Ценность дидактических игр с предметами и игрушками

Обновлено: 27.04.2024

Предметная деятельность — ведущая в раннем возрасте жизни ребенка. Она оказывает особое воздействие на его умственное развитие. Игрушки, подобранные по Цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются специально составленным набором предметов с запрограммированными свойствами. Основная наша задача состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор их по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка).

Трудно переоценить значение первых предметных игр малышей с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. В процессе работы мы учли, что дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малыша, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Педагоги поняли, что дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. Все это дает возможность побуждать детей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память — запоминание, узнавание и воспроизведение. Таким образом, занятия с дидактическими игрушками направлены на осуществление широкого круга воспитательно-образовательных задач:

  1. Умственное воспитание в процессе действий с предметами: развитие восприятия ( сенсорное воспитание), мышления, памяти, воображения и других высших психических функций.
  2. Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, массе, соотношении частей, в особенностях материала, звуковых свойствах предметов).
  3. В процессе действий с предметами совершенствование моторики пальцев и координированных движений левой и правой руки.
  4. Пробуждение познавательной активности (любознательности).
  5. Воспитание первых волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)






Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Маленький ребенок уже в раннем возрасте знакомиться с окружающей средой. Он сталкивается с людьми, с животными, с разными предметами и получает сведения об их особенностях и качествах. Но если ребенок учится только на собственном опыте, его знания, как правило, бывают, неточны, неполноценны, непорядочны. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используют дидактическую игру.

Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель дидактических игр – учить детей тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные игры.

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, усваивать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметами и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме и др., что очень важно, для развития отвлеченного, логического мышления.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки, в них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач. В играх совершенствуются знания о материалах, из которого делаются игрушки, о предметах необходимых людям в разных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной деятельности, подсказывать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом воспитатель организует во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами и др.

В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней.

Настольно – печатные игры. Это интересное занятие для детей, они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задания усложняются, ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку. (классификация)

Здесь требуется некоторое обобщение установления связи между предметами; дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотнося с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки; или дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действиями.

Запоминания состава, количества и разложения картинок. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, умение рассказать связно о тех изменениях которые произошли с картинками, о их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задачи этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целые предметы.

Описание, рассказ о картинках с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.

В старших группах дети изображают действия, нарисованные на картинках и др. – отгадывают, кто нарисован на картинке, что делают там люди.

В таких играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску, в создании необходимого образа.

Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющееся представление о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.

В среднем дошкольном возрасте, когда у детей начинается активно формироваться логическое мышление чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста. Так как способствуют подготовке ребят к обучению к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находит нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Структура дидактических игр. В независимости от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Обязательными структурными элементами дидактических игр и упражнений являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача обучающая:Это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формируется как игровая. Например, в игре: «Узнай предмет по звуку», обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с предметом. Детям предлагают следующую игровую задачу прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы и отгадать эти предметы по звуку; отмечать фишками правильные ответы. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программой» игровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнять. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры «угадать по описанию», «Скажи наоборот», «Отложи картинку» и т. д.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уме имеющимся знаниям и представлениям. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего иметь в виду какие знания, представления детей (о природе о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.)

Например, в хорошо известной всем воспитателям игре «Магазин игрушек» дидактическую задачу можно сформировать так: закреплять знания детей об игрушках, их свойства, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

При определении дидактической задачи избегать повторений в ее содержании трафаретных фраз (воспитывать внимание, память, мышление и др.) Как правило эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше узнать. Например, развитию памяти, в других – внимания, в третьих – мышления. Воспитатель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу.

Игровые правила:Обеспечивать реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участки игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер, и условия выполнения игровых действий устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведения детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становиться напряженнее, острее…

Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать, как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, ведет к развитию действий ребенка,

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников»

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и с амостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры помогают :
- развитию познавательных и умственных способностей : получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает: 1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3.Показ игровых действий. 4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками ).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях. Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Совместная деятельность родителей и педагогов - индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дает более эффективный результат в работе с детьми.Для развития у детей знаний об окружающем мире, их систематизации, воспитания гуманного отношения к природе использую следующие дидактические игры: Игры с предметами«Что это такое?»Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое) маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?
«Кто чем питается?»Цель. Закреплять представления детей о пище животных.Ход игры. Дети из мешочка достают: капусту, малину, шишки, зерно, и т.п. Называют его и вспоминают, какое животное этим питается.


Дошкольный возраст это один из важнейших периодов в жизни каждого ребенка, в течение которого происходит развитие образных форм познания действительности — восприятия, образного мышления и воображения. У ребенка появляется готовность к изучению и овладению знаниями об окружающем мире. Дети проявляют активность в различных видах деятельности, таких как игровая, трудовая, учебная, а также у ребенка появляется самостоятельная игровая деятельность.

Каждый педагог в своей деятельности ставит перед собой цель, при которой основную задачу обучения составляет обеспечение усвоения знаний каждым ребенком, причем в такой степени, в которой он сможет с легкостью пользоваться этими знаниями в дальнейшем. Точность и полнота воспроизведения ребенком полученных знаний в основном зависит от того как осуществлялось запоминание материала и как оно было организованно. Поэтому учитывая тот факт, что игровая деятельность является основной в дошкольном возрасте, правильная ее организация является одним из путей педагогического воздействия на ребенка воспитателем.

Игра в дошкольном детстве имеет развивающее значение. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками [3, с.97].

Во время игры у каждого ребенка начинает развиваться произвольная память и внимание, вследствие чего дети могут лучше сосредоточиться и больше запомнить из предложенного материала. То есть, правильно организовав игровую деятельность воспитанника, педагог может добиться большей эффективности организованного им процесса обучения. Во время игры дети развиваются как личности, у каждого из них формируются такие стороны психики, впоследствии от которых будет зависеть успешность детей, как в учебной деятельности, так и в трудовой, а также их отношения с окружающими.

Большую роль как средство обучения в дошкольной педагогике играют дидактические игры, которые могут служить основной частью занятий, помогающие усвоению и закреплению полученных знаний, овладению способами познавательной деятельности. Значимая особенность дидактических игр заключается в том, что задания предоставляются в игровой форме и включают в себя не только познавательный, но и воспитательный компонент. Воспитатель организует, направляет игру, выступая в роли исполнителя игрового задания, помощника в правильном выборе, а также поддержке и активизации положительного влияния воспитанников друг на друга.

Дидактические игры можно проклассифицировать как игры с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные, музыкально-дидактические. Также игры имеют определенную структуру, которая характеризует ее как форму обучения и игровую деятельность. Как правило, выделяют такие структурные составляющие дидактической игры, как обучающая (дидактическая) задача, игровые действия, правила игры и ее результат.

Обучающая (дидактическая) задача определятся целью обучения, воспитательного воздействия и формируется воспитателем, отображая его деятельность (например, в дидактической игре в соответствии с программными задачами закрепляется умение не только составлять слова из букв, но также отрабатываются навыки счета). То есть необходимо сформулировать обучающую задачу, как игровую и чем она разнообразней, тем интереснее и успешнее для ребят сама игра.

Например, у детей трех, четырех лет внимание еще не устойчиво, поэтому для прочного усвоения знаний их необходимо максимально заинтересовать работой, для этого целесообразно проведение словесных дидактических игр, но с большим набором наглядности. В неторопливом темпе вести с детьми непринужденный разговор используя при этом яркие наглядные пособия и игровые упражнения, дидактические игры, это все создаст у ребят положительный эмоциональный настрой.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия — для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш — для детей старшего дошкольного возраста [4, с.323].

У дошкольников пяти, шести лет, чем выше уровень их общего развития, тем игры для становления самодеятельных форм поведения являются более ценными. Игра побуждает в детях любопытство и потребность активно действовать, обогащая их необходимыми знаниями и развивая при этом умения, навыки, стимулирует мышление, что способствует выявлению имеющихся задатков дошкольника и превращению их в способности. Во время игры ребенок осознает, что его успех в основном зависит от старания и это дает ему возможность научиться чему — то новому.

Дидактические игры являются универсальным средством всестороннего развития дошкольника, так как такие игры, способствуют развитию познавательных способностей. Это получение, обобщение и закрепление новых знаний, осуществляются аналитическая и синтетическая деятельность, путем расчленения сложных явлений на более простые или наоборот, единичные обобщаются. Дидактические игры приносят пользу тем, что учат дошкольников применять имеющие знания в новых условиях, обогащая их чувственный опыт. Пополняют и активизируют словарь, способствуя развитию речи ребенка, развивая связную речь. Например, побуждая детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания (принимая на себя роль птицы или автомобиля), ребенок активно воспроизводит нужный звук и чем он больше увлечен данным процессом, тем более полнее педагогический эффект.

Социально — нравственному воспитанию в дидактических играх способствует то, что дети учатся, проявляют чуткое отношение друг к другу, быть справедливыми, при необходимости уступать и помогать, сочувствовать, то есть происходит познание взаимоотношений детей между собой и с взрослыми. Дошкольники задумываются над совершенными действиями, насколько они правильны и уместны в конкретных ситуациях.

Педагогическая ценность дидактических игр заключается в том, что:

– перед дошкольниками ставятся задачи, требующие внимания, сосредоточенности, последовательности действий, умственных усилий и умения осмыслить правила;

– дидактические игры способствуют развитию у детей ощущений и восприятий, усвоению знаний и формированию представлений. Данные игры обучают детей разнообразным экономным и рациональным способам решения умственных и практических задач, в чем и заключается их развивающая роль.

– для формирования способностей дошкольников, необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра стала не только формой усвоения отдельных умений и знаний, но и также способствовала общему развитию ребенка.

– для решения задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности в дидактических играх, педагог создает для детей такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, быть честным и справедливым, требовательным и уступчивым, а также регулировать свое поведение.

Таким образом, для успешного обучения дошкольников нужна системность. Игры должны быть подобраны с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Для развивающего и обучающего результата все игры должны использоваться в системе. Учебные и познавательные задачи в дидактических играх взаимосвязаны с игровыми и, следовательно, при организации игр необходимо обращать внимание на присутствие на занятиях элементов занимательности: сюрприза, поиска, отгадывания.

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  2. Иванова М. Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / М. Ю. Иванова // Социальная сеть работников дошкольного образования. 2015.
  3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. — 192 с.
  4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 416 с.
  5. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин М.: Просвещение, 2000. — 264 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, время игры, дидактическая игра, дошкольник, дошкольный возраст, игровая деятельность, нравственное воспитание, обучающая задача, процесс обучения.


«Игра — это огромное светлое нежное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающий огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Ключевые слова: дидактические игрушки, игра, блоки Дьёнеша, методика, дети, соотнесение, группировка, сортировка, развитие.

Дидактические игрушки — это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в нравственной и умственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. На современном этапе игру выделяют одним из самых главных видов деятельности, который используется нами в целях воспитания дошкольников.

Данной проблемой занимаются многие учёные, психологи и педагоги: Виноградова. Н.А., Позднякова. Н.В., Комарова. Н.Ф., разработаны практические и методические пособия Е. И. Касаткиной, С. Л. Новосёловой, Е. В. Трифоновой, В. Л. Вороновой. Дидактические игрушки занимают особое место в жизни ребёнка, поскольку являются его первым обучающим материалом.

Предметная деятельность — ведущая в раннем возрасте жизни ребенка. Она оказывает особое воздействие на его умственное развитие. Основная наша задача состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор их по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка).

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Мы поняли, что дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. Все это дает возможность побуждать детей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Современные требования к дошкольному образованию в соответствии с ФГОС ДО ориентируют воспитателей на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников. В концепции развития образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы подобрать для ребёнка игры, которые были бы ему «по уму и по сердцу», в которых малыш не только получал бы удовольствие, но и овладевал определёнными навыками умениями, которые понадобятся ему в жизни.

На данный момент у нас существуют очень много авторских методик, которые направлены на развитие той или иной сферы. Наиболее известными являются имена Монтессори, Дьёнеша, Кюизенера, Воскобовича. Можно сказать, что своей целью они ставят максимальное развитие творческого потенциала ребёнка, обучение его логическому мышлению, анализу, классификации и обобщению. Более подробно хотелось бы остановиться на методике Дьёнеша. Золтан Дьенеш (1916–2014 годы жизни) — венгерский математик, психолог, преподаватель. Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша).

Логические блоки Дьенеша — это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие). Сам по себе набор — потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности объединят ребенка и взрослого. В ходе занятий с блоками Дьенеша ребенок учится выявлять и абстрагировать свойства предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям. У игр и упражнений есть три варианта сложности. Так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые), на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме), третий вариант — 3 свойства.



Рис.1. Сортируем по признакуРис. 2. Собери фигуру

К набору с блоками прилагается восьмистраничная инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно. Мы в своей работе очень часто используем этот набор как игровой материал в образовательной деятельности (в ходе реализации задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»); в совместной деятельности с детьми в ходе сюжетно-ролевых игр (используется как предметы-заместители), в ходе организованных игр-путешествий (используется как таинственные клады, волшебные предметы с определенными свойствами). Данный материал используется в коррекционной работе с детьми, своевременно не осваивающими образовательную программу, и в ходе индивидуальной работы одаренными детьми. С Блоками Дьенеша возможно разрабатывать свои варианты игр разных уровней сложности, чтобы осуществлять дифференцированный подход к детям с различными уровнями развития.

Интересных игр много! Дети всегда с удовольствием решают логические загадки. Есть и любимые игры, в которые хочется играть ещё и ещё.

Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к развитию личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалистов мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем. Нынешние дошкольники думают и чувствуют по-особенному. Психологи, педагоги, родители говорят об одном: эти дети требуют особого подхода, потому что они другие.

В раннем возрасте сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание и саморазвитие.

Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.

Ценность этой методики еще и в том, что ее можно рекомендовать для работы с любой категорией детей. Она актуальна как для одаренных детей, так и для детей имеющих проблемы в развитии. Главное условие — это правильная адаптация игрового и демонстрационного материала. Работа в данном направлении потребует затраты времени, усилий педагогов по адаптации материала, но она очень увлекательна и имеет положительные результаты. Использование обучающих игрушек в дидактических играх принесёт наибольшую пользу при условии соблюдения важнейших принципов обучения: научности, доступности, систематичности, постепенности, последовательности. Уже само название принципов является лаконичной характеристикой их сути. Их соблюдение предоставит нам возможность в играх с дидактической игрушкой направлять действия ребёнка соответственно поставленным задачам.

И так игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребёнка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка. Хочется привести в заключение слова А.С. Макаренко: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

  1. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в первой младшей группе детского сада. И. А. Помораева, В. А. Позина. Издательство «Мозаика-синтез», 2013.
  2. Игровые занятия с детьми 2–3 лет Д. Н. Колдина. Издательство «Сфера”, 2012
  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детских садов/ Е. В. Зворыгина; под ред.С. Л. Новосёловой. Просвещение, 1985.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, блок, задача, игрушка, методика, набор, окружающий мир, работа, развитие.

Читайте также: