Декоративно прикладное искусство народная игрушка

Обновлено: 01.05.2024

Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это “совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. И именно его принято считать создателем культуры народа, народных традиций.

ВложениеРазмер
seminar.docx 23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

Декоративно-прикладное искусство в ДОУ»

Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это “совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. И именно его принято считать создателем культуры народа, народных традиций.

С раннего детства ребенок впитывает в себя культуру, в которой родился. Она входит в него с ритмом колыбельных песен, шумом ветра, голосами и улыбками близких людей, окружающим пространством. Так создается некая матрица, которая определяет психологию и поведение ребенка. Это видение мира ложится в основу ценностей и мотивов поведения, формирует модели общения и взаимодействия. Культура во многом обуславливает психологию и характер не только отдельного человека, но и целого народа. Каждый народ имеет свою культуру. Национальная культура необходима человеку, потому что она находится в гармонии с национальным характером.

Народная культура включает в себя такие понятия, как народное творчество, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа ; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражал свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы.

В глубокой древности для удовлетворения эстетических потребностей человека в его повседневной жизни возникло народное искусство. Оно было представлено архитектурой, а также изделиями из самых разных материалов: керамикой, ткачеством, вышивкой, резьбой по дереву, живописью, художественной ковкой.

Вначале народное искусство развивалось как элемент художественного оформления различных бытовых предметов: посуды, одежды, инструментов и орудий труда, жилища. Нередко это оформление носило магический характер, отражая древнейшие мифологические представления об устройстве мира, окружавшего человека. Часто образы народного искусства имели охранительное значение, например, вышивка на одежде или орнамент на жилище.

С течением времени народное искусство выделилось в отрасль кустарного производства, став ремеслом. В России оно приобрело форму народных художественных промыслов, бытующих в определенных местностях (например, известные нам промыслы: городецкая роспись по дереву, гжельская керамика, семёновская игрушка и др.).

Декоративное рисование - это создание узоров и других украшений для книг, предметов быта, одежды.

Задачи декоративного рисования:

  • развивать чувство композиции, в связи с построением узора на различных формах;
  • развивать чувство цвета;
  • развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использование их отдельных элементов в своем творчестве;
  • совершенствование технических навыков в рисовании кистью и карандашами.

Важной задачей обучения является — развитие умения составлять узоры, учитывать ритм, симметрию, цвет.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно, представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

Развитие чувства цвета выделяется как главная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они не отделимы "друг от друга.

Орнамент - это узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических элементов или элементов форм растительного и животного мира.

Основное назначение орнамента-украсить поверхность предмета, более четко выявить форму.

Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:

  • знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора;
  • углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;
  • творческое использование полученных знаний, умений, навыков.

Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволить усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование.

Затем, возможна такая последовательность: составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике, украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек, и, наконец, по возможности - украшение объемных форм.

В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами.

Младший дошкольный возраст

Составлять узоры в рисовании, используя геометрические элементы узора: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги(фон) и элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя два элемента (по форме или цвету). Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми в средней группе.

Композиции узора и его цветовой строй подчиняются эстетическим закономерностям, которые постепенно становятся доступны детям. Вначале в 3,5-—4 года они овладевают самими простыми навыками декоративной деятельности: ритмическим повторением элементов (украшают салфетки, варежки, кукле платье) , затем учатся чередовать простые элементы (лепестки — приманивание всем ворсом кисти к бумаге, точки, полоски).

Средний дошкольный возраст

Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (тверской, филимоновской, дымковской и др.), выделяя геометрические элементы росписи: овалы(мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, их сочетания(цвет фона и элементов)

В декоративном рисовании может быть использован образец рисунка, выполненный воспитателем, на основе которого он вначале знакомит детей с принципом построения узора, с теми элементами, которые в него входят, показывает, как надо работать.

В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей.

Также в декоративном рисовании используется образец.

Закрепляя навыки повторения элементов узора, дети учатся симметрично располагать его на бумаге, имеющей форму квадрата( салфеточки, платочки), круга (тарелочки). Чтобы выполнить узор, ребенок должен использовать весь лист бумаги, найти углы, края, середину. В процессе создания узора ребенка учат сопоставлять одинаковые части. В узор включаются дуги, цветы, листья, узор выполняется не только всей кистью, но и кончиком ворса.

В старшей группе, узоры должны быть симметричны.

Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное, чем в старшей группе. В декоративном рисовании используются предметы народного декоративного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, использованием цвета, различными элементами росписи. Образец дается в тех случаях, когда надо выделить какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения.

В подготовительной группе детей учат составлять симметричные узоры. Значительно усложняются элементы узора: вводятся спирали, завитки, волнистые линии, обогащается цветовая гамма. Также ставится и другая задача- научить выполнять узор в определенной цветовой гамме, характерной для того или иного вида народного декоративного искусства — дымковской, хохломской, городецкой росписи, в теплых или холодных тонах. При составлении узоров детям предоставляют возможность использовать не только основные цвета, но и оттенки. От ритмичных узоров с повторяющимися элементами постепенно переходят к симметричным, а затем и асимметричным; композициям.

Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, но прежде всего он должен понимать и любить народное декоративно-прикладное искусство, знать, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают игрушки, и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.

II. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Как известно, все педагогические методы делятся на группы:
- наглядные
- словесные
- практические

Тест для педагогов семинара «Русское народное творчество»

К какой группе относят следующие методы:

  • чтение произведений русского народного творчества; С
  • рассматривание иллюстраций и картин о прошлом; Н
  • лепка народных игрушек; П
  • демонстрация наглядных пособий о русском народном творчестве; Н
  • аппликация (рисование) какого-либо народного праздника, обычая, традиции; П
  • рассказ о русских праздниках, традициях, обычаях; С
  • беседа о русском народном творчестве; С
  • эпизодические игровые приёмы по произведениям русского народного творчества; П
  • рассказывание русских народных сказок; С
  • просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов; Н
  • художественное слово: загадки, пословицы, поговорки; С
  • пение колыбельных, народных песен; С
  • рисование элементов народных художественных промыслов. П

1.Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня!

2. Посмотришь - как от солнышка рябит!

Есть барыни и бравые солдаты,

Коровушки, олени полосатые.

Слепили все игрушки эти здорово

Нам мастера деревни… Филимоново.

3. Бочонки, копилки, матрешки, грибки –

Они не малы, да и не велики.

Свистульки, тарелочки в ярких цветах

И солнце, и речка, и домик в кустах.

Свободная роспись: шиповник цветет,

И яблочки зреют, и травка растет.

4. Кто ответит на вопрос,

Что за сказочный поднос?

Есть букет в нем крупный, яркий:

В середине - цветом жарким

Он сияет, а вокруг - словно дети встали в круг,

Много маленьких цветочков,

И травинок, и листочков,

И узорная кайма по подносу пролегла?

Отвечаем на вопрос -

Это - жостовский поднос.

5. Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши

Там травка вьется и цветы

Блестят они, как золотые.

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

6. «Снежно белая посуда

Расскажи ка: ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела.

Нежными, красивыми » (гжель)

7. Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

Для маленькой темница.

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Раскрашивание шаблонов игрушек, посуды, одежды различными видами росписи, оформление выставки.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественно-эстетического воспитания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Семинар-практикум "Искусство говорить с детьми"

Задача педагогов в области развития речи детей - помочь им в освоении разговорной речи, упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм». Речи следует учить прежде всего путем.


СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА"

СОЗДАНИЕ ТРЯПИЧНОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ.


Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Голос имеет власть!" или "Искусство говорить"

Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда любого педагога. Расширяя кругозор детей, формируя их волю, поведение, х.

Семинар-практикум "ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ"

Цель: вызвать у педагогов желание воспитывать детей на материале народного искусства.Задачи:1.


Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»

Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб.

Сценарий семинара-практикума для воспитателей. Тема: «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на воспитание и развитие детского творчества».

Цель семинара: 1. Расширять и закреплять знания воспитателей о народном декоративно-прикладном искусстве, его влиянии на развитие детского творчества.2.


Семинар-практикум:«Развитие коммуникативных компетенций дошкольников через диалог с искусством»

Коммуникативная компетенция детей дошкольного возраста – это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения усп.

В игрушках нашел отражение своеобразный язык художественного творчества, в котором закодированы этнические образы-символы, постоянно живущие в памяти народа. Для педагогики значимо, что образность, яркость, эмоциональность, конкретность соответствуют психофизиологическим особенностям зрительного восприятия детей. Игрушка - это предмет-знак, обеспечивающий для ребёнка возможность самого лёгкого, занимательного и доброжелательного по отношению к его ранимой душе вхождения в национальную культуру.

Русская народная игрушка имеет свою специфику, она представляет собой яркое и самобытное произведение прикладного искусства, передаёт его этнические черты, отражает особый национальный колорит. Г. М. Блинов точно отмечает, что игрушка - «не только предмет детской забавы, но и большое, настоящее и своеобразное искусство, подчиняющееся общим законам творчества и имеющее свои собственные закономерности».

Игрушка, созданная народом, опирается на родную и близкую ему природу, наполняется традициями национального образа жизни (быт, костюм, праздничная культура и т. д., характеризует страну и взгляды определенного народа. Национальный характер игрушек проявляется в том, что в них в обобщённой форме отражаются все представления о прекрасном, обычаи, вкусы и верования народа. Игрушке, как и всему народному творчеству, присуща высокая степень художественного обобщения. Это относится и к форме, и к содержанию художественных произведений. Народное декоративно-прикладное творчество - искусство условное, не воспроизводящее действительность, а отражающее жизнь в обобщённой форме и на своём особом языке.

Как и любое произведение народного искусства, игрушка служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Народный мастер удивительно точно чувствует выразительные возможности материала, обладает способностью найти такую форму, очертания создаваемого предмета, оригинальные соотношения отдельных деталей, частей орнамента и общего объема, которые в целом выражают душевное состояние, настроение и мироощущение народа.

Народная игрушка радует ребенка, забавляет его, в ней много юмора, жизнерадостности, и в то же время она будит мысль ребенка. Она помогает развивать эстетические чувства и воспитывает у детей любовь к национальному искусству. Очевидно, что в народной игрушке таится некий психологический смысл, который притягивает взор ребенка и раскрывает душу. По мнению Е. А. Флёриной, народная игрушка «несёт ребёнку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, неудержимая яркость и благородная сдержанность в подборе цвета, которые связаны с местными традициями в оформлении».

Итак, попытаемся выделить основные особенности народных игрушек. Народное творчество существенно отличается от профессионального декоративно-прикладного искусства, так как в большинстве случаев народные умельцы не получали специального художественного образования. Их работы являются выражением традиционного коллективного творчества. Основные образы, приемы обработки материала, представления о прекрасном создаются и сохраняются веками, усилиями многих народных мастеров. Традиционно навыки ремесла, технология изготовления передавались от отца к сыну, от матери к дочери.

Рукотворные изделия, и в том числе, народные игрушки, всегда были нужны людям не только для практических целей, для воспитания и социализации детей, они связывали людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой. Художественный вкус, эстетические воззрения веками шлифовались в коллективном творческом опыте. Василии Сергеевич Воронов, один из самых ярких исследователей русского народного творчества, писал, что «искусство, рождённое народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного художественного творчества». Отсюда своеобразие и особенности языка народного творчества, которые дают повод говорить о «народном примитиве», то есть о творчестве наивном и непосредственном, о произведениях, выполненных простейшими техническими приемами и инструментами.

Следующей важной особенностью народной игрушки является то, что в ней сюжет не играет решающей роли, он служит для организации пространства, является как бы поводом к диалогу между мастером и ребёнком, заставляет прочувствовать, вникнуть в нехитрые секреты красоты народной игрушки.

Народная игрушка рождалась в живом общении матери и ребёнка, бабушки и внучки, они «делались без всяких выкроек, чертежей, рецептов. Все их размеры определены величиной ладони, пальцев, горсти, руки. Игрушечные фигурки соразмерны человеку, своему создателю», - пишет Л. Г. Дайн. И глиняные, и деревянные, и тряпичные игрушки, как правило, были небольшого размера. Маленький размер, простые орудия труда не дают возможности мастеру передавать тонкие нюансы и оттенки психологического состояния художественного образа, он не стремится к передаче мимики и даже движения. Традиционные игровые куклы, выполненные из ткани, были «безликими», что позволяло детям мечтать и фантазировать, выдумывая настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление; кроме того, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась.

Крестьянская игрушка отличалась большими возможностями, побуждающими ребёнка к активной игре. Она служила импульсом к действию, требовала от ребёнка живого участия. Чисто созерцательных игрушек не было. Никогда не доводилась игрушка до такой законченности, когда ребёнку нечего было с нею делать. С ранних пор он должен был вложить в игрушку частицу своего труда, а позднее - и творчества. Народная игрушка исторически являлась и сегодня для современного дошкольника может стать источником самостоятельного духовного и художественного творчества ребенка, вкладывающего в неё частицу своего труда.

Повторим, что для большинства игрушек свойственны предельная обобщенность формы. «Отдельные второстепенные детали сливаются в единую массу. Компактность и монолитность делают малую народную скульптуру особенно выразительной». Силуэт деревянных и глиняных игрушек представлен плавной замкнутой линией, он выразителен и закончен. Для игрушки характерна особая экспрессия цвета, высокая культура орнаментально-цветового и пластического ритма, отсутствие нарочитой декоративности. Обобщённая форма игрушки и, в то же время, реалистичность художественного образа, делают её необходимым элементом художественно-эстетического воспитания ребёнка.

Г. Л. Дайн отмечает, что в крестьянской игрушке причудливо соединены разнообразные изобразительные приёмы. В ней условная форма может соседствовать с предельно правдоподобной, даже натуралистичной. Мастера крестьянской игрушки изображали предметы и животных такими, какими они им виделись. Это был результат их зрительных и эмоциональных впечатлений и, одновременно, - духовно-практических представлений о мире. Для изображений характерны условность, обобщенная пластика, отсутствие деталей, приземистые пропорции, неяркая глазурь или несложная роспись.

Суровый климат, нелёгкие условия жизни приучали древних славян и их потомков к необходимости бережного отношения к природе и её дарам. В этом - истоки удивительной рациональности форм предметов крестьянского быта, народной игрушки, естественного соединения в каждом из них прекрасного и полезного. «Кустари-игроделы, как правило, используют в своей работе материалы, которые редко находят применение в «большой» скульптуре (глина, фарфор, кость) или неупотребимы в станковой и монументальной скульптуре вовсе (солома, мох, еловые шишки, тряпки, тесто, лоза и т. д.)».

С раннего возраста дети в крестьянской среде умели из самых доступных, а часто бросовых и непригодных к серьёзному делу материалов, мастерить себе игрушки. «Куклы иногда устраиваются очень просто: какая-нибудь тряпочка или сильно поношенный головной платок свёртываются в «скалку», перетягиваются ближе к одному концу ниткою, чтобы отделить голову от туловища, накладывается на туловище какой-нибудь пёстрый лоскут, заменяющий костюм, и кукла готова». Лицо её, как правило, не обозначалось, оставаясь белым. «Да и красиво это считали - белолица кукла, и тряпицу на лицо старались положить из отбелённой, чистой самотканины».

В народной игрушке четко выражена практическая, утилитарная сторона - игровая функция. Практическое назначение игрушки имеет достаточную значимость, чтобы отнести игрушку к прикладному искусству. Русская народная игрушка была многофункциональной, в одном и том же обличий она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение - все эти её значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию: духовную функцию общения. Народная игрушка рождалась в живом разговоре матери с дочкой, она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передавать, а младшее принимать, сохранять и передавать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Тематика и формы народных игрушек рождались из естественной связи человека с материальной жизнью общества, с развитием его духовной культуры и педагогических взглядов. В процессе игр с народными игрушками происходило ознакомление детей с окружающей действительностью через осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов - дерева, глины, ткани, шишек, ниток, мха, лыка, льна.

Русская народная художественная культура, в которой переплелись взаимовлияющие и проникающие друг в друга быт, искусство, религиозная вера, представляет собой особый неповторимый пласт в истории развития мировой культуры. Народные игрушки являются важным средством художественно-эстетического воспитания, они помогают формировать художественный вкус, учат видеть и понимать прекрасное в окружающем мире и в искусстве. Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие дошкольника, на развитие детского творчества, на формирование патриотических чувств. Декоративно-прикладное искусство близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, доступно детскому восприятию, понятно ему, помогает развивать психические процессы (восприятие, воображение, мышление, речь, внимание, расширяет детский кругозор.

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Символика родного города» для детей подготовительной к школе группы

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Символика родного города» для детей подготовительной к школе группы Цель: учить детей находить изображение флага и герба города Севастополя среди других изображений, определять на слух гимн города среди.

Дидактическая игра «Символика нашей Родины»

Дидактическая игра «Символика нашей Родины» В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям представляет собой целенаправленную.

Досуг в подготовительной группе «Живой язык» Вед1.:-Здравствуйте,дорогие ребята! В рамках недели «Живого языка» мы предлагаем вам принять участие в увлекательной викторине «Вопросы.

Конспект ООД «Символика России» c элементами техники пластилинографии в старшей группе

Конспект ООД «Символика России» c элементами техники пластилинографии в старшей группе Конспект ООД в старшей группе по теме «Символика России» c элементами техники пластилинографии. Образовательные области: Познавательное.

Консультация для родителей «Иностранный язык с пеленок» Скорость жизни, условия жизни и многие другие факторы приводят к тому, что развитие современного поколения детей происходит намного быстрее,.

Консультация «Нужна ли нам символика?» Современное дошкольное образовательное учреждение отличается умением не только предоставлять разнообразные качественные образовательные.

Проект «Символика родного города»

Проект «Символика родного города» Тема. Символика родного города Актуальность проекта Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики.

Народные промыслы – это раздел о работе педагогов с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по обучению традициям народного декоративно-прикладного искусства. Здесь размещаются конспекты занятий по художественному творчеству, мастер-классы, материалы для ознакомления детей с народными ремеслами, исследовательские проекты по русской истории.

Декоративно-прикладное искусство

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Проект «Народная тряпичная игрушка (кукла)»

Проект «Народная тряпичная игрушка (кукла)» Проект «Народная игрушка». ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта – информационно-творческий По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности По характеру участия – воспитатели, дети, родители. По продолжительности – краткосрочный. По количеству участников – групповой.

Формирование гражданской идентичности через изучение народных промыслов России в летнем городском оздоровительном лагере В мире 21 века на фоне новой расстановки экономичных, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою гражданскую и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и.

Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество - Познавательно-творческий проект «Народные промыслы»

Познавательно-творческий проект «Народные промыслы»

Публикация «Познавательно-творческий проект «Народные. » Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный. Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители. Выполнила: Мукамбетиярова А.А. Образовательная область: художественно-эстетическое творчество. «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым.

Проект «Знакомство с декоративно-прикладным искусством» (средняя группа) Актуальность. Народное декоративное искусство раскрывает перед нами необъятный мир красоты и мудрости. В приемах мастерства, в сюжетах, орнаменте, которым украшаются предметы народного искусства, мы постоянно ощущаем живую связь с многовековой национальной культурой. В русском.

Проект «Народные промыслы России» Тема: «Народные промыслы России » Актуальность проекта: Традиции мастеров художественных промыслов России уходят далеко в глубину веков. У художественных промыслов богатая предыстория, самобытные художественные традиции. Появление городов на Руси неразрывно связано с развитием.

Развитие творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства

Развитие творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский Сад № 442 г.Челябинска» Толпекина Светлана Сергеевна педагог по изобразительной деятельности Челябинск, 2022 Конспект проведения развлекательной деятельности «Уральские мастера» по художественно-эстетическому.

Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество - Конспект занятия во второй младшей группе «Что мы знаем о народных промыслах?»

Статья «Конспект занятия во второй младшей группе «Что мы знаем о народных. » Цель: Обобщить имеющиеся у детей знания о народных промыслах России, закреплять умение выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов, знать характерные особенности этих промыслов, воспитывать национальную гордость за мастерство русского народа.

Конспект занятия по лепке в старшей группе "Русская народная игрушка МАТРЁШКА" Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой матрёшкой как одним из видов народного декоративно-прикладное творчество Задачи: Учить отражать характерные особенности оформления матрёшки в.

Конспект НОД «Народные игрушки» Цель: Знакомство с национальной культурой России - с русской народной игрушкой. Задачи: • Познакомить детей с особенностями народной игрушки, о характерных элементах. • Учить внимательно, слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки. Развивать связную речь. • Воспитывать.

Фотоотчет о проекте «Уральская игрушка и промыслы»

Фотоотчет о проекте «Уральская игрушка и промыслы» 2022 год -это год культурного наследия!Именно поэтому был разработан проект "Уральская игрушка и промыслы".Проект был долгосрочным с января по май.Вид проекта познавательно-творческий.Цель проекта:воспитание творчества в детях,приобщение к истокам уральской.

Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. И не только! Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.

Филимоновская игрушка, хохломская роспись, гжель и другие промыслы нравятся детям. Они с удовольствием берутся за роспись, лепку, плетение, вышивку. Творческая работа в традиционных народных техниках учит быть терпеливыми – чтобы создать самостоятельное изделие, нужен кропотливый труд. Знакомство с народными ремеслами дает представление о разных материалах, способах их обработки, художественных приемах украшения предметов быта, интерьера, одежды, игрушек.

Дошкольники чаще познают народное творчество через стилизованные поделки. Однако такая деятельность не уменьшает эстетического воздействия на ребенка. Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке, тарелочке, матрешке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Традиции русской игрушки в декоративно-прикладном искусстве. Выполнила: Филон.


Курс повышения квалификации

Организационно-педагогическое обеспечение деятельности педагога-организатора образовательного учреждения


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на фортепиано


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся


«Портрет в стиле поп-арт акриловыми красками»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Традиции русской игрушки в декоративно-прикладном искусстве. Выполнила: Филон.

Традиции русской игрушки в декоративно-прикладном искусстве. Выполнила: Филонова Марина Сергеевна


Древние египетские куклы - обереги. Вырезанные из дерева идолы, соломенные ку.

Древние египетские куклы - обереги. Вырезанные из дерева идолы, соломенные куклы, использовавшиеся в языческих обрядах, - таковы далекие предки русских игрушек.

Древнеегипетская обрядовая кукла (около 2100—1700 годы до нашей эры). Глина.

Древнеегипетская обрядовая кукла (около 2100—1700 годы до нашей эры). Глина, дерево, льняная нить.

Первая кукла датируется IV–III веками до н. э. Это тряпичная набивная фигурка.

Первая кукла датируется IV–III веками до н. э. Это тряпичная набивная фигурка, изготовленная из грубого льняного полотна и набитая лоскутками и папирусом. Лицо кукле-мотанке не делали специально: боялись, что в нее вселятся злые духи. Вторая — деревянная, изображающая женскую фигуру с волосами из бусин, изготовлена более 3500 лет назад.

Древняя Греция, VII век до н.э

Древняя Греция, VII век до н.э

Римская империя. Кукла девочки по имени Креперейя Трифена (II век н. э.)

Римская империя. Кукла девочки по имени Креперейя Трифена (II век н. э.)

Мужская фигурка, изготовленная около 28 000 лет назад. Захоронение города Брн.

Мужская фигурка, изготовленная около 28 000 лет назад. Захоронение города Брно, на территории нынешней Чехии.

Семёновская матрёшка

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская глиняная игрушка

Городецкая глиняная игрушка

Городецкая глиняная игрушка



Матрёшки. 1910-е гг. Сергиев - Посад

Матрёшки. 1910-е гг. Сергиев - Посад

Игрушка «Кузнецы» Начало XX в. д. Богородское

Игрушка «Кузнецы» Начало XX в. д. Богородское






Александр Николаевич Варганов. Сергиевская игрушка

Александр Николаевич Варганов. Сергиевская игрушка



Дымковская игрушка

Филимоновская игрушка

Полкан. Каргопольская глиняная игрушка

Полкан. Каргопольская глиняная игрушка

«Повесть о Бове Королевиче. Сказания про храброго витязя про Бову Королевича».

«Повесть о Бове Королевиче. Сказания про храброго витязя про Бову Королевича». Русский лубок.

Китоврас прототип славянского Полкана. 1. Китоврас. Роспись крышки сундука. 2.

Китоврас прототип славянского Полкана. 1. Китоврас. Роспись крышки сундука. 2. Каргопольская глиняная игрушка «Полкан».

Владимирская губерния, местный мастер. Не позднее XVI века.

Владимирская губерния, местный мастер. Не позднее XVI века.

Ковровская глиняная игрушка

Ковровская глиняная игрушка

Ковровская глиняная игрушка

Ковровская глиняная игрушка




Кукла «Капустка»

Кукла «Филлиповка»

Десятиручка - это обрядовая кукла с десятью руками. Делалась из лыка или соло.

Десятиручка - это обрядовая кукла с десятью руками. Делалась из лыка или соломы 14 октября на Покров день.

Кукла «Убоженька»

«Кубышка-травница»

«Кубышка-травница»

Славянская обережная кукла

Славянская обережная кукла

КУКЛА "МАТЕРИНСТВО" И "НЕРАЗЛУЧНИКИ"

КУКЛА "МАТЕРИНСТВО" И "НЕРАЗЛУЧНИКИ"


Кукла «Скрутка». Удмуртия

Кукла «Скрутка». Удмуртия



Краткое описание документа:

Р усская народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 376 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Оставьте свой комментарий

  • 08.09.2020 334
  • PPTX 7.4 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Филонова Марина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

27 минут

«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Подсолнухи Ван Гога»

59 минут

«Нормативно-правовые и организационные аспекты лицензирования и аккредитации применительно к разным уровням образования»

97 минут

«Проблема тревожности у школьников и пути ее коррекции»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Дымковская игрушка ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 в. Для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов . Отдельные детали собирают и полепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Абашевская игрушка АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА, русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области Абашевская игрушка — это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ. рельеф.

Филимоновская игрушка ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА, русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунто Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например « Любота » Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор.

Гжельская керамика ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость — деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино , Бохтеево , Новохаритоново , Володино, Кузяево. Основные формы: кумганы , квасники, реже — кружки, подсвечники, рукомойники. Полуфаянсовые изделия этого периода представлены сейчас в ведущих музеях страны — Историческом, Русском, Эрмитаже, а также в Егорьевском краеведческом Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого «азиатского» фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах на цветном фоне. Посуда эта широко бытовала и в русских трактирах.

Полхов-майдан ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ , производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла — матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с наводкой» — цветочная роспись очерчена четким черным контуром; «цветы без наводки» — рисунок выписывается по фону без линейного контура; прием «под масло» — роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, « пестрение » — простейшая кистевая роспись мазками или точками

Хохломская роспись ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ , русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Ныне фабрика «Хохломской художник» (с. Семино Ковернинского р-на) и производственное художественное объединение «Хохломская роспись» (г. Семенов Нижегородской обл.). Название происходит от с. Хохлома (Нижегородская обл.). Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

Городецкая роспись Русский народный художественный промысел; существует с сер. 19 в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин . Самобытные приемы городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись « разживка » белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов — розы-купавки, бутоны, травки.

Жостово ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ , по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ . Основным мотивом жостовской росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет — имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Читайте также: