:

- познакомить воспитанников с историей

и современными направлениями декоративно-

- научить детей владеть различными техниками

работы с материалами, инструментами и

приспособлениями, необходимыми в работе.

- обучить технологиям разных видов рукоделия.

- развивать природные задатки, творческий потенциал

каждого ребёнка: фантазию, наблюдательность, воображение;

- содействовать выработке навыков самостоятельной работы;

- обучить комбинированию и правильному сочетанию цветов;

- развивать образное и пространственное мышление,

память, воображение, внимание; стремление

преодолевать трудности, добиваться успешного

достижения поставленных целей;

- развивать положительные эмоции и волевые

- воспитывать культуру поведения.

- воспитывать любовь и интерес к народному

- воспитывать чувство коллективизма, умение

доводить начатую работу до конца.

- активизировать стремление детей к

самореализации, проявлению своих

- Отличительные особенности.

Данная программа составлена с учётом возрастных особенностей детей, наличие методической литературы.

Одна из особенностей программы – индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Программа предусматривает постепенное усложнение практических работ, переходя к более сложным заданиям по мере накопления у детей знаний и навыков в связи с этим, повышаются требования к качеству работы ученика.

-Возраст детей.

___________ классы ____________ лет

-Срок реализации данной программы рассчитан на 2 года. Группы формиру ются по навыкам и умениям детей. В первый год обучения знакомлю детей с историей возникновения мягкой игрушки; с технологией подготовки ткани к раскрою; с технологией пошива мягкой игрушки; технологией набивки игрушки; с особенностями пошива каркасных изделий; с технологией украшения и отделки готовой игрушки.

Дети, успешно справившиеся с программой первого года обучения, во второй год обучения знакомятся с более сложными моделями игрушек, с использованием различного материала. Это способствует развитию владения техническими приемами, знанию ряда принципов, которые применяются в оформлении, а так - же развитию художественного вкуса, наблюдательности, внимательности, настойчивости, точности взгляда и верности движения рук.

-Формы и режим работы.

Формы и методы проведения занятий целиком соответствует содержанию программы. Виды и формы в работе по программе подчинены одной цели – формированию и развитию личности детей. На занятиях используются традиционные формы обучения: беседа, рассказ, работа с наглядными пособиями.

Общее количество часов в год – 144ч.

4 часа в неделю -_________________________.

С _______до ______ часов.

Перемена ____ минут.

В процессе занятий несколько физминуток.

Предполагаемые результаты программы:

1. Знания об истории возникновения мягкой игрушки;

2. Умение самостоятельно выполнять швы, применяемые в соединении и

3. Технические навыки работы с инструментами;

4. Участие каждого ребенка в выставках и конкурсах по детскому

Воспитанник первого года обучения должен знать:

1. Историю возникновения мягкой игрушки.

2. Технику выполнения швов, используемых в соединении и отделке.

3. Принципы построения лекала.

4. Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися

Воспитанник первого года обучения должен уметь:

1. Самостоятельно выполнять применяемые в соединении и отделке,

2. Самостоятельно соединять детали;

3. Самостоятельно производить раскрой деталей;

4. Работать с инструментом: иглы, ножницы.

Воспитанник второго года обучения должен знать:

1. Технику выполнение швов используемых в соединении и отделке.

2. Технологию раскроя ткани, при этом моделируя и совершенствуя будущий образ;

3. Технологию обработки готового изделия;

4. Принцип построения лекала.

5. Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.

Воспитанник второго года обучения должен уметь:

1. Самостоятельно выполнять применяемые швы и их комбинировать;

2.Совмещать в соединении деталей и отделке, различные по фактуре материалы;

3. Владеть техническими приемами, которые применяются в соединении деталей;

4. Обрабатывать готовое изделие;

5.Самостоятельно разрабатывать лекало, моделируя его и совершенствуя.

Способы проверки знаний. Теоретические знания воспитанников будут выявляться при помощи вопросов, викторин и др. Практические навыки в процессе самостоятельной работы детей, изделия которых выставляются на выставках детского творчества.

Формы подведения итогов : выставки, конкурсы, праздники.

Дополнительная образовательная программа объединения «Мягкая игрушка» успешно реализуется, так как дети награждаются дипломами I - III степени на районных и областных выставках детского прикладного творчества, а так же дипломами лауреатов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Протокол № __от «__» «_________» 2018г. Директор Батанина Н.В.

Дополнительная образовательная программа

«Мягкая игрушка»

Возраст: 7- 12 лет. Романова Елена Парамоновна

Срок реализации: 1 год-144 часа. педагог

Введение. Нормативно-правовая база……………………………………3

1.1 Направленность дополнительной образовательной программы……………………..……. 4

1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность………………………. ………. 4

1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы………………………. 5

1.4 Отличительные особенности…………………………………………………………. 6

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы……………………. 6

1.7 Формы и режим занятий, методы обучения……………………………. 7

1.9 Формы подведения итогов реализации программы……………………. 8

2. Тематическое планирование……………………………………………. 9

4 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…………………………………………………………………….15

5Список использованных источников…………………………………….15

Нормативно-правовая база

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а так же на организацию их свободного времени.( Федеральный закон №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» ст.75) Программа кружка «Мягкая игрушка» разработана на основе основной образовательной программы начальной школы, требований ФГОС общего образования для начальной школы (Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009г. №373 «Об утверждении введения в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», Закона РФ «Об образовании». Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 2885. Примерной программы внеурочной деятельности Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество. Социальное творчество. Рекомендованная Минобрнауки России и с учетом стандарта начального общего образования. Нормативно-правовой базой образовательной программы являются основные документы: Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012, "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ", "Конвенция ООН "О правах ребенка","Концепция развития дополнительного образования детей".«Программа развития учреждения ДО», «Образовательная программа учреждения ДО», «СанПин 2.4.4.3172-14».

Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения «Мягкая игрушка» является модифицированной. Данная программа имеет художественную направленность (декоративно-прикладное направление).

Игрушка всегда сопутствовала человеку - она является одним из самых давних видов декоративно - прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего нас. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Лучшие традиции швейной игрушки из ткани живут и развиваются в самодельной игрушке. Большой интерес к изготовлению мягкой игрушки проявляют дети младшего и среднего школьного возраста. На уроках учащиеся получают лишь основные знания. Для наиболее полного изучения, овладения большим количеством информации в данной области и организован наш кружок.

1 Пояснительная записка

1.1 Направленность дополнительной образовательной программы

Данная программа представляет собой разработанный курс художественного направления по изготовлению мягких плоских и объемных игрушек из ткани.

Образовательная программа «Мягкая игрушка» направлена на обучение детей шитью ручными швами, технологии кройки и шитья плоской, полуобъемная и объемной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями. Программа позволяет учесть особенности каждого ребенка.

1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна дополнительной общеобразовательной программы заключается в использовании новых оригинальных технологий изготовления мягких игрушек. Для обучения используется метод проектирования. Обучающиеся учатся разрабатывать мини-проекты, коллективные творческие проекты, индивидуальные творческие проекты.

Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения «Мягкая игрушка» актуальна, поскольку является комплексной, вариативной приобщает к традициям своего народа через изготовление самодельной игрушки. Программа «Мягкая игрушка» направлена на развитие творческих способностей ребенка, при этом создает условия для самовыражения через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, игрушкой, возможно - заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата, радость успеха рождает у него уверенность в своих силах.

Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая:

-удовлетворение результатами своего труда

-исключение боязни неудачи (любой результат положителен)

-создание обстановки взаимопомощи

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемые в программе принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); формы и методы обучения (групповое и индивидуальное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, и т.д.); методы контроля и управления деятельностью детей (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
средства обучения (необходимое оборудование, инструменты и материалы доступные для детей) действенны в развитии творческих способностей детей посещающих кружок «Мягкая игрушка». Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, эстетического вкуса, позволяет научиться видеть прекрасное в окружающем, ценить наследие народного творчества.

1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель образовательной программы: развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.

Задачи образовательной программы:

образовательные:

- формировать у детей навык ручного труда, практических приемов и навыков шитья;

- обучать основам кройки и шитья игрушки, обучать работе с иглой;

- Познакомить с историческими сведениями возникновения народной игрушки.

- Научить владеть различными инструментами и приспособлениями при изготовлении мягкой игрушки.

- Научить выполнению ручных швов.

- с основами материаловедения (с видами и свойствами тканей);

- с основами цветоведения (с основными цветами)

- с технологией изготовления мягкой игрушки.

- с техникой безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, клеем.

воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность;

- воспитывать культуры общения, умения работать в коллективе.

- приобщить детей к истокам народного искусства через изготовление мягкой игрушки.

развивающие:

- развивать активность и самостоятельность;

- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;

- развивать творческие способности, фантазии и воображения, образное мышление, мелкую моторику рук, глазомер.

1.4 Отличительные особенности

В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка. У школьников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.

Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер вашего дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные своими руками, становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, развивает творческий подход.

Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя изготовление мягких игрушек, выполнение графических зарисовок (костюмов, орнаментов, моделей игрушек и т.п.).

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Кружок посещают дети в возрасте от 7 до 12 лет. Проводятся занятия 2 раза в неделю по 2 часа. Наполняемость группы 12 человек. В группе действует активный метод взаимопомощи «я умею - научу другого», что способствует интересному творческому общению и деловому дружелюбию. Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам, ярмаркам, выставкам.

1.6 Сроки реализации образовательной программы

Программа рассчитана на 1 учебный год. Всего 144 часа.

1.7 Формы и режим занятий, методы обучения

Приоритет отдается активным методам преподавания:

- практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

- наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов и т.д.;

- нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация и т.д.

Основная форма организации кружка мягкая игрушка – занятие, проводимое по дополнительно составленному расписанию с постоянным составом учащихся.

Примерная структура занятия:

Разминка: короткие логические задания, задачи на развитие внимания, и т.п.

Представление мягкой игрушки, анализ образца.

Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, индивидуальная работа с выкройками, подбор необходимого оборудования.

Самостоятельная работа по шитью мягкой игрушки.

Для организации занятий используются следующие методы обучения:

объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение,

демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)

репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания,

тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)

поисковый, частично - поисковый, исследовательский,

практический, проектной деятельности,

проблемный,

эвристический.

изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)

Группа состоит в основном из девочек разного возраста, занятия строятся по принципу сотрудничества и сотворчества. При зачислении учащихся в творческое объединение «Мягкая игрушка» особые условия не ставятся. Занятия строятся с учётом скорости усвоения учащихся специальных навыков, умений. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки этих навыков.

Формы проверки ожидаемых результатов.

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов.

1.Фронтальная беседа в форме «вопрос-ответ».

2. Фронтальная беседа с элементами викторины.

3. Контрольные работы на время, устраиваются для проверки навыков шитья, умение подбирать ткани по цвету и фактуре, самостоятельного выполнения простейших изделий.

4. Общие контрольные работы проводятся для проверки аккуратности, внимательности.

5. Организационные просмотры изделий.

6. Мастер-класс «Умеешь сам, научи другого».

7. Защита мини – проекта.

8. Самостоятельная работа – проверка знаний, умений и навыков по разделу программы.

1.8 Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

общие сведения об истории игрушки;

названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда.

технологию выполнения ручных работ для соединения деталей;

правила техники безопасности и личной гигиены при работе;

основные сведения при изготовлении мягкой игрушки:

- основы материаловедения (виды и свойства тканей)

- основы цветоведения (основные цвета, сочетание цветов)

-последовательность выполнения технологического процесса при изготовлении мягкой игрушки.

-правила работы с технологическими картами, схемами, выкройками и т.п.

Обучающиеся должны уметь:

выполнять изделия разной степени сложности по данным лекалам, выкройкам и образцам;

подготавливать материалы для работы;

подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;

пользоваться инструментами, приспособлениями, швейным оборудованием;

соединять детали игрушек между собой, выполнять ручное соединение материалов;

экономно расходовать материалы;

эстетично оформлять изделия;

оформлять выставочные материалы;

работать индивидуально и коллективно.

1.9 Формы подведения итогов реализации программы

Формой подведения итогов реализации данной программы являются творческие выставки работ детей, участие в ярмарках, социальных акциях, конкурсы, соревнования среди кружковцев.

2 Тематическое планирование

Образовательная программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу:

теоретическая часть - беседы, просмотр видеороликов, презентаций, экскурсии;

Читайте также: