Чем расписать филимоновскую игрушку

Обновлено: 30.04.2024

Филимоновская игрушка поражает не только своей яркой росписью, формой и пластикой, но и своей удивительной глиной. Во время обжига игрушки в печи с глиной происходит удивительное превращение. Синяя от природы глина, или «синика» высыхая при комнатной температуре, становится серой и невзрачной. Но вот из печи, где проводится обжиг, мастер вынимает ярко белую или слегка розоватого оттенка игрушку! Это ли не чудо?!

Из синей и не очень привлекательной заготовки мы получаем белую или слегка розоватую игрушечку, готовую к росписи. Белый цвет является идеальным фоном для нанесения краски.

Но прежде чем вы приступите к росписи игрушки, мы хотим вас познакомить с некоторыми секретами филимоновской игрушки. Ведь в старые времена и цвет и каждый элемент росписи имел свое значение.

Почему были выбраны три цвета? И почему именно эти?

Красный цвет – символическое обозначение земли, тела, крови, символ огня, высоты духа и красоты.

Желтый - цвет солнца, огня, воздуха. Желтый и красный тесно связаны с солнцем.

Зеленый цвет – символ возрождения жизни.


Первым делом, как говорят мастерицы, «желтим» игрушку. Берем желтую краску и широкую кисточку (белка и собака) №3. Сверяясь с расписанной игрушкой или с изображением любой игрушки с нашего сайта, наносим желтую краску. Основные элементы росписи – широкие линии, кружки или полностью закрашенные части тела животного и человека.

Обращаем внимание на то, что та часть свистка, к которой человек прикасается губами - не расписывается. Поэтому не забудьте при нанесении желтой краски отступить от крайней части свистка не менее 1 см.


Берем малиновую краску (мастерицы называют ее малинкой или «фуксиновой») и кисточку №1. Проводим тонкие линии по контуру желтого. Старайтесь, чтобы линии были одной толщины.

Обратите внимание, что линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.


Накладываем зелёную или бирюзовую краску. Традиционно ее называют «зелёнкой». То есть игрушку зеленят. Линии, как и на втором этапе, должны быть тонкими, поэтому расписываем тонкой кистью (белка, колонок) №1. Роспись ведётся между красными линиями.

У людей и части животных, как правило стоящих на двух лапах, кофточки расписывают красным. Лица людей оставляют белыми. Зелёным выделяют глаза, красным - рот.





Это всё солярные знаки, то есть знаки и символы Солнца. В давние времена, когда люди верили в божественную силу природы, Солнце было одним из главных природных явлений, которому поклонялись. Это символ земной жизни, без солнечного света и тепла не будет урожая, будет холод, болезни. Знаки Солнца образуются из различных сочетаний коротких и длинных линий и точек. Как правило, рисуют на груди животного, юбках барынь. Замкнутый круг – полосочка на игрушке в языческие времена была символом оберега, спасения, это символ добра против зла. Замкнутый круг предотвращал вторжение злых сил. Кольцевые линии, идущие по фигуре игрушки – символ заключенного в игрушку добра, символ солнца




Елочка – это символическое изображение Древа жизни. Образ Древа – символ плодородия.



Конь у древних вятичей, южно-восточных славян, является символом устремления вперед, и конь является символом солнца, но как атрибут, а не солнце. Мифологический образ солнца очень многогранен и обладает множеством символов и атрибутов. Конь – один из них. Причем наиглавнейший.



Всадник – податель травы, росы, воды, урожая, счастья. Всадник на коне – образ света, жизни. Всадник – воин освобождал Весну от зимних оков холода и мрака, отпирал Солнце и весенние воды. Всадник на коне связывался с возрождением солнечного тепла, света, жизни.


Барыня – хранительница и защитница семейного очага, женских ремесел, прародительница рода человеческого. Землю, ее плодородие народ издревле олицетворял в образе матери. Первые глиняные женские фигурки изображали женское божество Матери-земли или Богини плодородия. Берегиню всегда изображали с птицей или птицами. Иногда Барыня является олицетворением Древа Жизни. И в этом случае можно говорить о Богине-Матери, которая является покровительницей всех природных сил, защитницей и владычицей в мире птиц, зверей, растений и людей. Именно поэтому ее изображают с детенышами зверей.


Символы засеянного поля, призваны защитить и увеличить урожай. Символы достатка и благополучия. Точки – символы зерна. К символам возделанного поля можно отнести также крестообразно разделенный квадрат или ромб с точками-зернами.Зигзаги и дуги – символы радуги и небесных вод, дождя, который несет плодородие земле. Косые или волнистые линии – небесные воды, дающие плодородие земле

Корова – символ спасения и благополучия. С глубокой древности животные с рогами являлись символом благосостояния рода и почитались как существа, несущие на рогах солнечный диск.

Олень - его ветвистые рога также воспринимались как символ Мирового Древа, а следовательно сам Олень соотносился с образом великой Богини – владычицы природы. Олень – символ плодородия, богатства, надежной защиты.

Медведь – в древности почитаемый у всех народов образ тотемного предка, образ хозяина, покровитель лесов, зверей и людей. Медведь - символ добра, а медведица с малышом – сродни барыни и явяется защитницей рода, семьи. По народным верованиям, Медведица когда-то родила первую женщину, поэтому медведь и медведица часто выступают как покровители женщин рожениц и женщин вообще.

Волк – символ любви и добра.

Петух – один из сильных оберегов. Символ солнца и света. Благодетельный его смысл связывался в народных представлениях с мечтой о счастье. Это символ наступающего дня и света. Петух – птица огня, вещая птица. Петух отгоняет злые силы. Его голос ослабляет и разрушает действие злых чар. Сидящие друг против друга петухи символизируют плодородие.

Утка – является женским символом, связана с Небесным и с Подземным миром, и с культом Великого женского божества, которое не только дарует плодородие земле, воде, но и защищает род, семью от всякого дурного влияния и воздействий. Утка – покровительствует всем женским ремеслам.

Птица – вестник весны и посредник между мирами, между человеком и и миром богов. Птица должна была донести людскую молитву до небес.

filimonovskaya-rospis

Современная мода – это скорость, быстрая сменяемость и мощная эксплуатация мотивов прошлого. Совсем другое дело искусство, протяженностью в столетия: концептуальное, самобытное, хрупкое. Пример такого творчества – филимоновская роспись. Об исторической подоплеке промысла, о самых интересных технических моментах росписи и об уникальности местной игрушки читайте далее.

История ремесла

В Тульской области, в Одоевском районе началась история одного промысла – в селе Филимоново мастерицы стали делать игрушки с интересной фактурой и необычной росписью. Гончарное дело развивалось в Филимоново веками, а все благодаря жирной, очень пластичной глине. Природный ее цвет темно-синий, отчего местные называли ее «синькой». После обжига глина становилась белой или чуть розоватой. Мужчины делали посуду, а женщины – игрушки-свистульки.

Согласно одной легенде в селе появился беглый преступник Филимон: он и научил местных делать глиняные фигурки. Он был первым или нет, узнать точно нельзя, но очевидно, что в середине 19-ого столетия здесь начали делать глиняные игрушки. Промыслом занималась вся семья: у мужчин ловко получалась посуда, жены и невестки помогали им, а девочки и бабушки «специализировались» на лепке и росписи игрушек.

filimonovskaya-igrushka-raskraska

Возникновение промысла в 19 веке – это, скорее, не его начало, а новый виток, пик популярности. По сведениям ученых филимоновский промысел насчитывает не меньше семи столетий. И сегодня петушок, коник, барыня, собачка в данном художественном направлении легко узнаваемы: вытянутые фигурки с ярким, геометрически ориентированным узором ни с чем не спутать. Разве что схожи с ними игрушки, представляющие дымковский промысел.

Филимоновская роспись

Одоевские мастерицы подарили художественной культуре страны вытянутые, тонкие игрушки с изящными формами. Во время сушки местная глина могла трескаться, ломаться, потому мастерицы разглаживали и выравнивали работы мокрыми руками. От этого изделия и вытягивались, становились немного непропорциональными. Но такой нюанс стал брендом, и сегодня описание росписи филимоновской игрушки невозможно без акцента на непривычной форме изделия.

Особенности техники росписи

Грунтовать игрушку не приходилось, ведь при обжиге глина давала ровный цвет.

Мастера использовали анилиновые краски ярких, выразительных цветов. Колористика не самая широкая – красный, желтый да зеленый. Но при этом рисование тройкой цветов (плюс/минус оттенки) в итоге давало пеструю, веселую картинку.

Учиться технике изображения элементов филимоновской росписи можно с малых лет: краски художник наносит последовательно, никогда их не смешивает. Пока не высохнет элемент одного цвета, мастер не перейдет к другому.

  • желтый – это солнце, сама жизнь и свет всего мироздания;
  • зеленый цвет означает молодость, возрождение жизни;
  • красный – символизирует землю и огонь, сакральные понятия для человека.

Художницы старались изображать игрушки столь яркими и пестрыми, словно хотели говорить ими о счастье жить, об изначальной установке человека проживать судьбу в радости и благодарности миру.

Образцы, сюжеты, символизм

В основном мастерицы изображали людей, животных, птиц и небольшие композиции.

svistulka

Типы расписных игрушек:

  • Люди. Барыни и кавалеры всегда с готовой историей: у первых в руках дети или птицы, у мужчин – музыкальные инструменты (часто кавалер представал верхом на лошади). Деталей мало, голова сочленена с шеей, на персонаже – яркий головной убор.
  • Животные. Преимущественно это домашний скот – бараны, коровы, лошади. Все животные с вытянутыми фигурами, тонкошеие, часто отличить зверей друг от друга можно только по форме рогов.
  • Птицы. Также преимущественно домашние – утка, петух, курица, павлин. Шеи у них длинные, конусообразные, головки маленькие.
  • Композиции. Изображались мастерами сюжеты свидания, чаепития, карусели. Чаще это были сцены повседневности, простой жизни. Но встречались и знаковые композиции – например, Георгий со змеей.

Практически все игрушки – свистульки. Музыкальным даром «обделены» только индюки и петухи.

Традиционные узоры и элементы росписи филимоновской игрушки

Элементам росписи филимоновской игрушки присуща символичность, в этом смысле она совпадает с другими народными промыслами России.

ehlementy-rozpisi

Орнаменты просты и незатейливы, но при этом узоры глубоко символичны. Их корни, как несложно догадаться, в язычестве – в искусстве язычество особенно долго сопутствовало христианству.

  • круги с лучами, кольцевые орнаменты с треугольничками – это символы солнца, добра, радости, благоденствия;
  • схематичные веточки и елочки в филимоновой (как еще могут именовать роспись) означают древо жизни, т.е. связь поколений и неустанное развитие.

Птица означала счастье, добрые вести, конь – это богатство, барыня отождествлялась с берегиней и хранительницей очага, всадник – это защитник или землепашец.

Животных традиционно расписывали яркими разноцветными полосочками. Солнышки и растительный орнамент преобладали в росписи, работы часто ассоциировали с детским стилем, но в этой наивности и простоте их прелесть.
Филимоновский промысел в наше время

Филимоновский промысел в наше время

В Тульской области, в поселке Одоеве десять лет назад открылся музей Филимоновской игрушки. Шесть лет назад здесь же стартовал творческий проект – фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки. С каждым годом «Сказки деда Филимона» собирают все больше участников. Да и музей привлекает новых туристов: а посмотреть есть на что, аутентичных игрушек, созданных руками мастеров из разных стран мира в экспозиции больше 2000!

Удивительно, что многовековая история промысла, что прославившая Филимоново роспись удостоилась музея только в 2009 году. Но благодаря музею и фестивалю самобытное народное творчество живет и развивается, находит новых почитателей, а также получается новые способы отображения. Узнаваемые элементы, цвета, орнаменты появляются уже не только на глиняных игрушках, но и в принтах канцелярской продукции, тканей и т.д.

Стоящая в одном ряду с дымковской, богородской, каргопольской игрушкой, филимоновская – это не только промысел предков, а одухотворенная культура русского народа. Она запечатлела быт, верования, традиции народа. Потому глиняные свистульки часто становятся домашним оберегом, талисманом, хранителем семейного благополучия – в маленькой игрушке так много любви, примиряющей простоты и лаконичной творческой осмысленности.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

Содержание:

История промысла


Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

изготовление филимоновской игрушки

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

разные филимоновские игрушки

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

филимоновская барыня

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

филимоновский петушок

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.


Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

изготовление филимоновской игрушки

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Филимоновская игрушка


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


«Искусство детям - увлекательно и просто: Древний Китай»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Филимоновская игрушка







  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 279 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Оставьте свой комментарий

  • 19.03.2016 1712
  • PPTX 176 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Петровская Наталья Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

60 минут

«Основные проблемы процедур лицензирования и прохождения аккредитации: взгляд специалиста образовательной организации и эксперта»

15 минут

«Линогравюра. Знакомство с техникой, делаем авторскую высокую печать»

59 минут

«Формирование экологического мировоззрения у обучающихся»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: