Что такое абашевская игрушка

Обновлено: 05.05.2024

Нарядные фигурки приковывают к себе взгляд и заставляют остановиться в изумлении. Знакомые животные предстают в весьма неожиданном обличье. Их длинные шеи тянутся вверх, а короткие, широко расставленные лапы твёрдо стоят на земле. Выразительные глаза делают образы удивительно живыми. Благодаря ярким краскам фигурки выглядят очень празднично. Абашевская игрушка доставляет радость всем, кто соприкасается с этим искусством.

Глиняная сказка

Возник промысел в селе Абашево Пензенской губернии в XIX веке. Богатые месторождения глины позволили активно развивать гончарное ремесло в тех краях. Первоначально основным занятием мастеров было производство посуды. Игрушки же были своеобразным дополнением. Забавные свистульки неизменно вызывали восторг у ребятишек.

В начале XX века гончарный промысел угасает – посуду ручного изготовления вытеснили фабричные изделия. Мастера более серьёзно занялись созданием игрушек. Известность промысел получил в 30-е годы. Большое влияние на его развитие оказало творчество замечательного мастера Тимофея Зоткина. Его игрушки стали эталоном для последующих поколений умельцев. В 1962 году была открыта керамическая фабрика в городе Беднодемьяновске (в 2005 году ему возвращено историческое наименование – Спасск).

Причудливая простота

Мастера используют минимум приспособлений. Мелкие детали тщательно прорабатываются при помощи стеков. Но основной инструмент – это руки. Очень ответственный этап – проделывание отверстия в свистульках, поскольку от этого зависит мелодичность звука. Готовые фигурки просушиваются, обжигаются и расписываются масляными либо эмалевыми красками. Формы игрушек очень своеобразны. В них лаконичность сочетается с причудливостью, даже фантастичностью.

Бараны, олени, козочки иногда похожи на экзотичных жирафов – их длинные шеи сразу привлекают внимание. Ноги же чаще всего короткие. Шерсть напоминает чешую. Головы увенчаны величественными рогами, подобными ветвистым елям. Великолепием отличаются гривы, бороды, чёлки. Кроме животных, мастера изображают лихих всадников и нарядных барынь. Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой в виде кентавра. Подобным образам присуща некая сатиричность.

Символизм красок и устремлённость ввысь

Основные цвета – красный, синий и зелёный. В этом прослеживается глубокий символизм. Красный цвет олицетворяет солнечный свет, синий – небо и воду, а зелёный – траву и весеннее пробуждение природы. Они берутся в самых разных, иногда весьма неожиданных сочетаниях. Однако игрушка не обязательно окрашивается – ей может быть оставлен естественный цвет глины. Рога нередко покрываются золотом или серебром.

В игрушках чувствуется идея устремлённости ввысь. Удивительные животные устойчиво стоят на земле, что не мешает им тянуться к небу. Зрители тоже невольно приобщаются к чему-то возвышенному и прекрасному, когда смотрят на фантазии художников. Уникальное искусство живо в наши дни и ещё многие поколения будут с восхищением знакомиться с чудесными образами, созданными умелыми руками мастеров.

Абашевская игрушка

Абашевская игрушка – глиняная игрушка родом из села Абашево Спасского уезда Пензенской области. Казалось бы, обычные и привычные нам фигурки животных – козы, бараны, кошки, олени, лоси, собаки и другие превращаются в сказочных персонажей. Так, наши козочки и олени становятся похожими на экзотических жирафов и волшебных кентавров. Мастера изготавливали и продолжают сейчас производить преимущественно свистульки, изображающие различных животных. По местному поверью, пензенская глина обладает лечебными свойствами, даже после обжига готового изделия. Неповторимая и оригинальная игрушка станет не только заметным и ярким предметом декора, но и поможет очистить ваш дом от плохой энергетики, принесет счастье, уют и благополучие.

Глиняные игрушки из Абашево появились в 19 веке, но до сих пор остаются ценным образцом народных промыслов России. На территории тогда еще Пензенской губернии находились богатые месторождения глины. Как и на многих территориях России, глину использовали преимущественно для создания посуды и иных предметов домашнего обихода. Из глиняных остатков стали изготавливать игрушки для детей. В связи с появлением в 20 веке заводской посуды, изготовление кустарных гончарных изделий для быта пошло на спад. Именно тогда изготовление игрушек стало самостоятельным промыслом, благодаря которому мастера смогли показать и придать сатирический характер персонажам, высмеять тех, кто обманывает и наживается на честных людях. Яркие игрушки и звонкие свистульки привлекали внимание детей. На сегодняшний день можно выделить целые династии мастеров игрушек, которые различаются между собой определенными элементами. Большая известность абашевских игрушек приходится на 1920-е годы, и связана с именем местного мастера Лариона Зоткина, творчество которого оказало существенное влияние на будущее производство абашевской игрушки. В это время формируются характерные художественные приемы и особенности росписи фигурок.

Описание игрушки

Абашевские игрушки – это фигурки животных, имеющие длинное тело, короткие и широко расставленные ножки, длинную и изящную шею, голову маленького размера, глубоко процарапанные глазки. Рисунок шерсти внешне напоминает чешую. Головы козлов, баранов и оленей украшают изогнутые и многоярусные рога, похожие на ветвистые ели. Современные абашевские игрушки разукрашивают яркими эмалевыми красками преимущественно синего, красного и зеленого цветов. Фигурки людей имеют объемные густые челки, кудри и бороды. Рога и ушки могут быть раскрашены серебристыми или золотистыми красками. Основной характерной чертой абашевских игрушек являются намеренно нераскрашенные части, которые заметно контрастируют с яркой эмалью. Некоторые мастера заливают готовые фигурки бесцветной поливой, так они становятся обтекаемыми и менее яркими. Размер игрушки достаточно маленький, она легко помещается на ладони ребенка.

Как играть?

Процесс изготовления абашевской игрушки достаточно прост, попробовать себя в роли мастера-ремесленника может каждый: для работы не требуется наличие каких-то специальных и сложных инструментов. Опытные мастера для своей поделки используют небольшой кусок глины и несколько стеков для разделения кусочков и нанесения узоров и отверстий. Основной инструмент для создания игрушки – это руки, самый ответственный этап – правильно сделать отверстие для свистульки, так как от этого зависит громкость и мелодичность звуков.

После того, как глиняная игрушка полностью готова, её необходимо просушить и обжечь. Уже после обжига наносят узоры масляными и эмалевыми красками, которые отличаются долговечностью и придают рисунку насыщенность. Основной мотив, используемый в росписи абашевских игрушек – природа, поэтому каждый цвет используется с определенной целью. Зеленым мастера рисуют траву, синим – небо, красным – пробуждение природы. Необычные и нарядные фигуры животных привлекают внимание, к тому же здесь они приобретают совсем неожиданный облик. Длинные шеи тянутся вверх к небу, короткие ножки прочно стоят на земле, выразительные глаза делают игрушки живыми.

Новый век

Сегодня изготовлением абашевской игрушки занимаются мастера Т. Зоткин, И. Зюзенков, А. Еськин, И. Калимуллина. Последняя мастер является организатором «Фонда возрождения абашевской игрушки», в селе Абашево расположен дом-музей абашевских мастеров и творческая лаборатория. Уникальное искусство живёт и в наши дни. С уверенностью можно сказать, что и будущие поколения получат возможность с восхищением знакомиться с чудесными образами, созданными умелыми руками мастеров.

Ярославская игрушка

Майолика – красивейшее направление в живописи и декоративно-прикладном творчестве. Существует несколько версий появления названия этой разновидности керамики. По первой версии, название майолика произошло от фамилии французского скульптора Аристида Майоля, который экспериментировал с производством. По второй – от названия острова Майорка (Мальорка), именно оттуда в качестве военного трофея были вывезены испано-мавританские сосуды из керамики и поливные плитки. Такой вид творчества существует достаточно давно – несколько тысячелетий назад прототип современной майолики возник в Египте, потом был распространен в Вавилоне и других странах Дальнего Востока. Позже майолика появилась в странах средней и центральной Азии, а затем уже и в Европе. В Италии керамическая плитка появилась в 11 веке, а в России только в 17 веке, когда она была завезена Петром I. Самые известные производители керамических изделий с монохромной росписью в России – это московский завод Гребенщикова, мастерские подмосковного поселка Гжель, и не последнее место здесь занимает Ярославль, где мастера изготавливали поливные изразцы для украшения стен храмов и знатных домов.

Ярославская земля богата содержанием большого количества красной глины, что дало толчок к развитию гончарного и лепного искусства. В 19 веке было модным оформлять интерьер дома в майоличном стиле. Такую роскошь, естественно, могли позволить себе только обеспеченные граждане, люди с низким или средним достатком довольствовались лишь вазами, кувшинами и расписными фигурками.

Описание игрушки

Расписные керамические фигурки украсят любой дом, а хозяевам они принесут немало радости и хорошего настроения. Такая керамика изготавливается из обожженной глины, а после расписывается глазурью. Готовое изделие мастер покрывал слоем олова, после засыхания наносился второй слой – свинец, который придавал изделию глянец. Сегодня для производства игрушек и посуды в стиле майолика используется белая легкоплавкая глина, она требует двойного обжига. Обычные домашние печи и костры сегодня вытеснили большие и производительные муфельные печи, которые способны обжигать изделие при температуре 750 градусов. После первого обжига наносится глазурь, разрисовывается и уже при температуре около 1000 градусов происходит повторный обжиг. Неизменным с течением веков осталась роспись изделий. Расписывается готовое изделие до обжига, по сырой глазури, поэтому от мастера требуется ловкость рук, любая неточность или ошибка могла испортить творческий замысел. Работать мастеру с такими материалами очень сложно, так как после обжига цветовая палитра может кардинально поменяться, из-за окиси металлов, которые содержатся в краске, возникают всевозможные расцветки. Примеры древней майолики – декоративное панно, расписная посуда и небольшие керамические статуэтки до сих пор хранятся в художественных музеях мира. Ярославские гончары не только не утратили древнее мастерство, переданное предками, они продолжают развивать и усовершенствовать свое искусство. Испокон веков Ярославль славился миниатюрными сувенирами и игрушками, которые выполнены в стиле майолики. Особой популярностью пользуются керамические елочные игрушки и украшения, колокольчики, шкатулочки и декоративные интерьерные вазы. В 1992 году в Ярославле была открыта мастерская майолики, здесь сегодня трудится целый коллектив художников, вручную расписывающий крошечные сувениры и игрушки. Сюжеты игрушек различны: люди, животные, сказочные персонажи и небольшие сюжетные сценки. Большой популярностью у покупателей пользуются милые расписные котики, мышки, барашки, петухи и птички, можно найти даже фигурки известных личностей. Каждая работа пестрит разнообразием цвета, колоритом красок и теней. Игрушки и статуэтки ярославской майолики – это оригинальный и ценный подарок к любому празднику.

Как играть?

Майолика обладает некоторыми особенностями: процесс изготовления одной игрушки – очень длительный процесс, который занимает около 3 недель. Сложная роспись каждого изделия требует большого художественного опыта.

Плюсы и минусы

Игрушки очень хрупкие, поэтому фигурки не предназначены для игр детям, а могут выполнять лишь декоративную функцию – такая статуэточка прекрасно впишется в любой интерьер. Ярославские глиняные игрушки сделаны с душой и никого не оставят равнодушным. Так и хочется подержать в руках эти колоритные игрушки: смешного Петрушку, глупого Иванушку из русских сказок, погладить глазастого кокетливого Котика, полюбоваться трогательным Ангелочком. Все вещи сделаны с душой, улыбкой и безупречным вкусом, что показывает высокий профессиональный уровень ярославских мастеров.

Городовые

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Абашевская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в селе Абашево Спасского уезда (ныне Спасский район Пензенской области). Село Абашево впервые упоминается в писцовых книгах в 1616 г. Считается, что промысел возник в XIX в., но гончары и умельцы жили в Абашево задолго до этого.

Возникновение промысла

Производство игрушки возникло в XIX веке на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX века кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел.

Село Абашево Пензенской области — старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями. Особенно прославили село мастеровые люди — горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду из глины и лепили игрушку-свистульку. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.

В XIX — XX вв. Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.

Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник — мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы.

Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом образовались целые династии гончаров и дудочников.

Мастер Ларион Зоткин

Ларион Зоткин — талантливый мастер из села Абашево, автор многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Благодаря ему Абашевская игрушка приобрела свой неповторимый, известный нам сейчас стиль.

Особенности абашевской игрушки

Абашевские игрушки из глины изображают животных и людей в забавном гротескном виде, нередко принимают причудливый, фантасмагорический, сказочный облик, заставляют верить в чудеса.

Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза.

Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.

Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

Игрушки раскрашены яркими красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.

Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали.

Символика абашевских игрушек

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Образы абашевской игрушки:

  • Барыня — символ женской чистоты, целомудрия.
  • Всадник — жених для девушки, верность долгу.
  • Коровка — символ плодородия.
  • Козлик — символ упорства в достижении цели.
  • Собачка — символ верности и дружбы.
  • Собачка со щенком — символ материнства.
  • Олень — символ единения с природой.
  • Барашек «золотое руно» — символ достатка.
  • Птичка — символ творчества
  • Лев — символ власти.

Современные мастера

Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера — Т.Н. Зоткин, И.Л. Зюзенков, А.И. Еськин.

Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.

Техника изготовления

В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах — сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м и высотой 2 метра.

Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глиняные изделия березовыми или дубовыми дровами. После окончания обжига традиционно пекли картошку.

Лечебная глина, используемая для лепки Абашевской игрушки, и доброта, вложенная руками мастера, снимает тревогу, стрессы, оберегает семью от дурного, от темных сил. Чудесная Абашевская игрушка не оставляет равнодушным никого.

Абашевская игрушка

Нарядные абашевские глиняные игрушки привлекают внимание и заставляют верить в чудеса. Благодаря фантазии и таланту мастеров даже самые привычные и знакомые животные предстают в неожиданном обличии. В XIX – XX вв. в селе Абашево жили лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценили по всей России. Именно Абашево было центром гончарного искусства, поскольку местные произведения сочетали в себе пластическую выразительность, лаконизм и образность мышления, а также полный отход от натурализма.

Абашевская игрушка - это сатирический образ, который в высмеивал нечестных городовых и других управленцев. Размер такой фигурки был достаточно небольшой, а сама игрушка легко помещалась в ладонь.

Содержание:

История промысла

село Абашево

Промысел начал активно развиваться благодаря тому, что именно на территории Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали изготавливать в середине XIX века для детских игр. Но уже через некоторое время им придали сатирического характера, чтобы высмеять тех, кто обманывает и наживается на других людях.


Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, когда большинство мастеров по изготовлению глиняной посуды уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Именно тогда большинство из них занялось изготовлением забавных свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у местных ребят. Одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин, творчество которого оказало огромное влияние на будущие поколения.

Виды абашевских игрушек

Абашевские игрушки

Абашевские игрушки - это фигурки животных и птиц, которые в руках мастера приобретают причудливые формы. Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги, на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея. Такие животные часто имели пышные чёлки, кудри и бороды. Большой популярностью пользовались бараны, олени, козочки. Часто они напоминали экзотических жирафов, волшебных кентавров, которым всегда была присуща некоторая сатиричность.

Сюжеты абашевской игрушки - сатиричные, направленные на высмеивание пороков общества и людей, которые пытаются стать богаче за счёт других. Именно поэтому вместе с необычными фигурками зверей можно увидеть нарядную барыню, лихого всадника и монарха в образе барана с человеческим лицом.

Технология изготовления

абашевские игрушки олени

Технология изготовления абашевской игрушки достаточно проста и предполагает использование минимального набора инструментов. В своей работе мастер использует глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После того, как игрушка готова её просушивают и обжигают. После чего на поверхность игрушки наносятся различные причудливые узоры масляными и эмалевыми красками.

В результате стараний мастера получаются игрушки лаконичной формы, в которых отображена некая фантастичность и сатиричный смысл.

Роспись абашевской игрушки

росписанные абашевские игрушки

Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Основные мотивы росписи - природа, окружающий мир. В ней присутствовал некий символизм, поскольку каждая краска использовалась с определённой целью.

Чаще всего на абашевских игрушках можно увидеть узоры красного, зелёного и синего цветов, которые символизируют траву, небо, пробуждение природы весной и постоянное стремление ввысь.

Читайте также: