Что такое полифункциональная игрушка

Обновлено: 18.05.2024


Актуальность.
Создание и постоянное обновление, преобразование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ обеспечивает эффективность воспитательно-развивающей работы, позволяет ребенку полноценно развиваться как личности в условиях детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.). Окружающая ребенка среда организуется педагогами таким образом, чтобы стимулировать его развитие, позволяет активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.
ФГОС ДО содержит требования к РППС. Одно из них – полифункциональность материалов, предполагающая возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, а также наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, материалов, пособий.
Методическая разработка представляет мастер-класс с элементами деловой игры для воспитателей и педагогов детских садов
«Роль полифункциональной игрушки
в интеллектуально- личностном развитии дошкольника»
. Предлагаем вашему вниманию полифункциональное пособие для детей 3-7 лет «Жили были ёжики».

Цель проведения: поиск новых форм работы и способов применения игровой технологии в дошкольном образовании на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Количество участников неограничено.
Длительность проведения 30-40 минут.

Ведущий: — Сегодня у нас необычный мастер-класс. Мы попробуем посмотреть на образовательный и воспитательный процессы с точки зрения ребёнка, так сказать, изнутри. Все знают, что игровые технологии — неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Поэтому сегодня я не буду вам рассказывать теорию об игровых технологиях и методиках. На нашем мастер-классе мы с вами окунёмся в мир игр и определим, как с помощью одного игрового пособия могут решаться следующие задачи:

1.Совершенствование навыка счета в пределах 10-ти, формирование умения соотносить количество предметов с числом;
2.Формирование у детей понятий один, много, мало, ни одного, маленький, большой.
3.Закрепление умения ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу);
4.Закрепление знаний о величине, форме, цвете предметов, умения объединять предметы по общим признакам;
5.Развитие внимания, памяти, наблюдательности ( игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»);
6.Закрепление умения детей подбирать предметы по цвету;
7.Совершенствование з

Оценить 1968 0

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка –детский сад № 298»

Мастер-класс

«Роль полифункциональной игрушки в интеллектуально- личностном развитии дошкольника»

Шардакова Наталья Александровна,

Актуальность.

Создание и постоянное обновление, преобразование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ обеспечивает эффективность воспитательно-развивающей работы, позволяет ребенку полноценно развиваться как личности в условиях детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.). Окружающая ребенка среда организуется педагогами таким образом, чтобы стимулировать его развитие, позволяет активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.

ФГОС ДО содержит требования к РППС. Одно из них – полифункциональность материалов, предполагающая возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, а также наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления)предметов, материалов, пособий.

Методическая разработка представляет мастер-класс с элементами деловой игры для воспитателей и педагогов детских садов

«Роль полифункциональной игрушки

в интеллектуально- личностном развитии дошкольника»

. Предлагаем вашему вниманию полифункциональное пособие для детей 3-7 лет «Жили были ёжики».

Цель проведения: поиск новых форм работы и способов применения игровой технологии в дошкольном образовании на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

Количество участников неограничено.

Длительность проведения 30-40 минут.

Ведущий: — Сегодня у нас необычный мастер-класс. Мы попробуем посмотреть на образовательный и воспитательный процессы с точки зрения ребёнка, так сказать, изнутри. Все знают, что игровые технологии — неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Поэтому сегодня я не буду вам рассказывать теорию об игровых технологиях и методиках. На нашем мастер-классе мы с вами окунёмся в мир игр и определим, как с помощью одного игрового пособия могут решаться следующие задачи:

1.Совершенствование навыка счета в пределах 10-ти, формирование умения соотносить количество предметов с числом;

2.Формирование у детей понятий один, много, мало, ни одного, маленький, большой.

3.Закрепление умения ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу);

4.Закрепление знаний о величине, форме, цвете предметов, умения объединять предметы по общим признакам;

5.Развитие внимания, памяти, наблюдательности ( игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»);

6.Закрепление умения детей подбирать предметы по цвету;

7.Совершенствование знаний детей о насекомых.

8.Развитие представлений о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность.

Ход мастер-класса

Первый этап

Ведущий: — Мы взглянем на процесс образования изнутри: превратимся в тех, кто участвует в процессе.

Сегодня мы будем «доктора педагогических наук, исследователи игровых технологий». Самый главный в процессе — ребёнок. Именно для него проводятся все наши исследования.

Ведущий озвучивает задачу: — Сегодня мы изучим несколько развивающих игр и определим, как их можно использовать по-разному в образовательном процессе, не только по направлению, но и в других областях знаний.

Второе задание — придумать, как эта игра можно использовать в воспитательном процессе, во время воспитательных мероприятий. Группа может придумать идею сценария мероприятия, написать его краткую схему и рассказать об этом.

Количество вариантов предложений и идей не ограничено.

Участники изучают игру и выполняют задания: разрабатывают варианты использования своих игр в образовательном процессе: как по направленности игры, так и для других направленностей; и в воспитательном процессе — как игру-основу для воспитательного мероприятия.

Второй этап

Участники оценивают выданные им развивающие игры с точки зрения «детей», «педагогов».

Ведущий подводит итоги. По итогам оценки предложений групп возможно награждение в различных номинациях.

«Самые креативные предложения»,

«Самое весёлое мероприятие»,

«Самое большое количество вариантов использования игр по другим направлениям развития ребёнка»,

«Самое большое количество идей воспитательных мероприятий»

и так далее, в зависимости от предложенных идей и вариантов выполнения заданий.

По итогам мастер-класса возможен выпуск сборника идей и предложений, вплоть до разработанных конспектов занятий и сценариев мероприятий для дошкольных образовательных учреждений на основе развивающих игр.

Пособие рекомендовано к использованию воспитателями, логопедами, дефектологами, психологами, родителями.

Описание пособия:

Дидактическая многофункциональная игра из фетра

«Жили были ёжики».

Эта игра предназначена для развития мелкой моторики у детей, а также она продуктивна и увлекательна для совершенствования навыка начального счета.

Варианты игр:

№1 «Тренажер» - на развитие мелкой моторики.

Познакомьтесь – это ёжик,

Он знаток лесных дорожек.

Данный ёж – многофункциональная двусторонняя игрушка – пособие. С одной стороны мама – Ежиха- пальчиковый тренажёр с разными застежками (пуговица, магнитная кнопка, скрытые магниты, простые пришивные кнопки, шнуровка, крючок).

Обратная сторона у мамы-Ежихи из велкроткани- это ворсистая ткань, на которую цепляются при помощи липучек яблоки, груши…

Так же данный еж еще и своеобразная пальчиковая игрушка.

Мама –Ежиха легко надевается на руку ребенка и участвует в разных играх.

№2 «Запасы на зиму».

Надеваем маму- Ежиху на руку и идем в лес за грибами и яблоками для своих малышей. В процессе игры, собирая урожай, ребенок считает количество яблок, груш, грибов и т.д.

Мама угощает малышей вкусными припасами, ребенок считает, сколько грибов, яблок и т.д. съел каждый ежик.

Все, что малыши не съели, мама развесила сушить на веревочку. Это запасы на зиму.

Баночки служат дополнительной игрой на сортировку. Нужно разложить яблоки по цветам. Цвет яблока должен совпасть с цветом крышки на банке(банка выполнена из велкроткани).

№3 «Что изменилось?»

Педагог предлагает ребенку запомнить, что и в каком количестве находится на колючках у мамы- Ежихи. Ребенок закрывает глаза. Педагог меняет количество, цвет, предметы и т.д. Ребенок открывает глаза, перечисляет все замеченные им изменения.

№4 «Чего не стало».

На поверхность стола выкладываются грибы, ягоды, фрукты. По команде ребенок закрывает глаза, педагог убирает нужное количество предметов. Открыв глаза , ребенок называет что и в каком количестве пропало.

№5 «Классификация»

Н.П. «Только яблоки», «Только грибы», «Только листья», «Только ягоды» и т.д.»

№4 «Чудо гриб».

Однажды мама – Ежиха, собирая грибы в лесу, вышла на поляну, где увидела много маленьких грибов и один удивительный большой гриб. В данной игре гриб является многофункциональным тренажером на развитие мелкой моторики.

С одной стороны шляпка гриба- фетровая , с разными застежками (пуговица, магнитная кнопка, скрытые неодимовые магниты, простые пришивные кнопки разного диаметра, шнуровка, крючок).

Обратная сторона гриба из велкроткани, на которую отлично цепляются за счет липучек различные фетровые насекомые.

Дети называют , какие насекомые прилетели или приползли на гриб, с какой стороны, сколько, какого цвета и т.д.

В конце игры всех насекомых убираем в специальный карман с молнией на ножке гриба.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.

Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности.

Итак, что же такое полифункциональность?

Полифункциональность- от греч. polu - много и лат. funсtio - исполнение, осуществление, деятельность.

По ФГОС ДО полифункциональность материалов предполагает:

• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

• наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. Хочу привести несколько очень простых, на мой взгляд, примеров, которые соответствуют понятию"полифункциональность".

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Созданная эстетическая

среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Предметно - пространственная развивающая среда помогает в организации игровой деятельности детей, позволяют создать ситуацию эмоционального комфорта и уединения, раскрыть творческий потенциал детей, наполнить игровой процесс современным увлекательным содержанием. Дети могут активнее проявить свои способности, интересы и желания, что способствует развитию здорового, бодрого и

жизнерадостного ребёнка, естественным образом развивающимся в

При организации предметно-пространственной среды в детском саду

необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным

условием развития ребенка.

Целенаправленно организованная предметно- развивающая среда в

дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:

1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.

2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.

3. Реализацию образовательной программы ДОУ.

4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Насыщенность РПП среды предполагает:

— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

— от образовательной ситуации;

— от меняющихся интересов детей;

— от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает:

— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);

— периодическую сменяемость игрового материала;

— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

— исправность и сохранность материалов и оборудования.

— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:

  1. Социально – коммуникативная;
  2. Познавательная;
  3. Речевая;
  4. Художественно – эстетическая;
  5. Физическая.

В каждой области имеются свои центры.

— Центр пожарной безопасности;

— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).

— Центр «Уголок Природы»;

— Центр сенсорного развития;

— Центр конструктивной деятельности;

— Центр математического развития;

— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;

— Центр ИЗО или уголок творчества;

— Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.

— Центр физического развития;

— Спортивный уголок «Будь здоров!»

Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:

В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.

Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т.п.

Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.

Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.

В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.

Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

Художественно — эстетическое развитие.

В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Театрализованные игры решают следующие задачи:

  1. Развивают артикуляционную моторику;
  2. Развивают артикуляционную моторику;
  3. Расширяют словарный запас;
  4. Развивают монологическую и диалогическую речь;
  5. Развивает общую и мелкую моторику.

Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды .

  1. Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
  2. Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
  3. Определить дополнительное оборудование.
  4. Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.

Вывод.

Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Подготовила педагог - воспитатель высшей квалификационной категории - Магомедова Заира Ниматулаевна

Полифункциональность - это термин, который появился в отечественной дошкольной педагогике после введения федеральных образовательных стандартов второго поколения. Под ним подразумевается сумма санитарно-технических, материальных, педагогических, психологических условий, которые обеспечивают организацию жизни детей.

полифункциональность это

Специфика термина

Полифункциональность среды в ДОУ является основной задачей дошкольного образования. Она позволяет педагогу обнаруживать индивидуальность личности ребенка, подбирать средства и методы развития его таланта. Именно поэтому в рамках ФГОС отдельное внимание в детском саду стало уделяться полноценному конструированию среды, используемой для обучения и саморазвития творческого потенциала маленьких россиян.

Цель дошкольного образования

Полифункциональность среды в ДОУ по ФГОС предопределяет основную цель, которую ставит в своей работе педагог. Он должен сконструировать многофункциональную разноуровневую развивающую и предметную среду, благодаря которой на каждой ступени в ДОУ будет происходить развитие ребенка. В своей работе воспитатель руководствуется нормативными документами, рекомендованными Министерством образования и науки РФ.

полифункциональность среды

Значимость среды

Принцип полифункциональности предполагает учет возрастных особенностей дошкольников. В образовательном пространстве применяется специальное игровое, расходное, техническое оборудование, спортивный инвентарь, испольукются инновационные образовательные и воспитательные методики.

Полифункциональность материалов предполагает активное вовлечение детей среднего и старшего дошкольного возраста в проектную и исследовательскую деятельность. Ребята получают возможность проводить эксперименты, объяснять увиденные явления. Отдельное внимание уделяется развитию мелкой моторики, двигательной активности, подвижным играм, соревнованиям.

полифункциональность среды в доу

Трансформируемость пространства

Суть ее - в возможности корректировки предметно-пространственной среды с учетом существующей образовательной ситуации. В зависимости от того, как будут меняться интересы и возможности малышей, педагог меняет образовательные и воспитательные методики.

полифункциональность материалов

Специфика

Полифункциональность материалов позволяет педагогам дошкольных учреждений применять разные компоненты предметной среды:

  • мягкие модули;
  • маты;
  • элементы мебели;
  • переносные ширмы.

Такие предметы не имеют жесткого способа фиксации, их можно переносить по пространству группы, что удобно при проведении подвижных игр, спортивных состязаний, творческих мероприятий.

Полифункциональность среды позволяет использовать для различных видов детской активности природные материалы, безопасные для малышей.

полифункциональность среды в доу по фгос

Вариантивность

Полифункциональность - это важное свойство, без него невозможно вести речь о реализации новых федеральных стандартов, внедренных в дошкольное отечественное образование.

Благодаря вариативности, в ДОУ можно организовывать разные пространства для проведения активных игр, моделирования и конструирования. Воспитатель меняет игры, материалы, оборудование, обеспечивая потребности детей.

Через определенные промежутки времени педагог меняет предметы, стимулируя познавательную, двигательную, игровую, исследовательскую активность дошкольников.

принцип полифункциональности

Доступность

Полифункциональность - это не только смена предметов и областей деятельности, но и обеспечение доступности среды для всех воспитанников, включая и малышей, имеющих ограниченные возможности здоровья. ФГОС нового поколения обязывает все дошкольные учреждения РФ гарантировать свободный доступ к игрушкам, пособиям, материалам не только здоровым малышам, но и тем ребятам, у которых есть проблемы с ним.

Безопасность

Мы уже отметили, что полифункциональность - это многогранность воспитательных и образовательных возможностей в ДОУ для детей. При этом нельзя оставлять без внимания и вопросы, касающиеся безопасности предметно-пространственной среды. Подвижные игры, элементы, применяемые в проектной, исследовательской деятельности, не должны представлять угрозу для здоровья детей.

Функции

Рассмотрим подробнее термин «полифункциональность». Значение слова предполагает совокупность нескольких функций предметно-развивающей среды:

  • Информационная роль характеризуется тем, что любой предмет содержит сведения об окружающем мире, поэтому рассматривается в качестве средства передачи социального опыта.
  • Стимулирующая функция предполагает динамичность и мобильность. При ее организации педагог ДОУ учитывает индивидуальные, возрастные особенности каждого ребенка, его интересы, интеллектуальные и творческие способности.
  • Развивающая роль заключается в сочетании классических и инновационных компонентов, благодаря которым обеспечивается переход от простых форм к сложным задачам.

Такая среда должна быть привлекательной для детей, выступать в качестве естественного элемента жизни ребенка. При правильной организации предметно-развивающего пространства у дошкольников снимается утомляемость, возникают положительные эмоции.

В зависимости от возрастных особенностей малышей, воспитатель меняет пространство. Например, для трехлетнего возраста важно свободное пространство для подвижных игр: прыжков, катаний, лазаний. На четвертом году жизни малыша интересуют ролевые и сюжетные игры, которые связаны с атрибутами: халатом доктора, формой полицейского. В старшем дошкольном возрасте ребята проявляют интерес к сверстникам, учатся взаимоотношениям, получают первый социальный опыт.

Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении предполагает полную свободу передвижения детей по зданию, не ограничиваясь рамками группового помещения.

ФГОС содержат рекомендации, согласно которым, для детей доступными становятся различные помещения ДОУ: спортивный зал, музыкальный кабинет, творческие мастерские. Подобный подход способствует формированию у подрастающего поколения социальной мобильности.

Дети старшего дошкольного возраста получают навыки ориентирования в пространстве, что позволяет им без проблем пройти процесс адаптации в школе.

Для просторных дошкольных учреждений можно продумать создание отдельных мест для самоподготовки ребят вне группы, например, в раздевалке, в спальне. Такой инновационный подход способствует эмоциональному раскрепощению, формированию уверенности в себе. Существенная роль в формировании гармоничной личности дошкольников принадлежит искусству, поэтому в федеральных образовательных стандартах нового поколения, введенных в систему отечественного дошкольного воспитания, отдельное внимание уделено выделению в учебном плане ДОУ часов на декоративно-прикладное и изобразительное искусство.

полифункциональность материалов предполагает

Заключение

С раннего детства в чувствах и сознании малышей остаются красивые росписи, графика, изделия народного промысла, картины. С их помощью происходит развитие нравственных, волевых качеств, формируется мышление, появляются предпосылки к уважительному отношению к своим корням, культурному наследию.

Предметно-пространственную среду организуют в ДОУ по принципу незначительных пространств, что позволяет избегать избыточной скученности малышей. Игрушки и материалы размещаются в детском саду так, чтобы они не мешали свободному передвижению малышей, позволяли им играть со сверстниками.

Отдельное внимание педагоги уделяют выделению «уголков уединения», используя передвижные ширмы. Внутри этого пространства устанавливается небольшой стеллаж с подвижными играми, книгами, чтобы обеспечить досуг уединившегося дошкольника. Здесь малыш не только будет читать, конструировать, рисовать, но и сможет помечтать, подумать, отстраниться от суеты.

В каждой группе ДОУ создаются полифункциональные уголки, которые позволяют решать сразу несколько воспитательных образовательных задач.

Например, в одной части выделяют «центр познания». Он предназначен для исследовательской и познавательной деятельности, здесь находятся логические и развивающие игры, кубики с буквами, наборы для юных химиков-экспериментаторов.

В «Центре творчества» решается задача активизации творческих способностей малышей: театрализованных, режиссерских, музыкальных, художественно-речевых. Именно в этом уголке ДОУ развивают свои импровизационные и театральные таланты будущие актеры.

В «Игровом центре» обеспечивается организация сюжетно-ролевых игр.

«Литературный уголок» организуется для улучшения речевых навыков дошкольников.

"Центр спорта и здоровья" оснащается скакалками, мячами, обручами. Для него в группе выделяют наибольшее пространство, чтобы дошкольники могли совершенствовать свои спортивные навыки. Именно в этом уголке ребята знакомятся с особенностями здорового образа жизни.

Такая многофункциональность обычной группы в детском саду - гарантия предоставления подрастающему поколению россиян всех возможностей для развития, приобретения ими первого социального опыта, начальных исследовательских навыков.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Консультация для воспитателей.

Подготовила и провела :

Воспитатель: Мамаева Людмила Борисовна.

Тема : «Развивающая предметно-пространственная среда».

В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание уделяется требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из аспектов образовательной среды в целом, включающей, кроме вышеназванного ещё и характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) Например, развивающее пано : засегнул, расстегнул, переместил с места на место. Вариантов использования деталей очень много! Можно нанизывать на трубочку, либо пальчик все детали, можно их использовать в образовательной деятельности. А можно всё это использовать в уголке « Хозяюшка»- кормить кукол, угощать друг друга. Взять, например, обыкновенные вкладыши, которые очень любят дети. Но ведь их тоже можно использовать многопланово - полифункционально! В играх с водой, с песком, с камешками, использовать всё в том же уголке « Хозяюшка».

Мы, воспитатели, привыкли учить детей, что всё должно лежать на своих местах: посудка на кухне, вкладыши в сенсорном уголке, с машиной играем только на ковре. А дети упорно несут кружки и тарелки не туда куда нужно. Пусть дети используют игрушки так , как им этого хочется. В группах есть контейнеры с заменяемыми наполнителями ( камешки, косточки, веточки, коряшки, крышки). Воспитатели обычно не разрешают это трогать руками. Детям просто необходимо всё это потрогать. Сколько игр можно придумать с крышками! От « сухого» бассейна до дидактических игр. А непроливайки? Это и стаканчики для воды, и для изучения цвета, и для развития мелкой моторики.

Главное игрушки и пособия должны быть полифункциональными! Чем больше вариантов использования одной игрушки ( пособия), тем положительнее будет сказываться на развитии детей.

Читайте также: