Чтение и рассказывание с игрушками

Обновлено: 26.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспекта НОД по образовательной области речевое развитие в подготовительной к школе группе

МОУ Одоевская СОШ(дошкольная группа)Шарьинского муниципального района Костромской области

Воспитатель : Ван. О. Н.

Тема НОД: Рассказывание по игрушке.

Цель: создавать условия для обучения детей описательному рассказу об игрушке .

Психолого – педагогические задачи:

1. Совершенствовать умения составлять описательный рассказ ,отбирать соответственно факты из личного опыта.

2. Закрепить знания подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков , систематизировать знания детей о способах словообразования.

3. Развивать память и умение рассказывать связно, полно , выразительно.

Интегрируемые образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации НОД: беседа, вопросы и ответы , обсуждение, рассказывание.

Форма организации детей: групповая.

Предварительная работа: проведение дидактической игры ,чтение, рассматривание разных детских игрушек , чтение художественной литературы об игрушках, отгадывание загадок.

Методические приёмы: Беседа, рассматривание, вопросы, художественное слово- загадки, лексические и грамматические упражнения, хоровые и индивидуальные ответы, анализ детских рассказов.

Материал . Игрушка : собака

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

I часть - вводная

Цель: создать условия для обучения детей описательному рассказу об игрушке.

Создание образовательной ситуации

-Ребята сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то возле ворот встретила мальчика. Я с ним познакомилась, его зовут Петя. Он очень сильно плакал. У него пропал друг, он пошёл гулять и заблудился . Петя хотел написать объявления в газету, но описать их не смог и очень просит нас ему помочь. Он принёс нам игрушку , очень похожую на его друга . А кто такой его друг , мы узнаем, когда отгадаем загадки.

С хозяином дружит

Живет под крылечком

А хвост колечком….(Собака)

Мотивация детей на предстоящую деятельность

Мальчик попросил нас помочь описать его друга и отослать это объявление в газету. Ну что, поможем мальчику? (Да) А я, ребята, буду за вами записывать.

II часть - основная

Цель: Совершенствовать умение составлять описательный рассказ ,отбирать соответственно факты из личного опыта.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми

- Ребята, сейчас послушайте , как я расскажу про собаку. Это собака. Ее зовут Жучка. Жучка домашнее животное .Шерсть у нее белая, мягкая, пушистая. Глаза темные, блестящие, как бусинки, хвост колечком. У нее длинные уши , черный нос ,толстые лапы. Она питается молоком ,мясом. Жучка любит выполнять команды, играть с ребятами, мячиком, палкой и грызть кость .Живет в конуре.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

- О чем говорится в рассказе про собаку?

-Домашнее или дикое животное?

- Какая у нее шерсть?

- Какие уши , нос , лапы?

- Ребята , давайте сейчас поиграем в игру «Кто больше назовет слов». Что вы можете сказать про собаку, какая она? Встаньте в круг, я буду кидать мяч и называть вам слова.

Например :выносливость – выносливая собака ( Голод – голодная, красота – красивая, ум – умная, сила – сильная, лень – ленивая, хитрость – хитрая , преданность – преданная).

( от существительного – прилагательное )

Этап осуществления самостоятельной работы с детьми

-Ребята кто желает первым рассказать про собаку. Вы можете воспользоваться схематическими картинками при рассказывание о собаке.

- Молодец, Кирилл! Хорошо пересказал, видно, что внимательно слушал мой , рассказ про собаку.

- Сейчас пойдут пересказывать Коля и Таня. Коля начнет рассказ по схематическим картинкам, а Таня продолжит.

- Молодцы, хорошо рассказали, но были некоторые неточности в описании собаки у Тани.

- Следующие выходят Оля , Леша, Максим, Даша. Оля нам расскажет , как зовут собаку и как она выглядит .Лёша расскажет, чем она питается. Максим расскажет , что она любит делать. Даша, расскажет , где живет.

- Молодцы, ребята! Рассказ получился замечательный , но Максим рассказывал не выразительно.

- Ребята , чей рассказ вам понравился больше?

III часть - заключительная

Цель: создать у детей радостное настроение от хорошо выполненной работы.

Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

- Молодцы ребята хорошо выполнили задание. А давайте еще раз вспомним , какое описание Петиного друга получилось у нас по схеме. А я проверю, правильно ли я записала за вами .

Хорошее у нас получилось описание. Вечером , когда придет Петя , за своей игрушкой я отдам ему то , что мы с вами составили .Он даст объявление в газету и его друга обязательно найдётся.

Вы ребята очень добрые и отзывчивые дети сделали большое доброе дело.

Плавный выход у детей из НОД в самостоятельную деятельность.

- Давайте нарисуем Петиного друга и отдадим ему рисунки , чтобы он не скучал.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Развитие связной речи ребенка осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Программой предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово произношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую. Рассказы ребенка могут быть разнообразными по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с другими детьми, о природе и т. д. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной. При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умение предавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом они на практике осваивают построение рассказа – в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения. В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т. е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Обучение рассказыванию с использованием предметов и игрушек.

Во второй младшей группе при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы. На этих занятиях в качестве методических приемов обучения используются вопросы и указания воспитателя, а также образец. В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений. На пятом году жизни высказывания ребенка приобретают характер рассказа. Вопросы, речевой образец, указание – ведущие приемы обучения рассказыванию в средней группе. Задача воспитателя – подготовить детей к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов. Речевой образец является в данном случае наиболее эффективным приемом обучения. Он непосредственно влияет на качество детских рассказов-описаний. Чтобы дети не копировали целиком образец рассказа, воспитатель должен вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить дети, а об однотипной. Тогда дети, подражая образцу, смогут проявить самостоятельность и инициативу. Речевой образец может представлять собой полное законченное описание или только часть рассказа. Это зависит от подбора предметов и игрушек, от их количества, от организации действий с ними, от уровня речевого развития детей. Вместе с тем рассказ воспитателя всегда должен быть интересным, содержательным, четким по построению. Надо, чтобы педагог не только показывал детям, как составлять сюжетную линию, но и давал примеры речевых конструкций. В старшей группе у детей совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями. Для описаний можно использовать наборы детской чайной и столовой посуды, наборы одежды для куклы, туалетные принадлежности. В качестве приемов обучения используется образец рассказа воспитателя, составление плана рассказа, описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов. Одной из разновидностей занятий по описанию игрушек и предметов в старшей группе являются - занятия-выставки. Например: «Выставка автомашин», «Выставка игрушек», «Демонстрация моделей одежды». На таких занятиях можно предлагать детям выступать в роли экскурсоводов, художников-модельеров. В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию. Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Значение игрушек в обучении детей рассказыванию : а) сенсорное воспитание и развитие наблюдательности;

б) развитие мышления и воображения;

в) закрепление и активизация словаря, а также источник новых слов;

г) вызывает положительные эмоции, желание высказаться.

Требования к подбору игрушек Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек :

• дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

• сюжетные (образные) : куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

• наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Требования к игрушкам.

1) Игрушки должны быть яркими, образными, с яркой индивидуальностью (утёнок смешной, неуклюжий). В старшей группе игрушки должны быть сложными. Например: телефон, машинка с открывающимися частями, холодильник, газовая плита. 2) Игрушки должны быть достаточной величины, чтобы всем детям были видны все части (высотой не менее 10 см.). В младшей и средней группах целесообразно игрушки внести в группу с утра, чтобы дети могли потрогать, рассмотреть ещё раз новую игрушку и на занятиях игрушку в руки детям не давать, т. к. это отвлекает их внимание. В старших группах, обычно, дети сами принимают участие в подборе игрушек для занятий. 3) Количество игрушек :

- младшая группа – на занятии описывают 2-3 игрушки;

- средняя группа – 1 2 4-5 игрушек;

-старшие группы – 4-8 игрушек. 4) В младших группах в начале года предпочтительно брать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду. 5) Игрушки можно выставить сразу все или по одной, в зависимости от замысла педагога. 6) Перед занятием по составлению описательного рассказывания, игрушки должны быть рассмотрены или на занятии или в свободное время за 2-3 дня до занятия.

Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду? На первых порах особенно важен выбор игрушек для занятий. Они должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер, активизировать речь, создавать настроение. Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная). На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки : две куклы – одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост. Она лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!» Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагают повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания). На следующем этапе можно рекомендовать совместное составление описания. В гости к детям приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него»). Дается логико-синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?» Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей. На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.

В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них. Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др. ; провести лексическое упражнение. В процессе обучения дети должны интуитивно понять, что описание проводится по определенному плану. Этому способствуют правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения. Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет – от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания. Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Исследования доказывают, что уже в процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов (Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть). Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?»«Это еж». – «Кто колючий?»«Еж колючий». – «У кого на спине иголки?»«У ежа на спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок будет оперировать в своем ответе.

Другой вариант постановки вопросов, когда правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?»«Зайчик». – «Какие уши у зайца?»«У зайца длинные уши». – «Какой хвост у зайца?»«У зайца короткий хвост». Затем можно использовать прием, когда дети, следуя образцу, описывают игрушку. «Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». Петрушка и ребенок получают одинаковые по содержанию игрушки, но один мишка большой черный, а другой маленький коричневый. Петрушка: «У меня мишка большой черный». Ребенок: «У меня тоже мишка, но маленький и коричневый». Петрушка: «У моего медведя уши круглые пушистые». Ребенок: «У моего мишки тоже уши круглые пушистые» и т. д.

Петрушка: «У меня большая красивая кукла». Ребенок: «У меня большая белая машина». Петрушка: «У куклы черные глаза, светлые волосы». Ребенок: «У машины руль и круглые колеса» и т. д. В первом варианте дети восстанавливают предложенную им структуру описания, заменяя лишь два слова. Во втором – дети, сохраняя структуру предложения, самостоятельно заполняют его новыми словами. Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить описать одну из 3 – 4 игрушек на основе образца по одной из них. Кроме образца используются и другие приемы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение. В конце занятия для поддержания интереса надо показать заводную или другую игрушку. Одновременно у детей формируются навыки повествовательной речи. Детей подводят к составлению рассказов также по вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного с детьми рассказа. Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они., учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил, элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить. На этом этапе основным приемом обучения является образец, который дается после рассматривания. Воспитатель может разыграть сценки с этими игрушками. Для рассказывания игрушки объединяют по две (кукла и собачка, кошка и мышка, кукла и машина). Обычно рассказы составляются детьми во второй части занятия, после рассматривания или описания игрушек. Значительное место занимают дидактические игры на описание. Усложняются их содержание и требования к речи. В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Продавец может не сразу понять, какую игрушку хотят купить, и предлагает описать ее понятнее. Если в младшем дошкольном возрасте дети в основном учатся отгадывать загадки, то на этом возрастном этапе они сами составляют загадки на основе образца воспитателя. Как всегда, игрушки рассматриваются. Воспитатель начинает со своего образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом. Кто это?» По другим игрушкам или предметам составляют загадки дети. Несмотря на то, что составление загадок сложно, при соответствующем обучении описательной речи дети успешно с этим справляются: «С длинными ушками, коротким хвостом, любит морковку»; «С бородой, рогами, молоко дает». Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность словаря, удачные сравнения, эмоциональность.

В старшем дошкольном возрасте игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Дети должны составлять повествование по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию. Описательные умения дети приобретают, как и в среднем дошкольном возрасте, в процессе описания игрушек и составления загадок. Основное отличие – в усложнении заданий и большей самостоятельности их выполнения.

Конспект ООД по развитию речи с использованием ИКТ «Рассказывание об игрушках»

Конспект ООД по развитию речи с использованием ИКТ «Рассказывание об игрушках» Материал будет полезен воспитателям с целью организации ООД по развитию речи с детьми второй младшей группы. Цель: развитие устной речи.

Конспект занятия по сюжетному рисованию в старшей-подготовительной группе «Как я провёл лето»

Конспект занятия по сюжетному рисованию в старшей-подготовительной группе «Как я провёл лето» Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие» Обучающие задачи: -Научить изображению смысловой связи между объектами,.

Мастер-класс по сюжетному рисованию «Улитка-лето» для старших дошкольников

Мастер-класс по сюжетному рисованию «Улитка-лето» для старших дошкольников Лето-прекрасная пора, когда можно купаться и загорать, играть на улице до самого позднего вечера, наслаждаться вечерней прохладной, любоваться.

Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Вторая жизнь кукол. Размышления о игрушках наших детей.

Вторая жизнь кукол. Размышления о игрушках наших детей. На страницах МААМ мы уже затрагивали тему современных кукол. Говорили о том, что гоняясь за модой многие взрослые люди не имеют представления.

1. ЗНАЧЕНИЕ высказываний детей об игрушках оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи — обогащения словаря, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи.

2. Требования к игр-е: Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек: дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки); сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака. Поскольку новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

3 Методы и приемы: Виды: 1Описание игрушки –описание внешнего вида игрушки, с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. 2. Сюжетные рассказы (повествования): рассказ по набору игрушек – связный рассказ про группу игрушек, сопровождаемый игровыми действиями в-я с иг-ми по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что р-к рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на д-ть ряда анализаторов; рассказ по отдельной игрушке – рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это трудный вид рассказывания. И-ка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

Методика В младшем в-е отвечать на вопросы по их описанию. составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений, беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)?

И-и могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная).

обучение описательным умениям в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. И-и поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем в-ь «прячет» и-и и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». Дети находят и приносят иг-и, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). Когда научатся отвечать на вопросы, используются приемы рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).

Затем рекомендуется совместное составление описания В гости к детям приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него»). Дается логико-синтаксическая схема описания: в-ь начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (мал-й, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?» Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей.На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. В средней гр- самостоятельно описывать игрушки и составлять рассказ-повествование о них. Описание и-к и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса, провести лексическое упражнение. плану- рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения затруднение- начало высказывания и чем его закончить, как связать предложения. в вопросно-ответной форме показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов «Какой хвост у зайца?» – «У зайца короткий хвост». - Затем использовать прием, следуя образцу, описывают игрушку.«Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». Когда дети научатся описывать игрушку с помощью вз-го, предложить описать одну из 3 – 4 игрушек на основе образца по одной из них. Кроме образца используются и другие приемы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение

навыки повествовательной речи- вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). схему составления совместного с детьми рассказа начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием.пример «В лес за ягодами»: «Дело было. (летом). Собрались. (подруги в лес за ягодами). Взяли они. (корзиночки) и. (отправились в лес). схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда.дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. На этом этапе основным приемом обучения является образец, который дается после рассматривания. Приведем пример рассказа «Собака и заяц». «Однажды вышла Жучка на улицу. Шла-шла, захотелось ей есть. Вдруг идет навстречу заяц. .. дидактические игры на описание «Магазин игрушек» р-к-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее

составляют загадки на основе образца воспитателя В-ль начинает со своего образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом. Кто это?» По другим игрушкам или предметам составляют загадки дети.

В старшей гр - Описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Дети должны составлять по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию.

В подготовительной гр- полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках). В описание вносится соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»). На занятии «Наши любимые игрушки» р-к описывает игрушку, не называя ее, а остальные отгадывают. Занятие можно закончить предложением так рассказать про любимую игрушку, чтобы все поняли, какая она. В конце дать задание внимательно рассмотреть дома игрушку и на следующий день дополнить свое описание или подумать и рассказать, как с этой игрушкой можно играть.

В старшем возрасте работа над структурой работа с моделями (круг, разделенный на части; схемы), обсуждается возможное начало рассказа; речь детей обогащается словами-связками Речевую деятельность детей активизируют применение ситуации письменной речи, анализ детских высказываний (удачное развитие сюжета, интересные приключения, образная речь, выразительность, неудачные моменты), мотивация заданий (рассказать, чтобы понравилось всем, порадовать кого-то).

На них обучение описанию игрушек осуществляется одновременно с формированием грамматически правильной речи и обогащением словаря. Задания на описание постепенно усложняются, используются приемы мотивации речи, обогащается игровая деятельность детей.

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи на тему:

«Составление рассказа по набору игрушек»

Образовательная область «Коммуникация»

(старший дошкольный возраст)

Автор: Гасанова М. Ф.

Цель: побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек, развивать монологическую речь детей.

Связная речь: познакомить детей с игрушками, дать небольшое описание каждой; учить детей составлять небольшой рассказ по набору игрушек;

Словарь: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные, объяснение значения слов остроносый, бесхвостый, за пазуху ;

Грамматика: учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе;

Звуковая культура речи: учить детей слышать и правильно произносить звук [ш] изолированный, в словах и фразах, правильно регулировать темп и силу голоса, учить вслушиваться в слова.

Материал: мягкая игрушка (щенок), кукла, бабочка, настолькое панно в виде поляны с ручейком, технические средства обучения.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об игрушках (Стук в дверь).

- Кто это может быть? Войдите.

Я человечек деревянный

На воде и под водой

Ищу ключик золотой,

Всюду нос сую свой длинный,

Кто же я? (Буратино)

Я знаю, что вы уже стали большими, умными и все знаете. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Ползун ползет, иголки везет. (Ёжик)

С хозяином дружит,

Живет под крылечком,

Воспитатель: Буратино, а теперь ты отгадай загадку.

Пушист ый , бодр ый , шустр ый , весел ый , лает.

Буратино: собака, конечно.

Воспитатель: ребята, правильно Буратино отгадал? ( ответ детей: нет ). Как мы скажем о собаке, какая она? ( Пушист ая , бодр ая , шустр ая , весел ая ). А как называется детеныш собаки? ( щенок ) Это один щенок, а если их много, как мы скажем? ( Много щенк ов , щен ят ) . А щенок, какой? ( Пушист ый, весел ый , игрив ый , добр ый ). Молодцы! Посмотри, Буратино, что я приготовила. Садись.

- Смотрите, здесь на стуле игрушки, а вот тут – полянка с ручейком. Давайте рассмотрим эти игрушки.

Подбор нескольких определений к существительному.

-Это щенок, назовем его Бишка. Какой Бишка? (маленьк ий , смешн ой , беспомощн ый , шустр ый , красив ый );

-Что он умеет делать? ( ответы детей)

-Это ежик? Какой он? ( колючий, остроносый, серый, бесхвостый );

Это кукла Катя. Какая она?

Какая поляна? Ручей?

А сейчас мы вместе придумаем рассказ о щенке Бишке.

Убежал из дома щенок (кто?)…Бишка. Пролез под забором и оказался на поляне. Здесь ему встретился….ежик. Тронул его Бишка – колется.

Вдруг Бишка увидел …бабочку – пеструю, красивую, воздушную – и побежал за ней. Бежал, бежал и свалился в ручей. Запищал Бишка, завертелся на месте и выскочил на сушу.

Тут слышит голос: «Бишка, Бишка! Где ты?» Это бежала и кричала Катя, хозяйка щенка. Девочка подняла Бишку, погладила, посадила за пазуху и понесла домой.

Уточнение понятий: за пазуху, отряхнулся, остроносый, бесхвостый.

Воспитатель: устали ребята? Буратино хочет поиграть с вами.

Раз – нагнулся, два – нагнулся!

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь. А теперь, кто хочет рассказать о Бишке?

Из дома Бишка щенок убежал…

Забором под пролез щенок…

Поляне на ежика увидел щенок…

Его лапой Бишка тронул…

Бабочку Бишка увидел вдруг…

На выскочил сушу щенок…

Щенка Катя домой понесла…

Воспитатель: Ай-ай-ай, Буратино все слова перепутал в предложениях.

( просит детей навести порядок в предложениях).

-Буратино, послушай, как надо правильно рассказывать.

(Дети рассказывают группами из 3-х человек, заслушиваются 3-4 рассказа). Дается позитивная оценка каждому рассказу, с указанием на недостатки, если таковые имеются.

Воспитатель: А теперь угадайте, как лает Бишка? (имитирует лай: жалобно, сердито, радостно).

- Покажите сами, как лает щенок (дети имитируют лай щенка: жалобно, сердито, весело).

- А как водичка в ручейке шумит? [ш-ш-ш]. Произнесите звук [ш] громко и протяжно. Кто сможет произнести этот звук длительно и на одном выдохе?

- Я назову слова, а вы, услышав звук [ш] , хлопните один раз. Если в слове нет звука, хлопать не надо. (Шишка, зайка, кошка, замок, мишка, зонт, машина, танк, карандаш, ваза).

Игра «Волшебные превращения»

Цель: развивать воображение, выразительность речи и движений.

Воспитатель: дети, представьте, что вы превратились в щенят. Что вы будете делать? ( дети под музыку изображают щенят ).

- А теперь вы стали бабочками.

И последнее превращение, вы снова стали детьми.

- Молодцы! С заданием справились. Давайте скажем Буратино «спасибо» за интересную игру и попрощаемся с ним.

После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи "Магазин игрушек"

Упражнять детей в последовательном и подробном описании игрушки с использованием схем.


Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА К. УШИНСКОГО «ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ» Подготовительная группа

Цель: развитие умения связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание текста, используя наглядную основу в виде картинно-графического плана. Задачи: 1. Актив.


Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему «Составление рассказа о лопате будущего» для детей старшего дошкольного возраста

1. Продолжать учить детей составлять рассказ, используя типовые приемы фантазирования.2. Формировать целостное представление объектов с помо.


Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в 1 младшей группе «Приключения в магазине игрушек».


Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Рассказ В. Драгунского «Друг детства».

Показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях: способствовать развитию конструктивного взаимодействия, повышению уверенности в себе.


Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Описание игрушек» в средней группе

Обучение детей составлению описательных рассказов об игрушках.


ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ИГРУШЕК. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблиц

Задачи: Познакомить с прошлым и настоящим куклы.Формировать умение давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть.Развивать умение пользоваться мнемотаблицами при ра.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Педагогическая гостиная Технологии развития речи дошкольников.


Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО


Курс повышения квалификации

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста


Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии на физкультурных занятиях в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО


«Упражнения для детей дошкольного возраста на батуте и фитболе»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Педагогическая гостиная Технологии развития речи дошкольников.

Педагогическая гостиная
Технологии развития речи дошкольников

Методика обучения
рассказыванию по игрушкам
детей дошкольного возраста

Виды игрушек для описания дидактические игрушки сюжетные (образные) игрушки

Виды игрушек для описания

сюжетные (образные) игрушки

готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием наборы, составленные.

готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием

наборы, составленные воспитателем или детьми

Виды рассказов по игрушкам 1. Описательные рассказы: - рассказ по одной и.

Виды рассказов по игрушкам
1. Описательные рассказы:
- рассказ по одной игрушке (предмету);
- рассказ по набору игрушек (предметов);

2. Сюжетные рассказы (повествования):
- рассказ по набору игрушек (предметов);
- рассказ по отдельной игрушке (предмету).

Методика обучения рассказыванию по игрушкам в разных возрастных группа.

Методика обучения рассказыванию по игрушкам в разных возрастных группах

Приёмы обучения рассказыванию по игрушкам Основные приёмы: Совместное.

Приёмы обучения рассказыванию по игрушкам
Основные приёмы:
Совместное рассказывание
Образец рассказа
Частичный образец
План рассказа

Задание Составьте образец и план описательного рассказа по одной игрушке С.

Задание
Составьте образец и план описательного рассказа по одной игрушке

Составьте образец и план описательного рассказа по набору игрушек

Составьте образец и предполагаемые темы (5-6 тем) сюжетного рассказа по одной или набору игрушек

Коллективное составление рассказа Составление рассказа по частям Оценка дет.

Коллективное составление рассказа
Составление рассказа по частям
Оценка детских монологов
Моделирование


Описание игрушек Цвет Форма Величина Материал Части игрушек Действия с игруш.

Цвет
Форма
Величина
Материал
Части игрушек
Действия с игрушкой

Описание предметов одежды1. Цвет 2. Материал 3. Части одежды 4. Сезонное.

Описание предметов одежды
1. Цвет
2. Материал
3. Части одежды
4. Сезонное
обозначение
5. Для кого
предназначена
6. Действия с одеждой

Описание предметов посуды1.Цвет 2.Форма 3. Величина 4. Материал 5. Части посу.

Описание предметов посуды
1.Цвет
2.Форма
3. Величина
4. Материал
5. Части посуды
6. Действия с посудой

Описание овощей и фруктов1. Цвет 2. Форма 3. Величина 4. Вкус 5. Место произр.

Описание овощей и фруктов
1. Цвет
2. Форма
3. Величина
4. Вкус
5. Место произрастания
6. Как употребляется в пищу

Описание времен года1. Солнце, небо 2. Земля, деревья 3. Люди 4. Звери 5. Пти.

Описание времен года
1. Солнце, небо
2. Земля, деревья
3. Люди
4. Звери
5. Птицы
6. Занятия детей

Дополнительные приёмы Вспомогательные вопросы Указания Исправление ошибок.

Дополнительные приёмы
Вспомогательные вопросы
Указания
Исправление ошибок
Подсказ нужных слов
Прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон
Использование наглядности
Использование художественного слова
Игровые приёмы

Структура построения занятия I. Вступительная часть II.Основная часть.

Структура построения занятия
I. Вступительная часть
II.Основная часть
1. Краткое рассматривание игрушки (предмета).
2. Постановка цели на составление рассказа, сказки. Работа над выразительностью детского рассказа.
3. Образец рассказа.
4. План составления рассказа или предполагаемые сюжеты (5-6 тем) для составления рассказа (сказки), и их закрепление в устной речи детей.
5. Самостоятельные рассказы детей (5-6 рассказов). Оценка детских рассказов. Физкультминутка
III. Заключительная часть

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 416 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»
  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»
  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»
  • Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»

Оставьте свой комментарий

  • 30.06.2016 9050
  • PPTX 870.5 кбайт
  • 39 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Фролова Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

22 минуты

«Уроки. Как их делать наиболее эффективно?»

29 минут

«Порядок проведения иммунопрофилактики в рамках национального календаря прививок»

52 минуты

«Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: