Чем отличаются современные игрушки от старинных 2 класс

Обновлено: 06.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

1.1 История возникновения игрушек……………………………..………..

ГЛАВА II Исследование.

Список использованных источников…………………………………….. Приложения.

Все дети любят играть. Вот, например, мы очень любим играть с машинками, роботами, собирать пазлы и конструктор. Девочкам нравятся куклы. А с какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Сейчас в магазинах очень большой выбор разнообразных игрушек: говорящие куклы, машинки на радиоуправлении. Наши бабушки сказали, что раньше такого разнообразия игрушек не было. И нам стало интересно, с чем же играли наши бабушки и дедушки, тети и дяди, мамы и папы в детстве и мы решили в этом разобраться. Поэтому тему «Интересны ли современным детям игрушки наших бабушек?» одной из актуальных на сегодняшний день.

Гипотеза: мы предполагаем, что современным детям не интересны игрушки наших бабушек и дедушек.

Цель: выявить, вызывают ли интерес игрушки наших бабушек и дедушек у современных детей.

1. Изучить научную литературу

2. Сравнить развитие игрушки второй половины 20 века и первой половины 21 века.

3. Определить, интересны ли современным детям игрушки старшего поколения, проведя анкетирование среди учащихся 2 класса Объект: игрушки.

Методы исследования: наблюдение, изучение литературы, интервью, практическая деятельность, анкетирование, анализ результатов исследования.

История возникновения игрушек

Откуда же появились первые игрушки? Из чего они были сделаны? В ходе нашего исследования мы изучили научную литературу. Как выяснилось, история возникновения игрушек тесно связана с появлением первых людей и орудиями труда. Из Большой Советской Энциклопедии мы узнали, что игрушка — предмет, предназначенный для игры, которая воссоздаёт реальные и воображаемые предметы, образы, а также имеет большое значение в жизни ребёнка. [2] Е.А. Аркин в своей статье написал, что у первобытных детей тоже были игрушки. Малыши каменного века играли с камешками, ракушками и палочками. Известно, что в старину в качестве игрушек использовались миниатюрные копии различных орудий труда: известна, например, находка железных топориков малых размеров. Часть игрушек изготавливали мастера-ремесленники, другую часть - родители детей, третью - сами дети. Для детей постарше делали маленькие орудия труда и музыкальные инструменты. Играя в такие игрушки и подражая взрослым, дети постепенно приучались к труду. [1] (Приложение1)

Позже игрушки стали не такими простыми, их делали из ткани, дерева и глины. Такие игрушки изображали животных, кукол.

При раскопках в Древней Греции были найдены игрушки из глины, которые считались одним из важных средств воспитания детей. [3] До наших дней сохранились игрушки тех времен, изготовленные из кости и камня, встречались игрушки с заводным механизмом. В Европе игрушки во втором веке изготавливались из глины: свистульки, погремушки, куклы, фигурки домашних животных. У бедных слоев населения игрушки были из соломы, дерева и глины. [1] (Приложение 2)

В дальнейшем начали появляться народные игрушки. Многие такие игрушки дошли до наших дней. Возникновение дымковких игрушек связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных, их красили в разные яркие цвета. (Приложение 3)

История развития игрушек связана с развитием общества. Во второй половине 20 века общество стало двигаться по пути технического прогресса, что отразилось и на игрушках. Появились игрушечные машинки, игрушки с магнитным механизмом, игрушки на пульте управления. [1] В конце 20 века появляются первые конструкторы, электронные игрушки с дистанционным управлением. Сейчас очень популярны куклы Винкс и Лол, роботы-трансформеры, домики для кукол Барби .

Для того, чтобы понять будут ли нам интересны игрушки наших бабушек и дедушек, с какими же игрушками современным детям нравится играть мы начали своё исследование. Чтобы ответить на эти вопросы мы решили посетить музей Сосновоборского детского сада, где собрана небольшая коллекция игрушек второй половины 20 века. Работник сада, Вишневская Галина Владимировна, провела для нас небольшую экскурсию и рассказала, что большинство игрушек того времени сделаны из пластмассы, меха и железа. Такие игрушки не произвели на нас большого впечатления. (Приложение 4) Поэтому, для того чтобы сравнить советские игрушки и современные, мы отправились в магазин «Куб». На прилавках мы увидели огромное количество ярких и красочных кукол, машинок и самолётов, роботов, посудок, а также очень мягких плюшевых животных, которые, даже на ощупь, отличались от мишек, зайчиков, котиков, которых мы увидели в музее. (Приложение 5) Так как современные игрушки нам понравились больше советских, то нам захотелось выяснить, какие же игрушки предпочитают наши одноклассники и мы предложили ребятам ответить на вопросы анкеты. ( Приложение 6)

И вот, что мы выяснили. Результаты анкетирования показали, что

на вопрос «Помнишь ли ты свою первую игрушку» 50% ребят ответили, что не помнят, видимо потому, что у них игрушек большое количество, так на второй вопрос «Много ли у тебя игрушек?» все одноклассники ответили «да» (100%). А почему не помнят? Из разговора с бабушкой Лилей и бабушкой Олей мы узнали о том, что им в детстве, особо, некогда было играть, потому что они во многом помогали взрослым. Так как всем детям хотелось иметь игрушки, то бабушка Лиля делала себе куклы из ниток, которые считались оберегами, а у бабушки Оли была одна единственная самодельная кукла, сделанная из льняного полотна и початка кукурузы, а лицо было расписано угольками. Наши бабушки дорожили своими игрушками и берегли их. Нас заинтересовал вопрос, почему наши бабушки так бережно относились к игрушкам, а современные дети их ломают, портят? Наверное, потому, что делались они своими руками. А вот на вопрос анкеты «Тебе игрушки подарили или ты их сделал сам» 100% детей ответили, что подарили.

Нас заинтересовали истории наших бабушек и мы вместе с ними изготовили несколько таких куколок-оберегов. Куколку из кукурузы мы сделали быстро и легко, а вот из ниток - долго и тяжело. Нам с такими куклами играть не захотелось. (Приложение 7)

72% анкетируемых на вопрос «Играешь ли ты с игрушками в настоящее время?» ответили, что играют. Детям в любом возрасте и в разные века хочется играть. Нам захотелось узнать, играли ли наши учителя в детстве с игрушками? И вот какой мы получили ответ. Наталья Леонидовна рассказала о своих любимых игрушках детства – куклах. Первой её куклой был младенец-голышок, которому костюмчик для него пришлось связать. А вот вторую куклу ей подарили родители, когда она шла в первый класс. Но, как сказала Наталья Леонидовна, её внучки с этими куклами играть не хотят, потому что они старые и некрасивые. (Приложение 8)

Наша учительница Татьяна Сергеевна рассказывала, что в ее детстве выбор игрушек был уже намного больше. Но больше всего из её рассказа нас заинтересовал фильмоскоп и мы решили посмотреть как он работает. На классном часу мы создали мрак, сделали экран из простыни, включили проектор и ждали какого-то сказочного чуда, но когда Татьяна Сергеевна прочитала нам сказку, меняя кадр за кадром, то нам такой просмотр показался очень скучным. Мы, всё-таки предпочитаем смотреть сказки по телевизору или на компьютере. Приложение 9)

Оказывается, как мы выяснили, что большинство наших одноклассников (72%) затрудняются ответить на вопрос «Есть ли в вашей семье игрушки, с которыми играли ваши родители, бабушки и дедушки?»

А также большинство наших ровесников – 72% предпочитают играть с современными игрушками, лишь только 28% заинтересовались «старыми».

Вывод: в процессе работы мы узнали, что многие дети предпочитают играть с современными игрушками, однако до нашего исследования, мы, возможно, тоже отдали бы предпочтение более новым игрушкам.

В ходе нашего исследования, гипотеза о том, что современные игрушки интереснее игрушек наших бабушек и дедушек подтвердилась.

Нам стало известно, что игрушка прошла за свою историю большой путь вместе с человечеством. От примитивного подобия орудиям труда до ярких и красочных. Большинство детей отдают предпочтение современным игрушкам, потому что им неинтересно играть с однотонными пластмассовыми куклами, у которых неподвижные части тела. Современные игрушки интереснее, наделены большими возможностями, разнообразнее тех, с которыми играли люди старшего поколения. Мы всё же отдадим предпочтение игрушкам с дистанционным управлением, меняющим цвет и говорящим куклам с необычными именами.

Для нас все игрушки интересны, потому что у каждой есть свои достоинства и недостатки.

Список использованной литературы

1. Аркин Е. А., Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 815 с.

2. Большая Советская Энциклопедия. 9 В 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1972. Т. 10. Ива – Италики. 1972. 592 с. с илл., 37 л. илл., 7 л. карт.

3. Игрушка в жизни ребенка //под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 1980.

4. Любимов Л., Искусство древнего мира : Кн. Для чтения. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1980. – 320 с. с ил.

1. Сайдаль Наталья Леонидовна, 1960 г.р., проживает в посёлке Сосновый Бор

2. Крупина Ольга Ивановна, 1966 г.р., проживает в посёлке Сосновый Бор

3. Липская Лилия Евгеньевна, 1966 г.р., проживает в посёлке Сосновый Бор

4. Вишневская Галина Владимировна, 1966 г.р., проживает в посёлке Сосновый Бор

5. Шатонская Татьяна Сергеевна, 1978г.р., проживает в посёлке Сосновый Бор

Игрушки каменного века

https://cs6.livemaster.ru/storage/e8/6d/1daf3d09534710dd2a479d0d737p.jpg

Игрушки в Древней Греции

https://i.imgur.com/Pvy8FiN.jpg

http://ds14ishim.ru/sites/default/files/2019/igrushki.jpg




В музее Сосновоборского детского сада





Экскурсия в магазин «Куб»



Результаты анкетирования учащихся 2 класса

«Интересны ли современным детям игрушки наших бабушек и дедушек?»

Помнишь ли ты свою первую игрушку?

В) затрудняюсь ответить - 33%

Много ли у тебя игрушек?

Тебе игрушки подарили или ты их сделал (-а) сам?

А) подарили - 100%

Б) сделал(-а) сам(-а) - 0%

Играешь ли ты с игрушками в настоящее время?

В) уже не играю - 0%

Есть ли в вашей семье игрушки, с которыми играли ваши родители, бабушки и дедушки?

В) затрудняюсь ответить - 72%

С какими игрушками ты хотел(-а) бы играть?

А) с игрушками бабушек и дедушек - 28%

Б) с современными - 72%

Изготовление куклы-оберега из ниток



Изготовление куклы из кукурузы

Встреча с Сайдаль Натальей Леонидовной



Истории про игрушки Татьяны Сергеевны




Анкета для учащихся 2 класса

1.Помнишь ли ты свою первую игрушку?

В) затрудняюсь ответить

2.Много ли у тебя игрушек?

3.Тебе игрушки подарили или ты их сделал (-а) сам(-а)?

Б) сделал(-а) сама (сколько?)

4. Играешь ли ты с игрушками в настоящее время?

5.Есть ли в вашей семье игрушки, с которыми играли ваши родители, бабушки и дедушки?

Во что играют наши дети, когда/если не сидят за компьютером или не уткнулись в смартфон? Некоторые современные игрушки приводят меня в ужас. Я решил вспомнить свое детство и сравнить, во что же играли мы и чем наши игрушки отличались от тех, что предлагают сегодня. Вот какие отличия я обнаружил.

Начнем с кукол. В моем детстве все они были пухлые и розовощекие, т.е. такие, какими, в принципе, и должны быть нормальные дети. В них не было и намека на развращающую детское сознание сексуальность или дистрофическую худобу. В детей не закладывалось с раннего возраста стремление к стройности и внешней привлекательности. У них были другие цели и интересы в жизни.

Во-вторых, игрушки всегда были красивыми. Причем это была не какая-то элитная красота с голливудской улыбкой и идеальными пропорциями тела, а красота естественная и природная. Никто в СССР и представить не смог бы, что в качестве детских игрушек могут выступать, извините за выражение, уроды с синим лицом или торчащими ушами.

Было очень много игрушек, призывающих и приучающих к труду и взаимопомощи - самосвалы, экскаваторы, пожарные машины, наборы доктора/парикмахера и т.п. И совсем не было игр, основанных на деньгах и воспитывающих алчность. Сейчас в любом магазине игрушек можно заметить явный перекос в сторону тщеславия и жадности. Среди все еще имеющихся самосвалов и наборов врача гораздо привлекательнее смотрятся модели элитных авто, крутых гаджетов, а вариаций "Монополии" просто не счесть.

В моем детстве детские игрушки были действительно "детскими" - мишки, зайчики, неваляшки, уточки. Сейчас они тоже есть, но неискушенное детское внимание чаще привлекают своим жутким видом разные чудища - двухголовые, двухвостые, в стиле "а-ля кентавр", т.е. те, которых на самом деле нет и никогда не было. Реальный мир неинтересен, он такой скучный; мир фантазий и грез (пусть даже чужих и извращенных) - куда как привлекательней. Эти улыбающиеся монстры такие милые и пушистые. Интересно, что думают о подобных игрушках детские психологи.

Старые игрушки отличались патриотизмом. Они ненавязчиво воспитывали любовь к Родине, гордость за нее, уважение к национальным традициям. Если это танк, то всегда отечественный и со звездой (а не с американским флагом или, еще хуже, со свастикой). Если Дед Мороз - то настоящий в длинной шубе и, желательно, со Снегурочкой, а не Санта Клаус в ночном колпаке с чулком на оленях. Помню, найти солдатиков вражеской армии для меня было непросто - все чаще продавались только "свои".

Здравствуй, уважаемый читатель. Рад вновь приветствовать тебя на страницах моего канала, посвященного игрушкам СССР и некоторой ностальгии по советскому детству.

В прошлом уже, году, ранней весной мне посчастливилось побывать в одном из самых, на мой взгляд, замечательных музеев, где была выставлена частная коллекция игрушек советской эпохи. Однако, замечу, что после этой поездки, идея открыть собственный музей укрепилась еще сильнее.

Так вот, среди всего прочего, меня в целом здорово впечатлил рассказ гида, и хочу поделиться с вами сегодня одной из идей, которая, в принципе, лежала на поверхности, но при этом является достаточно глубокой.

В чем же состояла основная разница между игрушками советских и западных детей?

Сделаю краткое отступление. У меня растет сын, и сейчас ему идет шестой год. Так вот, стараюсь прививать ему навыки инженерного мышления, работы руками, инструментом, ловкость и смекалку. В принципе, так же как и мне прививали это в процессе воспитания в начале восьмидесятых.

Давайте вместе посмотрим на некоторые популярные игрушки советского времени. Возьмем, например куклы, которых в моей коллекции пока еще совсем немного.

Куклы, которые производились в нашей стране были действительно похожи на реальных людей. Одежда для них была достаточно простой и практичной.

Теперь обратим наш взор на американские или западно европейские куклы, которые к виду и пропорциям реального человека имеют отношение довольно опосредованное, зато они очень не по детски красивые и привлекательные, имеют очень яркие одеяния.

Перейдем к мальчишеским игрушкам. Наши конструкторы, например. Вид у них тоже был не самый привлекательный и обилием расцветок детей не баловал, зато ничто не отвлекало ребенка от полета инженерной фантазии и ее воплощения на практике. Названия были: "Космос", "Механик", "Юный конструктор", "Полет".

Вот, конструктор западного образца. Скажу прямо, винтаж пришлось искать долго. Нашел. И, что мы видим? Набор конструктор для сборки аттракционов для развлечений.

Погладим теперь на общие игрушки того времени. Вот, допустим настольные игры, и "бродилки" с кубиками и фишками. Соглашусь с тем мнением, что по большей части это игры для веселья и развлечения. Но, у нас в стране была игра "Кто быстрее", весьма способствовавшая развитию моторики ребенка, а настольный хоккей, а футбол.

Настольная игра "Кто быстрее". Фотография из сервиса "Яндекс картинки", сайт источник "игра по правилам"

Настольная игра "Кто быстрее". Фотография из сервиса "Яндекс картинки", сайт источник "игра по правилам"

Во что играли на столе дети на западе? Извольте, казино, бильярд, детектор лжи.

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.Ø данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota._igrushki_proshlogo_i_nastoyashchego.docx 42.67 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРУШКИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО

ученица 3 класса В,

МКОУ НОШ №17 г. Пятигорск.

Порохова Кристина Владимировна

учитель начальных классов,

МКОУ НОШ №17 г. Пятигорск.

2.1 История возникновения игрушки.

2.2 Игрушки из дерева и глины

2.3 Крестьянская игрушка

А) куклы обереги

Б) тряпичная кукла

2.4 Игрушки 19 -20 века

2.5 Современные игрушки

2.6 Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства.

3.1 Опрос учащихся 3- х классов.

5. Список литературы и источников…………………………………..

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.

  • данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
  • В ходе исследований мы научились: анализировать большой объём информации; находить полезную информацию, делать выводы.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек, которые сделаны , как правило на фабриках. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки наших бабушек и мам. Поэтому я считаю, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Мне стало интересно, а какие игрушки были раньше, с чего началось развитие игрушки, какие игрушки предпочитали наши бабушки и мамы, и во что играют сейчас?

Это побудило к работе над исследованием, которое мы назвали «Игрушки прошлого и настоящего».

  • Узнать историю возникновения игрушки.
  • Выяснить , как изменялась игрушка во времени и чем игрушки прошлого отличатся от современных игрушек.
  • Найти и изучить литературу по исследуемой теме;
  • Проследить изменения игрушки на протяжении истории;
  • Изучить современную игрушку;
  • Установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети.
  1. Подумать самостоятельно.
  2. Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.
  3. Опрос учащихся.
  4. Поиск информации в сети Интернет.

История возникновения игрушки.

Предположим, что игрушки практически ровесники человечества. Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали дельного дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Вопрос о происхождении игрушки не может быть решён однозначно.

Возможно, именно из предметов культа и появились игрушки для детей.

Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

Игрушки из дерева и глины

Так появились деревянные игрушки… На Руси они были очень популярны. Не нужно было быть специалистом по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице – Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси ещё 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

И так очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и так появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, курочки, клюющие зёрна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Ещё до изобретения гончарного круга стали лепить глиняные фигурки.

Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.

Так, глиняные игрушки сохранились до наших дней. Они до сих пор имеют красивый , эстетический вид. У меня дома тоже есть игрушки из глины и они мне очень нравятся.

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Игрушки 19 -20 века

На протяжении следующих столетий производители игрушек стали делать свои деревянные творения более сложными и детализированными. Деревянные макеты зданий — кукольные домики и театры в 19 веке были очень популярны, также как и деревянные солдатики. Многие деревянные игрушки, такие как, например, всем известный «Джек в коробочке» (коробочка с выскакивающей фигуркой), раскрашивались вручную яркими красками. Деревянные поезда, также как и грузовики, были одними из самых продаваемых игрушек того времени. На первых этапах деятельности, на фабриках головы кукол делали из прессованного или формованного фарфора, но к концу 19 века в производство была внедрена новая технология – метод литья, что значительно удешевляло и ускоряло производство. Тогда же были внедрены крепления в зоне запястья, и у большинства кукол появился приоткрытый рот. Лица кукол стали выразительными. В конце 19 века в моде были густые, длинные и пушистые брови, костюмы с жакетами строго покроя. Туловища кукол начинают делать из гуттаперчевого материала, позволяющего менять положения тела кукол.

В начале 20 века стали выпускать особых кукол из фарфора, покрытого глазурью. После первого обжига фарфор расписывали, покрывали глазурью и обжигали повторно. В это же время появляются японские куклы, привлекающие экзотической красотой и богатством нарядов.

Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заводские куклы.

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела,

как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ и скоро дизайнеры пришли к заключению, эта кукла должна отражать модные тенденции. Так появилась всеми потом известная Барби.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо

приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до

бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Но такая кукла не вызывает добрых и искренних эмоций. Играя с такой игрушкой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу.

У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.

Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее:

  • прилавки наших магазинов изобилуют игрушками из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена.
  • есть в продаже куклы российского и белорусского производителей.

Некоторые покупатели отдают предпочтение куклам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Куклы выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон.

В магазинах идеальных кукол не продают. Детская игрушка, должна быть из натуральных материалов: из шерсти, хлопчатобумажных тканей, из дерева. Натуральные материалы безопасны для здоровья. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, равна нулю.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразов.

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 854 человека из 77 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

  • Сейчас обучается 2192 человека из 85 регионов


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Зимнее окно»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразов.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением технологического профиля»
Выполнили : ученики 4 «А» класса Новиков Виктор и Новикова Ксения
Руководитель: Сотникова А.А.
учитель начальных классов
Игрушки прошлого и настоящего своими руками
Проектно-иследовательская работа

Цель: Узнать историю возникновения игрушки. Выяснить, как изменялась игруш.

Цель:
Узнать историю возникновения игрушки.
Выяснить, как изменялась игрушка во времени и чем игрушки прошлого отличатся от современных игрушек.
Научиться делать игрушки своими руками.

Задачи: Найти и изучить литературу по исследуемой теме; Проследить изменения.

Задачи:
Найти и изучить литературу по исследуемой теме;
Проследить изменения игрушки на протяжении истории;
Изучить современную игрушку;
Установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые
играют современные дети.

Методы работы: Подумать самостоятельно. Анализ статей и энциклопедий, книг, ж.

Методы работы:
Подумать самостоятельно.
Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.
Опрос учащихся.
Поиск информации в сети Интернет.

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об ис.

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.

Практическая значимость: 1.Данный материал можно использовать на уроках техно.

Практическая значимость:
1.Данный материал можно использовать на уроках технологии
и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира,
проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
2.В ходе исследований мы научились: анализировать большой объём информации;
находить полезную информацию,
делать выводы, изготавливать
игрушки из ваты.

История возникновения игрушки. Гипотеза №1 Предположим, что игрушки.

История возникновения игрушки.

Гипотеза №1
Предположим, что игрушки практически ровесники человечества .
Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей.

Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки первобытных людей, а.

Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки первобытных людей, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет.

Вывод. Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но м.

Вывод.
Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Вопрос о происхождении игрушки не может быть решён однозначно.

Гипотеза №2 Возможно, именно из предметов культа и появились игрушки для детей.

Гипотеза №2
Возможно, именно из предметов культа и появились игрушки для детей.

Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, к.

Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки.

Игрушки из д.

Игрушки из дерева и глины
На Руси они были очень популярны. Не нужно было быть специалистом по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным
промыслом.

Богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из лип.

Богородская игрушка
– это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

 Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские,

Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские,

кавропольскиефилимоновские

хлуднёвские.

Тряпичные игрушки. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых.

Тряпичные игрушки.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой.

Вывод: В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их.

Вывод:
В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой.

Игрушки 19 -20 века Стали делать свои деревянные творения более сложными. Дер.

Игрушки 19 -20 века
Стали делать свои деревянные творения более сложными. Деревянные макеты зданий — кукольные домики и театры в 19 веке были очень популярны, так же, как и деревянные солдатики.

Многие деревянные игрушки, такие как, например, всем известный «Джек в коробо.

Многие деревянные игрушки, такие как, например, всем известный «Джек в коробочке» (коробочка с выскакивающей фигуркой), раскрашивались вручную яркими красками.

Деревянные поезда, так же, как и грузовики, были одними из самых продаваемых.

Деревянные поезда, так же, как и грузовики, были одними из самых продаваемых игрушек того времени. В начале 20 века стали выпускать особые игрушки из фарфора, покрытого глазурью.

Вывод: 1.Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заво.

Вывод:
1.Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заводские игрушки.
2.У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.

Наше исследование. Мы посмотрели игрушки в магазинах города и выяснили следу.

Наше исследование.
Мы посмотрели игрушки в магазинах города и выяснили следующее:
На прилавках наших магазинов много игрушек из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена.
Есть в продаже игрушки
российского
производителя.

Многие покупатели отдают предпочтение игрушкам из России, так как они изг.

Многие покупатели отдают предпочтение игрушкам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Игрушки выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон.

Анкетирование среди учеников 4 класса. Сколько у тебя игрушек?

Анкетирование среди учеников 4 класса.

Сколько у тебя игрушек?

 На какие группы можно разделить твои игрушки?

На какие группы можно разделить твои игрушки?

Согласен ли ты с тем, что сотовый телефон и компьютер лучше, чем игрушки?

Согласен ли ты с тем, что сотовый телефон и компьютер лучше, чем игрушки?

Делал ли ты игрушки своими руками? Если да, то интересно ли тебе с ними играть?

Делал ли ты игрушки своими руками? Если да, то интересно ли тебе с ними играть?

В какие игры играешь чаще всего?

В какие игры играешь чаще всего?

Вывод: Игрушек много у всех детей, но любимой становится только 1-2. Телефо.

Вывод:
Игрушек много у всех детей, но любимой становится только 1-2. Телефон и компьютер выбирают большинство детей. Игрушки своими руками почти никто не делает.

Поскольку в нашей семье все очень любят что-то мастерить, то мы все время в а.

Поскольку в нашей семье все очень любят что-то мастерить, то мы все время в активном поиске свежих идей. Перед нами стал вопрос: Из чего изготовить игрушку? Хотелось, чтобы игрушка получилась объёмная, лёгкая, интересная и красивая. Мы перебрали в уме много материалов – нитки, бумага, картон, ткань, пластиковые бутылки и т.д. И вот в аптечке у мамы
мы нашли вату. Она была
белая, мягкая, лёгкая. И мы решили
сделать поделку из ваты объемной.

В Интернете мы нашли как можно сделать из ваты объёмные игрушки. Наш выбор.

В Интернете мы нашли как можно сделать из ваты объёмные игрушки. Наш выбор пал на собачку и зайчика.

 Материалы: Вата Картон Вода Клей ПВА Ножницы Атласная лента Лак для волос

Материалы:
Вата
Картон
Вода
Клей ПВА
Ножницы
Атласная лента
Лак для волос

ЭТАПЫ РАБОТЫ Начали мы с того, что нам надо подготовить каркас для собаки.

ЭТАПЫ РАБОТЫ
Начали мы с того, что нам надо подготовить каркас для собаки. За основу мы взяли картон, из которых сделали 4 трубочки одинаковой толщины и длины. Скатали картон в шарик, для головы собаки. И конечно же сделали более крупную заготовку для туловища собаки.
2.Далее мы собрали нашу собачку, склеили все заготовки между собой.
3.Мы налили в мисочку воду и поставили рядом с собой. Начали катать шарики из ваты, при этом мы постоянно смачивали руки. Скатанные шарики приклеивали к каркасу собачки на клей ПВА, постепенно обклеивая
всю фигуру.

4.В завершении взяли лак для волос и попрыскали на нашу собачку из ваты со вс.

4.В завершении взяли лак для волос и попрыскали на нашу собачку из ваты со всех сторон, но распыляли не слишком близко к изделию. Оставили минут на 10 нашу собачку.
5.А тем временем делаем глазки, носик и ротик. Мы взяли уже готовые, но если таковых нет, то можно их нарисовать или сделать из бумаги.
6.Приклеили все детали к нашей собачке из ваты. А на шее завязали бант из атласной ленты.
Кстати, по такому же принципу мы сделали зайчика из ваты. Нам очень понравились наши игрушки. Это интересно и увлекательно.

Заключение. Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, с помощь.

Заключение.
Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, с помощью которой у ребёнка формируются ум, физические и нравственные качества. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что
отвергнуть в окружающем
мире.

На наш взгляд, невозможно установить, что лучше: игрушки, в которые играли мо.

На наш взгляд, невозможно установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети. Для каждого поколения свои прелести в игрушках, своё развитие и понимание игрушки. Но одно мы выяснили точно – игрушка, изготовленная своими руками, хранит тепло души человека, который её сделал.

Творческий процесс сближает близких людей, заставляет по-другому посмотреть н.

Творческий процесс сближает близких людей, заставляет по-другому посмотреть на окружающие нас вещи. Можно сделать красивый подарок своими руками .

Мы показали игрушки своим одноклассникам. Им очень понравилось и мы на уроках.

Мы показали игрушки своим одноклассникам. Им очень понравилось и мы на уроках труда сделали снеговика.

В дальнейшем, мы сможем дарить друг другу игрушки, участвовать в конкурсах и.

В дальнейшем, мы сможем дарить друг другу игрушки, участвовать в конкурсах и выставках. Это сплотит наш класс и поможет детям обрести новых друзей.

Читайте также: