Чем покрыть глиняную игрушку

Обновлено: 10.05.2024

Прежде всего определитесь с краской для создания рисунка. Акварельные краски не годятся для работы по керамике. Гуашь хороша лишь в том случае, если керамическая фигурка не будет часто находиться в руках, иначе краска будет оставлять следы на том, с чем соприкасается. Лучше всего для работы с глиняными фигурками подходят специальные акриловые краски по стеклу и керамике. Они быстро сохнут, имеют богатую палитру, при желании их можно смешать и получить новый цвет. Окрашенное изделие можно обжечь в духовом шкафу, оно приобретет дополнительную стойкость к воде.

Перед началом работы удалите излишки жира с изделия. Это нужно для того, чтобы краска ложилась ровно и не отставала от поверхности. С этой целью можно использовать спирт или жидкость для снятия лака. Нанесите небольшое количество средства на ватный диск и протрите керамический предмет.

Начинайте раскрашивать глиняную игрушку с основного цвета – того, который составляет большую часть площади игрушки. Когда основной цвет нанесен, оставьте ее сохнуть.

Затем раскрашивайте части игрушки одного конкретного цвета. Каждый цвет должен хорошо высохнуть, прежде чем дойдет дело до следующего. В самую последнюю очередь рисуйте глаза и рот поделки.

Если необходимо наложить один цвет на другой, предварительно убедитесь, что светлая краска на темной не теряется и выглядит ярко. Для этого можно нанести краску на бумагу. В случае использования акриловых красок по стеклу и керамике такой проблемы возникнуть не должно.

Акрил при разбавлении водой становятся более прозрачными. Используйте это его свойство при оформлении изделия, но учитывайте тот факт, что разбавленная краска легче стирается с глины. Для ее закрепления покройте игрушку акриловым лаком (матовым или глянцевым) после того, как остальные этапы работы будут выполнены.

Когда вся игрушка будет раскрашена, дайте ей просохнуть и при желании обожгите в духовом шкафу в течении получаса.

Это зависит от того, какую задачу вы ставите.
Если простая поделка для массового тиражирования, если изделие не должно выглядеть уникальным - подойдут специальные глазури. Например, Maimeri.
Но если изделие должно поражать сложностью замысла и оригинальностью, если поверхность не будет покрыта глазурью, не будет контактировать с пищей - букет прекрасный вид при покрытии акварелью. Невинномысский скульптор А. Красин покрывал фигурки тёмной коричневой акварелью. Она очень хорошо впитывается, поверхность приобретает исключительно благородный вид.
При этом сразу понятно, что перед вами - именно керамическое изделие, а не пластмасса. Так что если ваши изделия - для эстетов, для музеев авангардного стиля - лучший вариант - акварель.

А как предохранить акварель от истирания и пятен? Хочу сам покрасить свинью - копилку. Она готова под покраску. Прошла обжиг при 1180 градусах. Заранее спасибо

Alexander Grishchenko Просветленный (27319) А пусть стирается - так уютнее вид. Не станочный ширпотреб.

"Боги не любят совершенства людей" - слышали такое выражение? Создаешь изделие, радуешься, как красиво и безупречно выходит задуманное, остается последний, завершающий этап работы и тут - бац! - керамика дает трещину, эмаль сгорает, дерево трескается.

С полимерной глиной, конечно, куда проще работать, чем с любым другим материалом, но финишное покрытие неподходящим лаком, может безнадежно испортить даже самое красивое изделие.

Чтобы этого не произошло, нужно знать, какие лаки подходят для полимерной глины, а какие лучше держать от нее подальше

Сначала нужно разобраться - зачем покрывать лаком полимерную глину, да и нужно ли вообще это делать.

Так как я имею дело с запекаемой глиной, то о ней и будет идти речь.

Лак не только позволяет изделию выглядеть выигрышнее, но и защищает его. От захватывания руками, от истирания поверхности, от повреждений. Краска под лаком выглядит ярче, да и все изделие смотрится намного эффектнее, чем было до покрытия.

Я наношу лак на изделие кистью с синтетическим волосом

Акриловый лак

Работать с акриловым лаком проще, чем с многими другими. Его легко наносить, он быстро сохнет, прозрачный и практически не имеет запаха. А кисточку после работы достаточно промыть в воде.

Одно "но" - для полимерной глины он не подходит. Возможно, сейчас есть и те варианты полимерных глин, которые поведут себя нормально после покрытия акриловым лаком. Но можно получить изделие, на котором лак до конца не высыхает, и поверхность остается липкой очень продолжительное время. Да и после этого в руки его брать не слишком приятно

А вот для дерева этот лак очень даже подходит. Я покрываю им деревянную оправу своих украшений. Как и любой другой, наношу его в несколько слоев, с полным просушиванием каждого

Лак для полимерной глины

Специализированный лак, который предназначен специально для полимерных глин. И какое-то время я пользовалась именно такими лаками.

Он бывает матовым и глянцевым. Тут уж каждый выбирает, что ему более предпочтительно.

Лично мне этот вид лака не подошел. Почему? Во-первых, наносить его надо крайне аккуратно. Нанесешь чуть гуще - он будто немного растворяет глину. Очертания того, что было вылеплено, становятся более размытыми, не такими четкими. Да и в руках ощущения от изделия после этого лака мне не нравились

Автомобильный двухкомпонентный лак NOVOL

Это именно тот лак, о котором я могу с уверенностью сказать - он тот самый))

Как видно из названия - лак двухкомпонентный

Баночка с бОльшим объемом - непосредственно лак

В меньшей находится отвердитель

Смешивается лак в пропорции два - к - одному. Из недостатков - большая цена и любит приглушать белый цвет.

Зато он полностью прозрачный, наносится легко (кисть нужно отмывать вначале в растворителе, затем водой с мылом). Но самое главное - покрытие, которое он образует, очень прочное. Особенно, нанесенное в несколько слоев.

Мне очень нравится, как выглядит под этим лаком полимерная глина. Такое впечатление, что лак облагораживает ее, а заодно делает намного тверже.Изделие, после подобного покрытия, очень приятно держать в руках.

Так что для себя я остановилась именно на этом лаке. Однако, это лишь мои предпочтения, и я ни в коем случае не возьмусь утверждать, что не существует более достойного варианта.

P.S. В названии статьи процитировала одного из мастеров. Самой на такое идти не приходилось))

Пишите ваши комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ

Приглашаю всех в мой магазинчик "Лепесток клевера" на Ярмарке Мастеров!

Идеальный лак для полимерной глины - материя сродни философскому камню. Годы поисков и проб, множество испорченных работ, куча потраченных денег, и даже слезы обиды - все эти неприятные вещи очень часто сопровождают мастеров полимерной глины во время поиска "того самого" лака.

К сожалению, пока сам мастер не набьет все возможные шишки в вопросе выбора лака, никакие полезные советы не помогут. Но я попробую максимально облегчить поиски для мастеров, лепящих из полимерной глины, подробно поделившись своим опытом ( а опыт не маленький - более 7 лет).

Каким должен быть идеальный лак для полимерки? Я выделила самые важные критерии:

👌Прочность. Лак должен выполнять свою главную функцию: надёжно защищать тонировку пастелью и акрилом от стирания, препятствовать загрязнению, и, в качестве бонуса, препятствовать выгоранию изделия (выгорание пг- большая редкость, но иногда случается. У меня был такой опыт с отечественной глиной). И, конечно, не должен облазить, смываться водой и откалываться с поверхности.

👌Не должен давать липкость. Эта особенность некоторых лаков действительно может довести до слез. Причем, совсем не факт, что лак начнет липнуть сразу же после нанесения. Может пройти приличное количество времени, прежде чем проявится эта его вредная особенность. Практически гарантировано вы получите липкость, покрыв пг лаком для ногтей, универсальным акриловым лаком для рукоделия, и составом ТМ "Соннет"❎

👌Не желтеть и не белеть после нанесения. Такие "чудеса", к сожалению, тоже случаются. Чаще из-за того попадания посторонних примесей в баночку с лаком или чрезмерного разведения водой. Также лак может просто испортиться из-за неправильного хранения или когда закончился срок годности.

👌 Не идти трещинами. Помню, в самом начале моего полимерного пути, я приобрела отличный лак с эффектом стекловидного покрытия от "Sculpey". Он действительно был хорош, но спустя некоторое время я заметила, что на поверхности изделий, которые я покрыла им в несколько слоев, образовались мелкие трещинки. Такой своеобразный эффект "кракле" получился. Я тогда очень расстроилась и решила больше не покупать данный лак.

Но спустя время, приобрела его снова. И больше трещинок на поверхности изделий я не замечала. Не знаю, что в первый раз сделала не так 🤷‍♂️ Лак, на самом деле, отличный - дает прочное стекловидное покрытие, особенно при нанесении в несколько слоев.

Итак, с самыми главными требованиями разобрались. Переходим к практике 🤩 Вот какие лаки мне довелось использовать на "шкуре" собственных изделий (кроме тех, о которых уже писала выше):

1. Фирменный лак "Фимо"

Приобрела после неудачного опыта с "Соннетом". Использовала ровно один пузырек.

Лак нормальный, но больше сказать нечего - "Вау-эффекта" от него я не получила. Но это не значит, что он плохой - просто когда есть, с чем сравнить, и из чего выбрать, он для меня не будет стоять на первом месте.

Лак "Фимо" очень быстро закончился из-за малого объема. И тогда я решила, что мне нужно МНОГО лака. ООООЧЕНЬ МНОГО ЛАКА! И купила.

2. Tikkurila Parketti Assa.

Этот лак советовали многие мастера полимерной глины, в том числе Анна Оськина , дневник которой на "Демиарт-форуме" для меня стал толчком для того, чтобы начать лепить. Аня рекомендовала "Яссю" с зеленым оформлением банки, но его сняли с производства, насколько я поняла:

Я смогла отыскать лишь ведерко похожего лака из той же линейки:

Целый литр! Очень переживала - подойдёт ли?

В итоге, лак оказался отличным. Он давал хороший глянец, легко и ровно наносился, и выдерживал настоящие испытания: например, стирку броши на полном цикле 👌 Он не слез, не облупился, и защитил пастельную и акриловую тонировку.

Липкость не даёт, нанесение в несколько слоев выдерживает. В общем, лак хороший. Пользовалась им года 4, на данный момент то, что осталось на дне банки, загустело и непригодно для использования. Сейчас "Ясся" по-прежнему выпускается, но в обновленном дизайне. Поэтому брать можно смело 👍. Хватит его очень надолго, поэтому пусть вас не смущает достаточно высокая цена - за такой объем можно заплатить.

А если вы не хотите приобретать такую большую банку, есть магазины, разливающие подобные лаки по маленьким баночкам - их можно найти на "Ярмарке мастеров" и в Инстаграм.

Так можно приобрести легендарный "Варатан" , который является признанным лидером среди полиуретановых лаков по мнению как русских, так и зарубежных мастеров:

Еще один лак, заслуживший уважение мастеров, но продающийся лишь в больших объемах - "Synteko Pro 90" . Его также можно найти в магазинах "на разлив":

Упомянутые выше два лака я лично не пробовала (но планирую), но они заслужили уважение многих мастеров, поэтому брать их можно смело. Особенно, если сможете найти Варатан.

3. Линейка лаков "Golden".

У меня были три вида: глянец, сатин и матовый. Этот лак - эксклюзив вам от меня))) Потому что ни у кого из русских мастеров я такой не встречала. А зря - лак отличный!

Куплен он после изучения зарубежных форумов полимеристов лет 7 назад, и до сих пор глянец и сатин живы, не потеряв своих свойств, а вот матовый закончился.

Достать лак сложно - есть он только на иностранных сайтах. Также встречала его на Ebay.

Лак хорош. Матовый - действительно МАТОВЫЙ. А это большая редкость, надо отметить. Сатин от глянца практически не отличается - оба блестят, но сатиновый чуть меньше.

"Голден" лучше не наносить во много слоев - смысла нет. Вообще, этот лак предназначен для закрепления живописных работ, поэтому его можно разводить водой, и перемешивать разные лаки друг с другом. В составе есть уф-фильтр, что означает надёжную защиту от выгорания.

Если есть возможность достать - пробуйте матовый, он шикарен. Варианты глянца есть другие - более доступные.

4. Фирменный лак бельгийского производителя полимерной глины "Cernit".

Этот лак отличает от остальных то, что он запекаемый . То есть, после нанесения и сушки, его нужно закрепить в духовке. Мне представляется, что это дополнительное действие делает лак ещё более прочным 👌

Есть матовый и глянцевый представители:

Он и правда выполняет свою защитную функцию на все 100 процентов. Единственное, что не очень нравится - матовый лак все же не абсолютно матовый. Я знаю, что многие советуют хорошо его перемешивать перед нанесением, но это не особо помогает. Я бы назвала его не матовым, а, скорее, сатиновым. Кстати, если лак не запекать (так тоже можно) - матовость будет лучше. Именно после запекания проявляется небольшой глянец.

Но, все равно, лак хороший - можно смело брать 👌

5. Аэрозольный лак "Krylon matte finish".

Уж не помню, где я наткнулась на информацию о том, что он идеально-матовый, но как только оказалась в "Леонардо" - схватила.

Уже дома я прочитала информацию на этикетке, и сравнила с тем, что пишут на форумах полимеристов. Нашла информацию о том, что для покрытия пг не подходят латексные лаки. А на русифицированной наклейке Крилона написано, что это "аэрозольный защитный (латексный) лак" , а дальше инфо о том, что он акриловый. В общем, я до сих пор не понимаю - латексный он или акриловый. Или латексно-акриловый (так бывает? 😁).

При нанесении на полимерку ведёт себя хорошо. Но абсолютно матовым я его тоже назвать не могу - в тех местах, где он нанесен потолще - уходит в глянец. Также глянец может вылезти, если плохо его взболтать. А взбалтывать нужно не менее двух минут , тогда матовое покрытие будет максимально хорошим.

Наносится лак удобно (аэрозоль жИ). Но пахнет ужасно! Как эмаль нц - оооочень вонючий. Нужно проводить обработку только на открытом воздухе, дома я бы делать это не стала (наношу на балконе с максимально открытыми створками, с задержкой дыхания, а лучше в респираторе, и пулей убегаю в комнату, когда дело сделано).

6. Качественный уф-гель или гель-лак.

Это удивительно, но отвердевающие в ультрафиолете лаки отлично сочетаются с полимерной глиной. Их можно использовать в случаях, когда вам нужно плотное глянцевое покрытие или линза (например, когда вы сами делаете глазки). В нежелательную реакцию с глиной они не вступают, и очень удобны в использовании. Поэтому смело можете ими пользоваться, только не берите самые дешевые, они имеют свойство отслаиваться с ногтевой пластины , поэтому вполне вероятно, что могут сделать то же самое и при нанесении на полимерку.

Раскрашивание глиняных или гипсовых фигурок - самое простое занятие, доставляющее массу удовольствия и, часто, очень позитивный практический результат.

Но, чтобы работа была максимально удовлетворительная, стоит знать несколько секретов.

Грунтовка

Раскрашивая фигурки, скорее всего, вы хотите, чтобы ваша работа была долговечной. Поэтому, в первую очередь стоит использовать грунтовку. Это не обязательно, вы же не стены красите, но грунтовка позволит краске ложиться более ровно и держаться дольше. Особенно, если речь идет о водяных красках - а именно ими удобнее всего рисовать по гипсу и глине.

Грунтовка может быть любой, но, на мой взгляд, самая лучшая акриловая - она почти не пахнет и проникает в материал хорошо. Хотя существуют еще и фактурные грунтовки (с мелкими частицами, создающими эффектные неровности) - но это уже вопрос, потому что фигурки маленькие, а фактурные грунтовки рассчитаны для покрытия больших поверхностей. Создать качественную фактуру на маленькой площади будет сложно.

Краски

Использовать можно любые краски, от водяных, до нитро. Но для работы с глиной и гипсом лучше всего водяные: акварель, гуашь и, идеально - акриловые или темперные. К слову, их акриловых красок очень просто сделать темперные, смешав их в канцелярским клеем на основе ПВА.

Акварель будет идеальна, если цвета должны хорошо просвечивать (например, у фигурки интересные разводы, которые не хочется совсем закрашивать. Так же акварелью хорошо получается нежный полупрозрачный фон.

Гуашь также хорошо для фона, но она обладает меньшей прозрачностью.

И акварель и гуашь хорошо впитываются гипсом и глиной, и отлично держатся, в отличие от акрила. Однако, именно это свойство (при высыхании слой акриловой краски можно смыть или соскоблить без вреда поверхности позволяет легко исправлять свои ошибки. Тогда как смыть неудачный оттенок гуаши и акварели полностью без моющих средств, не получится - а это повредит фигурку.

Виды и применение лака для полимерной глины

Изделия из полимерной глины рекомендуется покрывать защитным лаком. За счет этого обеспечиваются насыщенность цвета, гладкость, износостойкость поверхности. Главное – не ошибиться с видом и качеством лака.

Особенности

Полимерная глина используется для создания украшений, поделок, сувениров, игрушек. Она создается на основе ПВХ. В состав входят различные пластификаторы в жидком состоянии, красящие вещества. Глину покрывают лакирующим средством.



Лак для полимерной глины должен обладать следующими характеристиками:

  • короткий срок высыхания на пластике;
  • отсутствие эффекта липкости;
  • устойчивость к внешним воздействиям;
  • высокая прочность;
  • простота, легкость нанесения;
  • отсутствие резкого запаха;
  • безопасность.



Часто липкость появляется после использования лаков для ногтей, которые не подходят для покрытия изделий из глины. Также не рекомендуется использовать универсальные составы для рукоделия или средства для волос. Они долго сохнут, плохо переносят влагу. В лаке не должно быть веществ, которые несовместимы с пластиковыми покрытиями, например, латекса. Важно обращать внимание на отсутствие токсичных компонентов.

Рекомендуется выбирать средства от проверенных производителей полимерного пластика. В них учитываются все особенности применения. Перед использованием необходимо обязательно изучать состав, правила нанесения, срок годности.



Разновидности

Существует ряд производителей, которые выпускают составы на водной и минеральной основе. Различают следующие виды лака.

  • Матовый. После нанесения средства для полимерной глины поверхность материала становится гладкой, ровной. Цветовая гамма более глубокая, спокойная. Блеск отсутствует. Рекомендуется использовать на идеально ровной поверхности, так как покрытие не скрывает неровностей, дефектов, а, наоборот, выделяет их. Матовая текстура достаточно прочная, не дает трещин, устойчива к механическому воздействию. Такой вид лака используется чаще всего, так как сохраняет цвет глины, имеет более продолжительный срок службы.


  • Глянцевый. Такое покрытие обеспечивает ровность, гладкость, яркость цветов, добавляет блеска. Хорошо ложится на предметы небольшого размера.

Обладает невысокой прочностью, при сильных механических воздействиях может скалываться.


  • Полуматовый. Поверхность представляет собой промежуточный вариант между матовым покрытием и глянцевым.


  • Полуглянцевый. Отличается от глянцевого меньшим блеском.


У каждого производителя есть свои особенности состава. Поэтому результат использования одного и того же вида лака от разных изготовителей может существенно различаться. Это необходимо учитывать при приобретении нужного количества вещества.

Советы по выбору

Выбор лучшего лака для покрытия полимерной глины часто является непростой задачей. Огромное количество производителей предлагают разные составы, которые имеют хорошие характеристики, показывают отличный результат после использования. Однако опытные мастера часто говорят о том, что только путем проб и ошибок можно найти именно то, что нужно.



Во избежание такого длительного, затратного по времени и финансам способа можно попытаться внимательно изучить предлагаемые составы, отзывы, а также советы бывалых пользователей.

  • Выбирать лучше среди известных изготовителей. Средство рекомендуется приобретать в крупных сетевых магазинах. На упаковке должна быть вся необходимая информация о составе, правилах использования, хранения.
  • Прежде всего лак должен хорошо защищать изделие от воздействия влаги, солнца, механических сколов. В составе не должно быть посторонних примесей, которые могут повлиять на цвет, износостойкость. Также важно учитывать продолжительность срока службы, особенности нанесения, расход вещества.
  • Не следует гнаться за дорогими средствами, рекламой. Высокая цена не гарантирует хорошего качества.
  • Новичкам рекомендуется использовать перед работой пробники. В некоторых магазинах есть возможность приобрести понравившийся лак в небольшой емкости.



Как использовать?

Покрытие лаком является завершающим этапом в обработке поверхности из полимерной глины. Она должна быть ровной, гладкой, чистой. Покрывать изделие следует после его запекания. Чтобы не было масляных частиц, поверхность протирают спиртовым раствором.

Лакирующий состав аккуратно перемешивают в специальной емкости, с помощью мягкой кисточки равномерно наносят на обрабатываемую площадь. Движения должными быть медленными, плавными.

Важно следить за тем, чтобы средство распространялось по поверхности ровно, без образования выпуклостей с содержанием воздуха.



Вот еще несколько советов для новичков.

  • Для получения наилучшего эффекта предметы небольшого размера можно окунать в лаковый раствор.
  • Не рекомендуется использовать приспособления из дерева, чтобы убрать неровности. Это может лишь усугубить ситуацию, так как лак хорошо прилипает к деревянной поверхности.
  • Для достижения стойкого результата рекомендуется наносить несколько слоев лака. Однако следует помнить, что временной интервал между нанесениями слоев должен быть не менее часа. Иначе есть риск возникновения дефектов, неровностей. Также не следует слишком увлекаться с количеством слоев. Толстый слой лака может так и не высохнуть до конца.
  • Самое большое внимание следует уделить качеству нанесения первого слоя. Если на нем образуется скол, то это произойдет и с остальными слоями. Замаскировать дефект уже не удастся. Поэтому перед нанесением второго и последующих слоев следует дождаться полного высыхания и убедиться, что слой вещества лежит ровно.
  • Лакированное изделие сохнет примерно в течение суток. Только после этого можно увидеть окончательный вариант обработки. Следует отметить, что некоторые составы сохнут в течение недели, а то и двух. В это время изделие можно использовать осторожно, избегая попадания влаги.
  • После работы кисточку тщательно промывают теплой водой, высушивают. Баночку с лаком плотно закрывают.
  • Важно помнить, что лаки на водной основе нельзя использовать в холодном помещении, где температура опускается ниже нуля.



В случае нарушения технологии обработки поверхности могут возникнуть проблемы с внешним видом изделия. Причины здесь следующие.

  • Плохая термообработка. Если изделие не прошло достаточную термическую обработку, есть риск, что возникнет реакция с составляющими лакирующего средства.
  • Поверхность изделия не была обезжирена должным образом.
  • Не было выдержано время после нанесения слоя лака. Даже если на вид поверхность кажется сухой, ей необходимо время для того, чтобы процесс завершился. Например, акриловый лак может сохнуть 12 часов.

В нее следует положить изделие на 15 минут и запечь при температуре в 120 градусов.


Если этот способ не сработает, можно попробовать смыть лак ацетоном, затем промыть изделие теплой водой с мылом, насухо протереть, а потом нанести качественный состав. Однако после такого исправления ситуации нет гарантии получения желаемого качества. Поэтому рекомендуется ответственно подойти к выбору лакирующего состава.

Следует помнить, что наилучший результат возможен только при соблюдении всех правил нанесения лака, которые указываются в инструкции по применению. Также рекомендуется отдавать предпочтение специализированным составам, которые имеют гарантию качества.

Читайте также: