Что такое многофункциональная игрушка

Обновлено: 11.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Статья на тему: Многофункциональные дидактические игры в ДОУ

Подготовила: Черняховская А.И.

В период дошкольного детства ребенок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. [1, с. 251]

С введением ФГОС ДО особо актуально встал вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО.

В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. [2, с. 6]

Важное место в предметно-пространственной среде занимают дидактические игры и пособия. Эти игры созданы для обучения детей. В них задание предлагается в игровой форме. Играя в них, сами того не подозревая, дошкольники получают новые знания, вырабатывают навыки действий с разнообразным материалом, учатся взаимодействию и общению со сверстниками.

Дидактические игры специфичны и имеют отличия от других видов игр, характерные только им. Они имеет устойчивую структуру, четко поставленную цель, результат достижения которой обладает учебно -познавательной направленностью.

В своей работе с детьми мы часто применяем дидактические игры, но особое внимание уделяем многофункциональным дидактическим играм.

Во-первых, они позволяют охватить широкий возрастной диапазон участников, начиная с группы раннего возраста до подготовительной к школе группы;

Во-вторых, они предполагают множество вариантов игровых заданий и упражнений, они могут быть авторскими, придуманными детьми самостоятельно;

В-третьих, в такие игры можно играть бесконечно, придумывать интересные для детей варианты, раскрывать огромный творческий потенциал.

Многофункциональные игры, основанные на таких принципах обучения, как «от простого к сложному», «постепенность и систематичность», в итоге создают такой микроклимат, в котором появляются возможности для развития творческих сторон интеллекта.

Уже несколько лет в своей работе мы используем многофункциональные игры, такие как «Логические блоки Дьенеша», «Цветные счетные палочки Кюизенера», развивающие игры В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина, «Cоты Кайе»; разнообразные виды конструкторов - «Лего», «Репейник», «Металлический конструктор», «Магнитный конструктор». Также самостоятельно были разработаны и изготовлены авторские многофункциональные дидактические игры «Чудо-куб», «Круги Луллия», «Умные коробочки», кейс «Правила для дошкольников», «Геометрическая мозаика».

Хочется подробнее рассказать об игре «Умные коробочки». Эту игру мы используем с детьми и младшего, и старшего дошкольного возраста. Игра изготовлена из бросового материала - разнообразные коробочки, горлышки маленьких пластиковых емкостей с крышками. Сверху коробочек сделаны прорези, в которые можно вставить карточки с различными изображениями, а сбоку несколько плотно вставленных горлышек. На крышках наклеены различные изображения. Этих крышек может быть огромное количество, изображения на них разнообразной тематики. Часто мы используем данную игру для обобщение различных понятий у дошкольников, темы могут самыми разнообразными, такие как «Посуда», «Одежда», «Времена года», «Транспорт» и т.п.

Примерные варианты игры – «Накорми животных»: сверху карточки с изображением животных, необходимо найти подходящие крышки, на которых изображено то, чем питается это животное и прикрутить к горлышкам.

«Из каких фигур состоит картинка» - дети должны найти и прикрутить крышки с теми фигурами, из которых состоит картинка, стоящая вверху.

«Найди слова» - сверху буква, дети должны найти и прикрутить крышки с изображением слов, начинающихся с данной буквы.

Вариантов данной игры может быть большое количество, кроме этого карточки и крышки с различными изображениями можно постепенно увеличивать, тем самым сделать игру еще более разнообразной и многофункциональной для детей. Кроме всего этого игра развивает мелкую моторику детей.

Список использованной литературы:

1.Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2015. — 464 с.: ил.- ( Серия «Учебник для вузов»)

2.Карабанова О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

Игрушка - это предмет, специально предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит главной цели воспитания - всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребенка. Ее использование содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности, ловкости, гибкости.

Какой же должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку развиваться, активно проявлять себя в игре, жить радостной жизнью? Все родители знают, что для нормального развития ребенка, становления его внутреннего мира необходима игра, а значит, и игрушки. Но иногда в их знания закрадываются заблуждения: они покупают своему чаду игрушку со многими разными свойствами не способствующими их развитию.

Когда заходишь, в современный игрушечный магазин, становится плохо от огромнейшего выбора продукции. Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Появилось очень много вредных игрушек, которые негативно влияют на здоровье и на психику детей. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа. Ведь большую часть жизни ребенок проводит в игре.

К сожалению, очень часто родители, покупая игрушки для детей, стараются выбрать игрушку «не хуже, чем у соседа», броскую, яркую или, наоборот, подешевле. Не задумываются: какое развитие она дает малышу? Какие качества воспитывает в нем? А ведь игрушка должна закладывать в душу первоначальные понятия добра и зла, давать яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом.

Многофункциональная игрушка, дает ребенку возможность, не только получать позитивные эмоции от игры с ней, но и всестороннее развитие. Но для каждого возраста необходимо выбирать игрушки с определенными развивающими качествами.

Главным принципом многофункциональной игрушки в младшем возрасте, должно служить развитие мелкой моторики, цветового, зрительного и слухового восприятия. Таким образом, игрушки должны быть насыщенны разнообразными шнуровками, пуговицами, застежками. Цветовая гамма должна отвечать натуральным основным цветам спектра (красный, синий, зеленый, желтый). Также игрушка должна содержать геометрические формы (круг, квадрат, треугольник).

Для детей более старшего возраста в игрушке должны присутствовать разнообразные кармашки для дидактических картинок, которые помогут ребенку в развитии речи (описание изображения, составление рассказа по картинке или серии картин).

Но купить, или самим сделать многофункциональную игрушку для ребенка родители часто забывают о том, что с ребенком нужно поиграть, помочь ребенку играя, всесторонне развиваться. Без помощи и поддержки взрослых, ни какая, даже самая дорогая игрушка не сможет помочь в развитии ребенка.

Таким образом игрушка не только развлечение, но и развитие. Играя с многофункциональными игрушками, помимо развлечения ребенок развивает эмоциональную сферу, а также обучается строить социальные связи. Все это способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Педагогические требования к игрушкам Как всем известно, в дошкольном возрасте игра считается ведущей деятельностью детей. А так как, ведущая деятельность - игра, то и к игрушкам.

Консультация «Практическая значимость игрушки как средство всестороннего воспитания дошкольников» Практическая значимость игрушки, как средство всестороннего воспитания дошкольников Применение игрушки в практической деятельности педагогов.

-Знакомить детей с согласными звуками, развивать фонематический слух, совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

-формировать фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова.

-развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.

-стимулировать развитие психических и познавательных процессов.

-поддерживать положительный эмоциональный настрой.

-согласовывать существительное с числительным.

Материал, из чего сделано пособие : фанера, обклеена самоклейкой.

Последовательность его выполнения:

1. Беру фанеру и выпиливаю лобзиком шаблон улитки

2. На втором этапе оклеиваю улитку самоклейкой и декорирую (приклеиваю глазки, ленточки, цветочки)

3. Обозначаю цветочками место под картинку.

4. Вяжу крючком разноцветные тесемочки.

5. Приклеиваю тесемку к картинке.

Так выглядит улитка в готовом варианте

6. Предлагаю детям поиграть.

Умная улитка ползет

И детей играть зовет.

Варианты игр: игры для дошкольников по подготовке к обучению грамоте

1. Игра «Найди звук в слове»

Цель: совершенствовать умение воспитанников находить заданный звук в слове.

Материал: картинки с заданным звуком, картинки, в словах которых отсутствует этот звук, "умная улитка"

Ход игры: В середину улитки прикрепляется нужный звук. Предложить ребенку (детям) найти картинку, где присутствует этот звук.

2. Игра «Где спрятался звук»

Цель: совершенствовать умение воспитанников находить местоположение (начало, середина, конец слова) заданного звука в слове.

Материал: картинки с заданным звуком, "умная улитка"

Ход игры: В середину улитки прикрепляется нужный звук. Предложить ребенку (детям) найти картинку, где присутствует этот звук. Находить сначала картинку со звуком в начале слова, потом в середине слова, затем в конце слова.

3. Игра «Назови ласково»

Цель: совершенствовать умения воспитанников образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.

Материал: картинки,"умная улитка".

Ребенок самостоятельно прикрепляет понравившуюся картинку к улитке. Он должен назвать это слово ласково. (Например, забор - заборчик, машина - машинка и т. д.)

4. "Один - много"

Цель: продолжать формировать умение воспитанников правильно образовывать в речи существительные множественного числа;

Материал: картинки (в единственном числе,"умная улитка".

Ход игры: Ребенок самостоятельно прикрепляет понравившуюся картинку к улитке. Ребенку предлагается назвать выбранную картинку во множественном числе. (Например, рыбка - много рыбок, карандаш - много карандашей и т. д. Или рыбка - рыбки, карандаш - карандаши и т. д.)

5. "Какой предмет?"

Цель: совершенствовать умения воспитанников согласовывать существительные и прилагательные.

Материал: картинки,"умная улитка".

Ход игры: Ребенок самостоятельно прикрепляет понравившуюся картинку к улитке. Он должен назвать картинку и придумать соответствующее прилагательное. (Например, ананас вкусный, кактус колючий и т. д.)

Цель: совершенствовать навык подбора слов - действий к имени существительному

Материал: картинки,"умная улитка".

Ход игры: Ребенок самостоятельно прикрепляет понравившуюся картинку к улитке. Предложить ребенку придумать действие, которое может совершать выбранный предмет. (Например, трава растет, мишка сидит и т. д.)

7."Составь слово из букв"

Цель: развивать умения воспитанников составлять несложные слова из букв.

Материал: картинки,"умная улитка".

Ход игры: Предложить ребенку придумать простые слова (из 3 букв) и прикрепить их на основу. Для усложнения предложить ребенку придумать слова на заданный звук.

Дидактические игры по ФЭМП

1. Игра «Сосчитай и подбери цифру»

Цель: Расширять и углублять представление детей о количестве предметов и счете.

Задачи: Формировать умение пересчитывать предметы, называя итоговое число. Закреплять знания о цифрах, умение соотносить их с числом предметов.

Игровой материал представляет собой карточки с различным количеством предметов и карточки-цифры, из которых следует выбрать соответствующую числу предметов.

Ход игры:

2. Игра «Загадай число».

Цель: закреплять навыки сложения и вычитания, умение сравнивать числа.

Описание: предложить ребенку отгадать, какое число задумали. Педагог говорит: «Если к этому числу прибавить 3, то получится 5» или «Число, которое я загадала, больше пяти, но меньше семи». Можно меняться ролями с детьми, ребенок загадывает число, а воспитатель отгадывает.

2. Игра «Найти соседей числа»

Цель: формировать умение называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10.

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу

3. Игра «Волшебные задачки»

Цели: закрепить понятие о том, что каждое последующее число больше на один; развивать внимание, быстроту реакции, самостоятельность, инициативу, логику мышления; учить двигаться согласно тексту, имитируя повадки животных.

Ход игры: детям предлагается выставлять число в соответствии с текстом математических задач и ответить, какое число больше или меньше на 1.

Пять малышек медвежат,

Мама уложила спать.

Одному никак не спится.

Скольким сон хороший снится?

Вопрос: Какое число меньше 5 на 1? (4.)

У домика утром два зайца сидели

И дружно веселую песенку пели.

Один убежал, а второй вслед глядит.

Сколько у домика зайцев сидит?

Вопрос: Какое число меньше 2 на 1? (1.)

Цапля по воде шагала,

Лягушат себе искала.

Двое спрятались в траве,

А один – за кочку.

Сколько лягушат спаслось,

Знаем очень точно?

Вопрос: Какое число больше 2 на 1? (3.)

Цель: совершенствовать навыки счета в пределах пяти, умения согласовывать существительные и числительные.

Материал: картинки,"умная улитка".

Ход игры: Ребенок самостоятельно прикрепляет понравившуюся картинку к улитке. Он должен назвать картинку в соответствии с цифрой, находящейся рядом с креплением. (Например, одна оса, две рыбки и т. д.)

Многофункциональная дидактическая игра «Забавный щенок» для детей от 3 до 7 лет и новогодняя игрушка на ёлку

Многофункциональная дидактическая игра «Забавный щенок» для детей от 3 до 7 лет и новогодняя игрушка на ёлку Авторская многофункциональная дидактическая игра «Забавный Щенок» Представляю вашему вниманию многофункциональную дидактическую игру для.

Дидактическая игрушка-пособие «Ёжик»

Дидактическая игрушка-пособие «Ёжик» Сегодня хочу представить вашему вниманию дидактическую игрушку - пособие "Ёжик".Предназначена эта игрушка для детей младшего дошкольного.

Многофункциональная дидактическая игра-пособие «Плашки»

Многофункциональная дидактическая игра-пособие «Плашки» Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления. Создать условия для обучения.

Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма»

Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма» Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма» - элемент предметно-пространственной развивающей среды в МБДОУ. Каркас ширмы состоит.

Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма» в детском саду

Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма» в детском саду Несколько лет я мечтала иметь многофункциональную ширму в своей группе, но цена и качество, найденных мною ширм на просторах интернета,.

Игровое пособие «Игрушка-помощница «Кот-баюн»

Игровое пособие «Игрушка-помощница «Кот-баюн» Игрушка для сна совсем не новомодная штука, у многих из нас в детстве был любимый плюшевый Мишка, мягкая кукла или уютный пледик, с которым.

Многофункциональная дидактическая игра-пособие «Цветок знаний»

Многофункциональная дидактическая игра-пособие «Цветок знаний» Актуальность:Игра «Цветок знаний» отличается – возможностью изменять дидактический материал, в зависимости от образовательной задачи и вариативностью.

Многофункциональная дидактическая игрушка «Веселое и грустное солнышко»

Многофункциональная дидактическая игрушка «Веселое и грустное солнышко» Первая связанная мной игрушка для работы воспитателем - это вязанное солнышко. Сначала появилось улыбающееся. Это солнышко успокаивало.

Многофункциональная театральная игрушка из картона «Клоун Андрюшка»

Многофункциональная театральная игрушка из картона «Клоун Андрюшка» Многофункциональная театральная игрушка «Клоун Андрюшка» Цель- Создание яркого запоминающегося образа Клоуна для развития коммуникативных.

Многофункциональные развивающие игрушки — головоломки как средство всестороннего развития ребенка

Главной целью данной работы является всестороннее развитие детей во всех видах деятельности через использование многофункциональной развивающей логической игрушки, сделанной своими руками. Дети любят играть с развивающими играми и игрушками, но испытывают затруднения в выполнении заданий с играми с логическим уклоном. Таким образом, продумав все возможности, решила принять участие в разработке проекта и изготовить многофункциональные развивающие логические игры. Составила список необходимых развивающих игр. Подобрала материал (фанера березовая, акриловые краски) и оборудование (лобзик,шлифовальная бумага,лак). Основной акцент сделала на создание игр-головоломок. Игры разделила на 3 степени сложности (низкой степени сложности, средней степени сложности, высокой степени сложности). Каждая игра проста в использовании, но она многофункциональна, так как решает множество задач: получение, закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе развитие памяти, внимания, мышления. Деревянные мишки, лисы, зайцы не случайно носят такие красивые имена. Все они запоминающиеся, яркие, со своим характером. Эти персонажи находят отклик в сердце детей и взрослых. Как правило небольшие, они очень тщательно изготовлены. Игры-головоломки любят все дети, их использование создаёт благоприятную атмосферу на занятии, объединяет коллектив обучающихся, устанавливает эмоциональный контакт. Игры позволяют свободное сотрудничество дошкольников с педагогом, сверстниками. Снимают напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему. Игры изготавливаются из натурального дерева, выпиливаются лобзиком и раскрашиваются. В изготовлении таких игрушек принимают и дети (подбирают рисунок будущей игрушки, раскрашивают её, выполняют посильные поручения). Игры имеют множество деталей и могут использоваться для сюжетных игр. Свои игры-головоломки использую для образовательной деятельности в течение всего дня. Дети сами проявляют самостоятельность в выборе интереса к той или иной игре,я лишь помогают ребёнку усваивать правила игры от простого к сложному. Дети с удовольствием играют в такие игры, они хорошо развивают моторику рук, что положительно влияет на развитие речи детей. Манипулируя составными пазлами дети решают логические задачи. Моё увлечение плавно перешло в работу. Приятно видеть, когда результат твоего труда востребован и радует других!













Бисероплетение как средство всестороннего развития детей

Бисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Конструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенка

Конструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенка Конструктор Легo - это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры, как средство всестороннего развития ребенка


Народные игрушки как средство всестороннего развития дошкольников

Презентация составлена с целью раскрытия особого значения народной игрушки для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Информация оформлена на 15 слайдах, иллюстрируется фотографиями предме.

Игра-как средство всестороннего развития ребенка

Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся еще в коляске трехмесячных детей уже привлекают висящие перед глазами игрушки. Ребенок тянется к яркому предмету, н.


презентация "Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребенка"

В презентации использованы материалы работы по социализации: профессии.

презентация "Сюжетно- ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»

В презентации рассказывается о методике организации сюжетно - ролевых игр в средней группе детского сада.


Семинар для педагогов «Игра – основной и ведущий вид деятельности и средство всестороннего развития ребенка»

Семинар предназначен для педагогов ДОУ. Задачи семинара: Способствовать закреплению теоретических и практических знаний и умений педагогов по руководству и развитию сюжетно-ролевых игр дошкольник.


НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития и воспитания детей раннего возраста посредством народной игрушки. Раскрывается значимость народной игрушки и необходимость использования ее в образ.

Читайте также: