Детские игрушки 19 века в россии

Обновлено: 06.05.2024

Перед вами подборка традиционных игр-забав 19 века, которые увеселяли наших предков в скучные вечера. Эти развлечения не требуют ни особого инвентаря, ни подготовки. А играть можно и в маленькой группе, и в семье, и в большой компании детей и взрослых.

ВложениеРазмер
starinnye_russkie_igry.docx 15.31 КБ

Предварительный просмотр:

СТАРИННЫЕ РУССКИЕ ИГРЫ

Перед вами подборка традиционных игр-забав 19 века, которые увеселяли наших предков в скучные вечера. Эти развлечения не требуют ни особого инвентаря, ни подготовки. А играть можно и в маленькой группе, и в семье, и в большой компании детей и взрослых.

Выбирается «водырь» (сейчас мы называем его «водящий», а дети даже сейчас часто говорят по-старинке с ударением на первом слоге — «вОда»). Водырю завязываются глаза. Остальные участники игры – игроки. В этой игре они называются «дергальщики». Правило игры: игрокам запрещается сходить со своего места. При нарушении этого правила игрок становится «водырем».

Ход игры: Водырь стоит в центре комнаты с завязанными глазами. Игроки заходят в комнату и садятся около стен. Водырь начинает ходить по комнате. Игроки привлекают внимание водыря, «дёргают» его. Например, говорят «Дёрг-дёрг» или шуршат ногами по полу или шуршат своей одеждой по очереди. Вот кто-то дернул водыря за подол. И тут же с другой стороны зашептали: «Дёрг-дерг», а после этого новый звук – кто-то хлопает по коленям. Водырю нужно угадать, кто его дернул (то есть сказал или хлопнул или издал какой-то звук). Если он угадал, то он передает свою роль дергальщику. Тогда дергальщик, которого разгадали, становится водырем в новой игре. Задача игроков – путать водыря, чтобы он не мог догадаться, кто это. Поэтому они могут говорить не своим голосом – писклявым или наоборот басом и т.д.

Очень простая игра. Все становятся в кружок и бросают вверх кусок ваты (необходимо его распушить, рулончик ваты бросать бесполезно — не полетит :). Задача в том, чтобы не дать вате упасть. Тот игрок, возле кого охлопок упадет, платит фант (поет песню, кукарекает, читает стихотворение и т.д.). Поэтому все стараются побыстрее отдуть охлопок от себя к соседу. Охлопок летает то выше, то ниже, поэтому игроки то приседают, то встают на цыпочки, то наклоняются. Обычно получается очень смешная картинка.

Если играющих мало, то игра проводится за столом. Подбрасывают охлопок, а руки держат под столом. Рядом с кем охлопок «приземлился», тот и платит штраф – фант.

Выбирается водящий. Игроки сидят за столом,а под столом по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, привязанный к нитке. При этом приговаривают:

Ах, крылышко, торопись,

Не запнись и не сорвись,

Не гляди из-под стола,

А то будет беда.

Передавать предмет на нитке надо так, чтобы водящий не догадался, у кого сейчас «крылышко». Поэтому игроки, даже не имея крылышка, делают вид, что его передают, перемигиваются друг с другом и всячески пытаются запутать водящего. На последнем слове в тексте (это слово «беда») «крылышко» останавливается у одного из игроков. Задача водящего угадать, у кого находится крылышко, где оно остановилось. Если он отгадал, то этот игрок с крылышком в руках в следующей игре становится водящим. Если же нет, то водящий платит фант. Выкуп фанта – песня, пляска, загадка, поздравление или фокус. Важно при передаче предмета на нитке нитку не порвать. Кто порвал ниточку тоже платит фант.

ИГРА «ПТИЦЫ ЛЕТАЮТ»

Все игроки сидят в кругу за столом. Одна рука находится на столе. Ведущий начинает рассказ: «Я много путешествовал по разным странам. И пришел к такому замечательному выводу: все живые существа, покрытые перьями, летают. Все птицы летают». На последних словах ведущий поднимает указательный палец руки вверх и все повторяют за ним. Сообщается правило игры: если это птица, и она летает, то надо поднять указательный палец вверх. Дальше ведущий продолжает: «И утки летают (водящий и игроки на каждую правильную фразу поднимают палец вверх), и гуси летают, и синицы летают. И львы летают» Многие игроки автоматически поднимут пальцы вверх. И ошибутся. Игру надо проводить в быстром темпе, чередуя птиц, зверей, рыб, насекомых (они тоже летают, но ведь они не птицы, и потому не надо поднимать палец), летающие предметы – осенние листья, стрела (поднимать палец не нужно, ведь это не птица). Все, кто ошибся, в конце игры платят фанты – выполняют простые задания.

Очень простая и веселая игра на внимание, в которой даже взрослые часто ошибаются. Вам понадобятся широкие атласные ленты длиной примерно метр. Сколько в игре игроков – столько Вам нужно лент. Ведущий игры становится в центр комнаты, а вокруг него на стульях сидят игроки. Стулья поставлены в кружок. Водящий в центре круга держит все ленточки. Он подает второй конец ленты каждому игроку. Ленты лучами солнышка идут от него к игрокам. Ведущий в быстром темпе говорит то «Тяни», то «Пускай». А в чем же «изюминка» этой веселой игры? А в том, что на слово «тяни» надо ленту отпустить. А вот на слово «пускай» надо ленту, наоборот натянуть! Ошибок будет много! В этой игре за ошибки можно собирать фанты. А можно наоборот – играть на победителя, который получит маленький приз за то, что не ошибся.

Игроки стоят или сидят в кругу. Каждый игрок называет себя именем какого-то животного. Например, «Я заяц». «А я лиса» и т.д. Когда все запомнили новые имена друг друга, начинается игра. Возьмите деревянную (старинный вариант) или пластмассовую тарелку, миску (современный вариант) и сильно раскрутите ее, чтобы она завертелась (Вместо тарелки можно использовать и многие другие современные предметы, например, рулончик канцелярского скотча. Главное, чтобы предмет можно было закрутить). Когда тарелка закрутилась, сразу же выкрикивайте имя одного из игроков. Например: «Заяц, лови!». Зайцу надо успеть перехватить крутящуюся тарелку, пока она не упала. Теперь заяц закручивает тарелку и зовет другого игрока: «Медведь, лови!» и т.д. В этой игре развивается быстрота реакции, всем игрокам нужно быть очень проворными, внимательными и хваткими. Тот, кто не успел схватить тарелку, платит фант.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


«Старинные народные игры, как средство развития духовной и физической культуры личности»

Народные подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Подвижная игра представляет собой первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательно.


«Старинные народные игры, как средство развития духовной и физической культуры личности»

Народные подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Подвижная игра представляет собой первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательно.


«Молодая зима с гор на санках катается». Старинная народная кукла «Санница»

На Руси 7 декабря, в день святой Екатерины, начинались шумные гулянья, устанавливались санные дороги и происходили первые катания на санях. В народе так говорили:«Катеринин день пришёл — катанье привё.


Консультация для родителей Веселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе. Детские игры дома: старинные русские игры

Консультация для родителейВеселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе.Детские игры дома: старинные русские игры.


Старинный народный праздник Ярилин день (Макушка лета).

Презентация знакомит детей подготовительной группы с народным праздником «Ярилин день (Макушка лета)». Его историей, традициями и приметами.


ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ «СТАРИННАЯ НАРОДНАЯ ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ»

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ «СТАРИННАЯ НАРОДНАЯ ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ».


Фотоотчет физкультурного досуга «Старинная народная игра в жизни детей».

Фотоотчет физкультурного досуга «Старинная народная игра в жизни детей». .

Сегодня мы хотим познакомить вас со статьей "Русская народная игрушка в 19 веке" из сборника "Игрушка, ее история и значения" , который был опубликован в Москве в начале 20 века. В этой книге знаменитый коллекционер и основатель музея игрушки в Москве Николай Дмитриевич Бартрам собрал несколько статей об игрушках разных авторов - специалистов в разных областях, охватив много разных важных тем: это и русские народные игрушки, и игрушечное производство, и игрушки у малокультурных народов, есть также статья о важной роли игрушек в развитии детей.

Первая статья, о которой мы рассказывали в предыдущих публикациях, называлась "Исторический очерк развития игрушек и игрушечного производства на Западе и в России" , её автор - психолог и психиатр, специалист по игрушкам, детским играм и детским рисункам Лев Оршанский . Ссылки на эту статью можно найти ниже под публикацией.

Сегодня мы будем исследовать вопрос о русских народных игрушках и что о них знали в начале 20 века. Автор статьи Сергей Глаголь .

Фото к опубликованной статье подписаны составителями, дополнительные фото для иллюстрации нашей публикации не имеют прямого отношения к содержанию статьи.

Русская народная игрушка в 19 веке

"Если вы хотите узнать людей, — приглядитесь, как и чем играют их дети.

Так говорит житейская мудрость, и она права, потому что дети — маленькие обезьянки. Игры их — жизнь, и в этих играх они, как в зеркале, отражают то, что происходит вокруг них в жизни взрослых.

Но если так, то не отражают ли дети в своих играх и того, что происходит в окружающей жизни целого общества и даже народа в данное время, и не запечатлевается ли эта жизнь на тех игрушках, которыми играют дети? Вот вопрос, достойный внимательного изучения. Но, к сожалению, материалов для него так мало, что если и возможны какие-либо выводы, то лишь очень смутные и неопределенные.

Игрушка — вещь дня. Ее не берегут и не хранят. Изломанную, ее выбрасывают в мусорную яму. Такова ее обычная судьба. Если же иногда, попадая в руки взрослых, она уцелевает, то это или случайность (просто ее забыли на чердаке или в пыли на полке, в заваленной ненужным скарбом кладовой), или вызывается исключительными обстоятельствами (ее берегли, как память любимого ребенка и т. п.).

Только в самое последнее время игрушка возбудила к себе общий интерес. Игрушки стали собирать, описывать, помещать в музеи и т. д.

Русская игрушка до самого последнего времени, по крайней мере — в средней и северной полосе, была по преимуществу деревянной резной. К этим игрушкам следует относиться с особым вниманием — и не только как к предметам, доставляющим радость детям, но и как к проявлению народной скульптуры . Резчик переносит свои жизненные наблюдения на игрушку, невольно придавая реальным формам условность навыка. Приемы работы передаются из поколения в поколение, и поэтому русская народная деревянная игрушка до сего времени облекается в весьма своеобразные формы и образы.

Если игрушка не предназначалась в продажу, а прямо передавалась ребенку, то часто в дело шел обломок сучка с изгибами, напоминающими фигуру человека или зверя, лишь немного оправленный ножом; в подобных игрушках очень любопытно проследить, как мысль исполнителя зависит от форм материала.

Работая для продажи, резчик стремится, поскольку это позволяет копеечная стоимость вещи, передать больше правды, но недостаток техники затрудняет — ему приходится, пользуясь навыком, придавать фигурам орнаментальные формы, сохраняя лишь самую идею предмета. Так, например, игрушечные кони полны энергии и движения, в птицах характерно передан их полет, но сами они далеки от правды.

Любопытно отметить, как игрушечник, желающий доставить удовольствие детям, выполняет, главным образом, то, что привлекает его самого, — он изображает женщину (нарядно разукрашенную), лихих коней и птиц, радующих его, как охотника.

О русской народной игрушке допетровского времени мы знаем мало определенного. От того времени почти не сохранилось ничего, и даже об игрушках последних десятилетий XVIII века можно говорить очень гадательно.

Несомненно только, что наивный резчик-художник был под сильным впечатлением тех иноземных новшеств, которые поражали его в помещичьих парках, в одеяниях дворовой челяди или самих господ.

Таковы, например, крошечные деревянные амуры (попадающиеся в так называемой „китайской мелочи“), или намеки на букли парика и шпагу у Щелкуна, который, кто знает, быть может, и сам пришел к нам с Запада) в виде завезенной в глухое поместье заморской, диковинной игрушки.

Полнее уцелело наследие царствований Александра I и Николая I. Отечественная война обратила внимание всей России на ее армию. Значение армии сделалось для каждого ярким. В рядах войска побывало чуть ли не все молодое поколение тогдашнего дворянства, а проходившие через города и села войска познакомили с разными его видами горожан и поселян.

Общим кумиром сделались герои Отечественной войны: Кутузов, Барклай и, главным образом, лихой казачий генерал Платов, а за ними и вообще храбрый генерал, ведущий в бой колонны войска; гусар, лихо закрутивший ус перед провинциальной красавицей; гарцующий на коне улан и бравый кирасир в ботфортах или казак с пикою, несущийся на врага.

Военный же дух николаевского времени еще более закрепил это общее внимание к войску. Батальные сюжеты и, главным образом, портреты популярных генералов в раскрашенных гравюрах украшают кабинеты помещичьих усадьб, и они же в миллионных лубочных картинах рассеиваются по всей России. Несомненно, игрушка должна была отразить на себе это общее увлечение.

Дети хотели играть теми солдатиками, генералами, офицерами и и в те сражения, про которые говорили взрослые. И, действительно, на игрушечном рынке появляется бесконечное количество деревянных солдатиков — и конных, и пеших, и с пушками, и поодиночке, и целыми взводами, то в крошечном виде, чуть не в кедровый орешек величиною, то в вершок и два и более, до двухаршинных часовых, стоящих у огромных полосатых будок.

Снабженные надлежащим механизмом из согнутой проволочки, бравые барабанщики с треском бьют в свои барабаны, часовые стоят у своих будок или шлагбаумов, взяв „на караул“, солдаты стройно маршируют, пушки стреляют деревянной пулькой на ниточке, скачут на конях казаки, в киверах набекрень, лихо гарцует на безумном коне генерал и т. п. Скобелев.

Игрушки эти, воспроизводя знакомые всем образы, казались забавными и взрослым. Забавно было отставному улану или вдове гусара увидеть знакомую форму обмундирования, курьезно стилизованную руками наивного кустаря. Но для детей эта забава взрослых была настоящей радостью жизни, радовала глаз своими нарядными красками и формами, радовала она и сознание ребенка, воспроизводя невиданную диковину, или давая воплощение тому, о чем он слышал от взрослых рассказы, о чем грезил в своих снах.

Нарядная обмундировка войска, вызывающая иногда усмешку на устах человека большого умственного развития, в сущности обоснована на бессознательно угаданном психологическом законе. Любуясь внешностью предмета, его окраской, бодрым видом, мы невольно переносим наше чувство на самое содержание предмета, приписываем ему заранее внутреннюю привлекательность, действительную отвагу и другие качества.

Рёскин однажды высказал ту же мысль, говоря, что если бы войска были одеты в траурные, невзрачные цвета, то большой вопрос, пользовалась ли бы армия той общей любовью, как теперь.

В детях восторг перед ярко раскрашенными человечками, грозно идущими в бой или скачущими на конях, особенно ярко подчеркивает это влечение человека к внешней нарядности жизни. Многие из этих игрушек почти целиком скопированы с лубков. Только в резьбе формы еще грубее, еще более упрощены.

Скопированность этих генералов с лубочной картинки иногда даже ярко подчеркивается тем, что и на игрушке, как на лубке, под ногами огромного генеральского коня идут в бой крошечные русские солдатики, а „турки падают как чурки“ среди уступов земли, напоминающих собою те стилизованные утесы, которые игрушечник видал написанными еще на старинных иконах.

Это наивное выражение почтения к герою, пренебрежения к простому „пушечному мясу“ и презрения к врагу, как в лубке, так и в игрушке, является тоже характерным отражением того квасного патриотизма, который до сих пор еще при каждой новой войне грозит врага „шапками закидать“ и стелется по земле при грозном оклике каждого чиновного лица. С лубочной же картинки брал игрушечник и бытовые сцены, например, девицу, которая гонит гусей („Гуси-лебеди домой“), пастуха с стадом или безобразную картину „Урок мужьям-дуракам и женам-щеголихам“.

Здесь и на игрушке отразились грубость патриархальных семейных нравов и бесправное положение женщины в деревне. Грубая сцена не только не вызывала ни в ком протеста, но даже казалась забавною, и для забавы ее воспроизводили перед детскими глазами в игрушке.

Другая, того же характера, сцена воспроизводит уже прямо из жизни нравы крепостного времени в подвижной игрушке, изображающей порку розгами. На скамье, или кобыле, в надлежащей позе мужик, а по бокам два других с розгами в руках. При вращении проволочной рукоятки воздающие возмездие приходят в движение и всыпают наказуемому столько горячих, сколько пожелает играющий.

На другой игрушке, иногда тоже подвижной, с вращающимися фигурами, — медведь с „козой“, то есть одетым козою мальчишкой, с вожаком или с кузнецом, при чем у обоих — у кузнеца в руках, а у медведя в лапах — молотки, и они поочередно бьют ими по наковальне. Трудно сказать, попал ли медведь в игрушку с лубка или из жизни, но несомненно, что и лубок нередко брал своим сюжетом ученого медведя, и в жизни еще на памяти многих цепные медведи, обученные разным фокусам, были любимым развлечением толпы и на ярмарках и просто на улицах захолустных городков. Во всяком случае и в этом перенесении в игрушку медведя-плясуна мы видим снова то же претворение забавы взрослых в наивную радость детей.

Первую статью из сборника "Игрушка. Её история и значение" психолога и психиатра Льва Оршанского "Исторический очерк развития игрушек и игрушечного производства на Западе и в России":

Подготовка материала: Милена Курганова, директор галереи "Кукольный переулок", директор Международного Объединение Авторов кукол, куратор и экскурсовод выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды", соорганизатор выставки "Праздник кукол. Кремль в Измайлово"

Филиал галереи находится в Московском театре кукол (МТК) на Спартаковской улице

В Сергиевом-Посаде есть музей игрушек :старый особняк красного кирпича над Келарским прудом напротив Троице-Сергиевой лавры, конечно, самый волшебный из всех музеев. Несмотря на название, он притягивает взрослых не меньше, чем детей. В музее хранятся игрушки, в которые играли дети последнего русского императора Николая II.

Музей грушек в Сергиевом Посаде.

У этих игрушек очень непростая судьба. Вот, что рассказывает главный хранитель музея Тамара Никитична Атюшева:

"С 1918 по 1931 год, были постоянные экспозиции в Александровском дворце в Царском Селе: «Детская половина», «Комната младших княжон» или «Комната наследника». Естественно, там были и игрушки. А потом, после 31-го года, все царское, и особенно то, что не вписывалось в образ «монархов - угнетателей трудового народа», стали стирать со счастливого лица новой советской жизни.

После 1931 года экспозиции эти были свернуты. Игрушки и вещи царских детей были распределены по детским домам, приютам. И с тех пор следы царских игрушек официально теряются. Те, что не исчезли в детских домах, принял на хранение наш музей в 32-м году. У музея не было тогда даже своего помещения, и игрушки хранились в запасниках Загорского НИИ игрушки и в музее-заповеднике на территории лавры. Причем без всякого указания, что это вещи особенные. Просто «Куклы XIX века», и все. Нашлись, к счастью, энтузиасты, которые по своей инициативе их поддерживали, реставрировали, одна из реставраторов даже отрезала себе волосы и подарила их одной из кукол."

«В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них. И даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах», — записала однажды в своем дневнике императрица Александра Федоровна.
О том, какими принципами в воспитании руководствовались последний русский император и его супруга, можно судить в том числе по игрушкам, в которые играли цесаревич и великие княжны.

Царские дети получали игрушки-развлечения только в праздники. В остальное время у них были игры, как сейчас говорят, для самостоятельного творчества. Например, различные картонные наборы для изучения языков, географии, царских династий. Например, «Историческое лото с портретами Государей Земли Русской».

Какими игрушками играли дети царя., фото № 1

Настольная игра "Путешествие по России" 1885 год.

Был бумажный настольный детский театр «Жизнь за царя». Это вообще удивительная вещь. Четыре действия и пять картин оперы М. И. Глинки легли в основу настольного театра. В его составе 34 предмета из картона: сцена, кулисы, фигуры героев. Эта игра некогда собирала вокруг большого стола всех членов царской семьи, разыгрывавших сценки этого домашнего спектакля.

Декорации к спектаклю "Жизнь за царя"

Какими игрушками играли дети царя., фото № 2

У цесаревича Алексея был театр Гиньоль , принадлежащий Музею игрушки Театра кукол имени С. В. Образцова. Кстати, «августейшее происхождение» семейного кукольного театра было раскрыто совершенно случайно лишь несколько лет назад.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 3

У цесаревича был набор для тиснения по коже: начиная с кусочков кожи, которую можно вырезать по трафаретам, штампиком сделать фактурной, подтонировать и изготовить, скажем, рамку для фотографии. На один из праздников маленький Алексей получил в подарок конструктор в виде часов-ходиков. Он сам собирал их по схеме, приобретая навыки часовщика. В музей игрушек эти часы попали разобранными на детали,когда часовщики их собрали, они пошли.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 4

Шахматы, которыми играли дети в царской семье.

У княжон были наборы для шитья платьев на кукол. Вообще, у детей Николая IIбыло много кукол, например, куклы в костюме крестьянки Тульской губернии, крестьянки Московской губернии, куклы «татарка», «армянка», «осетинка».

Кукла фирмы Simon & Halbig в осетинском костюме.

Великие княжны и цесаревич воспитывались в любви и уважении к народам огромной Империи.
Был игрушечный терем, и большая шкатулка-ларец, вызывающая ассоциации с произведениями русских сказок и народного искусства. Все вещи выполнены с тщательностью и вниманием к традициям. Все это показатель того, что детям (особенно наследнику) внушалось: нельзя стоять во главе народа, не осознавая его глубинных, культурных и духовных ценностей.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 6

Какими игрушками играли дети царя., фото № 7

Примерно так выглядела комната великих княжон. Фото с выставки.

Дочери русского императора имели большую коллекцию кукол из англии, Франции, Германии и России, особенно любимимы были немецкие форфорвые куклы с закрывающимися глазами и с натуральными волосами.Одеты эти красавицы были в великолепные платья из батиста и атласа, украшенные кружевами.
При взгляде на принадлежавшие великим княжнам куклы с их многочисленными изящными платьицами, шляпками, юбками, сумочками и украшениями — просто дух захватывает.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 8

Какими игрушками играли дети царя., фото № 9

Можно предположить, что платьица для кукол были сшиты самими царскими дочерьми. Известно, что Александра Федоровна не любила сидеть без дела и приучала своих дочек к труду. И как известно, плоды этого воспитания сказались в 1914 году, когда старшие великие княжны работали в госпитале, выполняя там самую тяжелую работу.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 10

Какими игрушками играли дети царя., фото № 11

Кукла «Царица». Франция, 1880-е гг.
Фарфор, стекло, ткань, мохер, парча, мех, галун. Высота 32 см.

Кукла в форме солдата лейб-гвардии Семёновского полка. Германия, 1910-е гг.
Метал, стекло, ткань, кожа. Высота 65 см.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 12

В игрушках царской семьи поражает не только качество исполнения самой игрушки, но и то мастерство с которым выполнены аксессуары для нее, будь то одежда или предметы интерьера. У княжон был великолепный чайный сервиз мейсенского фарфора: туда входили чашечки, чайники, сахарница, молочник, маленькие ложечки.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 13

Подлинный медвежонок Альфонсо, принадлежавший Княжне Ксении Романовой.

Царственные родители чрезвычайно волновались за состояние здоровья цесаревича, которое могло сильно ухудшиться от малейшей травмы, от обычного падения. Естественно, еще тщательнее его оберегали от опасных предметов в детской комнате. Но, несмотря на это, Алексей воспитывался прежде всего как будущий наследник престола, которому предстоит управлять огромной державой, и в том числе армией. У него было все, что следует иметь маленькому воину: игрушечная трехлинейная винтовка системы Мосина, игрушечные сабли, игрушечный корабль («Броненосец «Севастополь»), сигнальные флажки, треугольный красный вымпел с белым крестом. А еще то, что вызовет восторг и у современных, казалось бы, во всем искушенных, детей — электрическая железная дорога. Да не простая, а со станциями и туннелями, с огромным паровозом.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 14

Электрическая железная дорога. Германия, начало ХХ века.
Металл, штамповка, окраска.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 15

Какими игрушками играли дети царя., фото № 16

Игровая комната Алексея . Александровский дворец в Царском Селе.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 17

Солдатики. Россия, начало ХХ века.
Мастика, дерево, роспись.
Пушка на лафете. Германия, начало ХХ века.
Жесть, штамповка, окраска.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 18

Фишки-кораблики из настольной игры. Россия, начало ХХ века.
Металл, штамповка, окраска. Высота 3 см.
В царской семье заботились о физическом воспитании детей, что подтверждает сохранившийся до наших дней сундук с набором из 36 игр, среди которых бадминтон, кегли, соревновательная «игра в индейцев».

Какими игрушками играли дети царя., фото № 20

Велосипед, на котором катался царь.

В этом году 2 июняв Государственном музее-заповеднике "Царское Село"состоялось открытие выставки «Александровский дворец. В гостях на Детской половине.

Основная задача выставки – освещение одного из важных аспектов истории царскосельской резиденции, рассказ о детских годах, воспитании и образовании венценосных особ, любивших Царское Село. Это первый шаг на пути «возвращения» к жизни уникального историко-художественного комплекса комнат Детской половины Александровского дворца.

Надо сказать, что все детские игры были привязаны к календарю. Зимой это были подвижные игры, участие в колядках, по весне изготавливали птиц из теста, тряпок и глины и с обрядами «закличками» призывали весну. На Пасху катали яйца, познавая в такой нехитрой игре картину мироустройства.


Во всех детских играх «проигрывались» все важные обряды взрослых: рождение, похороны, Масленница и Пасха. Особое внимание уделялось свадьбам. Для этого со всего села собирались группы детей обоего пола. Каждая девочка приносила свой короб с куклами. Таким образом в игре их было по нескольку десятков штук. Разыгрывались с песнями и обрядами все этапы этого торжества: сватовство, посиделки, баня, расплетание косы и т.д.
Взрослые к детским играм были внимательны, всегда оставляли лоскутки на шитье, никогда игрушек не выбрасывали и потешных построек не разрушали. Напротив, к каждому празднику непременно старались радовать чадо новой потехой.
Археологические находки свидетельствуют о том, что уже с X в. ремесленники Киева, а затем Новгорода вместе с прочими изделиями делали игрушки. В Киеве были найдены глиняные свистульки, бараны, коньки, птички (X в.). К более позднему времени относятся находки в Новгороде (XII—XIII вв.). Это лодочки, скакалки, детское оружие, игрушечные инструменты, волчки, кони, куклы. Игрушки XII—XIII вв. сохранились на территории Рязани и Твери. Это игрушечная посуда, глиняные свистульки.




Народная крестьянская игрушка была многофункциональной, выполняла разные роли. Это была и детская забава, и средство воспитания, и предмет магии, и праздничный подарок, и свадебный атрибут, и украшение, и все это выполняло одну главную функцию — функцию духовного общения. Игрушка была одним из тех средств, с помощью которых старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло накопленный жизненный опыт. Она тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с Родом, являлась копилкой народной памяти.


Антикварную куклу купить можно в нашем Шопике

Как же интересно! Спасибо! Было так приятно читать, что взрослые способствовали долгой и активной игре детей. Вроде необразованные люди были, а понимали и уважали игру в кукол. А сейчас и высмеять могут: взрослая, а все в куклы играешь. Видимо ушли мы от природы, от понимания душевных потребностей.

Здравствуйте, Маргарита! Спасибо за интереснейшую публикацию о крестьянских игрушках — в них видна народная мудрость и красота! Буду читать ещё не раз!

Русские мастера творили из глины и дерева наряду с посудой и другими бытовыми предметами ещё и диковинные игрушки, отражавшие детали обихода того времени, национальные узоры и орнаменты и даже тайные смыслы, понятные жителю той эпохи. По словам А.К. Чекалова, исследовавшего промыслы русского Севера: «Народное творчество – это сама природа, сказочный Феникс, возрождающийся, чтобы умереть. Это не примитивный реликт, а зеркальное отражение реальной жизни». Попробуем и мы погрузиться в тайны, которые скрывают старинные игрушки наших предков.

Глиняные свистульки и игрушки

Полые игрушки из глины, способные издавать свист, пришли в обиход от древних ритуалов. Шаманы, волхвы и колдуны, общающиеся с невидимыми высшими или низшими силами, использовали инструменты, издающие самые необычные звуки. Какими-то приманивали неведомых помощников. Другие, напротив, отпугивали, прогоняли злых духов прочь. Считалось, что определённые звуки могут призвать ветер, чтобы закрутить крылья мельниц, или пролить дождь на высохшие поля. Игрушки на Руси – это не только предмет для развлечений. Детям вручали глиняные свистульки в качестве оберега.

Самой знаменитой глиняной российской поделкой называют дымковскую игрушку, которой славилась заречная слобода Дымково близ Вятки, ныне вошедшая в территорию города Киров. Появление свистулечного промысла в тех местах неслучайно. Историки говорят о двух основных причинах популярности свистулек в том регионе. Первая связана с печальным Хлыновским побоищем. Когда Хлынов-град (прежнее название Вятки) осадили новгородцы, жители позвали на помощь дружину Великого Устюга. Но союзное войско, прибывшее ночью, было приняло за неприятеля и перебито. Поминки погибших союзников провели под пересвисты, что положило начало празднику свистопляски или свистуньи. По другой версии Свистунья – весёлый праздник на четвёртую субботу после Пасхи, когда народ радовался окончательному приходу тепла и приближению лета. Ожившую весной природу символизировали глиняные фигурки домашних и диких животных, раскрашенные яркими красками.

Искусствоведы делят старорусские игрушки в виде глиняных свистулек на три категории. Первые имеют внутреннюю полость, причём, чем значительнее её объём, тем ниже звук, издаваемый свистулькой. Звуки, издаваемые второй категорией, целиком зависят от конструкции свистка, который мастерят обособленно, а потом прилепляют к основной фигурке. Единым целым их делает общая окраска. Третья категория может быть обычной внутренне-полостной свистулькой, однако если в неё набрать немного воды, то свист становится переливчатым. За издаваемые трели такие водяные свистульки получили прозвище «соловей».

До появления устойчивого спроса выделка глиняных игрушек сопутствовала гончарному промыслу. Сам мастер часто занимался только изготовлением свистка, а лепить сопутствующую фигуру поручал жене или детям. На раннем этапе обычные глиняные фигурки раскупались на ярмарках не столь активно, как свистульки. Дети, получив игрушку, начинали искать отверстия для свиста и очень огорчались, если не могли их обнаружить. Уяснив запрос, мастера начали приспосабливать свистульки, встраивая их порой в самые неожиданные места. Яркие глиняные игрушки притягивали взор и помогали продавать обычные горшки, миски или корчаги.

Большую популярность также снискала жбанниковская глиняная игрушка (Нижегородские земли). Хотя она названа по имени деревни Жбанниково, лепила подобные свистульки вся округа. Для жбанниковской свистульки характерна треугольная форма и три точки опоры. Собственно, оформлением различалась лишь верхняя часть свистульки, показывая чудо-птицу или конного воина. «Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а дает сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущения обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности, как в сказке о выдуманном и в то же время таком реальном коньке-горбунке», - писал о жбанниковской свистульке её исследователь Геннадий Блинов. Мастера стремились удивить свистульками, экспериментируя со звуком, и порой встраивали в одну свистульку целый оркестр. Отверстия для свиста можно было найти не только в хвостовой части, но и рогах. Жбанниковская глиняная игрушка обладает характерной окраской, включающую нанесение на однотонный фон россыпи цветных точек или узоров. Применяют для её оформления и узоры, которыми славится Хохлома, Семёнов и Полховский Майдан. Зачастую в росписи можно узнать городецкие мотивы. Такие жбанниковские свистульки иногда относят к городецкой игрушке, хотя они сделаны из глины, а не из дерева.

Разглядывая дымковскую или жбанниковскую игрушку, порой подумаешь, что это исконно русское творчество. Но теми же глиняными свистульками с самобытной росписью могут похвастаться гуцульские мастера, а выше показана глиняная фигурка всадника на лошади, сделанная в высокогорном дагестанском ауле Балхар. За этого всадника на аукционе, состоявшемся в январе 2021 года, заплатили 80 000 рублей. Интересно, что большинство балхарских игрушек сделаны женщинами. Когда-то производство представляло настоящий ритуал: глину месили ногами, исполняя народные песни. После лепки фигурки тщательно сушили и украшали узорчатой росписью с национальными мотивами.

Тряпичные и соломенные куклы

Древние куклы, которыми игрались деревенские малыши много веков назад, совершенно непохожи на их пластиковых сестричек, которых предпочитают дети нашего времени. Популярность их на протяжении долгого периода обеспечивалась простотой изготовления. Для создания куклы требовались обрывки ткани и наполнитель, которым часто выступала обычная зола. Если же за выделку бралась мастерица, то её куклу можно было подарить, настолько красиво смотрелась на ней одёжка и украшение.

Почему же древние куклы гладколицые? Что мешало нарисовать глаза, нос, рот? Оказывается, это связано с бытующими поверьями, что куклы только кажутся неживыми. Будь у куклы глаза, она бы высматривала всё, что творится в семействе. Окажись она в посторонних руках, нарисованный рот выболтал бы знающему человеку сокровенные тайны чужого рода. Для своих детей родители делали куклы из лоскутков ношеной одежды: считалось, что так передавалась детям семейная сила (традиционно в ношеную одежду заворачивали и новорожденных). Если же куклу готовили в подарок или на продажу, то на выделку шла покупная ткань. Мистическую силу передавали кукле, если её изначально мастерили в виде оберега от всяческих хворей, недугов и болезней (куклы, которые имеют прозвище «лихоманки» или «лихорадки»).

Искусствоведы выделяют в русской тряпичной кукле несколько видов, обусловленных местными традициями той или иной территории:

  • столбушка или палочковая кукла (столбец, полено, чурка, щепка, лучина);
  • крестушка (крестообразное основание, обмотанное тряпками);
  • узелковая кукла, созданная из тряпок, завязанных узлами;
  • набивная кукла (фигурный мешочек с наполнителем).

На северных землях преобладали палочковые куклы, в южных областях – набивные с большой головой, в центральных районах – набивные куклы, чьи части сшивались. Варианты набивки тоже имели смысловое наполнение. Кукольную голову заполняли счёсом женских волос, шерстью или обрезками меха домашних животных. Иногда в голове древней куклы прячется клубок. Он не только придавал голове нужную шарообразную форму, но как бы подталкивал играющую с куклой девочку к будущему рукоделию. Тело чаще всего заполняли тряпками или золой. Исследователи связывают последнюю с силами огня и духами идолов – каменных баб. Тот же кубок символически – это магический атрибут, с помощью которого богиня Мокошь, прядёт человеческую судьбу. Его же связывают со святой Параскевой Пятницей, которая покровительствует ткачеству и прядению.

Подготовка основы набивной куклы много времени не занимало. В лоскут ткани засыпалась зола. «Голова» получалась перевязкой, затем её смачивали водой. Когда «голова» подсыхала, её обтягивали белой тканью. Туловище-мешочек получали выворотным способом, а после туго набивали золой, подворачивали нижний конец и завязывали по талии ниткой. Если сомневались в прочности ткани, то задействовали второй слой, чтобы зола не высыпалась. А вот многослойное обряжение куклы – это уже кропотливый труд. Но в результате ребёнок получал нарядную белолицую красавицу.

Безликими оставались куклы из кудели и соломы. Соломенные куколки мастерили повсеместно, потому что материал был всегда под рукой и не требовал хитростей в обработке. Достаточно было перегнуть пучки соломы в нужных местах и перевязать нитками. На одёжку соломенной девице шли всё те же лоскутки. Часто в гардеробе соломенных кукол преобладает красный цвет или есть яркая деталь с оттенками красного. Ведь «красное» не только синонимично «красивому», но также несёт защитное (обережное) свойство.

Народные куклы обретают черты лица лишь ближе к концу 19-го столетия, когда окончательное превращается в игрушку – предмет развлечения. Кукле становятся необходимы яркие черты и нарочитая привлекательность. В одежде или лице таких куколок легко угадать их сословие или происхождение: платье и головной убор показывали гордую барыню, зажиточную горожанку или крестьянскую девушку, принарядившуюся для деревенского праздника. Первоначально лицо обрисовывали углём, но потом стали применять стойкие краски, вышивку или те же лоскутки. В зависимости от места производства черты лица могут принимать характерные отличия. Но некоторые мастера даже сейчас оставляют тряпичные или соломенные куклы безликими.

Деревянные игрушки

Резные игрушки проделали вместе с человечеством длинный многовековой путь. На момент создания статьи древнейшей игрушкой считается фигурка, вырезанная из кости мамонта. Её обнаружили на раскопках близ столицы Моравии (часть современной Чехии). Учёные оценили её возраст в 30 000 или даже 35 000 лет. Но это не означает, что игрушки не делали раньше. Просто эти находки у археологов пока впереди. Считают, что игрушки Древней Руси для детей (а не для совершения обрядов) начали делать из дерева в IX веке. Как и глиняные игрушки, часть деревянных поделок была тесно связана со звуками, отгоняющими злых духов: трещотки и те же свистульки. Однако вырезали и фигурки без полостей. Первые письменные упоминания об игрушечных промыслах датируются началом 15-го столетия.

Из числа народных промыслов, относящихся к игрушкам из дерева, наиболее известна Сергиево-Посадская (Загорская) игрушка. Именно в Сергиевом Посаде, начиная с XV века, зародилось мастерство резных игрушек, которые после раскраски привозили на Сергиево-Посадское торжище. Казалось бы, игрушки – дело, сугубо мирское, но даже в Троице-Сергиевой лавре занимались её выделкой из дерева и раскраской, достигая больших высот. Заезжие купцы потом продавали эти деревянные детские игрушки по всей округе, а близость к Первопрестольной тоже сыграла важную роль в распространении промысла. Уже на Московском торгу поделки перекупали богатые жители столицы, представители боярских родов, придворные. Зафиксировано документами, что именно здесь посадские игрушки, где среди прочих были фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными копиями домов, приобрели для детей Петра Великого. Покупали расписные диковинки и заезжие иностранцы, увозя их потом в Европу.

Мастера старались предложить игрушки на любой кошелёк. Например, у дешёвых кукол одежду рисовали или приклеивали. Куклы подороже одевали в дорогие и прочные костюмы. Вершиной же были нарядные красавицы, чьи платья шили из шёлка, атласа и батиста, отделывая вычурными кружевами. Появилась даже специальность – одевальщица кукол. К началу ХХ века здесь производили около полутора сотен различных кукол в национальных одеждах. Однако фабричное производство, с которым объёмами кустари конкурировать не могли, сильно подкосило промысел, который захирел к началу Первой мировой войны. После революции новая власть не только решила восстановить производство, но и превратило Серигиев Посад (в те годы – Загорск) в своеобразную «игрушечную столицу» России. Здесь размещались Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки, художественно-промышленный техникум игрушки, Музей игрушки и несколько фабрик, которые работали как над возрождением народных промыслов, так и над выпуском современных игрушек.

С посадскими промыслами долгое время конкурировала Богородская игрушка, происходящая из располагавшегося неподалёку селе Богородское. Её зарождение относят к XVII веку. Самобытность её заключается в том, что работу местных мастеров выделяет не окраска (чем славится загорская игрушка), а оригинальный узор дерева и элементы, созданные искусной резьбой. Большую популярность имели подвижные игрушки, из которых самая известная – это «богородские кузнецы», где мужик и медведь поочерёдно бьют молотами по наковальне. Расцвет местного промысла пришёлся на конец XVIII – начало XIX веков.

Не менее знаменита, чем подмосковные промыслы, городецкая игрушка (г. Городец, Нижегородская область). Основой ранних игрушек служила балбешка (часть полена, чурбашек, чурка, болвашек). Обрубок цилиндрической формы раскалывали пополам, получая плоскость спереди и полукруг сзади. На плоскости резьбой создавали контур фигуры и раскрашивали. Сзади балбешку обстругивали, но без шлифовки или окраски. Получались как человеческие фигуры (барыни, няньки, кормилицы), так и подобия животных (коты, петухи и пр.). Наиболее выделялись поделки села Курцево, но не отставали мастера и близлежащих сёл Новинки, Леденцово или Телячье, где собирали знаменитые «колески»-каталки. Тамошним мастерам из поколения в поколение передавали секреты, как без клея и гвоздей соорудить каталку, чтобы её колёсики свободно крутились, но не слетали. Городецкие мастера использовали контурную плоско-выемчатую резьбу геометрического узора, чтобы создать иллюзию объёма. Раскраска применялась лишь для выделения некоторых углублений. Название «Городецкая игрушка» эти поделки получили, когда город Городец стал административным центром округи. В самом Городце знаменитых коней на колёсиках стали вырезать гораздо позднее.

Как всеобщие сказочные сюжеты, послужившие основой для национальных эпосов, переплетаются и мотивы народных промыслов различных территорий России. Например, среди федосеевской игрушки (Нижегородская область) можно отыскать тех же «богородских кузнецов» или фигурки с типично посадской раскраской. А колёсики здесь, возможно, заимствовали от городецких мастеров. Федосеевская топорно-щепная игрушка имеет нарочито грубые очертания, очарование которым придаёт незатейливый растительный орнамент. Эти игрушки получили ласковое прозвище «балясинка» от слова «баляса», обозначающего забаву или шутку.

Говоря о народной деревянной игрушке, невозможно не вспомнить о матрёшке. Кажется, что семейство расписных кукол, находящихся внутри друг дружки, изобретено давно. Но это не так. Хотя выделка разборных игрушек (например, расписных пасхальных яиц с сюрпризом внутри), действительно, уходит вглубь веков, возраст матрёшки не так уж и велик. Её распространению поспособствовали токарные станки, позволяющие точно подгонять очередную куклу к внутреннему пространству предыдущей. Поэтому начало массового производства матрёшки датируют 1890-ми годами. Почему кукла получила именно такое имя? Скорее всего, из-за широких округлых боков. Полных и дородных женщин часто называли «Матрёна» или ласково «Матрёша». Это прозвище перешло и на куклу. Родоначальниками промысла считают мастерскую «Детское воспитание» (г. Москва) и московский Музей кустарных изделий, тоже имевший свои мастерские. Саму деревянную основу выточил токарь Василий Петрович Звёздочкин. Набор состоял из восьми единиц, вложенных друг в друга. Самой большой была девочка с чёрным петухом, в которой прятались ещё пять расписанных под девочку кукол и один мальчик. А неразборной восьмой куклой был спелёнатый младенец. Несмотря на то, что матрёшка получила в 1900 году приз на международной выставке кустарных ремесел в Париже, производство из-за финансовых неурядиц переехало из Москвы в Сергиев Посад. Но переезд как раз и спас матрёшку. Ведь именно в Загорске при СССР промысел расцвёл.

Разборные деревянные куклы из трёх и более элементов стали такой же привычной деталью квартирной обстановки как знаменитые семь слонов. Матрёшки вместе с деревянными грибами и ёлками входили в состав детских наборов счётного материала (кроме того, разборка и сборка деревянных куколок способствует развитию мелкой моторики рук). Семёновская матрёшка известна не менее Сергиево-Посадской. Её раскраска, как считают искусствоведы, ближе по духу к древнерусской росписи. Семёновскую матрёшку отличают и глубокие задумчивые глаза. А вот черты лица за время производства претерпели эволюцию: раньше она была сердитой, но постепенно научилась и улыбаться. Матрёшки выпускали различные советские предприятия (например, Туринская фабрика детской игрушки). Национальные мотивы в росписи заметны на матрёшках Уфы и Сыктывкара. А в Бресте сопрягли свойства двух игрушек, освоив выпуск матрёшек-неваляшек.

Удивительно, что матрёшке немногим больше века, но она успела превратиться в один из самых узнаваемых символов России. Зарубежные туристы стараются прихватить с собой яркую куклу в качестве сувенира. Матрёшечные мастера XXI века удивляют не только росписью, но и вместимостью. В главной матрёшке можно отыскать до 35 её меньших сестёр. Самой вместительной матрёшкой долгое время считалась показанная на выставке «EXPO-70» (г. Осака, Япония), внутри которой находилось более семи десятка фигур (всего 72 позиции). Однако сейчас можно найти сведения, что в фондах Исторического музея хранится стоместная матрёшка. Самый вместительный набор для продажи, куда вошла 51 позиция, изготовили в 2003 году. А самой большой матрёшкой в мире называют тридцатиметровую гигантшу Музея русского творчества в центре китайского города Маньчжурия. Однако она к разборным не относится, а представляет собой корпус здания. Трёхстороння роспись показывает символизированные женские образы русской, монгольской и китайской души.

Читайте также: